Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Миграционная политика России и миграционное законодательство РФ

Правовое регулирование миграционных процессов в России

Статья обосновывает значимость миграционных процессов на становление законодательства. Выделены основные этапы правового регулирования процессов миграции. Определены основные проблемы в правовом регулировании. Высказана идея о систематизации миграционного законодательства.
Ключевые слова: миграционное законодательство, Концепция государственной миграционной политики РФ, Миграционный кодекс РФ.

Одним из основных регуляторов общественных отношений в России является право. Среди них первое место занимают законы. К источникам правового регулирования миграционных процессов относят: 1) нормы международного права; 2) законы и подзаконные акты; 3) ведомственные нормативные правовые акты.

Миграционное право, как совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере миграции, на территории России сформировалось только в начале 1990-х годов. За эти годы менялся характер, направления, виды миграционных процессов. Вместе с данными изменениями изменялось и направление миграционной политики и, соответственно, миграционное законодательство.

Можно выделить четыре периода законодательного регулирования процессов миграции:
I. 1991 г. — начало 2000-х гг. Принимаются первые законы, регулирующие миграционные отношения (первый из них — Закон РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.1991), формируются специализированные органы исполнительной власти миграционной контроля — Федеральная миграционная служба. В 2002 г. Функции по осуществлению миграционного контроля были переданы МВД России, однако на сегодняшний день ФМС является самостоятельным органом исполнительно власти.
II. 2002-2005 гг. Реформы в миграционном законодательстве были связаны с изменением характера миграции — перехода от политической к трудовой. В силу утечки молодых ученых кадров Россия взяла курс на использование мигрантов на благо страны. Главными целями миграционной политики объявлялись: обеспечение демографического развития, национальная безопасность, достижение высокого уровня экономического развития и др.
III. 2005-2013 гг. — курс на стимулирование миграционных процессов — введение дополнительных условий для привлечения людей в Россию. Были сокращены и частично отменены препятствия при легализации пребывания мигрантов. Одним из главных направлений миграционной политики данного периода явилось преодоление незаконной миграции.
IV. Современный период. Связан с политическим кризисом на Украине. Был упрощен порядок принятия в российской гражданство лиц, проживающих на территории. Миграционное законодательство получило направление на сближение с нормами международного права, обеспечивающими права и свободы человека. Например, Указ Президента РФ от 25.07.2014 «О внесении изменений в государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» [1] предусматривает компенсацию расходов соотечественников по уплате консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов [4, с. 265-269].

Основы совершенствования законодательства на современном этапе заложены в Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 г. [2]. Данная Концепция превосходит предыдущие программные документы: в ней закреплены цели, дефиниции основных понятий, принципы, задачи, направления международного сотрудничества и т. д. В соответствии с данным документом, законодательство должно содержать соблюдение прав и свобод человека гражданина на передвижение, выбор места жительства и пребывания; регулирование въезда пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства; регулирование норм учета и регистрации населения; упорядочение проведения контроля и др.

Однако, в данной Концепции по-прежнему не дано определение понятию «мигрант». В международном праве наиболее полное определение данному понятию дано Международной организацией по миграции на 59-й сессии в 1989 г.: мигрант — это лицо, перемещающееся из одного государства в другое и нуждающееся в международных миграционных услугах, которые предоставляются международными организациями. В Российской Федерации были попытки выработать легальное определение «мигранта». Так, в 2004 году законодательными органами Республики Адыгея и Краснодарского края в Государственную думу был внесен проект Федерального закона «О миграции в Российской федерации», который закреплял, что мигрант — это лицо, совершившее перемещение на новое место жительства [5, с. 108]. Данный проект был отклонен.

В Концепции не отражены основные направления совершенствования миграционного законодательства. Данными направлениями являются: устранение коллизионных норм, пробельности права и т. д.

В 2015 г. были изменены правила въезда на территорию РФ и трудоустройства граждан государств, с которыми у России существует безвизовый режим. Среди главных изменений — замена квот на иностранную рабочую силу на трудовые патенты мигрантов.

В настоящее время среди юристов обсуждается вопрос о систематизации миграционного законодательства путем принятия Миграционного кодекса. Сторонники ведения Миграционного кодекса (депутат Госдумы РФ Журавлев А. А., глава ФМС РФ Ромодановский О. Р. и др.) отмечают необходимость систематизации миграционных законов. Главная цель кодекса — защита интересов народов России, сохранение национально-культурной идентичности, обеспечение экономической безопасности. Миграционный кодекс должен регулировать только отношения внешней миграции: порядок въезда иностранных граждан на территорию Росси, вопросы их пребывания в государстве и натурализации и т. д. Миграционной кодекс должен состоять из двух частей: Общей и Специальной. В Общей части будут обозначены основные понятия и категории. Специальная часть будет содержать перечень миграционных режимов, правила получения виз, особенности регистрации иностранцев в Российской Федерации.

Необходимо ввести следующие миграционные режимы:
1. свободный — неограниченное перемещение по всей территории России;
2. ограниченный — свободной перемещение в пределах федерального округа;
3. усиленный — перемещение в пределах одного субъекта РФ;
1. закрытый (миграционный мораторий) — полный запрет перемещения в случаях чрезвычайного положения, стихийных бедствий и т. д.

Противники введения Миграционного кодекса РФ (Руководитель Института демографии, миграции и регионального развития Крупнов Ю.В. и др.) полагают, что кодифицировать миграционное законодательство еще слишком рано. Необходимо вначале создать адекватную доктрину миграционной политики [3, с. 53].

Считаем, что предпосылками для принятия миграционного кодекса в настоящее время являются:
1. необходимость правового закрепления миграционной политики;
2. усиленное развитие миграционного законодательства;
3. развитие миграционных правоотношений;
4. пробельность и коллизионность миграционного законодательства и др.

Список использованной литературы
1. О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30. С. 4288.
2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ). URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения:
13.05.2016).
3. Казарян К. В. Актуальные проблемы кодификации миграционного законодательства в контексте современного государственноправового идеала // Философия права. 2014. № 6 (67).
4. Косарева В. В. Правовое регулирование миграционных процессов в российском законодательстве: историко-теоретический аспект // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 3 (41).
5. Плюгина И. В. Понятие мигранта и основные категории мигрантов. // Трибуна молодого ученого. 2004. № 8. С. 108. С. 107-115.

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления

Рубрика: Юриспруденция

Статья просмотрена: 19751 раз

Библиографическое описание:

Эдилова, Р. Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления / Р. Э. Эдилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4300/ (дата обращения: 05.11.2020).

In article questions of regulation of migration in the Russian Federation, problems of the migratory legislation are considered, recommendations about its perfection are made. Keywords: the migratory policy, the legislation, regulation, the state, the citizen, society.

Миграционная политика России является составной частью государственной внешней и внутренней политики, а ее реализация одной из приоритетных задач государства. Миграция влияет на многие стороны жизнедеятельности общества, как на социальное, экономическое, внешнеэкономическое, демографическое развитие так и на национальную безопасность Российской Федерации. Несмотря на активное развитие в последние годы миграционного законодательства, миграционное право еще не выделилось в самостоятельную отрасль права. Постепенно идет процесс формирования такой отрасли национального законодательства, как «миграционное право» [1] . Как считает Ю.А. Тихомиров, эта отрасль «отражает сложные процессы в сфере миграционных отношений и, естественно, обладает комплексным характером. «Опорный слой» системного регулирования составляют принципы и нормы международного права, включая акты международных организаций и межгосударственных объединений, а также международных миграционных институтов» [2]. Законодательные нормы, регулирующие правоотношения в области миграции, помимо конституционного, административного и административно-процессуального права, также содержатся и в трудовом, жилищном и семейном, подпадающих под совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов[3]. К источникам миграционного права, помимо законов и иных нормативно – правовых актов, подзаконных актов, следует отнести судебные решения, внутригосударственные договоры и соглашения нормативного характера, международные договоры РФ. Россия присоединилась практически ко всем международно-правовым актам в области прав человека, а также к правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере миграции и общепризнанные нормы международного права. Нормативное регулирование вопросов миграции и защиты прав мигрантов в Российской Федерации осуществляется на следующих уровнях[4]:

  • на федеральном уровне (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты – указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств);
  • на уровне субъектов Российской Федерации (законы субъектов РФ; подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ);
  • на уровне местного самоуправления (нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления);
  • на межгосударственном уровне (заключение многосторонних и двусторонних соглашений с другими государствами в области миграции), а также на основании общепризнанных принципов и норм международного и европейского права.

Правовую основу миграционной политики составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г., «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г., «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г., Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации от 1 марта 2003 г., иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные и правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией. Эти законы в значительной степени обеспечили законодательную реализацию целого ряда задач в регулировании миграционных отношений. В частности, надо, отметить, что Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила основные принципы государственно-правового развития страны: демократическое федеративное правовое государство, в котором высшей ценностью являются права и свободы человека, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. В Конституции закреплены базовые нормы, обеспечивающие важнейшие конституционные права человека и гражданина в миграционной сфере: право каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное передвижение; выбор места пребывании и жительства в пределах РФ; право на свободный выезд из страны и беспрепятственный въезд в РФ (ст.27) [5]. Важным шагом в развитии современной системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации являются разработка и одобрение Правительством Российской Федерации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р). В настоящее время Концепция считается едва ли не единственным комплексным правовым актом, в соответствии с которым должна выстраиваться вся система миграционных отношений в России. Следует сказать, что на сегодняшний день в российском законодательстве количество нормативных актов в области миграции (в основном касающихся ее вынужденной составляющей), насчитывает более десятка федеральных законов, свыше ста действующих указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов различных министерств и ведомств, а также несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений. Такое многообразие выдвигает на первый план задачу систематизации нормативного правового материала в области миграции. При этом его необходимо привести к структурному единообразию, отследить внутреннюю согласованность различных норм, а также осуществить мониторинг возможных пробелов и противоречий между федеральным и региональным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права. Некоторые авторы считают, что сегодня нет полноценного миграционного законодательства, отсутствует специализированный законодательный акт, посвященный вопросам миграционной сферы в целом, в России нет основного определяющего вектора развития миграционного законодательства РФ. Думается, в первую очередь нужно принять законы о трудовой миграции, о миграции, где бы были перечислены все виды миграции, и ряд других законов. Необходимо также констатировать, что действующее законодательство РФ о миграции пока не позволяет в достаточной степени обеспечить осуществление эффективной миграционной политики в России. Миграционная ситуация имеет тенденцию к изменению, в связи с чем миграционное законодательство требует постоянного совершенствования, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Литература:

  1. Ястребова А.Ю. Правовые основы современной миграции и формирование иммиграционной политики РФ // Конституционно и муниципальное право. 2008. №15. С. 18.
  2. Тихомиров Ю.А. Правовое положение мигрантов // Зарубежное законодательство и сравнительное правоведение. Выпуск 3. 2006. №6. С. 17.
  3. Воронина Н.А. Развитие миграционного законодательства в России и странах СНГ. – Москва © Центр миграционных исследований 2004 – 2009 гг // fmcentre @ ecfor.ru
  4. Там же
  5. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит.,1993.

Ключевые слова

Похожие статьи

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан.

Миграционный поток в Европу лишь косвенно коснулся России, поскольку потенциальные

В 2015 году гражданство Российской Федерации приобрели 209 799 человек.

Именно это предусматривает постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря.

Регулирование миграционных отношений в Таджикистане.

Таджикистан, область миграции, акт, местное самоуправление, миграционная политика, миграционное законодательство, норма, свобода человека, миграционная сфера.

Развитие сотрудничества федеральных и региональных органов.

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия.

Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения.

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль, миграционное законодательство.

Проблемы правового регулирования образовательной миграции.

По сравнению с зарубежными странами миграционное законодательство Российской Федерации составляет сложный разрозненный комплекс нормативно-правовых актов. Правовому регулированию миграции посвящены десятки законов.

Проблемы взаимодействия Федеральной миграционной службы.

 приводить миграционное законодательство субъектов РФ в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами

 совершенствовать контроль реализации законодательства РФ в сфере миграции. Особенность правового статуса ФМС России.

Административно-правовое регулирование в сфере миграции.

После длительного обсуждения и значительных доработок, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2003 г. № 256-р была одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.

Административная ответственность в сфере миграционной.

Российская Федерация, административная ответственность, РФ, Россия, миграционное законодательство, миграционная политика, гражданин, Югра, лицо, административное выдворение.

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении к ним.

Основной целью данного Федерального закона, по нашему мнению, стала защита прав, свобод и законных интересов заявителей

Так, работа с обращениями граждан занимает особое место в деятельности Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС России).

Новое в миграционном законодательстве в 2020 году.

Новое в миграционном законодательстве в 2020 году — это и получения гражданства РФ в упрощённом порядке, и расширение перечня профессий, представители которых могут стать гражданами РФ в упрощенном порядке. Ряд изменений обусловлен пандемией, также скорректированы правила миграционного учета.

Расширен перечень профессий иностранцев, которые могут получить гражданство РФ в упрощенном порядке.

Если раньше в списке было 74 профессии, то теперь стало 135 профессий квалифицированных специалистов. Среди новых и желаемых в РФ — психиатр, педиатр и терапевт, а также рыбоводы и трактористы-машинисты.

Эти изменения утверждены приказом Минтруда РФ от 25.11.2019 № 734 н. Документ вступил в силу 29.02.2020, а предыдущий перечень профессий, утв. приказом от 13.07.2015 № 446 н. отменён.

Изменения в миграционном законодательстве, вступившие в силу 24.07.2020, упрощают принятие в гражданство РФ:

Теперь не нужно представлять документы о желании выйти из гражданства другого государства.

Новым в миграционном законодательстве стало также исключение из перечня необходимых для гражданства документов, подтверждающих наличие средств к существованию. Источник дохода подтверждается уже при подаче документов на вид на жительство.

Граждане Беларуси, Украины, Казахстана и Молдовы при получении вида на жительство могут претендовать на гражданство сразу же. Раньше им нужно было проживать в РФ как минимум 5 лет, прежде чем обратиться с заявлением.

Изменения в миграционном законодательстве с 2020 года затрагивают иностранцев, окончивших вузы в РФ. Раньше бывшим студентам требовалось официально отработать после получения диплома 3 года, теперь достаточно 1 года трудовой деятельности.

С 12.10.2020 отменено правило об упрощенном гражданстве только для нетрудоспособных родителей российских граждан. Теперь право оформить гражданство без пятилетнего проживания в РФ смогут родители российских граждан независимо от их трудоспособности.

Указанные изменения, пополнившие перечень новых миграционных законов 2020 года.

Закон об обязательной дактилоскопии

Другим законом — от 13.07.2020 № 209-ФЗ — установлена обязательная дактилоскопия для вступающих в российское гражданство. Иностранцы, приобретающие российское гражданство, ранее не проходившие процедуру снятия отпечатков пальцев, должны пройти дактилоскопическую экспертизу. Этот закон вступает в силу 12.10.2020.

, внесены законом от 24.04.2020 № 134-ФЗ.

Продлили возможность находиться в России без переоформления документов из-за пандемии.

Миграционное законодательство претерпело ряд изменений в связи с пандемией коронавируса. Для оперативного решения вопросов, связанных с правовым статусом иностранцев в России, 18.04.2020 Президентом РФ был подписан Указ «О временных мерах…» № 274.

С учетом изменений, внесенных в этот документ последующими Указами от 15.06.2020 № 392 и от 23.09.2020 № 580, им, в частности, установлено, что:

С 15 марта по 15 декабря 2020 года приостанавливаются сроки временного пребывания, временного/постоянного проживания иностранцев в РФ, в отношении иностранцев не могут приниматься определенные решения, например об аннулировании разрешения на работу.

С 16 июня по 15 декабря 2020 года иностранцы, находящиеся в РФ в порядке, не требующем получения визы, могут продлить патент без соблюдения ряда условий. Например, можно пропустить срок подачи документов для оформления патента.

Также в период пандемии сделаны послабления для соблюдения требований к участникам Госпрограммы по переселению соотечественников в части сроков возможного нахождения не в России.

Помимо этого, внесены изменения в закон № 109-ФЗ о миграционном учете. Вступившие в силу 07.09.2020 изменения в миграционном учете иностранных граждан внесены законом от 08.06.2020 № 182-ФЗ.

В частности, иностранцы получили право регистрировать у себя родственников, а уведомления о прибытии иностранца в место пребывания теперь можно подавать электронно. Мы освещали указанные изменения в одном из наших обзоров, ссылка будет в конце публикации.

Итак, миграционное законодательство в 2020 году менялось достаточно активно. С одной стороны, произошло упрощение получения российского гражданства, с другой — принимались меры, необходимые в условиях пандемии. Помимо прочего, произошли изменения в области миграционного учета и дактилоскопии иностранцев.

Какие произошли изменения в миграционном законодательстве России в 2020 году

С разными целями в Россию приезжает большое количество иностранных граждан. Порядок работы с ними и решение различных вопросов миграции регламентируется соответствующими законами. Миграционное законодательство РФ постоянно совершенствуется для создания большего контроля за деятельностью иностранных граждан на территории России и сохранения на ней общественного порядка.

Миграционная политика России

Государственная миграционная политика РФ регулируется пакетом российских законов и соглашениями с другими странами. Требования к иностранцам постоянно изменяются. Политика в области миграции еще не до конца отрегулирована и совершенствуется в соответствии с реальной обстановкой в обществе.

С 2019 года внесены дополнения и изменения в действующее законодательство. В большей степени это связано с проведением в Российской Федерации мирового чемпионата по футболу и большим количеством туристов в связи с ним. Поправки необходимо знать всем мигрантам для избежания проблем.

Нововведения 2020 года

Законодательные акты, касающиеся мигрантов, имеют несистематизированный характер и в некоторых случаях даже противоречат друг другу. Уже давно возникла необходимость в составлении единого обобщенного свода документов, касающихся приезжих из других государств.

Миграционный кодекс РФ находится в стадии разработки и должен быть закончен к концу 2019 года, в его состав войдут две части – общая и особенная. В первой будут собраны основные понятия, а во второй – правила регистрации, их нюансы, перечень режимов и т.д.

Новый закон для мигрантов внес уточнения и в учет иностранцев. Он должен теперь вестись по фактическому месту пребывания приезжего. Таким местом выступает помещение, в котором иностранец регулярно проживает. В этом качестве может выступать квартира, дом, медицинское учреждение, гостиница или место работы.

Особенно это касается мигрантов, поставленных на учет по месту нахождения нанявшей его компании. За несоответствие заявленного адреса и фактического места пребывания иностранный гражданин будет обязан выплатить штраф. Получение повторного взыскания приведет к депортации.

Изменения касаются и въездного контроля. Постановление правительства РФ о порядке оформления миграционной карты начало действовать еще в 2004 году. Последним законом эти правила были ужесточены.

Получить миграционную карту можно непосредственно в транспорте, с помощью которого иностранный гражданин въезжает в Россию. Это может быть самолет, поезд, корабль или частный автотранспорт. Она заполняется до момента прохождения границы.

В 2019 году начали действовать новые бланки, которые можно распечатать на официальном сайте ГУВМ МВД или получить у работников транспорта.

В миграционной карте не допускаются ошибки и исправления. При ее истечении требуется оформить новую или продлить временное пребывание на территории страны.

Получение загранпаспорта

Еще одним нововведением в законе о мигрантах является обязательное наличие загранпаспорта. Это касается граждан СНГ, которые раньше проходили границу по своему обычному удостоверению личности.

Такое изменение поможет привести к общему стандарту правила въезда в Россию и упростить процедуру регистрации для всех иностранцев.

Исключения касаются только стан, которые входят в Таможенный союз и ЕАЭС:

  • Армения;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Кыргызстан.

Для других мигрантов из стран СНГ, которые работают на территории России, дается время на оформление загранпаспорта.

Прохождение экзамена

Одним из важных условий того, сможет ли иностранец долгое время находиться на территории России, служит знание русского языка. При условии владения им приезжий увеличивает свой шанс на одобрение службами миграции более длительного срока проживания в РФ.

Миграционный режим предполагает обязательное получение и предоставление приезжим из других государств официального документа о сдаче экзамена и подтверждения знания русского языка. Экзамен проводится в специальных центрах и требует оплаты пошлины.

Оформление патента

С 2019 года увеличивается плата за оформление рабочего патента. Каждый регион страны устанавливает свои суммы ежемесячных взносов за такой документ.

Переоформление патента является главным условие легальной работы иностранца в России. Самая высокая стоимость установлена в Ямало-Ненецком АО, наиболее низкая – в Кабардино-Балкарии, Республике Марий-Эл и Саха, Ивановской и Саратовской области, Чечне и Чукотском АО.

Страхование мигрантов

С началом 2019 года истек срок всех страховок мигрантов. Это условие не зависит от даты выдачи документа. Новый закон для иностранных граждан обязывает переоформить полисы всех приезжих. Это требование является главным условием легального нахождения иностранца на территории страны. Действие полиса длится до окончания пребывания мигранта в РФ.

Страховые услуги имеют несколько пакетов, которые различаются в зависимости следующих факторов:

  • период нахождения в стране;
  • цель посещения РФ;
  • возраст и статус мигранта.

В каждом конкретном случае подбирается свой вид страхового полиса.

Особые условия

Основные положения законодательства РФ в сфере миграции относятся ко всем иностранным гражданам, которые прибывают в Россию. Но в 2019 году были прописаны особые условия для приезжих из отдельных стран:

  • белорусам не требуется сдавать экзамен при получении вида на жительство или гражданства России;
  • мигрантам из Турции запрещено вести трудовую деятельность на территории РФ;
  • гражданам из Узбекистана в обязательном порядке необходимо оформить биометрический загранпаспорт, невыполнение данного требования грозит депортацией и большим штрафом;
  • лицам, имеющим паспорт Грузии, упростили процесс получения визы и отменили обязательное доказательство родства с приглашающей стороной.

Для граждан остальных стран действуют общие правила миграционного законодательства России.

Контроль над нелегалами

Новые правила касаются не только требований к мигрантам, но и к наказаниям при их невыполнении. Нарушение миграционного законодательства РФ грозит выплатой штрафов, а иногда и выдворением из страны.

Мигрант несет ответственности за следующие свои действия:

  • незаконный въезд в РФ;
  • несоблюдение правил пребывания в стране;
  • уклонение от миграционного учета;
  • несоответствие места проживания;
  • отсутствие медицинского полиса.

В зависимости от тяжести проступка назначаются штрафы в размере от 2000 до 5000 рублей. При неоднократных нарушениях применяется депортация и запрет на въезд в страну.

Одним из нововведений в контроле за мигрантами служит дактилоскопия. При въезде в страну у всех иностранных граждан снимаются отпечатки пальцев, которые заносятся в базу. Благодаря такой мере появилась возможность выявления мигрантов, которые въезжают в РФ по поддельным документам.

Планы правительства РФ до 2025 года

Президентом России была подписана Концепция миграционной политики до 2025 года. При ее разработке были учтены многие факторы. Основу в этой области должна составлять работа по созданию привлекательности России для квалифицированных специалистов.

Законодательство Российской Федерации в сфере миграции должно учитывать миграцию россиян и поток иностранных граждан в страну. На сегодняшний день Российская Федерация мало привлекательна для иностранных специалистов. Все изменения должны быть направлены на исправление этой ситуации.

Вывод

Нововведения в миграционном законодательстве направлены на улучшение ситуации в стране относительно положения иностранных граждан. Мигрантам необходимо изучить все правила и соблюдать их. В противном случае они будут вынуждены платить штраф или покинуть РФ.

Список законов для мигрантов с последними изменениями

Миграция как социально-экономический процесс в России развивается крайне динамично. По количеству мигрантов наше государство занимает второе место в мире после США.

Миграция заключается не только в переселении людей. Это сложное социальное явление, которое затрагивает многие аспекты жизни социума. С ней связаны процессы заселения новых территорий, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. В рамках современных реалий, миграционная политика также тесно связана с экономической и антитеррористической безопасностью.

Перечень законов для мигрантов

Основной поток мигрантов в России приходится, безусловно, на страны бывшего СССР. С его распадом возникла острая необходимость в грамотном регулировании вопросов миграционной политики — эффективном профильном законодательстве и качественной информационной поддержке, т.е. доведению до целевой аудитории новостей о последних изменениях в законах для мигрантов.

Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ о занятости населения в РФ по ссылке:

Основные действующие законы для мигрантов в РФ:

  • Конституция Российской Федерации1993 г.: закрепляет право иностранного гражданина (мигранта) или лица без гражданства на свободу перемещения, т.е. право находиться на территории России на законных основаниях;
  • Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»: прописывает порядок вступления в гражданство России;
  • Федеральный закон N 114 «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию»: прописывает правила пересечения границы страны;
  • Федеральный закон №109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»: регулирует вопросы въезда-выезда, транзитного проезда через территорию России, выбора и изменения места пребывания, а также порядок учета перемещений;
  • ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:прописывает права и обязанности мигрантов, возникающие в связи с пребыванием на территории России;
  • Федеральный Закон «О беженцах»;
  • Федеральный закон РФ «О вынужденных переселенцах»;
  • Трудовой кодекс (глава 50.1): прописывает особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства;
  • Другие документы: федеральные законы, соглашения государств, указы Президента, постановления Правительства, приказы МВД и ФМС и пр.

О статусе судей читайте подробнее здесь:

Главным правоустанавливающим документом для мигрантов должен служить ФЗ N 115 о правовом положении.

Читайте также: ФЗ 261 вв последней редакции. Подробности тут:

Миграционная сфера — одно из самых актуальных и потому часто изменяющихся направлений законодательства, поскольку она вынуждена постоянно подстраиваться под текущую геополитическую обстановку. Большая часть мигрантов, прибывающих в Россию с целью заработка или проживания, знакомы с положениями миграционного законодательства весьма поверхностно — зачастую со слов знакомых или отрывочно из информации о законах для мигрантов, публикуемой в СМИ (ФЗ о СМИ в последней редакции по ссылке). Это нередко становится причиной возникновения множества проблем: от штрафов до выдворения и запрета на въезд.

Читайте о последних изменениях Федерального закона о торговле тут:

Какие были внесены изменения?

Мигрантам, которые работают в Российской Федерации, планируют переехать на ПМЖ или уже живут здесь постоянно, как никому другому, следует пристально следить за происходящими в законодательной сфере изменениями. Рассмотрим, какие поправки претерпело миграционное законодательство за последний год и какие изменения в законах о мигрантах нас ждут в 2018. Также ознакосьтесь с последними изменениями ФЗ о платной скорой помощи. Подробности по ссылке:

Изменения, внесенные в Федеральный закон N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» датируются 29 июля 2017 года. Указом Президента, для лиц, вступающих в гражданство России, была введена обязательная процедура принесения присяги (прописано в статье 11.1 закона). Кроме того, пункт «в» части 2.1 статьи 14 был изложен в новой редакции. Иностранцы и апатриды, законно проживающие в России на постоянной основе и признанные носителями языка, вправе подавать заявления в упрощенном порядке получения российского паспорта, если:

  • Обязуются соблюдать Конституцию и другие законы РФ;
  • Имеют законный источник заработка (дохода);
  • Отказались от гражданства другой страны. В последний пункт было внесено дополнение для граждан Украины: для отказа от гражданства достаточно написать соответствующее заявление и направить его в полномочный орган Украины. Подтверждением будет служить заверенная у нотариуса копия заявления.

Подробнее о внесенных в закон изменениях можно прочитать в статье 62 ФЗ о гражданстве Российской Федерации.

Федеральный закон N 114 о порядке въезда и выезда также претерпел ряд изменений. Так, поправки коснулись вопроса вынесения решения о запрете въезда в Россию. Советуем изучить внимательно положения главы V о въезде в РФ и выезде из России мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства).

Правительство РФ ввело новый тип визы для въезда в страну иностранных граждан — виза на въезд с целью получения разрешения на временное проживание (ч. 10 ст. 25.6 ФЗ 115 введена 7 июня 2017 года). Выдается на срок до 4-х месяцев при условии, что получатель визы предоставил решение территориального органа МВД о выдаче соответствующего разрешения. Выдается такая виза однократно.

На 2018 год Правительством РФ было выделено чуть более 90 тысяч квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в России, которые будут распределены по регионам в соответствии с поданными заявками.

В июне 2017 года в силу вступило положение Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», коснувшееся водителей-иностранцев.

Согласно части 12 статьи 25 об основных положениях, касающихся допуска к управлению транспортными средствами, мигранты, которые постоянно или временно проживают либо временно пребывают на территории России, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а в случае их отсутствия — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.

Однако, согласно части 13 той же статьи 196-ФЗ, не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. То есть мигранты, у которых есть иностранные водительские права, вправе управлять личными транспортными средствами, но не имеют права работать водителями. Для допуска к работе им необходимо пройти все этапы получения российского удостоверения, кроме обучения в автошколе: получить медицинскую справку, записаться на экзамен в МРЭО, сдать теоретический и практический экзамены.

Стал известен размер платы на 2018 год за патент на работу для мигрантов. В большинстве регионов сумма возросла: в Москве — с 4200 руб. до 4500 руб., а в области — с 4000 руб. до 4300 руб.; в Санкт-Петербурге — с 3000 руб. до 3500 руб.

Читайте также ФЗ 9 в новой редакции 2018 года. Подробности по ссылке:

В связи с проведением в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, в отдельных городах страны временно будут изменены правила постановки на миграционный учет для иностранных граждан. Так, по общему правилу, установленному Федеральным законом N109 2016-го года, постановка на учет должна производиться в семидневный срок с момента прибытия мигранта в Россию.

Однако в период с 25 мая по 25 июля 2018 года в городах Екатеринбург, Калининград, Нижний Новгород, Москва, Волгоград, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саранск, Сочи и Самара иностранцы обязаны будут встать на миграционный учет в течение суток после прибытия.

Данное правило применительно даже к гражданам тех стран, на которые не распространяется правило обязательного миграционного учета согласно международным договорам (граждане Беларуси, ЕАЭС и др.) и мигрантам, работающим по патенту или разрешению на работу — вне зависимости от гражданства и правового статуса в Российской Федерации. Не затронут данные нововведения только членов спортивных делегаций — игроков, тренеров, судей и представителей FIFA.

Скачать действующие редакции законов для мигрантов

Законодательных актов, затрагивающих вопросы регулирования миграционной сферы, огромное множество. Предлагаем скачать для ознакомления основные законы для мигрантов:

Миграционная политика России и миграционное законодательство РФ

Новые законы для мигрантов в 2020 году

Каждый год в российском законодательстве что-то меняется. Следить за изменениями стоит всем, а особенно — иностранцам, которые планируют переехать в Россию, или уже живут здесь. Помните, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Правительство РФ утвердило допустимую долю иностранных работников в отдельных областях экономики на 2020 год. В частности, в сферах деятельности сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта допустимая доля составляет 26%, в области спорта – 25%.

Также сохранена допустимая доля в сфере выращивания овощей в размере 50% общей численности работников. Уточняется, что в 2020 году эта норма будет распространена на всю территорию России, в том числе на Приморский край и Астраханскую область.

Кроме того, сохранена допустимая доля в сфере строительства в размере 80% общей численности работников. Эта норма не распространится на территории Бурятии, Амурской области и Москвы, а на территории Дагестана составит 50%. Подробнее >>>

Предлагается сократить срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке с 6 месяцев до 3.

Такой же срок установлен для рассмотрения заявлений о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке.

Для лиц, подающих заявления о приёме в гражданство в консульские учреждения России в стране своего проживания (на основании пунктов «а» и «б» части первой статьи 14 62-ФЗ), срок рассмотрения останется тем же — 6 месяцев.

По состоянию на декабрь 2019 года законопроект прошел первое чтение. Даты вторых чтений намечены на 2020 год. В случае принятия и подписания президентом, изменения вступят в силу по истечении 90 дней, не раньше лета 2020. Подробнее >>>

Отмена собеседования по НРЯ для граждан Украины и Беларуси

Иностранцам хотят разрешить ставить своих гостей на миграционный учет

По традиции, вступление в силу изменений произойдет по истечении 90 дней с даты опубликования подписанного президентом закона. Подробнее >>>

Продвигается проект изменений в 115-ФЗ, который позволит студентам очного отделения профессиональных и высших учебных заведений, обучающимся по основной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, работать в России без получения разрешения на работу (в свободное от учебы время). И при окончании обучения либо отчислении из учебного заведения трудовой договор будет подлежать расторжению.

Второе чтение будет не ранее января. Вступление закона в силу — через 180 дней после подписания президентом. Поэтому начала его действия следует ожидать аккурат к началу 2020-21 учебного года. Следите за прогрессом в телеграм.

В ноябре 2018 года список внеквотных оснований для РВП сильно расширился. Поэтому стоит внимательно изучить изменения в законодательстве и не терять возможность жить законно и легально. Подробности здесь >>>

Вдобавок к этому, у некоторых категорий иностранцев появилась возможность подать сразу на ВНЖ, вообще не оформляя РВП. Об этом здесь >>>

К тому же, с ноября прошлого года ВНЖ стал бессрочным. Даже для НРЯ. И откз от гражданства для его оформления делать не нужно. Читайте здесь >>>

Те, кто получил ВНЖ ранее, могут его обменять >>>

А еще теперь тем, кто подает на РВП или ВНЖ, имея близких родственников с российским гражданством, не нужно подтверждать знание русского языка, истории и законодательства. Ого! >>>

Вообще, всё связанное с ноябрьскими изменениями публикуется здесь >>>

С 7 января 2020 года начинает действовать новая редакция правил подачи иностранным гражданином уведомления о подтверждении своего проживания в России. Бланк уведомления тоже изменился. Подробнее >>>

Налоги и сборы

В этом году Минэкономразвития приказом от 21 октября 2019 г. №684 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2020 год» установило значение коэффициента на 2020 год в размере 1,813. Но позже подготовило проект приказа о внесении в него изменений. Минэкономразвития хочет изменить уже утвержденный коэффициент-дефлятор на 2020 год, соответственно, все установленные к тому времени размеры фиксированных авансовых платежей по НДФЛ поплывут. Стоимость патента в Москве, например, станет не 5350 руб. а 5341 руб. в месяц, и такие изменения затронут все регионы. Подробнее можно почитать здесь >>>

С 1 марта 2020 года граждане Украины смогут выезжать в Россию только по загранпаспортам. По словам главы украинского МИДа, это позволит не допустить бегства граждан, нарушивших закон. Подробнее >>>

Вакцинация трудовых мигрантов от кори продлится до конца 2020 года

Нововведения в миграционном законодательстве РФ в 2020 году

Каждое государство заинтересовано в первую очередь отстаивать интересы собственных граждан. И Россия не исключение: власти постоянно обновляют законодательство в сфере миграции. В 2020 году в нем появились очередные нововведения, с которыми важно познакомиться.

Миграционная политика РФ


Под понятием «миграция» скрывается глубокий смысл. Она затрагивает любые процессы перемещения лиц как внутри России, так и с пересечением ее границ. Но миграционное законодательство РФ — это в первую очередь статьи, которые касаются координации потоков приезжих. Поскольку в России есть проблема с засильем мигрантов (в основном трудовых), которые прибывают из разных государств, провоцируя социальные конфликты, экономические сложности.

Государственная миграционная политика РФ прошла несколько этапов развития. Формирование законов началось еще в бытность Российской империи. Одним из важнейших этапов можно считать отмену крепостного права, при существовании которого мигрантов не было как таковых. Ведь оно ограничивало права людей. В советскую эпоху по закону граждане были свободными в перемещении, однако были определенные сложности с выездом за границу (в отличие от современной России), как и с прибытием мигрантов.

На сегодня миграционная политика регулируется целым пакетом законов РФ. Также она предопределяется международными договоренностями. Регулярно меняются требования к мигрантам, которые прибывают в Россию. Миграционную политику РФ в этом вопросе можно считать сложной и не до конца сформированной. Поскольку она постоянно адаптируется к меняющимся реалиям, перемещениям мигрантов.

Виды миграции

Важно учитывать, что существуют разные виды миграции населения. Люди переезжают с места на место внутри России, и такие потоки регулируются отдельными нормативными актами. Совсем другие законы посвящены проблеме приезда мигрантов из других стран. Существуют виды миграции в зависимости от целей перемещения лиц. Мигранты ищут хорошее место для трудоустройства, иногда решаются на миграцию ради обучения. Миграционные процессы в России сложные, неоднородные. Законы, их регулирующие, требуют постоянной корректировки на фоне изменения ситуации.

Что нового в 2020 году

Сравнительно давно велись разговоры о том, что необходим отдельный Миграционный кодекс РФ. Необходимость в нем усматривали по той причине, что в законодательстве России существовало множество законов, которые так или иначе касаются прав мигрантов. Однако некоторые из нормативных актов противоречили друг другу.

В 2017-м эту тему вновь подняли в МВД. В министерстве пообещали сформировать Миграционный кодекс к концу года. А также в ведомстве заговорили о том, что на 2018-2020 годы будет создана новая концепция регулирования этой сферы в России. Это объяснили тем, что в мире происходят перемены, появляется нестабильность в разных государствах. Такие процессы, в свою очередь, стимулируют активность мигрантов.

Постановление Правительства РФ о миграционной карте № 413 было принято еще 16 августа 2004 г., а последние изменения, касающиеся формы миграционной карты, внесены в него Постановлением Правительства № 271 от 6 мая 2006 г. Ее (карту) должен заполнить каждый иностранец, пребывающий в страну. Мигрант получает на ней отметку о въезде. Когда он покидает пределы России, то отдает миграционную карту сотруднику пограничной службы. Получить миграционную карту может любой совершеннолетний мигрант, а на ребенка ее заполняет родитель, удостоверяя своей подписью.

Закон о мигрантах в РФ: Видео

О загранпаспорте

Федеральный закон о мигрантах N 111-ФЗ от 07.06.2018 года внес ряд изменений, касающихся порядка выезда из/и въезда в РФ и правового положения иностранных граждан в России. В подавляющем большинстве случаев для пересечения российской границы иностранец должен иметь на руках загранпаспорт. Такое требование появилось в связи с тем, что это позволяет по максимуму упростить и стандартизировать процесс въезда в Россию с соблюдением миграционного режима.

Исключение делают для гостей из Украины. Пока что такие мигранты могут посещать Россию, не имея загранпаспорта, но в определенном миграционном режиме. Послабление для них объясняется напряженной ситуацией внутри Украины.

Тестирование по русскому языку

Чтобы не столкнуться с проблемами во время пребывания в России, иностранец обязан соблюдать миграционный режим. Это выражается в первую очередь в том, что мигрант не должен нарушать сроков пребывания в стране. Как только у него закончится период, в течение которого он может находиться в России на законном основании, иностранец обязан выехать. Иначе рискует стать невъездным в РФ. А для того, чтобы продлить сроки, получить новые легальные основания на основе миграционных законов, в большинстве случаев приходится проходить тестирование по русскому языку.

По сути, это экзамен, который позволяет выяснить, сможет ли мигрант беспрепятственно интегрироваться в российское обществе и свободно общаться с носителями национального языка. Но и из этого правила делают исключения в отношении гостей России. А именно, тестирование не нужно проходить, если мигрант сможет доказать, что является носителем русского языка. Также такое требование не работает по отношению к недееспособным/несовершеннолетним приезжим. Еще исключение делают для пожилых мигрантов и высококвалифицированных специалистов, в которых нуждается Россия.

Приобретение страховки

Новый закон для иностранных граждан (№ 111-ФЗ от 07.06.2017 года) устанавливает четкое требование оформлять медицинский полис, въезжая в Россию. Хотя не всем мигрантам нравится такое правило, фактически позаботиться о страховке в их же интересах. Ведь в случае непредвиденной ситуации человек сможет получить необходимую помощь медицинского характера, пребывая в чужой стране.

Здесь важно отметить, что медицинский страховой полис для иностранцев не один. Страховые компании в России предлагают разные пакеты услуг мигрантам. Подбирать их нужно в соответствии с ситуацией, учитывая:

  • сроки пребывания в России;
  • цель визита;
  • возраст и социальный статус мигранта;
  • требования законов РФ.

Если приехал в Россию с туристическим визитом, то нужно подбирать соответствующий полис. И совсем другой понадобится, когда мигрант прибывает с целью трудоустройства.

Ужесточение контроля

Основные положения законодательства РФ в сфере миграции следует знать каждому приезжему хотя бы для того, чтобы не попасть под санкции. Поскольку с изменением требований ужесточается и наказание для мигрантов — нарушителей миграционного режима. Причем есть разные положения: и относительно игнорирования сроков пребывания в России, и касательно медицинской страховки, и ряда других.

За нарушение миграционного законодательства РФ грозят не только штрафы. Мигранта могут выдворить из России, а потом запретить въезжать (на определенный срок, максимум — 5 лет). Что касается финансовых санкций, то не всегда за нарушение российских законов расплачивается сам гость государства. Возможна ситуация, когда деньги взимают с его родственников или начальства, если он был приглашен близкими либо работодателем.

Если у мигранта нет медицинского полиса, либо договор подписан на сумму, которая меньше 100 тысяч рублей, то грозит штраф в размере 2-7 тысяч рублей. Что касается нарушения сроков пребывания в России, то сумма взыскания бывает разной. Если человек въезжает в страну, игнорируя правила въезда, остается дольше времени, которое ему выделено законом, он заплатит штраф в размере 2-5 тысяч. Однако за такие же нарушения, но в Санкт-Петербурге, Москве или области, наказание для мигранта будет больше: от 5 и до 7 тысяч рублей.

Концепция миграционной политики РФ до 2025 года

Миграционная политика России в ближайшие годы предопределена соответствующей Концепцией, утвержденной президентом РФ. А она учитывает многие факторы. Разрабатывая новые законы для мигрантов, власти России будут принимать во внимание и то, что из страны уезжает свое население, и масштабы прибытия иностранцев.

Основной вектор развития — это привлечение тех квалифицированных специалистов, которые смогут восполнить дефицит определенных категорий профессионалов на отечественном рынке труда. Поэтому одной из важнейших задач является работа над привлекательностью России в глазах таких кадров. Ведь она пока признана незначительно высокой, что важно учитывать при создании новых миграционных законов.

Цели миграционной политики России

Сложная экономическая ситуация в мире, длящаяся уже несколько лет, стала причиной развития современных миграционных тенденций. Свою роль в этом процессе сыграли и локальные войны, вызвавшие отток населения из неблагоприятных районов. В связи с этим каждое государство вырабатывают свою миграционную политику на несколько лет вперед. В РФ она проработана вплоть до 2025 года.

Все о миграционной политике

Большая часть россиян мало задумывается о том, какой политике относительно мигрантов придерживается правительство. Хотя этот момент оказывает влияние на все факторы развития государства и жизнь каждого отдельного члена социума.

Государственная миграционная политика: формулировка и нюансы

Под миграционной политикой (МП) нужно понимать совокупность правил и законов, направленных на контроль за иностранными гражданами, находящимися на территории «чужого» государства.

  • Пересечение границы;
  • Учет мигрантов;
  • Легализация иностранных граждан;
  • Получение гражданства;
  • Лишение гражданства;
  • Осуществление деятельности мигрантов на территории стороннего государства;
  • Организация занятости иностранцев;
  • Борьба с нелегальной миграцией.

Основная задача миграционной политики любого государства – защита интересов своих граждан. Особенно это касается определения возможных типов миграции, что крайне важно для формирования ведущей линии в концепции МП.

  • Академическая – она подразумевает временный отток и приток ученых и преподавателей ради обмена знаниями и осуществления своей основной деятельности;
  • Временная – осуществляется без перемены места жительства и ограничена рамками трудового контракта, командировки или срока обучения;
  • Длительная – может быть международной и внутренней сроком от 12 месяцев;
  • Трудовая;
  • Краткосрочная – имеет четко определенный период;
  • Миграция с целью получения права на ПМЖ;
  • Незаконная – пересечение границы государства вопреки законам и правилам;
  • Образовательная.

  • Организованная;
  • Сезонная;
  • Квотированная и так далее.
  • Демографическое положение в стране;
  • Внешняя политика;
  • Интеграционные процессы;
  • Социально-экономическое положение.

Какие мероприятия входят в МП государства

На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.

  • Организация обучения;
  • Трудоустройство;
  • Формирование облегченной системы получения гражданства;
  • Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
  • Облегчение ассимиляции;
  • Предоставление временного жилья и так далее.
  1. Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
  2. Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.

Как миграционная политика влияет на развитие страны

  • Демографическая ситуация;
  • Темпы роста экономики.

В первом случае мигранты стабилизируют демографическую ситуацию в стране. В итоге рождаемость начинает превышать смертность в несколько раз. Если говорить о России, то она уверенно занимает 3 место в мире по количеству осевших мигрантов: они превышают уже 12 миллионов человек.

  • Здоровые люди трудоспособного возраста;
  • Наличие среднего или средне-специального образования.

Большая часть мигрантов из ближнего зарубежья приезжает на заработки семьями. За последние годы среди иностранцев увеличилось количество женщин – до 20%. Все это приводит к тому, что в среде мигрантов появляются дети, становящиеся гражданами России и оказывающие прямое влияние на демографическую ситуацию.

  1. Первые придерживаются того мнения, что иностранцы, соглашающиеся на работу за любые деньги, тем самым понижают уровень заработных плат в стране. Это приводит к возникновению у граждан РФ трудностей с трудоустройством. Им приходится довольствоваться относительно низкой зарплатой;
  2. Экономисты из второй группы, напротив, уверены, что при отсутствии притока иностранных рабочих цены на многие товары и услуги существенно бы увеличились. Так как этот поток за последнее десятилетие увеличился в 11 раз, то резкого скачка цен можно не ожидать.
  • Ведет миграционную политику с учетом поддержки мигрантов;
  • Создает им условия для жизни;
  • Смягчает условия приобретения гражданства.

Нельзя не упомянуть и о социальной обстановке в стране. Мигранты часто становятся причиной возникновения напряженности, так как не могут социально адаптироваться в новых условиях. Более 76% россиян выступает за введение ограничений на въезд иностранцев в страну, что свидетельствует о неприятии действующей миграционной политики.

Какая миграционная политика проводится в РФ

  • Защита собственных граждан;
  • Отстаивание своих экономических интересов.

В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.

Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.

В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.

  • Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
  • Приоритет интересов граждан РФ;
  • Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
  • Сохранение и популяризация русского языка;
  • Организация правовой помощи мигрантам;
  • Препятствие маргинализации иностранцев.

В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.

Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.

Концепция государственной миграционной политики до 2025 года

Все нюансы МП РФ собраны в едином документе под названием «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года”.

  • Цели МП;
  • Мероприятия;
  • Регулирующие законодательные акты.

Изучить полную версию документа можно по ссылке legalacts.ru.

  • Отсев мигрантов;
  • Создание системы предварительной подготовки к получению гражданства;
  • Ужесточение наказания за преступления, совершенные иностранцами, и нелегальную миграцию.
  • Введение обязательных экзаменов (язык, правоведение, история);
  • Формирование общего банка отпечатков пальцев;
  • Разработка новых законов и внесение поправок в действующие.
  • «Об образовании»;
  • «О высшем и послевузовском образовании».
  1. Сдача экзаменов;
  2. Прохождение медицинского обследования;
  3. Оформление патента.

  • Интересам работодателей;
  • Тенденциям социального и экономического развития;
  • Демографической ситуации.

Параллельно планируется усовершенствовать систему управления миграционными процессами.

Проблемы миграционной политики России

Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры – неэффективны.

  • Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
  • Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
  • Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
  • Минимальное использование миграции для развития государства;
  • Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.

Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.

Изменения в миграционном учете. Сентябрь 2020.

В сентябре вступают в силу изменения в закон о миграционном учете иностранных граждан. Что изменилось?

  • В действующей редакции закона устранено противоречие, где в одном положении указывалось, что в роли принимающей стороны из числа иностранных граждан может выступать только высококвалифицированный специалист, а в другом, что нерезиденты – владельцы жилых помещений на территории России (включая и иностранных граждан, находящихся за рубежом) выполняют обязанности принимающей стороны в случае, если они предоставляют такие помещения другим иностранным гражданам для временного пребывания. В новой редакции закона в качестве принимающей стороны может быть любой иностранный гражданин, имеющий в собственности жильё в Российской Федерации, а абзац об иностранных владельцах исключен.
  • Министерством иностранных дел, как одним из органов, уполномоченным на осуществление миграционного учета, будут разработаны собственные формы и порядок уведомлений об убытии и прибытии иностранных граждан в место пребывания.
  • Предполагается, что заявление о регистрации по месту жительства иностранным гражданином может быть подано не только в личном порядке, но и в электронном виде через Госуслуги, а также через МФЦ.
  • В число льготных категорий, для которых предусмотрен 30-дневный (вместо 7-дневного) срок постановки на учет по месту пребывания, включены участники программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и членов их семей.
  • Утратил императивность перечень документов, представляемых иностранным гражданином принимающей стороне для постановки на учет по месту пребывания. В частности, учтено, что гражданам Белоруссии не выдается миграционная карта при въезде в Россию, и, следовательно, предъявлять её не надо. С другой стороны, Правительству Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать перечень документов для постановки на учет.
  • Добавлен четвертый вариант способа уведомления миграционных органов о прибытии (убытии) иностранного гражданина в место пребывания:
    — лично;
    — через МФЦ;
    — через Почту России;
    — в электронном виде.

  • При использовании электронного способа иностранный гражданин получает распечатанную принимающей стороной копию отрывной части уведомления о прибытии после её подписания усиленной квалифицированной электронной подписью должностным лицом органа миграционного учета.
  • Установлено, что для постановки на учет по месту пребывания в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, иностранный гражданин самостоятельно представляет в миграционный орган уведомление о прибытии и документ, подтверждающий право собственности на данное помещение.
  • В случае, если собственник помещения не находится на территории России, для постановки на учет в таком помещении иностранный гражданин обязан представить нотариальное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина.
  • В новой редакции закона иностранный гражданин не будет сниматься с учета по прежнему месту пребывания в случае его постановки на учет по новому месту пребывания, если новым местом пребывания окажется гостиница, санаторий, дом отдыха и т.д. Эта норма означает, что больше не будет необходимости вставать на учет по месту пребывания после возвращения из отпуска, если отпуск был проведен в учреждении, оказывающем гостиничные или рекреационные услуги на территории России.
  • Также из текста закона исключается следующая норма:

Иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом возложена на соответствующего иностранного гражданина.

Указанная норма не с самого начала присутствовала в законе о миграционном учете иностранных граждан. Она была добавлена в текст закона в марте 2011 года одновременно с серьезными послаблениями в области миграционного учета. В частности, тем же законом была внесена революционная поправка, позволявшая ставить иностранных граждан на учет по месту пребывания не только по адресу фактического проживания, но и по адресу работы. Два года назад возможность постановки иностранцев на учет по месту работы стала практически исключена, а в сентябре будет ликвидирована и эта норма. Таким образом от попытки ослабления миграционного контроля, осуществленной десять лет назад, ничего не осталось.

Ну и вишенка на торте – с завтрашнего дня вводятся новые формы бланков уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и заявления о регистрации по месту жительства.

В новой форме два отличия от старой:

1. В связи с тем, что ВНЖ стал бессрочным, добавлено примечание, что заполнять срок окончания документа (ВНЖ) следует только в случае имеющегося ограничения срока его действия.

2. Уточнено, какие данные следует указывать в поле — «Сведения о законных представителях».

Читать еще:  Что мигрантам делать с документами в России в ближайшие 3 месяца: новый указ президента о правовом положении иностранных граждан в РФ до 15 сентября 2020 года
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector