Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где прописана обязанность нко составлять сметы

Смета доходов и расходов некоммерческой организации

Формирование сметы доходов и расходов в некоммерческих организациях позволяет запланировать бюджет на предстоящий период. Этот документ является обязательным для осуществления нормальной, бесперебойной деятельности НКО.

Что такое «некоммерческая организация»

К некоммерческим организациям относятся любые официально зарегистрированные сообщества, которые не ставят своей основной целью зарабатывание денег.

Иными словами, предпринимательской деятельностью НКО заниматься права не имеют (за исключением случаев, когда эта самая деятельность направлена на достижение их прямых целей).

Обычно эти организации работают в сфере образования и здоровья, культуры, религии, спорта и т.п.

Тем не менее, для их функционирования, как и для коммерческих или бюджетных структур, также требуются определенные финансы. Они могут поступать в качестве вступительных и членских взносов, благотворительности, процентов от вкладов, безвозмездных актов дарения, грантов и т.д. Эти средства расходуются на поддержание деятельности организации, оплату работы администрации НКО, аренду помещений, хозяйственные нужды, поддержку каких-то проектов и прочее.

Что входит в понятие смета, как ее составить и для чего она нужна

Смета – это план доходов и расходов на какой-то конкретный промежуток времени. Она составляется исходя из индивидуальных потребностей организации и включает в себя все позиции, по которым может происходить движение денежных средств.

Сметы могут формироваться как на организацию в целом, так и на какие-то ее отдельные проекты. Документ является приблизительным и строится обычно на основе данных из бухгалтерского учета. Также берутся в расчет предыдущий опыт и наработки, текущие нужды НКО, ее цели и задачи.

Поскольку в большинстве своем некоммерческие организации существуют на добровольные взносы (пожертвования, дарения и т.п. безвозмездные вливания), смета важна в том смысле, что позволяет отследить насколько обоснованно происходят траты из бюджета НКО и действительно ли они идут на целевые потребности.

Кто составляет смету

Как и в любом другом предприятии, финансовую смету некоммерческой организации составляет бухгалтер или лицо, исполняющее его функции (например, руководитель).

В любом случае, вне зависимости от того, на кого будет возложена эта обязанность, после формирования, смета должна быть передана на подпись главному должностному лицу НКО.
Его автограф подтвердит действительность сметы и даст «добро» на воплощение ее в жизнь.

Заверять бланк при помощи печати необязательно – это надо сделать, только если такая норма прописана в нормативных актах организации.

Смета обычно составляется, как уже говорилось выше, на определенный промежуток времени (чаще всего год, но может быть и полугодие, и квартал) и включает стандартный для той ли иной НКО перечень статей доходов и расходов, а также строку по непредвиденным тратам.

Особенности составления сметы, общие моменты

Если вы являетесь членом НКО или вам просто поручили составить смету, а у вас для этого не хватает опыта, воспользуйтесь приведенными ниже советами и посмотрите образец документа. На его основе вы с легкостью сможете создать свою индивидуальную смету, учитывающую особенности именно той организации, в отношении которой она составляется.

Итак, для начала общая информация.

  1. Единого образца сметы расходов и доходов НКО на сегодня нет, так что представители организаций могут составлять ее в произвольной форме. Хорошо, если в НКО есть свой шаблон документа – тогда туда достаточно вписать необходимые на данный период времени строки и цифры, а также убрать все лишнее. Мы же исходим из того, что такого шаблона нет и двигаемся дальше.
  2. Смету можно составлять на простом обычном листе любого удобного формата. Если листов несколько (т.е. смета длинная и детальная), все листы нужно скрепить между собой при помощи суровой нити (степлер использовать не рекомендуется), указав на последней странице количество листов и поставив подпись ответственного за составление сметы сотрудника.
  3. Смета может быть составлена как от руки, так и напечатана в электронном виде (с последующей распечаткой).
  4. Данный документ, как любой другой бланк, имеющий отношение к деятельности организации, по структуре условно можно разделить на три части. Первая — это «шапка», т.е. вводный раздел, затем идет основная часть (ее обычно оформляют в виде таблицы) и, наконец, заключение. Последовательность этих частей нарушать не следует.

В готовую, утвержденную смету вносить правки крайне нежелательно, однако, если это предусмотрено в учетной политике организации, в течение отчетного периода некоторые статьи корректировать допускается.

Образец документа

В начале документа следует написать:

  • название некоммерческой организации;
  • дату составления сметы;
  • период, на который она рассчитана.

Затем идет таблица:

  • сначала вписываются средства, оставшиеся с прошлого периода;
  • потом по порядку вносятся стандартные статьи доходов, свойственные именно для этой НКО – напротив каждой пишется приблизительная, ожидаемая цифра;
  • далее таким же образом отражаются расходы;
  • в конце подводится итог.

После составления сметы

В течении года руководство и финансовая администрация НКО должны стремиться к реализации сметы в максимальном объеме.

По окончании отчетного периода составляется анализ, который показывает уровень исполнения сметы.

В нем отражаются фактические цифры по каждой статье доходов и расходов, прописанной в смете.

Сопоставление планируемых и реальных данных дает возможность проанализировать отклонения и недостатки в разработке бюджета и избежать их при составлении сметы на следующий год (или иной период отчета).

Сложные вопросы бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

Сложные вопросы бухгалтерского учета
в некоммерческих организациях

Е.П. ТИТОВА,
О.В. МОНАКО,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

В практической деятельности некоммерческих организаций нередко возникают сложные вопросы. Так, в начале каждого года некоммерческая организация составляет смету доходов и расходов на год. В конце отчетного года НКО должна составить отчет об исполнении сметы. В статье рассмотрено каков порядок составления сметы и отчета по ней, должен ли остаток денежных средств, отраженный в отчете по исполнению сметы, соответствовать остатку денежных средств на расчетном счете организации, а также должны ли составленные смета и отчет совпадать с формой N 6.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. Смета составляется не только с целью определения доходной составляющей некоммерческой организации, но также и для обоснованного расходования средств целевого финансирования. Смета составляется на конкретный период времени, как правило, на год.
По сути, смета доходов и расходов является плановым документом, в который при условии, что это предусмотрено учредительными документами, в течение планируемого периода могут вноситься определенные изменения.

Для контроля за исполнением сметы организации формируют отчет об исполнении сметы.
В связи с этим в отчете о выполнении сметы должны быть сопоставлены плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными, т.е. с поступившими доходами и осуществленными расходами (а не ожидаемыми поступлениями и затратами). Только с помощью такого сопоставления можно оценить уровень исполнения сметы, а также выявить отклонения по смете, которые могут быть включены в смету следующего периода.
Основой для составления отчета будут являться данные бухгалтерского учета некоммерческой организации.

Таким образом, исходя из того, что смета — это документ, отражающий плановые показатели, а отчет о выполнении сметы — это документ, отражающий фактические показатели деятельности организации, то при их сопоставлении практически всегда будут выявляться отклонения. При этом остаток денежных средств, отраженный в отчете по выполнению сметы, будет соответствовать остатку денежных средств на расчетном счете организации.
Соответствие отчета о выполнении сметы и отчета о целевом использовании полученных средств (форма N 6)

Начиная с отчетности за 2011 год организации представляют отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утвержденной приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Отчет). Отметим, что содержание Отчета практически не изменилось. Однако, в отличие от предыдущего Отчета, данная форма не имеет номера. В связи с этим организация может воспользоваться рекомендациями по заполнению данного Отчета, представленными в Информации Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ от 24.12.2007 «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (далее — Информация).

Как следует из п. 22 Информации, в Отчете (Форме N 6) раскрывается информация о целевом использовании средств, полученных некоммерческой организацией для обеспечения ее уставной деятельности, в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов (бюджетом, финансовым планом) этой организации.

В соответствии с п. 23 в Отчете (Форме N 6) показывается остаток на начало отчетного года, поступление средств, расходование и остаток на конец отчетного периода средств целевого финансирования.

Таким образом, в Отчете о целевом использовании полученных средств, как и в отчете о выполнении сметы, отражаются только фактические данные. Следовательно, если данный отчет и Форма N 6 составлены корректно, то они должны совпадать в части отражения информации о фактическом поступлении доходов и осуществленных расходов за отчетный период.

В деятельности некоммерческих организаций встречаются и такие сложные вопросы. Автономной некоммерческой организацией получен счет-фактура. Оплата происходит после выставления документа и оказания услуг. В счете-фактуре обнаружена ошибка — заполнена строка 5, где указаны номер и дата платежно-расчетного документа. Повлияет ли данная ошибка на формирование стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) и на сумму НДС, подлежащую уплате? Необходимо ли внести исправления в счет-фактуру?

В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, к вычету.

Порядок составления счетов-фактур регулируется ст. 169 НК РФ и постановлением Правительства от 02.12.2 000 N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Правила).

Перечень показателей, обязательных для указания в счете-фактуре, установлен ст. 169 НК РФ.
Номер платежно-расчетного документа, в соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ, должен быть указан в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом согласно Правилам в строке 5 счета-фактуры необходимо указывать не только номер, но и дату составления платежно-расчетного документа (Приложение N 1 к Правилам).

Таким образом, реквизиты расчетных документов, на основании которых осуществляются операции по перечислению денежных средств на счет продавца товаров (работ, услуг), указываются поставщиком только при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) (письмо Минфина России от 20.01.2004 N 04-03-11/08).
Отметим, что согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5, п. 5.1 и п. 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

При приобретении товаров (работ, услуг) за счет целевых средств и предполагаемых к использованию при осуществлении некоммерческой (уставной) деятельности, не связанной с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не принимается. Суммы «входного» НДС в этом случае включаются в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом счет-фактура не вносится в книгу покупок, а регистрируется в журнале полученных счетов-фактур.

Исходя из вышеизложенного, ошибка, обнаруженная в счете-фактуре, не окажет никакого влияния на формирование стоимости реализуемых Вашей организацией товаров (работ, услуг). Не повлияет указанная ошибка и на сумму НДС, подлежащую уплате Вашим поставщиком. В связи с этим считаем, что, в принципе, серьезных оснований для внесения исправлений в счет-фактуру нет. При этом Ваша организация вправе обратиться к контрагенту с просьбой внести исправления в такой счет-фактуру.

К сведению. В случае обнаружения ошибки в счете-фактуре продавец может внести исправления в счета-фактуры за те периоды, в которых эти услуги были оказаны. При этом исправления должны быть внесены именно продавцом как в экземпляры счетов-фактур продавца, так и в экземпляры счетов-фактур, выставленных покупателю (письма Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-09/17, от 13.04.2006 N 03-04-09/06).

В соответствии с Правилами корректировки счетов-фактур осуществляются путем внесения в них исправлений. Согласно п. 29 Правил исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Из этого следует, что исправления должны быть отражены именно в том счете-фактуре, который был выставлен продавцом изначально.

Список литературы
1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
2. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
3. Постановление Правительства от 02.12.2 000 N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
5. О недопустимости внесения исправлений в счет-фактуру путем повторного выставления продавцом счета-фактуры по товарам (работам, услугам), в отношении которых ранее был выставлен счет-фактура, с исправлениями, заверенными в установленном порядке: письмо Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-09/17.
6. О правомерности принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, составленным с нарушением действующего порядка: письмо Минфина России от 13.04.2006 N 03-04-09/06.
7. Письмо Минфина России от 20.01.2004 N 04-03-11/08.

Смета некоммерческой организации

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

В ходе осуществления целевых программ в некоммерческой организации составляется смета доходов и расходов. Это основной документ, на основании которого действует некоммерческая организация.

Смета некоммерческой организации документированный план поступлений и расходов материальных и денежных средств организации. Смета регламентирует деятельность некоммерческой организации. Она является основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность организации.

При составлении сметы необходимо исходить из того, что средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы только на эти цели. Изменение статей расходов возможно лишь при наличии письменного согласия со стороны жертвователя. Целевые поступления некоммерческой организации должны быть равны целевым расходам. В противном случае средства, израсходованные на иные цели, подлежат изъятию в доход федерального бюджета.

В смете отражается предполагаемый объем, целевое направление и временное распределение доходов и расходов. Она может составляться на любой период (месяц, квартал, год (зачастую) и т.д.).

Унифицированной формы сметы доходов и расходов не существует (исключение составляют бюджетные учреждения, для них отраслевые министерства и ведомства утверждают необходимые сметы). Это объясняется тем, что некоммерческие организации могут иметь чрезвычайно широкий спектр функций, финансирование которых трудно поддается формализации. Поэтому форма сметы, состав и структура показателей, а также система группировки и детализации данных для удобства и учета специфики конкретной некоммерческой организации разрабатывается самой организацией исходя из поставленных задач. Пример формы сметы доходов и расходов приведен далее (табл. 2.1).

Читать еще:  Устав предприятия ООО: образец 2019 года

Смета доходов и расходов (пример)

(наименование высшего органа управления НКО)

Смета доходов и расходов

Утверждаю на год, тыс. руб.

В том числе по кварталам

I. Остаток на начало года

II. Доходы, всего

Доходы от предпринимательской деятельности

III. Расходы, всего

Взносы в социальные фонды с заработной платы

Расходы по аренде

Хозяйственные расходы и расходы на ремонт

Резерв непредвиденных расходов

IV. Остаток на конец года

Руководитель организации _______________________________ “___” ____________200__г.

(подпись) (расшифровка подписи)

Главный бухгалтер _______________________________ “___” ____________200__г.

(подпись) (расшифровка подписи)

Финансовый план (смета) утверждается высшим органом управления некоммерческой организации. Целесообразно составлять отдельную смету на каждую целевую программу. В каждой из программ целесообразно предусматривать отдельной статьей административные расходы. По окончании отчетного периода рекомендуется составлять отчет об исполнении сметы и утверждать его тем же органом, что и смету.

Некоммерческая организация может согласовывать свои сметы только со спонсорами, жертвователями и грантодателями, а также учредителями (членами, участниками). Подчеркнем, что государственные органы, включая налоговые, не имеют права вмешиваться в деятельность некоммерческой организации и вносить коррективы в направления расходования средств некоммерческой организации, если такое использование носит целевой характер и соответствует уставным целям организации.

При необходимости некоммерческая организация может пересматривать свои сметы, соблюдая необходимые формальности. При этом следует не забывать, что не допускается использование средств одной целевой программы для другой без письменного согласия жертвователя. Исключение составляет случай, когда средства перечислены с формулировкой «на уставные цели организации».

Единственное ограничение в части расходования средств — фонд оплаты труда административно-управленческого персонала благотворительной организации не должен превышать 20% финансовых средств, расходуемых организацией за финансовый год. При этом указанный в Законе лимит не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Сметы обычно используются при заполнении Отчета о целевом использовании полученных средств и Отчета о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования.

Оформление сметы (бюджета, программы) благотворительной деятельности некоммерческой организации

Некоммерческие организации могут заниматься как благотворительной деятельностью, так и приносящей доход (коммерческой ) деятельностью. Благотворительной деятельностью они занимаются в соответствии с уставом. Должна ли НКО осуществлять свою благотворительную деятельность строго в соответствии с прописанной и утвержденной программой? Может ли она осуществлять разовые благотворительные мероприятия в соответствии с уставом? Если у нее есть такая возможность, то в какой момент ее разовые мероприятия должны быть сформулированы в программу? Могут ли эти траты из благотворительных пожертвований на уставную деятельность быть признанными не целевыми? Есть ли какой-нибудь критерий для оформления программы? Например: Благотворительный фонд создан для поддержки образования, есть сформулированная программа по оплате обучения одаренных школьников. В одной из школ, которую поддерживает фонд (оплачивая обучение в ней школьников) появилась потребность в ремонте крыши. В программе о такой форме поддержки нет упоминаний, хотя по уставу такую деятельность он может осуществлять. Может ли фонд иметь в годовой смете статью «прочая благотворительная деятельность» и рамках этой статьи оказывать ее по мере необходимости без оформления специальной программы?

В вопросе приравнивается понятие «благотворительная деятельность» к понятию «общественно-полезная деятельность». Однако, это разные понятия.
В соответствии с пп.1 п.2 ст.251 Налогового кодекса (НК РФ), не подлежат налогообложению налогом на прибыль (соответственно – и единым налогом при применении упрощенной системы налогообложения) «пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».
В соответствии со ст.582 Гражданского кодекса (ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Главный вопрос получения пожертвований сводится к тому, на какие цели может передаваться и фактически использоваться пожертвование. Основное условие передачи пожертвования – на общеполезные цели. При этом ни один нормативно-правовой акт РФ не раскрывает исчерпывающего перечня «общеполезных целей». Представляется очевидным, что общеполезными являются уставные цели создания некоммерческих организаций (НКО) образования, культуры, науки, физической культуры, массового спорта и др.
Что касается «благотворительной деятельности», то цели такой деятельности указаны в ч.1 ст.2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • охраны окружающей среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • содействия добровольческой деятельности;
  • участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

В некоторых публикациях высказывается точка зрения о том, что перечень общеполезных целей представлен исключительно в вышеуказанном перечислении в ч.1 ст.2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Этот вывод представляется принципиально неверным, поскольку в данном зконе речь идет исключительно о целях благотворительной деятельности, а не о целях общеполезной деятельности. Любая благотворительная деятельность, очевидно, является общеполезной, но не любая общеполезная деятельность указана в данном перечне и, соответственно, не любая общеполезная деятельность является благотворительной.
Таким образом, хотя в вопросе речь идет об «благотворительной деятельности», надо говорить об уставной общеполезной деятельности.
По вопросу о «прописанной и утвержденной программе» следует учитывать требования п.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. Этот «самостоятельный баланс», «финансовый план», «смета доходов и расходов» является основой финансового планирования деятельности НКО, документом, подтверждающим законность и целесообразность произведённых расходов. Расходы на благотворительную деятельность могут совершаться данной НКО если 1) цель таких расходов совпадает с уставной целью данной НКО; 2) данные расходы указаны в смете.
Соответственно, не имеет значения, проводятся разовые мероприятия, или комплекс мероприятий. Проводить те или иные финансово-хозяйственные операции (осуществлять расходы на любые мероприятия) руководство НКО имеет право только при наличии утвержденного финансового плана (сметы) доходов и расходов, об исполнении которых руководство НКО должно отчитаться перед учредителями и членами.
Вместе с тем, в настоящее время не существует ни одного законодательного или нормативного акта, где устанавливались бы требования или форма финансового плана (сметы) для НКО, не являющейся государственной или муниципальной. В связи с этим, каждая организация решает для себя самостоятельно вопросы формы, содержания и детализации финансового плана. Никаких специальных критериев для оформления «программы» («бюджета», «сметы») нет, за исключением того, что подразумевается, что расходы, как сгруппированные по отдельным программам, так и «прочие расходы» должны быть направлены исключительно на исполнение уставных целей.
Как правило, расходы, возникающие в рамках основной уставной деятельности, учитываются в бухгалтерском учете не по экономическим элементам, а по статьям финансового плана (сметы). Перечень этих статей орган управления НКО определяет самостоятельно и может согласовывать направления использования целевых поступлений только со своими дарителями, жертвователями, членами, участниками.
В отношения названия статьи расходов сметы «прочая благотворительная деятельность» — такая статья возможна, если уставной целью данной НКО является именно благотворительная деятельность, перечисленная в ч.1 ст.2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В противном случае, хотя благотворительная деятельность, очевидно, является общеполезной, возникнет вопрос о соответствии заявленной статьи расходов уставным целям и задачам (где, например, указан совершенно конкретный вид благотворительной деятельности). В приведенном примере – «Благотворительный фонд создан для поддержки образования», предположительно, правомерной является строка «Прочая благотворительная деятельность по поддержке образования». Более полные комменарии невозможно дать без ознакомления с уставом данного фонда.
Имеется еще ряд общих замечаний.
Если средства поступили «на уставные цели», они могут использоваться как на различные мероприятия, проводимые НКО, так и на содержание самой организации. При разработке финансового плана допустимо составлять отдельный административный бюджет (смету административных расходов). При этом законодательство регулирует соотношение средств, направляемых на административные цели и на программные цели, только по отношению к благотворительным организациям. Так, в соответствии с п.3 ст.16 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ». При аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности благотворительной НКО аудитору следует проверить, соблюдалось ли это требование при составлении финансового плана.
В составе расходов НКО, не занимающейся предпринимательской деятельностью, можно выделить прямые расходы на выполнение некоммерческих программ и косвенные, или административные, расходы. Расходы, возникающие в рамках основной уставной деятельности, учитываются не по экономическим элементам, а по статьям финансового плана (сметы). Перечень этих статей орган управления НКО определяет самостоятельно и может согласовывать направления использования целевых поступлений только со своими дарителями, жертвователями, членами, участниками.
При наличии предпринимательской деятельности финансовый план (смета) должен предусматривать разделение средств на две части, связанные с приоритетным осуществлением соответственно своей деятельности и предпринимательской.
Нецелевыми расходы могут быть признаны в двух случаях:
— у НКО вообще нет сметы, утвержденной в установленном порядке;
— у НКО есть смета, однако имеется превышение суммы расходов по конкретной статье сметы.

ИЗДАНИЯ
для некоммерческих организаций

М.Л. Макальская ,
к.э.н.,
доцент кафедры экономического анализа и аудита
Финансовой академии при Правительстве РФ,
гл. редактор журнала
«Некоммерческие организации в России»

Смета доходов и расходов

Смета доходов и расходов — это финансовый план НКО. Смета показывает, как мы предполагаем изыскать средства для деятельности НКО и как мы их используем. Смета доходов и расходов НКО обычно составляется перед началом календарного года и утверждается ее высшим органом управления.

Иногда смету доходов и расходов называют бюджетом, а сам процесс ее составления — бюджетированием.

Допустим, создается организация, имеющая членство, например ассоциация. В этом случае в смете мы можем предусмотреть поступления за счет вступительных и членских взносов.

Например, членами ассоциации в 2006 году должны стать 10 человек, вступительный взнос составляет 5 тыс. руб., членский — 10 тыс. руб.

Нетрудно подсчитать общую сумму поступления за счет этого источника — 150 тыс. руб.

Допустим, что в первый год существования ассоциации эти деньги будут использованы: на заработную плату руководителя и бухгалтера, включая единый социальный налог (80 тыс. руб.), канцелярские расходы (10 тыс. руб.), на консультирование членов ассоциации (20 тыс. руб.), на проведение выставки продукции членов ассоциации (40 тыс. руб.).

Смета доходов и расходов ассоциации может выглядеть следующим образом.

Смета доходов и расходов ассоциации на 2006 год

Утверждена Общим собранием членов ассоциации
«_____»___________ _____года №___
(тыс. руб.)

Статьи доходов и расходовВсего на год
Остаток средств на начало года
Доходы:
вступительные и членские взносы членов организации150
Итого доходов:150
Расходы:
заработная плата с ЕСН административно-управленческого персонала80
канцелярские расходы10
консультирование членов ассоциации20
проведение выставки продукции членов ассоциации40
проведение выставки продукции членов ассоциации40
Итого расходов:150
Остаток средств на конец года

После окончания года должен быть составлен и утвержден высшим органом управления НКО отчет о выполнении сметы. Ниже приводится примерная форма отчета о выполнении сметы доходов и расходов НКО.

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов ассоциации на 2006 год

Утвержден Общим собранием членов ассоциации
«_____»___________ _____года №___
(тыс. руб.)

Статьи доходов и расходовПо плану на годФактически за годОтклонение от плана
в рубляхв %
+
Остаток средств на начало года
Доходы:
вступительные и членские взносы членов организации150140–1093
Итого доходов:150140–1093
Расходы:150140–1093
заработная плата с ЕСН административно-управленческого персонала8080
канцелярские расходы105–550
консультирование членов ассоциации2015–575
проведение выставки продукции членов ассоциации4040
Итого расходов:150150–1093
Остаток средств на конец годa

Анализ исполнения годовой сметы доходов и расходов ассоциации показывает, что имело место недопоступление доходов на 7% (вследствие того, что один из членов ассоциации прекратил свою деятельность, уплатив только вступительный взнос). Соответственно план работы ассоциации был выполнен не в полной мере. Пришлось сэкономить на канцелярских расходах и урезать программу консультирования членов ассоциации.

Примерно с таким докладом по вопросу финансирования деятельности ассоциации и выполнения плана ее работы выступит руководитель ассоциации на общем собрании членов ассоциации в 2007 году.

здесь представлены только самые общие подходы к сметному планированию. Этот процесс можно усложнить, разбив годовую смету на квартальные.

При выполнении нескольких целевых программ по каждой целесообразно составить отдельный бюджет (смету), в котором можно выделить административно-хозяйственные расходы.

Целевые средства, полученные для осуществления той или иной программы, должны быть использованы по назначению в течение срока реализации программы. Но это не означает, что по состоянию на 1 января года все целевые средства должны быть израсходованы.

Читать еще:  Вытяжка технически сложный товар или нет 2020-2021 год

Возможна ситуация, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет. Тогда и расходование целевых средств будет происходить в течение всего срока реализации программы. Возможна также ситуация, когда средств, полученных на программу, для ее выполнения не хватает. В этом случае часть расходов будет покрыта в течение следующих календарных лет. Главное правило, которое должно быть соблюдено: средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью только на эти цели.

В течение года смету можно корректировать, но так, чтобы не выходить за рамки устава организации.

Государственные органы, в том числе налоговые, не могут вносить коррективы в сметы доходов и расходов некоммерческих организаций.

Будьте внимательны, когда на конец отчетного года остается неизрасходованный остаток средств. Если это вступительные и членские взносы, то можно не беспокоиться. Но если это целевые средства, поступившие на определенную программу, срок выполнения которой в этом году заканчивается, то остаток средств потребуется, скорее всего, вернуть. Иначе вас обвинят в нецелевом использовании средств и обложат этот остаток налогом на прибыль.

Учтите также, что Отчет о выполнении сметы доходов и расходов является важным финансовым документом. Он вместе с Программой деятельности НКО и отчетом о ее выполнении подтверждает, что НКО действует в рамках своего устава.

Статья опубликована в журнале « Некоммерческие организации в России» № 2 / 2006

Состав и оформление сметы доходов и расходов НКО

Что такое смета доходов и расходов?

Основным планово-финансовым документом для бюджетных и некоммерческих организаций (включая товарищества собственников жилья, или ТСЖ) является смета доходов и расходов. На основании этого документа ведётся и последующий бухгалтерский учёт. Чаще всего, данная смета составляется раз в году на основе предполагаемых расходов и поступлений денежных средств. Для бюджетных организаций, которые находятся в подчинении (в ведении) Минэкономразвития РФ, формирование сметы доходов и расходов проводится по образцу, представленному Минэкономразвития (в Приложении), утверждённому приказом № 241 в 2008 году. Для некоммерческих организаций типа ТСЖ (и подобных) строгой унифицированной формы нет.

Общее содержание сметного документа

В категорию некоммерческих организаций водят те официально зарегистрированные в этом статусе сообщества, цель которых не связана с зарабатыванием денег. Чаще всего, они представляют сферы культуры, здоровья, религии, спорта и т. п. Однако целевое назначение рода деятельности не означает отказа от необходимости контролировать суммы поступлений и расходов – для функционирования любой организации необходимы финансы, пребывающие в функциональном движении. Смета доходов и расходов в некоммерческих организациях играет роль документа, помогающего планировать бюджетные изменения на следующий выбранный период.

Для осуществления полноценной и бесперебойной деятельности НКО документ является обязательным.

Таким образом, сметой доходов и расходов здесь называется план поступления и расходования денежных средств, составленный на какой-то определённый промежуток времени. Поступать средства для НКО могут в виде:

членских и/или вступительных взносов,

процентов от вкладов и средств, полученных от внереализационных операций, взносов учредителей,

благотворительности, добровольных пожертвований физических и/или юридических лиц,

целевых поступлений, например, путём присуждения грантов, сделанных от физических и/или юридических лиц,

ассигнований из бюджетов различного уровня,

доходов, полученных от предпринимательской деятельности (когда такая деятельность НКО направляется на достижение прямых целей).

Направления расходования средств обеспечивают деятельность самой НКО, хозяйственные нужды, аренду помещений, оплату административной работы руководства и др.

Подобное сметное планирование может описывать либо деятельность организации в целом, либо её отдельные проекты, на которые тоже составляется смета доходов и расходов. Строится данный документ, исходя из данных бухгалтерского учёта, которые берутся в качестве основы для ориентировочного заполнения по приходу-расходу средств. В результате по полученному документу можно судить о том, насколько обоснованно и целесообразно расходуются средства с учётом ожидаемого объёма их поступлений.

Составляет смету доходов и расходов НКО лицо, выполняющее функции бухгалтера.

В некоммерческой организации это либо сам бухгалтер, либо руководитель – главное должностное лицо организации, – которое в обязательном порядке подписывает смету, независимо от того, кто именно был её составителем. Подпись на бланке свидетельствует о действительности документа и о воплощении запланированных бюджетных изменений. Печать рядом с подписью необходима только в том случае, если данное условие прописано в нормативных актах НКО.

Смета может составляться на любой период, но чаще всего, таким периодом становится годовой отрезок (реже – квартал или месяц).

Выбранный промежуток времени включает стандартный перечень статей доходов/расходов, характерный для той или иной организации. Для непредвиденных расходов в смете отводится отдельная строка.

Если смена составлена на год, то в течение всего года финансовая администрация организации стремится к реализации указанных в смете данных, а по окончании года – проводит анализ, демонстрирующий уровень исполнения запланированного.

Фактические суммы анализируются по каждой прописанной в смете статье доходов/расходов.

Сравнительный анализ фактических и предполагаемых сумм позволяет избежать отклонений и бюджетных недостатков при составлении документа на следующий период.

Состав и оформление сметы доходов и расходов НКО

Для НКО не предусмотрена стандартная форма составления сметы доходов и расходов, унифицированная на федеральном уровне. Отчасти это связано со спецификой целевого создания некоммерческих организаций, которые могут в своей деятельности значительно отличаться друг от друга по набору функций, преследуя очень разные задачи. В зависимости от набора этих задач организация и выбирает форму документа, его состав, структуру сметных показателей, принцип группировки и систему детализации доходов и расходов. При этом все приведённые сметные статьи сопровождаются расчётом или оправдательно-объяснительными документами.

Большинство источников поступления средств на практике имеют нерегулярный характер. Однако величину поступлений из некоторых источников можно предположить с большей вероятностью, чем кажется на первый взгляд.

Доходная табличная часть сметы начинается с внесения остатка средств предыдущего периода.

Взносы учредителей поступают в двух случаях: при создании НКО, а также при увеличении уставного фонда посредством поступления дополнительных взносов. Срок поступления учредительских взносов в общем случае ограничен одним годом с даты госрегистрации юридического лица. Из этого следует, что на следующий сметный период (финансовый год) можно планировать поступления по данной статье доходов в размере, не превышающем задолженности учредителей на момент начала нового сметного периода. Кроме того, предельное время внесения задолженности не может превышать установленный законодательством срок для внесения взносов. Необходимую информацию для внесения данных можно взять из учредительных документов.

Вступительные взносы вследствие того, что они могут поступать в течение всего срока функционирования НКО, сложно прогнозировать. С определённым приближением делается это на основании статистики прежних лет и динамики увеличения (уменьшения) числа новых членов за сопоставимый период. Кроме того, учитывается тенденции количества добавлений в начале или в конце года. Данные аналитики работников НКО становятся основанием для внесения сумм по этой статье.

Членские взносы тоже можно спрогнозировать только с помощью аналитического подхода, поскольку количество вступивших и выбывших членов организации может сильно варьироваться в зависимости от множества внутренних и внешних для НКО факторов.

Добровольные пожертвования, вопреки опасениям, определяются с высокой степенью точности, поскольку такие поступления становятся следствием проведения целевых мероприятий и программ. Для этого проводятся соответствующие финансовые вычисления с расчётом на профессионализм и рабочие показатели активности и результативности специалистов, работающих в НКО. В случае просчёта (невозможности собрать планируемую сумму добровольных пожертвований) в расходной части документа выполняются только обеспеченные средствами мероприятия.

Целевое финансирование поступает от учредителей на решение тех задач, ради которых организация создавалась. Поэтому трудности с планированием имеют чаще не содержательный, а процессуальный характер – необходимо определить необходимый объём средств, провести многоступенчатую разработку и утверждение. Основанием для проработки этой статьи становятся данные из пакета документов лица-отправителя средств.

Предпринимательская деятельность возможно в случае недостаточного финансирования деятельности организации с помощью иных источников дохода. Объём средств от такой деятельности планируются на основе бизнес-планов (или документов-аналогов). В этом случае в расчётах надо учитывать расходы на выполнение услуг или изготовление продукции и доходы от реализации продукта. Прибыль, после уплаты всех налогов, может быть направлена исключительно на уставные цели.

Во второй табличной части сметы представлены планируемые на период расходы.

Зарплата работников НКО рассчитываются либо по тарифным ставкам, либо по другим системам начисления зарплат. Сюда же входят суммы доплат, надбавок, компенсаций. Эти расходы отражаются согласно существующему штатному расписанию и прилагаемым к нему расчётов. При этом учитываются персональные размеры зарплат, определённые квалификацией сотрудника, опытом и выслугой лет.

Начисления на зарплату проходят отдельной статьёй расходов, что объясняется требованиями формирования статистической и бухгалтерской отчётностей и разными адресатами получения расходуемых средств. В первом случае – это работники НКО, а во втором – бюджеты, в которые поступают начисления и, в том числе, – взносы в ФСС и единый социальный налог.

Коммунальные расходы рассчитываются на основании договоров на поставку коммунальных услуг и приложений к ним с указанием объёмов по месяцам и изменений расценок. Такой детализированный подход позволяет отразить в смете динамику увеличения и снижения расходов в течение года.

Административные расходы включают командировочные, оплату консультантов, информационных агентств, канцелярские расходы и др. Каждый вид затрат может быть рассчитан отдельно и независимо, а может приниматься по нормативам от введённой базы.

Хозяйственные расходы касаются оплаты эксплуатационных расходов на содержание зданий, уборку, ремонт основных средств. Поскольку ремонт относится к планово-предупредительной категории расходов, технические службы собирают пакет документов с характеристиками ремонтных работ, заранее определяя потребности в объёме средств и материально-производственных ресурсах. Хозяйствующим субъектам главой 25 Налогового кодекса рекомендуется устанавливать нормативы ремонтных расходов по размеру их начальной или восстановительной стоимости. Общий норматив хозяйственных расходов можно устанавливать по тому же принципу.

Целевые расходы синхронизируются с расчётов статьи целевых доходов. Поскольку в течение года доходные средства поступают неравномерно, задача составителей сметы, учесть это и выстроить равномерную систему целевого расходования на базе имеющихся данных.

Прочие расходы не дублируют статью непредвиденных расходов, которая идёт отдельным резервным фондом. К прочим расходам относятся предвиденные затраты, но те, которые не вошли в предыдущие категории.

Непредвиденные расходы могут не выделяться в смете вовсе, но эту статью обычно предусматривают, если в прошлые годы работы НКО были регулярные случаи незапланированных трат. Объём резерва из-за природы непредвиденных расходов установить сложно, поэтому, чаще всего, если он появляется, то «привязывается» к общей сумме расходов в качестве определённого процента или аналитически на основе статистики прежних периодов.

В промежуточной строке итоговых доходов, помимо планируемых поступлений, отражается и та сумма, которая была зафиксирована в смете на начало сметного периода. После табличной части расходов итоговым остатком выносится сумма, которая перейдёт в первую строку сметы следующего периода.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 241 ;

Особенности и задачи бухучета в НКО

  • Схема работы некоммерческих организаций
  • Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством
  • Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность
  • Бухгалтерская отчетность НКО
  • Итоги

Схема работы некоммерческих организаций

Чтобы понять порядок ведения бухучета в НКО, нужно для начала разобраться с сущностью их работы. Согласно ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, НКО формируются для осуществления деятельности в общественных сферах:

  • социальной;
  • благотворительной;
  • культурно-образовательной;
  • научной;
  • спортивной;
  • духовной (нематериальной);
  • для оказания юридической и правовой помощи населению и организациям;
  • разрешения спорных и конфликтных ситуаций и пр.

НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.

С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:

Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Ниже мы рассмотрим каждый из вариантов.

Какие НКО могут применять упрощенные способы ведения бухучета и что это за способы, вы можете узнать в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством

Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.

Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).

Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.

Действие

Дт

Кт

Примечание

Получены и учтены в доходах целевые средства

07, 08, 10, 50, 51, 52

НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86

Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств

С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях:

Проценты от размещенных на депозитах целевых средств

Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств

Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств

Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ)

Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС

Начисление амортизации ОС

Расчет амортизации ОС производится линейным способом раз в год в течение срока, установленного классификатором амортизационных групп (план счетов, абзац 2 п.17 ПБУ 6/01). Ежемесячно рассчитывать износ ОС не надо. По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007)

Списана балансовая стоимость ОС, НМА

Оплата покупателя ОС

При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99

НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%).

Списание учтенной стоимости проданного ОС

Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС

Финансовый результат от продажи ОС

Выявлена прибыль (убыток)

Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная

Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств

Списана учтенная амортизация ОС

План счетов, абзац 2 п. 17 ПБУ 6/01

Отражены организационные затраты НКО

Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО

Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов)

Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО

Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо)

Налог на имущество, земельный налог, транспортный

Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности

Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО

Читать еще:  Как оформить личные карточки ф

Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям

Все применяемые в организации счета нужно перечислить в учетной политике НКО.

Как некоммерческой организации сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.

В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах. К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход. Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.

Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок. Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела». При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.

Далее нужно тщательно проверять достаточность документального обоснования производимых затрат. Такими обоснованиями, помимо первичных документов, являются:

  • приказы на распределение средств;
  • письма и распоряжения участников НКО;
  • обращения граждан (организаций) на получение средств (помощи) от НКО;
  • прочее.

Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:

  • 20-1 и 26-1 — для общественно-основной;
  • 20-2 и 26-2 — для предпринимательской.

Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:

  • от общественно-основной деятельности — на сч. 86;
  • от предпринимательства — на сч. 90, прибыль (убыток) ежегодно списывается на сч. 86;
  • от продажи активов (прочих операций) — на сч. 91 с закрытием в конце года на сч. 86.

В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:

Действие

Дт

Кт

Примечание

Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств

НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС

Тема: Вид сметы НКО

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Вид сметы НКО

    Добрый день, коллеги!
    У меня простой, видимо, вопрос, ответ на который я не могу найти.

    Как структурно должна выглядеть смета НКО, а именно — должны ли в исполненной и плановой смете в разделах Доходы и Расходы фигурировать данные по предпринимательской деятельности?

    Т.е. к примеру приведу коротко смету, которую написала я:

    1. Доходы
    1.1. Членские взносы
    1.2. Пожертования
    1.3. Прибыль от предпринимательской деятельности, направленная на ведение уставной деятельности -.

    2. Расходы
    2.1. На оплату труда
    2.2. Аренда
    2.3. Целевое мероприятие
    и т.п.

    нужно было в Доходы писать Выручку от предпр. деятельности, а в Расходы — расходы по ней же, отдельно от расходов по целевым затратам?

    Смета по итогу года, НКО общественная организация, УСН 6%

    Заранее спасибо неравнодушным

    Лучше сделать максимально приближенной к 6 форме.

    Lightright, спасибо за отклик! Небольшое уточнение все же:
    То есть выручка и расходы по предпр. деятельности отдельно, а в смете только целевые траты?

    «2.12. Доходы и расходы некоммерческой организации

    Средства, которыми может располагать в своей деятельности некоммерческая организация, можно разделить на группы:

    1. Вступительные и членские взносы. Эти средства формируются, главным образом, в общественных объединениях, их союзах и ассоциациях. Они используются для уставной деятельности, в частности, за счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы.

    2. Взносы учредителей.

    3. Добровольные взносы, поступающие от предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, граждан РФ, иностранных юридических и физических лиц на уставную деятельность.

    4. Целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе иностранных (включая гранты).

    5. Ассигнования из бюджета на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. Выделение этих средств из государственного бюджета осуществляется, как правило, в соответствии с указами Президента.

    6. Средства, поступающие от предпринимательской деятельности.

    7. Прочие поступления (излишки, выявленные при инвентаризации, невостребованная задолженность, поступления от реализации ненужного имущества).

    Взносы учредителей тех некоммерческих организаций, организационно-правовые формы которых предусматривают наличие уставного капитала, учитываются на счете 85 «Уставный капитал», остальные средства учитываются либо непосредственно на счете 96 «Целевые финансирование и поступления» либо, если они подлежат налогообложению, сначала учитываются на счете 80 «Прибыли и убытки». Чистая прибыль (прибыль после налогообложения) может быть зачислена затем в доходы некоммерческой организации, отражаемые на счете 96, если она использована на уставную деятельность.

    В составе расходов целесообразно выделять:

    1. Административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением основной уставной деятельности. Это заработная плата административно-хозяйственного персонала, отчисления в фонды социального страхования и обеспечения по этой зарплате, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, в которых находится административно-хозяйственный персонал, абонентская плата за телефон, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, расходы на проведение обязательного аудита (если это благотворительный или другой неинвестиционный фонд), амортизационные отчисления, плата за коммунальные услуга, расходы на ремонт и др.

    2. Расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений.

    3. Расходы по выполнению программ, на которые получены средства бюджетного финансирования.

    4. Расходы по предпринимательской деятельности.

    5. Потери и списания.

    Статьи расходов, связанных с выполнением уставной деятельности, и их состав отражаются в финансовом плане или в смете.

    О деятельности некоммерческой организации «для собственных нужд»

    О деятельности некоммерческой организации «для собственных нужд»

    Глава 21 Налогового кодекса РФ признает в качестве одного из объектов обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций (ст. 146, п. 1, пп. 2).
    Нередко возникает вопрос, в какой мере и при каких обстоятельствах данное положение применимо к деятельности некоммерческих организаций. Практика показывает, что в этом вопросе много серьезных разночтений. Если для коммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность и имеющей от этой деятельности прибыль, данный вопрос не вызывает особых трудностей, то применительно к некоммерческим организациям он требует уяснения.
    Прежде всего отметим, что в Налоговом кодексе отсутствует четкое определение понятия деятельности для собственных нужд. Применительно к некоммерческим организациям возможны две его трактовки:

    Трактовка 1. Основная непредпринимательская (далее — «уставная») деятельность некоммерческой организации — это деятельность для собственных нужд, поскольку она направлена на достижение целей, ради которых некоммерческая организация была создана.

    Трактовка 2. Уставная деятельность некоммерческой организации не имеет целью извлечение прибыли (ГК, ст. 50, п. 1) и направлена на достижение общественных благ (Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 2, п. 2). Следовательно, ее нельзя считать деятельностью «для собственных нужд».
    Иными словами, возникает ключевой вопрос: может ли уставная деятельность, осуществляемая некоммерческой организацией без привлечения сторонних лиц (т.е. выполняемая собственными силами), считаться деятельностью «для собственных нужд»? Оговорка о ведении уставной деятельности собственными силами здесь существенна, так как только в этом случае может действовать ст. 146, п. 1, пп. 2.
    Допустим, что некоммерческая организация осуществляет только уставную деятельность (предпринимательская деятельность отсутствует). В этом случае единственный источник финансирования — целевые поступления.
    Для данной некоммерческой организации трактовка 1 означала бы, что любое использование целевых поступлений на содержание организации и ведение уставной деятельности представляет объект налогообложения по НДС. В самом деле, согласно трактовке 1, использование целевых поступлений должно рассматриваться как выполнение работ (оказание услуг) для собственных нужд, причем формально расходы на эту деятельность не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, т.к. последняя отсутствует. Налицо все условия пп. 2, п. 1, ст. 146 НК. Но принять данную трактовку — значит потребовать, чтобы изначально все целевые поступления увеличивались на величину НДС, т.е. отождествлялись с выручкой от продаж, что совершенно не согласуется с сущностью целевых поступлений и противоречит принятому выше допущению об отсутствии у организации предпринимательской деятельности.
    Это означает, что правильной является трактовка 2, а именно: уставная деятельность некоммерческой организации — это деятельность не для собственных нужд, а на благо общества. Следовательно, расходы, связанные с уставной деятельностью некоммерческой организации, не могут считаться передачей товаров (работ, услуг) для собственных нужд и не могут образовать у некоммерческой организации объект налогообложения по НДС. Поскольку не делалось никаких предположений о конкретном содержании уставной деятельности, то полученный вывод справедлив для всей уставной деятельности некоммерческой организации (т.е. нет оснований считать, что какая-то часть уставной деятельности может рассматриваться как деятельность «для собственных нужд»). Не считается деятельностью для собственных нужд нецелевое расходование некоммерческой организацией части своих целевых средств. Согласно ст. 250, п. 14 НК РФ, эта часть средств признается внереализационным доходом и облагается налогом на прибыль.
    Вывод о правильности использования трактовки 2 очевиден и с другой точки зрения. К уставной деятельности некоммерческой организации неприменимы понятия продукции, ее себестоимости и стоимости. Следовательно, при осуществлении только уставной деятельности в некоммерческой организации не может формироваться и добавленная стоимость (которая у коммерческих организаций складывается из затрат труда на изготовление и реализацию продукции, амортизации и прибыли). Поэтому использование целевых средств в рамках уставной деятельности некоммерческой организации (когда отсутствует реализация и нет внереализационных доходов) не может стать объектом обложения НДС.
    Получается, что деятельность некоммерческой организации, осуществляемая за счет целевых поступлений, ни при каких условиях не может приводить к появлению объекта налогообложения по НДС в соответствии со ст. 146, п. 1, пп. 2 НК. Действительно, если целевые поступления расходуются по своему назначению, то это — расходы, связанные с уставной деятельностью, и согласно трактовке 2 деятельность для собственных нужд и объект налогообложения по НДС отсутствуют. Если же целевые поступления расходуются не по назначению, то объект налогообложения по НДС также отсутствует, потому что в этом случае возникает объект обложения налогом на прибыль.
    Таким образом, передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд может иметь место у некоммерческой организации лишь вне рамок уставной деятельности и вне рамок использования целевых средств. Иными словами, это может наблюдаться лишь у тех некоммерческих организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность или имеют нераспределенную прибыль от прошлой предпринимательской деятельности. (Кстати, это — лишний довод в пользу сохранения раздельного учета нераспределенной прибыли и целевых поступлений и недопустимости перечисления в конце года полученной чистой прибыли в кредит счета 86 «Целевое финансирование», что иногда предлагают).
    С учетом изложенного приходим к выводу, что деятельность «для собственных нужд» может выражаться у некоммерческих организаций, главным образом, в форме передачи для внутреннего использования продукции (товаров, работ, услуг) собственного производства, осуществляемого в рамках предпринимательства. Исключение составляет продукция, используемая в уставной деятельности, а также продукция, расходы на которую принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль.
    Другой формой деятельности «для собственных нужд» может быть передача для внутреннего использования результатов собственной деятельности, полученных некоммерческой организацией за счет нераспределенной прибыли, при условии, что это не является частью уставной деятельности.
    Для практических целей полезно перечислить условия, при соблюдении которых к некоммерческой организации применимо положение статьи 146, пункт 1, подпункт 2 Налогового кодекса РФ:

    1. передаются для внутреннего использования результаты собственной деятельности (продукция или результаты, полученные за счет чистой прибыли);
    2. целевые средства не используются;
    3. передача не является частью уставной деятельности;
    4. расходы на передаваемую продукцию не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль.

    Проиллюстрируем это следующими примерами.

    Пример 1. Некоммерческая образовательная организация помимо уставной деятельности осуществляет издание и продажу учебной литературы. Часть этой литературы передана для использования в своем учебном процессе. Возникает ли объект налогообложения согласно ст. 146, п. 1, пп. 2 НК?
    Если приобретение учебной литературы является частью уставной деятельности данной некоммерческой организации, то не соблюдается условие 3, и объект налогообложения отсутствует. Если же приобретение учебной литературы выходит за рамки уставной деятельности, то налицо все признаки передачи продукции для собственных нужд. В этом случае возникает налоговая база по НДС, равная рыночной стоимости переданной литературы.

    Пример 2. В некоммерческой научной организации образован участок предпринимательской деятельности (сборка и продажа оргтехники) и работает клуб, финансируемый за счет прибыли. Оргтехникой своего выпуска оснащены офисы участка сборки и клуба. Каковы налоговые последствия?
    Это — типичные примеры передачи продукции для собственных нужд, поскольку в обоих случаях отсутствует расходование целевых средств и использование переданной продукции не является частью уставной деятельности некоммерческой организации. Но объект налогообложения возникает только в отношении оргтехники, переданной клубу. Клуб содержится за счет прибыли, следовательно, затраты на переданную клубу продукцию не будут приняты к вычету, и соблюдается условие 4. Налоговая база по НДС равна в этом случае рыночной стоимости переданной клубу оргтехники. Затраты же на оргтехнику, переданную участку сборки, войдут в состав себестоимости продукции (в полной мере или через амортизационные начисления — в зависимости от стоимости объектов основных средств), т.е. будут приняты к вычету при исчислении налога на прибыль от предпринимательской деятельности. Поэтому в данном случае объект налогообложения по НДС отсутствует.
    Если бы некоммерческая организация использовала не свою продукцию, а закупила оргтехнику, то объект налогообложения отсутствовал бы в обоих случаях, т.к. не соблюдается условие 1.

    Пример 3. Товарищество собственников жилья (ТСЖ) решило не заключать с РЭУ договор о техническом обслуживании общего имущества дома, а выполнять эту работу самостоятельно. Некоторые специалисты полагают, что в данном случае имеет место оказание услуг для собственных нужд, и возникает объект налогообложения. Это — ошибочное мнение. Функция технического обслуживания общего имущества дома составляет часть уставной деятельности ТСЖ (не соблюдается условие 3). Поэтому осуществление данной функции нельзя рассматривать как оказание услуг, и оно не может трактоваться как деятельность ТСЖ «для собственных нужд».

    Пример 4. Жилищно-строительный кооператив (ЖСК) сформировал ремонтную группу и произвел ремонт крыши дома за счет нераспределенной прибыли, полученной от сдачи в аренду нежилого помещения. Имеет ли место выполнение работ для собственных нужд?
    Содержание и ремонт общего имущества дома — одна из основных сторон уставной деятельности ЖСК. Как и в предыдущем примере, здесь не соблюдено условие 3. Поэтому деятельность «для собственных нужд» и объект налогообложения по НДС отсутствуют.

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector