Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Земля общего пользования между соседями

Земля общего пользования между соседями

Еще вчера вы беспрепятственно проезжали по проселочной дороге к дому, а сегодня на ней стоит забор. Вы не можете попасть на свой участок и не знаете, что делать. Сосед категорически отказывается открыть проезд. Страшная ситуация, не правда ли? Однако с подобными проблемами сталкиваются до 2% жителей территорий частной застройки. Рассмотрим, что является землей общего пользования между соседями и как бороться с ее захватом.

Что относится к землям общего пользования

На территориях, на которых расположена частная застройка, существует несколько вариантов земель:

  • государственная (муниципальная);
  • частная;
  • общего пользования.

Земля общего пользования необходима для того, чтобы собственника (арендаторы, пользователи) земельный участков могли беспрепятственно использовать свои земли.

На территориях частой застройки и садовых (огороднических) участках к землям общего пользования относятся:

  • дороги всех видов;
  • территории, на которых расположены объекты социально-культурной направленности (парки, скверы);
  • участки, предназначенные для удовлетворения нужд жителей (общий колодец).

Что делать, если сосед поставил забор

Популярной ситуацией является установка забора на территории общего пользования. Не всегда такая ситуация нарушает права соседей. Но факт нарушения засчитывается вне зависимости от того, были ли нарушены права соседей.

Пример. Василина разбила палисадник рядом со своим участком. Она оградила его и свою землю общим забором. Хотя ограждение не мешало другим соседям, сотрудники администрации при проверке вынесли штраф за нарушение границ. Женщина пыталась оспорить протокол об административном нарушении в суде. Однако суд подтвердил полномочия сотрудников муниципалитета.

Таким образом, возведение забора на территории общего пользования является нарушением законодательства. Это считается захватом земель муниципалитета. Так как все земли общего пользования, по умолчанию, относятся к муниципальной собственности.

В случае, если такие действия соседей привели к нарушению прав других жильцов, гражданин имеет право инициировать проверку уполномоченных органов. При выявлении факта нарушения виновник будет привлечен к ответственности.

В случае если виновник не устранит нарушение в срок, то штраф будет выписан повторно.

Что делать, если сосед перегородил дорогу

Дороги относятся к землям общего пользования. Причем речь идет не только о крупных дорогах. Землями общего пользования считаются пешеходные дорожки, межи, тропинки. Захват таких земель также запрещен законом.

Захват дорог может препятствовать проезду других соседей к своему участку, проезду спецтехники. Данный вопрос особенно актуален для крупногабаритной техники (пожарная машина, трактор).

В соответствии Гражданским кодексом, граждане должны осуществлять свои права, не нарушая прав других соседей. Поэтому строго запрещается перекрывать единственную дорогу к участку, захламлять ее мусором или перегораживать забором.

Что делать, если сосед присвоил землю общего пользования

Однако запрет зачастую не мешает гражданам присваивать землю общего пользования. При просмотре судебной практики можно встретить массу конфликтов, которые основываются на незаконном использовании общих земель.

Для решения проблемы в правовом поле необходимо следовать следующему алгоритма:

  1. Найти собственника земли.
  2. Оформить обращение к владельцу земель.
  3. Обратиться в Росреестр для привлечения виновника к ответственности.
  4. Обратиться в суд.

Считается, что в подлобной ситуации можно взыскать с виновника моральный вред. На практике подобное практически невозможно. Доказать нравственные страдания от перекрытой территории будет непросто.

Находим собственника земли

В первую очередь необходимо подтвердить, что сосед не является законным владельцем данного участка. Возможно межевые границы его надела установлены таким образом, что спорный участок относится к его собственности.

Кроме того, гражданин вполне имел право заключить с районной администрацией договор аренды и взять недостающую часть надела в аренду на 49 лет. Поэтому не исключено, что он использует его на законных основаниях.

Для выяснения личности собственника необходимо:

  1. Получить выписку из ЕГРН.
  2. Сверить информацию по плану застройки (генеральный план застройки можно посмотреть в местной администрации).

Если участок не постановлен на кадастровый учет, а также на него не распространяются права аренды и пользования, то владельцем является местная администрация. В таком случае захват носит фактический характер.

Устранить его можно обращением к собственнику.

Обращаемся к собственнику

После получения документов о фактическом захвате земельного надела, необходимо обратиться к его владельцу. Например, дорога может быть в собственности:

  • ТСЖ;
  • местной администрации;
  • в общей долевой собственности ТЖС.

Информация о захвате оформляется в письменной форме на имя руководителя ТЖС или главы органа местного самоуправления. После чего, они должны принять меры по привлечению виновника к ответственности за незаконный захват земли.

Обращаемся в Росреестр

Если собственник отказывается или не спешит привлекать виновных к ответственности, инициировать вынесение административного наказания могут и граждане. Для этого необходимо обратиться в территориальный отдел Росреестра и сообщить о самовольном захвате земель.

Росреестр – является государственным органом, который уполномочен самостоятельно привлекать к административной ответственности захватчиков земель.

Важно! Обращение в отдел полиции по вопросам, связанным с незаконным захватом земель, не принесет результат. Полиция не уполномочена на возбуждение административного дела по данным вопросам.

Обращаемся в суд

В ряде случаев возможен юридический захват земли. Это незаконное оформление прав на общую землю.

Например, на данном участке располагается единственный подъезд к наделу соседа, а виновник оформил межевания или выкупил землю у ТСЖ. В таком случае спор может быть разрешен только в суде.

Гражданин, права которого нарушены, имеет право подать заявление о прекращении права собственности, внесении изменений в ЕГРН и устранении препятствий в пользовании участком.

При обращении в суд необходимо доказать следующие моменты:

  • земля относится к территории общего пользования (землеустроительная экспертиза, анализ кадастровых планов участков и генеральных планов строительства);
  • фактические границы не соответствуют официальным (землеустроительная экспертиза).

Заявитель должен установить в иске следующие требования:

  • установить границы земельных участков;
  • признать результаты межевания неверными;
  • признать сделку недействительной (если права на участок возникли на основании выкупа общей земли у ТЖС);
  • демонтировать забор (при наличии ограждения).

Ответственность на незаконный захват земель

К незаконному захвату земель относится:

  • перенос забора за пределы границ его участка;
  • расширение пахотной территории;
  • незаконная постройка за пределами межевых границ участка.

В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ, к нарушителю применяются следующие меры ответственности:

  • для физических лиц – от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости участка (не менее 5 000 р.);
  • для должностных лиц – от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости участка (не менее 20 000 р.);
  • для юридических лиц – от 2 до 3% от кадастровой стоимости участка (не менее 100 000 р.)

Если кадастровая стоимость участка не установлена, то величина штрафа рассчитывается иначе.

№ п/пСтатус нарушителяВеличина штрафа
1Для физических лицот 5 000 р. до 10 000 р.
2Для должностных лицот 20 000 р. до 50 000 р.
3Для юридических лицот 100 000 р. до 200 000 р.

Точная величина штрафа выносится по решению административной комиссии. Однако сумма не может быть меньше минимального размера штрафа, установленного законом.

Споры между соседями относятся к нервным и не простым. Чтобы избежать личного негатива, целесообразно привлечь к разбирательству юриста. Специалист освободит вас от участив в процессе, сам подготовит иск и соберет документы. Просто опишите ситуацию дежурному юристу, и он предложит юридическую помощь.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Земли общего пользования и особенности их эксплуатации в 2020 году

Во многих населенных пунктах есть территории общественного, социального, природного, рекреационного и иного значения. Посещать их с целями, не запрещенными законом, может любой желающий, ведь это – земли общего пользования (ЗОП). Поскольку такая правовая конструкция предусмотрена российским законодательством, стоит разобраться, что относится к таким землям, как их может использовать население и что входит в нормативно-правовую базу.

Законодательная база для ЗОП

Право общего пользования землей является разновидностью природопользования. Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества.

Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 Гражданского Кодекса . Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:

  • участки находятся в государственной и муниципальной собственности;
  • территории не закрыты для общего доступа;
  • собственник не огородил участок или иным образом не обозначил, что проход через него без разрешения запрещен. Это касается частных наделов, которые могут использоваться для прохода.

Более уточненное понятие дает п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами.

Аналогичным образом ЗОП рассматривает и земельное законодательство, включая их в состав земель населенных пунктов. Так, земля общего пользования по Земельному кодексу (п. 12 ст. 85 ЗК) может входить в состав разных территориальных зон (жилых, общественно-деловых, сельскохозяйственных, производственных), но ее нельзя приватизировать или передать в частную собственность.

Вышеуказанные нормы законодательства позволяют выделить ключевые признаки ЗОП:

  • территории находятся в муниципальной или государственной собственности;
  • чаще всего они рассматриваются как земли общего пользования населенных пунктов;
  • участки общедоступны;
  • наделы и размещенные на них природные объекты использует неопределенный круг лиц;
  • для их использования в общем виде не требуется специального разрешения.

Эксплуатация территорий общего пользования регулируется не только федеральными законами, но и местными правилами застройки и землепользования. Поэтому в разных регионах и населенных пунктах состав таких земель и порядок их использования может отличаться.

Земли, отнесенные к ЗОП

В законодательстве нет исчерпывающего перечня территорий, относящихся к землям общего пользования и конкретных прав на их использование. Традиционно под ними рассматриваются земли в населенных пунктах, которые специально предназначены для общего использования.

В юридической литературе часто справедливо обозначается, что массовому использованию поддаются также участки за пределами населенных пунктов, то есть ЗОП рассматривается в более широком смысле. Так, можно выделить не менее 3 категорий земель, которые используются неограниченным кругом лиц:

  1. Земли общего пользования в населенных пунктах, то есть участки, которые изначально имеют такой юридический статус. В их состав входят:
    • пути сообщения: дороги, улицы, проезды, переулки, дворы многоквартирных домов и так далее;
    • территории удовлетворения культурно-бытовых потребностей: парки, скверы, бульвары, площади;
    • природные объекты: лесополосы, пляжи, водоемы;
    • полигоны бытовых отходов, свободные незастроенные участки и другие территории, используемые для нужд населенных пунктов.
  2. Территории, на которых расположены леса, береговые полосы, охотничьи угодья. В этом случае право общего пользования на землю не зафиксировано, но оно вытекает из права использовать эти природные ресурсы. Например, согласно ст. 11 Лесного кодекса , граждане могут свободно находиться в лесах в любых личных целях, но пребывание без использования земли невозможно.
  3. Территории в значении, указанном в ст. 262 ГК, где право использования земель предусмотрено в отношении любого публичного участка (не только в населенных пунктах), доступ к которому не запрещен, а также любой территории в частной собственности, чей владелец не ограничил к нему доступ.

Варианты использования ЗОП

В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями. Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников. Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

Особенности уплаты земельного налога с ЗОП

По мнению некоторых, особенности уплаты налога с земель общего пользования зависят от того, находится ли участок в аренде. Однако у этой позиции нет нормативного подтверждения. Согласно ст. 388 Налогового кодекса , плательщиками земельного налога являются граждане и организации, в чьей собственности/владении находятся ЗОП.

Земельные участки общего пользования, как упоминалось выше, принадлежат государству или муниципальным образованиям. Гражданское законодательство не относит государство и муниципальные образования к организациям и уж тем более к физическим лицам.

Пока ЗОП не перейдут в собственность граждан или юридических лиц, отсутствует плательщик земельного налога. Эту позицию подтверждает Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 13АП-9746/2015 по делу № А21-9107/2014.

Независимо от того, находятся ли ЗОП в аренде у частных лиц или нет, земельный налог с них не взимается.

Иная ситуация в отношении земель общего пользования садовых некоммерческих товариществ. В этом случае земля – собственность СНТ, поэтому необходимость платить земельный налог зависит от того, за счет чего образованы общие территории. Если они образованы посредством целевых взносов, налог пропорционально распределяется между членами СНТ, если за счет средств фонда СНТ – налог платит товарищество.

Ответственность за незаконное использование ЗОП

Поскольку земли общего пользования занимают обширную территорию населенных пунктов, контролирующие структуры не всегда способны следить за законностью их использования. В связи с этим некоторые граждане занимают участки без разрешения.

Самовольное занятие территории может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 7.1 КоАП , что приведет к наложению штрафа. Его размер зависит от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Если КС установлена, штраф составит:

  • для физических лиц – 1 – 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
  • для чиновников – 1,5 – 2%, но не менее 20 тыс. рублей;
  • для организаций – 2 – 3%, но не менее 100 тыс. рублей.

При отсутствии сведений о КС размер штрафа составит:

  • для физических лиц – 5 – 10 тыс. рублей;
  • для чиновников – 20 – 50 тыс. рублей;
  • для организаций – 100 – 200 тыс. рублей.

При самовольном занятии части земельного участка штраф будет присужден соразмерно захваченной территории. Если действия совершили лица, осуществлявшие коммерческую деятельность, в части применения санкций они приравниваются к организациям.

Заключение

Как правило, земли общего пользования – это территории населенных пунктов, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода, проезда или пребывания. К ним относят улицы и дороги, проспекты и бульвары, парки и сады, водоемы, пляжи и другие общественные зоны.

В широком понимании к таким землям также можно отнести другие природные объекты и иные участки государственной и городской собственности, доступ к которым неограничен. Такие территории нельзя продать или приватизировать, но их можно сдавать в аренду, например, для ведения мелкорозничной торговли.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Правила пользования землёй общего пользования: особенности и нюансы

Среди категорий земельных участков нет более свободной, чем земли общего пользования. Их нельзя сделать частными, закрыть для личного использования, выстроить жилой дом или завод. Особенности пользования землей общего пользования упомянуты в законодательстве – Земельном Кодексе, Гражданском Кодексе и региональных документах, определяющих нюансы пользования в конкретной местности. Закон даёт исчерпывающую информацию, и нарушения могут повлечь ответственность.

Для чего нужна категория земли общего пользования?

Основная цель создания таких территорий – обеспечение удобного проживания и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан. Для комфортной жизни, беспрепятственного перемещения необходимы зоны общего использования, поэтому их всегда проектируют сразу.

Эти земельные участки используются как:

  1. улицы, дворы, прилегающие территории к жилым и общественным зданиям;
  2. инфраструктура: дороги, подъездные пути;
  3. места отдыха: парки, скверы, площади, бульвары;
  4. кромка (подход, прибрежная территория) водных объектов;
  5. набережные и общественные пляжи.

Таким образом, земли общего пользования в основном находятся в населённых пунктах: городах, посёлках, в СНТ и дачных хозяйствах, и т.д. Они пригодны для публичного свободного использования. Использовать их можно любым образом, не нарушая законодательство РФ.

К землям, которые могут использоваться неограниченным кругом лиц (такое определение даёт Градостроительный Кодекс), относятся не только территории в границах населённых пунктов, но и официально созданные национальные парки, заповедники, заказники. А так же:

  • лесополосы;
  • берега водных объектов за пределами населённых пунктов;
  • охотничьи угодья.

На эти объекты распространяется действие Лесного и Водного Кодекса.

Особенности правового статуса

Согласно Земельному Кодексу и Федеральному закону 178-ФЗ земли общего пользования не могут находиться в частных руках. Их нельзя приватизировать или выкупить как для своих, так и для общественных нужд.

Так как у каждого участка земли на территории РФ есть владелец, территории общего использования тоже имеют хозяина: муниципальное образование, на территории которого участок находится. Именно органы государственной власти ответственны за содержание, развитие и охрану земель общего пользования.

Ст.262 ГК РФ предполагает:

  • возможность граждан свободно проходить и перемещаться по территориям, отнесённым на кадастровом плане к землям общественного пользования;
  • право использовать любые ресурсы на этих землях, если способ использования не противоречит законодательству (в сквере можно собирать осенние листья, но нельзя по своему желанию спиливать деревья);
  • запрет на приватизацию;
  • запрет на постройку капитальных строений.

Представители государства могут огораживать участок земли общего пользования, если:

  • расположенные за ограждением объекты могут нанести вред здоровью и жизни граждан;
  • эти объекты нуждаются в усиленной охране;
  • проводятся ремонтные работы, которые будут затруднены, если по территории начнут ходить граждане.

Оградить участок просто так не имеет право даже представитель государства. Однако, даже если есть конкретный запрет на перемещение по территории, гражданин может по ней пройти, если не причинит ущерб и беспокойство собственнику.

Нюансы сделок с участием территории общего пользования

Территории общего пользования запрещено выкупать, но можно использовать на правах краткосрочной аренды или краткосрочной передачи в безвозмездное пользование.

В зависимости от содержания договора бывает разрешено:

  • возведение некапитальных объектов;
  • установка торговых точек, ларьков;
  • создание рекреационной зоны за счёт средств арендатора с целью последующего получения прибыли (например, торговые точки на территории парка).

Цена договора аренды варьируется в зависимости от кадастровой стоимости земли, условий использования и региона. Срок, на который заключается соглашение, не может превышать трёх лет (в некоторых субъектах пользоваться землёй общественного пользования можно не более года).

Публичные и непубличные места

Публичными считаются те территории, которыми ежедневно пользуются граждане с разными целями: кто-то идёт до места работы, кто-то гуляет, кто-то проходит мимо в магазин и т.д. Но существуют так же непубличные места, которыми пользуется гораздо меньше людей. К непубличным зонам общественного пользования относятся:

  • подъездные пути к домам в частном секторе;
  • земля общего пользования между соседями в СНТ и т.д.

Спорные ситуации возникают, когда частные территории тесно переплетены с общими дорогами или площадками. Например, в садовых кооперативах собственники частенько переносят ограждение своего участка, расширяя его за счёт общей территории. Межевание и обращение в суд всегда остаются на стороне потерпевших, так как увеличивать свой участок таким образом недопустимо.

В целом, территория СНТ или закрытых посёлков относится одновременно к частным и общим. Земля, как правило, принадлежит не государству, а правлению или организации-застройщику. Находится обычно под охраной, и допускаются на неё только члены кооператива (СНТ, жители посёлка) и их гости по предварительному информированию охраны. За ограждением территория поделена на зоны: частные и общие, использовать которые могут все члены кооператива.

Они обязаны своими силами:

  • содержать общественную зону (в основном, это дороги и подъездные пути) в чистоте и сохранности;
  • не захватывать её для личных нужд.

Обычно содержание территории берёт на себя правление или застройщик, они устанавливают цену за эти услуги и берут плату со всех собственников.

Налоговое бремя

Ст.388 НК РФ определяет порядок уплаты земельного налога: он взимается только с собственников. Возложить обязанность платить в казну на арендатора нельзя. Поэтому до тех пор, пока земля общественного пользования не сменит категорию и не перейдёт в собственность частному лицу или организации, бюджет не пополняется за счёт этих участков.

Если земля находится в собственности СНТ, налог определяется методом, с помощью которого было образовано товарищество:

  • налог делится между членами кооператива или товарищества, если оно было образовано через целевые взносы;
  • налог остаётся за правлением СНТ, если оно было создано за счёт фонда СНТ.

Нарушения использования и административная ответственность

К нарушениям относятся:

  • нецелевое использование с нарушением общественного порядка;
  • нанесение вреда территории, её обеднение;
  • самовольный захват.

Все эти действия квалифицируются как административные правонарушения с наложением штрафов. Размер определяется КоАП. Он зависит от тяжести деяния и от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Для физических и юридических лиц размеры штрафов, как всегда, разные.

Нюанс: если самовольный захват осуществило частное лицо и вело на земле общего пользования коммерческую деятельность, оно приравнивается к юридическим лицам с соответствующим ростом штрафных санкций.

Заключение

Общими землями могут пользоваться граждане в своих целях, если они не мешают собственнику – государственным и муниципальным структурам. Запрет на использование должен быть мотивирован. Налоги с этих земель не платит ни государство, ни арендаторы.

PRO новостройку +7 (495) 725-58-91 (Москва)

Бесплатная консультация юриста по недвижимости — договоры, оформления сделок, выселение/заселение

3 основных этапа раздела земли между соседями и собственниками

Распоряжаться частью земельного участка или его долей законодательно невозможно. Для того, чтобы оформить часть участка как объект прав, необходимо провести его раздел. Чтобы деление участка не стало хождением по мукам, стоит понимать алгоритм действий этого процесса и знать правовые основы.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (495) 725-58-91 . Это быстро и бесплатно !

Правовые основы раздела земли

Раздел земельного участка – сложная процедура, которую регламентируют несколько нормативных актов:

  • Земельный кодекс содержит общую информацию о разделе участка, о требованиях, предъявляемых к участкам, которые подлежат делению и образуются по итогам раздела.
  • Гражданский кодекс определяет, каким образом решаются судебные вопросы в отношении раздела участка.
  • Постановление правительства об утверждении правил присвоения адресов даёт понимание, каким образом идентифицируются вновь образованные участки.
  • Закон о государственном кадастре содержит сведения о постановке участков на кадастровый учёт.
  • О порядке регистрации права собственности можно узнать в ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
  • Градостроительные регламенты формулируют нормы застройки и установления границ земельных участков.
  • Из налогового кодекса можно узнать размеры государственных пошлин, за регистрацию участка и его постановку на кадастровый учет.

Раздел участка регламентируют несколько нормативных актов.

Способы образования земельных участков

Земельные участки, согласно земельному кодексу, образуются в четырёх случаях:

  1. Объединение – из двух или нескольких участков образуется один.
  2. Перераспределение – несколько соседних участков меняют общие границы.
  3. Раздел – из одного участка образуется два или более.
  4. Выдел – из одного участка образуется два и более, при сохранении исходного участка в измененных границах.

Что такое раздел земли и зачем это нужно?

Деление земельного участка представляет собой совокупность геодезических и кадастровых работ, при которых из одного образуется два и более участка.

Поделить участок может понадобиться в следующих случаях:

  1. Участок большой площади делится на два и более с целью продать участки, превышающие необходимую собственнику площадь.
  2. Участок, отвечающий необходимым требованиям, делится при разделе имущества в бракоразводном процессе.
  3. Часть участка сдаётся в аренду.
  4. Участок делится для использования его частей в разных целях, т.е. на часть земли требуется сменить целевое назначение.
  5. Несколько владельцев приняли решение разделить общий участок для регистрации земли каждым из собственников, с целью использования каждым своей доли.

Раздел участка проводится только по инициативе собственника или собственников земельного участка.

Алгоритм действий при разделе земельных участков

Данная процедура совершается в три этапа:

  1. Межевание участка с его делением.
  2. Постановка участков на кадастровый учет.
  3. Регистрация прав на новые участки. Присвоение им почтовых адресов.

Каждый из этих шагов при разделе участка имеет особенности и нюансы, которые стоит учитывать.

Межевание участка: 2 основных варианта

При разделе есть два варианта межевых работ:

  • Работы для уже отмежеванного участка;
  • Раздел участка, межевание которого ранее не проводилось.

Работы по межеванию земельных участков проводят коммерческие компании, имеющие на это лицензию. При делении ранее не отмежеванного участка:

  1. Геодезисты выезжают на местность для определения координат всех необходимых точек, границ существующего участка и границ участков, образовывающихся, съемки фактической ситуации территории, т.е. находящихся на участке объектов недвижимости, коммуникаций, заборов и других.
  2. Кадастровый инженер на основании всех имеющихся документов, данных Росреестра и геодезической съемки формирует межевой планисходного участка;
  3. Границы исходного участка согласовываются с собственниками смежных участков и уполномоченными органами местного самоуправления, на основании этого составляется акт согласования;
  4. На основании данных существующего межевого плана и пожеланий всех собственников участка инженер по кадастру, основываясь на требованиях законодательства, формирует межевые планы для образовывающихся участков.

Если участок был отмежеван ранее и стоял на кадастровом учете, то выполняется только последний пункт. После всех согласований, геодезисты выедут на участок еще раз и отметят на местности границы новых участков.

Как поделить участок на два?

  • Вновь образованные участки должны соответствовать нормам предельно допустимых размеров, как минимальных, так и максимальных.
  • Участки, образованные в результате деления, принадлежат той же категории земель, что и исходный участок.
  • За участками после раздела сохраняются целевое назначение и разрешённое использование.
  • Участки не должны располагаться по разные стороны границы любых населенных пунктов.
  • Все вновь образованные участки должны иметь возможность подъезда.
  • Участки должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к земельным участкам, установленным градостроительными регламентами и иными нормативными актами.

Хотите приватизировать дачный участок? Читайте здесь подробную инструкцию.

Кадастровый инженер формирует новые участки на основе пожеланий всех участников процесса.

Кадастровый учёт: порядок и необходимые документы

В территориальное отделение Росреестра, для постановки участков на кадастровый учет, подаются следующие документы:

  • Межевой план на каждый новый участок.
  • Имеющиеся правоустанавливающие документы на старый земельный участок.
  • В случае, если собственник у делимого участка не один, то – Соглашение о разделении участка, составленное в произвольной форме и указывающее, каким образом было принято решение разделить участок.
  • Заявление. Пишется от всех собственников земельного участка.
  • Квитанция об оплате пошлины.

В территориальном отделе Росреестра, на основании поданных документов, вновь образованные участки в течение десяти дней поставят на кадастровый учёт с присвоением им новых уникальных кадастровых номеров. Владельцу земельного участка выдадут кадастровые паспорта на все новые участки.

Если хотите изменить разрешенный вид использования земельного участка, читайте эту статью.

Регистрация права собственности на землю

После присвоения кадастровых номеров, новым участкам необходимо получить почтовые адреса. Для этого следует обратиться в департамент архитектуры и градостроительства с пакетом документов и соответствующим заявлением.

Для получения свидетельств о собственности на новые земельные участки необходимо в Росреестр обратиться с соответствующим заявлением, паспортом, кадастровыми паспортами земельных участков. Если собственник не один, также необходимо будет соглашение о разделе земельного участка на описанных условиях.

Цена вопроса

При разделе участка возникают траты на оплату пошлины и межевания:

  1. Пошлина за регистрацию права собственности на каждый участок, образованный после деления, составляет две тысячи рублей. Если это участки предназначены для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества и других целей, указанных в ст. 333.33 Налогового кодекса, то пошлина составит триста пятьдесят рублей.
  2. Со стоимостью межевания не всё так однозначно. Она зависит от необходимого варианта межевых работ (просто раздел или с предварительным межеванием исходного участка, раздел на два или более) и варьируется по регионам. От пяти-семи тысяч за простой раздел в регионах, до десятков тысяч за полное межевание в центральных регионах страны.

Все процедуры по разделу участка происходят согласно земельному кодексу РФ.

Как поделить землю между собственниками и между соседями?

Всё вышеописанное касается стандартных ситуаций и в самой упрощённой форме. Но часто в земельных отношениях не всё так просто и гладко. Если участок находится в собственности не одного лица, то может возникнуть ситуация, когда видение границ участков после раздела у всех собственников своё.

Если не получается найти консенсус и оформить его в Соглашении, то вопрос решается через суд. Подсудность дела определяется Гражданским кодексом.

Если между собственниками исходного земельного участка достигнуто взаимопонимание в вопросе установления границ участков при разделе, то оно оформляется Соглашением. Соглашение об установлении границ участков при разделе пишется в свободной форме, подписывается заинтересованными лицами и не требует нотариального заверения.

В Соглашении стоит указать информацию, каким образом и на каких условиях решено делить участок. Данное соглашение прилагается к межевому плану и предоставляется в Росреестр.

Оформление дарственной на землю — подробную инструкцию читайте в этой статье.

Если не удается найти компромисс, решение принимается через суд.

В той ситуации, когда нет возможности найти владельцев соседних участков для согласования границ, им отправляются заказные письма с уведомлением, содержащие информацию о требующемся согласовании. Если ситуация не изменилась, граница считается согласованной. Документы, подтверждающие отправку писем, прикладываются к межевому плану.

Если владельцы соседних участков имеют претензии к установленным границам, то они выражают их в письменной форме. Если письменного несогласия не получено, границы считаются согласованными. При этом к межевому плану прилагаются документы, подтверждающие уведомление данных лиц в требующемся согласовании.

Если обоснованные возражения соседей оформлены письменно, они прилагаются к межевому плану. Записи о несогласии вносятся в акт согласования границ. Возникшая спорная ситуация решается в установленном законом порядке.

Процедура раздела земельного участка, на первый взгляд, достаточно сложная и запутанная. Однако, если всё систематизировать, обобщить и действовать поэтапно, то алгоритм действий становится предельно простым и понятным.

Полную информацию о разделе земли вы можете узнать, посмотрев это видео:

Как оформить в собственность землю общего пользования

Содержание статьи
    1. Самовольный захват земли общего пользования
    2. Незаконный захват земли общего пользования
    3. Разрешение земельных споров
        1. Как оформить землю в собственность
        2. Юрист по земельным спорам
    4. Резюме

Законом определен перечень категорий земель, которые могут передаваться в собственность граждан и юридических лиц. Отдельные территории, предназначенные для общего пользования граждан и обеспечения муниципальных нужд, практически полностью исключены из гражданского оборота.

Самовольный захват земли общего пользования

К землям общего пользования, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся дороги и улицы, водные объекты и прибрежные зоны для общего пользования граждан, парковые зоны населенных пунктов, иные аналогичные территории. Ключевым назначением таких земель является обеспечение общественных, государственных и муниципальных нужд.

На бытовом уровне к землям общего (совместного) пользования можно отнести:

  • неразграниченные территории садоводческих некоммерческих и иных товариществ, если земля предоставлялась для совместной обработки, ведения личного хозяйства, садоводства и огородничества;
  • территории с неопределенным правовым статусом между участками, принадлежащими гражданам на праве собственности (такие ситуации нередко возникают, если давность предоставления участков не позволяет найти правоустанавливающие и межевые документы);
  • участки под домовладениями, в которых проживает сразу несколько семей (при выделении такого жилья права на земли могли вовсе не оформляться).
Обратите внимание!

В перечисленных случаях права на участок можно оформить в результате выдела своей доли, межевания, или согласования границ.

В отдельных случаях земли общего пользования могут передаваться во временное пользование гражданам и юридическим лицам. Это может быть связано с ведением предпринимательской деятельности, для возведения временных объектов торговли, для проведения культурных, спортивных и иных мероприятий. В этом случае заключается договор аренды с муниципальным образованием, владеющим земельным фондом.

Самовольный захват земли общего пользования является наказуемым деянием. Ответственность будет наступать, если виновное лицо, занимающее участок или его часть, не имеет соответствующих прав. Это относится не только к захвату земель общего пользования, но и к частным или арендованным участкам. Наказание назначается в следующих размерах:

  • частным лицам грозит штраф от 1 до 1,5% кадастровой стоимости участка, но не менее 5 тыс. руб.;
  • должностные лица заплатят в бюджет от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости, но не менее 20 тыс. руб.;
  • организации и ИП получат штраф от 2 до 3% от кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. руб.
Обратите внимание!

Если кадастровая стоимость участка не определена, будет применяться санкция в фиксированных денежных суммах. Граждане заплатят от 5 до 10 тыс. руб., должностные лица от 20 до 50 тыс. руб., предприятия от 100 до 200 тыс. руб.

Выявить самовольный захват участка может сам собственник, уполномоченные представители муниципалитета, земельные инспекторы. Основанием для назначения штрафа является административный протокол, а перечислить его нужно в муниципальный бюджет.

Кроме уплаты штрафа, виновное лицо будет обязано компенсировать ущерб почвенному слою, зеленым насаждениям и знакам ограждения, убрать незаконные постройки, фактически освободить территорию. Для этого может подаваться гражданский иск в суд.

Незаконный захват земли общего пользования

При отсутствии прав на участок, любые виды пользования им будут рассматриваться как нарушение закона. Незаконный захват земли общего пользования может выражаться в следующих формах:

  • перенос межевых знаков и ограждения на чужую территорию;
  • возведение построек на чужом участке либо землях общего пользования без разрешения правообладателя;
  • пользование землей после истечения срока аренды или иного временного права владения;
  • самозахват земли муниципального фонда.

Пока не будут оформлены права на неразграниченный участок, возникают основания для административной или гражданской ответственности. Как нарушение будет рассматриваться и ограничение доступа граждан к землям общего пользования (например, при возведении забора или иного ограждения перед прибрежной зоной водоема).

Чтобы устранить нарушение, можно оформить права на участок, если это позволяет закон. Для этого нужно обратиться в муниципалитет, заказать межевание, определить границы и согласовать их с владельцами смежных участков. После выполнения этих процедур, нужно зарегистрировать право собственности или арендный договор через Росреестр.

Разрешение земельных споров

Большинство земельных споров связано с нарушением чужих прав. Помимо самовольного захвата территорий общего пользования, предметом спора может являться:

  • раздел общего участка или выдел своей доли;
  • разграничение земель между участниками садоводческого некоммерческого товарищества;
  • определение границ между двумя и более смежными участками;
  • нарушение мест размещения межевых знаков и ограждений;
  • причинение ущерба почвенному слою, загрязнение и захламление земли;
  • нарушение целевого назначения и разрешенного вида использования участка.

Разрешение земельных споров проходит путем согласования между участниками конфликта либо в судебном порядке.

Как оформить землю в собственность

Если участок не относится к землям общего пользования, его можно оформить в частную собственность. Закон допускает следующие варианты оформления земли в собственность:

  • путем выкупа на аукционе либо без проведения торгов;
  • путем регистрации прав после возведения индивидуального дома;
  • при выделе участка из земель СНТ или иного некоммерческого товарищества;
  • путем оформления прав по сроку приобретательной давности;
  • путем выделения земли из муниципального фонда на безвозмездной основе (например, многодетные семьи могут бесплатно получить участок для строительства дома).
Обратите внимание!

Если участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ, его можно переоформить в собственность в упрощенном порядке. При отсутствии документов о выделении земли, право собственности можно подтвердить через суд.

Как оформить землю в собственность? В зависимости от оснований приобретения прав на участок, необходимо выполнить следующие действия:

  • получить выписку у управления СНТ о границах личного участка либо постановление муниципальных властей;
  • обратиться к кадастровому инженеру для межевания и определения границ;
  • получить межевой план и акт согласования границ (если соседи откажутся ставить подпись в акте, добиться согласования можно через суд);
  • пройти процедуру кадастрового учета и регистрации права собственности;
  • получить выписку ЕГРН, подтверждающую возникновение права собственности.

Точный перечень формальностей, которые нужно соблюсти при закреплении прав на землю, лучше заранее уточнить у юриста.

Юрист по земельным спорам

Процедура разрешения земельных споров характеризуется повышенной сложностью, а обойтись без юридической поддержки проблематично. Юрист по земельным спорам оказывает помощь по следующим направлениям:

  • консультационная поддержка на всех стадиях оформления прав на землю и урегулирования споров;
  • сопровождение процедуры выделения земли через муниципалитет либо гражданских сделок;
  • представительство интересов в судебных учреждениях, государственных и муниципальных ведомствах;
  • помощь в отстаивании интересов по административным делам о самовольном захвате земель;
  • оформление юридически значимых документов (исковые заявления, договоры, жалобы).

Поддержка юриста позволит устранить затягивание сроков оформления документов, нарушения со стороны чиновников, незаконного привлечения к ответственности.

Резюме

Земли общего пользования предназначены для обеспечения общественных, муниципальных и государственных нужд. Приобрести их в собственность нельзя, а самовольный захват повлечет наложение административного штрафа. Если земля не исключена из оборота, оформить участок можно путем выкупа из муниципального фонда, выдела из территории садоводческого некоммерческого товарищества, признанием права собственности через суд.

Чтобы отстоять свои интересы в земельном споре, быстро оформить права на участок, воспользуйтесь помощью наших юристов. Получить разъяснение закона и консультацию вы можете по телефону или через форму обратной связи.

Земли общего пользования в населенных пунктах и в СНТ

При рассмотрении и решении вопросов, связанных с земельными участками и межеванием часто возникают вопросы по объектам общественного значения. Большая часть аспектов касается правового регулирования вопросов использования данных территорий. Немаловажным в данной случае является необходимость определения их принадлежности, особенно если речь идет о совместном использовании.

  • 1 Что такое земли общего пользования?
    • 1.1 Земли общего пользования в населенных пунктах
    • 1.2 Земля общего пользования между соседями
  • 2 Межевание земель общего пользования в СНТ
    • 2.1 Оформление земель общего пользования в собственность СНТ
    • 2.2 Как поставить земли общего пользования на кадастровый учет в СНТ
    • 2.3 Налог на земли общего пользования в СНТ в 2018 году
  • 3 Незаконный захват земли общего пользования
    • 3.1 Похожие

Что такое земли общего пользования?

Земли общего пользования по Земельному кодексу регламентируются статьей 85. Она указывает на следующий перечень таких объектов:

  • площади и улицы;
  • проезды, автомобильные дороги;
  • набережные, парковые зоны;
  • водные объекты и пляжи.

Статья 85 ЗК РФ также указывает, что земли общего пользования не подлежат передаче в частную собственность. Однако в судебной практике возникают ситуации, когда определенные объекты могут быть сданы в аренду. Такие действия проводятся с обязательным условием о том, что их использование не будет ограничено ни в коей мере.

Земли общего пользования в населенных пунктах

В населенных пунктах объекты общего пользования могут быть причислены к определенным территориям. Данное распределение необходимо для назначения ответственности за обслуживание и содержание таких участков. В отдельном порядке возникает при этом вопрос, можно ли взять в аренду землю общего пользования.

Судебная практика показывает, что аренда таких объектов возможна в том случае, если будут обеспечены все условия для их функционирования. Также регулируется ситуация, когда на участке, который определяется в общественное использование, уже находятся объекты частного владения. В этой ситуации допускается сдача земли под указанной недвижимостью в аренду на срок до 49 лет.

Земля общего пользования между соседями

Вопросы земельных споров актуальны для всех владельцев земельных участков. Особенно часто они возникают между соседями, и не последнее место занимает совместное использование общественных участков.

Обычно земельные споры возникают касательно дорог и подъездов к отдельным земельным участкам. Нередко судебная практика фактически позволяет одному из соседей контролировать дорогу, которой пользуются и другие владельцы. Подразумевается, что он не должен при этом ограничивать движение. Однако часто возникает ситуация, когда такой сосед передвигает забор, сужая проезд до минимально возможного.

В такой ситуации необходимо решать вопрос через суд, возможно проводить межевание. Если имеются документы, подтверждающие, какая территория должна отводиться под проезд — можно его вернуть. Однако если таких документов нет, но при этом есть межевание у соседа, указывающее на правомерность установленного забора — в этом случае что-то решить будет весьма проблематично.

Межевание земель общего пользования помогает определить в законном порядке границы территории. В этом случае исключаются любые попытки захвата или незаконного продвижения.

Межевание земель общего пользования в СНТ

СНТ — садовое некоммерческое товарищество, которое предполагает выделение земельного надела под ведение огорода и соответствующей хозяйственной деятельности. Однако как и для любого иного типа территории для полноправного владения такой территорией должен быть оформлен кадастровый паспорт. Он включает в себя определение границ и план всех имеющихся построек.

Межевание территорий, которые определены для общественного использования, осуществляется для разграничения всех соседних наделов. При этом оно может проводиться и в том случае, если право на собственность такой территории имеется у отдельного частного лица. В этом случае однако должно соблюдаться основное условие в предоставлении доступа к используемому объекту.

Оформление земель общего пользования в собственность СНТ

В отношении земельных участков совместного использования в СНТ в 2018 году часто возникает вопрос, оформлять их в собственность товарищества или нет. Такой обязанности в переоформлении перед СНТ по законодательству не имеется. Поэтому необходимость переоформления рассматривается им в индивидуальном порядке.

То есть при наличии ранее оформленных документов, которые соответствует действовавшим нормативам, допускается отсутствие современного кадастрового паспорта. Однако для возможности в полной мере оформлять новые документы без задержек и осложнений, рекомендуется все же привести документацию в соответствие с текущими стандартами.

Как поставить земли общего пользования на кадастровый учет в СНТ

Для постановки земли общего пользования в садовом товариществе на кадастровый учет необходимо предоставить следующую информацию:

  • схемы расположения земельных участков согласно межеванию, указание собственников, а также тех территорий, которые назначаются в общее использование;
  • подтверждение правомерности использования выделенных территорий — документы на использование и получение наделов;
  • данные по учредительной документации садового товарищества.

Все документы предоставляются в органы местного самоуправления. На основании проведенного межевания и предоставленной информации разрабатывается план территории, с указанием как частных земельных участков, так и объектов общего пользования. (О том, как поставить на учёт мотоцикл, читайте по ссылке:)

Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ предписывают при этом, что отдельная приватизация допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ. При этом не допускается возможность определить в частное или долевое использование старых объектов. К примеру имеется дорога. Если соседи скинутся и проведут ее улучшение — они не смогут оформить долевую собственность на нее, поскольку она уже числилась по документам.

Налог на земли общего пользования в СНТ в 2018 году

Вопрос о налогообложении земель общего пользования в садовых товариществах является актуальным для всех участников. Часто возникают ситуации, когда налог просто распределяется в равной степени на всех, без учета льгот и их возможностей.

Чтобы определить порядок внесения платежей, необходимо обратиться к правоустанавливающим документам. Если во владении указанной территории перечислены конкретные лица, то налогообложение распределяется между ними. Если такого перечня не имеется, то налоговый сбор взимается с товарищества. Внутреннее поступление взносов на уплату налогов определяется общим собранием.

Расчет размера сборов основывается также на документах, подтверждающих право на данные территории. При отсутствии кадастрового паспорта и постановки на соответствующий учет, размер определяется по общему положению, установленному в регионе.

О том как выйти из СНТ читайте по ссылке:

Незаконный захват земли общего пользования

Незаконный захват земли общего пользования не является редкостью. Сдвиг забора, незаконная постройка за его пределами, расширение пахотной территории — такие случаи бывают достаточно часто.

Законодательство указывает, что в случае самовольного расширения территории, назначаются штрафы:

  • от 500 рублей до тысячи для физических лиц;
  • от одной до двух тысяч — для должностных лиц;
  • от двух до 20 тыс. — для юридических.

Жалоба на захват, незаконное строение или иное нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Такие заявления принимаются от любых лиц, как юридических, так и физических. Однако важным условием становится правильное оформление документа.

Похожие

Многие граждане сталкиваются с завышенными налогами на земельные участки. Постепенное или единовременное повышение выплачиваемой суммы…

Сегодня существуют различные ситуации относительно права пользования жилой недвижимостью. К примеру, гражданин, будучи прописанный в квартире, может…

Многоквартирный дом — недвижимость, которая состоит из двух и более квартир, имеющих индивидуальные выходы на…

Каждый гражданин, который лишается права пользоваться имуществом, обретает серьезные проблемы. Речь идет о жителей разных категорий.…

По вопросу утраты права распоряжения жилой площади необходимо привлечь профессионального адвоката. Именно он поможет разобраться…

Акт общего сбора жильцов МКД отражает решения, принятые на собрании собственников. Если не все согласны с…

Межа раздора. Как поделить землю, сохранив дружбу с соседями

Можно сколько угодно издавать всё новые законы и вносить поправки в действующие, только суть остаётся прежней: люди плохо разбираются в вопросе межевания земли.

Подтверждение тому — огромное количество вопросов, поступающих в суды, Росреестр, административные учреждения и в редакцию «АиФ». Попробуем разобраться, что к чему.

Чья земля?

«В соответствии с Гражданским кодексом РФ, если гражданин пользуется земельным участком в течение 15 лет и никто не заявил на него прав, он имеет возможность стать его собственником. Однако участок не может быть ничейным. В любом случае есть собственник: физическое или юридическое лицо либо государство. Чтобы найти его владельца, нужно обратиться за информацией к председателю ТСН или в местную администрацию. Далее — предоставить собственнику «ничейного» земельного участка доказательства, что вы облагораживали его долгие годы. После чего — согласовать условия предоставления земли в вашу собственность. Если не добьётесь нужного вам решения, советую обратиться в суд, поскольку правда на вашей стороне», — рекомендует юрист Кристина Михеева.

Не исключено, что земельный участок был заброшен, стал не нужен или про него забыли наследники. Ситуаций много, а выход один – разыскать собственника и решить вопрос «полюбовно». В противном случае – обратиться в суд.

Спроси соседа

Ещё одна ситуация, которая может стать причиной разногласий, — забор между соседями.

«Если земельный участок находится в общей долевой собственности, то забор и другие ограждения, поставленные совместными усилиями, являются общей собственностью и могут использоваться соседями на равных основаниях, а затраты на их удержание соседи также несут поровну. Если один из них захочет снести забор или другое межевое сооружение, ему придётся получить согласие соседа. Если он будет против, вопрос придётся решать в судебном порядке», — отметила Кристина Михеева.

Пользование смежными земельным участком, находящимися в общей собственности, может быть только по общему согласованию.

«Если участок размежёван, будет проще: каждый из собственников может (в соответствии с определенными границами) потребовать убрать соседскую постройку (сарай, забор) со своей земли. А сами собственники не должны размещать какие-либо постройки на чужом земельном участке. И ещё: всегда, во всех случаях нужно смотреть план межевания!» – напоминает юрист.

Тропу не поделили

Возможна и такая ситуация: дачники не могут поделить тропу между своими участками.

Не исключено, что земельный участок, который все принимают за тропу, находится в собственности одного из дачников (в соответствии с межевым платном). А ходить по ней стали все, кому удобно.

«В данном случае все, кто желает пользоваться этой тропой, созывают собрание ТСН и принимают решение, как и в каком порядке она будет использоваться. Собственник, скорее всего, будет против, поскольку это часть его земельного участка, а соответственно, он имеет полное право установить табу на передвижение по его территории. Если кого-то такое решение не устроит, можно обратиться в суд», — советует Кристина Михеева.

Границы размыты

Межевание необходимо для уточнения границ и размера земельного участка, для решения спорных ситуаций с соседями. Потребуется эта процедура и в том случае, если собственник собирается включить земельный участок в состав наследства, а также в случае его приватизации, то есть при отсутствии у владельца и пользователя свидетельства о регистрации права собственности на него. Межевание необходимо и при отчуждении земли — в случае купли-продажи, мены или дарения.

Несмотря на очевидные плюсы межевания: экономия денег и времени, если речь идёт об упрощённой системе, данная процедура имеет и целый ряд минусов.

«Межевание – это определение конкретных границ и точек земельного участка. При упрощёнке конкретные границы не определены, а просто в Росреестре закрепляется за собственником некий земельный участок с площадью, указанной в старом свидетельстве, расположенном «где-то примерно там», который схематично отражается в кадастровом паспорте, — отметила Кристина Михеева. — Кроме того, в паспорте будет указана фраза «границы в соответствии с законодательством Российской Федерации не определены».

Ещё одним минусом является то, что на земельном участке, границы которого чётко не определены, найти покупателя труднее. В дальнейшем, у новых собственников могут возникнуть проблемы как с соседями, так и с органами власти.

Определение земельных участков общего пользования

Земельные участки, расположенные в России, имеют разное целевое назначение. Наделы для общего пользования позволяют людям воспользоваться пространством для собственных нужд без уточнения разрешения для проведения мероприятий. При отсутствии ограждения частной территории, она является общедоступной для других людей. Последние могут проводить там время по-своему усмотрению без причинения вреда собственнику.

Территория общего пользования – это надел, который позволяет людям пользоваться землей и находиться там без ограничений по времени. Они имеют полное право собирать грибы, ягоды на данной территории, посещать культурные объекты.

В законодательных актах не уточняется перечень, где указывается, какие именно земли относят к такому правовому статусу. В правовых актах описана только расшифровка и санкции за несанкционированное завладение наделом.

В юридической практике такие территории представлены и за пределами города для использования. Здесь можно выделить не менее 3 категорий территорий, используемых неограниченным количеством людей.

К землям населенного пункта, имеющим представленный статус, относят:

  • все что находится на улице: дороги и проезды, дворовая территория;
  • парковые зоны и пляжи, водоемы;
  • лесополоса;
  • площади и бульвары;
  • полигоны для вывоза отходов, недостроенные здания, иные площадки, которые используются для нужд субъектов.

Также выделяют земельные территории с расположенным на них лесом, беговыми полосами. Права на использование и приобретение данной категории земли не может оформляться документально, поэтому статус вытекает из права использования природных ресурсов.

Третьей категорией становится публичный участок. На основании стать 262 ГК, можно использовать такой участок в качестве общего, если доступ к нему не запрещен. Здесь стоит отметить и наделы, которые приобретены уже в частную собственность, но не огорожены гражданином. То есть каждый человек приобретает право для прохода через чужой участок.

Правовой режим

Территория общего пользования и Земельный кодекс оговаривает все требования по использованию земельного надела. Согласно действующим правовым актам, надел для общего использования обязан находиться во владении государства или же организаций местного муниципалитета. Такие наделы запрещается приватизировать по закону.

Территория для общего пользования это наделы для использования всеми людьми. Площадь вправе быть огорожена специальным забором, что позволяет показать запрет людям для времяпрепровождения на указанном пространстве. Если владелец территории никак не обозначил это владение, то любой человек вправе пройти через надел без ограничений.

Основа для выполнения – это хорошее отношение к чужой собственности, соблюдение выдвинутых требований от собственника, а также не причинение ущерба земельному участку. При возникновении его человек должен выплатить штраф. В законодательной базе оговаривается возможность неограниченного использования территории на бесплатной основе. То есть каждый гражданин вправе получить необходимые удобства и использовать их на выделенном наделе.

Регулирование вопроса о землях общего пользования лежит на ключевых нормативных актах – ГК и ЗК. Именно они регулируют все основные вопросы, в том числе эксплуатацию любого статуса земель, расположенных в городе или деревне.

ГК оговаривает статусы, а также утверждает основные требования для приобретения и владения наделом. В правовом акте используется подробная информация о статусе назначения. ЗК контролирует человека, чтобы он использовал земельный участок в соответствии с выделенным целевым назначением.

Особенность земельных участков общего пользования – статус принадлежит сразу нескольким правовым институтам. Именно поэтому на них распространяются и местные правовые акты. Но распространяться нормативная документация может только в том ситуации, если она не противоречит федеральному законодательству. То есть федеральное законодательство должно исполняться в первую очередь, если происходит конфликт между правовыми актами.

Право прохода через чужой участок

Нередко происходит самозахват территории для общего пользования другими людьми или предпринимателями. Тогда приходится бороться за земельный участок для общего пользования, если самозахват был юридически не проведен по документам.

Если у человека имеется документальное подтверждение права владения землей, то он автоматически получает право на использование опций, которые представлены на земельном наделе. Но это допускается, если иного не предусмотрено в законодательстве. Новый владелец вправе совершать действия по отношению к территории по своему усмотрению, но с обязательным исполнением предназначения и правового формата.

Владелец вправе сделать ограждение земельного надела, чтобы другие люди не посещали его участок и не использовали его по своему усмотрению. Совершать походы, где установлено ограждение, другие люди не вправе.

ВАЖНО: если собственник так и не оградил территорию, то она автоматически считается общим наделом, и люди вправе использовать земельный участок по своему усмотрению. Но они не имеют права наносить ущерб объектам, расположенным на нем. При нанесении ущерба они отвечают по всем установленным правилам.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Права собственника данного земельного участка указаны в Земельном кодексе. Как было сказано ранее, он вправе огородиться. Но если он этого не сделал, то может получить ущерб своему имуществу.

Причинение ущербов собственнику – это частая судебная практика. Все собственники земли на свое усмотрение вправе как установить ограждение, так и позволить другим людям пользоваться наделом. Если было нарушено спокойствие собственника и причинен ущерб имуществу, то владелец земельного участка вправе подать в суд на обидчика. В исковом заявлении он потребует устранения нарушений.

Что грозит за самовольный захват чужого участка

Ответственность за незаконный захват земельного участка указана в статье 7.1 Кодекса об административном правонарушении. Также данная ситуация может попадать под уголовную статью, если истец докажет, что самозахват сопровождается иными нарушениями. В частности, мошенническими действиями.

Штрафная санкция зависит от нескольких критериев:

  • постановка на кадастровый учет;
  • ценовой диапазон.

Вся административная ответственность указана в КоАП. Вне зависимости от статуса правонарушителя – собственника земли, штраф будет фиксирован. Штрафная санкция зависит от цены земли:

  • юридическое лицо заплатит 3%, но не менее 100 тысяч рублей;
  • должностное лицо заплатит 2%, но не меньше 20 тысяч рублей;
  • физическое лицо оплачивает 1,5%, но не более 5 тысяч рублей.

Если должным образом оценка не была проведена, то фиксированная стоимость по штрафу составит:

  • для юридических лиц 300 тысяч рублей;
  • для должностных он составит 50 тысяч рублей;
  • физические лица должны будут уплатить 10 тысяч рублей.

Все штрафы уплачиваются через банк по указанным реквизитам в платежке.

Примеры самозахвата

Люди присваивают земельные участки разными методами. Объектами для этого становятся наделы как частного типа, так и общественного. К примеру, путем застройки с захватом. Если гражданин не позаботился о проезде других людей и захватил самовольно землю, поставив ограждение, то это нарушение прав иных владельцев.

Собственники участков, на которые невозможно проехать по причине самовольного захвата, вправе подать жалобу в уполномоченный орган.

  1. Самовольный захват при отсутствии документального подтверждения права владения. К примеру, когда человек еще не оформил документы в уполномоченном органе, но уже начинает действия на земле общего пользования.
  2. Специальный выброс имущества на общую территорию, образование свалки ненужных вещей и деталей.
  3. Все операции, которые привели к загрязнению надела химическими элементами или радиоактивными, стоками или вредоносными бактериями.
  4. Все операции, которые привели к порче и уничтожению плодородной почвы. Такое часто встречается при бесхозяйственной эксплуатации надела, после чего слой становится истощенным, зарастает растительностью.

К незаконному захвату часто относят и территорию для парковки. Многие граждане делают ленты и тросики, чтобы освободить себе место под парковку. Масштаб нарушения предполагает в себе глобальный характер. Самозахват части общей территории –реальность, а не прихоть конкретного автомобилиста. Земельный участок принадлежит МКД. Он не вправе устанавливать столбы, если не выкупил участок. Земли в таком статусе возможно огородить только при наличии подтверждающего документа о праве владения и выкупа.

Захламление общих территорий

Захламление общих территорий – это несанкционированные действия на землях. Это еще может быть хлам, который бывает на территории МКД или в подъезде. Соседи часто оставляют в подъездах коляски, отходы, сундуки с овощами на зиму и другими предметами. Захламляется подвал, ступеньки и промежуточные повороты между этажами.

Это прямое нарушение правовых актов и права других людей пользоваться общей территорией. Поэтому при выявлении такого случая необходимо подавать жалобу и наказывать правонарушителя по всей строгости закона.

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Земельные участки общего пользования

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Читать еще:  Как разрешить вопрос об ошибочном совмещении ОСНО и УСН
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector