Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маятниковая миграция в 2020-2021 году: причины, особенности и проблемы

Земле уже не грозит перенаселение

«Популяционная бомба» — так назвали полвека назад перспективу голода и социальных конфликтов из-за перенаселенности Земли. Однако новые данные ученых обнадеживают: к середине века численность человечества достигнет своего пика, а дальше и вовсе начнет… снижаться.

Исследование, опубликованное в авторитетном научном журнале The Lancet, сразу привлекло внимание: апокалиптические прогнозы, связанные с перенаселенностью нашей планеты, похоже, надо корректировать. Напомним: еще в далеком 1968 году американский биолог Пол Эрлих выпустил знаменитое предупреждение: на планете слишком много людей! Суть идеи Эрлиха (изложенной в знаменитой книге «Популяционная бомба») сводилась к тому, что ресурсов Земли не хватит, чтобы прокормить человечество, которое продолжает расти. С тех пор тема перенаселенности стала популярной не только в научных публикациях, но и в массовой культуре. В известном фантастическом боевике «Зеленый сойлент» еду (сойленты) производили… из самих людей, а в свежем романе Дэна Брауна «Инферно» сумасшедший гений изобретал вирус, чтобы устроить всемирную пандемию бесплодия. Словом, проблема на слуху.

И вот целая группа ученых под руководством Кристофера Мюррея из Университета Вашингтона (США) выпустила доклад, корректирующий наши представления о численности населения Земли в будущем. Основная мысль исследователей: продолжение роста численности больше не является «наиболее вероятной траекторией». Что это значит? Ученые прогнозируют: пик этого показателя может быть достигнут уже в 2064 году, когда на планете будет насчитываться 9,7 млрд человек. Дальше — сокращение, уже до 8,8 млрд к 2100 году! Неужели страхи преувеличены?

Интересно, что еще в прошлом году схожий доклад выпустили специалисты ООН: у них прогноз был осторожнее — мол, рост населения прекратится к 2100 году, когда будет достигнут пик в 10,9 млрд человек. Однако общую тенденцию на спад этот прогноз также подтверждал.

А что там с конкретными странами? Вернемся к нынешнему исследованию. Согласно базовому сценарию, в 23 странах мира к 2100 году численность населения сократится вполовину, по сравнению с той, что была зафиксирована в 2017-м. Среди таких стран Япония, Испания и, к примеру, Украина. В 34 странах население сократится на 25–30 процентов. А вот еще неожиданный поворот: сокращение ожидается в Китае, причем на 48 процентов!

Насколько этим цифрам можно верить? Мы обратились за разъяснениями к отечественным экспертам.

Есть ли у России шанс выбраться из демографической ямы

— Сложно делать прогноз на столь длительный период времени,— считает Алла Макаренцева, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.— Например, концепция популяционной бомбы не могла предусмотреть, насколько сильно изменится поведение людей в отношении рождаемости — то, что люди будут рожать меньше. Сейчас речь не идет о том, что население мира будет постоянно расти. Где-то население только начинает сокращаться, какие-то страны (в том числе Россия, страны Запада) уже вышли на стабильный низкий уровень рождаемости, смертность сокращается, она также достаточно стабильна. Репродуктивное поведение меняется в африканском регионе, идет сокращение числа рождений при еще достаточно высокой смертности. Рост населения там в какой-то момент тоже замедлится и прекратится.

Старение населения? Здесь, напротив, неожиданностей не будет: число пожилых в будущем превысит число молодых и к 2100 году составит 2,4 млрд человек старше 65 лет (для сравнения: тех, кто младше 20, будет лишь 1,7 млрд). В целом ученые констатируют: «расти» бесконечно человечество не собирается. А вот причины — разговор отдельный.

— По все видимости, рост населения остановится рано или поздно,— уверен Борис Денисов, старший научный сотрудник лаборатории экономики народонаселения и демографии МГУ.— Расти бесконечно оно не может просто по закону сохранения массы. Любопытнее то, что оно будет, скорее всего, сокращаться из-за разницы между рождаемостью и смертностью, что (с небольшими исключениями) уже характеризует так называемый первый мир, включая Россию. За счет чего это произойдет? Вопрос открытый, одно могу сказать точно — пандемии тут ни при чем, с ними человечество научилось эффективно бороться. Вероятнее всего, причина в обычном демографическом переходе (то есть переходе от традиционного общества с высокой рождаемостью и смертностью к индустриальному.— «О» ).

Ну а что же Россия?

Если на 2017-й у нас насчитывалось 146 млн человек, то к концу столетия этот показатель снизится до 106 млн…

— Прогноз численности населения определен тремя факторами: рождаемостью, смертностью и миграцией,— поясняет Борис Денисов.— Для роста населения необходим уровень рождаемости не менее 2,1 ребенка на одну женщину, причем этот уровень должен быть стабильным, что для России маловероятно. При этом миграция должна быть положительной, иными словами, въезжать в страну должно бы больше, чем выезжать из нее. Вероятность этого больше, но тоже невелика. Сдерживающим фактором также является смертность: чем она ниже, тем менее быстро происходит уменьшение населения. Рассмотрев эти факторы вместе, можно утверждать: население России действительно будет сокращаться, однако заглянуть в будущее и узнать это наверняка невозможно — в этом, собственно говоря, и заключается его прелесть.

Как РФ вкладывалась в демографию и что из этого вышло

Стоит упомянуть еще один неожиданный поворот исследования. Ученые предсказывают драматичное падение в численности трудоспособного населения в таких странах, как Индия и Китай. Судите сами: в Китае численность людей трудоспособного возраста может упасть с 950 млн в 2017 году до… 357 млн в 2100-м! В Индии — с 762 млн в 2017 году до примерно 578 млн в 2100-м, это, в свою очередь, может сказаться на экономическом росте и в целом переформатировать политическую карту мира. В Африке, для сравнения, на лидерство будет претендовать Нигерия, где уже сейчас так называемый коэффициент фертильности самый высокий в мире: численность населения трудоспособного возраста вырастет там с 86 млн в 2017-м до… 460 млн в 2100-м! Конечно, ученые подчеркивают, что численность населения — это важное, но не единственное условие сильной экономики. И все же основной вывод однозначен: мир будущего, похоже, действительно будет многополярным.

Стоит сказать несколько слов и о главной теме текущего момента — коронавирусе. Как отмечают исследователи, он привел более чем к полумиллиону смертей на планете, повлиял на системы здравоохранения. Парадокс в том, что избыточная смертность, вызванная пандемией, вряд ли существенно изменит долгосрочные тенденции. С этим согласны и российские эксперты.

— В 2020 году будет прирост смертности, в 2021 году дадут о себе знать отложенные в период пандемии беременности, станет чуть меньше рождений,— говорит Алла Макаренцева.— Однако, заглядывая на несколько лет вперед, можно утверждать, что эффект коронавируса сойдет на нет. Если, конечно, он вновь не начнет масштабно распространяться.

Маятниковая миграция – тренд городской жизни

Далеко не все из нас имеют возможность работать или учиться в непосредственной близости от дома. Немногие хотят искать себе временное жилье вблизи работы. Вот и получается, что утром жители пригорода вынуждены ехать в центр, а вечером – возвращаются обратно. К чему приводит такая маятниковая миграция, каковы причины ее возникновения и последствия?

Причины происхождения

Раньше, когда не было автомобилей, электричек и прочих благ цивилизации, люди жили рядом со своей работой или работали рядом с домом – кому как больше нравилось. Потому как другого выхода у них просто не было. Но вот появился транспорт, и работник обрел возможность жить не в центре, а в пригороде или вообще в соседнем селе, и приезжать в город лишь на работу, а вечером возвращаться обратно.

Благодаря тому, что теперь количество рабочих рук в городе не ограничивалось лишь местными жителями, город имел возможность расти. Появлялись новые рабочие места, которые были заняты жителями пригорода – так появились спальные районы, где практически не было никаких предприятий – только жилые дома. Города разрастались вширь на периферии и ввысь в центре – появились мегаполисы.

К началу XXI века это явление приобрело массовый характер.

Теперь каждый житель большого города знает, что такое маятниковая миграция – это регулярное, чаще всего ежедневное перемещение населения к месту работы или учебы и обратно.

В отличие от обычной миграции, она проходит без смены постоянного места жительства и на общую численность населения в регионе не влияет.

Особенности маятниковых передвижений

Люди тратят большую часть личного времени в дороге не по собственной прихоти, а из экономических соображений. Как правило, в крупном городе, особенно в центре, находится средоточие источников большого заработка, жилье же, напротив, стоит тем дешевле, чем дальше от центра расположено.

Чем крупнее и развитее город, тем интенсивнее будет движение маятниковых мигрантов. В какой-то момент город исчерпает свои ресурсы по образованию новых рабочих мест, а в пригороде, где, напротив, будет не хватать предприятий, магазинов, образующих удобную инфраструктуру, такая возможность появится. И движение, ранее направленное исключительно в центр, развернется в обратном направлении: теперь мы будем наблюдать два встречных потока, один из которых по-прежнему направлен в центр, а другой – из центра в пригород. Таким образом полярность между деловым центром и спальным пригородом несколько уменьшится, и пригород сам станет небольшим центром притяжения рабочей силы.

Преимущества и недостатки

Итак, маятниковая миграция населения – это в целом положительное явление, которое приводит к росту и развитию городов. Она позволяет перераспределять трудовые ресурсы внутри одного региона, обеспечивая население рабочими местами, а производство – сотрудниками.

Но как только поток ежедневных мигрантов превысит пропускную способность дорог, благо превратится во зло. Вместо того чтобы радоваться возможности работать в центре, а жить в пригороде, население будет проводить массу времени в пути.

Собственно, описанная картина вовсе не нова и знакома всем жителям мегаполисов. Время, оставшееся от работы и сна, человек проводит в пробке. Пробки ухудшают экологическую ситуацию в регионе, а также негативно сказываются на общем самочувствии участников процесса.

Главным условием комфортной жизни в мегаполисах является наличие хорошей инфраструктуры – дорожных развязок и веток общественного транспорта, иначе это грозит массовыми стрессами и сильным загрязнением атмосферы.

В чем особенности маятниковой миграции населения и что это значит?

Миграционные процессы движения населения могут носить как внутренний, так и внешний характер. Во втором случае подразумевается пересечение территориальных границ государства и въезд в другую страну, а в первом – о нем пойдет речь в данной статье, действие происходит в пределах отдельно взятого государства. Что это за явление и как оно проявляется в РФ, давайте разбираться.

Что собой представляет

Маятниковые миграции населения – это регулярные – каждодневные либо еженедельные перемещения граждан от места их постоянной регистрации к месту осуществления трудовой деятельности при условии, что эти места расположены в различных региональных точках. Как правило, потенциальные участники маятниковых процессов – большой процент жителей мегаполисов и людей, приживающих в окрестных сельских населенных пунктах.

Установлено, что чем крупнее региональный центр и чем ярче развита в нем инфраструктура, тем выраженнее себя проявляет такое перемещение. В некоторых государствах проблема маятниковой миграции стоит настолько остро, что ее размеры сопоставимы с ежегодным переездом населения в другие страны на безвозвратной основе, а в ряде случаев даже превышают эти показатели.

Данные процессы тщательно изучаются, поскольку они оказывают огромное воздействие на формирование региональных рынков труда в России, сопоставляя их с профессиональной структурой квалификации местного населения конкретно взятого административного центра и принадлежащих ему, сельских населенных пунктов.

Рассматриваемое в данной статье, явление, создает предпосылки для обеспечения различных рабочих потребностей граждан, особенно той категории, которая живет в поселках и небольших районных центрах, где профессиональная востребованность специалистов крайне ограничена.

Причины маятниковой миграции

Когда транспортное средство являлось элементарной роскошью, и передвижение на довольно длительные расстояния было сопряжено с временными затратами, люди старались жить и работать в максимальной шаговой доступности.

По мере повышения уровня жизни россиян, количество владельцев собственных автомобилей увеличилось в сотни раз. Это позволило гражданам легко переезжать из деревни в город и обратно. Многие оставили шумные улицы и переместились поближе к природе, сохранив при этом свое рабочее место.

Приток сельских жителей в города не мог не сказаться на потребности в вакансиях, и этот пробел нужно было как-то заполнять. Стали открываться новые предприятия, и наши соотечественники массово пользовались возможностью работать в крупном центе за более высокую оплату своего труда.

Таким образом, базовой причиной распространения маятниковой миграции считается повышение качества жизни населения на фоне роста технического прогресса, дающего все больше благ человеческой цивилизации.

Особенности

Регулярное перемещение долевой части населения по принципу «город-село» влияет на прогрессирование следующих особенностей:

  • активизация распространения естественной урбанизации;
  • всплеск социальной активности граждан;
  • качественное улучшение социальных условий жизни применительно к сельской части участников перемещения;
  • стирание различий между городскими и деревенскими людьми.

Практически каждый работающий человек тратит на дорогу достаточное количество времени. Но несмотря на высокие временные затраты, такие трудовые очаги востребованы, так как несут прямую экономическую выгоду человеку – чем крупнее административный центр, тем качественнее там уровень жизни, и как следствие, больше показатель средней заработной платы. Стоимость недвижимого имущества так же, завышена.

Иногда бывает и наоборот. Мегаполис исчерпывает свои внутренние трудовые ресурсы и наступает предельная точка его промышленного развития. Тогда начинают появляться вторичные кадровые вакансии, расположенные в пригородной его зоне. Таким образом, передвижение, первично направленное на город, самопроизвольно обретает обратную траекторию. Специалисты определяют два направления, идущих в разные стороны, но параллельно друг другу – один в спальную, а второй в центральную его часть.

Обратите внимание! При такой внутренней миграционной политике полярность между административными районами постепенно стирается, а пригород планомерно перетекает в состав мегаполиса, соединяясь с ним трудовыми мостами вакансий.

Миграция в России – проблемы и статистика

Одна из самых значимых проблем маятниковой миграции – ограничение удобств во время переезда из одного пункта в другой. Многие наши регионы не могут похвастаться качеством автомобильных дорог и уровнем транспортного обслуживания граждан.

Частые опоздания к месту работы чреваты конфликтными ситуациями с работодателем, при этом далеко не каждый из них готов практически решать жилищные проблемы сотрудника и обеспечить его ведомственной квартирой или общежитием.

Не менее серьезным отягощающим обстоятельством является и затратная статья на проезд. Как показывает практика, из семейного бюджета на транспортные расходы нередко утекает до 30% от заработной платы мигранта.

Статистическое исследование проблемы – процедура довольно сложная. Основная трудность заключается в том, что контролировать и учитывать факт внутрирегионального перемещения людей практически невозможно. Ведь граждане не покидают территориальных пределов государства, а, следовательно, не пересекают КПП и не оформляют визовые документы. Поэтому все данные, полученные по данному направлению, носят скорее справочный, нежели точный, характер.

Единственное, что можно утверждать наверняка, это то, что процесс набирает обороты, увеличивая ежегодно статистику населения, вовлеченного в данное явление. По неподтвержденным данным годовой прирост составляет в среднем 10-11% от общего количества зарегистрированных граждан, что эквивалентно населению среднего по величине административного центра.

Преимущества и недостатки

Если изучать влияние маятниковых перемещений в аспекте плюсов и минусов, то положительных моментов миграция дает больше, чем неприятных моментов. Выделяют основные ее преимущества:

  • благодаря притоку трудовых кадров административные центры увеличиваются в размерах и экономически развиваются;
  • профессиональный рынок распределяется более гармонично, с учетом привязки к конкретной местности;
  • население в пределах региона не будет испытывать недостатка в дополнительных рабочих вакансиях, появятся новые высококлассные специалисты.

Теперь о недостатках. Они, конечно же, есть. Большой поток внутренней миграции неизбежно влечет за собой проблемы дорожного плана, когда пропускная способность российских дорожных магистралей не соответствует реальным жизненным требованиям. Это затрудняет перемещение и увеличивает время, которое человек затрачивает на дорогу к месту работы и обратно, домой. Иногда в пробках приходится стоять часами.

Кроме того, чрезмерная загазованность и избыток выхлопных газов не способствует нормальной экологической обстановке и может стать причиной развития многих заболеваний. Частые стрессы так же не мотивируют организм человека к правильному функционированию.

Обратите внимание! Жители мегаполисов болеют серьезными заболеваниями в несколько раз чаще, чем деревенское население.

Значение регулярных передвижений граждан

На практике маятниковая миграция встречается достаточно часто, с каждым годом охватывая все большее количество россиян. Как уже было отмечено в аспекте развития отечественной экономики, данное явление несет в себе положительную функцию. Они стимулирует строительство автомобильных магистралей, ремонт уже имеющихся дорог, улучшение инфраструктуры наших городов. По мере увеличения потребительского спроса, рождаемого притоком сельского населения, открываются новые торговые центры, развлекательные учреждения, строятся новые современные жилые массивы.

Что касается экологической ситуации по стране в целом, то она контролируема. Над этим ведется постоянная работа уполномоченных ведомств и структур. В целом обстановка не вызывает серьезных опасений специалистов.

Заключение

Проблемы, которые привносит в общество маятниковая миграция, не классифицируются как масштабные. С каждым годом наблюдается тенденция к их снижению, что дает хорошие перспективы на будущее. Сегодня данное явление затрагивает около 22% населения РФ, и в ближайшие годы количество тех людей, кто живет в одном месте, а работает в другом, будет только расти.

Особенности маятниковой миграции

Многие жители сельской местности или небольших городов не могут найти себе жизненное применение в своих поселениях. Устраиваясь на работу в крупных городах, но оставаясь жить в своих населенных пунктах, они становятся маятниковыми мигрантами.

Что такое маятниковая миграция

Маятниковая миграция представляет собой разновидность территориального перемещения граждан из одного населенного пункта в другой на работу или для прохождения учебы. Термин «маятниковая миграция» был применен к подобным перемещениям из-за внешнего сходства процессов. Явление напоминает движение маятника: утром массы людей отправляются в другое поселение на работу, а вечером возвращаются домой.

Признаки маятниковой миграции

  • Регулярность — для перемещений характерны частые, практически ежедневные поездки;
  • Длительность — перемещения совершаются продолжительный период времени;
  • Отсутствие смены места жительства — граждане не меняют место своего проживания.

Отличия от других видов миграции

Подобное перемещение имеет серьезные отличия от других миграционных процессов. Миграция представляет собой переселение граждан на новое место жительство на временной или постоянной основе. При маятниковой миграции переселения не происходит: граждане остаются проживать в своем поселении.

  • Временной, при которой лицо переезжает на ограниченный временем период, а постоянное место жительства не меняется;
  • Сезонной — разновидности временной миграции, тесно связанной с определенным сезоном и направленной на выполнение работ по уборке урожая и т. д.;
  • Нерегулярной, имеющей эпизодический характер.
Читать еще:  Требования к фото на загранпаспорт 2020

Причины маятниковой миграции в России

Маятниковая миграция характерна для всех стран мира и тесно связана с развитием урбанизации и ростом субурбии. Причиной формирования таких процессов стали взрывное развитие общественного транспорта и автомобилизация населения. Новые возможности в мобильности и сокращение продолжительности поездок привели к тому, что количество перемещающихся лиц постоянно увеличивается.

Чаще всего это явление носит экономический или трудовой характер. Жители населенных пунктов находят лучшие предложения по работе в соседних крупных городах, так как там более разнообразен рынок труда и выше зарплаты.

С развалом СССР многие небольшие города, поселки и села потерпели экономический крах: здесь стало практически невозможно найти работу с достойной оплатой труда. Этим же объясняется и невысокая стоимость жилья в подобных населенных пунктах.

Еще одной причина маятниковой миграции является развитие субурбии, то есть переезд из спальных районов в пригород, в первую очередь, в частные дома. Этот процесс, обратный урбанизации, достиг апогея в США. Набирает популярность переезд в пригород и в России — субурбия позволяет создавать наиболее комфортные условия для проживания обеспеченных граждан. Место трудовой деятельности не меняется — люди все также продолжают ездить на работу в город.

Преимущества и недостатки маятниковой миграции

Маятниковая миграция имеет неоднозначный характер и несет плюсы и минусы как миграционным донорам, так и реципиентам.

Достоинства

  1. Мигрантам открываются новые возможности на рынке труды — они могут устроиться на хорошо оплачиваемую работу. Благодаря этому снижается социальная напряженность в местности с неблагоприятным экономическим климатом;
  2. Крупные города обеспечиваются необходимыми им трудовыми ресурсами. Одновременно не возрастает социальная нагрузка на город: не нужно строительство детских садов, больниц, школ и т. д;
  3. Благодаря маятниковым мигрантам поддерживается и развивается транспортная инфраструктура, связывающая различные населенные пункты.

Недостатки

  1. Отсутствие экономических перспектив в населенном пункте — доноре маятниковой миграции. Снижение качества и количества трудовых ресурсов приводит к тому, что экономический рост в небольших городах и поселках сходит на нет. Маятниковые мигранты не создают прибавочный продукт по месту своего проживания, здесь не появляются новые рабочие места и т. д.;
  2. Деградация социальной сферы поселений-доноров. Значительная часть налогов уплачивается по месту работы. Например, НДФЛ платится по месту регистрации налогового агента, то есть работодателя. В итоге получается ситуация, когда маятниковые мигранты платят налоги в другом поселении, а пользуются инфраструктурой по месту жительства. Местным бюджетам просто не хватает средств на поддержание социальной сферы, не говоря уже о ее развитии;
  3. Возрастание нагрузки на поселение-реципиент, связанное с автомобилизацией. Происходит повышение нагрузки на транспортную инфраструктуру — не хватает парковок, ширины и плотности дорог, растет число пробок и т. д;
  4. Возрастают затраты граждан на перемещение — значительную часть зарплаты мигрантов «съедают» расходы на транспорт;
  5. Поездки к месту работы и обратно могут достигать нескольких часов. Из-за утомляемости снижается работоспособность, учащаются стрессы, практически не остается свободного времени на отдых, саморазвитие, встречи с друзьями. Жизнь мигрантов превращается в бесконечную череду работы, дороги и сна.

Статистика и проблемы маятниковой миграции

Больше всего явление характерно для крупных городов, особенно Москвы. Столица остается главным центром притяжения для всего Подмосковья — ежедневно в Москву отправляется более 1,1 млн. жителей области. Обратный поток значительно меньше — до 40 тыс. обитателей столицы ежедневно выезжает в Подмосковье на работу. По некоторым подсчетам, каждый четвертый трудоспособный житель Московской области — маятниковый мигрант.

Москва является настолько мощным центром притяжения, что в ее орбиту попадают и жители соседних регионов. Немалый процент перемещающихся в столицу лиц составляют обитатели Калужской, Тульской и Владимирской областей.

  • Налаженное железнодорожное сообщение;
  • Дисбаланс в доходах между москвичами и жителями близлежащих регионов.

Характерен процесс и для других крупных городов. В маятниковую миграцию включены жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области ( до 200 тыс. человек ежедневно ), а также других крупных городов. Такой миграционный процесс наиболее характерен для тех регионов, в которых велика плотность населения.

Не стоит считать, что это исключительно городское явление. Даже сельского фельдшера, ездящего на работу в соседнюю деревню на велосипеде, можно причислить к маятниковым мигрантам.

Общее количество людей, перемещающихся в ежедневном режиме между двумя поселениями, практически не поддается подсчету. Такие лица не обязаны регистрироваться в государственных органах. По ориентировочным подсчетам, число таких граждан может достигать 10 млн. человек или более. А это почти 12 % трудоспособных жителей страны.

Проблемы маятниковой миграции

Проблемы, с которыми сталкиваются маятниковые мигранты, связаны с расходом денежных средств и времени на то, чтобы добраться до места работы или учебы. С течением времени в этот процесс включаются обитатели все более дальних поселений.

Маятниковая миграция — естественный социально-экономический процесс, характерный для всего мира и имеющий свои плюсы и минусы. Развитие общественного транспорта и автомобилизация населения привели к тому, что маятниковыми мигрантами становится все больший процент населения России.

Билет в один конец

Исследование осуществлялось путем онлайн- и телефонных опросов. Опрашивались мигранты, находящиеся в России и за ее пределами. Выяснилось, что в апреле без работы остались 33,8 процента из числа занятых до эпидемии (по сравнению с 3 процентами в марте и 28,8 процента в мае). Всего же потеряли работу треть мигрантов. В Москве им пришлось тяжелее, чем в других регионах, из-за введенного строгого режима изоляции для иностранных работников. В столице без работы остались 40,8 процента гастарбайтеров, тогда как в регионах — 21,2. «Работодатели избавлялись в первую очередь от менее опытных и квалифицированных работников и неформально занятых, то есть тех, чьи трудовые отношения основывались на устных соглашениях. Трудно пришлось самозанятым, а также работавшим в микро- и малых предприятиях», — говорится в докладе, подготовленном по результатам исследования. Безработными оказались 54,3 процента мигрантов из числа гостиничного и ресторанного персонала, 35,4 процента домработниц и бебиситтеров, 32,9 процента продавцов и лишь 18,5 процента строителей. «В отличие от российских работников, в массовом порядке переживших сокращение оплаты труда, мигранты столкнулись с массовыми сокращениями, обусловленными закрытием бизнесов», — отмечается в исследовании. Основная причина увольнения (ее назвали более трети опрошенных) — закрытие предприятий и сокращение штата. Бывало, однако, и так, что работнику не платили, но предоставляли еду и жилье. Об этом рассказали 18,9 процента опрошенных. Денег даже на еду не хватало 35 процентам респондентов. Тем не менее лишь каждый десятый раздумывал, стоит ли временно покинуть Россию, переждать трудности на родине, а потом вернуться. Большинство — 42,4 процента опрошенных — были уверены, что смогут вернуться на старую работу, 42,8 процента — что найдут себе новую. Те же, кто намеревался, но из-за карантина не смог приехать в Россию, заявили, что не отказываются от своего намерения. Потому что ситуация на рынках труда в странах СНГ сейчас гораздо хуже, чем в России. «Трудовая миграция смягчает давление на рынке труда в странах с быстро растущим молодым населением (Киргизия, Узбекистан, Таджикистан) или странах со сжимающимся рынком труда (Армения, Молдавия, Украина)», — отмечают авторы исследования. «По нашим оценкам, основанным на данных Банка России и статистике Всемирного банка, при условии сохранения ограничений на въезд в Российскую Федерацию объемы переводов мигрантов в 2020 году по сравнению с 2019 годом могут уменьшиться в странах СНГ на 30 процентов, что сильно ударит по благосостоянию населения этих стран, стабильности их финансовых систем и снизит размеры инвестиций в их экономику».

До апреля в России было, по разным оценкам, от 9 до 11 миллионов мигрантов. Сколько из них уехало и сколько осталось, пока трудно сказать. Но совершенно очевидно, что экономический кризис (и прежде всего — резкий рост безработицы), вызванный пандемией, обострит настороженное отношение большинства россиян к мигрантам. В основе такого отношения стойкий миф, что «понаехавшие» вытесняют с рынка труда «коренных» и местных. Теперь этот миф будет особенно активно эксплуатироваться.

Между тем все обстоит ровно наоборот. Мигранты создают новые рабочие места, а не поглощают их. Именно приток мигрантов приводит к появлению новых работ на рынке. Это верно как для Западной Европы, так и для России. «Миф о вытеснении местных приезжими идет от заблуждения о неизменном объеме работ, — говорит экономист, проректор Российской экономической школы (РЭШ) Максим Буев. — Многим кажется, что приток мигрантов вызывает безработицу, потому что объем доступных работ — фиксированный. На самом деле это далеко не всегда так — в действительности иммиграция может увеличивать масштабы экономики, приводя к созданию новых рабочих мест. Где работают мигранты? В сфере услуг, в отелях, в строительстве. Причем строительство доминирует. Поэтому первый удар от наплыва мигрантов принимают на себя как раз местные строители. По идее, их зарплаты от этого могут упасть, потому что прибыла дешевая рабочая сила. И действительно первый эффект от прибытия мигрантов может быть отрицательным: зарплаты снижаются. Но в целом, поскольку экономика расширяется, расти начинают и зарплаты. Рост экономики перекрывает первоначальный отрицательный эффект от притока мигрантов. В итоге выигрывает не только все население страны, но и конкретный сектор экономики, принявший на себя первый удар, в нашем случае — строительство».

Таким же мифом является конкуренция на рынке труда между мигрантами и местными. Потому что на самом деле мигранты конкурируют с мигрантами внутри сегмента экономики, который их принимает. «Я сам слышал от таксиста-таджика, — рассказывает Буев, — как он приехал в Москву искать работу, пошел на стройку, и ему пришлось учить узбекский язык, потому что вся стройка — узбеки. Он хотел выучить русский, а пришлось выучить узбекский. И это наглядный пример, что мигранты в нижней зарплатной нише скорее конкурируют между собой. Да, они выдавливают местных, но не в безработицу, а в более высокие зарплаты. Поскольку экономика увеличивается, для местного населения открывается возможность занимать рабочие места с более высокой зарплатой».

Действительно, представим себе, мигрант приезжает, идет работать на стройку. У него появляются деньги. Он их должен потратить. Но если денег становится больше, то растет и платежеспособный спрос. И вокруг этого спроса создаются новые рабочие места. Потому что этот спрос нужно удовлетворить. У мигранта он гораздо выше. У местного есть жилье, а мигрант нуждается в съемной квартире. Он снимает ее у местных. Следовательно, у тех появляется дополнительный доход. Они получают шанс заняться более квалифицированным трудом и в конечном счете от этого только выигрывают.

Маятниковая миграция

В настоящее время происходит постоянное передвижение населения из небольших и малоразвитых, в социально-экономическом плане, территорий в более перспективные. Миграция становится явлением глобальным. Все чаще стал применяться термин маятниковой миграции.

Определение понятий

Люди, проживающие в маленьких населенных пунктах, имеют определенные проблемы с трудоустройством. Одни являются специалистами невостребованных профессий, других не устраивает уровень заработной платы, отсутствие перспектив для развития и карьерного роста. Не имея возможности переехать в крупные города на ПМЖ, они устраиваются на работу в городские организации, ежедневно преодолевая расстояние от дома до места работы и обратно. Такое территориальное перемещение называется маятниковой миграцией.

Само явление передвижения, в рамках дом — работа — дом, очень похоже на движение маятника. Отсюда и появилось определение маятниковой миграции.

Она бывает внутренней, когда переезд осуществляется между городами внутри страны. И внешней в случае если граждане вынуждены пересекать границы государства.

Сальдо любого вида маятниковой миграции — это разница между прибывшими в город/страну и выбывшими мигрантами.

Правовая база

В России нет прямых законов, регулирующих процессы маятниковой миграции. В случае если человек проживает в местности, граничащей с одной из стран ближнего зарубежья, где трудоустроен, будет применен закон № 114-ФЗ, датированный 15.08.1996. Данный документ регулирует въезд и выезд в РФ. В нем указано:

  • перечень запрашиваемых документов при пересечении государственной границы;
  • детали процедуры пограничной проверки;
  • варианты приостановки беспрепятственного переезда через границу.

Особенности

Главной чертой маятниковой миграции является тот факт, что люди не покидают места проживания, а ездят на работу или учебу из одного села, города в другой. При этом затрачивают немало времени на дорогу. Это происходит из-за неравномерного распределения мощностей производства и проживания населения.

Источники большого дохода и скопления маятниковых мигрантов, как правило, размещены в центрах мегаполисов и крупных городов. Но жилье в этом секторе намного дороже, чем на окраине, в т. ч. и его аренда. У многих нет возможности его приобрести или снимать.

Признаки маятниковой миграции

Смысл явления маятниковой миграции состоит из нескольких признаков:

  • регулярность (частые, в основном, ежедневные поездки);
  • временные затраты (требуется длительное время, чтобы добраться до места работы, учебы);
  • проживание дома (не требуется перемена своего места жительства).

Отличия от других видов миграции

Регулярное, ежедневное перемещение студенческой молодежи и трудоспособного населения существенно отличается от иных миграционных процессов.

Внутренняя миграция подразумевает именно переселение людей с одного села, района, города, региона в другое место жительства в пределах страны. А перемещение с переселением населения при внешней миграции осуществляется в мировых масштабах. На постоянной основе (ПМЖ) или временной (на ограниченное время, сезонные работы, связанные с сельским хозяйством, строительством и т. д., нерегулярные деловые поездки на короткий срок).

В отличие от трудовых и других мигрантов, участники маятникового процесса миграции не покидают своих центров проживания.

Причины маятниковой миграции

После распада Советского Союза многие небольшие города и поселки стали заложниками проблем экономического коллапса. Граждане СНГ устремились в крупные промышленные города и страны в поисках работы, пополнив армию трудовых мигрантов. Со временем ситуация стала меняться. Причины, по которым стало возможным явление маятниковой миграции:

  • появление новых рабочих мест в близлежащих регионах;
  • налаживание и развитие транспортной развязки (увеличение потока с сокращением временного промежутка, появление скоростных электропоездов и т. д.) позволило вернуться многим людям домой и трудоустраиваться недалеко от места проживания;
  • повышение уровня жизни населения и приобретение личного автомобиля.

Примеры

Развитие маятниковой миграции легко прослеживается. Примеры, стандартные для маятниковой миграции:

  • переполненный общественный транспорт людьми, спешащими на работу из поселков, близлежащих малых городов в районные, крупные городские центры и обратно;
  • вахтовый метод работы, когда граждане, оставаясь зарегистрированными по месту проживания, на определенный период едут в другой город, округ на трудовую смену, а затем возвращаются;
  • студенты, получающие образование в ВУЗах и других учебных центрах (по целевому направлению на обучение может проходить другом городе, государстве).

Процесс длительного обучения подразумевает проведение каникул дома и возвращение после получения диплома.

Статистика

Ведение статистики учета маятниковой миграции затруднительно. Потому что нет фиксации граждан, свободно перемещающихся по стране и не меняющих при этом места жительства.

Данное явление в основном типично для крупных городских центров и мегаполисов. Например, Москвы. Поток перемещения в столицу, благодаря железнодорожному сообщению, ежедневно составляет свыше 1,1 млн человек, проживающих в Московской, Калужской, Владимирской и Тульской областях. В свою, очередь около 40 тысяч москвичей выезжает на работу в Подмосковье.

Около 200 тыс. человек, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, включены в маятниковую миграцию.

Нередки случаи маятникового межпоселенческого перемещения. Ориентировочно 12% (10 млн чел.) — участники данного процесса.

Миграция в России: проблемы и статистика

Российские маятниковые мигранты ежедневно сталкиваются с рядом проблем:

  • есть развязка общественного транспорта, но не во всех регионах страны хорошие дороги (износ личного автомобиля);
  • затраченное на дорогу время (возможны опоздания на работу и взыскания от руководства);
  • трудно найти хорошую должность (неподходящий график работы и нет возможности приобрести жилье рядом);
  • оплата проезда (около 30% от заработанных средств).

Езда на личном транспортном средстве подразумевает трату денег на бензин. Некоторые организации осуществляют подвоз сотрудников. Это уменьшает траты на проезд, но возникают проблемы увеличения времени на остановки при развозе.

По приблизительным данным, каждый год число маятниковых мигрантов растет на 10% (150–200 тысяч человек).

Значение регулярных передвижений граждан

Явление маятниковой миграции влечет расширение границ мегаполисов, развитие инфраструктуры и появление новых микрорайонов для граждан, желающих стать его горожанами. Исключить миграцию, значит остановить стимуляцию процесса роста крупных населенных пунктов. Стоит отметить, что жизнь в городских центрах и в спальных пригородных районах разнится между собой.

При этом не теряется связь населения с современным миром, его культурным воздействием и духовной составляющей, которые мало встречаются на периферии.

Огромное количество приезжающих на работу из пригородов на личных автомобилях не могут не влиять на экологию, и без того загазованного промышленного мегаполиса.

Преимущества и недостатки

Маятниковая миграция передвижения населения имеет определенные плюсы:

  • трудовые возможности и достойная зарплата для мигрантов;
  • обеспечение трудовым ресурсом крупных городов, при этом не растет социальная нагрузка на медицину, образование и т. д.;
  • происходит развитие транспортной инфраструктуры, соединяющей местности.

Несмотря на достоинства, есть и минусы данного процесса:

  • населенные пункты, являющиеся донорами миграции, экономически ослабевают;
  • часть налогов оседает в мегаполисах, а полученных средств не хватает на развитие социальной сферы;
  • пробки на дорогах в городах из-за дополнительной нагрузки, где работают мигранты, не хватает парковок и т. д.;
  • утомляемость, мало свободного времени у мигрантов остается на семью и досуг.

Несмотря на наличие отрицательных и положительных моментов процесс маятниковой миграции необратим.

Заключение

Регулярное перемещение граждан с целью трудоустройства имеет значимое влияние, как для самих людей (достойная оплата труда), так и для экономики страны (ресурс для развития и расширения).

Что такое маятниковая миграция

Почти каждый россиянин ежедневно тратит определенное время на то, чтобы утром поехать на работу, а вечером добраться с рабочего места до своего дома. Такая простая и обыденная процедура, на самом деле, кроет в себе целое понятие, которое именуется маятниковой миграцией.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Мало кто задумывается о важности раскрытия данного понятия и развития этой миграции для прогресса в стране в целом. Рассмотрим вопрос проявления маятниковой миграции, а также постараемся понять ее важность для россиян в целом.

Что собой представляет

Маятниковой миграцией называются постоянные передвижения людских масс из одного населенного пункта в другой для прохождения рабочей смены, либо обучения. Постоянность этого явления полностью соответствует режиму трудовой деятельности и обучения.

Читать еще:  Эмиграция в Венгрию

Появление этого явления ознаменовалось активизацией процесса урбанизации в государстве. При этом основой этого явления является несоответствие размещения производственных помещений и расселения гражданских лиц.

Маятниковая миграция может выступать в качестве оптимизатора создания равноценных условий для идеального выбора места обучения граждан согласно его квалификации, либо работы.

Помимо этого, данное явление способствует развитию таких особенностей, как:

  1. Распространение урбанизации.
  2. Социальная мобильность.
  3. Изменения для сельских жителей социальной структуры.
  4. Преодоление некоторых различий между городскими условиями и деревенскими.

Особенности

Каждому человеку свойственно тратить много времени для приезда на работу и обратно. Происходит это вследствие экономических соображений. В центрах мегаполисов обычно всегда сосредоточены источники для большого заработка. Жилищная территория при этом имеет более высокую стоимость, нежели в спальных районах.

Чем больше размер города, тем он более развит. В некоторых ситуациях город исчерпал свои ресурсы, благоволящие образованию второстепенных мест для работы.

В пригороде может появиться подобная возможность, поскольку зачастую там нет предприятий, магазинов, формирующих благосклонно инфраструктуру.

Движение, направленное изначально в центр, будет развернуто обратно. Эксперты в данный момент наблюдают два потока, идущих друг против друга — один направлен в центр, а второй в спальный район.

В этом случае полярность уменьшится между центром города и спальным районом, и благодаря этому явлению пригород выступает в роли маленького центра, притягивающего к себе основные рабочие мосты.

Причины маятниковой миграции

Во время отсутствия у людей автомобилей и других цивилизационных преимуществ, российские граждане старались проживать рядом со своей работой. Другого выхода данных лиц не имелось.

Но при появлении транспорта у людей появилась возможность жить за пределами города и приезжать в него только для того, чтобы работать. Благодаря отсутствию ограничений, количество рабочей силы в городе со стороны местных граждан увеличивалось. Соответственно, город рос и увеличивался.

Появлялись дополнительные места работы, которые потом были заняты жителями пригородов и деревень. Так появлялись спальные районы, где были исключительно жилые постройки и не имелось предприятий и организаций. После этого города разрастались в разные стороны и таким способом появились большие мегаполисы.

Это явление стало более массовым к началу XXI века.

В данный момент любой человек, живущий в большом городе, прекрасно имеет представление о том, что существует маятниковая миграция. Именно так и называют ежедневное перемещение людей от собственного жилья до места учебы или работы.

Видео: Новости

Примеры

Основным примером для маятниковой миграции выступает ситуация, при которой большая людская масса следует на работу из одного района в другой. Такое явление происходит в любом крупном или маленьком городе, имеющим муниципальные районы.

Помимо этого, к маятниковой миграции можно отнести вахтовый способ работы. В такой ситуации люди приезжают в другой город из одного, чтобы отработать некоторый период времени в нём. Подобный тип миграции отличен от стандартного только периодом для работы.

Вахтовый метод подразумевает изменения места жительства на месяц, 3 месяца, полгода и другое время.

Также в качестве примера маятниковой миграции может выступать переезд на учебу в другую местность или даже страну. В первом случае студент проходит обучение в течение определённого периода времени, после чего он вернется на свое обычное место жительства, чтобы работать.

В частности, этот пример характерен для обучения, которое производится по целевому направлению.

Как выплачивается пенсия по инвалидности? Найдете по ссылке.

Проблемы

Наиболее глобальной проблемой для маятниковой миграции выступает отсутствие удобств для перемещения в другие населенные пункты. Далеко не в каждом российском регионе имеется удобная транспортная развязка и поэтому гражданам приходится тратить гораздо большее время для того, чтобы доехать до своей работы.

Вследствие этого, люди могут опаздывать на работу и тут возникают проблемы с руководящим составом своего предприятия.

Помимо этого, у людей не всегда есть возможность найти хорошую работу вследствие своей неготовности для переезда в новую местность, либо в том случае, когда рабочее место находится очень далеко от своего жилья и человек не имеет личного транспорта.

В таких случаях работодатели выделяют места в специализированных общежитиях для своих рабочих, но не в каждой организации может использоваться такая практика.

Также одной из главных проблем для россиян является большое количество денежных средств, потраченных на проезд. Если на предприятии есть вахтовая развозка, то тогда граждане могут не жаловаться, потому что всё происходит своевременно и нет никаких затрат.

Однако, если у человека имеется свой автомобиль, то достаточно высокий процент от зарплаты уходит на топливо.

Преимущества и недостатки

Если рассматривать более детально преимущества маятниковой миграции, то можно заметить, что она является в целом довольно таки положительным явлением. Всё-таки, она в конечном результате приводит к тому, что города растут и развиваются.

При этом маятниковая миграция позволяет грамотно распределять трудовые ресурсы для определённой местности.

Важно при этом отметить, что население в обязательном порядке будет обеспечиваться второстепенными рабочими местами, и на производстве в это же время будут появляться новые сотрудники.

Обязательно важно не забывать о том, что в ситуации, при которой поток мигрантов будет превышать пропускную дорожную способность, все имеющиеся преимущества будут омрачаться недостатками.

В такой ситуации вместо того, чтобы радоваться наличию возможности работать в центре крупного города, у каждого человека появится раздражение за ситуацию, при которой граждане будут тратить очень большое количество времени на путь до работы и обратно.

Эта картина не может являться новинкой ни для кого, и она знакома для любого жителя мегаполиса. Время, которое остается от работы и сна, люди проводят обычно в пробках. Это явление может ухудшить целостную экологическую обстановку в регионе и она будет сказываться отрицательно в целом на функциональном состоянии каждого человека.

Важным условием того, чтобы обеспечить комфортную жизнь в крупном городе, является наличие отличных транспортных развязок и развитой инфраструктуры. Также сюда можно отнести большое количество веток, которое будет использовано для прохождения общественного транспорта.

Если они будут отсутствовать в населённом пункте, то атмосфера будет довольно сильно загрязнена, и в этой ситуации граждане будут постоянно находиться в депрессивном состоянии.

Значение регулярных передвижений граждан

В последнее время большинство людей стараются принимать участие в маятниковой миграции. Если судить с экономической точки зрения, то такое явление является положительным, потому что много средств будет потрачено на обеспечение дорог хорошего качества в городе, а также на развитие целостности инфраструктуры для регионов.

Будут открываться новые магазины, предприятия, а также сдаваться новые рабочие места и строиться новые жилищные объекты.

Если же говорить об экологии, то здесь всё не так радужно. Выбросы вредных веществ от автомобилей и заводов не могут никак сказаться благоприятно на целостном экологическом состоянии для региона.

Какая пенсия по уходу за ребенком инвалидом? Ответ здесь.

Сроки выплаты пенсии военным пенсионерам. Написано в статье.

Примеров для проявления маятниковой миграции, как видно, достаточно много. Современные проблемы маятниковой миграции не слишком серьезны, и в России уверены в том, что они в ближайшее время потеряют свою актуальность. Это связанно с тем, что в ГУВМ МВД активно занимаются решением данных вопросов и делают все возможное для упразднения всех имеющихся проблем.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Коронавирус и трудовая миграция

Коронавирусная эпидемия ухудшила положение трудовых мигрантов во всех странах мира, и Россия не стала исключением. Введение карантинных мер в марте 2020 приостановило частично или полностью деятельность многих предприятий, и особенно в тех отраслях, где занято большое количество иностранных работников: строительство, ресторанный и гостиничный бизнес, оптовая и розничная торговля. Как и российские граждане, часть трудовых мигрантов потеряла работу или стала трудиться неполный рабочий день, что привело к полной или частичной потере дохода. В итоге для многих иностранных работников терялся и смысл пребывания в России.

Недостаток информации о положении иностранных работников в России в период коронавирусной пандемии порождает разного рода домыслы и слухи. Отчасти, чтобы их преодолеть, НИУ ВШЭ совместно с Институтом социологии ФНИСЦ РАН провело два онлайн опроса трудовых мигрантов с целью выяснения особенностей их жизни и миграционных намерений в период изоляции и карантинных мер. Одно из них проводилось среди мигрантов, находящихся на территории России, второе — среди потенциальных мигрантов на их родине, включая тех из них, кто вернулся домой до конца марта сего года.

Хотя проведенные опросы чреваты смещениями в связи со спецификой интернет- аудитории (молодые, образованные, городские респонденты), полученные оценки дают представление о том, что происходит сегодня с мигрантами в России и каковы ожидания потенциальных мигрантов на работу в России в случае снятия ограничений на международные поездки.

Мигранты в России

В результате введенных мер трудовые мигранты, пребывающие на территории России, оказались в сложном положении. Сокращение занятости в первую очередь в тех сферах, где работают мигранты, сделало иностранных граждан одной из наиболее уязвимых социальных групп. В каких видах экономической активности сокращение занятости стало особенно болезненным для мигрантов? Каково их материальное положение? Насколько они готовы покинуть Россию в случае восстановления транспортных коммуникаций? Каковы их ближайшие и отдаленные планы, связанные с трудовой деятельностью и жизнью в России? Поиску ответов на эти вопросы был посвящен онлайн-опрос 1304 иностранных граждан, находящихся на территории России.

Среди опрошенных преобладают мужчины (60,5% респондентов). 23,1% респондентов имеют высшее образование, неполное высшее – 11,7%. Средний возраст респондентов – 35,8 лет. 24,6% опрошенных назвались русскими, для большинства респондентов русский язык является материнским.

В опросе приняли участие иностранные граждане, находящиеся на территории 78 регионов России (из них 52,4% — в Москве и Московской области и 10,9% в Санкт-Петербурге и Ленинградской области). Среди опрошенных много студентов (12,3%), есть домохозяйки (6,2%), неработающие пенсионеры (1,4%). Однако большинство присутствует на российском рынке труда: 49,4 % работает постоянно или временно, 23,1% ищут работу и готовы к ней приступить.

Основными видами экономической деятельности респондентов, находящимися за пределами Московского мегаполиса, являются строительство (27,6%), торговля (14,2%), гостиницы и рестораны (11,2%), транспорт и складское хозяйство (6,3%), помощь в домашнем хозяйстве (5,8%), обрабатывающие производства (5,2%), здравоохранение (2,7%), ЖКХ (2,5%), другие виды экономической активности (преимущественно персональные и социальные услуги) – 11,9%. Несколько иная структура занятости в самой столице, где меньше доля занятых в строительстве (25,1%) и торговле (7,2%), но больше — в гостиничном и ресторанном бизнесе (13,9%), помогающих в домашнем хозяйстве (12,7%), в ЖКХ (6,0%), работающих на транспорте и складах (6,4%). Средняя зарплата опрошенных мигрантов составила 43,2 тыс. рублей.

Подавляющее большинство присутствующих на российском рынке труда работали в минувшем году (88,8%). В этом году 8,7% из них не имели работы на всем протяжении с января по май. Максимальная занятость среди работавших в этом году в России пришлась на февраль, а пик безработицы пришелся на апрель: если принять численность работавших в январе за 100 пп., то в феврале – 103,1, марте – 97,7, апреле – 66,2, мае — 71,2.

Однако процессы с занятостью мигрантов, шедшие в регионах и в столичном мегаполисе, кардинально различаются. В Москве был установлен наиболее жесткий режим самоизоляции, достаточно жесткий — в Московской области, тогда как в других регионах – за немногими исключениями и, как правило, позже – карантин имел место в облегченном виде. Как следствие, обвал мигрантского рынка труда в мегаполисе был более значительным, чем в регионах. Занятость в Москве начала сокращаться в марте, тогда как в регионах продолжался традиционный для этого времени года прирост занятости мигрантов. И если в мегаполисе численность работающих в апреле респондентов сократилась по сравнению с мартом на 40,8%, то в регионах – лишь на 21,2%.

Работодатели, судя по всему, ориентировались на сохранении наиболее ценных сотрудников: резкое сокращение рабочих мест практически не затронуло работников, занятых все время в январе-мае этого года. Работодатели избавлялись, в первую очередь, от менее опытных и квалифицированных работников. Наиболее пострадали хуже оплачиваемые самые социально уязвимые группы мигрантов: с неурегулированным правовым статусом – не имеющие никаких действительных документов на пребывание/ проживание и/или занятие трудовой деятельностью в России, неформально занятые — чьи трудовые отношения основывались на устных соглашениях. Трудно пришлось самозанятым, а также работавшим на микро- и в малых предприятиях.

Кризис, связанный с пандемией, ожидаемо сильней всего ударил по гостиничному и ресторанному бизнесу, где искали работу 54,3% ранее работавших в этом виде экономической активности, помощи в домашнем хозяйстве – 35,4%, торговле – 32,9%, транспорте, складском хозяйстве — 28,9%, тогда как в строительстве – лишь 18,5%.

Если среди российских работников после введения режима самоизоляции работу потеряли почти 10% из тех, у кого она была в докарантинный период , то среди мигрантов – до трети. Похоже, в отличие от российских работников, в массовом порядке столкнувшимися с сокращением оплаты труда – характерной для экономических кризисов 2000-х реакцией работодателей, — мигранты столкнулись с массовыми сокращениями, обусловленных закрытием бизнесов.

Наиболее значимыми причинами потери работы назывались объективные причины, обусловленные закрытием предприятия (31,5% опрошенных), сокращением численности работников (8,5%). Крайне редко работники проявляли инициативу и уходили сами, даже если им не платили (15,1%). Распространена была ситуация, когда организация не работала из-за режима изоляции, работнику не платили, но помогали, чем могли (продуктами питания, например), он числился у них и ждал начала работы (18,9%). Значительная часть респондентов (26,0%) не детализировала причину потери работы, расплывчато указывая на пандемию.

В наиболее сложном положении ищущие работу: у 53,0% из них денег не хватает на самое необходимое. Одновременно 6,0% из них могут продержаться без посторонней помощи 1-2 месяца, а 6,0% вообще не нуждаются в помощи, остальные смогут продержаться до месяца.

Боязнь остаться без средств к существованию преобладает над боязнью коронавируса: первых втрое больше, чем вторых. Корона-диссидентство, вкупе с бравадой, также имеет место быть: 16,7% не боятся ни того, ни другого.

В 2020 г. планируют работать подавляющее большинство, включая учащихся, домохозяек, пенсионеров, ранее не присутствующих на рынке труда: однозначно отвергают свою работу в этом году в России лишь 6,5% респондентов и 7,0% — затруднились с ответом. Среди тех, кто планирует продолжать работу или начать работать в России в этом году 42,7% уверены, что им удастся сохранить работу, что смогут найти работу — 42,8%, (хотя часть из них сомневаются, что это удастся сделать быстро). Не уверены, что вообще найдут работу – 5,9%, затруднились в ответе – 8,7%.

78,4% работающих и 75,1 % ищущих работу не думают покидать Россию в ближайшие месяцы (по крайней мере, до сентября-октября), лишь каждый десятый из них рассматривает возможность временно вернуться на родину, переждать там трудности и опять вернуться в Россию. (Возможность временного возвращения на родину чаще рассматривают учащиеся, лица без определенных занятий, пенсионеры, домохозяйки). Из тех немногих, которые готовы уехать из России, более половины могут выехать сразу после восстановления транспортного сообщения.

Застрявшие на родине

За последние два десятилетия иностранные работники стали неотъемлемой частью российского рынка труда. В то же время работа в России для миллионов домохозяйств в бывших союзных республиках стала важным источником доходов. Введение режима самоизоляции и приостановка деятельности многих предприятий в России стали сильнейшим шоком не только для тех, кто находился в России, но и для тех, кто собирался приехать в нее в марте-мае. Каково экономическое положение вернувшихся мигрантов на их родине? Готовы ли они вернуться в Россию в случае снятия ограничений на международные поездки? В какой степени их приезд сдержит страх перед коронавирусной пандемией? Поиску ответов на эти вопросы был посвящен второй интернет-опрос, в котором приняли участие иностранные граждане, находящиеся за пределами России.

В интернет-опросе приняли участие 1390 человек, не имеющих российского гражданства, проживающих на момент опроса за пределами России и намеренных приехать в Россию в этом году. Среди респондентов 15% составляли граждане Молдовы, 13% — Узбекистана, 12,6% — Киргизии, 10,7% — Белоруссии, по 10,5 — Украины и Таджикистана, 6,8% – Азербайджана, 6,3% — Армении. Практически все респонденты находились в странах своего гражданства.

Интернет-опрос проводился на русском языке, что определило смещение выборки в сторону русскоязычного населения. Так, среди респондентов доля тех, кто отнес себя по национальности к русским составила 34,7%. Второй по численности национальной группой были таджики (9,2%), третьей — узбеки (8,9%). Заметим, что в общем числе трудовых мигрантов по данным миграционного учета явно преобладают граждане Узбекистана и Таджикистана (в 2019 г. 60 %). Почти четверть опрошенных являются билингвами, т. е. родным они назвали не только русский, но и другой язык.

Как правило, интернет-опрос дает смещение в сторону населения с относительно высоким уровнем образования. Так получилось и в нашем случае: высшее образование имеют 28,7% респондентов, 31,9% — неполное высшее и среднее профессиональное образование.

Метод опроса заставлял предположить, что выборка даст смещение в пользу молодых возрастов, однако этого не произошло. В возрасте от 50 лет и старше находилось почти 20% респондентов, 30% респондентов были моложе 30 лет, другая половина находилась в средних трудоспособных возрастах от 30 до 50 лет. Около 2/3 респондентов — мужчины, что в целом соответствует половой структуре потока трудовых мигрантов в Россию.

Большая часть опрошенных бывала в России, но из них особый интерес представляют те, кто приезжал в Россию для работы или учебы на срок от 3-х месяцев и более. Таковых оказалось 60%. Из них более половины работали в России в 2019 и 2020 гг. Из тех, кто приехал в Россию в первые месяцы 2020 г. не смогли найти работу только 9% мигрантов.

Эпидемия коронавируса и режим изоляции нарушили нормальный ход миграции. Традиционно в начале года въезд в Россию и выезд из нее находятся на минимальном уровне. Большинство трудовых мигрантов приезжают в страну в марте-мае, а возвращаются на родину – поздней осенью и в начале зимы до новогодних праздников. По данным опроса, в 2019 г. вернувшихся на родину в марте было столько же, сколько и в январе, феврале или в апреле, и почти в 6 раз меньше, чем тех, кто вернулся в декабре. В 2020 г. респондентов, уехавших из России в марте, было в два с половиной раза больше числа вернувшихся в январе, и в 3 раза больше числа вернувшихся в апреле. Потеря работы и коронавирусная эпидемия послужили главными выталкивающими факторами из России. Среди тех, кто вернулся на родину в 2020 г., преобладали строители (35%), работники гостиниц и общественного питания (14,7%), работники торговли (12,7%) и транспорта (10%).

Читать еще:  Действия после получения гражданства РФ в 2019 году

Коронавирусная эпидемия, потеря работы и возвращение на родину, ограничение международных поездок со стороны всех государств повлияли на благосостояние семей жителей стран происхождения трудовых мигрантов. Средний заработок трудовых мигрантов в начале 2020 г. составлял 47 тыс. рублей, что в целом соответствует среднему заработку по России согласно Росстату, и заработку трудовых мигрантов в 2019 г. по данному обследованию. Как показывают результаты прошлых обследований, переводы домой составляют примерно 45% заработка. Сокращение денежных поступлений из России осложняет и без того непростое финансовое положение мигрантских семей. Только 20 % респондентов заявили, что они ни в чем не нуждаются, еще 17,5% надеются продержаться без посторонней финансовой и материальной помощи. Остальные в той или иной степени вынуждены экономить или прибегать к внешней поддержке. Это касается, как тех, кто никогда не работал в России, так и тех, кто только недавно, в 2019 или в 2020 г., вернулся из нее. Особо сложное положение у тех, кто не работает. Среди тех, кто вернулся домой, в момент опроса (начало июня) работали только 40 % мигрантов, более 50% процентов не работали, 8% учились. С материальными трудностями сталкиваются 75% семьи неработающих респондентов и половина семей с работающими респондентами.

Для значительной части опрошенных улучшение материального положения так или иначе связано с работой в России. Многие из незанятых респондентов указывали, что они не ищут работу в стране пребывания, поскольку ждут окончания карантина и возможности выезда в Россию. Более четверти всех опрошенных надеются приехать в Россию на срок от 3-х месяцев и более в 2020 г. Но из тех, кто работал и учился в России в 2019 и 2020 году, таковых 60%. В свою очередь, из этого числа потенциальных работников 80% процента уверены, что сразу найдут работу, и 15% спустя некоторое время после приезда, остальные 5% затруднились с ответом. Таким образом, среди тех, кто думает отправиться в Россию на заработки в 2020 г. преобладают люди с опытом трудовой миграции и уверенностью в том, что найдут работу.

Потенциал трудовой миграции из стран СНГ остается достаточно высоким. Свидетельством тому как отсутствие стремления покинуть Россию в ближайшие месяцы уже находящихся на ее территории иностранных работников, так и желание как можно быстрее приехать на заработки тех иностранцев, которые находятся в странах происхождения. Но исследование показало, что достаточно значимым является также потенциал для переселения и интеграции в России: более половины мигрантов – как находящихся в России, так и стремившихся приехать в Россию, — высказала намерение в конечном итоге остаться в России навсегда.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Что такое маятниковая миграция

Соответственно, в утреннее время люди, которые живут в пригородах, должны ехать на работу в центр и возвращаться обратно по вечерам. Такое явление имеет название «маятниковая миграция».

Разберемся, в чем заключаются причины ее возникновения и какими бывают последствия.

Что собой представляет

Маятниковая миграция означает регулярное передвижение людей из одной местности в другую для того, чтобы проходить обучение или на работу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Регулярность данного явления имеет полное соответствие с режимом учебной или трудовой деятельности.

Появление данного явления произошло вследствие урбанизации страны. В основе данного явления лежит несоответствие в расселении граждан и размещении производственных помещений. Самыми основными направлениями миграции является формат «село-город».

Миграция подобного формата выступает в качестве источника для создания ресурсов труда для городских условий.

Это явление обеспечивает более приемлемое и сбалансированное использование ресурсов труда в деревнях и городах.

Маятниковая миграция может создать равноценные условия для того, чтобы выбрать место для обучения по профилю или работы.

Также она может поспособствовать развитию следующих факторов:

  1. Социальной мобильности людей.
  2. Распространению городского образа жизни.
  3. Изменению соцструктуры жителей из села.
  4. Преодолению определенных отличий между деревней и городом.

Особенности

Людям свойственно тратить достаточно много времени на то, чтобы добраться до работы или до места обучения.

Это чаще всего происходит не по желанию населения, а исключительно из экономических соображений. Обычно в центрах больших городов сосредотачиваются основные источники больших заработков.

При этом, жилье стоит в этой местности намного дороже, нежели на окраинах города.

Чем больше город, чем он развитее, тем более плотным становится движение со стороны маятниковых мигрантов.

В определенной ситуации город может исчерпать собственные ресурсы, которые благоволят образованию дополнительных мест для работы.

В то же время, в пригороде появится такая возможность, поскольку там обычно и так не хватает магазинов и предприятий, которые формируют благоприятную инфраструктуру.

Движение, которое была изначально направлено в центр, в такой ситуации будет разворачиваться в обратном направлении.

Эксперты смогут наблюдать два потока, идущих навстречу друг другу – один будет направляться в центр, а второй – в пригород.

В такой ситуации полярность между спальным районом и центром города уменьшится, вследствие чего пригород сможет выступать в качестве маленького центра, который к себе притягивает рабочую силу.

Причины маятниковой миграции

В те времена, когда у людей не имелось автомобилей в большом количестве, а также электропоездов и прочих цивилизационных привилегий, граждане старались жить со своим рабочим местом, либо работать около дома.

Иного выхода у людей просто не имелось. Однако с появлением транспорта у рабочих появилась возможность проживать не в черте города, а за его пределами, и приезжать в город исключительно для того, чтобы поработать, после чего возвращаться обратно домой вечером.

Вследствие отсутствия ограничений количества рабочих людей в городе исключительно местными гражданами, у города имелось свойство – увеличиваться, расти.

Таким образом, появлялось большое количество дополнительных мест для работы, которые впоследствии занимались жителями из деревень и пригородов.

Таким способом происходили спальные районы, где были жилые дома, а организаций и компаний не имелось вовсе.

Затем города могли разрастаться вширь и ввысь, следствием чего стало возрождение огромных мегаполисов.

Данное явление стало носить массовый характер уже к началу нынешнего столетия. Это сейчас каждый человек, который живет в большом городе, знает о том, что имеется такое понятие, как маятниковая миграция.

Так обычно называется ежедневное перемещение людской массы от дома к работе или месту учебы и наоборот.

Видео: Интервью

Примеры

Самым явным примером маятниковой миграции является стандартная ситуация, когда большая масса людей утром следует на работу из одного пригорода или деревни в другой город.

Это происходит в каждом маленьком или крупном городе, который имеет муниципальные районы.

Также к маятниковой миграции относится вахтовый метод работы. В этом случае люди выезжают из одного города в другой для того, чтобы отработать в нем определенный период времени.

Такой тип маятниковой миграции несколько отличается от стандартного исключительно временем для работы – вахтовый метод подразумевает смену города на две недели, месяц, полгода и т.п.

Еще одним примером такого типа миграции является переезд на учебу в другой город или государство.

В первой ситуации все происходит просто – студент обучается определенный срок, после чего возвращается на свое прежнее место жительства для прохождения работы. Особенно это касается обучения по целевому направлению.

Эмиграция в Финляндию беженцем. Подробнее тут.

Проблемы

Самой главной проблемой маятниковой миграции является:

  • Отсутствие для некоторых граждан удобств при перемещении из одного населенного пункта в другой. Транспортная развязка не в каждом регионе России является удобной, и вследствие этого у граждан нет возможности в минимальные сроки добраться до рабочего места. Из-за этого люди опаздывают на рабочее место и у них появляются новые проблемы – с руководящим составом.
  • Также люди не всегда могут найти хорошее рабочее место из-за собственной неготовности к переезду на новое место или в той ситуации, когда работа находится слишком далеко от дома при отсутствии автомобиля. Обычно в таких ситуациях работодателями выделяются специальные места в общежитиях для своих работников, однако, далеко не в каждом предприятии это используется.
  • И одной из самых важных проблем для российских граждан при маятниковой миграции является огромное количество потраченных денег на проезд. Если на работе имеется специальная вахтовая развозка, то в этом случае людям не на что жаловаться – никаких затрат и все происходит вовремя. Но при наличии собственного транспорта большой процент от суммы заработка уходит именно на бензин или другой тип топлива.
  • К последней проблеме приплюсовывается еще одна дополнительная. Если производится на работе развозка, то человек, как правило, теряет больше времени, потому что транспорт не очень быстрый, причем он по пути делает остановки для других людей. Зато нет трат на топливо. Когда же человек имеет свой автомобиль, то он тратит меньше времени, но намного больше денег.

Преимущества и недостатки

В общем и целом, маятниковая миграция является достаточно положительным явлением, потому что оно может приводить к росту городов и их развитию.

Она может позволить распределять трудовые ресурсы в черте одного региона, при этом население будет обеспечено дополнительными рабочими местами, в то время как на производстве появятся новые сотрудники.

При этом стоит помнить, что когда поток мигрантов превысит дорожную пропускную способность, все преимущества померкнут перед недостатками.

В этом случае вместо радости за возможность работы в центре города у людей появится раздражение за то, что гражданам придется огромное количество времени проводить в пути.

Данная картина не является ни для кого новинкой – более того, она очень хорошо знакома любому жителю мегаполиса.

То время, которое остается от сна и работы, людям придется проводить в пробках. Они будут ухудшать общую экологическую обстановку в области, при этом они будут сказываться отрицательно на общем функциональном состоянии населения.

При их отсутствии в населенном пункте будет серьезно загрязнена атмосфера, а люди будут находиться в постоянном стрессовом состоянии.

Значение регулярных передвижений граждан

В настоящее время большое количество людей принимают участие в маятниковой миграции. С точки зрения экономики это несет положительный эффект, поскольку большое количество средств тратится на обеспечение отличных дорог в городе и развитие инфраструктуры в целом.

Открываются новые предприятия, магазины, создаются дополнительные рабочие места и жилые площади.

Что же касается экологии, то здесь все не так хорошо. Выбросы химических веществ с заводов, от автомобилей – все это не может благоприятно сказаться на общем экологическом состоянии в городе. Работа в каждом российском городе над этим ведется, но не в каждом из них она успешна.

Без маятниковой миграции сегодня в России обойтись сложно – невозможно найти такой город, в котором каждый человек жил в непосредственной близости от работы.

Список профессий для эмиграции в Испанию. Подробнее тут.

О трудовой миграции в России. Узнайте далее.

Это явление носит определенные положительные и отрицательные особенности, но в целом больше оно приносит больше позитива – города застраиваются, у людей появляется возможность больше зарабатывать, процент безработицы снижается.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Эксперты: правительство ставит рискованные задачи по демографии

Демографы призывают правительство РФ не ставить «рискованных» задач по росту численности населения, поправить ситуацию может в краткосрочный период только миграция.

Цели по демографии «майского указа» Путина не выполнимы

Новый прогноз, подготовленный для «Проекта единого плана по достижению национальных целей до 2030 года» говорит о том, что в 2021 году численность населения РФ сократится на 290 тысяч, в 2022-м — на 238,1 тысячи, в 2023-м — на 189,1 тысячи, а в 2024 году — на 165,3 тысячи человек. Суммарно за 2020-2024 годы — более чем на 1,2 миллиона человек. Прирост населения прогнозируется только в 2030 году. Об этом сообщил телеграм-канал «Майский указ».

Прогноз Росстата по убыли населения на эти годы ухудшен в два раза. В предыдущем варианте плана, подготовленном в августе, говорилось, что численность населения к концу года сократится на 158 тысяч человек, а в 2022 году начнется прирост.

В то же время известно, что президент России в «майском указе» 2018 года поставил задачу повысить продолжительность жизни россиян до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году, а также увеличить коэффициент рождаемости до 1,7 (среднее число рождений у одной женщины за жизнь), что, по мнению президента, обеспечило бы стабильный естественный рост населения России.

Сейчас показатель рождаемости равен 1,5.

На основании «майского указа» Владимира Путина было подготовлено несколько планов его реализации, последний из них — «Проект единого плана по достижению национальных целей до 2030 года», который корректирует прежние показатели в сторону их снижения из-за пандемии.

Надо рассчитывать только на миграцию

Как сказал » Правде. Ру» директор Института демографии Высшей школы экономики (ВШЭ) Анатолий Вишневский, население России сокращается, начиная с 1993 года, когда жителей РФ насчитывалось 148,6 миллиона человек.

А на начало этого года — 146,7 миллионов, и это с населением Крыма в 2 миллиона человек, которого ранее в составе страны не было. То есть, «тенденция на сокращение населения идёт постоянная», сказал эксперт.

По его мнению, сокращение численности населения РФ в 2020 году более чем на 352 тысячи человек, что это в 11 раз больше, чем год назад, может быть вызвано эпидемией коронавируса, то есть, увеличением смертности, но одновременно и снижением рождаемости.

«У нас то больше пожилых людей, то меньше женщин в материнском возрасте, и эти колебания у нас уже идут 75 лет», — отметил Анатолий Вишневский.

По мнению демографа остановить сокращение численности населения России может только миграция, но для того, чтобы воспользоваться этим ресурсом нужны серьезные программы, «потому что неконтролируемая миграция вызовет всякие сложности, конфликты».

Та миграция, которая была до пандемии — 250 -260 тысяч в год, неспособна переломить тенденцию. Её надо удваивать, отметил Анатолий Вишневский.

«Никто в мире, за исключением стран Африки, Азии не увеличивает население за счет рождаемости. Население Европейского союза в целом уже давно немножко растет только за счет притока мигрантов. Я не знаю, печальная или не печальная это тенденция, но жить надо в этих условиях», — сделал вывод Анатолий Вишневский.

Как сказал в интервью «Правде.Ру» ведущий научный сотрудник лаборатории демографии и человеческого капитала РАНХиГС Андрей Коротаев, в майском указе была заложена довольно «рискованная стратегия»: предполагалось, что естественный прирост будет достигнут за счет очень заметного сокращения смертности. То есть, рождаемость подрастет ненамного, зато уровень смертности очень сильно снизится.

«Пока этого не видно. На выходе у нас получается, что и рождаемость остается ниже уровня замещения, и смертность не снижается до нужного уровня. И, конечно, COVID добавил новых проблем», — сказал Андрей Коротаев.

По его словам, спад был бы большим, если бы не меры, принятые в России в 2005 году (материнский капитал).

Путину представили недоработанный доклад

Эксперт отметил, что в «майском указе» Путина заложен «странный» показатель по суммарному коэффициенту рождаемости: 1,7. С такой рождаемостью нереально будет добиться увеличения численности населения, и это меньше, чем указано в Концепции демографического развития России — 1,95. По мнению Андрея Коротаева, для увеличения численности населения РФ надо закладывать коэффициент 2,5.

«Кроме того, чтобы добиться указанного Путиным роста продолжительности жизни, необходимо будет увеличить в два раза расходы на здравоохранение. Но я не вижу, чтобы был такой настрой и такая готовность. Создается впечатление, что эксперты не доработали доклад по демографии или писали в спешке», — сказал демограф .

По его словам, опыт отдельных регионов доказывает, что повышения показателей рождаемости можно добиться. Например, в Сахалинской области коэффициент рождаемости довели до 2,16 за счет продуманной системы государственной поддержки при улучшении жилищных условий.

Со своей стороны, доктор медицинских наук, академик РАЕН, специалист в области эпидемиологии и профилактической медицины, демографии, управления резервами здоровья, социальной инженерии и проектирования будущего Игорь Гундаров считает, что президент России уже в 2018 году «фактически запланировал уменьшение численности населения».

«Сейчас коэффициент рождаемости 1,5, а нужно 2,2, чтобы восстановить нормальное воспроизводство населения. Но оно же уже уменьшается. Значит надо больше! А если поставлена цель 1,7, это значит, что запланировано уменьшение численности населения», — сказал эксперт.

По данным Росстата, за январь-август смертность в России на фоне пандемии коронавируса выросла почти на 6% в годовом выражении. За восемь месяцев умерло на 71 748 человек больше, чем в январе-августе 2019 года.

В январе-июле миграционный приток составил 65,3 тысячи человек против 153,9 тысячи человек за аналогичный период 2019 года. За семь месяцев миграционный приток компенсировал естественную убыль населения на 20,6%.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector