Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налог на движимое имущество организаций может уйти в прошлое

Налог по-старому: как уйти от кадастровой стоимости?

Директор Экспертной группы VETA, судебный эксперт

специально для ГАРАНТ.РУ

С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (ст. 375 Налогового кодекса). И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз. Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены. Правда, этот способ не всем подойдет.

Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов. Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году. Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой. Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

Региональный фактор

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (п. 1 ст. 14 НК РФ). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур. В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют. Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

  • административно-деловых и торговых центров (и помещений в них) на земельных участках, у которых один из видов разрешенного использования – размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м (и помещений в них), где размещены офисы, торговые помещения, заведения общепита и бытового обслуживания населения, или фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения;
  • расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений общей площадью свыше 3000 кв. м, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита объектов бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (и нежилых помещений в таких зданиях), если назначение зданий и помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций»).

В Нижегородской области перечень несколько короче:

  • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З «О налоге на имущество организаций», налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).

Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям. Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ. Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв. м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника. В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

Выйти из Перечня

В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие «в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…». То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г. № БС-4-21/9464@ «О применении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

То есть, постановление может вступить в силу не как остальные «налоговые» нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ, перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство. Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

Москва

Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта. Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.

А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

  • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
  • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.

Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

  • расчет, проведенный собственником в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения»;
  • указания на расхождения с расчетом Госинспекции по недвижимости.

В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.

Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей. Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

Нижегородская область

Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство. На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

Главное условие

Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта. Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%. И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

Читать еще:  Подробная информация о сроках назначения пенсии

То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

Рубрика: Налоги и бухучет

Теги: Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

Бюджетный комитет СФ хочет вернуть налог на движимое имущество и продлить ЕНВД

СФ предлагает это правительству, которое готовит план по восстановлению экономики. Причем, насчет продления ЕНВД говорится как-то несмело, но зато мысль о налоге на движку звучит твердо.

В правительство поступают предложения в связи с подготовкой общенационального плана действий по восстановлению экономики, внес свои и Совет Федерации.

Недолго музыка играла

Бюджетный комитет СФ во главе со своим председателем Анатолием Артамоновым считает, что порядок налогообложения движимого имущества организаций в новых условиях необходимо изменить. Напомним, в настоящее время налогом на имущество у фирм облагается только недвижимость. Но, оказывается, СФ уже несколько лет «копает» под эту льготу.

«Работа . ведется . уже несколько лет. . Мы должны понимать, для чего предоставлялась эта льгота. Она вводилась для того, чтобы простимулировать предприятия к покупке нового, современного, высокопроизводительного оборудования. Закон же в том виде, каким мы его имеем, позволяет предприятиям не заботиться об обновлении и продолжать неэффективную работу», – говорит Артамонов.

Но – не заботой о бизнесе продиктованы мысли об отказе от льготы, а «в целях сокращения выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ», признался сенатор.

В итоге льготу могут сохранить только для имущества, которое принято на учет в качестве основных средств после 1 января 2019 года.

Кроме того, инициатор считает, что «необходимо определить конкретный перечень движимого имущества», а также – «разработать иные критерии и подходы к классификации имущества исходя из правоприменительной практики и судебных решений». В каком виде будет этот «конкретный перечень» – не говорится, но все же более действенной видится разработка критериев. Это и в самом деле «наболело»: судебные споры не стихают.

Продление ЕНВД: опять разговоры

В качестве еще одной важной меры по восстановлению экономики предлагается продлить действие ЕНВД или обеспечить комфортный переход с ЕНВД на иные системы.

Кое-что в этом направлении сделано и делается. Например, существует законопроект, который в принципе сделает возможным для ряда ИП переход с ЕНВД на ПСН. Будет расширен список сфер деятельности, разрешенных на ПСН; для розницы и общепита при ПСН разрешат использовать залы до 150 квадратных метров; можно будет уменьшать плату за патент на уплаченные ИП взносы как за себя, так и за работников, а также на пособия, выплаченные работникам по больничным.

Кроме того, законом 102-ФЗ от 1 апреля смягчен переход на УСН – теперь можно по мере реализации учитывать произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для продажи. Норма имеет обратную силу – с 1 января – и вводилась в связи с запретом на ЕНВД и ПСН для ряда маркируемых товаров.

Насчет продления дейвствия ЕНВД сенатор свою мысль не расшифровал. Напомним, что на днях Минфин сначала успел обрадовать бизнес такой возможностью, но очень скоро «дал задний». Минфин считает, что вполне достаточно названных норм для облегчения перехода на другие режимы. Так что сенаторская формулировка «или» (или продлить, или смягчить переход) скорее всего, ни к чему не приведет.

Правительство готово восстановить налог на модернизацию

С 2018 г. компании могут лишиться льготы по налогу на движимое имущество. Она будет действовать лишь в тех регионах, которые ее одобрят. Такой правительственный законопроект Госдума рассмотрит на следующей неделе.

В проекте Основных направлений налоговой политики Минфин предлагал механизм «двух ключей» – предоставлять льготы, предусмотренные Налоговым кодексом, только если они одобрены и регионами. Все льготы предлагалось разделить на категории в зависимости от срока их обязательного применения: пять лет, три года и один год. Когда срок пройдет, регион сохранит льготу или откажется от нее.

Отработать механизм решили на налоге на движимое имущество, так как это не самая дорогая льгота, объясняет чиновник финансово-экономического блока. В 2015 г. она сэкономила бизнесу 110,8 млрд руб., свидетельствуют данные ФНС. Более половины всех выпадающих доходов пришлось на 10 регионов: они недополучили около 60 млрд руб. (см. график). Из них 25,6 млрд руб. – Москва (1,7% ее доходов). В 2016 г. потери составят 25,8 млрд руб., говорит представитель финансового департамента Москвы. 7,6 млрд руб. потерял Санкт-Петербург, 6,6 млрд – Московская область. Только у 11 регионов потери от льготы превышают 2 млрд руб., еще у 12 – 1 млрд. Меньше всего недополучил бюджет Северной Осетии – всего 18,7 млн руб., свидетельствуют данные ФНС.

Спор об убытках

Это не единственная мера повышения налоговой нагрузки. Во внесенном в Госдуму законопроекте правительство предложило с 2017 г. ограничить возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль на прошлые убытки – не более чем на 30%. В четверг его обсуждал экспертный совет бюджетного комитета Госдумы. 30% – не очень справедливое ограничение, говорит партнер KPMG Михаил Орлов, возглавляющий экспертный совет, эксперты предлагают повысить порог хотя бы до 50%. Под ограничение должны попасть только убытки, возникающие после введения закона, считает он, некоторые убытки не должны ограничиваться в принципе – связанные с отрицательными курсовыми разницами и новыми инвестпроектами.

Эта льгота заработала не так давно – она была введена в конце 2012 г. и касалась имущества, поставленного на баланс после 2013 г. Правительство рассчитывало таким образом стимулировать модернизацию и покупку нового оборудования. Это был своеобразный маневр, вспоминает Вадим Зарипов из «Пепеляев групп»: налог с недвижимости должны были начать рассчитывать с кадастровой стоимости, но отменялся налог на движимое имущество. По сути, правительство отменяло налог на модернизацию, отмечает директор Deloitte Василий Марков.

МЭР высказалось за отмену налога на движимое имущество организаций

Минэкономразвития предложило с 2018 года отменить налог на движимое имущество, чтобы не мешать инвестициям в модернизацию производства. Минфин выступает против, хотя и признает несовершенство нынешнего механизма, когда покупка нового оборудования сопряжена с ростом нагрузки на бизнес.

Федеральная льгота по налогу на движимое имущество была введена в конце 2012 года и относилась только к имуществу, которое было поставлено на баланс после 2013 года. Мера вводилась в качестве стимула на покупку нового оборудования. Со следующего года она сохранится лишь в тех регионах, которые решили ее оставить. Пока что ни один субъект, кроме Татарстана, подобного желания не обозначил.

Проблема была озвучена на совещании по развитию легкой промышленности с участием Владимира Путина. Председатель совета директоров ГК «Русская кожа» Игорь Сурин обратил внимание главы государства на этот вопрос и предложил освобождать новое оборудование от налога «минимум на три года, а остальное – пусть регионы решают».

Президент обратился к главам Минэкономразвития и Минфина, мнения которых оказались противоположными, сообщает ТАСС. Так, министр экономического развития Максим Орешкин назвал налог «вредным», поскольку он тормозит инвестиционную активность в регионах. «Ведомостям» Орешкин сообщил, что следует полностью исключить движимое имущество из объектов налогообложения. Напротив, министр финансов Антон Силуанов считает передачу льготы в ведение регионов правильной, поскольку это поддержит местные бюджеты. При этом Силуанов признал, что механизм налогообложения нужно настроить, чтобы не мешать модернизации.

Эксперты указывают на то, что многие компании рассчитывали на продление льготы, и ее отмена ударит по их долгосрочным планам, существенно увеличит налоговую нагрузку, а также отразится на финансовой отчетности: по международным стандартам такой налог считается стоимостью актива и уменьшает показатель EBITDA.

Налог на движимое имущество организаций может уйти в прошлое

В 2019 году движимое имущество компаний полностью освободили от налогообложения. А точнее, объектом налога на имущество организаций признали только недвижимость по аналогии с налогообложением граждан. Это стало результатом длительных попыток в разных формах снизить налоговую нагрузку бизнеса на обновление основных производственных фондов. Ранее, в 2013 году, освобождение от налогообложения получило вновь приобретаемое движимое имущество. По задумке законодателей, такие послабления должны стимулировать компании обновлять основные фонды.

Как снизилась налоговая нагрузка на самом деле

Однако одновременно с этим широкий размах получили споры о налоговой квалификации тех или иных объектов. Налоговики стали массово причислять машины, оборудование и разного рода сооружения к недвижимости, с которой, как и прежде, нужно платить налог.

Такая возможность появилась у инспекторов ФНС в связи с тем, что в налоговом законодательстве нет определения недвижимого имущества. Поэтому и толковать его можно по-разному. Различия между недвижимостью и движимым имуществом стали искать в гражданском праве. Но и его оказалось недостаточно: на вопрос о разграничении вещей по данному признаку сложно ответить даже специалистам.

Результатом наметившегося тренда стало несколько десятков судебных споров производственных компаний с налоговиками. Причем большинство дел выиграли инспекторы. Количество же налоговых проверок с аналогичными претензиями не поддается подсчету: среди пострадавших налогоплательщиков оказались многие компании химической, металлургической, добывающей, энергетической и других отраслей. А суммы доначислений измеряются порой сотнями миллионов рублей.

Компании не смогли заранее спрогнозировать такое развитие событий. В зоне риска оказалась область, никак не связанная с привычной для налоговых споров последних лет оценкой добросовестности налогоплательщиков. Вместо этого инспекторы начали ретроспективную переоценку практики квалификации имущества, которая формировалась годами и вполне законно принята в компаниях и целых отраслях.

Что считают недвижимостью

По правилам ст. 130 Гражданского кодекса к недвижимости относят «земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства». Критерий «прочности связи с землей» и так чрезвычайно размыт, а с развитием науки и техники за последние сто лет (вспомнить хотя бы перемещение многоэтажных зданий в центре Москвы) и вовсе обрел черты предельной условности. Поэтому полностью ориентироваться на нормы ГК нельзя.

Очевидно, что такое положение дел вступает в прямое противоречие с принципом правовой определенности, когда каждый должен точно знать, какие налоги и в каком размере должен платить. Размытое понятие недвижимости недопустимо в публичной сфере налоговых отношений, где существуют такие явления, как принудительное изъятие собственности в счет погашения недоимки или юридическая ответственность за ее неисполнение (вплоть до уголовной).

Основным критерием, по которому инспекторы и суды признают те или иные объекты недвижимостью, стала так называемая технологическая связь. То есть когда определенный предмет не может выполнять свои функции без связи с другими объектами. Например, трубопровод не может работать без подключения к другому оборудованию или соединения с производственным зданием. Следовательно, как вытекает из ряда судебных решений, он считается частью такого здания, то есть недвижимого объекта. А стоимость трубопровода должна увеличивать налоговую базу.

Однако использование критерия технологической связи означает, что недвижимым объектом можно признавать только единую технологическую систему, вплоть до целого завода. Это явно делает цель налогового стимулирования развития производства бессмысленной.

Какое имущество под угрозой

На сегодняшний день практика показывает, что к зонам высокого риска переквалификации движимого имущества в недвижимое относят:
— трубопроводы и эстакады;
— системы обогрева;
— внутриплощадочные сети и комплексные энергетические установки;
— трансформаторы и компрессоры (в отношении первых практика различна, а критерии неопределенны);
— линии связи и электропередачи, кабели;
— площадки, автодороги, постаменты, опоры;
— комплексные установки и производственные линии высокой стоимости.

Читать еще:  Какие изменения в НДФЛ начали действовать в 2020 году

Впрочем, в отношении установок и дорогостоящих производственных линий у налогоплательщиков недавно появилась надежда. В июле Верховный суд рассмотрел спор архангельского ЗАО «Лесозавод 25». Там обсуждали вопрос, считается ли оборудование линии по производству древесных гранул частью цеха, где оно и расположено. Компания поначалу проиграла дело, но затем его направили на новое рассмотрение с достаточно оптимистичными для многих налогоплательщиков указаниями.

Во-первых, Верховный суд решил, что критерий технологической связи применять нельзя — он не соответствует Гражданскому кодексу. Вместо этого необходимо определить, для чего предназначен спорный объект, есть ли у него самостоятельная функция. В примере с линией и цехом очевидно, что скорее здание предназначено для того, чтобы защищать производственную линию от суровых климатических условий, чем наоборот.

Во-вторых, в качестве ориентира Верховный суд обратил внимание на Общероссийский классификатор основных средств. В нем машины и оборудование выделены в отдельный класс имущества, внутри которого перечислены типы объектов. Каждый такой объект по определению самостоятельный, а не служит частью здания или сооружения. С учетом данных критериев внутрицеховое оборудование практически всегда нужно признавать движимым и освобождать от налога.

Как отстоять движимое имущество

К сожалению, развитие ситуации для других типов имущества пока не столь оптимистично: и сетевые объекты, и трубы, и площадки по-прежнему находятся в зоне риска. И чтобы его снизить, нужна методичная и слаженная работа юристов и технических специалистов компании.

При создании комплексных и сложных производств необходимо тщательно прорабатывать проектную документацию, чтобы исключить смешение понятий монтажа и строительства в отношении конкретных объектов. Важно также закрепить ключевые характеристики имущества в документах. Нелишними будут и заключения специалистов из бюро технической инвентаризации по классификации объектов (на них особо обратил внимание Верховный суд), а также внутренних и внешних независимых экспертов по ключевым характеристикам имущества.

Перспективы развития ситуации с налоговой переквалификацией туманны: сразу несколько рабочих групп сейчас ведут работу над реформированием как Гражданского, так и Налогового кодекса, в том числе в данной части. Но в любом случае решение проблемы следует искать не в критериях недвижимости. Они в силу многообразия нашей жизни никогда не будут достаточно определенными и понятными даже специалистам, не говоря уже о бизнесе, задача которого производить, а не вникать в юридические тонкости. Уже сейчас очевидно, что путь к решению не будет простым и быстрым, а потому бизнесу следует настроиться на трудную работу в условиях правовой турбулентности и обратить пристальное внимание на риски налоговых переквалификаций.

Льгота по движимому имуществу принята «задним числом». Советы бухгалтеру

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

С 1 января 2018 года каждый регион сам решает вопрос о применении льготы по движимому имуществу. Ввести льготу могут в течение года «задним числом». Бухгалтеру надо быть начеку и правильно отразить льготу в отчетности.

До 2018 года вопрос о применении льготы в отношении движимого имущества решали федеральные власти. Сравним механизм налогообложения движимого имущества до 1 января 2018 года и после.

Льгота по движимому имуществу: до и после 2018 года

По общим правилам, облагаются все движимые ОС, которые относятся к 3 — 10 амортизационным группам. Это, например, автомобили, мебель медицинская, парикмахерские кресла.

Не облагаются движимые ОС только, если в субъекте РФ принят закон, устанавливающий соответствующую льготу. Регионы, которые решили не продлевать освобождение от обложения налогом на имущество движимых ОС, вправе установить ставку налога, не превышающую этот максимум.

Что относить к движимому имуществу? – ФНС России рекомендует руководствоваться письмом Минпромторга России от 23.03.2018 № ОВ-17590/12

С 2018 года регионы действуют по одному из следующих вариантов (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ):

  • освобождают от налога на имущество движимое имущество (при наличии определенных условий);
  • для всего движимого имущества вводят льготную ставку (максимум — 1,1%);
  • вводят сочетание этих двух правил (как в примере, приведенном далее в статье).

Регионы могут оказаться в числе «молчунов» — тогда для компании действует общий порядок: движимые ОС входящие в 3 — 10 амортизационные группы, принятые на учет после 1 января 2013 года, облагают по ставке 1,1%. Исключение одно — для Крыма и Севастополя действует ставка 1%.

Что делать, если регион неожиданно ввел льготу по движимому имуществу с 2018 года

Если ваш регион принял льготу по движимому имуществу в течение 2018 года, то, по сути, она принята «задним числом». Если вы узнали об этом в середине года, то не надо переделывать расчет авансового платежа по налогу на имущество за предыдущие отчетные периоды. Можно будет учесть льготу за налоговый период при сдаче декларации.

Если решите не переделывать расчеты с учетом льготы, то при проверках это ничем не грозит. Переплата по авансовому платежу примется в зачет по итогам за налоговый период.

Пример, как правильно считать авансовый платеж при льготе и ставке 1,1%

Условие: средняя стоимость ОС 3 -10 амортизационных групп за полугодие — 50 000 000 руб., в т.ч. движимого имущества, принятого к учету после 1 января 2013, — 10 000 000 руб. По региональному закону льготируется имущество с даты выпуска которого прошло не больше 3 лет. Средняя стоимость такого имущества — 2 000 000 руб. Остальное движимое имущество облагается по ставке 1,1%. Общая ставка налога — 2,2%.

  • средняя стоимость имущества, облагаемого по ставке 1,1% — 8 000 000 руб. (10 000 000 руб. – 2 000 000 руб.);
  • авансовый платеж по ставке 1,1% — 22 000 руб. (8 000 000 руб. x 1,1% / 4);
  • средняя стоимость имущества, облагаемого по ставке 2,2%, — 40 000 000 руб. (50 000 000 руб. – 2 000 000 руб. – 8 000 000 руб.);
  • авансовый платеж по ставке 2,2% — 220 000 руб. (40 000 000 руб. x 2,2% /4);
  • общая сумма платежа за полугодие — 242 000 руб. (220 000 руб. + 22 000 руб.).

Коды льгот по налогу на имущество: порядок отражения в Расчете и декларации

В первой части укажите код льготы в соответствии с Приложением № 6 к Порядку заполнения расчета. Например:

  • код льготы 2014000 указывают, если применяют льготу на основании международного договора;
  • 2012000, если льгота установлена на региональном уровне, за исключением льгот в виде понижения ставки налога (код льготы 2012400) и в виде уменьшения суммы налога (код льготы 2012500).

Только при указании льготы 2012000 заполняйте вторую часть строки 130 (160) — номер, пункт и подпункт статьи регионального закона, которыми установлена льгота. По льготам с кодами 2012400 и 2012500 строку 130 (160) не заполняйте.

Заполняйте по региональному законодательству.

  • в первой части — код налоговой льготы 2012400;
  • во второй части — статья, пункт и подпункт в законе субъекта РФ, в соответствии с которым предоставлена льгота.

Если ваша организация не относится к налогоплательщикам, для которых установлена льгота в виде понижения ставки, в этой строке ставьте прочерк.

Заполняйте только, если закон субъекта РФ установил для отдельной категории налогоплательщиков налоговую льготу в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет:

Куда делся код льготы 2010257 с 2018 года?

Обращаем внимание, что код льготы 2010257 применялся для федеральной льготы согласно п. 25 ст. 381 НК РФ. Федеральная льгота действовала до 1 января 2018 года.

С 2018 года движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, освобождено от налога на имущество только в том случае, если региональное законодательство предусматривает эту льготу. Таким образом, код льготы 2010257 больше не используется (письмо ФНС России от 14.03.2018 № БС-4-21/4786@). Вместо этого для льготы по движимому имуществу, принятому к учету после 1 января 2013 года, используется код 2012000.

Также в связи с передачей из федеральной в регионы льгот и по п. 21 ст. 381 НК РФ нельзя в 2018 году применять коды:

  • 2010337 — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнем из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 17.06.2015 № 600;
  • 2010338 — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, в соответствии с Перечнем из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222.

Рекомендации бухгалтерам по сдаче отчетности по налогу на имущество

Отчитываясь за налоговые и отчетные периоды 2018 года, надо обязательно знать не только федеральное законодательство, но и региональное. Особое внимание — на кодировку льгот, которые переданы на откуп регионам.

Помним, что в ряде регионов льгота по движимому имуществу имеет ограниченный срок действия. Пока законодатели обсуждают отменить или нет взимание налога на имущество с движимого имущества, бухгалтеру надо хорошо ориентироваться в действующем законодательстве. А в условиях быстро меняющегося механизма налогообложения имущества, надо также знать законодательство за прошлые годы, дабы дать грамотное пояснение своих действий налоговикам при налоговой проверке.

Дополнительно по теме: письмо ФНС России от 14.03.2018 № БС-4-21/4786 «О рекомендациях по отдельным вопросам заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций»

Повышение квалификации и профпереподготовка для бухгалтеров и кадровых специалистов в Контур.Школе. Обновите знания и получите документ об обучении.

Налогообложение движимого имущества: изменения — 2018, 2019

Важно! С 01.01.2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество. Подробности см. в материале «Налог на движимое имущество отменили». То есть теперь налогообложению подлежит только недвижимость. О том, какие основания для переквалификаации движимого имущества в недвижимое ищут налоговики, читайте здесь.

Налогообложение движимого имущества: история вопроса

С 01.01.2015 основные средства, входящие в 1 и 2 амортизационные группы Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ, перестали признаваться объектами налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В то же время иные объекты движимого имущества являются объектами налогообложения. Причем с 2015 года таким объектом оказалось и имущество, приобретенное после 01.01.2013, которое до 2015 года не попадало под налогообложение. Однако одновременно с исключением из необлагаемого имущества его включили в состав льготируемого.

Таким образом, все движимое имущество, кроме объектов 1 и 2 амортизационных групп, с 2015 года независимо от даты постановки на учет в качестве основных средств стало расцениваться как объект обложения налогом. При этом имущество, приобретенное после 01.01.2013, попало под льготу.

Какое движимое имущество надо облагать налогом в 2017 году

В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, освобождено от обложения налогом на имущество (п. 57 ст. 1, ч. 5 ст. 9 закона № 366-ФЗ). Под действие этой льготы не попадает движимое имущество, принятое к учету после:

  • ликвидации или реорганизации юридического лица;
  • приобретения или передачи имущества от взаимозависимых лиц.

Исключением из этого перечня с 2017 года является железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013.

О том, влияет ли на льготу по движимому имуществу обновление учредительных документов акционерного общества, читайте в материале «Превращение АО в ПАО: что будет с льготой по налогу на имущество?».

Таким образом, в 2017 году при расчете среднегодовой стоимости имущества в базе по налогу следует учитывать (подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ) стоимость движимого имущества, не входящего в состав 1 и 2 амортизационных групп, но относящегося к объектам:

  • принятым на учет в качестве ОС до 01.01.2013;
  • принятым на учет в качестве ОС позднее 01.01.2013 после ликвидации или реорганизации юридического лица, а также в результате приобретения или передачи от взаимозависимых лиц, кроме железнодорожного подвижного состава;

О том, какие КБК надо использовать в 2017-2018 годах, делая платежи по налогу на имущество, читайте в статье «КБК налога на имущество в 2017-2018 годах».

Сущность нововведений по движимому имуществу с 2018 года (ст. 381.1 НК РФ) и с 2019 года (ст.374 НК РФ)

В 2017 году глава НК РФ, посвященная налогу на имущество организаций, дополнена ст. 381.1, уточнившей порядок применения льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 и освобождающей от налога движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013.

Читать еще:  6-НДФЛ: примеры заполнения новой формы

Согласно ст. 381.1 НК РФ вопрос применения этой льготы с 2018 года отдается на усмотрение регионов. Т. е. если законом субъекта будет предусмотрена такая льгота, то она будет применяться. Если соответствующий закон регион не примет, то движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, с 2018 года придется включать в базу по налогу на имущество организаций (пп. 69–70 ст. 2 закона о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

При этом налоговые ставки, определяемые региональными законами в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1%.

Регионы по-разному устанавливают льготы на движимое имущество, например:

  • в Астраханской области (закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ) под льготу подпадает движимое имущество (принятое на учет после 2013 года) только организаций, добывающих углеводородное сырье на морских месторождениях, расположенных в российской части дна Каспийского моря (применяется пониженная ставка налога 0,5%);
  • в Волгоградской области (закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД) все организации по движимому имуществу должны применять ставку 1,1%;
  • в Липецкой области (закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ) для всех организаций действует льгота, предусматривающая полное освобождение от налогообложения движимого имущества.

Об условиях, дающих возможность применения льготы на движимое имущество, читайте в этой статье.

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения в порядок начисления и уплаты налога на имущество организаций, внесенные в п. 1 ст. 374 НК РФ. Из объектов налогообложения исключено движимое имущество, а налог следует исчислять только в отношении недвижимости, учитываемой на балансе в качестве объекта ОС, в том числе переданной во временное владение, распоряжение или пользование.
См. также «Движимое или недвижимое имущество: как определить?»

Итоги

Вопрос о налогообложении движимого имущества с 01.01.2019 года решен кардинально: платить налог с данных активов больше не нужно.

В 2018 году данный вопрос был в ведении региональных властей. Они были вправе полностью освободить организации от уплаты налога по движимому имуществу или установить пониженные ставки налога. Регионы могли устанавливать льготы только для определенных категорий налогоплательщиков или для всех организаций без исключения.

В России отменен налог на движимое имущество организаций

Москва. 2 января. INTERFAX.RU — Движимое имущество с 2019 года выводится из базы налога на имущество организаций в России.

Теперь объектом налогообложения для российских организаций признается только недвижимое имущество.

Проблема налогообложения движимого имущества стоит уже давно, так как затрагивает интересы и субъектов РФ, и бизнеса. С одной стороны, этот налог является доходным источником региональных бюджетов, с другой стороны, как неоднократно высказывался первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов, он сложен для бизнеса и дестимулирует инвестиции.

Организации ранее уже были освобождены федеральным решением от уплаты налога на движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. Однако в Налоговом кодексе предусматривался возврат с 2018 года права региональных властей самостоятельно принимать решение, освобождать ли организации от налога на движимое имущество или нет. Так как бизнес полагал, что после получения этого права регионы введут полные ставки налога, он просил власти продлить федеральную «заморозку» такого права. В результате в 2017 году были подготовлены поправки, продлевающие ее еще на год. Но тут уже возмутились регионы. В результате появилось компромиссное решение — дата возвращения регионам права решать, давать ли организациям льготу по этому налогу и какую, осталась прежней — 1 января 2018 года, однако предельная ставка была снижена с 2,2% до 1,1%.

Минфин оценивал общий объем поступлений от этого налога в 2018 году в 58 млрд рублей. Оценка сделана с учетом того, что 25 субъектов РФ или вообще не ввели налог, или приняли отдельные решения по льготам, например, установив преференции для высокоэффективного инновационного оборудования.

Однако несмотря на это, уже в июне 2018 года Силуанов заявил о намерении правительства все же отменить налог на движимое имущество как обременительный для бизнеса. Был подготовлен и принят соответствующий закон, 4 августа его подписал президент РФ.

Для того, чтобы компенсировать регионам выпадающие в связи с этим доходы, которые оценивались на 2019 год Минфином в 183 млрд рублей, норматив перечислений от акцизов на крепкий алкоголь в регионы РФ повышен с 50% до 80%, что даст регионам в 2019 году дополнительно 56 млрд рублей. Финансовое обеспечение лечения наиболее дорогих орфанных заболеваний с 2019 года переносится с регионального уровня на федеральный. Также субъектам РФ предоставлены дотации на сбалансированность бюджетов регионов на 93 млрд рублей.

Глава 30 НК РФ. Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций платят юридические лица, владеющие недвижимостью на территории РФ. В ряде регионов налог платится также в отношении движимых объектов. Налог рассчитывается исходя из среднегодовой, либо кадастровой стоимости имущества. Налоговая ставка зависит от региона, и в общем случае не превышает 2,2%. Настоящая статья посвящена главе 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты налога на имущество, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации.

Налог на имущество организаций

Где введена уплата налога на имущество организаций

Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем, в каждом из субъектов уплата налога на имущество введена своим отдельным законом, в котором предусмотрены региональные особенности.

Как соотносятся общие правила и региональные особенности

Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций закреплены в главе 30 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, субъект РФ может утвердить региональным законом свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать в общем случае 2,2%. Кроме того, регион имеет право установить собственные сроки уплаты налога и авансовых платежей. Наконец, власти субъекта РФ могут по своему усмотрению ввести региональные льготы по налогу на имущество, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.

Бесплатно заполнить и сдать декларацию по налогу на имущество за 2019 год по новой форме

Кто платит налог на имущество организаций

  • Российские организации, на балансе которых числится недвижимость в качестве основных средств (ОС).
  • Иностранные организации, работающие в России через постоянные представительства и имеющие недвижимость, учтенную в качестве основных средств, или получившие недвижимость по концессионному соглашению (такие компании учитывают имущество по правилам российского бухучета).
  • Иностранные организации, не создавшие в России постоянных представительств, но владеющие недвижимостью на территории РФ, либо получившие такую недвижимость по концессионному соглашению.

Кто не платит налог на имущество организаций

В Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на имущество организаций. В этот список входят религиозные организации, общественные организации инвалидов, производители фармацевтической продукции и ряд других предприятий. Данный перечень действует во всех без исключения регионах России. Кроме того, каждый регион вправе дополнительно установить собственные льготы.

На что начисляется налог на имущество организаций

Налог начисляют только на недвижимое имущество. При этом выделены две группы, и для каждой действуют свои правила:

1. Объекты, облагаемая база по которым определяется исходя из среднегодовой стоимости. Налог на имущество нужно начислять, только если они о тражены на балансе в качестве основных средств, то есть по дебету счета 01. Налог начисляется на все указанные ОС, в том числе, на переданные во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность или полученные по концессионному соглашению. На имущество, переданное в лизинг, налог начисляет либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе числится объект.

2. Объекты в РФ, облагаемая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, если они принадлежат организации на праве собственности, хозяйственного владения или получены по концессионному соглашению. Налог на имущество нужно начислять независимо от того, отражены такие объекты по дебету счета 01 или нет.

Что касается «движимых» основных средств, то до 2019 года они освобождались от налога на имущество в тех субъектах РФ, где были приняты соответствующие законы (под освобождение подпадали только объекты, поставленные на баланс в 2013 году или позже). Начиная с 2019 года налог с движимого имущества не платится ни в одном регионе.

На что не начисляется налог на имущество организаций

Во всех без исключения регионах РФ налог не начисляется на землю, воду и другие объекты природопользования. Кроме того, от налогообложения освобождено имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, специализированных протезно-ортопедических предприятий и некоторые другие объекты.

Заметим, что субъекты РФ могут дополнительно утверждать перечни имущества, не подпадающего под налогообложение на территории данного региона.

Налоговая ставка по налогу на имущество организаций

Каждый регион утверждает собственную ставку налога на имущество организаций. Единственное ограничение, прописанное в Налоговом кодексе — ставка не может превышать 2,2%. При этом в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать установленных в НК РФ значений.

Субъекты РФ вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.

Узнать, какие ставки и льготы введены в вашем регионе, можно в своей налоговой инспекции.

Кто должен заниматься расчетом налога на имущество организаций

Рассчитать налог на имущество должна бухгалтерия организации-налогоплательщика. Налоговая инспекция во время камеральных и выездных проверок проверяет правильность расчета.

Как рассчитать налог на имущество организаций

Чтобы рассчитать налог на имущество организаций, нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. До 2019 года и налоговая база рассчитывалась отдельно в отношении имущества головной организации; в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего свой баланс; по каждому объекту недвижимости, расположенному вне места нахождения головной организации, подразделения, имеющего свой баланс, или постоянного представительства зарубежной компании. Начиная с 2019 года налоговая база рассчитывается отдельно в отношении каждого объекта недвижимости

Если объект недвижимости расположен на территории разных регионов, то налоговая база по нему рассчитывается обособленно от другого имущества. При этом нужно определить долю, приходящуюся на каждый из регионов.

Налоговая база — это в общем случае среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества. Базу определяют по итогам налогового периода, который равен календарному году. Чтобы вычислить базу, надо сложить значения остаточной стоимости объектов на 1-е число каждого месяца и на последний день налогового периода. Затем полученную сумму необходимо разделить на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Приведем пример. Допустим, остаточная стоимость имущества компании равнялась значениям, приведенным в таблице 1. Тогда среднегодовая стоимость составит 1 200 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000 + 1 300 000 + 1 250 000+ 1 200 000 + 1 150 000 + 1 100 000 + 1 050 000 + 1 000 000 + 950 000 + 900 000): (12+1).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector