Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие изменения ожидают нестационарную и развозную торговлю

Разработанные Минпромторгом России требования к размещению нестационарных и мобильных торговых объектов необходимо существенно скорректировать

aleoks / Depositphotos.com

Уже в феврале Госдума планирует рассмотреть подготовленный министерством законопроект, предусматривающий закрепление в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ) общих требований к организации розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов и развозной торговли (далее – законопроект) 1 . Проектом предполагается, во-первых, уточнение терминологии в данной сфере, определение перечня видов нестационарных торговых объектов, законодательное закрепление таких понятий, как развозная торговля (розничная торговля с использованием мобильных торговых объектов), мобильный торговый объект (оборудованное для продажи товаров транспортное средство, в том числе автолавка, мототранспорт, велосипед и др.). Во-вторых, предлагается определенным образом унифицировать на федеральном уровне правила включения мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов – речь идет именно о длительном размещении уличных объектов – в соответствующую схему и основания исключения из нее, порядок заключения и расторжения договоров на размещение торговых объектов, предусмотреть гарантии для сохранения бизнеса при необходимости перемещения торговой точки в случае, когда место ее размещения требуется для государственных или муниципальных нужд и т. д.

Несмотря на то что и ОП РФ, и уполномоченные по защите прав предпринимателей, и представители бизнес-объединений, как показало состоявшееся вчера в палате нулевое чтение законопроекта, поддерживают идею о более четком и детальном регулировании малого торгового бизнеса (сейчас особенностям размещения нестационарных торговых объектах посвящена лишь одна статья – ст. 10 Закона № 381-ФЗ), тем более что развитие именно таких форматов торговли является очень перспективным для местных производителей и может повысить доступность – по цене и близости размещения торговых точек – качественной продукции для потребителей, ряд положений проекта, по их мнению, требует дополнительного обсуждения и доработки. К наиболее значимым можно отнести следующие.

Применяется ли ЕНВД в отношении розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов? Ответ – в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Объем полномочий органов местного самоуправления. Утверждение на федеральном уровне определенных требований к размещению объектов нестационарной и мобильной торговли должно было, как отметили участники обсуждения, решить имеющуюся сейчас в ряде регионов проблему произвола со стороны органов местного самоуправления при утверждении и корректировке схемы размещения торговых объектов (далее – схема), который заключается, к примеру, в предоставлении преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам и недопуске к данному сегменту рынка других, и принятия новых схем при смене муниципальных властей, что означает, по сути, отсутствие стабильности для работающих в данном населенном пункте предпринимателей. По статистическим данным, такие случаи – причина примерно трети обращений субъектов торговой деятельности к бизнес-омбудсменам. Однако предусмотренный законопроектом объем полномочий органов местного самоуправления может не улучшить, а, напротив, усугубить ситуацию. Так, не поддерживается экспертным сообществом положение о предоставлении муниципалитетам права на установление дополнительных оснований – помимо перечня, который предполагается закрепить в Законе № 381-ФЗ, – недопущения включения в схему мест размещения торговых объектов, что позволит им принимать соответствующие решения в отношении конкретных точек без надлежащей мотивировки. Вместо этого, как полагает представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Владимир Меньшиков, можно было бы указать в федеральном законе, что муниципальными актами может запрещаться или ограничиваться размещение торговых объектов на определенных территориях, например в пределах объектов культурного наследия.

Предъявляемые к торговым объектам требования. Предусмотренная законопроектом возможность утверждения конкретных требований к внешнему виду, предельным габаритам и площади нестационарных торговых объектов у экспертов вопросов не вызывает. А вот закрепление необходимости их соответствия правилам землепользования и застройки, благоустройства территории, пожарной безопасности, экологическим нормативам – без какой-либо конкретизации – и принципиальной возможности сноса в ряде случаев по правилам, установленным для самовольных построек (ст. 222 Гражданского кодекса) фактически приравнивает нестационарные торговые объекты к объектам капитального строительства, что, по мнению участников обсуждения, недопустимо.

Пока нет единой позиции экспертного сообщества по поводу обязательного определения специализации нестационарных и мобильных торговых объектов. Согласно законопроекту она должна указываться в схемах и договорах на размещение и предполагает, что товары соответствующей группы составляют в ассортименте данной торговой точки не менее 80%. Если данное требование все же будет введено, хотя оно противоречит действующему правилу о самостоятельном выборе предпринимателем универсальной или специализированной торговли (п. 4 ч. 2 ст. 8 Закона № 381-ФЗ), необходимо хотя бы снизить минимальную долю специализированного товара до 50%, полагают эксперты.

Включение в схему торговых объектов вне зависимости от формы собственности на земельные участки, на которых они расположены. В настоящее время в схемы вносятся места размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и именно на них распространяется действующее регулирование (ч. 1 ст. 10 Закона № 381-ФЗ). Если такой объект устанавливается на частном земельном участке, и порядок размещения, и условия его использования определяются самим владельцем (ч. 7 указанной статьи). В законопроекте же указано, что схема будет определять места размещения абсолютно всех нестационарных и мобильных торговых объектов, в связи с чем предусматриваются отдельные требования к устанавливаемым на частных земельных участках киоскам, павильонам и т. п. По словам директора Департамента развития внутренней торговли, систематизации цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Никиты Кузнецова, в отсутствие такого регулирования сложно повлиять на внешний вид и параметры таких объектов, и это негативно отражается на восприятии архитектуры населенного пункта в целом. Однако, как подчеркнул консультант юридического отдела аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Александр Голованов, требования как минимум к внешнему виду таких объектов можно установить в правилах благоустройства территории муниципального образования (на основании п. 2 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), и муниципалитет вправе предусмотреть санкции за их несоблюдение. В принципе положение о порядке определения внешнего вида и габаритов находящихся на частных участках торговых объектов можно включить и в Закон № 381-ФЗ, но этим их регулирование должно ограничиться, так как установление более широкого перечня требований приведет к нарушению права частной собственности, уверены эксперты.

Реализация прав на размещение торговых объектов. Согласно законопроекту договор на размещение объекта будет заключаться по результатам торгов на срок от пяти до семи лет с возможностью однократного продления на такой же срок (уже без проведения торгов). По мнению представителей бизнес-объединений, такое ограничение неоправданно, продление должно быть многократным, поскольку только в этом случае предпринимателям будет выгодно вкладывать средства в реконструкцию объекта для нахождения наилучшего архитектурного решения и его переоборудование (утепление и т. п.).

Кроме того, эксперты выступают категорически против введения запрета на уступку прав по договору на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта и на предоставление третьим лицам возможности использовать соответствующие объекты, поскольку возведенные павильоны являются частной собственностью заключившего договор лица, и оно вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Тем не менее для искоренения существующей практики получения права на размещение торгового объекта с целью последующей сдачи его в аренду по завышенной цене следует предусмотреть в законе конкретные случаи, когда такая переуступка возможна, подчеркнул советник Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.

Очень важная норма касается предоставления предпринимателю гарантии получения компенсационного места для размещения торгового объекта в случае, когда участок, на котором он расположен, резервируется для государственных или муниципальных нужд или в его отношении заключается договор об освоении территории и т. д. Но порядок реализации этой гарантии должным образом не определен, в связи с чем предлагается по крайней мере обязательно включать такие места в схему при ее утверждении (сейчас в законопроекте указано, что они предоставляются, только если предусмотрены схемой), причем в определенном процентном соотношении к общему количеству мест размещения.

Регулирование развозной торговли. Поскольку данный вид торговли имеет важнейшее значение для удаленных и труднодоступных местностей, его регулирование, по мнению участников обсуждения, должно быть максимально простым. Законопроектом же не просто предусматривается утверждение требований к оформлению мобильных торговых объектов, типу и категории используемых транспортных средств, но и необходимость получения свидетельства об осуществлении развозной торговли, то есть фактически разрешения на торговлю, что, надо полагать, точно не приведет к увеличению количества таких объектов. Тем не менее определенный учет ведущих такую торговлю предпринимателей необходим, в том числе для недопущения реализации некачественных или просроченных товаров, но максимально упрощенный, полагают эксперты. Один из вариантов – использование уведомительного порядка о начале осуществления деятельности.

Читать еще:  Юристы и адвокаты по пособиям

***
Учитывая количество замечаний к законопроекту – а выше представлены лишь наиболее существенные (помимо них, обсуждения требуют терминологическая база, в частности понятие общедоступного места размещения, особенности применения предусмотренного проектом регулирования к ряду объектов общественного питания и объектов по оказанию бытовых услуг), можно с большой вероятностью предположить, что его ждет существенная переработка. Тем не менее эксперты сошлись во мнении о том, что дорабатывать проект лучше в рамках подготовки поправок ко второму чтению, поскольку при отложении рассмотрения проекта в первом чтении принятие закона снова может отодвинуться на неопределенный срок (аналогичный законопроект был разработан еще в марте 2015 года, но в ходе обсуждения его положений так и не была выработана единая позиция). А в случае оперативной корректировки проекта с учетом мнения всех заинтересованных сторон соответствующий закон, по оценке Минпромторга России, может быть принят уже в апреле текущего года.

В Госдуму внесен законопроект о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли

Цель законопроекта – установление общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли, создание благоприятных условий для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” и статью 28 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)» (далее – законопроект) разработан Минпромторгом России в целях реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства от 2 июня 2016 года №1083-р) и национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В настоящее время нестационарные торговые объекты в субъектах Федерации размещаются на различных правовых основаниях и условиях. Кроме того, субъектами Федерации и муниципальными образованиями не учитываются особенности развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и других механических средств.

При этом на федеральном уровне единообразных подходов в части определения терминологии, основных принципов оформления права на размещение нестационарных торговых объектов, сроков размещения и их продления, установления платы за размещение, гарантий прав хозяйствующих субъектов на открытие, функционирование и развитие торгового бизнеса не установлено.

Все эти обстоятельства препятствуют развитию малого и среднего торгового предпринимательства.

Цель законопроекта – установление общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли, создание благоприятных условий для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов.

Законопроектом, в частности, предлагается:

— уточнить терминологию и привести её в соответствие с современными требованиями рынка;

— закрепить в федеральном законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов;

— закрепить принцип «меняется место – сохраняется бизнес», позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд;

— установить возможность ведения торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов;

— установить минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта – пять лет.

Также уточняются требования к схемам размещения нестационарных или мобильных торговых объектов, в том числе определяется их состав, закрепляется порядок их изменения. При этом предусматривается возможность дополнения схем размещения новыми местами исходя из заявок предпринимателей. Изменения в схемы размещения торговых объектов предлагается выносить на общественные обсуждения с участием жителей и хозяйствующих субъектов, заинтересованных в размещении таких нестационарных или мобильных торговых объектов.

Законопроектом также предлагается выделить мобильные торговые объекты (автомагазины, автолавки и другие) в отдельную категорию, тем самым создав необходимые условия для развития мобильной (развозной) торговли, которая имеет ряд особенностей и преимуществ, отличающих её от других форматов. Предусматривается, что такая торговая деятельность будет вестись на основании свидетельств, выдаваемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации, которые должны будут формировать и вести реестр мобильных торговых объектов в целях их учёта на соответствующей территории.

Для населённых пунктов численностью менее 50 тысяч человек устанавливаются лишь общие требования к организации развозной торговли. В населённых пунктах с численностью от 50 тысяч до 100 тысяч человек органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать полностью или частично предусмотренные законопроектом требования к организации развозной торговли. Для населённых пунктов с численностью более 100 тысяч человек устанавливаются наиболее жёсткие требования, касающиеся в том числе технического состояния и функционального оснащения транспортного средства, с помощью которого ведётся развозная торговля.

Органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Федерации предлагается предоставить право определять конкретизированные условия, требования и ограничения к организации развозной торговли.

Принятие законопроекта будет способствовать развитию предпринимательства в сфере торговли, обеспечению дополнительных каналов сбыта продукции малых и средних товаропроизводителей, в том числе производителей сельскохозяйственной продукции, и обеспечению населения услугами торговли шаговой доступности.

Законопроект о нестационарной и развозной торговле поступил в ГД

Правительство РФ внесло на рассмотрение в Государственную Думу законопроект о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли.

Документ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)» направлен на установление общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли, создание благоприятных условий для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов.

Законопроектом, в частности, предлагается: уточнить терминологию и привести её в соответствие с современными требованиями рынка; закрепить в федеральном законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов; закрепить принцип «меняется место – сохраняется бизнес», позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд; установить возможность ведения торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов; установить минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта – пять лет.

Также уточняются требования к схемам размещения нестационарных или мобильных торговых объектов, в том числе определяется их состав, закрепляется порядок их изменения. При этом предусматривается возможность дополнения схем размещения новыми местами исходя из заявок предпринимателей. Изменения в схемы размещения торговых объектов предлагается выносить на общественные обсуждения с участием жителей и хозяйствующих субъектов, заинтересованных в размещении таких нестационарных или мобильных торговых объектов.

Законопроектом также предлагается выделить мобильные торговые объекты (автомагазины, автолавки и другие) в отдельную категорию, тем самым создав необходимые условия для развития мобильной (развозной) торговли, которая имеет ряд особенностей и преимуществ, отличающих её от других форматов. Предусматривается, что такая торговая деятельность будет вестись на основании свидетельств, выдаваемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации, которые должны будут формировать и вести реестр мобильных торговых объектов в целях их учёта на соответствующей территории.

Для населённых пунктов численностью менее 50 тыс. человек устанавливаются лишь общие требования к организации развозной торговли. В населённых пунктах с численностью от 50 тыс. до 100 тыс. человек органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать полностью или частично предусмотренные законопроектом требования к организации развозной торговли. Для населённых пунктов с численностью более 100 тыс. человек устанавливаются наиболее жёсткие требования, касающиеся в том числе технического состояния и функционального оснащения транспортного средства, с помощью которого ведётся развозная торговля.

Органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Федерации предлагается предоставить право определять конкретизированные условия, требования и ограничения к организации развозной торговли.

Принятие законопроекта, поясняет кабмин, будет способствовать развитию предпринимательства в сфере торговли, обеспечению дополнительных каналов сбыта продукции малых и средних товаропроизводителей, в том числе производителей сельскохозяйственной продукции, и обеспечению населения услугами торговли шаговой доступности.

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта подпишитесь на нашу рассылку

Новости

Изменения в регулировании организации нестационарной и развозной торговли: обсуждение законопроекта

Законопроект направлен на уточнение терминологии и приведение ее в соответствии с современными требованиями рынка, закрепление в федеральном законодательстве вариантов юридического оформления нестационарных торговых объектов (далее – НТО), закрепление принципа «меняется место – сохраняется бизнес», определение социально значимых (приоритетных) направлений розничной торговли, закрепления общих принципов оформления договорных отношений, защищающих добросовестных предпринимателей, наделение субъектов РФ рядом полномочий в сфере регулирования нестационарной торговли. Также предлагается выделить в отдельную категорию мобильные торговые объекты (далее – МТО).

Читать еще:  Регистрация ИП в ПФР

В феврале 2016 года состоялись публичные обсуждения проекта, в которых СТПП принимала самое активное участие. По итогам детального изучения положений законопроекта в адрес разработчиков были направлены предложения и замечания :

1. Размещение объектов нестационарной торговли на территории земельных участков, сформированных под многоквартирными домами.
Требования СанПиН 2.1.2.2645-10 запрещают на территории дворов жилых зданий любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых. Реализация требования приводит к существенному сокращению НТО преимущественно социально значимой направленности. Целесообразным будет исключение из перечня запрещенных к размещению на территории жилых зданий социально ориентированные НТО, которые, как правило, располагаются не на дворовой территории, а с уличной стороны здания. Также в качестве соблюдения баланса интересов и жильцов и предпринимателей вместо полного запрета установить дополнительные условия к размещению таких объектов, максимально гарантирующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

2. Регламентация большинства вопросов, касающихся организации нестационарной и развозной торговли отнесена к компетенции органов государственной власти субъекта и органам местного самоуправления. Большая часть полномочий по регулированию рассматриваемых правоотношений закреплена за субъектами РФ, хотя логичнее перераспределить полномочия в пользу муниципалитетов, поскольку именно, местные власти способны учесть все особенности развития местной торговли. Необходима четкая регламентация таких принципиально важных вопросов как правила определения мест, где допускается и (или) исключается размещение НТО, правила предоставления мест размещения, предоставление компенсационных мест и др. на уровне федерального законодательства.

3. Изменение проектом назначения схемы размещения НТО и определение ее как общедоступного информационного ресурса в целях учета объектов и информирования потребителей и хозяйствующих субъектов. На наш взгляд, целесообразно дополнительно в схеме отражать все допустимые места размещения НТО, что значительно бы помогло предпринимателям сориентироваться в выборе места ведения бизнеса.

Позиция Сургутской ТПП относительно проекта федерального закона разработчиками учтена, по итогам публичных обсуждений размещен [проект в новой редакции]. На данный момент законопроект находится на стадии подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.

Правительство одобрило законопроект о развитии нестационарной торговли

Правительство одобрило законопроект о развитии нестационарной и развозной коммерции с использованием ларьков, киосков, павильонов и автомагазинов, сообщил Минпромторг.

Принятие поправок в закон о торговле обеспечит необходимое правовое регулирование нестационарной и мобильной торговли. «Одна из главных новелл гарантирует предпринимателям адекватную замену места для торговли, если прежний участок, где размещался павильон или автолавка, понадобился для государственных или муниципальных нужд. То есть мы сохраняем за бизнесом преимущества в случае изменения его местоположения. Бизнес должен сохраниться», — подчеркнул председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

Ещё один важный момент в предложенных изменениях – договор на размещение киоска или автолавки. По словам Дмитрия Медведева, теперь он будет заключаться на более длительный срок – не менее чем на пять лет.

В случае принятия поправок в закон о торговле прямые инвестиции малого и среднего бизнеса в ближайшие несколько лет составят порядка 220 млрд рублей. «Поправки обеспечивают стабильные условия для бизнеса, уверенность на долгосрочный период. Если раньше бизнес выживал, то теперь он чётко понимает правила игры. В целом же экономический эффект исчисляется, конечно, бóльшими цифрами, потому что закладывается на долгосрочную перспективу», — рассказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Законопроект также предусматривает возможность реализации дополнительно как минимум 4,5 млн т сельхозпродукции. Также, по словам главы Минпромторга России, принятие изменений в закон о торговле обеспечит дополнительную занятость для, как минимум, 250 тысяч человек.

Денис Мантуров отметил, что Минпромторг поддерживает повышение порога доминирования для розничных сетей, составляющего сейчас 25%. «Мы поддерживаем это предложение и, в случае согласования предложенных поправок, оперативно его отработаем», — заключил министр промышленности и торговли.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Закон о нестационарной торговле может быть принят в 2019 году

Правительство законопроект уже одобрило, сообщил директор департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Никита Кузнецов.

Предложенный на рассмотрение Госдумы законопроект № 601732-7 о нестационарной торговле, по словам чиновника, несет в себе три базовых принципа:

  1. Место меняется, но бизнес сохраняется. Этот принцип важен как гарантия того, что предпринимателям будут предоставляться компенсационные места в том случае, если место размещения нестационарного объекта требуется для государственных или муниципальных нужд.
  2. Договор продлевается без торгов. Минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта законопроект предлагает установить на 5 лет.
  3. Рамочные правила по внешнему виду устанавливаются нормативным актом.

Как отмечает Никита Кузнецов, главная цель законопроекта — урегулировать самую острую проблему нестационарной торговли — определение места. На ее решение как раз направлен один из принципов законопроекта — о предоставлении места на долгосрочных правах с правом продления без торгов.

Согласно законопроекту развозная торговля может осуществляться юрлицами или ИП на основании свидетельства об осуществлении развозной торговли. Оно выдается при наличии у юрлица или ИП на праве собственности, аренды или на ином законном основании транспортных средств, предназначенных для осуществления развозной торговли.

Выданные свидетельства попадают в специальный реестр мобильных торговых объектов. Этот ресурс необходим для учета мобильных торговых объектов на соответствующей территории.

Согласно поручению президента, законопроект о нестационарной торговле должны принять до апреля 2019 года, сообщает ТАСС со ссылкой на заявления Никиты Кузнецова на форуме «Малый и средний ретейл в России».

Суть терминологии: нестационарный и мобильный торговый объект, развозная торговля

Законопроект разъясняет несколько ключевых терминов:

Нестационарный торговый объект

Определяется как торговый объект, который представляет собой временные сооружения, строения, конструкцию или устройство, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Мобильный торговый объект

Такой торговый объект представляет собой транспортное средство, в том числе механические транспортные средства и транспортные средства, предназначенные для движения в составе с механическими транспортными средствами (автомобили, автолавки, автомагазины, автоприцепы, автоцистерны, мототранспортные средства), велосипеды. Эти транспортные средства должны быть оборудованы специальным образом, чтобы можно было выкладывать товары (витрины, прилавки), обслуживать клиентов и осуществлять денежные расчеты с покупателями.

Развозная торговля

Такая торговля предполагает использование мобильных торговых объектов.

Законопроект определяет содержание договора на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта.

В договоре на размещение должны быть прописаны следующие условия:

  • место размещения торгового объекта, его площадь;
  • требования к внешнему виду торгового объекта;
  • специализация и вид торгового объекта;
  • размер платы за размещение, порядок, условия и сроки оплаты;
  • обязательство предпринимателя соблюдать все требования к осуществлению деятельности в нестационарном или мобильном торговом объекте;
  • запрет на передачу или уступку прав по договору на размещение третьим лицам и осуществление третьими лицами торговой и (или) иной деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта;
  • срок действия договора на размещение;
  • условие о предоставлении компенсационного места;
  • возможность расторжения договора на размещение;
  • ответственность сторон.

Об опыте развития мобильного бизнеса читайте в материалах Контур.Журнала:

В Ассоциации компаний розничной торговли поддержали инициативу по возвращению ларьков

МОСКВА, 11 февраля. /ТАСС/. Развитие нестационарной и малоформатной торговли (ларьки, ярмарки и другое) положительно скажется на конкурентной ситуации на рынке торговли, а также поможет небольшим производителям найти своего покупателя. Таким мнением поделились с ТАСС в Ассоциации компаний розничной торговли.

  • «Ъ»: онлайн-ретейлеры просят упростить систему налогообложения при экспорте товаров
  • Эксперт: запрет сетям перепродавать товары со скидкой негативно повлияет на малый бизнес
  • Титов: запрет на возврат товаров нанесет ущерб малому бизнесу и вызовет рост цен

«Инициативу по развитию малоформатной и нестационарной торговли мы поддерживаем и считаем правильной для развития розничной торговли в целом и укрепления конкурентной ситуации на рынке. Своего покупателя найдет и сетевая торговля, и индивидуальный предприниматель с автолавкой или киоском. Развитие сегмента нестационарной и мобильной торговли выгодно малому и микропроизводителю — такие форматы ведения бизнеса, бизнес-модели максимально подходят друг другу «, — сказал представитель ассоциации.

Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров сообщал, что частные инвестиции в развозную и нестационарную торговлю в ближайшие три года составят 220 млрд рублей, также развитие малоформатной торговли даст возможность сельхозпроизводителям увеличить объемы поставки своей продукции примерно на 4,5 млн т в год.

Читать еще:  6 действенных мер по проверке контрагента перед сделкой

О законопроекте

Правительство РФ по итогам заседания 29 ноября 2018 года одобрило законопроект о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли. Документ закрепляет общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, устанавливает возможность ведения нестационарной или мобильной торговли по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения таких торговых объектов.

В настоящее время объекты нестационарной торговли в регионах размещаются на различных правовых основаниях и условиях. При этом не учитываются особенности развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и других механических средств. На федеральном уровне единообразных подходов в этой части не установлено, что препятствует развитию малого и среднего торгового предпринимательства, отметили в правительстве.

Подготовленный Минпромторгом законопроект о нестационарной и мобильной торговле уточняет соответствующую терминологию и приводит ее в соответствие с современными требованиями рынка, закрепляет в федеральном законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов.

Документом также закрепляется принцип «меняется место — сохраняется бизнес», позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд. Устанавливается и минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта — пять лет.

Согласно документу, уточняются требования к схемам размещения нестационарных или мобильных торговых объектов в населенных пунктах, при этом предусматривается возможность общественного обсуждения с местными жителями изменений этой схемы. Ожидается, что закон может быть принят уже в апреле.

Государственной Думой рассматривается законопроект о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли

Законопроект “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”внесен Правительством РФ в Государственную Думу.

В Иркутской области уже в течение трех лет присутствуют конфликты, связанные с размещением нестационарных торговых объектов, идут многочисленные судебные тяжбы между субъектами предпринимательской деятельности и органами местного самоуправления.

Внесенный Правительством РФ Законопроект является весьма актуальным и своевременным, его принятие позволит решить многие проблемы хозяйствующих субъектов, занимающихся нестационарной торговлей, урегулирует спорные вопросы, будет способствовать защите прав предпринимателей.

С учетом правозащитной практики аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области и в интересах субъектов малого предпринимательства нашего региона сформированы следующие предложения для рассмотрения при принятии Законопроекта.

  1. абзац 7 пункта 5 статьи 101 Законопроекта исключить.

Наделение органов местного самоуправления правом установления дополнительных оснований, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов, на практике с большой вероятностью приведет к созданию коррупциогенных факторов. Представляется, что в целях соблюдения прав хозяйствующих субъектов целесообразно установить в Федеральном законе исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов.

  1. Пункт 11 статьи 101 Законопроекта исключить.

Законопроектом введена процедура общественного обсуждения схемы размещения нестационарных торговых объектов с участием населения, субъектов предпринимательской деятельности. Названным пунктом законопроекта устанавливается, что «органы местного самоуправления вправе установить перечень случаев, при которых включение места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта в схему размещения торговых объектов не подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях». Правоприменение предлагаемой для регулирования нормы на практике может привести к коррупционным проявлениям, ограничению прав населения и субъектов предпринимательской деятельности.

3) В Законопроекте не отражена процедура проведения общественных обсуждений, каким образом будут учитываться их результаты, в каком виде будут подаваться и учитываться предложения.

4) Запрет на передачу или уступку хозяйствующим субъектов, осуществляющим торговую деятельность, прав по договору на размещение третьим лицам и осуществление третьими лицами торговой и (или) иной деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта, содержащийся в подпункте 6 пункта 3 статьи 102 Законопроекта, противоречит гражданско-правовому принципу свободы договора и ограничивает правомочие собственников по распоряжению имуществом. Таким образом, представляется, что указанный подпункт необходимо исключить из числа существенных условий договора на размещение.

5) Пункт 7 статьи 102 Законопроекта изложить в следующей редакции:

«7. Договор на размещение заключается на срок не менее 5 лет, но не более 7 лет, дополнительно на новый срок, соответствующий сроку прежнего договора на размещение, без проведения торгов по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность и являющегося стороной данного договора». Закрепление неоднократности продления договора на размещение будет способствовать стабильности бизнеса, его развитию.

Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Иркутской области настоящие предложения направлены Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и в профильный комитет Государственной Думы в целях формирования поправок к Законопроекту.

До 17 января 2019 года имеется возможность направления отзывов на Законопроект, с законопроектом можно ознакомиться здесь.

Развозная и разносная торговля

Разносная и развозная торговля – это когда не покупатели приходят к продавцу, а, наоборот, продавец вместе с товаром – к ним.

Общее между разносной и развозной торговлей – это розничная торговля вне магазина, киоска, торгового места на рынке и т.д.

Однако есть и различия.

Разносная – это торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек, которая осуществляется на улице, дому, работе, транспорте и т.д.

Развозная – это торговля с использованием автомобиля, автолавки, автоприцепа, передвижного торгового автомата и т.д.

Да. Вид деятельности, связанный с продажей товара с использованием легкового автомобиля, относится к развозной торговле.

Какая торговля не считается развозной или разносной?

В отношении разносной и развозной торговли существуют некоторые особенности. Приведем некоторые из них.

Торговля не считается развозной или разносной:

  • Если товар доставляется в соответствии с ранее оформленной заявкой или договором купли-продажи
  • Если торговое оборудование не обладает признаками транспортного средства
  • При торговле через интернет-магазин
  • Торговлю со стола нельзя считать торговлей с лотка
  • Если продавец оказывает услуги по доставке выбранного покупателем товара

Нет. Торговля путем приема заказов по телефону не может быть отнесена к стационарной или нестационарной торговле, в том числе к развозной или разносной торговле. Торговля, осуществляемая путем приема заказов на товар по телефону с последующей доставкой товара покупателям, относится к торговле товарами по образцам и каталогам.

Какие основные правила при развозной и разносной торговле?

Если торговля организована на рынке или ярмарке, то порядок и правила размещения объектов развозной и разносной торговли устанавливаются собственниками рынка или организаторами ярмарки. Эти правила должны соответствовать действующему законодательству. Например, при развозной торговле запрещена реализация мяса, не прошедшее ветеринарный контроль.

При разносной торговле из продуктов питания можно продавать только упакованные в заводскую упаковку: безалкогольные напитки, кондитерские изделия, пирожные, мороженое, шоколад, хлебобулочные изделия. При разносной торговле нельзя продавать лекарство, ювелирные изделия, оружие, аудио и видеопродукцию, программы для компьютеров, алкоголь. Эти ограничения установлены правилами продажи отдельных видов товара, которые утверждены Постановлением Правительства от 19.01.1998 № 55.

При развозной и разносной торговле продавцы обязаны соблюдать множество правил и норм — от закона о защите прав потребителей, санитарно-гигиенические норм, правил применения ККМ и т.д. до более частных, которые действуют в зависимости от конкретных условий осуществления развозной и разносной торговли.

Налогообложение при развозной и разносной торговле

При осуществлении развозной и разносной торговли ИП или организация вправе выбрать одну из следующих систем налогообложения:

  • ЕНВД – единый налог на вмененный доход;
  • УСН – упрощенная система налогообложения;
  • ПСН – патентная система для ИП;
  • ОСНО – общая система налогообложения.

Как правило, продавцы выбирают вмененку. Однако для применения ЕНВД имеются ограничения. Согласно статье 346.27 НК к розничной торговле, включая разносную и развозную торговлю, не относится торговля:

  • по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети,
  • собственной продукцией,
  • лекарствами по льготным рецептам,
  • автомобилями, автобусами, мотоциклами,
  • ГСМ и т.д.

При расчете вмененного налога в качестве физического показателя берется количество сотрудников, включая индивидуального предпринимателя. Базовая доходность равна 4500 рублей в месяц с 1 сотрудника.

Применение ККТ

По общему правилу контрольно-кассовую технику (ККТ) при реализации товаров обязаны применять все организации и предприниматели как при приеме наличных денег, так и платежных карт. Однако есть и исключения.

* — При условии выдачи по требованию покупателя товарного чека на бланке строгой отчетности (БСО)

При осуществлении расчетов в отдаленных и труднодоступных местах, указанных в перечне субъектом РФ, можно не применять ККТ при условии выдачи покупателю БСО.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector