Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вводятся в действие электронные птс

Электронный ПТС с 2020 года

Каждый автомобиль и другое средство передвижения, которые согласно законодательству, ставится на учет в ГИБДД Российской Федерации обязаны иметь паспорт транспортного средства. В этой области произошли кардинальные изменения. Все автомобили, выпущенные в 2020 году, теперь сопровождаются выдачей ПТС в электронном виде, который пришел на замену бумажному носителю.

Электронный ПТС в России

О внедрении электронного ПТС говорили уже с 2016 года. Пилотный проект начал свое существование с июля 2018 года, все кто хочет может получить ЭПТС. Полный переход на электронный паспорт ТС передвинули до 1 ноября 2020 года.

Трудности возникали с наладкой оборудования и разработкой программного обеспечения в странах ЕАЭС таких, как Казахстан, Киргизия и Белоруссия. Они также присоединились к внедрению этой системы. Действовать ЭПТС будет на территории всего ЕАЭС. Не были готовы к данной мере и производители автомобилей как отечественные, так и зарубежные.

С 1 ноября 2020 года система начинает работать в полной мере. Теперь новые автомобили будут продаваться с электронными ПТС.

Что такое электронный ПТС?

Электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) — это электронный документ, который хранит в себе всю информацию об автомобиле. ЭПТС должно стать аналогом системы Carfax, которая действует на территории США и Канады. В ней также содержится большое количество информации об автомобилях, произведенных в этих странах, или завезенных в эти государства.

Плюсы и минусы ЭПТС

Ведение электронного ПТС привнесет как положительные, так и отрицательные моменты.

К положительным моментам можно отнести:

  • увеличение доступной информации об автомобиле, которая хранится с момента выпуска до момента утилизации;
  • не нужно хранить бумажный носитель огромного размера;
  • уменьшение влияния человеческого фактора на процесс оформления автомобиля в собственность;
  • упростится процесс регистрации автомобиля в ГИБДД;
  • должна значительно уменьшиться нагрузка на таможенные и налоговые службы при оформлении бумаг на импортный автомобиль;
  • значительно уменьшиться количество махинаций и мошеннических схем при продаже и регистрации автомобилей на вторичном рынке;
  • неограниченный срок действия, можно вписывать неограниченное количество владельцев в отличие, от бумажного варианта;
  • ЭПТС невозможно потерять, выдаваемую выписку, в случае утери или порчи, можно распечатывать неограниченное количество раз.

К отрицательным сторонам введения ЭПТС можно отнести:

  • полная версия электронного паспорта транспортного средства будет доступна только для сотрудников Министерства внутренних дел и налоговых служб. Рядовой гражданин будет получать только лишь выписку из этого документа;

Например, нельзя будет отследить такие данные, как месяц выпуска и страну сборки.

  • нельзя будет установить факт владения транспортным средством лицом, которое предоставила выписку из электронного паспорта транспортного средства;
  • нельзя продлить количество владельцев транспортного средства, а также их персональные данные. Для этого будет в ГИБДД создан специальный сервис.
  • существует риск взлома базы данных злоумышленниками, в которой хранятся данные о всех автомобилях с электронными ПТС;
  • может в значительной степени увеличиться стоимость автокредитов, так как финансовые организации не могут больше забирать паспорт транспортного средства для защиты от несанкционированной продажи автомобиля.

Как получить?

Решение Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122 об электронных паспортах транспортного средства вступил в силу, уже можно получать этот электронный документ.

Электронный паспорт транспортного средства может оформляться в следующих случаях:

  1. При покупке нового автомобиля. В этом случае электронный паспорт оформляет дилер, номер ЭПТС указывается в договоре купли-продажи.
  2. При ввозе транспортного средства из государств, участвующих в ЕАЭС лично. В этом случае ЭПТС оформляется в испытательных лабораториях, где одновременно получают СБКТС.
  3. В случае если бумажный вариант пришёл в негодность или был утерян.

Как выглядит электронный ПТС?

Согласно новым требованиям, электронные паспорта для автомобилей будут содержать гораздо больше информации, чем сейчас содержится на бумажном носителе. У ЭПТС будет уникальный 15-значный номер, который будет присваиваться ему после внесения данных изготовителем или дилером.

Всего электронный документ будет содержать более 90 различных пунктов, подробно описывающих информацию об автомобиле. В них, например, будут располагаться следующие данные:

  • фирма изготовитель автомобиля и его импортер, в случае если ТС произведено за границей;
  • реквизиты дилера, осуществившего продажу транспортного средства;
  • персональные данные владельца, а также и адрес его электронной почты, и номер телефона;
  • данные о наличии страховки и ее вид;
  • результаты технического осмотра автомобиля, включая величину пробега;
  • информация о производимых ремонтных работах, в том числе кузовных из автомастерских;
  • полная информация о ДТП, в которых побывал автомобиль, с указанием времени, даты, места, а также полученных повреждений;
  • обременения, наложенные на транспортное средство.

Электронный ПТС может иметь 5 статусов:

  • незавершенный — документ находится в стадии внесения данных в базу;
  • действующий — ЭПТС является актуальным документом, удостоверяющим право владения автомобилем;
  • утилизированный — автомобиль сдан в утиль;
  • аннулированный — транспортное средство не прошло процедуру растоможивания, или было вывезено за границу;
  • погашенный — транспортное средство поменяло категорию при помощи переоборудования.

Как выглядит выписка из ЭПТС?

При замене бумажного ПТС на электронный, автовладелец должен в обязательном порядке получить выписку, чтобы иметь возможность передвигаться на своем автомобиле и оформить полис ОСАГО. Для этого сначала нужно написать заявление о выдаче ЭПТС, обратившись в региональное отделение ГИБДД по месту жительства либо оставить заявку на портале Госуслуг .

После того как электронный паспорт транспортного средства будет оформлен, его владельцу на адрес электронной почты, высылается электронный вариант выписки, которую можно распечатать на любом принтере.

По сути, ЭПТС не имеет никакой юридической силы, однако, передвигаться без него запрещено на дорогах общего пользования.

В выписке указывается:

  • данные, идентифицирующие автомобиль;
  • максимальная масса;
  • год выпуска автомобиля;
  • цвет;
  • серия и мощность двигателя;
  • экологический класс.

Образец выписки из электронного паспорта транспортного средства.

Что станет с бумажными ПТС?

Автовладельцы, у которых ПТС находится в бумажном варианте, могут не беспокоиться. Действие этого документа будет продолжаться до тех пор, пока автомобиль не снимут с учета в ГИБДД. Принятая мера их не коснется.

Нужно ли менять бумажный ПТС на электронный?

Владельцам бумажных вариантов обменивать свои паспорта необязательно, хотя это можно сделать в ГИБДД. Получить также можно электронный вариант при совершении сделки купли-продажи на вторичном автомобильном рынке. Электронные ПТС будут выдавать тем, кто утерял свой бумажный носитель.

Стоимость этой услуги дешевле, чем получение бумажного паспорта, на сегодняшний день она составляет 600 рублей.

Для автопроизводителей цена находится еще на более низком уровне. Получение одного электронного паспорта транспортного средства обойдется в 250 рублей.

Cashpersky › Блог › С 1 ноября в России вводятся электронные ПТС и новые правила ТО

В Сети напомнили, какие изменения ждут российских автолюбителей осенью 2020 года.

Так, с 1 октября в России вернётся обязательный техосмотр. Напомним, временная отмена техосмотра, которая продлится до 30 сентября, была введена из-за пандемии коронавирусной инфекции. Таким образом, уже с 1 октября для оформления полиса ОСАГО нужно будет, как и раньше, проходить техосмотр получать диагностическую карту. При въезде и выезде из пункта ТО машину будут фотографировать, сверять ее координаты с координатами пункта ТО, а нарушения правил техосмотра начнут фиксировать на камеру. При этом отметим новые интервалы прохождения: машины старше 4 лет проходить ТО нужно 1 раз в 2 года, а автомобилям старше 10 лет — 1 раз в год.

Также уже 1 ноября все новые автомобили, которые будут продаваться на территории России, получат электронные ПТС. Аналогичное решение принято и для других стран Евразийского союза (Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии). Автолюбители могут и сами заменить бумажный паспорт автомобиля на электронный по заявлению, то есть добровольно. Сделать это можно у уполномоченных операторов техосмотра.

В самом начале осени автолюбители могут не обращаться в ГИБДД для регистрации транспортного средства. В многофункциональных центрах по всей России станет возможно регистрировать автомобили. Это предполагает постановление Правительства, которое вступит в силу в конце августа. Новый сервис появится в МФЦ, оснащённых парковками, где можно будет организовать осмотр транспортных средств. Осматривать машины будут сотрудники ГИБДД, а приёмом и выдачей документов займутся сотрудники МФЦ.

ОСАГО станет для автолюбителей или дороже, или дешевле уже с 24 августа. Так, уже с этой даты в России начнут действовать новые правила расчета стоимости полисов ОСАГО. Тарифный коридор расширится на 10%, при этом минимальная ставка составит 2 471 руб. (ранее 2 746 руб.), а максимальная — 5 436 руб. (ранее 4 942 руб.). Кроме того, для водителей будут рассчитывать индивидуальный тариф ОСАГО, исходя из грубых нарушений ПДД, возраста транспортного средства, семейного положения и прочих факторов. При этом итоговой индивидуальный тариф не должен превышать базовую максимальную ставку. Для легковых авто, принадлежащих юридическим лицам, тарифный коридор расширится на 20%, а для машин такси — на 30%. Таким образом получается, что минимальная и максимальная стоимость ОСАГО будут различаться более чем в два раза.

Новость с тарантас.ньюс

Перенёс статью из БЖ в блог по просьбе администрации

С 1 ноября в России переходят на электронные ПТС. Что это значит?

Выдача бумажных паспортов транспортных средств в России прекратится с 1 ноября 2020 года. Этот документ принимает полностью электронный вид.

По мнению авторов инициативы, такой подход упростит и ускорит действия по переоформлению и сделает прозрачнее действия по контролю за транспортными средствами. Решение о переходе на электронный тип документа приняли в ЕАЭС (Евразийский экономический союз), а в России исполнение этого решения контролирует Минпромторг. Новый документ будет содержать практически всю информацию о конкретном автомобиле: данные о проведенном техническом обслуживании, о наличии или отсутствии дорожно-транспортных происшествий и даже данные о стоимости транспортного средства. Но обо всем по порядку.

Что представляет собой электронный ПТС (ЭПТС)

Это электронный документ, содержащий данные о конкретном транспортном средстве, который будет храниться в общероссийской автоматизированной системе электронных документов. Обозначается каждый ЭПТС уникальным 15-значным номером. В электронном виде будут отображаться VIN автомобиля, история собственников, технические характеристики, данные о пробеге, данные о ТО, данные о возможных изменениях в конструкции, находится ли автомобиль в кредите или в залоге, бывал ли под арестом, а также данные о страховых полисах и случаях. Всего ЭПТС будет содержать 13 разделов, в которые можно будет внести до 150 параметров конкретного транспортного средства, если это потребуется. Действовать документ будет на территории стран Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).

Особенно, как говорят постоянные клиенты вторичного рынка автомобилей, ЭПТС не нравится всевозможным перекупщикам и дельцам, желающим ввести покупателя в заблуждение. Фраза продавца «я ПТС потерял, но у машины всего один хозяин» останется в прошлом, к сожалению для нечистых на руку продавцов. История автомобиля будет доступна круглосуточно. Но должно пройти какое-то время, пока бумажные ПТС не исчезнут естественным образом: при покупке и перепродаже машин на вторичном рынке. Сразу перестроиться на новые ПТС не получится.

Нужно ли менять бумажные ПТС?

В обязательно порядке менять ПТС подержанных автомобилей не нужно. Новым транспортным средствам будет выдаваться уже ЭПТС, а владельцы б/у машин могут поменять бумажный вариант на электронный в добровольном порядке, при смене владельца, по собственному желанию. То есть обращение бумажного варианта пока никак не будет ограничено.

Чтобы оформить электронный вариант ПТС для нового автомобиля, можно воспользоваться двумя способами: положиться на изготовителя (например, для своей продукции ЭПТС заводит предприятие АвтоВАЗ) или обратиться к официальному импортеру. Это делается в том случае, если транспортное средство производится за пределами Российской Федерации. Например, модели Subaru или Land Rover (как и многие другие) производятся за пределами нашей страны. В этом случае ЭПТС оформляет официальный импортер (представитель) этих марок в России. Дилеры, как представители в регионах, в свою очередь, реализуют автомобили уже с готовыми документами, номера которых указаны в договорах купли-продажи транспортных средств.

К слову, электронные ПТС начали выдавать еще с июля текущего года. Но с того времени они выдаются наряду с бумажными аналогами, которых с 1 ноября не станет. Если брать во внимание применение ПТС в жизни автовладельца, разницы между новым и «старым» вариантом нет .

Может возникнуть вопрос: как распечатать себе электронный ПТС, чтобы видеть, какие там данные, или показать при переговорах о продаже? Распечатать ЭПТС нельзя. Но через «Госуслуги» (раздел «Мои паспорта») можно получить выписку, где указаны основные данные об автомобиле. Госпошлина на оформление ЭПТС сейчас равна 600 рублям, а за 250 рублей можно внести изменения в документ официально, но это делается лично через МФЦ.

Недостаток нового электронного вида ПТС — зависания системы, которые иногда случаются. Дополнительное неудобство — низкий уровень проникновения интернета на огромных территориях нашей необъятной страны. То есть доступ к документу может быть затруднен.

Электронный ПТС: как это работает?

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

Н ынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев. После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).

Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Так выглядит нынешний бумажный Паспорт транспортного средства

Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.

Читать еще:  Страхование ОСАГО для такси

Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.

А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.

В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.

Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).

В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг

Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!

Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте. С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей. Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.

Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.

По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД. Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции. А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.

Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку). С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов. Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено. И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.

Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин ­паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.

Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.

Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать. По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту. Осенью должна появиться возможность сделать выписку через ­онлайн-портал ­госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать

Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия. Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года. В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.

Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?

Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце. Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на ­фирму-однодневку. Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.

Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители. Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.

У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ­ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится. Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС. А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.

РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.

Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.

За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки. Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться. Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.

В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта. Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины. Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.

Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.

Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».

Всё, что нужно знать об электронном ПТС

ЭПТС — это электронный паспорт на автомобиль, в котором содержится важная информация о транспортном средстве. Документ хранится в общероссийской автоматизированной системе электронных документов. Каждому такому паспорту присвоен индивидуальный 15-значный номер.

Переход с привычных бумажных паспортов транспортных средств на электронные призван ускорить регистрацию автомобиля и облегчить процесс таможенного оформления. Получение ПТС с ноября 2019-го стало обязательной процедурой. В ней участвуют страны Таможенного союза, Россия, Беларусь и Казахстан в их числе. Несмотря на жёсткие требования и возможность получения электронных документов на новые транспортные средства уже сейчас, ни производители, ни импортёры авто делать этого не спешат.

Как выглядит ЭПТС. Данные, содержащиеся в новом документе

Привычный ПТС представляет собой запись об автомобиле на защищённой бумаге А4 формата. Для машин отечественной сборки документ непосредственно выдаёт производитель, для импортных авто — служба таможни. Утеря личного образца или отсутствие свободных полей в оригинале проблемой не является — в таком случае автовладельцу просто необходимо обратиться в ближайшее отделение ГИБДД, где оформят дубликат.

Что касается электронных паспортов, то потеря документа уже не грозит. Все данные хранятся в общей базе ЭПТС. Электронный формат предусматривает наличие 150 полей для заполнения. Для новых авто большую часть информации составляет выписка из ОТТС (Одобрение типа транспортного средства), для иномарок бу — данные из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). Как и в аналоге, ЭПТС содержит информацию о полисе ОСАГО, погашении утилизационного сбора, замене деталей в общей комплектации. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

Обязательная часть ЭПТС (13 разделов): указание номера, статуса ЭПТС, уникальные параметры машины, технические данные.

Дополнительные графы электронного паспорта: информация о собственнике, находится ли машина в кредите или в залоге, подвергалось ли авто угону или аресту, данные о страховых взносах и условиях страховки, проводился ли ремонт.

Пока сведения из базы Росстандарта вносятся в формате ручного администрирования. Преимущество в том, что внесение данных для каждой модели осуществляется единовременно, с сохранением их в реестре ЭПТС. Такой подход ускорит оформление документов на аналогичные модели в последующем.

Последние новости об ЭПТС сообщают, что осенью 2020 года специалисты обещают подготовить электронную систему ОТТС. Из базы сведения будут подтягиваться в паспорта нового образца автоматически, с ориентировкой на индивидуальный автокод, то есть по VIN. Таким образом, технология снизит влияние человеческого фактора, поможет избежать ошибок и неточностей в паспорте, а также избавит от коррупционной составляющей схемы (известны случаи, когда в ПТС вносились неверные данные ради снижения налоговых выплат).

Сроки получения электронного ПТС

В лучшим традициях российских реалий, ответственные структуры не могут определиться с точными датами. Причиной тому — отсутствие единой базы данных ГИБДД. В каждом отдельном регионе сведения хранятся на площадках с разным программным обеспечением. Из-за большого объёма материалов и их разрозненности, задача — объединить всю имеющуюся информацию в структурное целое, казалась невыполнимой.

Но команда программистов, работая в тесном сотрудничестве с юристами, справилась и собрала всю базу данных ГИБДД в одном месте. Первые отвечали за технологическую сторону вопроса, вторые адаптировали законы под новые документы. И если в России такая работа уже проведена, то Беларуси и Казахстане она проходит лишь первые аналитически этапы. В частности, одна из причин регулярного переноса сроков — отсутствие в некоторых странах Таможенного союза нормативно-правовой базы для свободной работы с ПТС нового формата.

Как получить ЭПТС в 2020?

В период до 1 ноября 2019 года производители и импортёры могли пускать в оборот как стандартные ПТС, так и новые электронные. В январе 2020 в работу было запущено 100 электронных паспортов на апробацию. Производителю выдаётся доступ к общей базе всех соответствующих данных с высоким уровнем защиты. Алгоритм оформления документов прост: заполняется форма, подключается перечень нужных документов.

Читать еще:  СЗВ‑ТД в 2020 году

Кто может вносить данные?

Информация заливается непосредственно через заполнение форм, однако отредактировать её нельзя. Исходные сведения вносит производитель / импортер, государственные подразделения прикрепляют сведения об административных документах. Информацию о собственнике сносит дилер, сведения о регистрации автомобиля и госномере фиксируют ГИБДД. Дополнительные пункты вносят операторы сервисных станций, техосмотра, страховых компаний.

Преимущества получения электронных паспортов

Работа таможни благодаря новому технологическому подходу упрощается: импортёр самостоятельно вводит требуемые данные, ЭПТС на ввозимые машины составляется автоматически. Это оборачивается значительной экономией времени и денег: нет необходимости отправлять автомобиль на таможенный склад в режим ожидания и платить за время хранения пошлину, ведь электронные документы оформляются гораздо быстрее. А кроме того, прошлая схема работы приводила к потере живых денег — за неоправданный простой товара на таможне. В итоге электронные паспорта сокращают время работы над импортируемыми автомобилями с нескольких недель до пары дней.

  • уменьшение количества документов, которые нужно постоянно носить с собой, переживая за возможную утерю;
  • отсутствие необходимости в ксерокопиях при подготовке ПТС;
  • защита от мошенников;
  • экономия время на оформлении;
  • нет необходимости переносить данные о машине вручную из бумажного документа в информационные системы;
  • уменьшение количества ошибок, снижение человеческого фактора в работе к минимуму;
  • упрощённое внесение новых данных — о владельце, страховых случаях, авариях, пробеге и т. д.;
  • невозможность удалить сведения (особенно актуально для потенциальных покупателей вторичного рынка: по сути, это российский аналог систем Carfax и Autocheck, доказавших свою действенность);
  • возможность отследить историю автомобиля;
  • данные об изменениях статуса документа никуда не деваются: если паспорт был исправлен или аннулирован, система электронного формата сохранит это;
  • возможность сохранить цену на подержанное авто: если раньше штамп «Дубликат» в бумажном образце требовал снижения цены на машину, то сейчас потерять документ будет невозможно, следовательно, вопрос вынужденного снижения цены отпадает;
  • оперативная смена собственника;
  • корректная работа системы штрафов: чужие штрафы за проданный авто вам не страшны;
  • выявление «криминальных» машин: при подделке система быстро выдаст ошибку, обозначив, что машина существуют в другом регионе или никогда не выпускалась.

Во сколько обойдётся получение электронного автодокумента?

Эксперты подчёркивают выгоду оформления ЭПТС. Если в случае утраченного бумажного паспорта вы бы отдали 800 рублей, то оформление электронного документа обойдётся в 600 рублей — такова госпошлина. Внесение изменений — 250 рублей.

Система страхования с ЭПТС

Договор купли-продажи от дилера с указанием номера электронного паспорта и распечатанная выписка из ЭПТС позволяют оформить договор ОСАГО. Система обмена данными между отечественными страховыми компаниями (РСА) и службой межведомственных отношений также происходит электронно. Страховщики имеют право отправлять запросы в общую базу электронных паспортов в целях оформления полиса ОСАГО для автовладельцев с новыми паспортами.

После того, как документ ОСАГО получен, владельцу следует обратиться в ГИБДД, предоставив договор от дилера и полис страхования. Цель — получить свидетельство о регистрации транспортного средства (оно по-прежнему бумажное). Инспектором проводится проверка ЭПТС — он обращается к уникальному номеру паспорта на авто или VIN, откуда получает всю необходимую информацию.

Оформление документов для ввоза в Россию

Ответственность за оформление документов на новые автомобили лежит на заводах и таможенной службе — в этом плане ничего не меняется. У дилеров каждый новый автомобиль уже будет иметь ЭПТС, 15-значный номер будет прописан в договоре купли-продажи.

Как отмечалось выше, многие компании не торопятся перейти на электронные паспорта. И дело даже не в постоянном переносе сроков и консервативности, а в некорректно оформленных данных в ОТТС (неверно указанные размеры, сведения о модификациях). Случалось, что импортируемые автомобили по параметрам подгонялись под российские законы, авто с мощностью 255 л.с. в документах прописывались как транспортные средства с 249 л.с. Адаптация характеристик ради снижения налогов может стать основанием для отказа в выдаче паспорта.

Где посмотреть информацию о подержанном автомобиле?

Выписку ЭПТС в случае с бу авто новому хозяину можно получить от владельца, осуществив передачу подтверждённых сведений на телефон. В таких случаях будут действовать оба варианта — и бумажный, и электронный. Менять бумажный ПТС на электронный не требуется. Если новый владелец настаивает на получении электронного паспорта, сделать это можно в отделе ГИБДД (при смене собственника) или у оператора техосмотра. В таком случае действие бумажного варианта аннулируется.

В выписке представлены не все данные:

  • идентификационный номер ТС;
  • марка;
  • номер двигателя / шасси / кузова;
  • цвет;
  • год выпуска;
  • общая информация о моторе;
  • принадлежность к экоклассу;
  • масса;
  • территория, где можно зарегистрировать ТС.

Теперь оформление паспортов ложится на плечи негосударственных структур, а не МВД. На первых порах полномочия на выдачу электронных ТС будут возложены на операторов техосмотра — у них уже есть доступ к системам ЭПТС по защищенным каналам связи: регистрационный запрос направляется в ГИБДД, где оперативно должны законность действий. Если заявка не подтверждается, информация направляется на проверку в компетентные органы для дальнейших разбирательств.

Последние новости об ЭПТС сообщают, в марте началось оформление документов нового образца на зарегистрированные ранее авто по заявлениям собственников.

От операторов требуется:

  • техническая возможность определения достоверности идентификационного кода;
  • страховка гражданской ответственности (на сумму не менее 20 млн руб.), что повышает ответственность оператора в случае неосторожности и неквалифицированных действий в отношении регистрации.

Владелец вправе требовать компенсации ущерба, если всплывут данные о перебитых номерах.

Авто в кредит: что делать?

Если мы говорим о бумажном ПТС, документы на машину, приобретённую в кредит, находятся у банка. Согласно новому стандарту, все сведения об автомобиле, в том числе информация о залоге или кредите, участии ТС в ДТП, приобретении в лизинг, находятся в электронной базе, поэтому узнать больше данных о машине на вторичном рынке потенциальные покупатели могут не выходя из дома. Удалить или отредактировать сведения невозможно. Отказ в предоставлении доступа приравнивается к отказу от сделки.
Полные сведения остаются доступными только автовладельцу — в личный кабинет он может заходить через госуслуги или используя электронную подпись на официальном сайте со всеми данными по электронным документам.

Продажа авто с ЭПТС

Чтобы поменять владельца машины, следует изменить соответствующую запись в электронном паспорте. Для этого есть три варианта действий: если у нынешнего собственника есть электронная подпись, официальный сайт ЭПТС в помощь. Второй вариант — портал предоставления государственных услуг. И последний, более консервативный метод — личный визит в МФЦ или районный отдел госуслуг.

Где и как распечатать ЭПТС?

Печать электронного документа не предусмотрена. Заменой данной процедуры выступает выписка из ЭПТС — образец документа, где в кратком виде содержатся данные: его перенести на бумажный носитель можно. Согласно официальной договорённости организации «Электронный паспорт» и производителей авто выписку ЭПТС получит право выдавать дилер в процессе передачи машины покупателю. В будущем обещают сделать возможным получение выписки в ­онлайн-режиме через госуслуги или отделения МФЦ.

Проблемы обработки персональных данных

Из государств Евразийского союза к получению документов нового образца по единому техническому регламенту готовы только РФ и Киргизия. Армения, Беларусь и Казахстан — пока в отстающих. Благодаря переходному периоду, который начался в июле 2017, будет реально выявить много подводных камней.

Первые трудности связаны с персональными данными. ФЗ «О персональных данных» (2006 г.) устанавливает право владельца не указывать сведения о себе в электронной версии паспорта. При этом объяснения причин не требуется. Однако это чревато: если машину угонят из дилерского центра, — страховки у авто ещё нет, в ГИБДД машина не зарегистрирована: вся надежда на ЭПТС. Однако и там никаких данных не указано. В таком случае преступники могут оформить договор купли-продажи на угнанный автомобиль, ведь именно этот документ подтверждает право собственности, и затем зарегистрировать машину в ГИБДД. Как разобраться в ситуации и доказать, что владелец транспортного средства настоящий, уполномоченные службы пока не придумали. Так что воспользоваться возможностью не указывать личные данные в электронном паспорте можно. Но нужно ли?

Второе опасение страховых организаций касается закона, согласно которому при оформлении ОСАГО требуется предъявить ПТС, однако о выписке или электронном формате документа ничего не сказано. Выходит, что владелец ЭПТС, не имеющий бумажного образца, может получить отказ в выдаче полиса. Если владелец в электронном паспорте не указан, сложностей со страхованием не избежать. Определение собственника по договору купли-продажи для ОСАГО невозможно. Следовательно, информацию об автомобиле страховщикам придётся получать из выписки ЭПТС, нарушая закон об ОСАГО.

Электронные паспорта для самоходной техники

Срок 1 ноября относится не только к легковым авто, находящимся в личном пользовании. Необходимость получения электронных ПТС касается и техники, зарегистрированной в Гостехнадзоре, — тракторов, бульдозеров, снегоходов и др. Однако в этом случае всё гораздо сложнее, поскольку по регионам до сих пор действуют отдельные базы данных, и как свести информацию в одну систему, пока не ясно. Вероятно, для таких категорий транспорта будет дана отсрочка, в ином случае проблем станет только больше.

Сергей Вершинин (elpts.ru) на форуме Autostat ForAuto 2020 — о динамике оформления ЭПТС и текущих проблемах перехода на ЭПТС

Переход на электронные ПТС с 1 ноября 2019 года – что нужно знать?

Электронный документ приходит на смену бумажному

Тестовый запуск выдачи электронных паспортов на ТС вместо традиционных (бумажных) состоялся в середине 2018 года. С 07.10.2018 ЭПТС стали обязательными для вновь поступающих в оборот авто. Переход уже запущен, он проводится в рамках общей тенденции ввода электронного документооборота, ведения цифровых систем и реестров. Однако у многих автовладельцев возникают вопросы: электронный ПТС — что это такое, как его получить, обязательна ли замена старого документа на новый, что изменится с внедрением новой системы учета ТС.

Что такое электронный паспорт транспортного средства?

До 1 ноября 2019 года запланирован плавный переход на новые правила регистрации автомобилей. Начиная с указанной даты, ЭПТС станут обязательными для каждой новой машины. Это значит, что бумажные ПТС окончательно перестанут выдавать. О массовой замене, о ее необходимости и обязательности речи не идет: каждый собственник вправе заменить «бумагу» на ЭПТС, если сочтет нужным.

Электронный ПТС — документ, который хранится в цифровой базе данных, где содержится вся необходимая информация для идентификации ТС. Электронный документ полностью заменяет бумажный и имеет такую же юридическую силу.

В ЭПТС вносятся следующие данные:

  • идентификационные сведения о ТС.;
  • технические характеристики;
  • данные о пробеге;
  • сведения о внесении изменений в конструкцию;
  • прохождение техосмотра;
  • информацию о страховании (ОСАГО/КАСКО, страховщик);
  • сведения о владельцах (с их согласия, так как это персональные данные);
  • история прав собственности.

Образец ЭПТС может содержать от 90 до 150 полей, тогда как в бумажном варианте — только 21.

Процесс перехода регламентируется важным документом. Это приказ МВД «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, образца бланка свидетельства о регистрации ТС и признании утратившими силу нормативных правовых актов…» от 26.06.2018 № 399. Он был опубликован на официальном портале правовой информации 26.09.2018 и вступил в силу с 07.10.2018. Вообще переход к электронным паспортам планировался давно, первые акты появились в 2014-2017 годах.

В июле на коллегии Евразийской экономической комиссии было принято окончательное решение о переносе введения электронных паспортов транспортных средств. Это значит, что пока электронные и бумажные ПТС продолжают действовать на равных — на территории ЕАЭС. Когда введут новую систему в странах экономического союза известно: в ноябре текущего года.

Зачем вообще понадобился электронный паспорт, какую он несет выгоду для государства и автомобилистов? Наконец, как все это работает?

Существует несколько мотивов. Основной содержится в межправительственном соглашении стран ЕАЭС — обеспечение свободного обращения транспортных средств на территории союза.

Но потребителю более близки и понятны другие мотивы. Во-первых, в век информационных технологий бумажки, которые нужно выписывать и хранить, являются атавизмом. Во-вторых, бумажный ПТС имеет ограниченные возможности, а с электронным ПТС этих ограничений нет. Бумажный паспорт содержит 21 поле, в электронном — от 90 до 150 полей. Электронный ПТС включает все индентифицирующие признаки машины: номера, характеристики, комплектацию, дополнительное оборудование, то есть это полное описание.

Есть также ряд технологических вопросов, которые упрощает электронный ПТС. Например, электронный паспорт может быть не только действующим, но и незавершенным, аннулированным, погашенным, и утилизированным. Некоторые статусы можно менять, некоторые не имеют обратного хода. В бумаге вносить изменения сложно. И если сейчас ПТС годами хранят в сейфах, то вскоре вся история будет в системе с моментальным доступом по запросу.

Как получить электронный ПТС с 2019 года?

Последние новости в России говорят о том, что предусмотрено 4 случая, когда выдается ПТС в электронном виде.

1. При приобретении нового авто – собственник, оформляя покупку в салоне дилера, сразу получает ЭПТС. Его оформляют отечественные изготовители. При этом номер нового паспорта сразу фиксируется в договоре купли-продажи. В ГИБДД уже используются сведения, оформленные в электронной базе данных. Регистрация становится более дешевой: покупателю не надо платить сбор за внесение изменений в обычный ПТС (350 руб.).

2. При ввозе авто через границу (из государств-членов ЕАЭС процедура будет более простой, так как предусмотрена единая оцифрованная база). В прочих случаях ПТС после прохождения таможенных процедур будут оформлять уполномоченные организации — аккредитованные Минпромторгом испытательные лаборатории.

3. В порядке добровольного обращения за заменой и в случаях, когда бумажный ПТС утрачен, поврежден.

4. Также ЭПТС могут оформлять уполномоченные операторы, проводящие техосмотр.

Отмена бумажных ПТС не ограничена сроками. Планируется, что они будут выводиться из оборота естественным путем, при переходе прав собственности, при добровольных обращениях, в процессе прохождения ТО. Этому будет способствовать и то, что электронные паспорта, по сравнению с бумажными, обладают рядом плюсов.

Главные преимущества ЭПТС

1. Даже при приобретении подержанного авто, например, у перекупщиков или частных лиц, покупатель получает точные и достоверные сведения о ТС. Историю собственников, пробег, конструктивные изменения, данные о ТО.

2. Следовательно, снижаются риски получить нелегальное или полулегальное авто с перебитыми номерами, находящееся в угоне, со «скрученным» километражем, «скрытыми» собственниками.

3. ЭПТС нельзя повредить, потерять. Соответственно, нет риска остаться без документа или платить за восстановление.

4. Удешевляется и упрощается процедура постановки на учет, внесение изменений в ПТС. Допустим, раньше в бумажный паспорт при смене данных надо было допечатывать сведения, могли закончиться пустые графы, что влекло необходимость оплачивать новый бланк. Эти проблемы уже неактуальны.

Читать еще:  Какие изменения в НДФЛ начали действовать в 2020 году

Электронный оборот облегчает жизнь и автовладельцам, и ГИБДД. Сделки купли-продажи ТС станут более безопасными. На руках собственников останутся и привычные документы на бумажном носителе: договор о покупке, свидетельство о регистрации. Планируется, что доступными также окажутся данные об участии в ДТП (между Российским союзом автостраховщиков и АО «Электронный паспорт» действуют договоренности об обмене данными), о действующих ограничениях и запретах. Эти данные также внесут в электронный ПТС на автомобиль.

Как оформить в 2019 году?

Знаковым событием стало принятие закона «О государственной регистрации ТС в РФ …» от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ. В частности, в нем указывается, какие документы надо предоставить для регистрации (ст. 15). Перечень остался предсказуемым (идентификация владельца, подтверждение права собственности и пр.), но если оформлен ЭПТС, в бумажном виде его предоставлять не надо.

Напомним, что теперь необязательно лично являться в ГИБДД для совершения регистрационных действий. Их можно совершить дистанционно:

  • через автосалон или производителя, если они включены в реестр специализированый организаций. Уполномоченные компании все действия совершают на месте, в том числе, выдают номера;
  • через онлайн-обращение на официальном сайте ГИБДД;
  • через портал госуслуг, который обеспечивает идентификацию собственника. Нужна электронная подпись для подтверждения операций;
  • через МФЦ.

Если человек решил поменять старый ПТС на цифровой, то ему нужно обратиться в инспекцию. Требуется составить заявление и приложить стандартный пакет документов. Оформление ЭПТС стоит дешевле — 600 руб. (выдача бумажного — 800 руб.).

Вводятся в действие электронные птс

Бумажные ПТС меняют на его электронную версию

Коллаж: Полина Авдошина / Сеть городских порталов

Переход страны на электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) начался еще три года назад, но до сих пор покупатель новой машины имел выбор: оформлять бумажный ПТС или его электронную версию. С ноября 2020 года альтернатива останется лишь у тех, кто меняет бумажный ПТС из-за его утраты и порчи. Что касается вводимых в эксплуатацию машин, им теперь положен только ЭПТС. Мы собрали ответы на наиболее популярные вопросы об основном автомобильном документе, который больше нельзя пощупать.

Чем ЭПТС отличается от ПТС?

Паспорт технического средства — это бумажный документ, в котором фиксировались регистрационные данные автомобиля, сведения о владельцах и масса другой информации. Его не нужно путать с СТС (свидетельством о регистрации), которое мы возим с собой — ПТС можно было хранить дома.

Классический ПТС уходит в прошлое. Но запрета на его использование нет, и принудительного перевода на ЭПТС не будет — новость касается лишь покупателей новых или импортируемых машин

ЭПТС — это защищенная электронная запись в базе данных компании АО «Электронный паспорт» (входит в госкорпорацию «Ростех»), содержащая значительно больше информации — примерно полей и граф. Помимо традиционных сведений, ЭПТС включает «историю болезни» автомобиля, например данные о прохождении техобслуживания или кузовных ремонтах.

Какие документы получит на руки автовладелец при регистрации?

В управлении ГИБДД Челябинской области объяснили, что, во-первых, это свидетельство о регистрации (СТС), которое, как и прежде, необходимо возить с собой. Во-вторых, по желанию владельцу могут оформить выписку из ЭПТС, которая включает следующие данные: VIN, номера узлов и агрегатов, год выпуска, параметры силового агрегата, экологический класс, максимальную массу, территорию регистрации. Персональных данных владельца выписка не содержит, но они могут быть добавлены по желанию. Кроме того, они есть в свидетельстве о регистрации.

Так выглядит выписка из ЭПТС

Фото: АО «Электронный паспорт»

Выписку можно получить и самостоятельно, например через портал госуслуг или в МФЦ. Выписка выполняет роль памятки и особой юридической значимости не имеет. При всех регистрационных действиях используется ЭПТС, хотя на первых порах выписку могут использовать, например, страховые при оформлении ОСАГО.

Сколько стоит ЭПТС?

Предельный тариф за его выдачу — 600 рублей. Стоимость бумажного ПТС — .

Сколько ЭПТС уже выдано?

К началу ноября 2020 года в России выдано 1,4 миллиона ЭПТС. К концу охват должен составить три четверти автопарка страны, или около единиц.

Кто имеет доступ к ЭПТС?

В первую очередь это автозаводы и таможенная служба, которые выпускают ЭПТС на конкретный автомобиль — проще говоря, делают в базе данных первую запись, копируя сведения из ОТТС (для новых машин) или СБКТС (для подержанных). Полный доступ к базе имеет также ГИБДД.

Поскольку ЭПТС содержит информацию практически о всех действиях с машиной, включая ее страхование, ремонты, обслуживание и так далее, ограниченный допуск к базе получили страховые компании, операторы техосмотра и официальные дилеры. Но они могут редактировать только поля, касающиеся оказываемых ими услуг. Например, страховщик может внести в ЭПТС данные о новом страховом полисе ОСАГО.

Насколько защищен ЭПТС от взлома и манипуляций?

Это покажет лишь практика. Система представляет собой закрытую сеть серверов, сделанную по аналогии с банковскими базами данных. Вероятно, со временем обнаружатся те или иные бреши, с другой стороны, и подделка бумажных ПТС, равно как и VIN автомобиля, поставлена на поток. В целом причин считать ЭПТС более проблемными, чем бумажные, пока нет. Например, в случае, если кто-то попытается внести изменения в ЭПТС, владелец получит уведомление.

Часть данных, которые берутся из ОТТС или СБКТС, также будут некорректируемыми, то есть ошибки с названием модели, ее полной массой или мощностью должны быть сведены к минимуму.

Но человеческий фактор всё равно не исключен: часть данных будет вноситься вручную

Фото: Александр Файрузов

Впрочем, определенные тревоги связаны с тем, что доступ к ЭПТС имеет достаточно большой круг ведомств и фирм. Например, к официальным дилерам со временем добавятся одобренные Минпромторгом автосервисы, которые также смогут вносить информацию о прохождении техобслуживания или кузовном ремонте после ДТП. Какие-то манипуляции в этой области вполне вероятны (как в интересах владельца, так и против него). Чтобы их исключить, Минпромторг будет следить за компаниями, допущенными к работе в системе. Любые изменения в ЭПТС будут подтверждаться электронной подписью сотрудника или организации, которые их производят.

Можно ли узнать по электронному паспорту аварийную историю машины?

Один из самых ценных аспектов ЭПТС — он может хранить информацию практически обо всех проблемах автомобиля. Скажем, исключить тайную продажу машины, находящейся в залоге у банка, что сулит большие проблемы. В ЭПТС есть поля, отражающие историю ДТП и крупных ремонтов, плюс все записи отражают пробег автомобиля, что осложнит скрутку одометра.

Проблема в том, что расширенный функционал будет доступен только в перспективе. Так, в ГИБДД нам сообщили, что в настоящий момент информацию об авариях в ЭПТС инспекция не вносит.

Чтобы ЭПТС стал аналогом американской системы CarFax, помимо подключения к «Электронному паспорту» сотен компаний по ремонту и обслуживанию машин, необходимы юридические последствия за искажение (или игнорирование) информации о тех же ДТП. Кроме того, даже если эта информация начнет вноситься повсеместно, пройдет не один год, прежде чем наработается достаточный массив данных. Так что этот аспект ЭПТС — на вырост.

Столкнулись с проблемой при регистрации автомбиля? Пишите нам.

С 1 ноября новые автомобили будут получать только электронные паспорта

Как это отразится на автовладельцах, что делать тем из них, у кого машина с бумажным ПТС, а также как получить электронный паспорт тем, кто ввозит единичные автомобили, и как поставить машину на учет в ГИБДД? На эти и другие вопросы в формате видеоинтервью рассказали управляющий директор автоматизированной системы электронных паспортов АО «Электронный паспорт» Борис Ионов и начальник управления Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России полковник полиции Роман Мишуров.

Система выдержит нагрузку. Уже сегодня в ней более 1,4 миллиона паспортов транспортных средств. Когда система набрала большие данные, проводилось тестирование, проводились нагрузочные испытания. Проблем не зафиксировано.

Госавтоиснпекция уже более года работает с электронными паспортами. С 85 — 90 процентами автомобилей с такими ПТС регистрационные действия проведены. Проблем с взаимодействием систем нет.

На произведенные в России автомобили электронные ПТС оформляют сами производители. На импортируемые — представительства компаний в России. Те, кто ввозит единичные транспортные средства, должны сначала получить электронный ПТС в любой из испытательных лабораторий, которые подтверждают соответствие конструкции транспортного средства требованиям безопасности. Львиная доля ввезенных автомобилей приходится на дальневосточный регион. Там работают четыре таких лаборатории.

Главная проблема при оформлении ввезенных машин — это время поступления информации о зачислении таможенных платежей и утилизационного сбора. Паспорт на машину оформлен, но до тех пор пока не придет этой информации, он будет в статусе «не действующий». С таким ПТС поставить на учет машину не получится. Как только статус изменится на «действующий» — можно идти в ГИБДД регистрировать автомобиль.

Никто не потребует от автовладельцев с бумажными ПТС обменивать их на электронные. Это личное дело собственника машины. Кроме того, ГИБДД будет выдавать бумажные ПТС в случае их утраты, порчи или, если закончилось место для их заполнения.

Если автовладелец стоящей на учете машины захочет завести электронный паспорт — он это сможет сделать в тех же испытательных лабораториях или на пункте техосмотра. Но с момента, как их электронный паспорт получит статус «действующий», бумажный станет недействительным.

Электронный ПТС: как это работает

Российские автовладельцы постепенно переходят на электронные паспорта транспортных средств. Переходный период действует до 1 ноября 2019 года.

Внедрением ЭПТС занимается компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех. О том, что такое электронный ПТС, какие преимущества он обеспечивает и как его оформить – в нашем материале.

Новый стандарт ПТС

Бумажный паспорт транспортного средства (ПТС) в своем нынешнем виде, к которому мы привыкли, появился в 1993 году. До этого единственным документом на автомобиль был техпаспорт, который включал не только основную информацию о машине, но и регистрационные данные, а также отметки о техосмотре. Если, к примеру, машину угнали вместе с техпаспортом, автовладелец оставался без каких-либо документов на автомобиль. В связи с этим и появился новый стандарт, согласно которому каждый автовладелец получал три документа: паспорт транспортного средства (ПТС), который можно не возить с собой, свидетельство о регистрации и талон техосмотра.

Со временем ПТС оброс множеством дополнений и сегодня, помимо основной информации об автомобиле, его владельце и регистрационных данных, может рассказать об изменениях в конструкции машины, значительных повреждениях после аварий, уплате утилизационного сбора и так далее. Все это уже довольно сложно уместить на бумажном носителе формата А4.

Еще одним стимулом создания нового стандарта ПТС стало образование Евразийского экономического союза: новый паспорт должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Соответствующее соглашение было подписано в 2014 году. Разработчиком и оператором назначена компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех.

Обязательного обмена бумажного ПТС на его электронный вариант не предусмотрено – автовладельцы, имеющие автомобили с бумажными паспортами, смогут продолжать ими пользоваться. Переходный период действует до 1 ноября 2019 года, после чего бумажные ПТС на новые транспортные средства выдаваться не будут.

«В настоящее время в ходе оформления ЭПТС на единичные транспортные средства завершается настройка необходимых интеграционных процессов, и вскоре производители и импортеры автомобилей планируют перейти к массовому оформлению ЭПТС», – прокомментировал гендиректор АО «Электронный паспорт» Илья Минкин.

На сегодняшний день в России оформлено уже более 300 электронных паспортов транспортных средств. А на днях впервые на российском авторынке по полной логической схеме смены собственника реализован автомобиль с ЭПТС .

Для чего вводят электронные ПТС

По своей сути электронный ПТС представляет собой запись в базе данных, в которой содержится вся информация о транспортном средстве: технические данные машины, сведения об авариях, ремонтах и так далее. Эта информация в электронной системе хранится в течение всего времени эксплуатации автомобиля, постепенно обновляясь.

Таким образом, по сравнению со своим бумажным двойником электронный ПТС имеет очевидное преимущество – его невозможно потерять. Кроме того, наличие детальной информации о транспортном средстве позволит сделать более безопасным процесс продажи или покупки автомобиля.

Переход на ЭПТС позволит также сэкономить затраты на покупку бланков для паспортов, их транспортировку и хранение, утилизацию испорченных бланков, закупку и последующее содержание оргтехники. Все это, по оценке Минпромторга, составит достаточно внушительную сумму – не менее 1 млрд рублей в год.

Это не только позволит сэкономить средства, но и поможет в разрешении одной из ключевых российских и мировых экологических проблем – вырубки лесов. По оценке АО «Электронный паспорт», отказ от бумажных ПТС снизит объем требуемого древесного сырья на 1325 тонн, то есть ежегодно сохранит более 5 тыс. деревьев .

Как оформить и получить электронный ПТС

Оформление электронных паспортов транспортных средств началось с июля 2018 года. Напомним, что до 1 ноября 2019 года будет действовать переходный период, а затем оформление ПТС в бумажном виде на новые автомобили полностью прекратится.

Итак, получить ЭПТС можно будет в следующих случаях. Во-первых, при покупке нового автомобиля. Новые машины в автосалонах будут продаваться уже с ЭПТС, оформленным заводом-изготовителем. Во-вторых, при самостоятельном ввозе автомобиля через границу России. В этом случае нужно оформить электронный паспорт в соответствующих организациях, например в испытательных лабораториях, которые имеют разрешение Минпромторга РФ на проведение подобной деятельности.

И наконец, получить электронный паспорт можно при утере или порче бумажной версии ПТС либо по желанию автовладельца.

При этом автовладелец может получить на бумаге выписку из своего электронного паспорта, в которой указывается: VIN машины или шасси; название модели, марка и категория машины, а также цвет ее кузова; номера основных узлов – кузова, двигателя, шасси; год выпуска; техническая информация о силовом агрегате; экокласс машины; максимальная масса; регистрационная территория. Прочие сведения хранятся только в электронном виде.

Еще раз отметим, что переход на электронные паспорта не является обязательным для автовладельцев. Оба формата предполагается использовать наравне, и бумажные паспорта будут постепенно выходить из обращения.

События, связанные с этим

LADA XRAY Cross: открывая новые направления и дороги

История АВТОВАЗа: от «копейки» до Х-дизайна

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector