Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Знакомство с йогой и буддизмом в индии

Йога и буддизм — сходства и различия

Вы когда-нибудь задавались вопросом, в чём сходства и различия йоги и буддизма? На Западе оба термина могут ассоциироваться с экзотическими духовными традициями Востока и по сути означать почти одно и то же. Несмотря на то, что йога и буддизм развивались как близкие традиции со многими общими чертами, тем не менее у них есть заметные различия, особенно во взглядах на существование самости, души и Бога.

Согласно исследователю йоги Дэвиду Фроули, йогические традиции утверждают существование внутренней Самости, или Атмана (истинной природы как сознания, аутентичного Я или души) и Бога как Творца, хранителя и разрушителя Вселенной. Самореализация пути йоги требует полной веры в Атман и преданности Богу (Ишвара-пранидхана). Атман отличается от индивидуального эго (Ахамкара), которое считается ошибочной идентификацией Пуруши, или истинной внутренней сущности, с телом, умом или внешним миром.

В противоположность этому, буддизм отрицает существование фундаментальной “самости” и Бога и рассматривает эти убеждения в качестве ментальных конструкций. Буддисты утверждают, что карма и обусловленность кармой объясняет появление живых существ и иллюзию самости (который на самом деле не является самостоятельной сущностью или anatman). Укажите на проявление Самости буддисту, говорит Фроули, и он скажет, что это всего лишь конструкция, мимолетная мысль или чувство, а не что-то вечное.

Для западных практиков эти эпистемологические различия могут иметь важные последствия. Современная йога может стать более доступным для типичного европейца, в том, что она не требует отказываться от веры в индивидуализм, существование более глубокой самости или души, или даже Бога (действительно современная йога имеет мало сходства с традиционной йогой и включает все системы верований). Буддизм, с другой стороны, считает эти воззрения бредом. Не имея понятия «Бога», души и самости буддизм может показаться чуждым или на худой конец, нигилистическим учением для типичного западного йога.

Несмотря на эти ключевые отличия, объясняет Фроули, йога и буддизм являются медитативными системами, которые имеют много общих черт, в том числе этических установок как непривязанность и ненасилие. Как правило, оба направлены на преодоление кармы и перерождений, обретение освобождение путем высшего сознания и постижение «истинной» реальности, затемненной иллюзией отдельной личности, или эго. Оба учения также стремятся уменьшить страдания, присущие всем живым существам посредством реализации более высокого сознания.

Наконец, важно учитывать, что многие на Западе считают, что “йога” имеет мало общего с йогой, практикуемой в Индии и описанной в древних текстах. Западные йоги прежде всего практикуют йога асаны, хотя в Йога Сутре Патанджали, только третья часть относится к асанам, остальное к медитации, основным средством йоги для самореализации.

Без этого более глубокого изучения и медитативной практики, можно принять эго, личность за Атман, душу или высшее “Я”. “Сознание Бога” о котором часто говорят в современном йога сообществе это больше нью-эйдж клише, указывающее на культ индивидуальности, личности , а не высшее блаженство (Ананда), о котором говорят йогические тексты, достижение которого требует непривязанности к эго и его проявлениям.

А что ближе Вам — буддийский или йогический взгляд на существование Бога или души?

Йога в Индии

История йоги в Индии уходит своими корнями далеко в прошлое. На некоторых документах и печатях, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, есть изображения людей, сидящих в характерных позах асан. Индусы считают что данное учение людям дали боги, для того чтобы самые достойные могли жить среди них. Подразумевается, что эти практики, настолько меняют миро восприятие человека, что земные потребности, становятся, ему непонятны, и чужды. Он начинает видеть окружающий мир совсем в другой плоскости. Йога, через работу индивидуума с телом и духом, позволяет вывести, состояние человека, на более высокий уровень. Обычно йогой, занимаются люди, стремящиеся улучшить свое физическое и духовное состояние. Путём медитаций, дыхательных упражнений. Человек приводит к балансу, тонкие, внутренние силы организма и грубые, внешние. Добиваясь баланса, человек переходит на другую ступень бытия. Преосвященные, из йогов, могут, многие дни, обходится без пищи и воды, питаясь исключительно праной. Прана, это энергия вселенной, которая находится вокруг нас.

Ради чего стоит ехать в Индию? Ответов много, но среди них главным является океан, подробнее: Океан Индия.

Она не нуждается в производстве, в хранении, Если научится её потреблять, то человечество может приблизиться к состоянию богов. Весь пантеон древнеиндийских божеств питался исключительно праной, благодаря чему, они были бессмертны и очень сильны. Но достижение духовного равновесия, подразумевает каждодневный труд, над своим телом и духом. Не все могут идти этим путём. Сейчас, многие школы йоги в Индии, в основном учат своих слушателей, правильному дыханию и умению медитировать, сосредотачиваясь на внутренних токах анергии. Главное научится избавляться от мышечных и духовных блоков, не дающих, свободно передвигаться пране, по организму. Научившись этому, человек может перейти к более сложным практикам, так как его тело будет готово к этому готово. Разных направлений в школе йогов много. Все они разработаны разными людьми, пришедшими к каким-то результатам, благодаря занятиям хатха йогой.

Аштанга виньяса йога

Этот способ, базируется на мощном и динамичном выполнении ассан. Он напрямую связан с дыханием и движением. Умением индивидуума, концентрировать свое сознание, на определённых энергетических узлах и точках. Впервые Паттабхи Джойс описал основы этой практики, в тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году. На русский язык она была переведена, в тысяча девятьсот девяносто девятом. Набрала сразу огромную популярность, среди многих почитателей йоги. Очень многие, знаменитые люди современности, практикуют этот стиль. Сюда входят Мадонна, Стинг, Том Круз и многие другие артисты и политики со всего мира. Занятие аштангой, подразумевает, что человек должен иметь неплохую физическую подготовку. Если же он давно не занимался элементарными физическими нагрузками, то даже самые простые упражнения, могут привести к ненужным нагрузкам и травмам. Поэтому во всех школах занимающихся подобными практиками, ревностно следят, за физической подготовкой претендентов.

Йога Айенгара

Эта школа также очень популярна во всем мире и имеет огромное количество почитателей. В основе её, лежит метод, очень тщательного подбора ассан. Пошагового его выстраивания. Нужно научиться, очень правильно, располагать руки, ноги, вплоть до каждого пальца. Так же в этой школе допускается использование подручных средств, таких как ремни, одеяла или даже кирпичи. Главное чтобы человек мог выполнить ассану, даже не имея хорошей физической подготовки. Со временем мог перейти к более сложным занятиям. Айенгара, очень хорошо подходит, всем начинающим занятия. Особенно если до этого человек вёл малоподвижный образ жизни. В этой школе, главное терпение и целеустремлённость. Постепенно, осваивая все новые ассаны, можно почувствовать, как изменяется ваше тело. Эта методика, описывается во многих трудах издаваемых на разных языках, в разных странах.

Йога туры в Индию

Постоянно растущий интерес, среди многих людей к занятиям йогой, породил такое понятие как йога туры в Индию. Группа людей проявляющих общий интерес к занятию в одной из школ Индии договаривается и выезжает на обучение. Одно время, существовало даже такое понятие, как йога виза. Главное чтобы школа брала на себя ответственность за проживание и питание этой группы на все время обучения. Сейчас таких специальных виз уже нет. Выдаются простые студенческие визы. Возраст не имеет значения.

Йогой можно заниматься в любом возрасте. Нужно только выбрать место нахождения этой школы, в которой человек хочет заниматься. Можно начать свое знакомство с этими практиками с краткосрочных семинаров. Они дадут возможность глубже разобраться в сути и предназначении этого ученья. После этого под контролем мастеров выбрать направление и тогда уже более плотно заняться изучением всех таинств этого способа душевного и физического совершенства. Йога это умение останавливать и контролировать постоянный и бесполезный поток мыслей. Возможность направлять эти мысли в нужное для организма русло. Отправляясь в йога тур в Индию, вы должны искренне хотеть этого. Нужно понимать, что едете не развлекаться, не на экскурсию, Правила в ашраме могут быть достаточно жёсткими и человек должен идти на это осознанно.

Йога в Индии это часть национальной культуры, подробнее: Йога в Индии.

Нужно достаточно хорошо владеть разговорным английским, так как преподавание идёт исключительно на этом языке. Нужно понимать, что попав в ашрам нельзя употреблять алкоголь, курить или есть мясную пищу. Кроме всевозможных курсов и школ, рассчитанных на новичков, в Индии есть университеты, занимающиеся подготовкой высококлассных специалистов, по обучению занятием йогой. Один из таких это Гималайская академия йоги. За несколько курсов преподаватели высшей категории и мастера практик йоги помогут вам освоить это искусство и получить хорошее образование в этом направлении. Оплата этих занятий, может быть самая разная, все будет, зависит от выбранного способа учёбы. Одно можно сказать с уверенностью, начав эти занятия можно ожидать изменения вашего самочувствия в лучшую сторону. Йогой можно заниматься, просто приехав на любой из курортов Индии, в целях ознакомления с этими практиками, можно посетит какие-то ознакомительные курсы, которых великое множество, в любом курортном городке. Если устав от ежедневных развлечений, захочется улучшить свое здоровье, это можно сделать в любой момент.

Индийские йоги среди нас, видео:

Что такое йога

Йога — это совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В индийской философии йога является одной из шести ортодоксальных философских школ.

Йог — это последователь религиозно-философского учения йога, изучающий духовные и физические практики с целью достижения самадхи — осознания своей истинной природы и духовного соединения с трансцендентной Реальностью.

Йога вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования. Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних Упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Философия классической йоги

Основой философии йоги является санкхья. Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами.

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием. Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

В учении йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу. Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное. Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера. После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

Существует множество различных школ йоги, однако можно назвать из них 4 основных направления:

  1. Бхакти – путь любви и преданности
  2. Джняна – путь знания
  3. Карма – путь действия
  4. Раджа – путь интроспекции

Бхакти йога

Бхакти — переводится с санскрита как любовь и преданность. Таким образом Бхакти-йога это связь с богом посредством любви и преданности. Основная практика этого вида йоги – глубокая медитация. Человек должен постоянно ощущать тесный духовный контакт со своим божеством, буквально соприкасаться с ним душами. Нужно сконцентрироваться на своём представлении о высоких качествах бога как личности, но не существа во плоти, а высокодуховной и высокоразвитой сущности. После этого человек должен осознать, что он представляет собой не просто смертное, временное материальное тело, но душу вечную и нематериальную.

Важным моментом практики Бхакти — йоги является непрерывное ежедневное повторение Махамантры Харе-Кришна, еще она называется Джапа-медитация. Для этого необходми приобрести либо сделать самому четки, состоящие из 109 бусин, где 109 бусина будет являться отправной.

Маха-мантра: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Посредством данной практики человек постепенно восстанавливает когда-то утраченую связь с Богом. Эта практика считается Юга-Дхармой, т.е. самой авторитетной практикой в наступившую эпоху Кали-Юги.

Джняна йога

Джняна йога — это путь исследования, который направлен на преодоление ограничений интеллекта или логических способностей человека. Высшее осознание никогда не может возникнуть в результате рационального мышления. Джняна йога – это путь к интуитивному знанию, а оно является алогичным – ни логичным, ни нелогичным, превосходя и то, и другое.
На этом пути человек задается вопросами о сути бытия и своей подлинной природе. Для успеха на этом пути необходимы усилия, сосредоточение и полная поглощенность исследованием. Без этих качеств невозможно озарение. Под озарением подразумевается не получение стандартных ответов, а обретение интуитивного знания.

Для его успешной работы нужно тщательно придерживаться трех вещей:

1) ШРАВАН, или слушание: слушание священных писаний, философских рассуждений, и превыше всего, живых Мастеров духовности с личным опытом Реальности, которые могут передать свой жизненный импульс тем, кто вступает в контакт с ними, так как именно в обществе истинно пробужденной души человек пробуждается от своей долгой спячки.

2) МАНАН, или мышление: оно состоит в интенсивном и вдумчивом обдумывании услышанного и понятого, чтобы конкретизировать абстрактное и сделать интеллектуальные понятия пульсом сиюминутной жизни посредством тщательного упражнения различения, которое на каждом шагу отличает истину от лжи. Это приводит к освобождению души человека от петли эгоизма всеми возможными средствами по его команде. Это похоже на взбивание масла из пахты.

3) НИДХЬЯСАН, или практика: она состоит в перенесении центра тяжести с эфемерного и меняющегося “я” на постоянное и вечное “Я”, с окружности в центр своего существа. Это постепенно вызывает непривязанность к парам противоположностей — богатству и бедности, здоровью и болезни, славе и позору, удовольствию и боли и т.д. — в которых все имеют тенденцию плыть по течению в обычном ходе существования.

Карма йога

Карма-йога также известна как буддхи-йога — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма. Карма-йога основана на учении « Бхагавадгиты » — священного индуистского писания на санскрите , и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей ( дхармы ) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения) или любви к Богу ( бхакти ). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов с единственной целью удовлетворения Бога.

Раджа йога

Раджа йога (царская йога ), также известна как классическая йога, которая базируется на « Йога-сутрах » Патанджали. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации ( дхьяна ), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют аштанга-йогой «восьмиступенчатой йогой»:

  1. Яма — нормы поведения — самоограничение
  2. Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам
  3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
  4. Пранаяма — контролирование дыхания , приводящее к объединению тела и ума
  5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
  6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
  7. Дхьяна — медитация ( внутренняя деятельность , которая постепенно приводит к самадхи )
  8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом низшие уровни ассоциируются с хатха — йогой, а высшие — принадлежат к раджа — йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Хатха йога

Это направление йоги провозглашает единение духовного и физического. Располагая особыми практиками, оно позволяет достичь гармонии этих двух аспектов. Практика хатха-йоги базируется на таких составляющих:

  1. Пранаямы – специальные дыхательные упражнения, цель которых заключается в том, чтобы научить человека эмоциональному самоконтролю . В процессе выполнения пранаямы также осуществляется массаж внутренних органов.
  2. Асаны – выполнение упражнений в специальных позах в сочетании с особыми техниками дыхания и концентрацией внимания . Хатха-йога заключается в практике статических упражнений, которые могут выполняться на вдохе, выдохе или задержке дыхания. Асаны не следует делать на грани своих физических сил. Наоборот, они должны расслаблять, умиротворять. Важно, чтобы не возникало никакого дискомфорта. Появление приятных ощущений во время асан – показатель того, что прана по телу циркулирует правильно.
  3. Медитация. Ее главная цель – прислушаться к себе, сбросить все «лишнее», напускное . В процессе релаксации происходит физическое и психологическое расслабление, энергия направляется на духовное совершенствование человека.
  4. Шаткармы – упражнения и способы хатха-йоги, позволяющие очистить внутренние органы . Шаткармы – это общее название для очистительных практик. Перевести с санскрита можно как «шесть действий». Действительно, хатха-йога располагает шестью практиками очищения организма:
    1. Дхоути – техники для очищения пищеварительного тракта;
    2. Басти – тонизирование и промывание толстого кишечника;
    3. Наули (Лаулики) – специальные техники массирования области живота с целью укрепления органов брюшной полости;
    4. Нети – очищение и промывание носовых проходов;
    5. Капалабхати – набор из трех несложных техник, позволяющих очистить переднюю долю головного мозга;
    6. Тратака – укрепление оптических нервов и глаз, улучшение зрения, развитие внимательности с помощью техники пристального созерцания объекта.
  5. Правильное питание. В йоге этому аспекту уделено отдельное внимание. Чтобы быть здоровым и довольным жизнью, достаточно есть простую натуральную пищу и не переедать.
Читать еще:  Открыть ИП по временной прописке

Практика хатха-йоги позволяет достичь разных целей: пробуждение Кундалини – особой энергии, сконцентрированной у основания позвоночника; восстановление или поддержание здоровья, долголетие; осознание своего высшего Я (атмана); достижение гармонии внешнего и внутреннего, состояния просветления (самадхи).

Читать онлайн

книги о тайнах и загадках истории, а также о необъяснимых явлениях на нашем сайте

Здоровье и йога

Иногда можно встретить бытующие мнение, что буддизм и йога, описанная Патанджали в « Йога сутрах », а также в других первоисточниках имеют мало точек пересечения. В данном случае опора на теоретические основы буддизма иногда создает обманчивое впечатление о том, что данное учение наделено большим объёмом философских построений, нежели практических алгоритмов.

Будда был йогом высочайшей степени реализации, и его учение направлено в первую очередь на то, чтобы продемонстрировать конкретный выход из омрачённого состояния сознания, присущего среднестатистическому человеку в Кали-югу, направив его на путь осознанности и тотального просветления.

Данная статья освещает глубокую связь, которую сохраняют буддизм и йога, описанная в «классически» признанных первоисточниках.

Структура йоги, которую давал Будда, подобно структуре йоги по Патанджали и состоит из восьми «звеньев» (анга).

Другие названия буддийской йоги — «благородный восьмеричный путь», «надмирской путь» (лока-уттара-магга).

Будда имел убеждение, что человеческое существо способно достичь просветления за 7 дней, если полностью применит к себе образ монашеской жизни.

8 звеньев йоги буддизма:

Четыре первых звена получили название рупа-джхана, или познавательным содержимым с созерцанием формы (рупы). Оставшиеся четыре ступени называются арупа-джхана, или созерцание на том, что не имеет формы.

За пределами этих восьми частей йоги буддизма лежит нирвана.

При внимательном рассмотрении легко провести параллели между восьмью звеньями йоги буддизма и ступенями йоги по Патанджали, такими, как яма и нияма , пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.

«Классическая» йога и буддизм схожи ещё и тем, что путь развития, начертанный Буддой, имеет в своём распоряжении широкий арсенал таких техник, как асаны и пранаяма. Синонимом праны в буддийской йоге служит термин «кая-санкхара», что переводится как «телесная составляющая».

Важным моментом, который отличает йогу и буддизм является подход к управлению данной «телесной составляющей».

Несмотря на то, что «классические» йогические тексты говорят о том, что последователь должен научиться управлять праной, добившись полной остановки дыхания, буддийская йога считает, что это может нанести большой вред и рекомендует следовать потоком сознания за своим дыханием, никак не вмешиваясь волевым усилием в данный процесс.

Йога буддизма для практики медитации также рекомендует использовать одну из сидячих поз с прямым положением позвоночного столба. Такая позиция называется палланка (парьянка) и запечатлена на многочисленных изваяниях сидящего Будды.

Несмотря на некоторые различия йоги Патанджали и йоги Будды, справедливо будет сделать вывод, что философия и практический арсенал техники, переданных Буддой, сформировались под воздействием тех знаний, которые он получил от ранних течений йоги, в то время как йога Патанджали, получившая «классическое» признание, находилась в тесном соприкосновении с буддизмом махаяны.

Длительное взаимодействие между двумя данными течениями достигло своей кульминации в момент формирования и распространения тантризма, который большинством исследователей датируется первым тысячелетием нашей эры. В это время формируются различные школы, анализ философских и практических подходов которых позволяет определить, буддийского они или индуистского толка.

Однако, какими бы не были мелкие расхождения между двумя данными учениями, «классическая» йога и буддизм, имеют одну общую цель – стремление к личной самореализации индивидуальной души и просветлению при помощи экспериментов и разнообразных приёмов с человеческим телом и умом.

Продолжая тему статьи «Буддизм и йога» предлагаю Вам посмотреть очень интересные видео Андрея Вербы, записанные на ключевых местах жизни Будды.

Рекомендуем к просмотру

Знакомство с йогой и буддизмом в индии

Интересно, что праиндоевропейское слово «iugum», от которого и произошли «иго» и «йога», связано со словом «игла». Имеется в виду стержень, который соединял перекладины ярма для быков. Видимо, с этим связаны такие различные переводы слова «йога», как «соединение», «обуздание», «пронзание». Постепенно значение слова менялось, узда превратилась в ограничение, контроль. В поздней Ригведе слово «йога» употребляется уже как название особого метода работы с сознанием, а также в связи с молитвой, обрядами жертвоприношения, обучением.

Первые археологические находки, указывающие на существование йоги, датируются III тысячелетием до н.э. и относятся к индской, или харрапской цивилизации. Были найдены глиняные печати, на которых изображены жрецы в медитативных позах, рогатое божество, которое рассматривают как прото-Шиву, сцены его почитания, а также изображения женских божеств. Интересна также фигурка жреца, глаза которого полуоткрыты, а взгляд устремлен на кончик носа. Эта техника известна в йоге под названием » насарга мудры».

Позднее йога начала развиваться вместе с ведической культурой, принесенной в Индию ариями. Основные позиции брахманизма, казалось бы, противоречат йоге. Например, брахманизм настаивал на важности выполнения сословного, социального долга, а йога призывает к личному совершенствованию; брахманизм уделял большое внимание обрядам, а йога уходила от внешней обрядовости. Однако внутреннее родство брахманизма и йоги оказалось важнее этих внешних различий. Обряды брахманизма схожи со многими упражнениями йоги: постом, повторением священных изречений, сосредоточением. Кроме того, брахманизм ставил целью достижение бессмертия, а йога также традиционно стремилась к победе над смертью.

Таким образом, архаичная йога Индской цивилизации и ведическое учение ариев постепенно слились. Однако, и противоречащие традиционному брахманизму учения буддизма и джайнизма также оказались связанными с йогой. Основатели этих систем практиковали упражнения йоги – уход от мирской жизни, неподвижное сидение в одной позе, управление дыханием, медитацию. Несмотря на то, что Махавира и Будда оставили йогу, их последователи основали целые системы буддистской и джайнской йоги.

Отношения йоги и тантры неоднозначны. Хотя тексты тантры возникли значительно позже Вед, это вовсе не значит, что тантра моложе возрастом. Для Индии всегда была характерна устная передача знания, а записанные тексты появлялись куда позже, чем возникало само учение. Необходимость записи чаще говорила о кризисе учения, когда возникала опасность искажения. Тантра в сравнении с йогой учение более обширное, освещает широкий круг вопросов – от религиозных обрядов до обыденной жизни, от астрологии до медицины, от удовлетворения страстей до самообуздания. Некоторые исследователи рассматривают йогу как часть тантры, другие говорят, что эти системы родственны. На их стыке появилось учение хатха-йоги, есть у них и еще один общий «родственник» – аюрведа.

Таким образом, можно сказать, что в Древней Индии не было ни одного учения, которое не подверглось бы влиянию йоги.

Письменные свидетельства.

Как и всякое широко распространенное в Индии учение, йога упоминается в ряде текстов, как общекультурных, так и специальных. В техническом смысле это слово встречается в Тайтирия, Кена, Ишавасья упанишадах, а в Катха упанишаде сформулировано первое определение: «йога – это твердое удержание чувств».

Практически одновременно с Катха упанишадой была создана Бхагавадгита. Этот текст постепенно стал самым любимым философским текстом в самой Индии. Такая популярность связана с тем, что Гита впервые обращается не к узкой группе отшельников, отрекшихся от мира и посвятившим себя практикам созерцания, но к людям, ведущих мирскую жизнь.

Судя по всему, во время создания Бхагавадгиты в Индии существовал целый ряд философских систем, использующих йогу. Гита кратко описывает несколько видов йоги, а также дает несколько важных ее определений: «йога – это искусность в действии», «йога – это спокойствие», «йога – это ровность в удаче и неудаче», «йога – это устранение страданий» и пр.

Однако самым известным текстом, посвященным йоге, остаются Йога сутры мудреца Патанджали. Точное время возникновения этого текста не установлено, исследователи датируют его от IV в. до н.э. до IV в. н.э. Йога сутры обобщают и систематизируют техники йоги, разделяя их на 8 ступеней. Первые две (йама и нийама) содержат нравственные предписания и обеты, которым практикующий должен следовать. Следующая, асана, включает неподвижные положения тела, пригодные для медитации. Четвертая ступень, пранаяма, включает в себя техники контроля дыхания, пятая – пратьяхара – отвлечение чувств от внешних объектов, и последующие, с шестой по восьмую – дхарана, дхьяна, самадхи – все более углубляющиеся техники медитации.

Философской основой йоги стала система санкхьи. Санкхья рассматривает мир как сцену вечной драмы, разыгрываемой между Пурушей, или духом, и Пракрити, или материей. Цель практики в этом
контексте рассматривается как отделение, обособление духа от пут связывающей его материи. Именно этот текст лег в основу йога даршаны, или философской системы йоги. Сегодня большинство традиции йоги опираются на авторитет Йога сутр.

Йога сегодня.

Рост популярности йоги происходит стремительно. Еще в конце XIX века Макс Мюллер писал, что йога сохранилась в Индии только в чисто практической и выродившейся форме, а уже в начале XX века, благодаря деятельности Вивекананды, на западе началось стремительное развитие учения.

Сегодня трудно найти человека, который никогда не слышал бы слова «йога». Чаще всего оно ассоциируется с различными формами хатха-йоги, т.е. физическими и дыхательными йоговскими упражнениями, однако на Западе знакомство с йогой только начинается. Трудно воспринять все богатство этого учения, не впадая ни в слепое следование форме без понимания его настоящего смысла, ни в упрощение йоги до системы индийской физкультуры. Специалисты считают, что западная культура только знакомится с этой традицией, а прошедшее столетие положило начало новому этапу в развитии йоги. Этапу интеграции в мировую культуру, известности и признания йоги во всем мире.

Олег Чернэ

Буддийская йога

Буддийская йога — крайне сложная в изложении тема, но поскольку существует огромное множество интерпретаций того, что такое буддизм, или различных точек зрений на то, как следует его понимать, то получается, что любое понимание этой системы имеет право быть.

Принимая во внимание, что в основе доктрины любой йоги лежит знание о человеке и в буддизме оно представлено в виде четырехчастного трактата «Чжуд-ши», можно сформулировать формулу буддийской йоги, опираясь на понимание системы с позиции наставлений.

То есть буддийская йога, по определению, не может быть догмой, так как она находится в постоянном процессе эволюции и исходит из того, что человек являет собой высшую форму перерождения из всех возможных. При этом человек представляет собой пространство, в котором он рожден. То есть из всех живых организмов только человек полноценно соответствует пространству, в котором он проживает, представляя Небо (ветер), Землю (желчь) и, собственно, Человека (слизь). Трехчастное представление человека определяется в спокойном состоянии. В движении он приобретает четыре смешанных типа, усиливаясь или ослабевая по основному направлению.

Задачей буддийской йоги является уход от временных свойств состояния, которые делятся на понятия «горячего» и «холодного». Если человек зависит от «горячего» и «холодного», то он зависит от временных процессов и, следовательно, он ослабляет свой дух, а с ним и возможность достижения Радужного тела.

Достижение Радужного тела считается высшим уровнем в постижении буддийской йоги. Чтобы уйти от «холодного» и «горячего», важно научиться питаться эликсиром. Питание эликсиром, или питание амритой, делает человека бессмертным. Питание амритой также имеет значение создания молочного океана, или субстанции, которая заполняет тело и, как минимум, его консервирует.

Амрита с физической точки зрения — это определенное возбужденное состояние, а сама идея поддержания подобного состояния называется тантрой, что понимается как создание определенного поля, позволяющего поддерживать состояние ума в определенных высших вибрациях. Причем, само тело раскладывается на различные части (четыре вибрационные группы) и говорится, что тело наделено четырьмя тантрами. Это познается как четыре различных подхода к учению или четыре вида энергии, которые познает практикующий тантру.

Для их познания необходимо пройти через ступени. Данный путь соотносится с понятием дзогчена.

Матрица тантры

Первая ступень. Фундамент стены

Практикуя тантру, важно сразу понимать, что основа и глубина нашего тела заложены там, где лежит знание о мозге. И это кости. У костей есть основа — две бедренные кости, они и считаются основой стены.

Они определяют 24 разновидности костей и хрящей. Работая над фундаментом стены, мы простраиваем 28 позвонков, пробираясь к костному мозгу и суставным поверхностям, где спрятано истинное дыхание костей.

Здесь же формируется основа медитационного процесса нямшаг (тиб. mnyambzhag), требующего удержания сосредоточения на задаче.

Вторая ступень. Центральный орган

Определив задачу и выявив необходимое напряжение, мы начинаем раскручивать наше тело за счет поясницы, пронизывая ее мантрой и создавая условия для глубинной вибрации.

Мантра: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Считается, что Небо опирается на поясницу человека, и вместе с крестцом она представляет опору духовного преобразования. Когда у эмбриона заканчивается формирование поясницы, это значит, что Небо определило путь для данного человека и его Ветер (рлунг) сформирован. Здесь также понимается глубина энергодыхания как свойство, которое нужно усовершенствовать. Посредством поясницы буддийская йога учит познавать законы Ветра, законы дыхания.

Здесь реализуется важнейший созерцательный процесс — Гомпа (тиб. sgompa), основанный на повторяющихся действиях.

Третья ступень. Формирование усилия

Первичное дополнительное усилие, которое может создать человек, связано с дыханием и непосредственно с диафрагмой, которая регулирует его.

Познавая диафрагму, мы познаем действие дыхания (легких, живота, почек). Но первичный момент — получить опору для дыхания, связанную с легкими. Легкие поддерживают ключицу, ключица поддерживает голову.

Основная задача — сделать из непарного органа легких парный, что означает создать центр легких, который способствовал бы созданию усилия на диафрагму. Здесь отрабатываются условия формирования дополнительного усилия — силы Нуйту (тиб. nusmthu).

Четвертая ступень. Осознанность

Осознанность связана с пониманием сути сознания, с пониманием мозга, от которого зависит накопление энергии, или накопление слизи (бадкан). Здесь реализуется основной принцип — значение человека, его способность или неспособность к шейпа (тиб. shespa), осознанию.

Для проникновения в сознание используется мантра, направленная на достижение способности к осознанию — ригпа (тиб. rigpa).

Мантра: ОМ АХ РА ПА ЦА НА ДХИ Ди-Ди-Ди-Ди-Ди

Здесь же формируется и один из важнейших принципов тантры — способность к управлению расслаблением. Это важно для понимания способностей мозга, который нужно привести к центрированию, чему может мешать как переразвитие левого или правого полушария, так и форма черепа. Расслабление же позволяет регулировать плотность.

Усилие расслабления связано с затылком и теменем. Познав искусство расслабления, мы можем усилить плотность мозга и, как следствие, его центр.

Питание мозга зависит непосредственно от вкуса, поэтому вкус является основным источником питания центра мозга и связан с человеческим питанием. То есть питание вкусом должно питать человека, все остальное — это либо питание Земли (желчи), либо питание Неба (ветра).

Пятая ступень. Сакральный сок

Пятая ступень тантры связана со способностью мозга проникать в позвоночник, что понимается как питание костного мозга сакральным соком. Этот процесс связан с пониманием своей собственной природы — нго тро (тиб. ngosprod). Он требует тонкого и глубинного проникновения.

Шестая ступень. Тайный уровень

Тайный уровень связан с шеей. Это особая часть, которая представляет кармическое поле человека. Она либо помогает соединить сознание человека с его процессами, либо отдаляет его от этого. Таким образом, она может стать союзником или противником практикующего. Требуется добиться необходимого напряжения в области шеи, убирающего завалы с дороги.

Для восстановления и раскрытия используют мантру Белой тары, помогающую всем живым существам.

Мантра: ОМ ТАРЭ ТУТТАРЭ ТУРЭ СОХА

Седьмая ступень. Первичный дух

Первичный дух связан с первыми завершенными процессами в зарождающемся теле, которые ассоциируются с печенью и желчным пузырем. Можно сказать, что это первая реакция организма на себя. Данный процесс определяется усилиями Земли и связан он с желчью (мкхрис). От контроля за первичным духом зависит перераспределение энергии и ее накопление.

Читать еще:  Виза в Непал для россиян: нужна ли, как получить, цены и анкета

По сути, здесь идет речь о первичном усилии, первичной воле человека — дуджед (тиб. dusbyed), которую он получает от рождения. Карма, какой бы она ни была, есть первый учитель человека, и наступает время, когда ее надо познать. Для этого используется мантра учителя.

Мантра: ОМ МУНИ МУНИ МАХАМУНИЕ СОХА

Восьмая ступень. Пространство

Пространство места проживания в теле человека представляет кровь. А еще правильнее сказать, аорта, которая является осью крови и первым, так сказать, инструментом, настраивающим зародыш на пространство проживания. Понять, почувствовать пространство кровью — вот высшее тантрическое переживание, так как почувствовав его, мы можем отделиться от него, или подняться из лотоса.

Используется мантра Падмасамбхавы. Здесь достигается истинное понятие бытия — тогпа (тиб. rtogpa).

Мантра: ОМ А ХУМ БЕНДЗА ГУРУ ПЕМА СИД(Д)И ХУМ

Девятая ступень. Млечное питание

Пройдя восемь ступеней преобразования, мы достигаем возможности питания праной, или млечным соком, или амритой. С этого момента наше тело способно воспринимать и вырабатывать высшую субстанцию для питания нашего духа.

Десятая ступень. Сгусток

После прохождения девяти ступеней в животе должен появиться сгусток, состоящий из субстанций, вытащенных из систем тела и завязанных на спермическую эссенцию и кровь. Этот сгусток нужно удерживать, пока он, в свою очередь, не начнет сам удерживать тело.

Здесь мы познаем природу зачатия. Далее мы начинаем понимать природу пяти элементов, где Земле отводится понимание тела, Воде — понимание соединений, Огню — поддержание временных процессов, Воздуху — распространение, Пространству — способность жить в другом теле. Под другим телом понимается минерал, в котором есть пуповина.

У минерала должна быть ось, это его аорта. Он должен иметь ориентир, чтобы у него присутствовало условие роста. Он должен иметь плечи и бедра, которые контролировали бы форму. Когда он начнет генерировать энергию, у него появится мозг. Сгусток оживает, ему требуется движение. Оно задается под мантру белой и зеленой тары.

Мантра: ОМ ТАРЕ ТУТАРЕ ТУРЕ СОХА

Таким образом, мы прошли десять ступеней. Они имеют последовательное и параллельное применение в дзогчене, и все это называется буддийской йогой.

Буддийская йога — практика, определяющая практическое приложение знаний буддизма (тантры), которые нашли свое развитие в той или иной мере в пяти основных традициях тибетского буддизма: нингмапы, кагюдпы, сакяпы, гэлугпы. Также они выражены в традициях бонпо.

Буддийская йога основана на тантрическом учении, которое, в отличие от учения сутры, является искусством приобретения состояния освобождения практическим методом, когда все усилия направляются не столько на путь отрицания или отречения, сколько на путь приобретения силы для достижения внутренней свободы или освобождения.

Тантрическое учение выросло из недр учения сутры как определенная замена простой формы учения четырех благородных истин, лежащих в традициях хинаяны и махаяны. И хотя учение сутры является основным в буддийской концепции познания, все это является интерпретацией всего лишь четырех истин Будды о причине и истине страдания.

Тантризм предлагает практические методики изменения состояния человека. Это знание было сформулировано в двух основных тантрических книгах — «Тибетской книге мертвых» и медицинском трактате «Чжуд-ши». Данные работы стали аллегорическим выражением основы тантрического учения, обучая возможностям вырабатывания личностного усилия.

Согласно положениям буддийского тантризма, достичь реализации третьей благородной истины о прекращении страдания без наличия личностного усилия крайне сложно. Человеку сложно выйти за пределы относительного состояния, если его личностная природа не готова к освобождению. Закону же кармы может быть противопоставлено лишь усилие, ведущее к состоянию Прибежища, или становления на путь.

Состояние Прибежища — это состояние, когда достигается осознание тела, ума и речи. Именно осознание этих трех инструментов приводит к осознанию калачакры, символа цельности и единения, когда человек становится способен освободиться от законов времени и познать изменение сущности элементов.

Буддийская йога — система, которая, по сути, выражает идею высшей и низшей тантры, или идею преображения и очищения. Низшая тантра опирается на систему криа-йоги (йоги сознания), тантра — на систему йоги (специально разработанные практики и техники, опирающиеся на ведические тексты, направленные на очищение тела, сознания и речи). Основа практики преображения есть реализация, или дзогчен, ведущая к самоосвобождению.

Рекомендую прочесть:

Вопросы и ответы

Когда идет речь о Шестой ступени, приводится мантра Белой Тары. Но мантра Белой Тары звучит: ОМ ТАРЕ ТУТАРЕ ТУРЕ МАМА АЮРПУНИЕ ДЖЯНА ПУШТИМ ГУРУ СВАХА. А эта мантра Зеленой Тары и она есть дальше в Десятой ступени. Или я что-то не так понял?

Мантра используется как для Белой, так и для Зеленой Тары. С возможностью персонификации.


А есть ли какая-то связь традиции (религии) и развития определенных отделов мозга? Можно ли сказать, что-то типа: суфизм способствует развитию макушечной и височной (или какого-то дворца) зоны, буддизм – затылочно-теменной, а индуизм – лобные доли? Или по-любому развитие — всегда комплексный процесс?

Все определяется тотемно-эгрегорным построением. Иногда мастером.

Не могли бы вы объяснить что означает понятие Тара.

Тара – это формула, имеющая свою геометрическую модель – янтру. Пытаться линейно воспринять это слово нельзя. Т.е. для понимания его нужно сначала изменить сознание. Она имеет 21 значение, каждое из которых понимается вибрационно. Нужно понять тетраэдрическую форму тары, так же как, впрочем и ОМ. Поэтому в течение мантры важно уметь управлять вибрациями, а не просто издавать звуки.

Задать вопрос автору

Только зарегистрированные пользователи сайта могут задать вопрос. Авторизуйтесь.

Если вы не являетесь зарегистрированным пользователем, вы можете зарегистрироваться здесь.

Индийская и Западная йога: два пути.

Индия — родина йоги, и именно здесь йога еще кое-где сохранилась в своем первоначальном виде. Хотя в последние десятилетия в Индии наметилась интересная «обратная» тенденция к принятию западной «йоги» как коммерчески более выгодной. К сожалению, то, что мы видим у нас, в России, и на Западе (в США и Европе) — а теперь и в крупных йога-центрах Индии в большой степени йогой не является. Это либо физкультура, либо секта — и то и другое далеко от оригинальной традиции йоги как пути гармоничного саморазвития и духовного совершенства. Поэтому обращая взгляд к истоку, сравнивая индийскую и западную йоги, можно понять, какой должна быть истинная йога — сегодня и завтра.

Первое, что бросается в глаза западным йогам, которые приезжают в Индию с Запада — то, как тесно здесь переплетена йога с религией. Несмотря на то, что индийские йоги понимают отличие йоги (как процесса личного преображения через практику) и религии (поклонения перед божествами, которое не всегда является методом конструктивного преображения), все-таки в Индии йога и религия — это одно. На деле, индуизм невозможно отделить от йоги, т.к. если философия йоги, зафиксированная в Упанишадах и др. йогических текстах, и стоит особняком от религии (ср. «Что не видно глазом, чем видны глаза — знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом (мире люди)» — Кена Упанишада), то термины йоги насквозь пропитаны индуизмом. Так, каждая чакра человеческого тела имеет не только янтру и мантру, но и Дэвату — «председательствующее» над ней божество, а три Грантхи («узла») которые надо развязать с помощью йоги, имеют имена божеств: Брахма, Вишну и Рудра. Даже пандит — ученый-философ от йоги — с трудом разберет, где в йоге начинается и заканчивается индуизм. Так, например, один человек может почитать Шиву как личностного бога, другой — как безличностное вселенское космическое сознание (совершенно не обожествляя его в религиозном смысле), а третий — как пример подвижничества, историческую личность: полулегендарного первого йогина, который дал изначальный толчок развитию этой науки, и поэтому называется Адинатх — «первый учитель». На практике, такое взаимопроникновение саморазвития и религии дает интересную картину: индийские учителя йоги поют на занятиях мантры, совершают пуджи перед или после урока по йоге, поощряют своих студентов совершать ритуалы поклонения в храмах и паломничества по святым местам индуизма — окончательно сбивая с толку своих западных учеников. Сложно сказать, чего больше приносит обращение западных йогов в индуизм — вреда или пользы, но можно сказать с уверенностью, что без обращения к первоисточникам именно по йоге (Упанишадам, Ведам, Тантрам) слепое принятие индуизма для человека западного склада ума, скорее всего, будет лишь пряным интеллектуальным развлечением, и мало что даст духовному развитию, т.к. способно лишь создавать секты и сектантов.

Второе важное отличие западной йоги от индийский в том, что западная йога — это физкультура для тела, а индийская — гимнастика для ума и кузница духа. Западные йоги отлично совмещают свою практику с фитнесом, бодибилдингом, даже иногда профессиональным спортом — а индийскому йогу все это просто не интересно. На деле, в древние времена йоги занимались самоистязанием, например, стояли по 10 и больше лет на одной ноге или держали одну руку поднятой вверх, что, понятно, не слишком полезно для физического здоровья. Дело в том, что индийские йоги совершенствуют свое тело не как самоцель, а как средство достижения внутреннего совершенства в практике медитации. Фактически, весь обширный арсенал асан йоги делают лишь для того, чтобы тело могло сидеть в медитации один или несколько часов в день без движения, не испытывая при этом дискомфорта.

В этом, пожалуй, самое коренное отличие: западный «йог» отождествляет себя с телом, индийский — с душой. Оба заботятся о теле, но с разной мотивацией, и поэтому, конечно же, достигают разных результатов.

Есть две причины такого различия: первая в том, что западные йоги в большинстве не дают себе труда ознакомиться с философией йоги (изложенной в обширной оригинальной литературе, масса которой, кстати, уже переведена и на английский, и даже на русский язык), и поэтому не имеют представления об истинных целях и методологии йоги. Западный йог в массе бездумно потребляет то, что ему предлагают на коммерческих занятиях — специфический фитнес. Индийский йог понимает цели и последовательность действий, которые составляют костяк йоги (Раджа Аштанга Йога, или «восьмиступенчатая» йога Патанджали — не путать с «Аштанга-виньяса-йогой»), поэтому асаны для него — лишь третья из восьми ступеней, а практике предшествует принятие принципа Ненасилия и других, как указано в кодексах Ямы и Ниямы (выполнение которых является ступенью йоги).

Наконец, третье важное отличие — это отношение к учителю и традиции. На Западе преподаватель йоги — это не Брахман (Учитель, наставник), а Шудра, т.е. обслуживающий персонал, человек, которого вы нанимаете себе в инструктора. В этой роли нельзя говорить ни об Учителе, ни о традиции (преемственности, Парампаре). Учителя йоги на Западе — никакие не «учителя», они просто инструктора, преподаватели, и не важно, с дипломом или без. Они не являются носителями какой-то определенной традиции, т.к. сами не имели ни Гуру, и поэтому практикуют синтез разных практик и философия их обычно эклектична, зачастую включает элементы индуизма, Агни-йоги, Кастанеды и др. Они зачастую не принадлежат к определенной традиционной (индийской) школе йоги, или же, наоборот, имеют десяток разных посвящений в индуизме, буддизме и оккультизме, что ставит под сомнение их серьезность. Поэтому западные инструктора йоги обычно не обладают благородными качествами характера, не имеют сами и не могут передавать посвящения в мантры, не владеют основами философии йоги и не представляют никакое направление традиционной йоги. Это люди, у которых в лучшем случае можно научиться лишь «гимнастике йогов» (по гениальному определению А. Сидерского). Но, кроме того, многие из них пришли в йогу из спорта или гимнастики, и даже их грубые физические наработки не являются результатом их практики йоги, так что авторитет их сомнителен.

С другой стороны, в наши дни стали появляться преподаватели йоги, получившие настоящие посвящения от индийских учителей, и которые действительно являются носителями той или иной духовной традиции. Из русских адептов стоит, пожалуй, выделить Йоги Матсиендранатха и Свами Вишнудевананда Гири, хотя, безусловно, есть и другие. В оригинальной йогическое литературе неоднократно подчеркивается необходимость найти традиционного Гуру для получения какого-либо серьезного прогресса в йоги как духовной дисциплине, поэтому надо отдать должное истинным традициям и школам. С другой стороны, на пространстве бывшего Союза изголодавшиеся по духовности люди зачастую ударяются в другую крайность — показную религиозность и сектантство, «творят себе кумира» из йогов и не совсем йогов, что опять же создает препятствия для истинного роста.

Подводя итог нашему мини-исследованию, хочу также сказать, что йога изначально никогда не была авторской дисциплиной, и в русле йоги традиция и передача знаний в неизмененной форме — это основа развития. В настоящей йоге действует правило «не меняй йогу, позволь йоге изменить тебя». Поэтому идеи «усовершенствования» йоги, которые весьма популярны на Западе, противоречат самому духу йоги. Отбросив шелуху коммерции и эгоизма тех, кто создает «авторские стили», для реального духовного роста надо практиковать так, как это делали реализованные учителя прошлого, достигшие в йоге совершенства.

Если рассуждать в этом ключе дальше, то вообще странно, как йога смогла прийти на Запад, с его идеями потребления и технического прогресса, однако приходится сделать вывод, что она фактически она и не пришла — то, что у нас здесь продается как разные йога-бренды, фактически на 90% йогой не является и к описанным в йогической литературе результатам (духовная реализация, Просветление, Нирвана) не приводит. Если это вызывает сомнения — достаточно посчитать, сколько на Западе духовно реализованных мастеров, и сколько из их западных учеников хотя бы пробудили Кундалини, не говоря уже о ее дальнейшем подъеме. Если для индийских йогов такие феномены, как Самадхи и Кундалини — инструменты ежедневного саморазвития, то для подавляющего большинства преподавателей и студентов йоги на Западе это пустой звук, что-то за гранью практического применения. Западная йога даже не то, что сошла с пути традиции, она изначально была основана не невежестве и ограниченной информации об истинных целях и методах йоги. Поэтому приходится сделать неутешительный вывод: фактически, в наши дни йога — это импортный индийский продукт, а до его локализации еще далеко.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Знакомство с йогой и буддизмом в индии

Когда спрашиваешь иностранцев о том, что они знают об Индии, обязательный набор слов всегда включает в себя «ГОА, карри, Кришна, йога». Индия, действительно, родина и сердце йоги. Страна, где эта практика появилась, и за которой туда едут и сегодня тысячи людей со всего мира. Наверное, каждый из читателей разок хоть разок ходил на занятия йогой. Или, как минимум, видел в фильмах, роликах, читал в книгах и имеет свое представление. Поза лотоса, закинуть ногу за ухо и все такое. Этакая замысловатая гимнастика, дополненная каким-нибудь колоритным нарядом и специальной атмосферой в виде мантр и благовоний.

Индийцы же, когда с ними заходит речь о том, как популярна йога за границей или как кто-то ходил на занятия где-то, начинают высокомерно морщить носы и пренебрежительно фыркать. «Не знают эти несмышленые иностранцы ничего о йоге. Совсем ничегошеньки в ней не понимают. И все эти ваши преподаватели – шарлатаны»

Для индийцев йога – это совсем не гимнастика. И выполнение всех красивых асан (поз в йоге), которым учат в современных фитнес-клубах и бесчисленных центрах йоги – это далеко не главное. Для индийцев йога – это именно духовная практика. Практика самосозерцания, понимания своего тела, управления им. Они не просто сидят в позе лотоса и тянут мышцы, пытаясь расслабиться. Важен настрой, ощущение биения сердца, бега крови, контроль за работой внутренних органов, управление своими ощущениями. Их осознание. Йог профессионально манипулирует своим телом, чувствует каждый орган и происходящий процесс. Очень большое внимание в йоге уделяется дыханию. Вовсе не обязательно выполнить несколько асан. Можно просто сидеть и выполнять дыхательные упражнения, слушая свое тело.

У одного знакомого индийца, очень религиозного, 7 лет прожившего с аскетами и называющего себя йогом, я спросила, как часто он занимается йогой. «Каждый день» — ответил йог. «И как же?» интересовалась я. «Сижу, прислонившись к дереву, получая от него энергию и наблюдаю за собой. Или смотрю рано утром на солнце широко открытыми глазами. Попробуй. Это только сначала больно и тяжело.» Я не знаю, как, но они действительно это делают. И как только оболочка глаза не сгорает? Йоги-аскеты могут сидеть и годами практически только медитировать в какой-нибудь пещере. Их тело настроено таким образом, что для них это естественно.

В священном индийском городе Варанаси есть множество учителей йоги. Но, понимая, что большинство из них заточены на туристов, я попросила друзей мужа познакомить меня с настоящим учителем. Учитель оказался доброжелательным улыбчивым мужчиной с бородой. Он был очень религиозен, не ел ни мяса ни яиц, не пил, кормил бездомных коров, вставал вместе с солнцем для медитаций, рано ложился и мог не без неких усилий выполнить пару десятков асан. После десяти минут активных упражнений йог начал покрываться потом и потирать уставшие мышцы, которым явно не хватало растяжки. Но при этом он может втянуть живот под ребра, вылечить парой упражнений простуду, пропустить нитку через нос в рот и практически уйти в нирвану через дыхательные упражнения. «Почему он настоящий йог?» — спрашивала я индийцев. «Потому что ведет праведный образ жизни, служит богу, много знает и управляет своим телом как послушным инструментом» — был мне ответ. Йог вел очень духовный образ жизни и был неженат в 40 лет. Мне стало любопытно: «Вы аскет, и не можете заводить семью?» «Я не аскет, я человек».

Читать еще:  Как в узбекистане принимают гостей (3 факта о традициях)

Что-то о йоге знает в Индии каждый от маленького ребенка до старика. Могут что-то рассказать, принять умный вид, слышали в теории, видели практикующих йогов. Но, что удивительно, из тех индийцев, путь которых не посвящен йоге полностью, никто ей и не занимается как-то. Вроде бы йога повсюду. Но практикуют ее в основном туристы. Государственные работники, ИТ-шники, гиды, официанты, уборщики, крестьяне, обеспеченные землевладельцы, домохозяйки – никто не занимается йогой! Все говорят «да, я знаю йогу». Но никто почему-то в жизни свои знания не применяет. На вопрос «популярна ли в Индии йога» все согласно кивают – да, мол очень популярна. Начинаешь задавать уточняющие вопросы. Занимаешься ли ты йогой? А кто-то в твоей семье? А кто из друзей? А в школе такие занятия были? На все ответ – нет. Честно говоря, я была удивлена. Мне показалось, что в России практикующих йогу не меньше, если не больше, чем в Индии. Иногда простые индийцы могут помедитировать. Но, честно говоря, скорее предпочтут посплетничать или посмотреть телевизор. Получается, я смотрю нашими глазами, пытаясь найти йогов среди сотрудников банка и поваров. Но в Индии это не хобби и не спортивная нагрузка, чтобы разбавить сидячую рабочую неделю. Это определенный стиль жизни. И далеко не все готовы или считают нужным ему следовать.

У бедного населения страны (а это большая его часть) самая популярная одежда для женщин – многослойное сари, а для мужчин – рубашка и брюки. И часто все это в 1-2 комплектах без других вариантов. Сложно представить, что в этом они занимаются йогой. Школы йоги для заморских гостей открываются одна за другой, а народ, оказывается, живет от этого всего в стороне потихоньку.

Я обратила внимание, что даже в болливудских фильмах, которые штампуются еженедельно, крайне редко можно найти сцены, связанные с занятиями йогой. Бег, танцы, упражнения на тренажерах – да. Но не йога. А, казалось бы, это должно быть частью жизни и ежедневного быта индийцев. Видимо, здесь есть что-то от медведей с балалайками. Почему до сих пор нет ни одного медведя?? Конечно, индийцы тоже могут заниматься йогой. Но это не занятия национального масштаба популярности. Гораздо больше народу играет в крикет, нежели регулярно практикует дыхание через одну ноздрю. В каких-то семьях все-таки попадаются любители. В городах есть и школы йоги, куда ходят индийцы – как мужчины так и женщины. По природе своей индийцы, конечно больше склонны к медитации, нежели к активным действиям. Сидит себе на крыше или на природе, глаза закрыл, дышит. И не поймешь – то ли йог то ли заснул. Продвинутые девушки, сидящие в интернете, даже учатся по видео-урокам, а потом тренируются маленькими компаниями. Вообще получается забавная ситуация. Индия – родина йоги, из которой эта практика распространилась на весь мир и с каждым годом набирает популярность. Эта популярность через иностранцев и интернет возвращается обратно к индийцам как мировая мода. Они смотрят, видят, что йога – это круто и начинают заниматься, перенимая от более продвинутых стран, на которые стремятся быть похожими!

Однако, далеко не все врачи в современных странах будут прописывать йогу как лечение. Некоторые наиболее продвинутые неформально посоветуют. В Индии же она уважаема и принята на всех уровнях. Йога часто входит в писок официальной программы лечения от доктора. Ей лечат самые разные болезни и состояния. Йога входит и в программу большинства аюрведических клиник, в которых индийцы с деньгами приезжают подлечить свое здоровье.

Но все же, традиционно йога скорее не для простых людей. Йог – в первую очередь, человек религиозный. Вроде бы и не отошедший от мирской суеты, но максимально от нее абстрагирующийся. Слово, стоящее рядом со словом йог – это нравственность. Йог выбирает особый жизненный путь, основанный на доброте, щедрости, сострадании, бескорыстности. Как я уже упоминала, йоги предпочитают вегетарианскую еду, не пьют алкоголя. Они не любят красоваться и демонстрировать свои навыки медитирования на голове и лежания на битом стекле. То, что они делают, они делаю для своего тела, здоровья, очищения, расслабления.

В Индии можно увидеть множество разряженных старцев. Йоги действительно часто отпускают бороды и длинные волосы, могут носить украшения, похожие на четки. Но в целом вид у них простой. Если по образу человека видно, что он уделил серьезное внимание тому, как выглядит, и пытается произвести впечатление – скорее всего, он не йог, а просто хочет заработать.

Лже-йоги и лже-учителя – это целая мафия современной Индии. Самое безобидное – оставить довольно крупную сумму денег за посредственное обучение в одном из ашрамов, в которые иностранцы приезжают для прохождения курса йоги. В Ришикеше, Варанаси, Керале и многих других местах Индии открыты сотни различных ашрамов, студий и школ. Персональные «учителя» предлагают себя на каждом шагу. Но уровень этих учителей часто значительно ниже тех же российских. И ничему особенному научить они не в состоянии. Но все не так плохо в этом случае. То, что занятия проходят в экзотической стране, специальный распорядок, быт и кухня ашрама, многочасовые упражнения – все это безусловно дает эффект и сводит к минимуму минус от не очень опытного инструктора, коротающего свои вечера за бутылкой виски. Какое-то время у меня в голове сидела навязчивая идея пожить 2-3 недели в ашраме в Индии. Подумать, отдохнуть, поучиться йоге наконец. Муж ни в какую не поддержал эту идею. Говорит, современным ашрамам для туристов доверять нельзя. Не говоря о том, что просто могут ограбить, как минимум каждый «йог», «учитель» и просто «помощник» мечтает и старается вступить в отношения с иностранками. И если вы во время занятий думаете о просвещении и духовности, то мысли йога витают в совсем других материях.

Все эти проблемы – по большому счету – не проблемы. И с трезвой головой, без розовых очков и со здоровым умеренно скептическим, но добродушным настроем, в ашрамах можно получить то, что ищешь. Самое неприятное – это йоги уличные. Фокусники-циркачи-йоги, в открытую собирающие деньги за свои представления – вариант вполне безобидный, придающий улицам Индии особый колорит. Куда хуже разряженные мудрецы, сидящие в туристических местах пытающиеся подружиться с наивными любопытными. Потом эти любопытные, очнувшись после гипноза, снотворного или наркотика, пытаются через полицию вернуть свои ценности. Простые индийцы, хоть и понимают, что эти персонажи являются йогами лишь с серьезной оговоркой, но все-таки уважают их и боятся. Не знаю, какое из этих чувств сильнее. Индийцы говорят мне: «старайся не смотреть на них и не разговаривать». А бывают и совсем «йоги» — хулиганы. Они готовы полезть в драку, не получив плату за сделанное туристом фото. Индийцы считают, что они могут еще и порчу или сглаз навести. Про порчу не скажу, не видела, но в любом случае в Индии всегда нужно быть на чеку с теми, что активно пытается завязать с вам дружбу. Даже если очень хочется просветиться или получить незабываемый опыт.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ДЖАЙНИЗМ, БУДДИЗМ, САНКХЬЯ И ЙОГА

Главным источником древнеиндийской философии являются Веды — сборники гимнов в честь богов. Они содержат в себе несколько частей: Брахманы, Арань- яки, Упанишады. Ведическое мировоззрение — религиозно-мифологическое. В нем обосновывается социальное неравенство людей, их деление на касты — замкнутые группы людей, наследующие из поколения в поколение отличительные знаки, символику, образ жизни, профессию, мировоззренческие представления. Так, привилегией брахманов-жрецов был умственный труд, кшатриев — воинское дело, вайшьи занимались земледелием, ремеслом и торговлей, а за шудрами был закреплен самый низший труд.

Среди направлений древнеиндийской философии выделяют несколько школ — даршан. Все даршаны складывались под знаком того или иного отношения к ведийской традиции. Это отношение легло в основу традиционной классификации даршан. Те, которые признают авторитет Вед, называются астика (ортодоксальные). Те же, которые не признают этого авторитета Вед, называются настика (неортодоксальные).

К ортодоксальным школам относятся: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным относят чарваку-локаяту, адживику, ранний буддизм, джайнизм. Такая классификация не совсем научна. Мы разделим даршаны на философские и парафилософские. К последним примкнут ранний буддизм и джайнизм.

Джайнизм. Основоположник — Махавира (III в. до н.э.). Основные положения: отрицает святость Вед;

осуждает жертвоприношения; допускает женщин к изучению священных текстов; в основе мировоззрения находится представление о карме, космическом законе, который определяет судьбу человека, но не фатально, так как карму можно победить путем соблюдения обетов воздержания, правдивости, чистоты, строгости к себе, невозмутимости. Аскетизм признается высшей добродетелью человека.

Буддизм. Основатель — принц Гаутама, или Будда (Просветленный). Суть в 4 истинах: жизнь есть страдание (старость, болезни, невзгоды, смерть); корень страдания — в жажде жизни; страдание имеет причину, а раз так, то прекращение страдания — это уничтожение жажды жизни; путь освобождения от страдания — достижение нирваны — такого состояния, в котором невозмутимость духа и освобождение от телесной зависимости избавляет человека от страданий.

Санкхья. Признает авторитет Вед, но считает бытие Бога недоказуемым. В мире существуют две силы — пракрити (материя) и пуруша (дух), первая из которых активна, вторая — пассивна. При их соприкосновении нарушается равновесие в мире и возникают предметы, наполняющие Вселенную: на первой ступени образуется основа всего материального, а также мировой дух и разум. На второй — индивидуализирующее начало всего сущего. Далее образуются земля, вода, воздух, огонь и эфир.

Йога. Основатель — Патанджали (II в. до н.э.). Главное содержание — разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа или «я» от деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с «я».

Философское учение йоги в Индии

Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования.

Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.

  1. Философия классической йоги
  2. Особенности и задачи йоги шивананда
  3. Тантра йога – что это
  4. Гуру-йога как направление классической йоги

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со статьёй про хатха йогу.

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу.

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу.

Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.

После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, очистительные техники, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

В рамках классической йоги сформировались разные направления. Их целое множество. Мы же рассмотрим некоторые из них.

Особенности и задачи йоги шивананда

Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем. Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения.

Основатель Йоги шивананда – Свами Шивананда

Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:

  1. Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять Шавасаны (упражнение, выполняемое в определенной позе трупа).
  2. Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического. Рекомендуем статью про практику випассана.
  3. Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма.
  4. Дыхательные техники помогают взять контроль над собственным сознанием.
  5. Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду.

Каждое занятие начинается и оканчивается мантрами, позволяющими с помощью звуковых вибраций положительно повлиять на тело, дух, эмоциональное состояние.

Тантра йога – что это

Еще одно из широко известных направлений йоги – тантра йога. Она представлена системой методов, позволяющих пробудить, трансформировать и осознанно использовать сексуальную энергию. Учение основано на священных текстах – тантрах.

Стоит выделить три основных направлений в рамках тантра йоги:

  1. Черная тантра – направлена на тренировку ментальной силы, позволяющей управлять обстоятельствами и даже людьми. С ее помощью учат осуществлять желания.
  2. Белая тантра – практикуется в группах или парах. Подразумевает выход за пределы желаний и побуждений. С помощью мантр и упражнений достигается энергетическое очищение телесной и ментальной составляющей ученика. Читайте подробнее о значении мантр.
  3. Красная тантра – с помощью сексуальных практик, практикующихся с партнером, можно прийти к духовному или творческому развитию, достичь сексуального блаженства.

Данная практика помогает объединить мужское и женское начало, преодолеть комплексы путем правильного принятия собственного тела, значительно расширить сознание.

Гуру-йога как направление классической йоги

Одной из самых важных практик считается гуру-йога. Ее суть заключается в слиянии ума ученика и духовного учителя. В процессе практики происходит пробуждение Четырех состояний Просветления, когда ученик имеет возможность достигнуть благословения тела, речи и ума. Завершающим этапом практики является слияние ума ученика с умом гуру.

Выделяют три неотъемлемых принципа гуру-йоги:

  1. Желание ученика обучаться.
  2. Готовность ученика к взаимодействию с учителем. Ученик должен отвечать за свои поступки и выбор.
  3. Свобода воли и выбора ученика. Ученик не должен преклоняться учителю и беспрекословно подчиняться ему. Приветствуется только свободный выбор самого ученика.

Теперь понятно, что йога – это философия, образ жизни Индии. Практикуя ее, можно достичь абсолютно разных целей: укрепить тело и дух, улучшить физическое здоровье, приобрести уверенность, избавиться от желаний и страданий или даже освободиться от череды перерождений (сансары).

Каждая из школ йоги предлагает свои методы достижения цели, но при этом в каждой из них делается акцент на гармонии физического, духовного и ментального.

Почему буддизм – самая мирная религия?

Что такое Джайнизм? Философия и краткое описание религии

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector