Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Миграционная политика РФ в 2020-2021 году: концепция, основные цели и проблемы

Определены цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации

В перечень задач государственной миграционной политики Российской Федерации входит:

создание условий и стимулов для переселения в РФ на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;

разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;

содействие развитию внутренней миграции;

содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;

выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;

содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

противодействие незаконной миграции.

Реализация государственной миграционной политики будет осуществляться в три этапа.

Первый этап (2012 — 2015 годы) включает в себя, в частности:

создание центров содействия иммиграции в РФ и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;

создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;

создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры РФ.

На втором этапе (2016 — 2020 годы), в числе прочего, планируется:

обобщать и анализировать правоприменительную практику принятых нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики РФ;

расширять использование информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики РФ.

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.

На третьем этапе (2021 — 2025 годы) будет проводиться:

оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики РФ и корректировка соответствующих программ.

По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Миграционная политика РФ в 2020-2021 году: концепция, основные цели и проблемы

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года утверждена Президентом России 13 июня 2012 года. Цели государственной миграционной политики – обеспечение национальной безопасности, максимальная защищённость, комфортность и благополучие населения России, стабилизация и увеличение численности постоянного населения России, содействие обеспечению потребности российской экономики в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности её отраслей.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики.

Цели государственной миграционной политики – обеспечение национальной безопасности, максимальная защищённость, комфортность и благополучие населения России, стабилизация и увеличение численности постоянного населения России, содействие обеспечению потребности российской экономики в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности её отраслей.

Основные направления государственной миграционной политики:

  • создание для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан условийи стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
  • разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой;
  • содействие развитию внутренней миграции граждан России;
  • содействие образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержка академической мобильности;
  • выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
  • содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
  • противодействие незаконной миграции.

Концепция будет реализовываться в три этапа: первый этап – 2012–2015 годы, второй этап – 2016–2020 годы, третий этап – 2021–2025 годы.

Комментарий к поручениям Президента по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019 – 2025 годы

Автор: Александра Викторовна Докучаева, к.э.н., заместитель руководителя Института стран СНГ, заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ, помощник депутата Госдумы РФ К. Ф. Затулина, эксперт “Форума…”

Администрации Президента РФ поручено организовать в рамках деятельности рабочей группы по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы работу по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации на основе предложений, подготовленных названной рабочей группой.

К 1 июня 2020 года должны быть внесены корректировки в план мероприятий по реализации в 2019 – 2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы.

И затем к 1 марта 2021 года должен быть подготовлен доклад о ходе реализации плана. В дальнейшем поручается докладывать об исполнении каждые полгода.

Миграционная реформа, изложенная в Поручениях – это давно ожидаемые изменения, о которых неоднократно делались предложения правозащитниками, которые в части, касающихся соотечественников, неоднократно излагались в справках К.Ф.Затулина, передаваемых руководству страны.

Вывод, обозначенный в Поручениях, о том, что «точечные изменения миграционного законодательства, а равно ужесточение юридической ответственности не приведут к качественному улучшению состояния миграционной сферы и формированию отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации и необходимому уровню обеспечения безопасности и правопорядка», позволяет надеяться на комплексное решение вопросов гражданства и миграции в законодательстве и правоприменительной практике, с учетом накопленных известных проблем, которые:

– мешают интеграции соотечественников, приезжающих в Россию для постоянного проживания;

– приводят к фактическому лишению гражданства РФ при существующей системе изъятия паспортов;

– приводят к лишению соотечественников тех или иных правовых статусов, полученных ими в России, за незначительные правонарушения;

– лишают соотечественников права на пребывание в России и устанавливают запрет на въезд в Россию без учета существующих жизненных обстоятельств.

I. В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСТВА:

1. Предлагается установить три вида порядка приема в гражданство: общий, упрощенный и особый. Для приема в гражданство в общем и упрощенном порядке обязательно наличие вида на жительство.

1.1. Общий – сейчас этот порядок предусмотрен в части первой статьи 13 действующего ФЗ «О гражданстве РФ». Предлагается сохранить требование знания русского языка, соблюдения законодательства и Конституции, необходимый срок постоянного проживания в России.

Дополнительно предлагается оценка претендентов на гражданство в комиссиях на уровне субъектов РФ.

Вопрос: КАКОВА РОЛЬ ЭТИХ КОМИССИЙ? Рассмотрение спорных, не урегулированных в законе ситуаций или проверка соответствия закону документов, представленных соискателями гражданства, и подготовка рекомендаций для положительного решения по принятию их в гражданство?

Принятие решений по общему порядку приема в гражданство делегируется МВД России и его территориальным органам. (Сейчас – решения – за Президентом РФ).

1.2. Упрощенный – сейчас – это статья 14 действующего ФЗ «О гражданстве». Данный порядок будет распространяться на лиц, имеющих родственную ментальность, положительные социальные связи с Россией, уязвимого положения в стране проживания, имеющегося гражданства.

Исключаются чисто экономические критерии (квалификация, инвестиции). Инвесторам и специалистам будет дано право на вид на жительство, или – НОВШЕСТВО – ДОЛГОСРОЧНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ.

Остается вопрос: ЧТО БУДЕТ С ВЫПУСКНИКАМИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ИЗ СТРАН БЫВШЕГО СССР, которые сейчас имеют право на упрощенный порядок приема в гражданство? Выпускники – это квалификация или соотечественники?

Принятие решений о приеме гражданства в упрощенном порядке остается за МВД России и его территориальным органам.

1.3 Предлагается введение новшества: ОСОБЫЙ ПОРЯДОК приема в гражданство, в случаях необходимости оценки неочевидных факторов, комиссионного решения. Сейчас этот особый порядок есть (статья 13, часть 3 действующего ФЗ «О гражданстве») для лиц, имеющих особые заслуги перед государством (группа Депардье и пр.). Возможно, что будут введены и другие группы лиц, которые получат право на ОСОБЫЙ порядок.

Принятие решений по ОСОБОМУ порядку остается за Президентом РФ.

2. Предполагаются механизмы защиты права на гражданство:

2.1. Комиссия по гражданству при Президенте РФ наделяется правом на пересмотр отказных решений.

2.2. Комиссия по гражданству при Президенте РФ наделяется правом на принятие к рассмотрению заявлений на гражданство от лиц, которые пропустили срок подачи заявлений, не имеют доказательств права на гражданство, но до изъятия паспорта длительно проживают в РФ, утрачена связь с иностранным государством, семейные отношения в РФ).

ВОПРОС: Массовый характер проблем, названных в п.2.1. и п.2.2, и обращений по ним может заблокировать работу Комиссии по гражданству при Президенте РФ. Нужно предусмотреть возможность разрешения подобных проблем в комиссиях при представителях Президента в субъектах РФ.

2.3. Закрепление в законе перечня сведений, которые не позволят отменять ранее принятое решение о гражданстве, при обнаружении ошибок, недостатков в оформленных делах о гражданстве, не зависящих от гражданина (исправление ситуации с изъятием паспортов).

Не увидела важных позиций:

О закреплении в Законе или подзаконных актах признания гражданства по рождению (в Положении о порядке рассмотрении вопросов гражданства РФ), если гражданин, признанный частью второй статьи 13 Закона РФ № 148-1 от 28.11.1991 гражданином РФ по рождению, не отказывался от своего российского гражданства.

II. ДОЛГОСРОЧНАЯ МИГРАЦИЯ

Отменяется институт разрешения на временное проживание (!)

ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО

Обязательные условия получения:

– регистрация в государственной информационной системе;

– проживание на территории РФ (пребывание, или наличие регистрации по проживанию -?)

– владение русским языком (как правило) ( а кто вне правил -?);

– близость по культуре и ментальности (как определять -?)

– отсутствие опасных заболеваний.

ДОЛГОСРОЧНИЕ ПРЕБЫВАНИЕ в РФ (более 90 дней в году)

Применяется ко всем въезжающим без намерения получать вид на жительство и гражданство лицам из безвизовых стран, включая ЕврАзЭС, кроме Белоруссии,

Обязательные условия:

– наличие аккаунта в государственной информационной системе с биометрическими сведениями;

– отсутствие опасных заболеваний;

– получение единого документа с электронным носителем

Цели пребывания:

– трудовая деятельность в соответствии с законом;

– образование, лечение, иные случаи, перечень которых должен быть указан в законе.

Визовые страны – для них будут разрабатываться правила с учетом опыта безвизовых стран и электронных виз, которые вводятся с 1 января 2021 года.

Не увидела важных позиций в разделе о долгосрочной миграции

1. О корректировке правил миграционного и регистрационного учета для иностранных граждан и лиц без гражданства при отсутствии у них собственного жилья (проблема исполнения закона о резиновых квартирах в отношении прибывших на постоянное проживание, но не имеющих возможности зарегистрироваться там, где находят с`емное жилье)

2. О корректировке мер ответственности, влекущих не разрешение или аннулирование того или иного статуса, при совершении административных правонарушений, не повлекших серьезных последствий.

3. О возможностях отмены, пересмотра запрещений на въезд в РФ, вынесенных ранее за нарушение миграционного режима, не связанного с серьезными правонарушениями другого характера, либо в связи с ошибками в информационных системах.

III. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Важной стороной организации трудовой миграции является цифровизация оформления разрешительных документов и расширение использования биометрических персональных данных.

Устанавливаются три категории работников:

а) работающие по найму граждане государств –членов ЕврАзЭС, уплачивающие налоги , установленные для граждан РФ;

б) работающие по найму граждане других безвизовых стран, работающих по патенту;

в) самозанятые иностранные граждане.

IV РЕШЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Среди прочего поручается:

г) введение института «соглашения о лояльности». Нарушении соглашения о лояльности будет основанием для объявления нежелательности пребывания в России;

д) совершенствование института нежелательности пребывания (проживания). Более четкая регламентация круга обстоятельств, влекущих объявление нежелательности пребывания в России, порядка их установления и последствий, в зависимости от статуса иностранного гражданина; (!)

ж) совершенствование порядка высылки Иностранных граждан из России, устранение пробелов правового регулирования и установление единых правил организации высылки;(!)

з) корректировка института запрета на въезд в РФ, который должен применяться избирательно, и в первую очередь – в отношении лиц, пребывание которых реально угрожает охраняемым законом интересам; (!)

и) совершенствование института установления личности иностранного гражданина и лица без гражданства. Требуется более детальная регламентация процедуры установления личности, включая идентификацию по биометрическим параметрам, а также выдачу документа, удостоверяющего личность, как для пребывания на территории РФ, так и для выезда из РФ. (!)

IV. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИЕЙ

Создание и запуск единой информационной платформы (предусмотрено пунктом 50 плана мероприятий по реализации в 2019 – 2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы (Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 265-р.), доступной всем заинтересованным ведомствам.

V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМЫ

Одновременно с введением в действие нового миграционного законодательства важно предусмотреть положения, предоставляющие возможность иностранным гражданам, нарушившим миграционное законодательство, но не представляющим серьезной опасности для Российской Федерации, не выезжая из Российской Федерации, оформить легальный статус без привлечения к ответственности. – МИГРАЦИОННАЯ АМНИСТИЯ (!)

Необходимо укрепление потенциала миграционных подразделений органов внутренних дел, федеральных органов исполнительной власти по труду и занятости, на которые будет возложена основная работа по реализации и администрированию новых правил. Данная работа должна идти по следующим основным направлениям:

а) укрепление управленческой вертикали «центральный аппарат МВД России – миграционные подразделения территориальных органов МВД России» (! – если центральный аппарат МВД России – это ГУВМ);

б) оптимизация уровня материального обеспечения личного состава миграционных подразделений МВД России;

в) обучение личного состава миграционных подразделений требованиям нового законодательства и работе с техническими средствами, обеспечение постоянного методического сопровождения и особого контроля за применением новых правил;

г) увеличение, при необходимости, штатной численности подразделений федеральных органов исполнительной власти, за которыми будет закреплена реализация новых функций и полномочий;

д) усиление мер по защите персональных данных иностранных граждан.

Основные тезисы Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2020–2025 годы

На официальном сайте администрации Президента России на днях был опубликован перечень по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы, цель которой — реформирование миграционных режимов и в целом института гражданства РФ.

Отмечается, что «существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы», а также что невысок «уровень применения информационных технологий при предоставлении государственных услуг и осуществлении государственного контроля в сфере миграции». В связи с этим иностранные граждане, приезжающие в РФ с целью трудоустройства, «часто стремятся обойти существующие сложности в оформлении миграционных статусов уходом «в тень» (нелегальная трудовая миграция) либо путем приобретения статуса временно и постоянно проживающих, а также гражданства Российской Федерации (скрытая временная трудовая миграция)», «не полностью устранены ситуации, когда люди, способные органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества, сталкиваются с неоправданными сложностями в получении гражданства Российской Федерации».

Читать еще:  Понятие и принципы гражданства Российской федерации

Всё ещё остаётся возможность использовать в качестве пути обхода неразрешений о въезде в РФ получение новых удостоверяющих личность документов в стране исхода.

Согласно обозначенным задачам, выработаны основные направления миграционной политики на 2020–2025 годы:

  • создание благоприятных условий переселения в РФ и при желании получения российского гражданства лицами, владеющими русским языком и близкими по ментальности и культуре;
  • формирование понятных миграционных правил как для тех, кто прибыл на время с целью учёбы или на работу, так и для тех, кто намеревается переехать в Россию на ПМЖ.

Предполагается, что будут усовершенствованы правила оформления статуса постоянного проживания (ВНЖ) и гражданства, создан унифицированный миграционный режим для долгосрочного пребывания.

Вид на жительство

Вид на жительство станет основным миграционным статусом, позволяющим в будущем получить гражданство в общем или упрощенном порядке. РВП (разрешение на временное проживание) как временный статус на этапе к гражданству, выделяемый по квоте, предполагается исключить.

Отмечается, что статус РВП оформляют преимущественно с тем, чтобы избежать необходимости получения разрешительных документов для временной трудовой деятельности, а для тех, кто намерен приобрести гражданство, данный этап оказывается лишней бюрократической ступенью, которая влечёт дополнительные финансовые и временные затраты для мигрантов, повторные обращения в государственные органы с фактически одинаковым комплектом документов.

Гражданство

Предлагается установить три вида порядка приёма в гражданство Российской Федерации: общий, упрощенный и особый.

Общий порядок — приём в гражданство на общих условиях, который применяется «по умолчанию» ко всем иностранным гражданам и лицам без гражданства, не имеющим оснований быть принятыми в рамках упрощенного или особого порядка.

Общий порядок предусматривает выполнение претендентом набора определенных традиционных и доказавших свою важность условий: знание русского языка, срок постоянного проживания на территории Российской Федерации, обязательство соблюдать российское законодательство и др. Дополнительно предлагается введение комиссионного порядка оценки претендентов на получение гражданства Российской Федерации на уровне субъекта Российской Федерации.

Решения принимают МВД России и его территориальные органы.

Упрощенный порядок применяется к лицам, в отношении которых снимаются некоторые требования, предусмотренные для общего порядка, в силу происхождения этих лиц из стран, близких нам в социокультурном отношении, наличия позитивных социальных связей в Российской Федерации, уязвимого положения и др.

Решения принимают МВД России и его территориальные органы, МИД России, а также дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Условия приема в гражданство в рамках общего и упрощенного порядка предполагают знание русского языка и отсутствие социально-конфликтных ситуаций в период определенного периода проживания на территории Российской Федерации (важный признак способности к беспроблемной интеграции в общество).

Упрощенного предоставления гражданства Российской Федерации исключительно по «экономическим» критериям (квалификация, инвестиции и т. п.) не предполагается. Такие лица получат возможность длительного нахождения в Российской Федерации в рамках миграционного статуса «долгосрочное пребывание» или «постоянное проживание». Особо ценные для Российской Федерации иностранные граждане могут быть приняты в российское гражданство в особом порядке.

Особый порядок будет охватывать отдельные категории лиц, решение по которым требует оценки неочевидных фактов и в связи с этим – комиссионного рассмотрения, особых процедур и высокого уровня принятия решения.

Решение принимает Президент Российской Федерации. Материалы, проекты решений готовятся Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

Унифицированный миграционный режим для долгосрочного пребывания

Режим долгосрочного пребывания – единый миграционный режим для долгосрочного пребывания (более 90 дней в году) с любыми законными целями, включая работу и получение образования, без оформления вида на жительство и приобретения гражданства Российской Федерации. Данный режим применим ко всем иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, включая граждан государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением граждан Белоруссии.

Обязательными условиями для получения иностранным гражданином права на длительное пребывание в Российской Федерации будут являться:

а) наличие подтвержденного аккаунта в государственной информационной системе, регистрация в которой будет требовать предоставления биометрических персональных данных;

б) отсутствие опасных инфекционных заболеваний;

в) получение единого документа с электронным носителем информации.

О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации

31 октября Президентом России утверждена новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, которая задаёт вектор дальнейших действий государства в сфере миграции.

Обновление миграционной политики России связано с рядом объективных причин.

В первую очередь 7 мая 2018 года главой государства был подписан указ о национальных целях и стратегических задачах России до 2024 года. В нём ставится задача прорывного социально-экономического развития страны, а также указывается на необходимость увеличения численности населения.

Для достижения заявленной цели Правительством России утверждены (29 сентября 2018 г.) основные направления деятельности, которые предусматривают, в том числе поддержание положительного сальдо миграции с акцентом на высококачественный человеческий капитал.

Второй момент, повлиявший на корректировку миграционной политики, носит внешний фактор. Сегодня мы видим, что миграционная ситуация в мире и её характер меняется, стремительно растёт мобильность населения.

Из докладов ООН следует, что за 2005 – 2017 годы численность международных мигрантов в мире выросла со 190 до 258 млн. В последнем издании указывается, что ежегодно это число увеличивается на 5-6 млн. человек.

Справочно: имеются в виду доклады о международной миграции за 2006, 2010, 2015 и 2017 годы, опубликованные на официальном интернет-сайте (www.unpopulation.org).

Ежегодно в нашу страну приезжает около 17 миллионов человек. Сегодня в России насчитывается более 10 млн. иностранцев, из них около половины приехали на временные заработки, для учёбы или с другими частными целями на короткий срок.

Справочно: по состоянию на 1 ноября 2018 г. в России находилось 10,1 млн. иностранных граждан, в том числе 4 млн. с целью работы, 3,9 млн. с частной целью, 862 тыс. – с туристической целью, 400 тыс. – с целью учёбы. Большинство – граждане Украины (2 млн.), Узбекистана (2 млн.) и Таджикистана (1,1 млн.).

Президент России отмечал (31 марта 2016 года на заседании Совета Безопасности), что потенциальные угрозы и риски, связанные с неконтролируемой миграцией, криминальными и коррупционными проявлениями, а также недостаточным вниманием государства к проблемам адаптации и интеграции мигрантов, возрастают.

В этой связи сегодня Россия исходит из того, что правила и условия пребывания временных мигрантов должны отвечать интересам российского общества и не создавать предпосылок для появления террористических, экстремистских и других угроз. Кроме того, желание людей работать или получать образование в нашей стране должно быть увязано с неукоснительным соблюдением российских законов, пониманием правил поведения в нашей социальной среде, а также уважительным отношением к традициям и культурным ценностям населения России.

Концепция определяет приоритетным направлением создание благоприятных социально-экономических условий, а также простых правил переселения в Россию наших соотечественников и других русскоязычных граждан, способных быстро, легко, гармонично влиться в российское общество. Именно этих людей мы в первую очередь рассматриваем как наших будущих сограждан. Это основная идея новой Концепции миграционной политики, которая лейтмотивом проходит сквозь текст документа.

Такой подход в наибольшей мере будет способствовать желаемому демографическому, пространственному и экономическому развитию страны. Мы будем смещать акцент с временных трудовых мигрантов в сторону привлечения и обустройства на постоянное место жительства соотечественников.

В рамках выполнения поручений главы государства МВД России уже подготовлены изменения законодательства в части упрощения процесса натурализации. Также мы планируем всесторонне развивать Государственную программу переселения соотечественников.

Международное сотрудничество России в сфере миграции в рамках реализации новой Концепции и впредь будет осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также с учётом принципов миграционной политики, обозначенных в Концепции.

В настоящее время мы вместе с заинтересованными ведомствами разрабатываем план мероприятий по реализации Концепции. Он будет содержать финансовые, правовые, организационные и другие меры, направленные на стимулирование и поддержку соотечественников, переселяющихся в Россию, совершенствование механизмов привлечения иностранных работников, предоставления убежища, противодействия незаконной миграции, а также борьбу с криминальными, коррупционными и иными негативными проявлениями в сфере миграции. Значительную роль также будет играть создание и внедрение комплексных программ адаптации для иностранных граждан, пребывающих в России.

О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы

Новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы представляет собой совокупность взглядов и фундаментальных подходов, поэтому она не содержит целевых показателей и конкретных мер, а только задаёт направления деятельности государства (конкретные мероприятия по реализации миграционной политики и целевые показатели будут содержаться в плане, который разрабатывается МВД России в настоящее время).

В Концепции сформулированы основные вызовы в сфере миграции: сохранение негативного тренда на внутренний отток населения из большинства восточных регионов страны; преобладающая доля низкоквалифицированных иностранных работников, привлекаемых российскими работодателями в отечественную экономику преимущественно в регионах европейской части России, а также приграничных территориях Сибири и Дальнего Востока; возрастание миграционной активности вблизи зоны интересов Российской Федерации, несущей в себе угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Цель миграционной политики – формирование миграционной ситуации, которая будет способствовать решению задач социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни населения Российской Федерации, обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.

В Концепции прямо указывается основной источник пополнения численности населения страны и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами – это естественное воспроизводство. Миграционная политика определена как вспомогательное средство для решения демографических и связанных с ними экономических проблем.

В этой связи в Концепции обозначены новые принципы, на которых должны основываться все принимаемые решения в сфере миграции:

а) комплексность решения задач миграционной политики с учётом решения задач социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Российской Федерации;

б) приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;

в) учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;

г) координация действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции;

д) участие институтов гражданского общества институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

е) финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики.

Концепция чётко разделяет меры, принимаемые российским государством, и их приоритетность в отношении двух разных категорий иностранных граждан, которые приезжают в Россию.

Одна категория – это соотечественники и другие русскоязычные граждане, которые намерены жить в России, способны быстро, легко и гармонично интегрироваться в российское общество. Концепция предписывает создание им максимально благоприятного режима для переселения в Россию и получения гражданства.

Другая категория –граждане, которые не связывают с нашей страной своё будущее, не желают или не готовы интегрироваться, однако рассматривают Россию как удобное место для работы, предпринимательства, обучения и реализации других своих законных интересов. С этими людьми Концепция делает акцент на их адаптацию к проживанию в российском обществе, а также на принятие со стороны государства мер для недопущения возникновения рисков, связанных с межнациональными конфликтами, дисбалансом на рынке труда, криминальными и другими негативными проявлениями.

Задачами миграционной политики являются:

а) совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих:

добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество;

въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России;

б) создание условий для адаптации к правовым, социально- экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;

в) создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления Российской Федерации;

г) создание условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития страны;

д) дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

е) оказание в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации.

Миграционная политика. Направления и задачи миграционной политики в России

Миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев. Наиболее системный характер имела Федеральная миграционная программа, утверждённая указом президента РФ от 9 августа 1994 г. На её основе затем принималась аналогичная программа на 1998–2000 гг.

ФМП определяет основную цель миграционной политики – регулированиемиграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийных процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в РФ.

Основные задачи миграционной политики (МП):

1) защита прав и интересов мигрантов;

2) развитие системы иммиграционного контроля;

3) соблюдение государственных инте-ресов при разработке и реализации МП;

Читать еще:  Тестирование на гражданство РФ

4) регулирование миграционных потоков с учётом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости,специфики психологии мигрантов и кли-матических особенностей мест расселения;

5) создание условий для приёма и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграционная политика основывается на следующих принципах:

1) стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;

2) недопустимость дискриминации мигрантов;

3) личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке;

4) квотирование ежегодного приёма беженцев и предоставления временного убежища;

5) запрет высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ.

Данная программа ставит задачу опре-делить формы взаимодействия федераль-ных органов исполнительной власти и ор-ганов субъектов РФ, круг их обязанностей и степень ответственности за решение проблем миграции.

Основные направления государственной миграционной политики Р.Ф. :

I. В области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство:

1) содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных работников, востребованных на российском рынке труда;

2) разработка программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;

3) упрощение правил переселения в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей;

4) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

5) реформирование института разрешения на временное проживание, совершенствование процедур получения вида на жительство и натурализации;

6) обеспечение доступа иммигрантов к социальным, медицинским и образовательным услугам.

II. В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы:

1) совершенствование механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе, отказ от механизма квотирования привлечения иностранных работников;

2) введение дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:

3) формирование конкурентоспособных программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда;

4) упрощение въезда и пребывания для иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в деловых целях.

III. В области содействия пространственной мобильности населения Российской Федерации:

1) обеспечение доступа граждан к социальным и иным видам услуг по месту фактического проживания;

2) развитие разных форм временной пространственной мобильности; содействие локальной пространственной мобильности, прежде всего вблизи городских агломераций;

3) содействие переселению избыточного населения из регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями.

IV. В области образовательной миграции в Российскую Федерацию:

1) создание условий для поступления в российские образовательные учреждения на разные уровни подготовки для российских и иностранных абитуриентов, вне зависимости от гражданства и места проживания;

2) расширение контингента студентов в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств-участников СНГ;

3) предоставление иностранным студентам, обучающимся в России, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;

4) разрешение иностранным студентам, завершившим обучение, без каких-либо ограничений работать по полученной специальности;

V. В области поддержки академической мобильности:

1) содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных и научных организациях;

2) организационное, информационное и финансовое содействие научным и образовательным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов.

VI. В области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:

1) создание благоприятных условий для социально-экономической интеграции, реализация их конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденного переселенца, и лиц, лишившихся жилья в результате вооруженных конфликтов на территории России;

VII. В области содействия адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением:

1) содействие развитию в обществе толерантных межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения навыков межкультурного общения, противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;

2) создание условий для адаптации временных мигрантов, в том числе путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения, а также в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов;

3) реформирование институтов социализации детей мигрантов и упрощение процедур натурализации детей мигрантов;

VIII В области противодействия незаконной миграции:

1) законодательное закрепление понятия «иммиграционный контроль» и правового статуса должностных лиц, его осуществляющих;

2) создание инфраструктуры для выдворения, депортации, а также реадмиссии;

3) противодействие организации незаконной миграции;

4) урегулирование статуса лиц, длительное время проживающих в России, не приобретших российского гражданства и не имеющих возможности легализовать свое пребывание в стране в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Этапы реализации

I. (2012-2015 годы) планируется:

— разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики;

— создание информационно-аналитической системы обеспечения миграционной политики;
разработка и пилотирование программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

— проведение государственных выборочных обследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции;

— разработка методики и проведение иных выборочных обследования по вопросам внутренней и международной миграции.

II. (2016-2020 годы) планируется:

— принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

III. (2021-2025 годы) планируется:

— оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

— уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений государственной миграционной политики и корректировка программ.

Обзор стратегии развития России до 2020 года

  • Цели и задачи
  • Повышение человеческого потенциала
  • Задачи концепции инновационного развития России
  • Краткое содержание
  • Этапы
  • Обсуждение и критика

В августе 2011 года были опубликованы материалы по инновационному развитию России «Стратегия 2020» в задачах и направлениях. Доклад создан группой экспертов под руководством Я. Кузьминова, ректора высшей школы экономики. Данная программа разработана по поручению Председателя Правительства РФ комиссией по высоким технологиям и нововведениям. В ней определено инновационное развитие России с 2011 по 2020 годы.

Цели и задачи

Стратегия развития России выстраивает систему приоритетных направлений политики государства в экономической сфере, чтобы вывести её на новый путь развития по конкретным показателям роста товаров и услуг: повысить удельный вес экспорта новаторской продукции, сделать её конкурентоспособной.

Исходя из целей, содействовать развитию прикладной науки, современного предпринимательства, увеличить финансирование и поддержку данных секторов.

Основная концепция инновационного развития России 2020 года в нескольких целях и задачах.

Повышение человеческого потенциала

Стратегия вводит понятие «Инновационный человек». Основными критериями его компетенции должны стать:

  • Способность непрерывно совершенствоваться, переобучаться;
  • Критическое мышление;
  • Готовность к риску, предприимчивость, умение работать самостоятельно и в команде в конкурентной среде;
  • Владение иностранными языками, свободное деловое общение на английском языке.

Для решения этих задач система образования должна быть нацелена на формирование определенных навыков. Поможет в этом непрерывное самосовершенствование, стимулы и условия для повышения квалификации, постоянная переподготовка кадров.

Успешный человек должен быть готов к смене нескольких видов деятельности и профессий в течение жизни.

  1. Государственная поддержка навыков предпринимательства. Повышение активности существующих и создание новых инновационных компаний в бизнесе.
  2. Стимулирование новаторской деятельности молодежи, проведение форумов, конкурсов, слётов, олимпиад.
  3. Формирование культуры и престижа инновационной деятельности (например, восстановление интереса к научной фантастике).
  4. Внедрение в органы управления современных технологий (электронное правительство), создание новаторского климата.

Механизмом реализации данного направления стала госпрограмма «Образование и инициатива», «Наша новая школа».

Задачи концепции инновационного развития России

Для данной концепции поставлены следующие задачи:

  1. Увеличить показатели доли предприятий с технологическими новшествами.
  2. Поднять Россию по показателям высокотехнологических услуг и товаров на мировом рынке, увеличить
    удельный вес экспорта.
  3. Повысить затраты на исследовательские разработки.
  4. Расширить удельный вес инновационной продукции в общем объёме промышленного производства.
  5. Не меньше пяти российских ВУЗов должны войти в число ведущих мировых (их всего 200).
  6. На 30% повысить долю средств на научные изыскания, увеличить количество патентов.
  7. Расширить международное сотрудничество, степень интеграции России в мировые процессы.
  8. Сформировать сектор разработок и исследований в высших учебных заведениях, поднять их результативность и эффективность.

Краткое содержание

Стратегия 2020 года должна стать ориентиром для создания программ в социально-экономических сферах регионов страны.

Краткое содержание данной программы – основные направления передового экономического развития в различных секторах:

  1. Стратегическое планирование. Разработка и реализация госпрограмм «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие науки и передовых технологий».
  2. Внешнеэкономическая деятельность. Участие России в ВТО, торговая политика государства.
  3. Противодействие коррупции. Представление сведений о доходах, запрет подношений и получения подарков должностным лицам госслужбы и др.
  4. Государственные гарантии на реализацию проектов инновации.
  5. Электронное правительство. Предоставление услуг в данном виде, внедрение карты гражданина.
  6. Развитие экономики регионов, инвестиции в различные территории России и моногорода.
  7. Подготовка управленческих кадров.

К данному списку добавляются следующие направления: развитие рынка труда, миграция и демография, совершенствование пенсионной системы, социального страхования и защиты, инновационное развитие здравоохранения, физкультуры и спорта, образования и культуры. Отдельно рассматривается проблема социально-экономического развития республики Крым до 2020 года.

Этапы

Данная стратегия инновационного развития России осуществляется поэтапно.

Первый этап. На этом периоде с 2011 по 2013 годы основной задачей являлось привлечение экономики и бизнеса к инновациям, как таковым. Должна была решаться развитием конкуренции, наращиванием инновационной активности, увеличением расходов на финансирование проектов частных компаний, образование и фундаментальную науку:

  • Создание НИЦ (Курчатовский институт);
  • Развитие приоритетных общеобразовательных программ;
  • Расширение международной интеграции российских вузов;
  • Модернизация экономики;
  • Привлечение иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли экономики;
  • Поддержка экспорта продукции инновационного характера.

Второй этап (с 2014 по 2020 годы). Текущий этап в развитии ориентирован на:

  • Повышение доли финансирования частных разработок, введение налогов и стимулов, направленных на замену старого оборудования новым технологическим;
  • Модернизация промышленности и технологий, до уровня, среднего по развитым странам;
  • Продвижение инновационной продукции России на мировые рынки, предоставление поддержки в виде кредитов и гарантий;
  • Увеличение бюджетных расходов на исследования и экспериментальные разработки, расширение внебюджетного финансирования.

Обсуждение и критика

Обсуждение стратегии указало на недостатки и отметило положительные результаты предыдущих лет в области инновационной сферы:

  1. Не достигнут запланированный уровень спроса на инновационные технологии в реальном секторе экономики.
  2. Не удалось в полной мере интегрировать российскую инновационную систему в мировую.
  3. Сохраняются проблемы качества образования.
  4. Недостаточно эффективно расходуются средства на научно-исследовательскую работу, не удалось решить проблему старения кадров.
  5. Неэффективными оказались меры по борьбе с коррупцией, таможенному регулированию.
  6. Низкий спрос на инновации в российской экономике, избыточная закупка импортного оборудования в ущерб собственным разработкам. Скромно выглядят российские компании на мировом рынке, хотя за последние 10 лет созданы сотни объектов инновационной инфраструктуры в России.

Проблемы инновационного развития России не оставили равнодушными участников обсуждения данной программы и простых граждан. Опубликованная в средствах массовой информации стратегия вызвала определенный резонанс.

Критические замечания, высказанные в ходе дискуссии:

  1. В числе приоритетных областей экономики стратегия ориентируется на развитие образования, медицину и информационные технологии. В действительности же экономика базируется на машиностроении, производстве материалов нового поколения, на высокотехнологичных энергетических потенциалах, а не на развитии сервисных отраслей.
  2. Неверно и то, что высокий уровень конкуренции создает спрос на инновации. Более эффективными формами хозяйствования являются кооперация и взаимопомощь, а не соперничество. Предлагается ввести конкурентоспособную оплату труда учителям, врачам, работникам культуры. Задачи системы образования заключаются в другом: в восстановлении самоуважения и престижа, социального статуса и государственной аттестации педагогов.
  3. Предлагается отказаться от регулирования рынка труда, не завозить в Россию рабочих-иммигрантов. При существующей безработице в некоторых регионах страны это не рентабельно.
  4. Подлежит критике тезис о сокращении числа госслужащих и реформировании пенсионной системы путем повышения минимального стажа с 5 до 20 лет, пенсионного возраста – до 63 лет мужчинам и женщинам.

Минэкономразвития России создало отдел пресс-службы, который принимает предложения и отвечает на вопросы граждан, касающиеся проблемы инновационного развития России. Задачи пресс-службы – анализировать ход реализации государственной программы. На обсуждении был выставлен отчет министра экономического развития М. Орешкина «Итоги деятельности Минэкономразвития в 2017 и задачи на новый 2018 год».

В апреле нынешнего года обсуждены проблемы проектного управления, внесен в Госдуму на рассмотрение законопроект о поддержке малого бизнеса. Максим Орешкин проводит лично прием граждан по всем возникающим вопросам, принимает во внимание конструктивные идеи.

Путин утвердил концепцию миграционной политики России до 2025 года

Президент России Владимир Путин подписал указ «О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы». Текст документа размещен на сайте Кремля.

Путин поручил правительству обеспечить реализацию концепции, своевременно вносить в нее изменения, в ближайшие три месяца утвердить план мероприятий по реализации концепции в 2019–2021 гг.

«Основными принципами миграционной политики являются: приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории; учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации», – в частности, указано в документе.

Также в указе отмечается, что в 2012–2017 гг. в гражданство РФ принято более 1 млн человек, из них 525 тыс. человек – в рамках государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. При этом суммарный миграционный прирост за данный промежуток времени составил 1,6 млн человек. Среднегодовая численность трудовых мигрантов составила около 3 млн человек (3-4% от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов).

В документе указано, что на территории РФ ежегодно пребывает около 10 млн иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживает в стране более 1 млн иностранцев. В 2012–2017 гг. миграционный приток в РФ компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики.

Согласно документу, общее число граждан РФ, состоящих на консульском учете за рубежом в настоящее время, превышает 2 млн. «Ежегодно около 60 тыс. российских граждан выезжает на работу за границу», – сказано в указе. Также отмечается, что в 2012–2017 гг. интенсивность внутренней миграции в РФ увеличилась на 10%.

«При этом сохранилась общая тенденция к оттоку населения в Центральный, Северо-Западный, Юго-Западный регионы страны, что является постоянным фактором роста диспропорции в размещении населения. Практически весь потенциал внутренней миграции приходится на такие городские агломерации, как Москва и Санкт-Петербург, а также на Краснодарский край», – сказано в документе.

Читать еще:  Самостоятельное оформление визы в Китай: документы, анкета, фото

Прежняя редакция Концепции была утверждена президентом 8 июня 2012 г.

Цели миграционной политики России

Сложная экономическая ситуация в мире, длящаяся уже несколько лет, стала причиной развития современных миграционных тенденций. Свою роль в этом процессе сыграли и локальные войны, вызвавшие отток населения из неблагоприятных районов. В связи с этим каждое государство вырабатывают свою миграционную политику на несколько лет вперед. В РФ она проработана вплоть до 2025 года.

Все о миграционной политике

Большая часть россиян мало задумывается о том, какой политике относительно мигрантов придерживается правительство. Хотя этот момент оказывает влияние на все факторы развития государства и жизнь каждого отдельного члена социума.

Государственная миграционная политика: формулировка и нюансы

Под миграционной политикой (МП) нужно понимать совокупность правил и законов, направленных на контроль за иностранными гражданами, находящимися на территории «чужого» государства.

  • Пересечение границы;
  • Учет мигрантов;
  • Легализация иностранных граждан;
  • Получение гражданства;
  • Лишение гражданства;
  • Осуществление деятельности мигрантов на территории стороннего государства;
  • Организация занятости иностранцев;
  • Борьба с нелегальной миграцией.

Основная задача миграционной политики любого государства – защита интересов своих граждан. Особенно это касается определения возможных типов миграции, что крайне важно для формирования ведущей линии в концепции МП.

  • Академическая – она подразумевает временный отток и приток ученых и преподавателей ради обмена знаниями и осуществления своей основной деятельности;
  • Временная – осуществляется без перемены места жительства и ограничена рамками трудового контракта, командировки или срока обучения;
  • Длительная – может быть международной и внутренней сроком от 12 месяцев;
  • Трудовая;
  • Краткосрочная – имеет четко определенный период;
  • Миграция с целью получения права на ПМЖ;
  • Незаконная – пересечение границы государства вопреки законам и правилам;
  • Образовательная.

  • Организованная;
  • Сезонная;
  • Квотированная и так далее.
  • Демографическое положение в стране;
  • Внешняя политика;
  • Интеграционные процессы;
  • Социально-экономическое положение.

Какие мероприятия входят в МП государства

На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.

  • Организация обучения;
  • Трудоустройство;
  • Формирование облегченной системы получения гражданства;
  • Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
  • Облегчение ассимиляции;
  • Предоставление временного жилья и так далее.
  1. Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
  2. Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.

Как миграционная политика влияет на развитие страны

  • Демографическая ситуация;
  • Темпы роста экономики.

В первом случае мигранты стабилизируют демографическую ситуацию в стране. В итоге рождаемость начинает превышать смертность в несколько раз. Если говорить о России, то она уверенно занимает 3 место в мире по количеству осевших мигрантов: они превышают уже 12 миллионов человек.

  • Здоровые люди трудоспособного возраста;
  • Наличие среднего или средне-специального образования.

Большая часть мигрантов из ближнего зарубежья приезжает на заработки семьями. За последние годы среди иностранцев увеличилось количество женщин – до 20%. Все это приводит к тому, что в среде мигрантов появляются дети, становящиеся гражданами России и оказывающие прямое влияние на демографическую ситуацию.

  1. Первые придерживаются того мнения, что иностранцы, соглашающиеся на работу за любые деньги, тем самым понижают уровень заработных плат в стране. Это приводит к возникновению у граждан РФ трудностей с трудоустройством. Им приходится довольствоваться относительно низкой зарплатой;
  2. Экономисты из второй группы, напротив, уверены, что при отсутствии притока иностранных рабочих цены на многие товары и услуги существенно бы увеличились. Так как этот поток за последнее десятилетие увеличился в 11 раз, то резкого скачка цен можно не ожидать.
  • Ведет миграционную политику с учетом поддержки мигрантов;
  • Создает им условия для жизни;
  • Смягчает условия приобретения гражданства.

Нельзя не упомянуть и о социальной обстановке в стране. Мигранты часто становятся причиной возникновения напряженности, так как не могут социально адаптироваться в новых условиях. Более 76% россиян выступает за введение ограничений на въезд иностранцев в страну, что свидетельствует о неприятии действующей миграционной политики.

Какая миграционная политика проводится в РФ

  • Защита собственных граждан;
  • Отстаивание своих экономических интересов.

В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.

Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.

В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.

  • Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
  • Приоритет интересов граждан РФ;
  • Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
  • Сохранение и популяризация русского языка;
  • Организация правовой помощи мигрантам;
  • Препятствие маргинализации иностранцев.

В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.

Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.

Концепция государственной миграционной политики до 2025 года

Все нюансы МП РФ собраны в едином документе под названием «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года”.

  • Цели МП;
  • Мероприятия;
  • Регулирующие законодательные акты.

Изучить полную версию документа можно по ссылке legalacts.ru.

  • Отсев мигрантов;
  • Создание системы предварительной подготовки к получению гражданства;
  • Ужесточение наказания за преступления, совершенные иностранцами, и нелегальную миграцию.
  • Введение обязательных экзаменов (язык, правоведение, история);
  • Формирование общего банка отпечатков пальцев;
  • Разработка новых законов и внесение поправок в действующие.
  • «Об образовании»;
  • «О высшем и послевузовском образовании».
  1. Сдача экзаменов;
  2. Прохождение медицинского обследования;
  3. Оформление патента.

  • Интересам работодателей;
  • Тенденциям социального и экономического развития;
  • Демографической ситуации.

Параллельно планируется усовершенствовать систему управления миграционными процессами.

Проблемы миграционной политики России

Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры – неэффективны.

  • Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
  • Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
  • Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
  • Минимальное использование миграции для развития государства;
  • Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.

Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.

«Число желающих вернуться на Родину растёт»: Путин подписал новую концепцию государственной миграционной политики

Президент России Владимир Путин утвердил новую редакцию концепции государственной миграционной политики (КГМП) Российской Федерации на 2019—2025 годы. О подписании соответствующего указа российский лидер сообщил в ходе своего выступления на пленарном заседании VI Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом.

По словам главы государства, новая редакция КГМП направлена на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа. Кроме того, она будет способствовать созданию чётких правил въезда в страну, а также получения права на проживание, работу и российское гражданство.

«Многие проблемы, бюрократические барьеры в этой сфере, о которых справедливо говорили соотечественники, сняты», — подчеркнул Путин.

«Во всяком случае, я надеюсь, что сделана попытка их снять и разбюрократить эту систему. Надо будет посмотреть, как она работает на практике. Будем и дальше двигаться в этом направлении», — добавил он.

Президент отметил, что власти продолжат совершенствовать программу добровольного переселения соотечественников в Россию. Глава государства напомнил, что эта программа действует уже 12 лет и за это время порядка 800 тыс. человек переехало жить в 66 субъектов РФ.

«Видим, что в последние месяцы число желающих вернуться на Родину растёт. Будем и дальше облегчать процесс адаптации, упрощать процедуры, вместе с региональными и местными властями, предпринимателями, общественными организациями работать над повышением качества жизни переселенцев, создавать для них рабочие места, улучшать условия для ведения бизнеса», — сказал Путин.

Глава государства признал, что проблем в этой сфере ещё очень много, и призвал совместно анализировать и решать их. Президент отметил, что проживающие за рубежом россияне делают «всё возможное» для налаживания конструктивного диалога между странами и укрепления Русского мира.

«Огромный Русский мир. никогда не строился исключительно и только по этническому, национальному или религиозному признаку. Он собирал и объединял всех, кто духовно связан с Россией, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителем русского языка, культуры, русской истории», — заявил президент.

Он отметил, что сегодня в мире складывается непростая обстановка: увеличиваются напряжённость ситуации и непредсказуемость её развития, подрываются основы международного права, рушатся многолетние договорённости между государствами. По словам Путина, в ход идут русофобия и другие формы агрессивного национализма. На этом фоне на Украине, в странах Балтии и в ряде других стран переписывается история, идёт борьба с памятниками и русским языком.

«Людей запугивают и просто терроризируют. Естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом», — подчеркнул российский лидер.

«Право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается. Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии. Последствия такого жёсткого давления многие ощущают на себе. Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы», — добавил президент.

«Миграционная политика — вспомогательное средство для решения демографических и связанных с ними экономических проблем»

В соответствии с подписанным сегодня президентским указом, новая концепция государственной миграционной политики принята из-за необходимости актуализировать цели, задачи и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции. Эти параметры были определены исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции.

Отмечается, что миграционная привлекательность России определяется устойчивым социально-экономическим положением в стране, сохранением исторических и культурных связей народов стран СНГ, взаимными безвизовыми поездками и учреждением Евразийского экономического союза. Так, в 2012—2017 годах миграционный приток в Россию компенсировал естественную убыль населения и «стал источником дополнительных трудовых ресурсов» для экономики страны.

«В гражданство РФ принято более миллиона человек, из них 525 тысяч — в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом», — сообщается в КГМП.

«Суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн человек. Среднегодовая численность трудящихся-мигрантов составила около 3 млн человек (3—4% от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов)», — говорится в документе.

На фоне существенного роста миграционной активности у внешних границ России за последние годы были усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции, включая меры противодействия незаконной миграции и меры ответственности за нарушение миграционного законодательства.

«Основным источником восполнения населения РФ и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических и связанных с ними экономических проблем», — отмечается в тексте концепции.

При этом эффективность реализации предусмотренных КГМП мер увязана с проводимой Россией государственной политикой в сфере социально-экономического развития, промышленности, науки, инноваций, образования, здравоохранения, культуры, занятости населения, регионального развития, обеспечения безопасности государства и государственной молодёжной политикой, а также с внешней политикой страны.

Среди основных принципов российской миграционной политики указаны комплексность решения поставленных задач, приоритет интересов РФ и российских граждан, постоянно проживающих на её территории, учёт многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения страны, а также участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики и финансовая обеспеченность мер по её реализации.

В число задач миграционной политики входят совершенствование механизмов, регулирующих добровольное переселение в Россию на ПМЖ как соотечественников, так и иных лиц, которые «способны успешно интегрироваться в российское общество», а также въезд в страну и пребывание на её территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи.

Простота и прозрачность

В тексте президентского указа также отмечены основные направления миграционной политики. Это обеспечение простоты и прозрачности процедур, а также понятности условий въезда в Россию, получения права на пребывание в стране и на приобретение гражданства РФ, совершенствование механизмов реализации госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Отмечается также необходимость повышения эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников и развития механизмов их организованного привлечения.

Кроме того, миграционная политика направлена на формирование механизмов социокультурной адаптации иностранных граждан, принятие мер, препятствующих формированию этнических анклавов, на создание благоприятных условий для внутренней миграции и снижение диспропорции в размещении населения, а также на развитие государственной политики в области занятости населения.

Также будут решаться задачи совершенствования правовой основы противодействия незаконной миграции и механизмов миграционного контроля, а также эффективного контроля за соблюдением трудового законодательства работодателями, привлекающими иностранных работников.

Помимо этого, специалисты займутся повышением прозрачности административных процедур и их защищённости от коррупции, снижением вероятности принятия необоснованных решений и допущения технических ошибок, сокращением издержек, связанных с предоставлением и получением госуслуг, осуществлением общественного контроля за исполнением миграционного законодательства, а также оказанием беженцам и получившим временное убежище лицам содействия в социокультурной адаптации.

При этом концепция закрепляет принципы осуществления международного сотрудничества в сфере миграции, включая заключение и реализацию международных соглашений, взаимодействие с иностранными государствами и обмен опытом по управлению миграционными процессами.

Добавим, что реализация новой концепции государственной миграционной политики и контроль за её воплощением в жизнь возлагается на правительство России, которое должно ежегодно представлять президенту доклад о ходе выполнения программы. План мероприятий по реализации КГМП в 2019—2021 годах должен быть утверждён в трёхмесячный срок — до 31 января 2019 года.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector