Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бухгалтерский учет в автосервисе проводки

Расходы, связанные с содержанием служебного автомобиля в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0

«Автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения!», — как говорил Остап Бендер в романе «Золотой телёнок». Согласимся, зачастую транспортные средства необходимы для полноценного развития бизнеса, но по факту, организация, приобретающая автомобиль, получает ещё и дополнительные расходы на её содержание, ремонт, страхование, парковку и прочее. При этом отражение подобных затрат в бухгалтерском и налоговом учёте не редко вызывает много вопросов. Поэтому разберем всё более подробно в этой статье. Кстати, ранее мы уже писали об учёте полисов КАСКО и ОСАГО и учёте ГСМ по топливным картам, будем рады, если наши материалы пригодятся вам в работе.

Расходы на платную парковку

Сотрудники, чья деятельность связана с разъездным характером работы, вынуждены прибегать к услугам платных городских парковок.

В случае оплаты работником таких услуг личными средствами, предприятие может возместить ему эти затраты. Для подтверждения расходов сотрудник должен предоставить в бухгалтерию авансовый отчёт с приложением документов, подтверждающих оплату услуг парковки. Не лишним будет и составление путевого листа с указанием маршрута следования непосредственно по тем адресам, где организована платная парковка.

Также услуги парковки могут быть оплачены организацией напрямую с расчётного счёта, в случае заключения договора на оказание услуг, например, с частным паркингом.

Расходы на платную парковку отражаются в бухгалтерском учёте, как затраты по обычным видам деятельности компании, согласно ПБУ 10/99.

С налоговым же учётом всё немного сложнее. Обратимся к статье 264 Налогового кодекса РФ. Согласно подпункту 11 пункта 1, если услуги парковки были оплачены непосредственно предприятием, то их следует отнести к прочим затратам на содержание служебного транспорта. То есть отразить их по дебету затратного счёта, например, 26, с субконто «Прочие расходы».

Исходя из подпункта 12 пункта 1 следует, что если оплата парковки служебного транспорта была совершена в командировке, то эти затраты можно отнести к командировочным. В этом случае изменится субконто на «Командировочные расходы» и появится необходимость удержать подоходный налог со стоимости парковки, так как данный вид затрат не входит в перечень расходов, не включаемых в базу по НДФЛ.

И есть ещё один случай оплаты парковки, когда сотрудник совершает поездку в служебных целях на личном автомобиле. В этом случае сотруднику положена компенсация в пределах установленных норм. Согласно письму Минфина от 15 сентября 2005 года № 03-03-04/2/63 в выплачиваемую компенсацию уже входят дополнительные расходы, связанные с использованием личного авто. Таким образом, если вы выплачиваете сотруднику компенсацию, то возмещать расходы по парковке ему же не следует.

Поступление от паркинга акта оказанных услуг вводится в программу 1С: Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 в разделе «Покупки» — «Поступление (акты, накладные)».

В открывшемся окне следует нажать на кнопку «Поступление» и из выпадающего списка выбрать «Услуги (акт)». Затем заполнить документ данными полученного акта.

Если бухгалтерией были получены квитанции, свидетельствующие об оплате городской парковки для служебного автомобиля командированным сотрудником, то в программе следует ввести «Авансовый отчёт» в разделе «Банк и касса».

В случае использования личного автомобиля в служебных целях, начисление компенсации вводится в разделе «Операции» — «Операции, введённые вручную».

Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ и пункта 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению подоходным налогом и страховыми взносами все виды компенсаций в пределах норм, установленных законодательством РФ, связанных с исполнением работником трудовых обязанностей.

Нормы для коммерческих предприятий установлены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2013г. № 563 и составляют:

— для легковых автомобилей с объёмом двигателя свыше 2000 куб. см – 3000 рублей в месяц;

— для легковых автомобилей с объёмом двигателя до 2000 куб. см – 2 400 рублей;

— для мотоциклов – 1200 рублей.

То есть, данную компенсацию следует отнести к необлагаемым доходам физического лица.

Для этого перейдём в раздел «Зарплата и кадры» и выберем пункт «Операции учёта взносов».

Создадим новый документ, в котором на вкладке «Сведения о доходах» добавим строку и отразим сумму начисленной компенсации.

Покупка парковочного места

Покупка парковочного места по своей сути — это приобретение части земельного участка.

При этом на данном участке возможно есть ранее нанесённая разметка под автомобили, или навес. Если нет, то предприятие имеет право самостоятельно достроить то, что считает нужным для комфортного размещения автотранспорта.

Расходы на строительство и приобретение парковки формируют её первоначальную стоимость, как в бухгалтерском, так и налоговом учёте. При этом в обоих учётах такой вид актива, как парковка, является основным средством, если он соответствует критериям, установленным ПБУ 6/01. О принятии на учёт в программном продукте 1С: Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 основного средства вы можете прочитать здесь.

Приобретение автомобильной аптечки, троса и огнетушителя

Покупку технических средств, требуемых для автомобиля, можно отнести либо к приобретению инвентаря, либо основного средства.

Как мы знаем, к основным средствам относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью свыше 40 тысяч рублей.

Чаще всего автомобильные аптечки, огнетушители и прочий инвентарь не достигают такой стоимости. Соответственно, согласно ПБУ 5/01 их следует отражать в составе материалов на счёте 10.09 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Оприходование инвентаря в организации может быть оформлено документом «Поступление (акты, накладные)» в разделе «Покупки» или документом «Авансовый отчёт» в разделе «Банк и касса», в случае его покупки подотчётным лицом. Пример заполнения накладной на приобретение представлен на рисунке ниже.

Если приобретение отражается авансовым отчётом, то покупаемый инвентарь отражается на вкладке «Товары», как показано на рисунке.

В тот момент, когда происходит передача инвентаря в автомобиль, его необходимо отразить в составе расходов.

Для этого перейдём в раздел «Склад» и выберем пункт «Передача материалов в эксплуатацию».

В открывшемся документе перейдём на вкладку «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и внесём данные о передаваемых материалах.

В графе «Способ отражения расходов» следует выбрать на каком затратном счёте будут отражены эти расходы.

При проведении, документ создаст проводки: Дт 26 Кт 10.09, а также отразит данный инвентарь на вспомогательном счёте МЦ.04, для того, чтобы можно было в последствие осуществить пересчёт инвентаря в организации.

Когда придёт время списать инвентарь с забалансового учёта, нужно будет ввести документ «Списание материалов из эксплуатации» на основании ранее введённого документа «Передача материалов в эксплуатацию» или путём создания нового документа в разделе «Склад».

Проведённый документ создаст проводки только по кредиту счёта МЦ.04.

Автор статьи: Алина Календжан

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Организация автосервиса: учет и налогообложение

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2006, N 8

В последнее время услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств пользуются большим спросом среди автовладельцев. Это объясняется повышением покупательной способности населения, в связи с чем значительно увеличилось количество автотранспортных средств как отечественного, так и импортного производства, львиную долю из которых занимают подержанные иномарки.

В автомобиле рано или поздно отдельные узлы и агрегаты в результате износа приходят в не пригодное для дальнейшей эксплуатации состояние. Именно в таких ситуациях и приходят на помощь предприятия, оказывающие услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. В данной статье рассмотрены вопросы по учету и налогообложению, которые могут возникнуть у налогоплательщиков при организации предприятий автосервиса.

Налогообложение услуг предприятий автосервиса

Налоговым законодательством предусмотрено, что по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств может применяться специальный налоговый режим в виде ЕНВД (пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Однако на практике из-за отсутствия в гл. 26.3 НК РФ четких разъяснений, какие именно услуги следует относить к вышеупомянутой деятельности, довольно часто возникают различные разногласия между налогоплательщиками и контролирующими органами.

Вместе с тем Минфин в своих разъяснениях (Письма Минфина России N 03-11-05/109 , от 14.09.2005 N 03-11-04/3/88) указал, что в данном случае нужно руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (далее — ОКУН). В соответствии с ОКУН к услугам по ремонту автотранспортных средств относятся услуги, классифицируемые по коду 017000 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования».

Письмо Минфина России от 29.11.2005 N 03-11-05/109 «О порядке применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств».
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-92, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

Но бывают случаи, когда налоговики не соглашаются с таким суждением. Ярким примером этого может служить Постановление ФАС ЗСО от 10.11.2004 N Ф04-8024/2004(6088-А03-19). В рассмотренной ситуации налоговики усомнились в правомерности применения специального режима налогообложения в виде ЕНВД налогоплательщиками, которые оказывают отдельные виды технического обслуживания автотранспортных средств, в частности услуги по проверке работы ряда систем автомобиля (контрольно-диагностические работы), проводимые вне рамок техосмотра. Однако суд не поддержал налоговиков и встал на сторону налогоплательщика, указав, что контрольно-диагностические работы — неотъемлемая часть услуг по обслуживанию легковых и грузовых автомобилей, автобусов и входят в перечень услуг, облагаемых ЕНВД. К тому же они поименованы в ОКУН под кодом 017104.

Более того, работники финансового органа подтвердили правомерность применения специального налогового режима в виде ЕНВД при выполнении контрольно-диагностических работ и установке дополнительного оборудования (Письмо Минфина России N 03-11-04/3/32 ).

Письмо Минфина России от 21.07.2005 N 03-11-04/3/32 «О порядке применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли автотранспортом».

Обратите внимание: уплата ЕНВД при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств не зависит от того, кому — организациям или физическим лицам — они оказываются и в какой форме — наличной или безналичной — производится расчет за оказание этих услуг. Об этом не раз упоминал в своих разъяснениях Минфин в Письмах N 03-11-05/80 , от 12.07.2005 N 03-11-01/3/14. Не идет речь о такой зависимости и в гл. 26.3 НК РФ.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: услуги, оказываемые организацией по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств по договору с заводом-изготовителем в период гарантийного срока эксплуатации автотранспортного средства, подпадают под специальный режим налогообложения в виде ЕНВД. При этом не имеет значения, кому (юридическому или физическому лицу) и как (в наличной или безналичной форме) оказываются данные услуги.

Если у автосервиса появляется другой вид бизнеса

При поломке автотранспортного средства далеко не каждый автовладелец может с уверенностью определить, какие именно детали (узлы, агрегаты) вышли из строя, пришли в непригодность. В данной ситуации на помощь приходят работники автосервисов, которые, желая угодить клиентам, охотно используют «свои» запчасти при оказании услуг. В свою очередь клиенты также охотно пользуются такой услугой, избавляя себя тем самым от поиска и доставки нужных для ремонта запасных частей.

Обратите внимание: оказание услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспорта осуществляется на основании договора подряда (гл. 37 ГК РФ).

В частности, при оказании услуг физическим лицам правоотношения регулируются § 2 гл. 37 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. При этом согласно п. 1 ст. 704 ГК РФ подрядчик выполняет работы по заданию заказчика собственными силами и с использованием своих материалов (запчастей).

Однако на практике установка собственных запасных частей может обернуться для плательщиков ЕНВД неприятной ситуацией. Дело в том, что налоговые инспекторы могут усмотреть в данном случае два вида деятельности, подпадающих под специальный налоговый режим в виде ЕНВД, если в ходе проверки деятельности налогоплательщика будет установлено, что автосервис при оказании услуг использовал «свои» запасные части, которые учитывались с торговой наценкой. В этой ситуации налоговики посчитают, что автосервис помимо своего основного вида деятельности (ремонтных работ) осуществляет еще и розничную торговлю запасными частями. Объяснить это налоговики могут тем, что только наличие торговой наценки обеспечивает возмещение затрат и получение прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли (пп. 121 п. 2.7 ГОСТ Р 51303-99 ). Следовательно, по мнению налоговиков, налогоплательщик учитывает запасные части на счете 41 и отпускает их с наценкой, а это ни что иное, как реализация товара.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.

Вместе с тем существует и другая точка зрения по этой проблеме, поддержанная, кстати, арбитражными судами (Постановления ФАС ЗСО от 31.05.2005 N Ф04-3233/2005(11616-А67-29), ФАС ДВО от 02.04.2003 N Ф03-А73/03-2/521 и др.). Если обобщить арбитражную практику, то можно сделать вывод, что замена запасных частей (материалов, моторного масла) входит в комплекс работ (услуг), выполняемых налогоплательщиками в рамках деятельности по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, и, как следствие, является неотъемлемой частью технологического процесса, предусмотренного данным видом деятельности.

Действительно, ОКУН в подгруппе «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования» (код 017000 ОКУН) содержит целый ряд услуг, которые предусматривают замену (или установку) различных агрегатов, запчастей и дополнительного оборудования. Однако, по мнению автора, замена или установка запчастей не равносильна их реализации, следовательно, розничная продажа запчастей не может являться составной частью ремонта и техобслуживания автотранспортных средств.

Для того чтобы избежать нежелательных проблем с налоговой службой, налогоплательщикам нужно учитывать запчасти и материалы как расходные материалы. Для этого надо использовать счет 10 «Материалы» и списывать запчасти и материалы на затраты по цене приобретения, то есть без торговой наценки. При оформлении заказов-нарядов запчасти также нужно отражать по цене их приобретения, а сумму торговой наценки включать в стоимость ремонтных работ. Налогоплательщики, последовавшие этому совету, ничего не потеряют, так как общая сумма по договору подряда не изменится. Единственная нестыковка, возникнет при составлении прайс-листов на оказываемые услуги.

Читать еще:  Штрафы за нечитаемые номера в 2020 году

Пример 1. ООО «Автосервис» производит ремонт легковых автомобилей и является плательщиком ЕНВД в отношении данного вида деятельности.

Во время контрольно-диагностических работ было установлено, что свечи зажигания стали непригодны для дальнейшей эксплуатации. ООО «Автосервис» при ремонте автомобиля использовал «свои» запасные части.

В прайс-листе на оказываемые услуги, в частности, указано:

  • замена свечей зажигания (запчасти заказчика) — 200 руб.;
  • замена свечей зажигания (запчасти подрядчика) — 450 руб.

Цена устанавливаемых подрядчиком 4 свечей зажигания соответствует их закупочной стоимости и равна 200 руб.

Прочие затраты по ремонту автомобиля составили 120 руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

Обратите внимание: метод расчета стоимости услуги (торговой наценки) законодательно не закреплен, поэтому хозяйствующие субъекты могут пользоваться любой утвержденной ими методикой расчета.

Автосервис плюс магазин

В последнее время мы становимся свидетелями того, что при многих автосервисах существуют специализированные магазины, торгующие автозапчастями, маслами, аксессуарами, автокосметикой и т.д. (или сами автосервисы параллельно с основной деятельностью осуществляют оптовую торговлю запчастями). При этом налогоплательщики изначально могут уплачивать ЕНВД в отношении двух видов деятельности. Как правило, закупка запчастей для оптово-розничного магазина и для автосервиса осуществляется централизованно. В таких случаях запчасти можно отражать на счете 41 «Товары», даже если в дальнейшем они будут использоваться в ремонте автотранспорта. При передаче запчастей с «общего» склада в автосервис надо оформлять накладную на внутреннее перемещение товара.

Для наглядности рассмотрим на примере движение запчастей при осуществлении налогоплательщиком одновременно двух видов деятельности, подпадающих под налогообложение в соответствии с общим и специальным режимами налогообложения.

Пример 2. ООО «Интер-Пласт» осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оптовой торговли запчастями и ремонта автотранспортных средств.

Для ремонта автомобиля клиента были использованы запасные части (КПП и др.) с «общего» склада, где они были учтены по продажной стоимости 18 000 руб. Цена приобретения запчастей — 15 000 руб. (в том числе НДС — 2700 руб.). Согласно прайс-листу стоимость установки запчастей (включая их цену) составляет 20 000 руб. Себестоимость работ по замене агрегатов без учета запчастей — 2000 руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

В данном случае, если бухгалтер ООО «Интер-Пласт» выберет такой вариант учета движения запасных частей, то он полностью обезопасит себя от претензий со стороны налоговых органов по поводу использования «своих» запчастей. При этом у ООО «Интер-Пласт» также не возникает обязанности по уплате ЕНВД еще с одного вида предпринимательской деятельности — розничной торговли автозапчастями наряду с уплатой единого налога в отношении деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Учет в автосервисе, из практического опыта

За свою жизнь мне удалось поработать на различных автопредприятиях и в нескольких автосервисах, в крупных и мелких. Безусловно, уровень у них отличается значительно – в солидных фирмах куда больше порядка, учет строгий, всякие недоразумения и пропажи случаются нечасто. В мелких конторах может быть и полная анархия, каждый работник предоставлен сам себе.

Таксопарк

Рабочим были положены спецодежда и обувь, но я не помню, чтобы нам выдавали инструмент. Сами мы также ключи покупали нечасто – выручали таксисты, они жили еще зажиточнее автослесарей. В моторном цехе был начальник участка, еще один наш непосредственный руководитель – начальник производства. Наверное, они вели какую-то документацию, но заказ-нарядов я ни разу не видел, да это мне было и неинтересно.

В 1995 году я перешел в цех тюнинга – люксовал «Волги», ремонтировал по рекламации двигатели. Работники получали сдельную оплату, кто сколько сделал, фиксировалось в тетради. Учет запчастей на складе велся ориентировочно, сам видел, как у двух 5-ступенчатых КПП ГАЗ-31029 «выросли ноги». Удивительно, но пропажу никто не заметил, неплохо же жило наше высшее начальство!

Автосервис в Ленинском районе

Учет в своем автосервисе

Всю документацию вела девушка-бухгалтер, позднее, когда появилась авторазборка, мы наняли на работу двух кассиров, четыре кладовщика одновременно являлись и продавцами. Новые запчасти хранились на складе и были учтены, детали б/у учитывались только крупные и значимые, переписать всю мелочь было практически невозможно.

Когда была текучка автослесарей в сервисе, людей трудоустраивать попросту не успевали – не было смысла. Но как только коллектив у нас стабилизировался, всех приняли на работу официально. Испытательный срок у нас был один месяц, и если работник сумел зарекомендовать себя хорошо, он был оформлен – мы очень старались, чтобы у нас все было как положено.

Также старались оформить по всем правилам машину, прибывшую на ремонт. Когда авто попадал в ремонтную зону, мы клиента обязательно отправляли к девушке, она:

  • заполняла бланк заказ наряда;
  • записывала контакты заказчика (телефон для связи);
  • брала предоплату, если материалы или запчасти были наши.

По завершению работ заказ-наряд оформлялся полностью, клиент получал свой экземпляр, в котором запись о гарантии подтверждалась печатью и подписью. Точно не помню, но вроде бы на двигатели у нас гарантия была два месяца, на ремонт коробки передач – один месяц. За это время клиент агрегат мог проверить, и если выявлялись недостатки, предъявить автосервису претензию.

Расценки на авторемонтные работы

На покраску и рихтовку автомобилей были договорные расценки, мастера предварительно оценивали стоимость предстоящего кузовного ремонта сами. Автоэлектрик брал почасовую оплату по многим видам работ, но стоимость замены и ремонта генератора и стартера была фиксированная. Сейчас уже точные цены не помню, поэтому цифры озвучивать не буду.

Учет рабочего времени

Надо сказать, что табель учета рабочего времени велся и для работников, которым деньги выдавались за отработанные часы – повременную оплату у нас получали студенты, подрабатывающие в свободное от работы время, рабочие, помогавшие по хозяйству. Например, нам нужно было оборудовать помещение под склад запчастей, установить деревянные стеллажи. Автослесарей и кладовщиков мы к этому делу не привлекали, нанимали временных работников.

Отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете организации операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов (в данном случае — нового кондиционера) следует рассматривать в качестве составной части расходов на ремонт транспортного средства.

Обоснование вывода:

В бухгалтерском учете ремонт является одним из способов восстановления имущества (п. 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Затраты на текущий ремонт отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе арендованных) на основании п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — План счетов) для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу, отражаемых на счете 44) используются счета 20-29 (реже — 20-39).

Отношения сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, регулируются нормами гражданского законодательства о подряде (глава 37 ГК РФ) и о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ).

Из разъяснений, представленных, например, в письмах Минфина России от 05.08.2014 N 03-11-11/38552, от 28.08.2013 N 03-11-06/3/35364, от 24.07.2013 N 03-11-06/3/29245, от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238, следует, что договор на оказание услуг (выполнение работ) по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства может предусматривать замену (установку) подрядчиком (исполнителем) конкретных запчастей, при этом стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (независимо от того, выделяется ли стоимость таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг или нет). Такая деятельность рассматривается Минфином России как деятельность по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства.

В приведенных письмах также допускается ситуация, когда при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор купли-продажи на передаваемые запчасти и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства. Такую деятельность по продаже запчастей, по мнению финансового ведомства, следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

Указанные выводы сделаны Минфином России с учетом того, что пп. «ж» п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, определено, что соответствующий договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) должен содержать перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.

Отметим, что упомянутые правила регулируют отношения с потребителями услуг — физическими лицами, имеющими намерение заказать, либо заказывающими, либо использующими услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вместе с тем и для отношений сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, заказчиком которых является юридическое лицо, законом определено, что работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 704, ст. 783 ГК РФ). При этом предусматривается, что установленная сторонами цена включает компенсацию издержек подрядчика (исполнителя) и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации договор на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильной техники подразумевает, что при выполнении работ исполнитель использует собственные запасные части (кондиционер) и расходные материалы, отдельного договора купли-продажи на данное имущество не заключается, поэтому отношения, возникающие между сторонами в части запасных частей и расходных материалов, не следует рассматривать как обособленные отношения по договору купли-продажи товаров, выходящие за рамки отношений по договору на техническое обслуживание и текущий ремонт.

С учетом изложенного выше мы полагаем, что при отражении в бухгалтерском учете операций по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники организации-заказчику не следует рассматривать использованные подрядчиком (исполнителем) для выполнения работ (оказания услуг) запасные части и расходные материалы (в данном случае кондиционера) в качестве отдельных активов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов организации-заказчику целесообразно рассматривать в качестве составной части расходов на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт транспортных средств, что с учетом Плана счетов подразумевает следующие бухгалтерские записи:

Дебет 20 (26, 44. ) Кредит 60
— отражены расходы на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт автомобильной техники исходя из их общей стоимости (с учетом стоимости использованных подрядчиком (исполнителем) собственных запасных частей и расходных материалов);

Дебет 60 Кредит 51 (50)
— оплачена стоимость ремонта (технического обслуживания) автомобиля.

К сведению:

В соответствии с п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Определения понятий достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации основных средств в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету не содержатся. Вместе с тем эти понятия предусмотрены нормами главы 25 НК РФ, которые регулируют порядок определения стоимости амортизируемого имущества, включая основные средства, для целей налогового учета. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Той же нормой определено, что в целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Полагаем, что понятия, содержащиеся в п. 2 ст. 257 НК РФ, могут быть применены и при решении вопроса об основаниях изменения первоначальной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета.

Как разъясняется в письме Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94, установка на автомобиль нового оборудования может быть квалифицирована как дооборудование, влекущее изменение первоначальной стоимости основного средства, если в результате такой установки произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К схожим выводам приходят и суды. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 03.04.2014 N 04АП-4378/13 указал следующее: действующее правовое регулирование позволяет сделать вывод, что основным признаком для квалификации произведенных работ в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ, как при модернизации, так и при техническом перевооружении, являются технические изменения (улучшения), которые приводят к положительным экономическим последствиям (повышение производительности).

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.06.2008 N А05-12045/2007 пришел к выводу о том, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.

Читать еще:  Разница между протоколом и постановлением

По существу аналогичное мнение высказал ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334-2009-4/914, указавший, что при оснащении автомобиля газобаллонным оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, поэтому произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.

Таким образом, установка на автомобиль того или иного оборудования (приборов) может быть квалифицирована как работы по дооборудованию, реконструкции, модернизации, приводящие к увеличению первоначальной стоимости основного средства, если она вносит изменения в технические характеристики, улучшает эксплуатационные свойства транспортного средства.

В данном случае в результате замены кондиционера таких изменений не произошло. Поэтому вести речь о модернизации или дооборудовании нет оснований.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

26 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бухучет в автосервисе

Услугами специализированного сервиса активно пользуются как организации, так и частные водители. Клиентам предоставляется широкий спектр услуг: ремонт автомобилей, ТО, тюнинг, мойка, торговля сопутствующими товарами и т.п. Владельцам бизнеса необходимо знать, как вести бухучёт в автосервисе, и в чём его особенности.

Как производить расчётные операции в автосервисе

За оказанные услуги с частными лицами нужно рассчитываться по онлайн-кассе, с организациями – по безналичной оплате на р/с. Бухгалтер обязан вести раздельный учёт по каждой услуге, и отслеживать движение денег, основных средств (ОС), нематериальных активов (НА), а также платежи с поставщиками. Кроме того, ИП или организации закупают необходимое оборудование, материалы, инструменты, запчасти для проведения ремонтных и прочих работ.

Бухучёт в автосервисе удобно переводить на удалёнку через заключение договора с бухгалтерской компанией на аутсорсинг, что обойдётся дешевле, чем содержание собственных специалистов в штате. Плата за бухуслуги зависит от специфики работы предприятия: режима налогообложения, видов деятельности, численности персонала и прочих условий.

Какие налоговые режимы применяют в автосервисе

Прежде чем открыть бизнес, нужно правильно определиться в выборе налоговой системы, поскольку от этого напрямую зависит рентабельность предприятия. Автосервисы могут работать на ОСН и спецрежимах — УСН, ЕНВД и патенте. ООО выгоднее работать прежде всего на традиционной – основной системе, а ИП предпочитают упрощёнку обоих типов и патент.

1. Организация на ОСН может максимально использовать свои возможности в бизнесе, потому что не имеет ограничений по числу работников, выбору поставщиков и другим показателям. При расчёте с «физиками» за авторемонт разрешается выдавать вместо чеков БСО. Если деятельность приостанавливается, налоговая нагрузка минимальна. Однако, в целом налоговое бремя достаточно велико, к тому же из-за сложности налогообложения и специфики учёта бухуслуги могут обойтись недёшево.

2. Организации и ИП на УСН имеют немало преимуществ, поскольку бухучёт значительно упрощается — особенно в режиме «доходы», а налоговая нагрузка снижается (платежи уменьшаются на сумму страхвзносов). Расчёты с частниками проводят по кассе или выдают бланки отчётности за ремонт, но при продаже запчастей пробивают только чеки. Юрлица могут рассчитываться за услуги по безналу на р/с. Есть и ограничения на упрощёнке – в штате максимум сотня человек, годовая выручка не превышает 60 млн. руб.

3. Организации и ИП на ЕНВД выигрывают за счёт предельной простоты расчётов: вести учёт практически не нужно, ведь налог предоплачивают заранее, а его сумму уменьшают на страхвзносы, при этом лимитов по выручке нет. Однако, существует ограничение – в штате не более сотни человек. Приостановка бизнеса из-за недостатка клиентов будет невыгодной, потому что налог уплачен вперёд. Работая на вменёнке, можно значительно сэкономить на бухучёте.

4. ИП на патенте может работать максимум в течение года и сэкономить на налогах примерно 20%, по сравнению с другими режимами. Выгода очевидна для автослесаря, работающего в одиночку. В любом случае и здесь нужно учитывать ограничения: максимум работников -15, лимит по обороту – 60 млн. руб. в год.

Некоторые операции и проводки в бухучёте автосервиса

Движение денег в кассе организации и ИП отображают по сч. 50, операции по р/с учитывают на сч. 51. В бухгалтерии применяют следующие стандартные проводки:

    реализация за наличные товаров и услуг — ДТ 50, КТ 46;

реализация по р/с товаров и услуг – ДТ 51, КТ 62;

выполнение ремонта — ДТ 62.01, КТ 90,01;

платёж физлица за ремонт — ДТ 50, КТ 62.01;

платёж юрлица за ремонт — ДТ 51, КТ 62.01;

поступление запчастей в автосервис — ДТ 41, КТ 60;

оплата поставщику за запчасти — ДТ 60, КТ 51;

списывание запчастей по мере исполнения ремонта — ДТ 90, КТ 41;

автомойка для физлица — ДТ 62, КТ 90;

платёж физлица за автомойку по акту работ — ДТ 50, КТ 62;

платёж юрлица за автомойку по счёту — ДТ 51, КТ 62.

Как учитывают ОС и НА в бухучёте автосервиса

К основным средствам автосервиса относится имущество, которое используют в рабочем периоде более года деятельности. Это и здания, сооружения, оборудование, транспорт и прочее. Для учёта ОС в бухгалтерии используют сч. 08 – капвложения, сч. 02 – изношенность ОС, сч. 47 – реализация ОС. При поступлении средств эти операции отображают с учётом нематериальных активов следующими проводками:

— обязательства учредителей ООО по вкладу — ДТ 75, КТ 85;

— главное производство в собственности ООО — ДТ 01, КТ 75;

— выбывание на начальную цену объекта НА — ДТ 48, КТ;

— выбывание на величину амортизации — ДТ 05, КТ 48;

— финансовый итог от убытия НА — ДТ 48, КТ 80;

— инвентарная цена НА — ДТ 04, КТ 08;

— НА получены на безвозмездной основе — ДТ 04, КТ 87.

В бухгалтерии автосервиса нужно вести отдельный учёт каждой услуги, а также фиксировать движение денег и платежей с поставщиками. При этом необходимо разбираться в операциях с контрагентами, уметь работать с ОС и НА. Когда автосервис приобретает нужные запчасти, необходимое оборудование и инструменты, использованные средства списывают согласно требованиям законодательства.

Бухучет автосервиса

После регистрации автосервиса практически у каждого собственника возникают вопросы, касающиеся ведения бухгалтерского учета, планирования расходов и оптимизации налогов.

Такие вопросы поможет вам решить бухгалтерская компания, специализирующаяся на подобных сферах услуг.

Сферы деятельности автосервиса, как правило, это функционирование автомойки, автосервис (шиномонтаж, техобслуживание и ремонт транспортных средств), а в некоторых случаях наличие магазина и кафе. Каждая из этих видов деятельности имеет свои особенности в вопросе ведения бухучета.

Как вести бухгалтерский учет автосервиса? Рассмотрим все более подробно.

Бухучет автомойки

Работа автомойки это оказание услуг, поэтому в ваших бухгалтерских проводках всегда будут задействованы затратные счета 20, 25, 26. Услуга «мойка» оказывается как физическим лицам, так и юридическим.

В работе с физическими лицами юридическое лицо (автосервис) обязано использовать кассовый аппарат, на основании Положения ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций». По окончании оказания услуги «мойка» автосервис должен выдать на руки физическому лицу первичный документ, подтверждающий факт совершения услуги: Накладная, Акт выполненных работ и приходно-кассовый ордер (ПКО) с кассовым чеком.

— Оказана услуга «мойка» автосервисом физическому лицу, выставлен акт работ Дт 62 Кт 90

— Оплачена услуга «мойка» по ранее выставленному акту Дт 50 Кт 62.

Помимо обслуживания физических лиц, услугами автомойки могут воспользоваться и юридические лица. Юридические лица могут вести безнальные расчеты. В этом случае автосервису необходимо открыть расчетный счет в банке.

— Оплачена услуга «мойка» по ранее выставленному счету юридическому лицу Дт 51 Кт 62.

Как вести бухгалтерский учет в автосервисе

Аналогичная ситуация складывается с услугой автосервиса. Она также может быть оказана как физическим лицам, так и юридическим. Для расчета с физическими лицами вам также необходимо использовать кассовый аппарат.

Для оформления заказа авторемонта в автосервисе физическому лицу необходимо заполнить бланк-заказ по форме БО-1. По окончании работ оформляется Акт выполненных работ и выдается на руки 2 экз. данного документа, а также ПКО и кассовый чек.

  • Оказаны услуги авторемонта автосервисом Дт 62.01 Кт 90.01
  • Оплачены услуги авторемонта физическими лицами Дт 50 Кт 62.01
  • Оплачены услуги авторемонта юридическими лицами Дт 51 Кт 62.01

Для оказания услуг ремонта автосервису необходимо закупать запчасти, а в дальнейшем осуществлять их списание.

  • Поступили запчасти в автосервис от поставщиков Дт 41 Кт 60
  • Оплачены запчасти поставщику по счету и товарной накладной Дт 60 Кт 51
  • Списаны запчасти при оказании услуг автосервиса Дт 90 Кт 41.

Бухгалтер для автосервиса

Для ведения бухгалтерского учета автосервиса экономичнее и целесообразнее будет заключить договор с бухгалтерской компанией на аутсорсинг (удаленное ведение бухучета). Такая компания поможет вам не только грамотно и точно вести бухучет, но и окажет помощь в минимизации расходов, оптимизирует налоги, окажет юридическую и кадровую поддержку.

Стоимость бухгалтерских услуг для автосервиса и автомойки

Компания БУХпрофи оказывает услугу ведение бухучета автосервиса. Стоимость ведения от 10 000 до 12 000 рублей в зависимости от наличия сотрудников, количества операций по расчетному счету в банке и т.д. Более подробно ознакомиться с оказываемыми услугами и стоимостью наших услуг вы можете ознакомиться на странице Ведение бухгалтерского учета .

Бухучет в автосервисе

Опции темы
  • Версия для печати
  • Отправить на E-mail…
  • Подписаться на эту тему…

Бухучет в автосервисе

Здравствуйте! В только открывшемся автосервисе предложили работать бухглатером. Опыта в данной области нет, но очень инетресно и хочется научиться))
Работаем в Москве, на ОСНО. Запчасти на а/м будем продавать с наценкой, как с установкой, так и без нее, т.е. просто продаем запчасть. Т.о. возникает два вида деятельности: розничная торговля и услуги. Как я поняла, появляется раздельный учет. Или я неправильно поняла?))

П.С. заранее спасибо и просьба — ничем в меня не кидать ))))

В последнее время мы становимся свидетелями того, что при многих автосервисах существуют специализированные магазины, торгующие автозапчастями, маслами, аксессуарами, автокосметикой и т.д. (или сами автосервисы параллельно с основной деятельностью осуществляют оптовую торговлю запчастями). При этом налогоплательщики изначально могут уплачивать ЕНВД в отношении двух видов деятельности. Как правило, закупка запчастей для оптово-розничного магазина и для автосервиса осуществляется централизованно. В таких случаях запчасти можно отражать на счете 41 «Товары», даже если в дальнейшем они будут использоваться в ремонте автотранспорта. При передаче запчастей с «общего» склада в автосервис надо оформлять накладную на внутреннее перемещение товара.
Для наглядности рассмотрим на примере движение запчастей при осуществлении налогоплательщиком одновременно двух видов деятельности, подпадающих под налогообложение в соответствии с общим и специальным режимами налогообложения.

Пример 2. ООО «Интер-Пласт» осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оптовой торговли запчастями и ремонта автотранспортных средств.
Для ремонта автомобиля клиента были использованы запасные части (КПП и др.) с «общего» склада, где они были учтены по продажной стоимости 18 000 руб. Цена приобретения запчастей — 15 000 руб. (в том числе НДС — 2700 руб.). Согласно прайс-листу стоимость установки запчастей (включая их цену) составляет 20 000 руб. Себестоимость работ по замене агрегатов без учета запчастей — 2000 руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

В данном случае, если бухгалтер ООО «Интер-Пласт» выберет такой вариант учета движения запасных частей, то он полностью обезопасит себя от претензий со стороны налоговых органов по поводу использования «своих» запчастей. При этом у ООО «Интер-Пласт» также не возникает обязанности по уплате ЕНВД еще с одного вида предпринимательской деятельности — розничной торговли автозапчастями наряду с уплатой единого налога в отношении деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Бухучет в автосервисе: автоматизация, нюансы, маркировка шин

Идей для открытия своего дела много. Вы, наконец-то, определились и открыли автосервис. Только что зарегистрировали бизнес, голова идет кругом, и у вас сразу появились вопросы о том, как правильно и как лучше вести бухгалтерский учет автосервиса. Ведь хочется грамотно планировать расходы и, конечно же, оптимизировать налоговую нагрузку.

В ведении бухгалтерского учета в автосервисе есть нюансы. Расскажем о них.

Чаще всего автосервис предоставляет самый разнообразный спектр услуг. При этом есть возможность предоставлять их как физическим, так и юридическим лицам.

Что относится к услугам автосервиса?

Обычно сервисы занимаются ремонтом легковых или грузовых, импортных или отечественных транспортных средств. Однако собственники предпочитают расширять варианты услуг, и тогда уже среди услуг встречаются автомойки и автомагазины с аксессуарами и запчастями, и даже кафе.

Документы, необходимые в работе

Чтобы была возможность отразить реализацию услуг в учете, используются первичные документы:

  • договор на оказание услуг;
  • акт выполненных работ или;
  • счет-фактура, если вы работаете с НДС.

Есть и другие важные документы. Чтобы оформить заказ, например, ремонта ТС в автосервисе физическому лицу, то потребуется заполнить бланк-заказ по форме БО-1.

Чтобы своевременно вести учет оказанных услуг, корректно их отображать и проводить, используйте принятые и утвержденные формы:

  • Оказаны услуги авторемонта автосервисом Дт 62.01 Кт 90.01
  • Оплачены услуги авторемонта физическими лицами Дт 50 Кт 62.01
  • Оплачены услуги авторемонта юридическими лицами Дт 51 Кт 62.01

Когда вы предоставляете услуги по ремонту, после выполненных работ, автосервис должен правильно списать отработанные запчасти:

  • Поступили запчасти в автосервис от поставщиков Дт 41 Кт 60
  • Оплачены запчасти поставщику по счету и товарной накладной Дт 60 Кт 51
  • Списаны запчасти при оказании услуг автосервиса Дт 90 Кт 41.
Читать еще:  Административно-управленческий персонал (АУП)

Автосервис и налоги

В настоящее время можно выбрать и использовать один из предложенных режимов:

  • ОСНО;
  • упрощенку (первого или второго типа);
  • ЕНВД;
  • патент.

Как показывает практика, чаще всего предприниматели в сфере автосервисов выбирают УСН или ЕНВД. Такой выбор позволяет снизить налоговую нагрузку.

Организация бухгалтерского учета автосервиса

Бухгалтерия автосервиса обязана не только вести отдельный учет для каждой представленной услуги, но и фиксировать движения денежных средств и платежей с поставщиками.

Таким образом, чтобы соответствовать всем требованиям законодательства, необходимо:

  • учитывать уставной капитал сервиса и следить за его изменениями;
  • разбираться в расчетных данных с поставщиками;
  • уметь работать с основными имеющимися средствами и нематериальными активами.

Если автосервис закупает для работы запчасти и различные материалы, оборудование и другие необходимые инструменты, то использованные ресурсы должны списываться согласно требованиям законодательства.

Неважно, какой именно вид учета будет вестись: учет клиентов, ТС или запчастей. В любом случае, все эти вопросы лучше доверить специалисту.

Автоматизация работы автосервиса

В помощь бухгалтеру и собственнику создано большое количество программ для облегчения ведения учета.

Программа БИТ.Автосервис создана на базе 1С:Управление торговлей 8.3., ред. 11. Таким образом, пользователи получают все преимущества и функционал известного продукта 1С. Еще один плюс: бухгалтеру не нужно долго учиться и разбираться в системе, для обмена данными с «1С:Бухгалтерия» используются стандартные механизмы.

Решение БИТ.Автосервис автоматизирует предприятие любого размера: от маленького СТО с двумя подъемниками до сетевых автосервисов.

Какие преимущества дает программа?

  • видеть подробную историю взаимодействия с каждым клиентом и партнером;
  • оперативно получать данные о необходимости и статусе заказа запчастей;
  • видеть и анализировать все виды взаиморасчетов с поставщиками.

В решение встроен отдельный блок по отчетности, где есть все отчеты по складу, продажам, поставщикам и клиентам, которые доступны в привычной программе 1С:Управление торговлей.

Обязательная маркировка шин

Напомним, что обязательная маркировка товаров затронула и автобизнес. Так, эксперимент по маркировке шин и покрышек, который был запущен 20 июня, завершится уже 30 ноября 2019 года, а обязательная маркировка стартует 1 декабря.

Уже сейчас проработаны и утверждены предложенные методы маркировки шинной продукции:

  • лазерная гравировка;
  • этикетирование;
  • RFID-метки.

Если с 1 декабря предприниматели будут продавать немаркированную продукцию, то штраф придется заплатить всем участникам рынка. Законом предусмотрена и уголовная ответственность с конфискацией товара, если будет зафиксирована продажа немаркированных шин без чипирования в особо крупных размерах.

Осталось совсем мало времени, но вы еще можете успеть заказать модуль для 1С для маркировки шин и необходимое оборудование, чтобы избежать штрафов и других наказаний.

В результате вы получите:

  • настройку и доработку 1С в соответствии с требованиями закона о маркировке;
  • регистрацию в системе «Честный знак»;
  • специальную ЭЦП для маркировки;
  • подбор спецоборудования для маркировки шин;
  • подключение ЭДО.

Звоните, наши специалисты готовы рассказать подробный алгоритм действий для автосервисов при введении обязательной маркировки товаров.

Бухгалтерский учет в автоцентре

Автоцентр является одновременно и предприятием торговли (автосалон) и производством (станция технического обслуживания).

В автоцентре одновременно осуществляется несколько различных видов деятельности. В связи с этим возникает необходимость организовать бухгалтерский учет сразу по нескольким направлением:

  • розничная торговля автомобилями, запчастями, дополнительным оборудованием и аксессуарами,
  • продажа автомобилей по системе трейд-ин (автомобили с пробегом),
  • оптовая торговля запчастями, аксессуарами,
  • техническое обслуживание, мойка и ремонт автомобилей,
  • гарантийное обслуживание автомобилей,
  • посредничество.

Одни виды деятельности облагаются по ОСН (основной системе налогообложения), по другим видам деятельности может применяться специальный налоговый режим в виде ЕНВД.

Облагаются ОСН следующие виды деятельности:

  • розничная торговля новыми автомобилями,
  • розничная запчастями, дополнительным оборудованием аксессуарами,
  • оптовая торговля комплектующими, запчастями, дополнительным оборудованием,
  • посредничество при продаже автомобилей с пробегом,
  • гарантийное обслуживание автомобилей.

Облагаются ЕНВД следующие виды деятельности:

  • техническое обслуживание, мойка и ремонт автомобилей.

В связи с тем, что в одном юридическом лице совмещается несколько налоговых режимов, бухгалтерской службе автоцентра необходимо организовать раздельный учет:

  • доходов,
  • расходов,
  • входного НДС.

Рассмотрим особенности ведения бухгалтерского учета каждого из видов деятельности, которые могут быть представлены в автоцентре.

Бонусная программа Импортера.

Автоцентр продает конечным покупателям новые автомобили. В этом случае автоцентр выступает как автосалон. Как правило, автосалон является официальным Дилером одной или нескольких марок и получает автомобили для продажи от Импортера. Линейка автомобилей ежегодно обновляется. Планы по реализации автомобилей заключаются тоже на год.

Марка следит за выполнением плана продаж автомобилей. Для стимулирования деятельности Дилера марка разрабатывает Бонусную программу (бонусы и скидки).

Бонус выплачивается за:

  • выполнение плана продаж,
  • качество обслуживания клиентов,
  • соответствие архитектуры и общей концепции марки,
  • перевыполнение плана в пределах установленной нормы.

В расчете бонуса принимают участие такие показатели, как своевременное представление финансовой отчетности, обучение персонала по программе, разработанной Импортером, соответствие объема продаваемых автомобилей площадям шоу-рума и другие показатели, которые Импортер считает существенными. Сумма бонуса начисляется по итогам работы за прошедший квартал. Бонусы не привязаны к конкретным автомобилям, поэтому сумма бонуса не облагается НДС.

Кроме бонуса, Импортер начисляет Дилеру скидки. Скидки привязаны к конкретному автомобилю. В Акте и Счете-фактуре на скидки поименованы все автомобили по VIN-номеру с указанием размера скидки.

Скидки могут быть нескольких видов. Ретроспективная скидка начисляется уже после того, как покупатель оплатил и получил автомобиль (право собственности на автомобиль перешло к покупателю). Импортер может предоставить скиду на модель определенной комплектации для стимулирования продаж. Такую скидку Импортер может предоставить еще до продажи автомобиля.

И бонусы и скидки могут быть учтены как внереализационные доходы.

Сумма бонусов и скидок может быть зачтена в счет оплаты автомобилей. Иногда Импортер переводит сумму причитающихся скидок и бонусов на расчетный счет Дилера.

Учет новых автомобилей.

Импортер осуществляет отгрузку новых автомобилей в адрес дилерского центра на основании согласованных планов продаж. Обычно склад новых автомобилей Дилера составляет 2,5 объема месячных продаж.

Чтобы обеспечить равномерность продаж автомобилей, склад Дилера должен систематически пополняться. Поэтому Дилер вынужден регулярно производить выкуп автомобилей у Импортеров. Многие дилеры сумму выручки за автомобили расходуют исключительно на выкуп новых автомобилей у Импортера. Для этих целей открывается отдельный расчетный счет.

Импортер может предоставить Дилеру коммерческий кредит (отсрочку платежа) за новые автомобили. Те марки, которые уже имеют свое кредитное учреждение (Тойота Банк- марка Тойота и Лексус, Фольксваген Банк- марки Фольксваген, Ауди, Шкода) заключают трехсторонний договор (Импортер-Дилер-Банк) и для выкупа автомобилей в Концерне предоставляется банковский кредит. Суть операции не меняется. Пока Дилер не оплатит автомобиль Импортеру своими деньгами, он не получил ПТС, а значит Дилер не сможет передать автомобиль покупателю.

ПТС на автомобиль Импортер передает на хранение в банк, через который проводятся расчеты за автомобили. Дилер оплачивает выставленный Импортером счет за автомобиль (отдельно по каждому VIN -номеру) и после того, как денежные средства поступят на расчетный счет Импортера, банк получит распоряжение Импортера выдать ПТС Дилеру. Право собственности на новый автомобиль переходит в момент оплаты автомобиля Дилером. Теперь Дилер может передать новый автомобиль конечному покупателю.

Бухгалтерский учет новых автомобилей ведется на забалансовом счет 004 до того момента, пока автомобиль не будет оплачен собственными средствами. После выкупа автомобиля у Импортера 004 счет закрывается и автомобиль отражается как товар для перепродажи на 41 счете.

При реализации автомобилей важно учитывать несколько моментов:

  1. автомобиль не может быть продан ниже входной цены (закупочной стоимости),
  2. сначала покупатель полностью оплачивает автомобиль, а только затем происходит отгрузка автомобиля.

Импортер устанавливает рекомендованную продажную цену каждой модели в зависимости о комплектации. И следит за уровнем цен реализации моделей. Реализация автомобиля по цене, ниже закупки, разрешается только в том случае, если от Импортера поступила Директива на этот счет и Импортер впоследствии компенсирует потери Дилера.

Бухгалтер, который ведет учет новых автомобилей, перед тем, как подписать документ на отгрузку автомобиля (накладную и Акт о передачи автомобиля), обязан проверить, не продан ли автомобиль по цене, ниже закупочной.

Деятельность по продаже автомобилей облагается по общей системе налогообложения.

Спорным остается вопрос о моменте принятия к вычету НДС по новым автомобилям.

Поскольку в законе указано, что НДС можно принять к вычету в момент отражения материальных ценностей на счетах бухгалтерского учета (без уточнения: на балансовых или на забалансовых счетах), то есть мнение, что отразив поступление автомобиля на забалансовом 004 счете, (если в этот момент у Дилера имеются ТТН и СФ) Дилер может принять к вычету НДС.
Рисковать или нет, каждый решает сам. Мы рекомендуем вычет НДС учитывать только после оплаты автомобиля и отражении автомобиля на счете 41 “Товары для перепродажи”.

Учет запчастей, деталей, аксессуаров, доукомплетации, масел и дополнительного оборудования.
Кроме торговли автомобилями, автоцентр оказывает услуги по продаже запчастей, масел, аксессуаров, доукомплектаций и дополнительного оборудования. А также оказывает услуги по гарантийному ремонту и постгарантийному обслуживанию (техническое обслуживание, мойка и ремонт транспортных средств).

В момент получения запчастей, деталей, гсм, аксессуаров (назовем их условно запчасти) неясно, будут ли эти материальные ценности проданы, или будут использованы для ремонта и технического обслуживания автомобилей и включены в заказ-наряд. Поэтому в момент оприходования вся сумма НДС по запчастям принимается к вычету, а стоимость запчастей приходуется на балансовый счет 10 “Материалы”. По мере отпуска запчастей в ремзону для выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей, НДС восстанавливается на 20 счет “Основное производство”.

Если детали использовались для выполнения гарантийного ремонта, НДС также должен быть восстановлен и отнесен на стоимость запчастей.

Ввиду совмещения различных видов деятельности (ЕНВД- техническое обслуживание автомобилей, ОСН НДС 18% — продажа запчастей, ОСН без НДС — гарантийный ремонт), необходимо организовать раздельный учет НДС косвенных расходов. Механизм грамотно разработан посредством программы “1С-Бухгалтерия 8”. И позволяет используя штатные программные инструменты, обеспечить требования налогового законодательства.

Вообще, учет склада запчастей и отпуск запчастей в производство (отгрузку деталей в заказ-наряды) является одним из сложных участков в автоцентре ввиду большого количества номенклатурных позиций.

Учет поступлений запчастей на склад и выдачу запчастей в заказ-наряды или для реализации необходимо автоматизировать, используя для этих целей систему штрих-кодирования.

Обеспечение сохранности ценностей.

Внедрение системы штрих-кодов — один из методов повышения сохранности материальных ценностей. О сохранности материальных ценностей (именно деталей, запасных узлов, красок для кузовно-малярного производства и прочее) необходимо вообще сказать несколько слов.

На таком предприятии, как автоцентр, велик соблазн хищения материальных ценностей. И возможностей для этого более чем достаточно. Вот несколько примеров из реальной жизни:

  1. Работники сервиса договорились, включили в заказ-наряд масляный фильтр, получили его со склада, но менять фильтр в автомобиле клиента не стали, думали, что клиент не заметит. Клиент попался умный. Зная, что такие случаи возможны, от пометил старый краской. После получения автомобиля с ТО клиент выявил подлог.
  2. К работнику отдела запчастей обратился его знакомый с просьбой продать подешевле дорогостоящий воздушный фильтр. Работник отдела запчастей договорился с работниками склада. Взамен старого фильтра продавец запчастей получил новый. Складские работники старый фильтр отправили Импортеру якобы как брак.
  3. Работники склада, проверяя товар, полученный от поставщика, указывают на недостачу нескольких ходовых дорогостоящих позиций. На самом деле, недостачи не было. Товар был похищен, для последующей перепродажи. Этот факт подтвердили представители поставщика (поставка была контрольная).
  4. Гарантийный инженер составил заявку по гарантийному ремонту, Импортер одобрил гарантийную заявку после утверждения ее заводом-изготовителем. Затем заказ-наряд на гарантийные работы снова открыли и добавили деталей, которые изначально в гарантийном ремонте не участвовали. Детали получили со склада и продали.
  5. Отдельный случай — учет бензина, который приобретается для предпродажной подготовки. Не секрет, что порой чтобы снять автомобиль с автовоза, необходимо долить в банк бензин. Для того, чтобы клиент, приобретая новый автомобиль, мог доехать на нем до ближайшей заправки, необходимо влить в банк автомобиля сколько-то бензина. На этот счет создаются нормы. Но кто проверяет, сколько бензина наливается в банк автомобиля, льют ведь из канистры и на глазок. И потом, в бак какого автомобиля влит бензин. Можно ведь и личный автомобиль отдать в мойку и влить в него бензина (за счет того, что по предпродажной подготовки).

Таких примеров можно привести много. Уследить за тем, какие придумываются методы с целью личного обогащения, не просто. Поэтому, изначально необходимо организовать учет материальных ценностей таким образом, чтобы все учитывалось в одной программе, например в “1С”. Если на предприятии используются несколько различных программ (для учета автомобилей- одна, для учета запчастей — другая и Бухгалтерия), то необходимо организовать выгрузку правильных данных из всех программ в Бухгалтерию.

Целесообразно ежедневно закрывать период в программе для того, чтобы не было несанкционированных изменений данных прошлых периодов. А все необходимые изменения проводить таким образом, чтобы не изменялся первый (изначальный) вариант документа.

Учет доходов и расходов.

Ввиду того, что в автоцентре совмещаются несколько видов деятельности, необходимо организовать раздельный учет выручки и учет расходов по видам деятельности. Для этих целей отрываются аналитические счета по всем видам деятельности на 90 счете.

Для расходов открывается подробная аналитика на 44 счете. Если расходы невозможно отнести к какому-то конкретному виду деятельности, такой расход распределяется. Эта методика отработана в программе “1С-Бухгалтерия 8”. Распределение происходит методом удельного веса каждого вида выручки к общей выручке.

Для того, чтобы корректно формировалась декларация по налогу на прибыль, флаг “отражать в налоговом учете” необходимо выставить во всех документах, в том числе и документах по деятельности, облагаемой ЕНВД.

Если Вам потребуется помощь или консультация, просим обращаться к нашим специалистам по телефону (812) 309-18-67 или через форму обратной связи.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector