Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев: оформление заявления

Беженцы и переселенцы — определения статусов

На сегодня беженцы и переселенцы стали обыденным явлением для Российской Федерации. Это обусловлено тем, что граждане соседних государств, в силу вязких обстоятельств, вынуждены перебраться на территорию РФ. Сегодня на территории РФ насчитывается приблизительно 550 тысяч лиц, которые относятся к той или иной категории.

Основные положения законодательства

Оба этих понятия нашли свое отражение в законодательстве РФ.

Беженец – это лицо, которое покинуло собственное государство в силу веских обстоятельств, и не имеет гражданства РФ. Основными причинами, по которым беженцы покидают свои страны, являются опасения для собственной жизни из-за политических взглядов, расы, локальных военных конфликтов, религиозного вероисповедания и т.д.

Вынужденный переселенец – житель РФ, который вынужден был покинуть собственное место жительства в связи с различными угрозами для жизни. Основными выводами вынужденного переселения может выступать угроза жизни по этническому и расовому признаку, религиозным убеждениям, стихийным бедствиям, военным конфликтам, политическим взглядам, которые стали причиной проведения деструктивных компаний, по отношению к данному лицу.

Человек оформить статус переселенца может только при предоставлении соответствующего ходатайства в специальную организацию. Таким же образом он может получить статус беженца. При этом после рассмотрения данного ходатайства нуждающемуся лицу будет зарегистрировано и выдано соответствующие свидетельство.

Но также после того как, лицо получило статус переселенца его не имеют права принудительно отправить в место проживания, которое оно принудительно покинуло из-за обоснованных опасений. Помимо этого, такого человека не могут переселить в другой населенный пункт, без получения его согласия.

Что касается человека, который оформил документы, как беженец, то он имеет полное право беспрепятственно погадать или въезжать на территорию РФ на основании свидетельства подтверждающего его статус.

Статус беженцев и вынужденных переселенцев наделяет лиц и их членов семь широкими правами. К таким правам относится:

  • Предоставление переводчика.
  • Выдача гуманитарной помощи.
  • Право на бесплатное медицинское обслуживание.
  • Право перевоза собственного багажа к месту пребывания.

Однако лица, имеющие такие статусы в обязательном порядке должны соблюдать действующие законы, пройти медицинское обследование и прочие предусмотренные требования.

Этапы получения статуса «беженец»

Прежде всего, лицу нужно подать специальное ходатайство. После проведения рассмотрения, все необходимые бумаги направляются в территориальное отделение для рассмотрения МС и выдачи свидетельства.

Получить статус беженца можно только после того, как лицо передаст в соответствующие органы на хранение свой паспорт, другого рода документы, которые подтверждают его личность на время рассмотрения заявления. Свидетельство выступает в роли бумаги, подтверждающей личность того лица, которое обратилось за признанием статуса.

Однако стоит обязательно учитывать, что в некоторых случаях миграционные органы могут отказать в рассмотрении заявления по существу. Как правило, отказ выноситься в следующих случаях:

  • Если имеет место возбуждение уголовного дела.
  • Если у заявителя есть гражданство третьего государства, на территории которого оно может перебывать и пользоваться его зашитой.
  • Если лицо приехало из третьего государства.
  • Если человек отказывает от сообщения данных о себе и особенностях своего попадания на территорию РФ.
  • Если человек состоит в браке с гражданином РФ.
  • Если есть разрешение на постоянное проживание.

Те лица, ходатайства которых находятся в стадии рассмотрения, а также члены их семьи могут воспользоваться следующими правами:

  • Прибегнуть к помощи переводчика.
  • Получить помощь в провозе багажа.
  • Получить денежное пособие в размере более 100 рублей на члена семьи.
  • Направиться в центр временного пребывания.
  • Получить продукты питания.
  • Получить медицинскую помощь.
  • Подать заявление об отзыве ходатайства.

Получить статус беженца не сложно, но нужно обязательно учитывать, что статус беженца действителен только в течение 3 лет.

Стоит отметить, что при осуществлении прав на трудовую деятельность беженцы полностью уравнены в свое положении с гражданами РФ.

Особенности признания вынужденным переселенцем

В законодательных актах прописаны основания, по которым лицо может быть отнесено к этой категории. Лицо может получить такой статус если:

  • Пришлось уехать из своей страны и приехать на территорию РФ.
  • Оно было вынуждено выехать за пределы одного субъекта РФ и обосноваться в другом.

Отвечая на вопрос, кто такие вынужденные переселенцы, стоит отметить, что в их роли могут выступать и граждане бывшего СССР. Но это положение касается только тех людей, которым помешали устроиться объективные обстоятельства.

Стоит отметить, что определенные группы людей не могут претендовать на получение такого статуса. Переселенцами не признают лица:

  • Виновные в совершении тяжелых преступлений согласно законодательству РФ.
  • Оставившие место постоянного проживания из-за экономических проблем или чрезвычайной ситуации (события техногенного характера и природные бури, разыгравшиеся во всю мочь).

Решение о принятие заявление к рассмотрению выносится территориальным подразделением МС. Среди специфических прав этой категории людей можно выделить:

  • Право на самостоятельный выбор региона.
  • Право получить направление на проживание в специальном центре.

Среди обязанностей выделяют:

  • Соблюдение законов.
  • Соблюдение порядка.
  • Прохождение ежегодных процедур переучета.

Согласно действующему законодательству такой статус может быть получен на 5 лет.

Почему могут отказать в присвоении статуса и как продлить действие документов?

Стоит отметить, что далеко не во всех случаях специалисты миграционной службы могут вынести положительное решение по вашему ходатайству.

Наиболее распространенные основания отказа:

  • Сообщение ложных сведений о себе.
  • Не обращение в соответствующие органы с просьбой о присвоении статуса в предусмотренный законом срок.
  • Если лицо оставило место постоянного проживания из-за экономических проблем или чрезвычайной ситуации.

Соответствующее решение о лишении статуса в случае подачи фальшивых бумаг принимается территориальным подразделением ФМС.

Согласно действующего законодательства, если у беженца есть объективные причины, которые препятствуют ему в обустройстве на новом месте он может продлить действие своего статуса путем подачи заявления в ФМС. При принятии положительного решения срок действия продлевается на 12 месяцев.

Для того чтобы продлить срок действия в ФМС, кроме заявления, нужно подать:

  • Удостоверение беженца.
  • Копию паспорта.
  • Справку об отсутствии недвижимости в собственности.
  • Договор найма жилья.
  • Другие документы, которые подтверждают наличие препятствующих обстоятельств.

Обязательно нужно учитывать, что бумаги должны быть поданы не позднее дня истечения срока. Но в отдельных случаях миграционные органы могут отказать в продлении статуса, как правило, это происходит:

  • При отсутствии объективных препятствующих обстоятельств.
  • При пропуске срока подачи бумаг без уважительных причин.

При уважительном пропуске срока лицо может направить в МС ходатайство о его восстановлении с обязательным указанием того по какой причине был пропущен срок. Кроме того, к ходатайству должны быть прикреплены реальные справки или выписки подтверждающие слова заявителя.

Оформить статус беженца или переселенца несложно, однако, для этого нужно знать все законодательные особенности и быть готовым к продолжительному рассмотрению заявления федеральными органами. Как правило, для того чтобы собрать все необходимые документы и подать их в соответствующие органы проходит примерно месяц. После получения статуса лицо имеет право законно находиться на территории РФ и пользоваться теми же правами что и граждане, за исключением определенных категорий.

О правовом статусе беженцев и вынужденных переселенцев в России

Определение беженцев и вынужденных переселенцев различается только в отношении субъекта: первые, в отличие от вторых, не являются гражданами Российской Федерации (РФ). Причины, по которым состоялось перемещение объекта на иную территорию, одинаковы – это либо опасение, риск подвергнуться враждебным кампаниям либо уже совершенное в отношении личности преступное действие. Официально присвоенный перемещенным лицам правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев позволяет получить некоторые выгоды согласно Федеральным законам (ФЗ) 4528-І и 4530-І.

Обзор причин переселения

Причинами переселения людей – перемещения их с одного места жительства на другое – могут быть реальные риски подвергнуться притеснению по социальным признакам:

  • расовой либо национальной принадлежности;
  • вероисповеданию;
  • языку;
  • политическим убеждениям;
  • принадлежности к определенной социальной группе.

Миграционный процесс, как массовое явление, подлежащее статистическому учету, кроме социальных и политических, может быть вызван причинами природного, экономического, военного либо иного характера.

Ознакомьтесь подробнее с особенностями процесса переселение .

В отношении мигрантов тщательно разработана нормативно-правовая база – как в международном, так и в российском законодательстве.

Права лиц, получивших статус переселенца в Российской Федерации

После того как перемещенное лицо оформит ходатайство на получение статуса вынужденного переселенца, а органы Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД РФ его зарегистрируют, ему по закону предоставляются определенные права.

Что дает статус вынужденного переселенца:

  1. Право получить единоразовое денежное пособие; размер его определяет Правительство РФ, но сумма не должна быть меньше ста рублей.
  2. Получить направление на проживание в центре для вынужденных переселенцев, если перемещенному лицу негде жить.
  3. Право получить компенсацию проезда от места регистрации ходатайства до места временного проживания. Условие справедливо для малоимущих семей или лиц, иным переселенцам государство только содействует в обеспечении проезда или провоза багажа.
  4. Право жить в центре временного проживания, получать питание, пользоваться коммунальными услугами.
  5. Право получать медпомощь и лекарственные препараты в медицинских учреждениях.

Конституционное право России рассматривает вынужденного переселенца как гражданина РФ (либо иностранца или лицо без гражданства, но проживающего на законных основаниях в России), вынужденного покинуть место своего жительства и прибыть на иную территориальную единицу Федерации. Определение «беженец» можно применить к лицу, прибывшему на территорию России из другой страны и не являющемуся гражданином РФ.

Основы конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ, то есть совокупность прав и обязанностей этих лиц сходны. В течение трех месяцев после подтверждения своего положения переселенцы имеют право:

  • выбрать место для постоянного места жительства из числа предложенных ГУВМ МВД;
  • приобрести российское гражданство на льготных условиях;
  • рассчитывать на всестороннюю помощь со стороны органов власти.

Вынужденные переселенцы также могут потребовать ссуду на строительство или приобретение жилья в РФ, причем государство должно предоставить долговременный и беспроцентный заем.

Административно-правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев и перемещенных лиц в Российской Федерации – это система прав и обязанностей, свобод и гарантий, которые предоставляются вышеперечисленным объектам российским государством. Важными элементами административно-правового статуса этой категории населения РФ являются гражданство, право- и дееспособность. Причем согласно административно-правовому статусу беженцев и вынужденных переселенцев последние имеют более широкие правоспособности.

Отличия статуса беженца от статуса вынужденного переселенца

Несмотря на то что порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их обязанности и права сходны, отличия все же существуют.

Официально зарегистрированным беженцам предоставлены основные права российских граждан:

  • принимать участие в общественной деятельности;
  • работать по найму;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность без специального разрешения;
  • получать соцобеспечение и защиту (для льготных категорий).

Недвижимостью беженцы могут владеть только на тех условиях, что и другие иностранцы: повышенное налогообложение, запрет на приобретение жилья в определенных районах, перечень которых содержится в постановлении Правительства РФ № 508 от 05.07.01.

На беженцев не распространяются следующие преимущества вынужденных переселенцев:

  • выделение безвозмездных субсидий для строительства или приобретения жилья;
  • стипендии при обучении профессии либо переобучении;
  • содействие при переводе детей в российские вузы;
  • включение в списки на получение жилплощади.

При подтверждении статуса беженца или переселенца компетентный орган выдает свидетельство, по истечении срока действия которого нужно покинуть страну либо продлевать действие документа.

Процедура получения свидетельства пошагово

Получение статуса переселенца в России возможно только на территории государства, тогда как беженец может получить правовой статус даже до пересечения границы РФ. Для этого уполномоченным представителем будущего беженца подается письменное ходатайство, заполненное по форме и исключительно на русском языке.

Куда обращаться для получения статуса беженца или вынужденного переселенца

Для получения свидетельства о статусе беженца или переселенца необходимо обратиться в территориальный орган ГУВМ МВД России. Сделать это можно в ближайшем для прибывшего лица городе Федерации, где создано отделение службы по вопросам миграции – это столицы республик в составе РФ, краевые и областные центры, некоторые районные центры и крупные города, в которые прибывает большое количество мигрантов.

У беженцев есть дополнительная возможность подать ходатайство в:

  • дипломатическое представительство или консульское учреждение, если лицо пока находится за пределами России;
  • пограничный орган ФСБ – при законном либо вынужденном пересечении границы РФ.

Инструкция по получению статуса

Пошаговая инструкция, как получить статус вынужденного переселенца:

  • Подать в территориальный орган ГУВМ ходатайство на бланке, который можно заранее скачать с сайта управления.
  • В ходатайстве обосновать необходимость получения статуса.
  • Подписать бланк.

В течение 3 месяцев со дня подачи ходатайства должно быть вынесено решение о присвоении гражданину РФ статуса вынужденного переселенца.

Документы для получения свидетельства

Отличия процедуры получения правового статуса для беженцев и вынужденных переселенцев еще и в том, что в первом случае принимается только письменное ходатайство, а во втором возможна подача электронного документа.

Лицо, претендующее на статус вынужденного переселенца, должно приложить к ходатайству такие документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность , и свидетельство о рождении для детей до 14 лет.
  2. Свидетельство о заключении брака .
  3. Документы, подтверждающие родственные отношения между членами семьи (об удочерении / усыновлении, подтверждении отцовства, смене фамилии, расторжении брака). Могут понадобиться при въезде в Россию с семьей.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.

К пакету документов прилагают 2 фото заявителя и по 2 фото каждого члена семьи, достигших 18 лет.

Приглашение для получения статуса переселенца потребуется только для желающих участвовать в Программе РФ по содействию переселению соотечественников, проживающих за рубежом (Указ Президента России от 22.06.06).

Что касается вынужденных перемещенных лиц, им, кроме заполненного ходатайства, понадобятся и другие документы, но приглашение от гражданина РФ в их число не входит.

Претендующий на статус беженца подает только ходатайство.

Особенности процедуры оформления заявки

Заявка или ходатайство, которое заполняет перемещенное лицо, состоит из 23 пунктов. При его заполнении нужно детально описать все причины, по которым заявитель вынужден был покинуть постоянное место жительства. При наличии документов, подтверждающих эти причины, их ксерокопии также прилагаются.

При принятии решения экспертная комиссия рассматривает и проверяет анкетные данные перемещенного лица, при необходимости проводит индивидуальные собеседования или проверки для подтверждения предоставленной информации.

Сколько нужно заплатить за получение статуса

За оформление ходатайства для получения статуса беженца или вынужденного переселенца в РФ госпошлина не предусмотрен. Процедуры подачи ходатайства,продления удостоверения, обжалования в случае отказа полностью бесплатны. Единственное, на что, может быть, придется потратиться – распечатка бланка заявки.

Срок действия статуса беженца и вынужденного переселенца

Для беженцев и переселенцев различается срок действия подтвержденного правового статуса:

  • вынужденным переселенцам статус выдается сроком на 5 лет, в дальнейшем при необходимости документ продлевается ежегодно, если для этого есть основания;
  • для беженцев срок действия статуса Законом не утвержден, сказано лишь, что удостоверение подтверждает личность субъекта и действует на всей территории РФ.

Основание и документы для продления статуса

Основаниями для продления статуса вынужденного переселенца, как указывают изменения к Закону (ФЗ-467 от 30.12.15), является отсутствие собственного жилья у заявителя, обусловленное различными причинами, в частности, непредоставлением соцвыплат, помощи, ссуды или субсидии от государства. Для продления статуса в орган ГУВМ нужно принести:

  • 2 заявления – о просьбе продления и согласии на обработку персональных данных;
  • паспорт или другой удостоверяющий личность документ;
  • само удостоверение переселенца.

В случае с беженцами, информация довольно противоречива: часто указывают срок действия свидетельства – 3 года, с возможностью ежегодного либо единоразового его продления. Закон же четко не прописывает длительность действия и возможности продления документа, конкретно указывая лишь пункты, при которых статус беженца может быть утрачен.

Возможные проблемы переселенцев

У тех, кто получает статус вынужденного переселенца, нередки трудности как правового, так и бытового характера. Перемещенные лица сталкиваются с отказом в предоставлении или продлении им правового статуса, однако даже при получении удостоверения переселенца, сложности не заканчиваются.

Читать еще:  Как получить ВНЖ в Норвегии

Часто даже предусмотренные Законом правовые акты не подкрепляются материально. При этом, сталкиваясь еще и с бюрократией, негативным отношением окружающих, переселенцы ощущают себя ненужными, бесполезными, уязвимыми. Такое состояние лишь приумножает и без того пессимистичный настрой мигрантов.

Основания для отказа в получении статуса беженца или переселенца

Причины, по которым претендующему на статус беженца или вынужденного переселенца может быть отказано в получении удостоверения, прописаны в федерально законе.

Среди оснований для отказа в получении статуса можно отметить следующие:

  • лицо проходит обвиняемым по уголовному делу в РФ;
  • лицо является гражданином иной страны, кроме той, где преследуется;
  • экономические причины, голод, эпидемии, природные или антропогенные ЧС;
  • наличие причин (например, официальный брак), позволяющих получить разрешение на ПМЖ в РФ;
  • предъявление фальшивых документов, предоставление ложных сведений;
  • если лицо не обратилось в ГУВМ с ходатайством в течение года с момента переезда или месяца после получения гражданства на основании статуса беженца (для вынужденных переселенцев) или в течение суток после пересечения границы (для беженцев).

Причины утраты статуса переселенца

Даже после получения статуса переселенца есть вероятность его утраты. К таким случаям относят:

  • прекращение российского гражданства;
  • выезд на ПМЖ на территорию другого государства;
  • истечение срока действия статуса без продления;
  • отсутствует или переклеена фотография;
  • есть исправления в удостоверении или не предусмотренные законодательством записи.

При утере документа, удостоверяющего статус вынужденного переселенца, нужно сообщить об этом в подразделение ГУВМ и написать заявление на выдачу нового.

Последствия лишения статуса

Если лишение статуса произошло из-за сообщения мигрантом ложных сведений, предъявления ненастоящих документов, он должен возместить средства, предоставленные ему государством.

Основание, связанное с истечением срока действия документа, сохраняет право бывшего переселенца на получение возмещения за утраченное им имущество.

В любом случае лицо, утратившее статус переселенца освобождает предоставленное ему временное жилье, а в некоторых случаях может подать обжалование на вынесенное решение.

Беженцы и вынужденные переселенцы: Видео

Административно-правовой статус беженца и вынужденного переселенца.

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Основания и процедура признания лица беженцем:

• обращение с ходатайством о признании беженцем;

• предварительное рассмотрение ходатайства;

• принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

• выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

• рассмотрение ходатайства по существу;

• принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

• выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, признанное беженцем, имеет следующие права.

1. Получать услуги переводчика и получать информацию о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иную информацию.

2. Получать содействие в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации.

3. Получать содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ.

4. Получать питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания.

5. Право на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц.

6. Пользоваться жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фондажилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья.

7. Получать медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

8. Получать содействие в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

9. Работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

10. Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

11. Получать содействие в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

12. Получать содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства).

13. Обращаться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц. Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством РФ.

14. Обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.

15. Участвовать в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

16. Добровольно возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

17. Выезжать на место жительства в иностранное государство.

18. Пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ.

Обязанности лиц, признанных беженцами:

• соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

• своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;

• соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

• сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

• сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

• сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе;

• проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Административно-правовой статус вынужденных переселенцев:

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Права лица, признанного вынужденным переселенцем:

• самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

• при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

• на получение содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

Обязанности лица, признанного вынужденным переселенцем:

• соблюдать Конституцию и законы;

• соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

• при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;

• проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.

Беженцы— лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных обстоятельств.

ФЗ «О беженцах» 19.02.1993 (в редакции ФЗ от 22.08.2004):

Беженец— лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

Признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем;

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ;

3) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения;

4) охрану представителями терр. органа федерального органа исп. власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

5) пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения;

6) мед. и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ;

7) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ;

8) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ;

9) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ;

10) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ или на приобретение гражданства РФ

Закон РФ «О вынужденных переселенцах» 19.02.1993 (в редакции ФЗ от 23.12.2003):

Вынужденный переселенец (ВП) — гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление по законодательству РФ;

2) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решение о регистрации ходатайства — территориальным органом миграционной службы в течение трех дней со дня поступления ходатайства. Вынужденный переселенец имеет право:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ;

2) при отсутствии такой возможности — право получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы направление на проживание в центре временного размещения ВП либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения ВП;

Вынужденный переселенец обязан: соблюдать Конституцию РФ и законы; установленный порядок проживания в центре временного размещения ВП и жилом помещении из фонда жилья для ВП; проходить ежегодный переучет.

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца:

1. при прекращении гражданства РФ;

2. при выезде для постоянного проживания за пределы территории РФ;

3. в связи с истечением срока предоставления статуса;

4. умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан­ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

    1. беженца — Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах»;
    2. вынуж­денного переселенца — Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I.

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж­данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо­ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на­циональности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Читать еще:  Виза в Мальту для россиян в 2020 году: порядок оформления

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре­ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право­вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас­сматривается компетентными органами, которые при наличии не­обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо­бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото­рого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при­знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистра­цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Статус беженца позволяет:
    • работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью,
    • приобре­тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан),
    • ходатайствовать о получении российско­го гражданства.

Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных ус­ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за преде­лы России на постоянное жительство, при умышленном пред­ставлении ложных сведений, добровольном принятии защиты го­сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го­сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительст­ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото­рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за­коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо­гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными пересе­ленцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с права­ми беженцев. Практически в той же мере определены обязанно­сти органов государственной власти, органов местного само­управления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

Статус беженцев и вынужденных переселенцев

Правовая база для определения статуса беженцев и вынужденных переселенцев заложена в Федеральном законе от 19 февраля 1993 года (в ред. от 22 декабря 2014 года) N 4528-I «О беженцах» и Законе РФ от 19 февраля 1993 года (в ред. от 30 декабря 2015 года) N 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Указанные нормативно-правовые акты:

– определяют понятия беженца и вынужденного переселенца;

– регламентируют порядок обращений с ходатайствами о признании подобного статуса;

– описывают права и обязанности обратившихся с ходатайствами лиц;

– устанавливают порядок признания человека в статусе беженцев или вынужденных переселенцев;

– перечисляют их права и обязанности в этом статусе и т.д.

Согласно российскому законодательству термин «беженец» применяют по отношению к лицам, статус которых соответствует следующим требованиям:

  • они не являются гражданами РФ;
  • они находятся вне страны собственной гражданской принадлежности (а при отсутствии определенного гражданства – вне государства своего прежнего и обычного места жительства);
  • они покинули данную страну по причине обоснованного опасения стать жертвой преследований по признакам вероисповедания, национальности, расы, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе;
  • они не могут (не желают) прибегнуть к её защите (вернуться в неё) ввиду подобных опасений.

Вынужденный переселенец – это обычно гражданин РФ, который по тем же причинам был вынужденно покинуть место своего жительства на территории другой страны и прибыл на территорию России либо был вынужден покинуть своё место жительства на территории одного субъекта России и прибыть на территорию другого субъекта.

Вынужденными переселенцами также признаются иностранные граждане (либо лица без гражданства), которые постоянно и на законных основаниях проживают на территории России и изменили своё место жительства в пределах страны по вышеуказанным основаниям. В законодательстве определяются и иные основания для признания за индивидом статуса вынужденного переселенца.

В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» установлен порядок получения и оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, права и обязанности лиц данной категории. В целом они имеют схожий порядок.

Получение статуса беженца и вынужденного переселенца требует от заинтересованного человека подачи соответствующего ходатайства в территориальное учреждение федерального органа исполнительной власти, который уполномочен на осуществление функций по надзору и контролю в области миграции, по месту пребывания (за рубежом – в консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ).

Подобное ходатайство подается и рассматривается в установленные законодательством сроки. По итогам проверки представленных сведений уполномоченный орган выдает свидетельство о принятии и регистрации ходатайства. Это обстоятельство распространяет на данное лицо комплекс необходимых прав и позволяет поселиться в центр временного размещения. После предварительного рассмотрения ходатайства уполномоченный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса вынужденного переселенца или беженца. Подобное решение сопровождается выдачей удостоверения установленного образца, которое действительно на всей территории РФ в течение трех лет для беженца и пяти лет для вынужденного переселенца.

В необходимых случаях по заявлению заинтересованного лица статус вынужденного переселенца либо беженца может быть продлен на каждый последующий год. Для лиц, признанных беженцами, предусмотрен ежегодный переучет.

Согласно статье 2 ФЗ «О беженцах» положения данного нормативного акта не распространяются на лица, которые:

– совершили военное преступление, преступления против мира или человечества;

– совершили вне пределов РФ тяжкое преступление неполитического свойства;

– виновны в совершении деяний, которые противоречат целям и принципам деятельности ООН,

– в настоящее время находятся под защитой или пользуется помощью иных органов либо учреждений ООН, за исключением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и т.д.

В законодательстве установлены основания для отказа в предоставлении вышеуказанных статусов.

Отказ в предоставлении статуса беженца и отказ в принятии ходатайства могут быть обжалованы в вышестоящем органе миграционной службы либо в суде.

Лица, которые были признаны в статусе беженцев либо вынужденных переселенцев, наделяются всеми правами и несут все обязанности наряду с гражданами РФ, но за исключением предусмотренных законодательством случаев.

Данная категория лиц имеет право в течение трех месяцев выбрать в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт либо из числа предложенных органами миграционной службы, либо из числа тех, в которых проживают их родственники при согласии последних.

Для лиц со статусом беженца в законодательстве предусмотрены льготные условия при приобретении ими гражданства России.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать вынужденным переселенцам и беженцам содействие и всестороннюю помощь при решении ими комплекса жизненных проблем, которые связаны с поиском и устройством на новом месте жительства.

Для обеспечения временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев должны создаваться центры временного размещения лиц, которые просят признать их в статусе переселенца либо беженца.

В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» также установлены и основания, при наличии которых лицо утрачивает статус вынужденного переселенца или беженца.

Порядок приобретения статусов беженца и вынужденного переселенца

Для получения статуса беженца необходимо, чтобы лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обратилось лично, или через уполномоченного на то представителя (в случае, если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично) с ходатайством в письменной форме в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России.

Таким органом может быть:

-дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, если данное лицо еще не прибыло н территорию Российской Федерации;

-пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти;

-орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.

-территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, если лицо пребывает на законном основании на территории Российской Федерации.

После того, как ходатайство о признании лица беженцем было подано в один из перечисленных выше органов, производятся следующие процедуры:

ходатайство предварительно рассматривается;

принимается решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства, по существу. 2 Такое свидетельство выдается на руки лицу, обратившемуся с ходатайством.

ходатайство рассматривается по существу;

принимается решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

выдается удостоверение беженца либо в случае отказа уведомление об отказе в признании беженцем.

Лица, заинтересованные в приобретении статуса беженца, обязано предоставить документы, удостоверяющие его личность, заполнить анкету и ответить на вопросы опросного листа во время индивидуального собеседования с работниками миграционной службы. При отсутствии документов, удостоверяющих личность, проводится установленная федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процедура идентификации личности, включая дактилоскопию.

Во всех случаях ходатайства принимаются в письменной форме от лиц, достигших возраста 18 лет, явившихся в компетентный орган лично; либо через уполномоченного на то представителя указанных лиц. Сведения о несовершеннолетних членах семьи заносятся в ходатайства взрослых (родителей, опекунов и т.д.)

Ст.4 ФЗ «О беженцах» определяет срок передачи ходатайства, поданного в орган пограничного контроля, в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а именно 3 дня со дня поступления ходатайства. После этого осуществляется предварительное рассмотрение ходатайства.

Ст.7 ФЗ «О беженцах» устанавливает процедуру рассмотрения ходатайства по существу и определяет органы, уполномоченные решать вопрос о предоставлении статуса беженца:

Рассмотрение ходатайства по существу осуществляют:

— федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе в отношении лица, находящегося вне пределов территории Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства;

— территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории Российской Федерации, в течение трёх месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства. Срок рассмотрения ходатайства по существу может быть продлен уполномоченными на то органами, но не боле чем на три месяца.

Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе или его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства, по существу. 3

Лицу, признанному беженцем и достигшего возраста 18 лет, выдается удостоверение установленной формы. Это удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.

Лицо признается беженцем на срок до трёх лет и может продлеваться на каждый последующий год при сохранении в месте прежнего местожительства лица обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта1 ст.1 Федерального Закона «О беженцах».

Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем несколько отличается от порядка признания беженцем и определяется ФЗ «О вынужденных переселенцах», а именно:

Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 Закона « О вынужденных переселенцах» обращается с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания.

С таким ходатайством можно обратиться и до оставления места жительства. В этом случае следует обращаться с ходатайством в федеральный орган миграционной службы либо в территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения, либо в дипломатическое

представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания.

Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом миграционной службы в течение трёх дней со дня поступления ходатайства. Далее принимается решение о признании лица временным переселенцем. Это решение принимается территориальным органом миграционной службы в течение трёх месяцев со дня регистрации ходатайства.

Лицу, претендующему на статус беженца, может быть отказано в регистрации ходатайства по указанным законом обстоятельствам, а именно:

в отношении лица возбуждено уголовное дело;

отсутствие обстоятельств в стране местожительства для признания его беженцем;

получение лицом ранее обоснованного отказа в любом из государств, участников Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 года, если законодательство о признании беженцем в нем не противоречит российскому;

в случае прибытия с территории государства, где лицо могло быть признано беженцем; 4

-в случае если лицо покинуло государство местожительства не по указанным законом обстоятельствам, и опасается понести наказание за незаконный выезд или совершенное правонарушение на территории указанного государства;

если лицо при вынужденном незаконном пересечении границы РФ пропустило срок обращения с ходатайством, установленным законом;

-в случае отказа сообщений сведений о себе и обстоятельствах прибытия в РФ;

-в случае нахождения в браке с гражданином РФ и имеющейся возможности получения разрешения на постоянное проживание в РФ;

если упомянутое разрешение на постоянное проживание в РФ уже имеется у указанного лица.

В случае отказа лицу, подавшему ходатайство о признании его беженцем и находящемуся вне территории РФ, в рассмотрении ходатайства по существу, ФМС в течение 5 дней направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение решение об отказе, после чего в течение трёх дней данному лицу вручается уведомление об отказе с указанием причин отказа, порядка обжалования решения, и разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории РФ,

В случае отказа лицу, подавшему ходатайство в пункте пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение трёх дней со дня получения уведомления.

В случае отказа лицу, подавшему ходатайство после вынужденного незаконного пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение месяца со дня получения уведомления.

Факт получения лицами, претендующими на статус беженцев или вынужденных переселенцев, свидетельства о регистрации ходатайств, является основанием для предоставления гарантированного законодательством минимума прав и льгот и возложения на них определенных обязанностей.

Права лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайства о признании их беженцами или вынужденными переселенцами: 5

— право на пользование услугами квалифицированного переводчика;

— право на проживание в центре временного размещения;

— право на обеспечение проезда до указанного центра временного размещения и провоза багажа;

— право на единовременное денежное пособие;

— право на получение питания, медицинской помощи, на содействие в прохождении профессиональной переподготовки в центре временного размещения или в трудоустройстве; — право на получение информации относительно своих прав и обязанностей, и законодательства, касающегося статусов беженцев и вынужденных переселенцев.

Обязанности указанных лиц, налагаемые фактом получения свидетельства, также примерно совпадают:

— это соблюдение Конституции РФ, Федеральных Законов, действующего законодательства РФ;

Читать еще:  Справка с работы для визы шенген 2020-2021: образец

— соблюдение правил проживания в центре временного размещения и установленных санитарно- гигиенических норм;

— прохождение медицинского освидетельствования в полном объеме, установленном законодательством;

— обязанность сообщать соответствующему органу ФМС достоверные сведения о себе, необходимые для принятия решения о присвоении статуса.

Факт предоставления статусов беженца или вынужденного переселенца расширяет объем прав, предоставляемых лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства. Кроме прав, перечисленных выше, лицо, получившее статус беженца, получает право наравне с гражданами

-на работу по найму;

-социальную защиту, в том числе на социальное обеспечение;

-право на устройство детей в дошкольные, общеобразовательные учреждения, -учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования;

-участие в общественной деятельности — за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами.

Обязанности лица, получившего статус беженца, в основном те же, что и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства.

Вынужденный переселенец имеет право на самостоятельный выбор места жительства на территории РФ.

Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев.

В целом статусы беженцев и вынужденных переселенцев имеют много сходных черт. Однако между ними имеются и некоторые различия. Прежде всего — это наличие гражданства Российской Федерации. Беженцы не являются гражданами Российской Федерации. Вынужденными переселенцами, напротив, признаются в основном граждане Российской Федерации. Этим обусловлена более широкая система льгот, предусмотренных для них законодательством. Так, в отличии от временных переселенцев, беженцы не могут работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных и морских судов. 6

Беженцы, как не являющиеся гражданами РФ, ограничены и в некоторых политических правах:

-право на мирные митинги, шествия, демонстрации (ст.31 Конституции РФ);

-право на участие в управлении делами государства;

-право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

-право на участие в референдуме, на доступ к государственной службе, на участие в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ).

Также беженцы не несут некоторых обязанностей, присущих гражданам РФ, в частности, обязанности несения воинской службы.

Для вынужденных переселенцев предусмотрены более льготные условия, призванные способствовать их обустройству в новом месте жительства на территории Российской Федерации. Это касается, в первую очередь, приобретения жилья: предусмотрена возможность получения вынужденными переселенцами долгосрочных беспроцентных ссуд на его приобретение или строительство; возможность включения вынужденных переселенцев списки на получение государственного или муниципального жилья, возможность организации вынужденными переселенцами компактных поселений на территории РФ.

Предусмотрено также, что органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и территориальные органы Федеральной миграционной службы РФ обязаны содействовать вынужденным переселенцам в возвращении имущества, оставленного ими на территории или за пределами РФ, находящегося в их собственности, а в случае невозможности возвращения имущества вынужденных переселенцев — выплачивать им компенсацию за его утрату.

Дата добавления: 2017-01-13 ; Просмотров: 852 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статус беженца в России: как получить в 2020 году, какие документы нужны?

На фоне мировых политических и военных конфликтов Россия продолжает оставаться государством, открытым к приему пострадавших в этих условиях людей. Однако не всех иностранных граждан правительство готово безоговорочно принять под свою защиту и предоставить им убежище. В настоящей статье будет рассмотрено, как можно получить статус беженца в России в 2020 году, разрешено ли его продлевать и какие документы нужны для этого.

Определение

Для того чтобы жить на территории другой страны в указанном выше качестве, надо однозначно понимать этот термин. А также следует разобрать, что дает статус и с помощью каких документов можно его приобрести.

Понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» отличаются, у людей с этими статусами разное гражданство. В первом случае приезжие не являются подданными РФ, им просто приходится пребывать в чужом государстве некоторое время в связи с обстоятельствами. А во втором россиянин переезжает из одного региона государства в другой.

Не все иностранцы, на родине которых идут военные действия, стремятся получить в России статус беженца. Некоторых морально унижает такое определение. Из-за беспочвенных заявлений на эту тему проблемы возникают у целых семей, включая несовершеннолетних.

Дело в том, что от положения, в котором формально находится иностранный гражданин, зависит период его временного проживания в Российской Федерации.

Заграничные гости имеют право находиться на территории страны только 90 дней, а срок пребывания беженцев не настолько ограничен.

Со статусом связаны также льготы и социальные дотации. Мигрантам, сбежавшим от боевых действий, в РФ предоставляется пособие, с помощью которого проще освоиться на новом месте.

Важные нюансы

Итак, беженцами называются люди, подвергавшиеся на родине дискриминации и враждебному отношению, и поэтому вынужденные на время перебраться в другую, более безопасную страну. Данный статус невозможно принять из-за пустяка. Например, нельзя стать беженцем в России, поругавшись со своими близкими на Украине.

Но если в адрес одного человека или всей семьи постоянно происходят угрозы на расовой, религиозной или политической основе, то это может послужить поводом к оформлению необходимых документов.

Для приобретения статуса беженца требуется веское основание. К таковым относится притеснение по следующим признакам:

  • расовому;
  • национальному;
  • социальному;
  • религиозному.

Биография людей, подающих прошение в ФМС, детально проверяется.

Как предоставляется статус?

Не так давно властей беспокоила ситуация с непрекращающейся нелегальной миграцией в Россию из восточных стран. Обычно это проблема затрагивала мегаполисы, особенно Москву и Санкт-Петербург, но в последнее время иностранцы стали прибывать и в Крым.

Чтобы сделать обстановку в больших городах более спокойной и не допустить явного противостояния между коренным населением и мигрантами, в том числе беженцами, властям пришлось ввести более жесткие правила пребывания в стране.

Как было сказано выше, приобрести статус, который дает определенные льготы, может далеко не каждый иностранец, въехавший в РФ. В противном случае, работники УФМС просто не смогут систематизировать непрерывный миграционный поток.

Согласно российскому законодательству, обращаться за убежищем вправе:

  • граждане других государств, планирующие переехать или уже прибывшие в РФ;
  • лица, лишившиеся родного подданства, находящиеся в России;
  • люди без гражданства, легально живущие в РФ.

Кому отказывают?

Иностранцы, которые просят предоставить им статус беженца, могут получить отрицательный ответ. Но это не относится к приезжим, сбежавшим от реальной военной угрозы, им помощь оказывают всегда.

На положительное решение не вправе рассчитывать преступники (в том числе военные) и подозреваемые, обязанные нести уголовную ответственность. Среди них могут быть как отдельные люди, так и участники организованных криминальных сообществ.

Отказом УФМС отвечает и на обращение мигрантов, имеющих невыполненные обязательства перед родной страной. К примеру, статус беженца вряд ли получит человек, призванный на военную службу.

У сотрудников миграционного отдела обязательно возникнут вопросы к тем, кто после пересечения российской границы не обращается в нужные инстанции в определенный срок. И если выяснится, что приезжий игнорировал законы страны без уважительных причин, у него возникнут сложности не только с оформлением статуса, но и с пребыванием в России.

Не стоит рассчитывать на получение свидетельства беженца и тем, у которых есть близкие, например, супруги с российским гражданством. Откажут и иностранцам, кому уже выданы бумаги, на основании которых можно проживать и трудоустраиваться в России.

Заявка на получение статуса беженца будет одобрена только если мигрант, скрывающийся от войны, соблюдает сроки пребывания в РФ и подачи необходимых документов.

Явиться в отдел ФМС по этому вопросу нужно следует в течение суток после пересечения границы. Если приезжий оказался в РФ незаконно, ему нужно как можно быстрее посетить миграционную службу.

У любого человека случаются экстренные ситуации. К примеру, если сириец или украинец просрочил время подачи заявления по уважительной причине, работники госорганов могут пойти ему навстречу.

Порядок получения статуса

Иностранный гражданин, приехавший в Россию по причине обострения военного конфликта, может называться беженцем только первые три года. В этот период мигрант беспрепятственно находится и работает в стране.Работники ФМС забирают у приезжего внутренний национальный паспорт и выдают специальное удостоверение. Это не означает, что переселенец никогда не сможет вернуться на родину, просто ему понадобится время, чтобы получить обратно иностранное удостоверение личности.

Физическому лицу, претендующему на статус беженца, нужно подать соответствующее ходатайство в миграционную службу. Это можно сделать как в местном, так и в центральном ФМС. Если иностранец еще не уехал из родного государства, ему нужно будет решать вопрос через посольство или консульство.

При пересечении границы с РФ потенциальному беженцу понадобится предъявить несколько справок, и назвать конкретную цель въезда в страну. Недавно в специальную анкету была введена отдельная графа для данной категории приезжих. Если мигрант уверен, что ему положен такой статус, лучше это указать.

В настоящее время ситуация с беженцами очень напряженная. За последний год границу между Россией и Украиной пересекли 2 000 000 человек. Причем приезжают в РФ не только представители юго-востока соседней страны, но и других ее областей, а также граждане Сирии. Иными словами, беженцы прибывают на российскую территорию огромным потоком, поэтому пограничники передают часть своих обязанностей миграционной службе.

Ходатайство в 2020 году оформляется в письменной форме и только на государственном языке.

Лица старше 18 лет составляют и предъявляют заявление сами, а данные несовершеннолетних указываются в прошении родителей.

Кандидаты должны быть подготовленными к специальному опросу. Сотрудник ФМС вправе провести серьезное интервью с приезжим для полного выяснения причин соискания иностранцем убежища в РФ.

Анкетирование завершится быстро, если мигрант предъявит документ, подтверждающий необходимость для него статуса беженца. Все справки нужно перевести с иностранного языка на русский. Здесь можно столкнуться с основной проблемой – люди бегут из зоны военных действий, не задумываясь о переводе документации. К тому же некоторые бумаги могут просто сгореть при пожаре, а восстанавливать их иностранцам некогда.

В 2015 году российским правительством была введена ускоренная процедура присвоения статуса беженца для украинских граждан. Чтобы получить удостоверение, им необходим лишь внутренний паспорт.

При обращении в ФМС требуется сдать не только документы, но и фотоснимки, и отпечатки пальцев. Претендент получает справку о том, что его ходатайство взято на рассмотрение. Документ имеет юридическую силу 5 дней, и его можно считать лишь подтверждением факта приема бумаг, а не ответом. В случае отказа в предоставлении статуса иностранец должен получить уведомление об этом.

Время, отведенное на анализ документации, зависит от многих факторов. Бывает и такое, что заявку рассматривают не один месяц. Но учитывая обстановку в горячих точках, сотрудники УФМС стараются дать ответ как можно быстрее.

На что могут рассчитывать обладатели этого статуса?

Нередко люди, у которых вполне терпимая политическая обстановка на родине, приезжают в РФ и пытаются добиться признания себя беженцем из-за выплат и льгот. В самом деле, такое положение дает ряд преимуществ, но они не настолько велики, как может представляться иностранным гражданам.

Пока заявление рассматривается, претенденту выплачивается разовое пособие. За счет него шикарно жить не получится, но можно приобрести продукты питания. Размер выплаты зависит от населенного пункта. Как утверждают беженцы, в некоторых регионах сумма составляет 100–150 рублей, а в других 400–450 руб. в день на одного человека. Есть области, где выдается по 800 рублей в сутки.

Денежное довольствие этой категории лиц невелико, но они вправе получить временную жилплощадь.

Она не является самой комфортной, но зато у семей есть где ночевать и пережидать сложный жизненный период.

До получения свидетельства беженца претендентам на статус может понадобиться и медицинское обслуживание. Поэтому они вправе встать на учет в поликлинике по адресу пребывания.

Первое обследование не нужно оплачивать, и если в каком-то городе за него требуют денежные средства, следует сразу обратиться в правоохранительные органы или местную администрацию. После осмотра беженцу вручается сертификат, на основе которого возможно дальнейшее получение экстренной помощи.

Что делать после рассмотрения заявки?

Изучив представленные бумаги, сотрудники ФМС дают кандидату положительный или отрицательный ответ. В первом случае приезжий получает удостоверение, а свои основные документы на определенное время сдает в миграционную службу. В России он может пользоваться уже перечисленными льготами, а также бесплатным проездом в некоторых частях страны.

Как поступить беженцу, если понадобится срочно выехать за границу? Ему потребуется специальный проездной билет. Этот документ заменяет человеку удостоверение личности за пределами РФ.

Для трудоустройства не нужно оформлять патент или разрешение. Беженцы могут получить работу в любом населенном пункте, в зависимости от профессиональной подготовки.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России

Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, который покинул место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженец – это лицо, которые не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Отличие беженцев и вынужденных переселенцев в РФ состоит в субъекте.

Статус вынужденных переселенцев или беженцев предоставляется компетентным органом на основании ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.

Вынужденные переселенцы не могут быть возвращены против их воли на территорию, которую покинули по обстоятельствам, при наличии которых предоставляется статус вынужденного переселенца, либо не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

Беженцам предоставлено право беспрепятственно выезжать и въезжать на территорию РФ на основании проездного документа беженца.

Лицам, получившим статус беженца или вынужденного переселенца, и членам их семей предоставляется широкий спектр прав, например право на услуги переводчика и информацию о правовом положении беженца в РФ, право на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания и т. д.

В свою очередь эти лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, на территории которых они находятся, пройти обязательное медицинское освидетельствование и т. д.

Статус беженца прекращается в случае, если лицо добровольно отказывается от этого статуса (если отпали соответствующие обстоятельства в стране его принадлежности или постоянного жительства, а также в случае, если это лицо получило в установленном порядке гражданство РФ либо воспользовалось защитой иного государства), либо в качестве меры ответственности за виновное поведение лица.

Основания лишения статуса беженца: 1) лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; 2) лицо предоставило заведомо ложные сведения и документы, послужившие основанием для признания его беженцем, либо допустило иное нарушение в порядке получения соответствующего статуса.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector