Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новый экологический налог

Экологический налог: кого и когда обяжут платить

Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложенияНе объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источникаминегативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных водразмещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасностинакопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Новый экологический налог

Анастасия Колеганова, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ».

Министерство финансов предложила заменить различные экологические платежи, такие как за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), экологические и утилизационные сборы одним единым налогом. Что это будет за налог и как с ним работать?

Определения экологического налога в НК РФ еще нет, однако уже разработан проект, по которому с 2020 г. в России может появится еще один налог, который будет заменять различные экологические платежи. Сейчас эти платежи и называют экологическим налогом.

По мнению Минфина РФ, данная плата обладает признаками налога и должна быть включена в НК РФ. Отметим, что в ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» есть понятие «экологический сбор». Экологический сбор не является налогом, но платежи относятся к доходам федерального бюджета. Данный сбор уплачивают производители или импортеры товаров, которые подлежат утилизации после потери ими необходимых потребительских свойств.

Плательщиками нового налога будут признаваться все, кто осуществляет хозяйственную или иную деятельность, причиняющую вред окружающей среде. Сюда относятся не только юридические, но и физические лица.

Освобождать от уплаты налога будут две категории плательщиков:

  1. те плательщики, у которых производство будет признаваться объектом 4 категории, т.е. не наносит или наносит не значительный вред окружающей среды;
  2. те организации, в ходе деятельности которых образуются лишь твердые коммунальные отходы. К ним относят биологический мусор, целлюлозу, отходы от нефтепродуктов.

Ставка экологического сбора считается из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку и, конечно, утилизацию изделия или единицы его массы. Налоговой базой может стать масса выбросов и сбросов веществ в атмосферу, водные объекты, массу образованных отходов производства и потребления.

Уплаченные платежи, которые поступают от плательщиков экологического сбора направляются на реализацию государственных программ в форме субсидий субъектам РФ на софинансирование экологических программ. На данный момент эти платежи обладают малой эффективностью, из-за чего экологические программы финансируются из других статей бюджета.

Новый налог позволит увеличить поступления в бюджет за счет расчета платежа исходя из необходимых затрат бюджета на охрану окружающей среды. Проект экономического налога предусматривает, что налоговым периодом будет год, так же и отчетным. Подавать декларацию будут по истечении календарного года в ФНС по месту нахождения организации, а уплату не позднее 1 марта следующего года за налоговым периодом.

Так же проект предусматривает возможность уменьшения налога за счет расходов понесенных при проведении мероприятий, которые реально уменьшают негативное воздействие на окружающую среду. Для этого необходимо будет документально подтвердить расходы и эффективность мероприятия, после чего принять налоговый вычет. Величину ставок в первый год планируют установить в сравнении со ставками за негативное воздействие на окружающую среду, однако Министерство финансов сразу оговаривает, что ставки будут впоследствии учитывать инфляцию в стране.

Таким образом, между экономическим налогом и сбором есть следующие различия:

  1. Налог будет регулироваться НК РФ, а сборы общим налоговым законодательством, а также Постановлениями Правительства.
  2. Первое будет относится к доходам бюджета от налогов, а второе является неналоговым сбором.
  3. Поступления средств от налога будет расходоваться на разные цели, а в случае со сбором они использовались в конкретных целях.

Стоит отметить что во многих станах ЕАЭС экономический налог давно существует и является эффективным.

Также на данный момент существует проект Министерства природных ресурсов и экологии по повышению ставки экологического сбора. Проект предлагает установить новые ставки с 1 января 2019 г. При этом, если в действующем постановлении ставки сбора установлены для 36 групп товаров, то в новом документе ставки определены для 54 групп товаров и упаковки. Размеры новых ставок установлены в интервале от 3055 до 40 650 руб.

Обычные офисы освобождены от экологических платежей

Утверждена форма расчета экологического сбора

Минфин разработал законопроект об экологическом налоге

Минфин подготовил законопроект о введении экологического налога, который должен заменить платежи за выбросы, загрязняющие окружающую среду. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В случае принятия поправки вступят в силу с 1 января 2020 года.

Законопроект предлагает дополнить Налоговый кодекс главой «Экологичекий налог». В пояснительной записке к документу говорится, что анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет показывает низкую эффективность его взимания. Из-за этого государственные экологические программы приходится финансировать «за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов».

Также отмечается, что неуплата экологических неналоговых платежей не подпадает под действие Уголовного кодекса, и «в рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация» к внесению таких платежей. Введение экологического налога, рассчитывают авторы законопроекта, позволит увеличить поступления в бюджет за счет применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности.

Законопроект предлагает установить фиксированные налоговые ставки для каждого вида воздействия на окружающую среду в зависимости от вида загрязняющего вещества (выбросы в воздух, сброс сточных вод, хранение и захоронение отходов).

Авторы законопроекта указывают, что замена платежей на налог реализует поручение президента России включить в Налоговый кодекс неналоговые платежи. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэкономики подготовить соответствующие предложения в январе 2017 года.

Как сообщал “Ъ”, в марте представители российского бизнеса просили господина Медведева ускорить внесение в Госдуму законопроекта о регулировании неналоговых платежей. В письме к премьер-министру они также критиковали идею включить неналоговые платежи отдельным разделом в Налоговый кодекс.

Подробнее о предложениях Минфина — в публикации “Ъ”.

Экологический налог в 2019 году

ekologicheskiy_nalog_v_2019_godu.jpg

Похожие публикации

Экологический налог в России в 2019 году не введен, законодательная инициатива по этому вопросу на сегодня оформлена в виде проекта закона , вносящего изменения в НК РФ. Если предложенные поправки будут приняты, новый формат взимания экологических платежей заработает с начала 2020 года. Суть предложения — в унификации подхода в расчетах с бюджетом по платежам, направляемым на сохранение благоприятной экологической ситуации.

Новый экологический налог

Минфин путем ввода в Налоговый кодекс очередной главы для нового вида налога стремится объединить в одном платеже плату за выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления. Эта мера призвана обеспечить высокую собираемость средств на решение экологических проблем. То есть, планируется не увеличить уровень фискальной нагрузки на налогоплательщиков, а трансформировать действующие сегодня сборы в налоговые поступления. Плюсы этого шага есть для всех участников взаимодействия:

государство получает больше гарантий в вопросах собираемости средств, так как ответственность за неуплату налога больше, чем в отношении неналоговых сборов;

для представителей бизнеса упрощается работа с законодательной базой за счет унификации подхода в расчетах с бюджетом и сосредоточении информации об алгоритме работы с фискальной системой в одном документе.

Экологический налог в 2019 году рассматривается как замена платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Объектом налогообложения будет выступать объем загрязнения в результате осуществления выбросов в воздух, в объекты водных ресурсов, при захоронении, накоплении или размещении отходных масс. Налог не будет взыскиваться за урон окружающей среде при проведении мероприятий, финансируемых из бюджетов разных уровней. Освобождение от налога предлагается ввести для процедуры накопления отходов с целью их дальнейшей утилизации или обезвреживания (льгота сохраняет актуальность в течение 11 месяцев со дня появления отходов).

Экологический налог предполагается рассчитывать отдельно по каждому объекту и источнику загрязнения, загрязняющему веществу. Налоговая база может быть представлена объемом выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, показателями объема или массы фактически образовавшихся в налоговом периоде и размещенных отходов за вычетом материалов, направленных на переработку. При определении размера налоговой базы будут учитываться выделенные нормативы отходов и объемы превышения обозначенных лимитов.

Ставка экологического налога в 2019 году предлагается к вводу по дифференцированной шкале с привязкой к классу опасности отходных масс и виду загрязняющего вещества. Законопроектом предусматриваются тарифы налогообложения в рублях за каждую тонну по видам загрязняющих веществ – минимальная ставка равна 0,1 руб., а максимальные значения исчисляются в миллионах рублей за тонну. В зависимости от класса опасности, присвоенного отходам, предусмотрены ставки от 1,1 руб. (V класс для практически неопасных отходов добывающей промышленности) до 4643,7 руб. за тонну (отходы чрезвычайной опасности I класса). Если раздельный учет по видам отходов налогоплательщиком не ведется, ко всему объему образованных отходов применяется наибольшая ставка.

Проектом предусмотрен механизм индексации с 2021 года базовых ставок с учетом коэффициента-дефлятора, учитывающего уровень изменения потребительских цен. Если же речь идет о загрязнении территорий или природных объектов, находящихся под особой охраной, к ставкам налогообложения применяется особый корректирующий коэффициент, равный 2. Помимо этого, в законопроекте по экологическому налогу (в 2019 году еще не принятому) рассматривается комплекс других понижающих и повышающих коэффициентов, в частности:

при внедрении новейших технологий, действие которых направлено на минимизацию объема выбросов, коэффициент равен 0;

корректировка на 0,3 осуществляется при размещении своих отходов (в пределах лимитов) на собственных площадках;

коэффициент 0,33 актуален при размещении отходных масс IV класса опасности, которые были получены в результате обезвреживания отходов II класса;

0,5 – если размещаются отходы IV или V класса опасности, которые были образованы при утилизации промышленных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;

0,67 – при размещении обезвреженных отходов II класса, которым присвоен уровень III класса опасности;

0,49 – при размещении отходов III класса, которые образованы после обезвреживания отходов IV класса;

1 – за выбросы или отходы в пределах соответствующих нормативов и лимитов;

25 – при превышении размера выделенных лимитов по размещенным отходам, а также при соблюдении временно разрешенных объемов выбросов, сбросов;

100 – за превышение нормативов выбросов и сбросов, действующих для объектов I и II категорий.

Налогоплательщики смогут воспользоваться налоговым вычетом путем уменьшения обязательства перед бюджетом на размер расходов, связанных с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду, произведенных в налоговом периоде, но не более 70% от суммы налога за год.

Экологический налог (в 2019 году рассматривается лишь законопроект) — это налог с годовым налоговым периодом. Обязательства налогоплательщики должны будут исчислять самостоятельно по каждому объекту. В течение года необходимо вносить авансовые платежи (за исключением субъектов малого и среднего бизнеса) в размере ¼ от суммы налога за прошлый год – до 20 числа в первом месяце после истекшего квартала. Окончательное погашение обязательств за год должно производиться в срок до 1 марта (включительно). Организациям ежегодно придется подавать декларацию по налогу.

Плательщики экологического налога

Налог будут обязаны платить организации, ИП и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность в территориальных границах РФ с нанесением вреда окружающей среде путем образования отходов или через осуществление выбросов в воздух, сбросов в водные объкты.

Экологический налог в РФ по твердым бытовым отходам должны будут платить региональные операторы по обращению с коммунальными отходами.

Не являются налогоплательщиками лица, ведущие деятельность только на объектах IV категории (с соответствующим документальным подтверждением), или образующие лишь твердые коммунальные отходы.

Регистрация налогоплательщиков в ИФНС осуществляется с привязкой к месту нахождения объектов налогообложения, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Налог новый, экологический. С 2020 года

С 1 января 2020 года Налоговый кодекс пополнится новым налогом — экологическим. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что уровень налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков сохранится на прежнем уровне. Но жизнь показывает — он повысится. В этой статье разберемся, к чему готовиться уже сейчас, и как не стать налогоплательщиком экологического налога с негативными последствиями.

Новый законопроект практически дублирует существующую ст. 16 ФЗ закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС): остаются неизменными налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки и коэффициенты, налоговый период. Откуда же берется рост налоговой нагрузки?

По данным Коллегии Счетной палаты за 2017 год исполнение доходов федерального бюджета, администрируемых Росприродназором, составило 3,8 млрд рублей, или 44,2% от первоначального прогноза.

Было признано, что Росприроднадзор собирает деньги в бюджет плохо. Согласно «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», администрирование ФНС страховых взносов привело к росту их поступления на 7,2% (или 455,7 млрд рублей) по сравнению с 2016 годом, при этом темп роста поступлений опередил темп роста средней заработной платы. Таким образом, выбор сборщика платежа предопределен — ФНС, демонстрирующая постоянный рост поступлений денег в бюджет. В Росприроднадзоре, правда, попытались заметить, что если экологический налог будет собирать ФНС, то уж на природу он точно не пойдет, но аппаратный вес Росприроднадзора даже близко не стоит с налоговиками.

Как сохранить маржинальность бизнеса, и максимально нивелировать негативные факторы роста НДС мы расскажем на нашем уникальном семинаре «Бизнес в эпоху перемен: реальная оптимизация налогов», который пройдет 27-28 сентября в Москве, в расширенном формате, но закрытом режиме без фото и видео съемки.

Теперь необходимо обратиться к теории, что важно для дальнейшего понимания проблемы. Ст. 4.2 закона «Об охране окружающей среды» подразделяет объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия на четыре категории: 1 — значительное, 2 — умеренное, 3 — незначительное и 4 — минимальное. Категории определяются на основании Постановления Правительства от 28 сентября 2015 г. N 1029, в частности для отнесения к 4 категории требуется наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды. Если их нет — нет и платы за НВОС, об этом, в частности, говорится в Письме Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354: «Следует обратить внимание, что наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории. в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС».

Указанная позиция верна, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается) — Письмо Росприроднадзора от 20.03.2017 N ВС-06-02-29/5525 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

П. 1 ст.1 главы «Экологический налог» определяет налогоплательщиков как организации и ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду.

При отсутствии критериев объекта НВОС, организации и ИП налогоплательщиками не являются (например, грузовые транспортные средства не являются стационарными источниками выбросов и не являются объектами НВОС). П.2 этой же статьи указывает, что не являются налогоплательщиками организации и ИП, осуществляющими деятельность на объектах 4 категории при условии подтверждения соответствующим свидетельством о постановке на учет.

Отсюда возникает несколько проблем:

1. Необходимо определить является ли объект оказывающим НВОС.

2. Если да, получить свидетельство о постановке на учет объекта 4 категории.

По данным полученным через портал Росприроднадзора «ПТО УОНВОС», в настоящее время в федеральном реестре объектов НВОС зарегистрировано 91 223 объектов, в региональном — 158 805, итого 250 028 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 134 807 объектов были поданы, но отклонены Росприроднадзором, как не соответствующие критериям НВОС.

Ответственность за не постановку объекта НВОС предусмотрена ст. 8.46 КоАП РФ (от 30 до 100 тысяч рублей). С 2020 года ответственность будет наступать уже по п.2 ст.116 НК РФ: ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям. Санкция — штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Много ли объектов не поставлено на учет сказать сложно, но, например, в декабре 2017 года судами общей юрисдикции было рассмотрено 37 дел по ст. 8.46 КоАП РФ. Все решения вынесены в пользу Росприроднадзора (в подавляющем большинстве это штраф 30 тысяч рублей). Отметим, что если Росприроднадзор вел учет объектов НВОС, то налоговики будут вести учет налогоплательщиков, оказывающих НВОС.

Согласно абз.2 ч.1 ст.16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Это же положение содержится в ст.1 главы Экологический налог.

П. 2 ст. 3.1. главы «Экологический налог» определяет налоговую базу, как объем или массу фактически образованных и размещенных отходов производства и потребления за вычетом массы отходов, фактически использованных или направленных на переработку.

В судебной практике и сейчас встречаются споры по определению объема отходов и их превышения установленным лимитам: например, АС Республики Татарстан 01.08.2018 вынесено решение по делу № А65-41566/2017, которое интересно своей типичностью. Росприроднадзор обратился в Арбитражный суд с заявлением к ООО о взыскании 1 911 520 руб. 04 коп. платы за НВОС за 2014 г. В ходе проверки был выявлен факт размещения обществом на полигонах отходов в большем объеме, чем указано организацией в отчете за спорный период. Ответчик пытался возразить, что Росприроднадзор не доказал наличие у общества отходов в указанном объеме, к тому же общество не является собственником отходов и, как следствие, лицом, обязанным вносить плату за НВОС, так как передало отход специализированной организации для размещения на полигоне.

Интересны выводы суда, которые несложно переложить и на налоговые споры после 2020 года: факт несоответствия количества строительного материала, приобретенного обществом, и количества размещенных в последующем отходов не опровергает достоверность актов передачи отходов третьему лицу. Для целей Закона не имеет определяющего значения количество имевшихся строительных материалов равно как установление причинно-следственной связи между количеством построенных обществом объектов и массой образовавшегося в результате такого строительства отходов. Ключевое значение придается количеству размещенных отходов, которое в рассматриваемом случае подтверждается актами самого общества, составленными в рамках договорных отношений с третьим лицом.

К тому же специализированной организации отходы были переданы по договору оказание услуг по сбору отходов в целях их дальнейшего размещения. Условия о передаче отходов в собственность третьего лица названный договор не содержит. В связи с этим прием отходов третьим лицом для их дальнейшей транспортировки и передачи для размещения не влечет за собой переход к третьему лицу права собственности на них, а значит плату за НВОС должен осуществлять их собственник.

Правда, Росприроднадзор не смог доказать, что образовавшаяся разница отходов представляет собой бой бетонных изделий и расчет платы по наиболее высокой плотности отходов оказался необоснованным и неверным. С организации взыскали 594 тыс. рублей.

Несложно представить, что если бы истцом был не Росприроднадзор, а ФНС, предмет спора не ограничился бы только объемом и плотностью неучтенных отходов, в частности могли быть поставлены и вопросы о приобретении строительных материалов, обоснованности расходов на их перевозку, несоответствия объемов отходов, закупленным материалам и т.д. Но даже если бы организация оказалась кристально чистой, а нарушения ограничились только экологическим налогом — добавились бы штраф и пени.

Вообще, глава Экологический налог усеяна отсылочными нормами к природоохранному законодательству, что дает возможность государству в будущем, не меняя положения НК РФ и «не повышая» налоговой нагрузки, вносить изменения в природоохранное законодательство (на уровне Постановлений Правительства), ужесточая требования к НВОС, производственному экологическому контролю, перечню загрязняющих веществ и т.д. Открытым остается и вопрос квалификации сотрудников ФНС при проверке правильности исчисления экологического налога, имплантации экологического налога в автоматизированные системы контроля ФНС и т.д.

Конечно, природу необходимо беречь, а негативный эффект от экологического налога даже близко не приблизиться к эффекту от роста НДС до 20%, но в совокупности со снижением покупательской способности населения и ростом инфляции, помноженном на усиление фискальной функции ФНС — бизнес (прежде всего производство и стройка) получат дополнительный рост налоговой нагрузки.

Об экологическом налоге, НДС 20%, а также легальных способах оптимизации налогообложения мы подробно говорим на расширенном закрытом семинаре 27-28 сентября 2018 года в Москве. Приходите!

Новый экологический налог

Правительство РФ предложило рассмотреть новый законопроект федерального уровня, согласно которому, в России будет введен экологический налог. Пока его не утвердили, но есть большая вероятность, что он вступит в силу в 2020 году.

Расскажем подробнее об экологическом налоговом сборе, кто его будет платить, в какие сроки, а также определим, каким образом он будет рассчитываться, можно ли будет уменьшить размер сбора.

Содержание статьи:

Что такое экологический налог и за какое негативное воздействие на окружающую среду будут платить россияне?

Экологический сбор представляет собой налог, который должны будут платить граждане России за негативное воздействие на окружающую среду.

Конечно же, не будут обязывать платить налоговый сбор за экологию автомобилистов, ведь транспорт не наносит вред миру. Под обязательный налог попадут лишь те, чья деятельность наносит непоправимый вред природе и атмосфере.

Справка

Негативным воздействием, согласно статье 3 данного закона, считаются действия, возникшие в результате:

  1. Выброса загрязняющих веществ в воздух стационарными источниками, например, промышленными предприятиями.
  2. Сброса в водные объекты компонентов, загрязняющих их.
  3. Образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления опасных веществ.

Законом предусмотрены также случаи, когда воздействие не признается негативным:

Как вы поняли, негативное воздействие на окружающую среду может быть различным.

Безусловно, сбор будут оплачивать тогда, когда вред миру будет нанесен — или наносится — непоправимый.

Кто будет платить экологический налог, а кого освободят от обязательств по его выплате?

Экологический сбор буду выплачивать как физические, так и юридические лица, и даже индивидуальные предприниматели, которые будут осуществлять хозяйственную и другую деятельность в России — и тем самым причинять вред окружающей среде.

Заметьте, что определить — причиняет ли предприятие вред миру, атмосфере и природе, будут специалисты по охране окружающей среды.

Есть и исключения для плательщиков.

Налог не будет взиматься с тех, кто:

  1. Ведет работу на объектах 4 категории. Предприятие обязательно должно быть зарегистрировано, у него должна быть подтверждена категория документационно.
  2. Осуществляет хозяйственную или другую деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

За налогоплательщиками будут вести контроль. Встать на учет руководство, ИП, юрлицо или физлицо должны в течение 1 месяца с того момента, как начали вести данную деятельность.

Если вы сомневаетесь, нужно ли вам платить экологический налог, то обратитесь в отделение налоговой службы в вашем районе, подайте документацию — и попросите специалиста проверить это.

За обращение не будет никакого спроса, а вот если вы забудете и не станете исполнять букву закона, то штраф за просрочку налоговых платежей вам обеспечен.

Если законопроект утвердят, то список тех, на кого лягут обязательства по оплате налога, будет зафиксирован в статье 1.

Кто будет рассчитывать экологический налог, от чего зависит размер выплаты?

По закону, сумму экологического сбора будут рассчитывать сами плательщики. Она будет зависеть от того, в каком объеме/массе были выброшены вещества, загрязняющие природу, атмосферу или сточные воды каждым объектом загрязнения.

На размер выплаты налога повлияют и другие показатели:

  1. Количество предприятий и точек, загрязняющих окружающую среду.
  2. Класс опасности отходов. Например, предприятия, имеющие 3 категорию, не будут оплачивать налог за все произведенные отходы. Исключения не составят радиоактивные, высокотоксичные вещества или те, которые обладают канцерогенными, мутагенными свойствами.
  3. Нормальный, допустимый предел объема выбросов, сбросов веществ.
  4. Лимит на производство отходов.
  5. Величина налоговой ставки. ФНС будет утверждать возможные ставки, по которым и будет рассчитан размер сбора. Подробнее с предложенными ставками можно ознакомиться в статье 4 данного законопроекта.
  6. Величина коэффициента, учитывающего фактическое изменение потребительских цен на товары, работы, услуги в России. Показатель будет основан на изменении в среднем за 1 годовой период.

Нет четкого разграничения в предприятиях, осуществляющих вредную деятельность, по поводу обязательств в выплате. Зарегистрировано может быть одна компания, с определенной категорией — например, третьей, но выпускать она может опасные отходы, относящиеся ко второй или первой категории. Поэтому россияне должны будут сами следить за размером и оплатой налога за экологию.

Конечно же, всю деятельность будут контролировать органы по охране окружающей среды. Без контроля такая работа компаний не останется.

Формула для расчета экологического налога в пределах нормы допустимых выбросов загрязняющих веществ

Статья 6 предусматривает несколько формул для подсчета экологического налога.

Приведем пример формулы, подходящей для предприятий, производимых выбросы загрязняющих веществ в пределах допустимой нормы.

Налог в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ (Пнд) рассчитывается по формуле:

где:

В этой же статье вы найдете и другие формулы для расчета налога. Приводить пример не будем, так как у каждого объекта налогообложения — свои определенные показатели.

Если вы не справитесь с расчетом размера сбора, за вас может сделать это сотрудник налоговой службы.

Можно ли уменьшить размер экологического налога и получить льготу, какие документы для этого нужны?

Уменьшение размера экологического сбора возможно для плательщиков на величину, равную расходам, связанным с реализацией мероприятий по снижению уровня отрицательного воздействия на окружающую среду. Будут определяться лимиты, в пределах которых будут начислять сумму сбора в отношении каждого вещества, загрязняющего природу и атмосферу.

Обязательно плательщик должен будет предоставить документационное подтверждение того, что он проводил мероприятия, связанные со снижением уровня негативного воздействия, и предусмотренные органами по охране окружающей среды.

Документы, которые понадобятся для уменьшения размера экологического налога:

Важно: Размер такого налогового вычета не может составлять более 70% от начисленной суммы налога.

Сумма расходов, на которую может быть уменьшен размер сбора за экологию, может быть учтена в следующем налоговом периоде. То есть, сумму можно разбить на несколько частей, которые плательщик оплатит в разные налоговые периоды.

Сроки для уплаты экологического налога

В соответствии со статьей 8 данного законопроекта, экологический налог россиянин должен выплатить не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом.

Например, сбор будет рассчитан за 2020 год, гражданин должен будет оплатить его до 1 марта 2021 года.

Граждане также будут выплачивать авансовые платежи, поквартально, не позже 20 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала.

Размер авансовых платежей составит 25% от общей суммы налога, которую гражданин оплатил за предыдущий год.

Приведем пример:

Гражданин Фролов оплатил в 2021 году экологический налог в размере 100 000 руб. В 2021 году он имеет полное право вносит авансовые платежи поквартально, в размере 25 000 руб.

Фролов будет выплачивать авансовые платежи в таком размере в сроки:

  1. До 20 мая 2021 года.
  2. До 20 августа того же года.
  3. До 20 ноября того же года.

Оставшуюся сумму налога он должен будет заплатить до 1 марта 2022 года.

Теперь вы знаете все об экологическом налоге. Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях ниже или обращайтесь напрямую к консультантам на нашем сайте.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Санкт-Петербург
8 (812) 627-14-02;
Москва
8 (499) 350-44-31

Последние статьи

Комиссия, задаток, залог, предоплата, депозит при аренде квартиры – что иметь в виду собственнику и арендующему

Многие люди знают по опыту, что такое аренда квартир, и как её правильно оформить. Тем не менее, в эту сферу ежегодно вливаются новички, которые теряются при определении задатка, залога, депозита, предоплаты, комиссии в аренде квартиры, и не знают, что это, зачем, и что гарантируют. Сегодня мы объясним эти понятия и расскажем, как правильно платить и оформлять, чтобы не потерять деньги ни арендатору, ни собственнику квартиры.

Как правильно и безопасно арендовать квартиру — через агентство или без посредников

Аренда квартиры или комнаты – самая востребованная услуга на рынке недвижимости. При этом арендовать жилье можно от собственника или через агентство, по объявлению или через третьих лиц, посуточно или на длительный срок. Условия аренды могут быть самыми разными, при этом манипуляции с жильем при аренде, прямые или косвенные способы обмана арендующего, и даже откровенное мошенничество – не редкость. Как обезопасить себя при съеме жилья, что предусмотреть, какие документы проверить и составить?

Регистрация договора купли-продажи квартиры в МФЦ – список документов и инструкция мфц купля продажа квартиры

Ранее сделки с недвижимостью имели определенные сложности и требовали много сил и времени для полного оформления «под ключ». В настоящее время процесс значительно упрощен централизацией сведений о недвижимости, цифровой обработкой данных и началом работы Многофункциональных Центров, которые взяли на себя большую часть бюрократических процедур. В этой статье мы расскажем, как оформить и зарегистрировать куплю-продажу квартиры в МФЦ.

Экологический сбор станет налогом: что поменяется для бизнеса

Сейчас существуют платы за негативное воздействие на окружающую среду. Минфин отмечает, что платеж имеет «квазиналоговый характер» и отсутствие такого сбора в Налоговом кодексе приводит к отсутствию единообразия применения неналоговых платежей и их эффективного администрирования. Поэтому ведомство Силуанова предлагает написать новую главу Налогового кодекса и создать вместо таких платежей экологический налог. Его должны платить организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, если их хозяйственная деятельность негативно воздействует на окружающую среду или если в итоге образовались отходы.

Сейчас эти платежи администрирует Росприроднадзор, Минфин признает — взыскивать задолженности по платежам можно в судебном порядке, но «способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют».

В рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно по каждому объекту налогообложения

«Росприроднадзор – никудышный администратор обязательных платежей, но это не его вина. Он изначально предназначен для надзора за пользованием природными ресурсами, а не для сбора фискальных платежей. Это заметно и по сравнению собираемости утилизационного и экологического сборов. Первый администрирует ФНС, второй – Росприроднадзор. Кроме того, у него нет того арсенала средств для взыскания, который есть у налоговой службы. Поэтому он ходит по судам с исками, не имея возможности взыскать даже пени и существенные штрафы. После Определения КС РФ от 10.12.2002 № 284-О плата за загрязнение осиротела: ее передавали то одному ведомству, то другому, но никто не хотел иметь с ней дело по-настоящему», — объясняет глава аналитической службы Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Налоговое консультирование группа Налоговые споры группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Банкротство группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное/Наследственное право группа ТМТ группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика × Вадим Зарипов.

Теперь проблему решать будут с помощью ФНС — ранее переход под администрирование налоговой в разы увеличил сборы в страховые фонды (переход перешел в 2017 году).

Налогоплательщики будут вставать на учет по месту нахождения объекта, который негативное воздействие оказывает в течение 30 дней с момента его постановки на государственный учет.

Налоговую базу плательщик будет определять самостоятельно по каждому объекту, для этого в законе прописана таблица на сотни наименований и стоимость на каждую тонну загрязняемых объектов. Например, тонна, загрязненная этанолом «стоит» 73 553 руб., а свинцом — 99 172 руб. Оплата такого налога будет проходить авансовыми платежами в размере одной четвертой части суммы налога, уплаченной за предыдущий год.

«С введением экологического налога режим взимания будет такой же, как у других налогов, поэтому собираемость значительно повысится. Поскольку собираемость повысится, фактическая нагрузка на бизнес тоже повысится, хотя номинально она останется прежней», — резюмирует Зарипов.

Новый экологический налог

Автор: Анастасия Колеганова, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2018 г.

Министерство финансов предложила заменить различные экологические платежи, такие как за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), экологические и утилизационные сборы одним единым налогом. Что это будет за налог и как с ним работать?

Определения экологического налога в НК РФ еще нет, однако уже разработан проект, по которому с 2020 г. в России может появится еще один налог, который будет заменять различные экологические платежи. Сейчас эти платежи и называют экологическим налогом.

По мнению Минфина РФ, данная плата обладает признаками налога и должна быть включена в НК РФ. Отметим, что в ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» есть понятие «экологический сбор». Экологический сбор не является налогом, но платежи относятся к доходам федерального бюджета. Данный сбор уплачивают производители или импортеры товаров, которые подлежат утилизации после потери ими необходимых потребительских свойств.

Плательщиками нового налога будут признаваться все, кто осуществляет хозяйственную или иную деятельность, причиняющую вред окружающей среде. Сюда относятся не только юридические, но и физические лица. Освобождать от уплаты налога будут две категории плательщиков:

те плательщики, у которых производство будет признаваться объектом 4 категории, т.е. не наносит или наносит не значительный вред окружающей среды;

те организации, в ходе деятельности которых образуются лишь твердые коммунальные отходы. К ним относят биологический мусор, целлюлозу, отходы от нефтепродуктов.

Ставка экологического сбора считается из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку и, конечно, утилизацию изделия или единицы его массы. Налоговой базой может стать масса выбросов и сбросов веществ в атмосферу, водные объекты, массу образованных отходов производства и потребления.

Уплаченные платежи, которые поступают от плательщиков экологического сбора направляются на реализацию государственных программ в форме субсидий субъектам РФ на софинансирование экологических программ. На данный момент эти платежи обладают малой эффективностью, из-за чего экологические программы финансируются из других статей бюджета.

Новый налог позволит увеличить поступления в бюджет за счет расчета платежа исходя из необходимых затрат бюджета на охрану окружающей среды. Проект экономического налога предусматривает, что налоговым периодом будет год, так же и отчетным. Подавать декларацию будут по истечении календарного года в ФНС по месту нахождения организации, а уплату не позднее 1 марта следующего года за налоговым периодом.

Так же проект предусматривает возможность уменьшения налога за счет расходов понесенных при проведении мероприятий, которые реально уменьшают негативное воздействие на окружающую среду. Для этого необходимо будет документально подтвердить расходы и эффективность мероприятия, после чего принять налоговый вычет. Величину ставок в первый год планируют установить в сравнении со ставками за негативное воздействие на окружающую среду, однако Министерство финансов сразу оговаривает, что ставки будут впоследствии учитывать инфляцию в стране.

Таким образом, между экономическим налогом и сбором есть следующие различия:

Налог будет регулироваться НК РФ, а сборы общим налоговым законодательством, а также Постановлениями Правительства.

Первое будет относится к доходам бюджета от налогов, а второе является неналоговым сбором.

Поступления средств от налога будет расходоваться на разные цели, а в случае со сбором они использовались в конкретных целях.

Стоит отметить что во многих станах ЕАЭС экономический налог давно существует и является эффективным.

На данный момент экологический налог является лишь проектом и ранее чем с 1 января 2020 г. он не вступит в силу. Однако ввод нового налога позволит увеличить поступления в бюджет РФ за счет улучшения качества администрирования: ведь если экологические платежи станут налогом у организаций появится в первую очередь налоговая, а также административная и уголовная ответственность. В планах правительства поступления от налога будут идти на улучшение экологической ситуации в стране.

Также на данный момент существует проект Министерства природных ресурсов и экологии по повышению ставки экологического сбора. Проект предлагает установить новые ставки с 1 января 2019 г. При этом, если в действующем постановлении ставки сбора установлены для 36 групп товаров, то в новом документе ставки определены для 54 групп товаров и упаковки. Размеры новых ставок установлены в интервале от 3055 до 40 650 руб.

Новый экологический налог в России: Что меняется и почему вновь идут против «слова Путина»

Так называемые неэкологичные компании могут стимулировать к установке очистного оборудования за счет введения нового налога.

В правительстве предложили экологический налог для так называемых «грязных» предприятий. Задумка простая — за счет налога хотят стимулировать неэкологичные компании и организации установить очистное оборудование. Идея отличная, однако буквально несколько недель назад премьер-министр России Дмитрий Медведев говорил, что в России новых налогов не будет. Общую стратегию «заморозки» налоговой системы еще раньше описывал президент России Владимир Путин. Так почему снова идут против «слова Путина»? Пытаемся разобраться.

Что меняется

О проработке нового налога в интервью «Российской газете» рассказал глава Росводресурсов Дмитрий Кириллов.

«Сейчас финансовым блоком правительства обсуждается идея заменить платежи для предприятий за сбросы неочищенных стоков в водные объекты на экологический налог, — отметил спикер. — Такой налог может быть дополнительным стимулом для «грязных» промышленных и коммунальных предприятий использовать современные технологии очистки».

Налог — новинка и в то же время известная выплата. Сегодня «грязные» предприятия платят за сброс загрязняющих веществ в рамках постановления правительства. Конечная сумма зависит от объема сбросов, а также от вида загрязняющих веществ и конкретного региона предприятия. Собственно, в «игре слов» и кроется возможность введения нового налога.

Власти исходят из того, что крупнейшие реки европейской части России — это Волга, Дон, Урал — остаются загрязненными из-за недостаточной очистки стоков. Решить проблему пытаются не один год. Например, в 2016 году министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской говорил о возможности создания фонда, где аккумулировались бы средства от «грязных» предприятий и организаций. Структура занималась бы модернизацией и строительством очистных сооружений, а также оздоровлением водоемов. С другой стороны, на примере того же Байкала мы можем с уверенностью сказать: фондов недостаточно, проблема есть и в законодательстве. Но об этом чуть позже.

Почему могут ввести новый налог, несмотря на запрет

В начале апреля сообщалось, что Министерство финансов России подготовило проект «шести неналоговых платежей», которые могут включить в Налоговый кодекс России. Это экологический, утилизационный и гостиничный сборы, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду, сбор с операторов связи и выплаты перевозчиков, использующих большегрузы в своей работе. Сообщалось, что ввести сборы могут в 2020 году, затем дату сдвинули — после консультаций заявили о внесении поправок в 2021 году.

Эксперты в беседе с Царьградом настаивали, что происходит подмена понятий — слово «налог» меняют на «сбор». В инициативе с эконалогом мы тоже наблюдаем за некой игрой слов.

Экономист Андрей Бунич в беседе с нами усомнился, что речь идет только о регулировании основных неналоговых платежей. Он напомнил, что подобные заявления звучат не первый раз: «Сначала они называли это неналоговыми сборами, тихонько внедряя их, а теперь решили узаконить».

«Единственная цель тут только в том, чтобы выжать всеми способами побольше средств. Нисколько не думая о последствиях. Естественно, это экономику загоняет в еще большую стагнацию. Но их это не интересует», — говорил Бунич.

После легализации так называемых неналоговых платежей Минфин может «открыть какие-то сборы», добавляет экономист, объясняя, что, в его понимании, конца подобным инициативам нет. Отметил Бунич и противоречие действий Минфина ранее озвученным требованиям президента России Владимира Путина о запрете на введение новых налогов. Более того, буквально неделю назад премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что налоги в России не будут меняться в течение 6 лет.

«Это, безусловно, нарушает заявление президента, поскольку было сказано, что налоги не будут повышаться. Для этого они и сделали трюк. Сначала назвали это неналоговыми сборами, долгое время приучали — «мы ж налоги не повышаем». Это просто отдельные сборы. А потом оказалось, что этих сборов огромное количество. То есть практически всё подпадает. Любой вид деятельности. Нет такой деятельности, по которой они не придумали сбор. А если есть, то по ним тоже есть идеи что-то сделать», — пояснил Бунич.

Законная «подножка»

Безусловно, при прочих равных и честном распределении средств дополнительные средства, собранные эконалогом, могли бы решить проблемы с обеспечением предприятий очистными сооружениями. Если мы забудем о решении не вводить новые налоги. С другой стороны, есть опыт Байкала. Здесь, как оказалось, «подножку» очистным сооружениям подставила нормативная база.

Царьград уже писал о проблеме. Очистные сооружения здесь устарели как морально, так и физически. Десятки лет тому назад экологические требования были не такими жесткими, как сегодня. А теперь нужно менять систему полностью, но сделать это не получается – мешает закон. Проблема в 63-м приказе Минприроды «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал. » Ряд требований документа к очистным сооружениям выше, чем к воде, которая впадает в Байкал даже из чистых рек. Если совсем просто — вода из очистных сооружений должна быть чище, чем вода в озере! Как так получилось, неясно, однако в министерстве действительно признают проблему и надеются решить ее через обновление приказа № 63, как раз сейчас идут общественные слушания нормы.

«Сегодня мы объективно понимаем: ни одно из очистных сооружений Байкала не осуществляет сброс стоков на уровне, соответствующем даже отдаленно требованиям приказа № 63 2010 года. И без строительства современных очистных сооружений, чья проектная документация основана на ведущих международных технологиях, достичь показателей, которые мы перед собой ставим, не получится. Поэтому сегодня мы говорим о проекте приказа № 63, содержащем послабления тех режимов, которые указаны в действующем приказе», — объяснил заместитель министра природных ресурсов и экологии России Иван Валентик.

Обсуждение обновленной нормы все еще продолжается. Как видим, проблема очистки рек гораздо более многогранна и не упирается только в нехватку средств или мотивацию через новые налоговые (или неналоговые) выплаты.

Читать еще:  Минздрав утвердил новые правила выдачи больничных
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector