Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Может ли быть распущен совет федерации

Госдума приняла новый конституционный закон о правительстве

Москва. 27 октября. INTERFAX.RU — Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о новом порядке формирования правительства из президентского пакета инициатив во исполнение положений Конституции.

Представитель президента при рассмотрении этого закона палатами Федерального Собрания, председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников ранее подчеркивал, что этот законопроект — это не поправки в действующий федеральный конституционный закон 1997 года о правительстве, а новый закон о правительстве.

Закон определяет статус правительства, организационно-правовые основы его формирования и деятельности.

Новый порядок назначения членов правительства предусматривает усиление роли парламента.

Кроме того, в развитие положений Конституции законопроектом закрепляются новые полномочия правительства в области социального обеспечения, защиты семьи и детства, здравоохранения, взаимодействия с институтами гражданского общества и иных областях.

Президент в соответствии с Конституцией осуществляет общее руководство правительством.

Председатель кабмина возглавляет правительство, определяет основные направления его деятельности и организует его работу. Он несет персональную ответственность перед президентом за осуществление возложенных на правительство полномочий.

Согласно закону, президент осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которые относятся к «силовому блоку» в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти.

Руководство деятельностью других министерств и ведомств осуществляет правительство.

Закон закрепляет прописанную в обновлённой Конституции процедуру формирования правительства — председатель, его заместители и федеральные министры (кроме министров «силового блока») назначаются президентом после их утверждения Госдумой.

Кандидатура председателя правительства выдвигается президентом, а кандидатуры вице-премьеров и министров — председателем правительства. Президент обязан их назначить, но вправе в последующем отстранить любого.

Утверждение премьера

Представление по кандидатуре председателя правительства вносится в Думу главой государства: не позднее 2-недельного срока после вступления в должность вновь избранного президента или после отставки правительства.

Представление по кандидатуре премьера вносится в течение 1 недели со дня отставки председателя правительства, его освобождения от должности президентом или отклонения кандидатуры Думой.

Закон предусматривает, что кандидатуры заместителей главы правительства и федеральных министров (кроме «силового блока») представляются на утверждение Думе в случае формирования нового состава кабмина — не позднее 2-недельного срока со дня назначения премьера.

В случае замещения вакантной должности — не позднее недельного срока со дня назначения премьера, если должность стала вакантной до его назначения; либо со дня появления соответствующей вакансии.

После внесения кандидатур Дума должна их рассмотреть в течение недели и утвердить либо отклонить. В случае отклонения, в парламент могут быть внесены представления повторно по тем же или по новым кандидатурам на указанные должности.

В случае трехкратного отклонения Думой кандидатуры премьера, президент назначает его без утверждения парламентом, в этом случае глава государства вправе (не обязан) распустить Госдуму и назначить новые выборы.

В случае трехкратного отклонения Думой кандидатур заместителей премьера или федеральных министров — президент вправе назначить их из числа представленных ему премьер-министром кандидатур без утверждения парламентом.

Если после трехкратного отклонения кандидатур вице-премьеров и федеральных министров более 1/3 должностей остаются вакантными (без учета министров «силового блока»), то президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Как сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин, «назначение членов правительства через обсуждение в Госдуме повысит ответственность министров перед гражданами нашей страны; возрастет и ответственность депутатов за принимаемые совместно с правительством решения».

Силовой блок

Министры «силового блока», руководство деятельностью которых осуществляет президент (Минобороны, МВД, МЧС, Минюст, МИД) назначаются на должность президентом после консультаций с Советом Федерации.

Президент вносит в Совфед представления по кандидатурам указанных федеральных министров, а сенаторы не позднее чем через неделю письменно информируют президента о результатах рассмотрения представленных кандидатур.

Отставки

Президент может освободить от должности любого из членов правительства, в том числе председателя правительства без роспуска кабмина.

Премьер вправе представлять президенту предложения об освобождении от должности членов кабинета министров, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении.

Члены правительства вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется президентом.

В случае освобождения от должности президентом или отставки члена правительства глава государства может поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего на значения.

«В новом механизме учтены «подводные камни» и предусмотрены меры, которые не позволят остановить работу исполнительной власти в случае политического кризиса, если Государственная дума не будет долгое время утверждать членов кабинета министров», — сказал Крашенинников.

Прекращение полномочий кабинета министров

Согласно закону, правительство слагает полномочия перед вновь избранным президентом;

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется главой государства.

Президент вправе принять решение об отставке правительства, в том числе в предусмотренных Конституцией случаях выражения Думой недоверия либо отказа в доверии правительству.

В случае выражения недоверия кабмину Госдумой президент вправе объявить об отставке правительства либо не согласиться с решением парламента.

При повторном в течение 3-х месяцев выражении недоверия президент либо объявляет об отставке правительства, либо распускает Думу и назначает выборы.

Председатель правительства вправе поставить вопрос о доверии кабмину перед Думой, который должен быть рассмотрен парламентом в течение 7 дней.

В случае отказа в доверии президент в течение недели вправе (но не обязан) принять решение об отставке правительства или о роспуске Госдумы и назначении выборов. При повторении данной ситуации в течение 3-х месяцев президент уже обязан принять либо то, либо другое решение.

В Думу внесут законопроект об изменении порядка лишения неприкосновенности экс-президентов

МОСКВА, 5 ноября. /ТАСС/. Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников в четверг внесут в нижнюю палату законопроект, который приводит порядок лишения неприкосновенности экс-главы государства в соответствие с конституцией. Текст законопроекта есть в распоряжении ТАСС.

«Сегодня утром вносим», — сообщил Клишас журналистам.

В пояснительной записке авторы напоминают, что, согласно конституции, президент может быть «отрешен от должности, а экс-президент лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда» и Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Законопроект приводит действующие нормы в соответствие с положениями основного закона.

Согласно нормам, установленным в действующей редакции закона, экс-президент может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления в период исполнения президентских полномочий. Процедуру инициирует председатель Следственного комитета РФ путем направления соответствующего представления в Госдуму, которая дает согласие на лишение неприкосновенности бывшего главы государства.

Принятое постановление направляется в Совет Федерации, который в течение трех месяцев должен рассмотреть вопрос о лишении экс-президента неприкосновенности. Если Госдума или СФ откажутся давать согласие, то уголовное дело прекращается.

Новый порядок

В соответствии с поправками, которые предлагается внести, для лишения неприкосновенности экс-президента Госдума должна выдвинуть обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Они должны быть подтверждены заключением Верховного суда и Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. На основании этих обвинений Совет Федерации может принять решение о снятии неприкосновенности с экс-президента.

Решение Госдумы о выдвижении обвинения и решение СФ о лишении неприкосновенности экс-президента должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа сенаторов РФ и депутатов по инициативе не менее одной трети членов нижней палаты и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Госдумой. После выдвижения Думой обвинений против бывшего главы государства СФ должен будет в течение трех месяцев принять решение о лишении его неприкосновенности. Если этого не будет сделано, то обвинения считаются отклоненными.

«В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального собрания Российской Федерации вправе участвовать президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого выдвинуто обвинение», — говорится в законопроекте.

Также законопроектом уточняется, что экс-президент не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру. На данный момент такое ограничение касается только деяний, совершенных в период пребывания на посту президента или производства по делам, связанным с исполнением им полномочий главы государства.

Противоречие с конституцией

Как отметил Клишас, требуемые в соответствии с конституционными поправками изменения о порядке вынесения указанного заключения КС РФ уже предусмотрены новой редакцией федерального конституционного закона о Конституционном суде, который ранее был одобрен обеими палатами парламента и в настоящий момент находится на подписании у президента.

При этом сенатор пояснил, что в действующей редакции закона о гарантиях экс-президенту предусмотрен иной порядок, предполагающий внесение инициативы о лишении бывшего главы государства неприкосновенности в Госдуму председателем Следственного комитета РФ в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения указанным лицом тяжкого преступления в период исполнения президентских полномочий. «В связи с принятием поправок такая процедура в настоящий момент противоречит конституции, чем и обусловлена необходимость внесения предложенного законопроекта», — сказал Клишас.

По его словам, неприкосновенность экс-президента является логическим продолжением иммунитета, предоставляемого действующему главе государства. «По истечении срока своих полномочий такое лицо вправе рассчитывать на уровень защиты и правовых гарантий не ниже тех, которые были ему предоставлены при осуществлении президентских полномочий», — отметил глава комитета СФ.

«Такой порядок выступает гарантией против необоснованных преследований бывшего главы государства и признает значимость его роли в общей системе публичной власти», — добавил парламентарий.

В новость были внесены изменения (10:37 мск) — заголовок и лид передаются в новой редакции.

Полномочия органов власти в ЕГЭ по обществознанию

Анаставия Ревина

Полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема. Кажется, что нужно выучить всю Конституцию РФ, чтобы справиться с ней. Но не стоит паниковать! Сейчас я расскажу несколько секретов, как разобраться в этой теме. Прочитаете статью — и сможете решать задания на полномочия органов власти в ЕГЭ без ошибок.

Полномочия органов власти в ЕГЭ

Почему полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема?

Теория по полномочиям органов государственной власти вызывает сложности у школьников, которые сдают ЕГЭ по обществознанию. Она очень обширна. Поэтому некоторые полномочия вам все-таки придется выучить.

Рассматриваемая теория относится к блоку «политика» и встречается в 14 задании ЕГЭ по обществознанию. Там просят соотнести орган государственной власти и функцию, которую он выполняет. Еще эта теория может встретиться во второй части.

Эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно на наших онлайн-курсах. Мы расскажем, как правильно организовать свой день и учиться онлайн, не теряя эффективности. На карантине у вас появилось дополнительное время — не упустите его!

Какие полномочия органов власти в ЕГЭ необходимо знать?

Для начала нужно разобраться, полномочия каких органов власти могут встретиться в ЕГЭ по обществознанию.

Теория разделения властей

Разбор полномочий необходимо начать с теории разделения властей. Здесь всё очень просто! Власть делится на три основные ветви — законодательную, судебную и исполнительную. Каждой ветви соответствуют конкретные органы государственной власти, которые к ней относятся. Ни одна из ветвей власти не возглавляет другую, но находится с ней в определенных взаимоотношениях.

  • Законодательная ветвь: Федеральное Собрание, состоящие из двух палат. Верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума.
  • Исполнительная ветвь: принадлежит Правительство РФ, а также различные министерства и ведомства.
  • Судебная ветвь: Верховный суд и Конституционный суд.

Еще необходимо обратить внимание на полномочия Президента РФ. Он не относится ни к одной из ветвей власти, но чьи полномочия также встречаются на экзамене.

Совет Федерации

Итак, начнём с законодательной ветви, а именно с Совета Федерации. Попытаемся понять, чем он занимается, с помощью рассуждений.

Читать еще:  Как правильно сшивать документы: пошаговая инструкция

Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко (2020)

В Совете Федерации сидят представители субъектов РФ. Значит, он будет заниматься вопросами, связанными с субъектами. Отсюда первое полномочие — он утверждает изменение границ между субъектами РФ.

Кроме того, Совет Федерации больше, чем Государственная Дума связан с Президентом. Именно он одобряет многие его решения. Значит, утверждение чрезвычайного и военного положения, решение вопроса об использовании вооруженных сил за рубежом будут относиться к полномочиям Совета Федерации.

К тому же, именно Совет Федерации назначает выборы президента и отрешает его от должности (при наличии серьезного основания). Наконец, Совет Федерации назначает на должность судей Верховного и Конституционного суда, а также Генерального прокурора.

Государственная Дума

Перейдём к нижней палате парламента — Государственной Думе. Если Совет Федерации более тесно связан с Президентом, то Государственная Дума — с Правительством. Именно поэтому Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение председателя Правительства. Отсюда вытекает следующее полномочие — решение вопроса о доверии правительству.

Председатель Государственной думы В.В. Володин (2020)

Также Госдума может выдвигать обвинения против Президента. Мы уже знаем, что отрешение Президента от должности — это полномочие Совета Федерации, но такое серьезное решение должно приниматься коллективно и по серьезным основаниям. Поэтому именно Госдума предъявляет президенту конкретное обвинение.

Кстати, раз уж мы говорим об обвинениях, нельзя не упомянуть амнистию. Безусловно, в головах у выпускников путаница с двумя понятиями: амнистией и помилованием. Оба понятия обозначают досрочное освобождение виновного лица. Воспользуемся лайфхаком. Амнистия — освобождение большого количества людей. Следовательно, для этого потребуется много участников — 450 депутатов Государственной Думы. Помилование — дарование свободы одному конкретному человеку, поэтому осуществляет его также одно лицо – Президент. Здесь действует принцип: один человек освобождает одного, много человек освобождают многих.

Также необходимо запомнить, что Государственная Дума назначает Председателя Центрального банка, Председателя счетной палаты, а также Уполномоченного по правам человека. Подытожим полномочия Государственной Думы и Совета Федерации для лучшего запоминания с помощью таблицы.

Правительство РФ

Исполнительная ветвь, а конкретно Правительство РФ занимается реализацией предписаний, принятых законодательной ветвью власти. Именно отсюда следуют полномочия Правительства РФ. Безусловно, можно выучить все нужные статьи из Конституции, но это будет неэффективно, да и времени потребует много. Поэтому альтернативный способ — это опираться на слова — маркеры.

Председатель Правительства России М.В. Мишустин (2020)

Если в задании вам встречаются слова «обеспечение» и «мера» — речь 100% идет о полномочиях Правительства. Если вы видите слова «осуществление» и «проведение», вероятно, речь также идет о Правительстве. Ведь именно Правительство как исполнительный орган власти занимается осуществлением тех решений, которые были приняты другими органами власти. То есть, к полномочиям Правительства РФ будут относиться следующие:

  • обеспечение проведения единой финансовой политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  • осуществление управления федеральной собственностью
  • меры по обеспечению обороны страны
  • меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка

Еще Правительство РФ занимается разработкой федерального бюджета. И здесь вновь воспользуемся методом рассуждения: именно Правительству РФ нужны деньги для реализации политики, приведения решения в жизнь. Получается, тот, кто использует бюджет, его и разрабатывает.

Президент РФ

У Президента РФ много полномочий. В Конституции РФ им посвящена целая глава. Можно просто выучить эту главу от корки до корки, но мы используем альтернативный подход, который позволит быстрее и эффективней запомнить полномочия Президента. Давайте структурируем все полномочия, разделив их на несколько областей: полномочия в военной сфере, в отношении законодательной власти и исполнительной власти, полномочия, которые относятся к особым компетенциям.

Президент России В.В. Путин (2020)

Полномочия Президента в военной сфере

В данной области Президент РФ является верховным главнокомандующим. Он утверждает военную доктрину, вводит на территории страны военное и чрезвычайное положение (при утверждении Совета Федерации).

Полномочия в отношении законодательной и исполнительной власти

В отношении законодательной власти Президент имеет ряд важнейших полномочий. Он подписывает принятые парламентом законы и даже может их не одобрить (наложить вето), тогда закон придется рассматривать повторно. Кроме того, Президент может распустить нижнюю палату парламента — Государственную Думу. Однако сделать это не так просто.

Не менее сильное влияние Президент оказывает и на исполнительную власть. Он обладает полномочием по роспуску Правительства (правда в обоих случаях роспуска потребуется согласование с другими органами власти). Президент назначает Председателя Правительства, а также издает указы и распоряжения, которые необходимо исполнять, поскольку они являются подзаконными актами.

Особые полномочия

Есть полномочия Президента, которые сложно отнести к предыдущим категориям. Так, в его исключительной компетенции находится выдача государственных наград, гражданства, осуществление помилования, подписание международных договоров.

Полномочия органов власти в ЕГЭ: пример задания

Теперь рассмотрим, как полномочия органов власти могут встретиться в ЕГЭ. Например, возьмем 14 задание ЕГЭ по обществознанию.

ФУНКЦИИСУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
А) осуществление помилования. Сразу вспоминаем главный принцип — один человек освобождает одного (помилование), много человек освобождают многих (амнистия). Значит это полномочие Президента РФ.1)Президент РФ
Б) осуществление управления федеральной собственностью. Ориентируемся на слово-маркер «осуществление», которое указывает на то, что это полномочие Правительства2) Совет Федерации
В) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации. Это, как мы уже знаем полномочие Государственной Думы3) Государственная Дума
Г) разработка федерального бюджета. Кто реализует бюджет, тот его и разрабатывает. Соответственно, это полномочие Правительства РФ4) Правительство РФ
Д) назначать выборы Президента РФ. Полномочие Совета Федерации, так как именно этот орган власти больше всего связан с президентом

Ответ: 14342

Как видите, запомнить полномочия органов государственной власти в ЕГЭ не так сложно. Главное — знать некоторые секреты и лайфхаки, чтобы не приходилось учить Конституцию наизусть.

Узнать такие лайфхаки для других заданий ЕГЭ можно на наших онлайн-курсах. Мы расскажем, как правильно организовать свой день и учиться онлайн, не теряя эффективности. На карантине у вас появилось дополнительное время — не упустите его!

«Позволит сохранить управленческий опыт»: Путин внёс в Госдуму проект закона о порядке формирования Совфеда

Владимир Путин внёс в Госдуму проект федерального закона о формировании Совета Федерации, говорится на сайте нижней палаты парламента.

Председатель комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что «законопроекты подготовлены в целях приведения федерального законодательства в соответствие с изменениями, внесёнными в Конституцию».

По словам Крашенинникова, «разработана новая редакция закона о порядке формирования Совета Федерации, а также поправки в закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы ФС России».

Согласно документу, в состав Совфеда, помимо представителей от законодательного и исполнительного органов власти российских регионов, смогут входить бывшие президенты, становясь пожизненными сенаторами, а также «не более 30 представителей России, назначаемых президентом, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно».

В сообщении Государственной думы уточняется, что, согласно законопроектам, бывший президент сможет подать такое заявление в течение трёх месяцев со дня прекращения исполнения своих полномочий.

«При этом президент, полномочия которого прекращены до принятия данного закона, может подать такое заявление в течение трёх месяцев со дня вступления закона в силу», — отметили в Думе.

Кроме того, для сенатора — бывшего президента сохраняются «социальные и иные гарантии», установленные законом «О гарантиях президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

Напомним, что в поправках к Конституции, которые вступили в силу 4 июля, предусмотрено право экс-глав государства претендовать на одну из семи квот пожизненного члена Совета Федерации. Голосование по поправкам к Конституции проходило в России с 25 июня по 1 июля, более 77% избирателей выступили за их принятие, против высказались около 21%.

В июле председатель конституционного комитета Совета Федерации Андрей Клишас заявил, что работа над законопроектами о Госсовете и праве бывшего президента России уже идёт.

Комментируя эту информацию, Клишас уточнил, что работу ведут в том числе конституционный комитет Совфеда и Государственно-правовое управление президента. Вместе с тем он добавил, что нет цели «всё бегом вносить». По словам сенатора, законопроекты в рамках исполнения поправок к Конституции «будут вноситься с учётом логики политического процесса, в том числе после качественной правовой проработки».

В Госдуме отметили, что решения о статусе бывших президентов в качестве членов Совета Федерации позволяют государству сохранить управленческий опыт. Об этом в беседе с RT высказался первый заместитель председателя комитета нижней палаты парламента по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов.

«Это позволит сохранить управленческий опыт. Потому что президентами становятся не просто так, человек должен пройти определённый жизненный путь. Он очень хорошо понимает те или иные проблемы», — отметил парламентарий.

Депутат также предположил, что переход бывшего президента в Совет Федерации создаёт условия для более мягкой передачи власти от прежнего главы государства к новому.

«Человек не уходит сразу на пенсию или на какую-то незначимую работу, он остаётся в системе государственной власти. Это тоже важно», — отметил Емельянов.

Профессор кафедры сравнительной политологии РУДН Юрий Почта также полагает, что новые законодательные инициативы следует рассматривать с точки зрения сохранения опыта государственного управления.

Политолог отметил, что современное российское государство начало формироваться после 1991 года, а вся государственная система «создавалась практически с нуля».

«Мы формируем наши законодательные органы. И в данном случае это очередной шаг на пути созидания современного Федерального собрания Российской Федерации», — сказал эксперт в беседе с RT.

Почта отметил, что люди, которые занимали крупные государственные посты, обладают большим опытом, который ещё может послужить стране.

«Они прошли большую школу руководства. И надо использовать их мудрость и опыт. Мы совершенствуем законодательный институт… Так что с точки зрения формальной организации это шаг вперёд. Будем надеяться, что он послужит развитию российского парламентаризма», — заключил эксперт.

Системное решение

Теперь федеральные министры, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, общественной безопасности, будут назначаться на должность президентом после консультаций с Советом Федерации. Глава государства вносит в верхнюю палату представление о кандидатуре главы ведомства, а сенаторы в течение недели информируют президента в письменной форме о результатах ее рассмотрения. Председатель правительства, его заместители и федеральные министры, не относящиеся к силовому блоку, назначаются главой государства после их утверждения Госдумой.

«Это очень серьезный шаг к демократизации нашей государственно-политической системы», — считает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Совет Федерации получил новое, очень ответственное, важное дополнительное полномочие: очень важно, что президент поддержал это и подчеркнул это, что обсуждение кандидатур руководителей органов безопасности — ФСБ, внешней разведки, минобороны, Росгвардии, МВД, МИД — будет проходить публично», — отметила она.

Матвиенко особо подчеркнула, что не только сенаторы, но и граждане будут видеть, «какие кандидатуры предлагаются, с какой программой они идут на эту должность, чтобы они могли ответить на те вопросы, которые волнуют общество». Она поручила главе комитета по регламенту Вячеславу Тимченко внести изменения в регламент Совфеда и подробно прописать процедуру проведения консультаций для утверждения руководителей силовых структур на уровне палаты и в комитетах. «Прошу всех заранее понимать нашу ответственность, готовиться к проведению этой процедуры, и сделать все, чтобы самые достойные кандидатуры возглавляли наши силовые ведомства», — добавила председатель, обращаясь к сенаторам.

В ходе заседания парламентарии одобрили также поправки в законы о безопасности, ФСБ, СВР, и прокуратуре. В них прописаны полномочия Совфеда при назначении руководителей силовых ведомств, а для сотрудников спецслужб — запрет на иностранное гражданство или вид на жительство за рубежом. Исключение сделано для представителей СВР и ФСБ, которым иностранный паспорт необходим для выполнения оперативных задач.

Читать еще:  Гарантийный ремонт без чека

Еще один документ, единогласно поддержанный сенаторами, вводит новые правила работы Конституционного суда. Среди прочего он закрепляет новое полномочие КС — оценивать возможность исполнения решения иностранного или международного суда, в случае если оно противоречит основам публичного правопорядка РФ. Кроме того, в законе прописан порядок рассмотрения дел о проверке конституционности проектов законов и неподписанных или необнародованных актов внутри страны.

Новыми нормами устанавливается численность суда в количестве 11 судей. Изменяется порядок прекращения полномочий судей: теперь они могут быть отстранены от должности Советом Федерации по представлению президента в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи.

Судья КС, не согласный с решением суда, вправе письменно изложить особое мнение. Оно приобщается к протоколу заседания суда и хранится вместе с ним. При этом сам судья «не вправе обнародовать особое мнение или мнение в какой-либо форме или публично на него ссылаться». «Такие же ограничения содержатся, например, в законодательствах Австрии, Бельгии, Италии, Люксембурга, Франции, Ирландии и суда ЕС», — отметил, представляя закон, глава Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.

Теперь все эти документы направляются на подпись президенту. Они вступят в силу после официального опубликования.

До конца года в верхней палате ждут еще одну законодательную инициативу главы государства, непосредственно касающуюся Совфеда. А именно — поправки в порядок формирования палаты. Сейчас документ готовится к рассмотрению в первом чтении в Госдуме. Согласно новым положениям Конституции, глава государства сможет назначить не 17, как было ранее, а 30 членов верхней палаты, в том числе семерых пожизненно. Также право на пожизненный мандат сенатора от Российской Федерации закрепляется за бывшими президентами страны. «Семнадцать дополнительных рабочих мест, как это раньше было прописано в Конституции, у нас уже подготовлены и оборудованы. Мы закупили уже оборудование и на другую численность. В случае необходимости мы его установим и обеспечим нормальные условия для сенаторов», — рассказала журналистам Валентина Матвиенко.

Путин внес в Думу поправки о пожизненном сенаторстве для экс-президента

Президент России Владимир Путин внес в Государственную думу проект поправок к закону о формировании Совета Федерации. Он размещен в правовой базе нижней палаты. Предложенные изменения были предусмотрены поправками в Конституцию, принятыми по итогам голосования в июле.

Также президент внес в Госдуму законопроект об изменениях в законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы», сообщили в пресс-службе комитета Госдумы по госстроительству и законодательству.

Согласно одной из поправок, президент России, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением их срока либо досрочно ушедший в отставку, становится сенатором пожизненно.

Если полномочия президента были прекращены до принятия закона, он может подать заявление на вхождение в состав Совета Федерации в течение трех месяцев со дня вступления закона в силу, следует из документа.

Также, согласно предложенным изменениям, в состав Совета Федерации помимо представителей от законодательного и исполнительного органа власти российского субъекта и экс-президентов смогут войти «не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых президентом, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно».

В законопроекте указано, что сенаторы назначаются указом президента на шесть лет или пожизненно. Получить пожизненный статус сенатора могут граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности, уточняется в документе.

Кроме того, внесенные президентом поправки предусматривают расширение требований к сенаторам. В частности, сенаторами не смогут назначаться лица, у которых есть судимость по ряду преступлений средней тяжести. Сейчас статус сенатора нельзя получить, если кандидат совершил тяжкое или особо тяжкое преступление.

Внести изменения в Конституцию президент Владимир Путин предложил в январе текущего года. Предложенные изменения включали, в частности, обнуление президентских сроков предыдущих глав государства и введение запрета занимать пост президента более двух сроков. Кроме того, поправки предусматривают закрепление в Конституции статуса Госсовета, изменяют порядок назначения министров и руководителей силовых ведомств, а также расширяют полномочия Конституционного суда.

Все поправки в Основной закон были вынесены одним пакетом на всероссийское голосование, которое прошло с 25 июня по 1 июля. По данным ЦИК, поправки поддержали 77,92% участников голосования, выступили против них — 21,27%.

Путин внес закон о пожизненной должности для себя и Медведева

В России появятся официальные сенаторы

Президент Путин внес в Госдуму ещё два законопроекта, призванных реализовать новые нормы, появившиеся в Конституции летом этого года. Один из них прописывает новые правила формирования Совет Федерации. Дмитрий Медведев сможет стать пожизненным сенатором, если захочет, а перечень категорий россиян, которые получат право представлять регионы, не прожив в них и года, ещё больше расширится.

Фото: Наталия Губернаторова

Из данных социологических опросов перед общероссийским голосованием по поправкам в Конституцию следовало, что россиянам больше всего нравились те, что про пенсии, зарплаты, социальную справедливость и семью. Но практически все из внесенных президентом Путиным законопроектов в развитие Конституции говорят о перераспределении полномочий между ветвями власти и реорганизации важнейших государственных институтов вроде правительства, Конституционного суда, прокуратуры, и т.д., и т.п.

Те, что были внесены в Госдуму вечером 31 октября — про Совет Федерации и его членов, которых Конституция теперь велит называть так, как неофициально их давно уже называли все: сенаторами.

Вместо действующего с 2012 года закона «О порядке формирования Совета Федерации…» глава государства предложил принять новый. Из него следует, что каждый субъект Федерации, как и сейчас, будет иметь в верхней палате парламента по два своих представителя: одного — от главы региона, и одного — от регионального парламента (им при соблюдении некоторых условий сможет стать один из депутатов местного законодательного собрания). В России — 85 субъектов РФ, значит, обычная численность СФ — 170 человек. Они направляются на работу в Москву на срок полномочий органа власти, который представляют. То есть если губернатор избирается, скажем, на 5 лет — 5 лет может сидеть в СФ и его представитель. В этой части в новом законе всё останется в общем и целом по-прежнему.

Кроме того и раньше президенту разрешалось при желании направить в верхнюю палату парламента до 17 своих представителей. Т.н. «президентская квота» появилась в 2014 году, но Владимир Путин пока ни разу этим своим правом не воспользовался. В обновленной же Конституции, как известно, президентская квота выросла до 30 человек. Эти сенаторы будут называться «представителями РФ». Срок их полномочий предлагается определить в 6 лет. Максимум 7 человек из этих 30-ти по воле президента могут стать пожизненными сенаторами.

Внесенный в Госдуму законопроект почти никак не ограничивает выбор президента при назначении сенаторов по своей квоте. Он может их в СФ прислать, когда захочет — и если захочет. Сказано лишь, что пожизненными сенаторами РФ «могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности». Из этой формулировки следует, что и пожизненными-то сенаторами могут стать россияне, подобных заслуг не имеющие, а уж в отношении остальных своих назначенцев президенту дается полная свобода рук. То есть он может направить в СФ кого захочет.

Ограничителями будут лишь обязательные требования к кандидатуре любого сенатора. Новый перечень запретов по сравнению с действующим расширен. Как и сейчас, стать сенатором может лишь гражданин РФ старше 30 лет «с безупречной репутацией», постоянно проживающий на территории РФ и не имеющий другого гражданства или вида на жительство иностранного государства. Как и сейчас, недееспособный или находящийся в местах лишения свободы по приговору суда в СФ сидеть не сможет. Как и сейчас, не пустят в сенаторы россиян, осужденных за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, имеющих неснятую или непогашенную судимость, а также осужденных за преступления экстремистской направленности.

Но законопроектом делается оговорка: после снятия судимости за особо тяжкие преступления россиянину не стоит и думать о сенаторстве ещё 15 лет, а после снятия судимости за тяжкие преступления — 10 лет. Ничего необычного в этом нет: формулировки закона просто приводятся в полное соответствие с т.н. «криминальным фильтром», который давно уже прописан в избирательном законодательстве для выборов всех уровней. И в отношений тех сенаторов, что от регионов, этот фильтр действует и сейчас, потому что они так или иначе через избирательные кампании проходили. Но так как весной 2020 года избирательный «криминальный фильтр» в России был ужесточен за счет нескольких десятков составов, описанных в порядка 50 статьях УК средней тяжести или даже небольшой тяжести, и отсидевшим по этим статьям в течение пяти лет после снятия судимости (ещё три года) стать кандидатами на любых, даже муниципальных выборах запрещено, все эти новации теперь предлагается перенести и в закон о сенаторах.

Так как обновленная Конституция разрешает бывшему президенту РФ при наличии желания сидеть в СФ пожизненно, внесенный законопроект уточняет и некоторые возникающие в связи с этим вопросы. В частности, оговорено, что стать сенатором, написав соответствующее заявление, сможет не только президент, полностью отбывший срок своих полномочий, но и тот, что ушел в отставку досрочно. Для этого достаточно подать соответствующее заявление в СФ в течение трех месяцев после того, как освободишь Кремль. Специально для Дмитрия Медведева, который в 2008-2012 годах президентом был, но три месяца с тех пор давно прошло, прописано: он сможет при желании подать такое заявление в течение трех месяцев после вступления новых правил в силу. Экс-президент, став сенатором, сохраняет право на все те льготы и привилегии, которые положены бывшим президентам РФ по другому, специальному закону.

А ещё в Совете Федерации сможет сидеть даже больше, чем сейчас, сенаторов, которые никогда постоянно не жили в регионе, который представляют. Хотя казалось бы, куда больше…

Дело в том, что исключения из т.н. ценза оседлости, то есть от требования постоянно проживать на территории региона, который представляешь, в течение пяти лет до направления в СФ или в течение 20 лет в совокупности на протяжении всей жизни были в законе «О порядке формирования СФ» всегда. Но перечень категорий россиян, которые, живя всю жизнь, скажем, в Москве, вдруг могли получить право представлять интересы Сахалина или Тувы, на протяжении последних лет несколько раз уточнялся и расширялся. На данный момент «ценз оседлости» вообще не распространяется на действующих сенаторов и депутатов Госдумы от данного региона, а также лиц, имеющие высшие воинские звания либо соответствующие им классные чины юстиции. Кроме того, стать сенатором от региона в обход общих правил, можно тем, кто «в совокупности» на протяжении жизни пять лет служил в данном регионе в армии, полиции, таможне, ФСИН или ФССП, ФНС или СК, а также прокуратуре. И ещё тем, кто в совокупности в течении пяти лет на протяжении жизни работал дипломатом в ранге посла.

А теперь президент предлагает сделать безоговорочным исключением и федеральных чиновников, имеющих классный чин, соответствующий званию генерала или адмирала (например, действительных государственных советников РФ 1 класса). И ещё разрешить направлять в СФ тех, кто в течение пяти лет на протяжении жизни служил на территории данного субъекта в Росгвардии.

Естественно, никакие цензы оседлости вообще не распространяются на тех 30 сенаторов, которые представляют РФ, а не какой-то регион.

В Госдуму внесли законопроект, расширяющий гарантии бывшим президентам

В Госдуму внесли законопроект о гарантиях президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи. Об этом один из соавторов документа, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас рассказал «Парламентской газете» и агентству «РИА Новости». Законопроект пока не опубликован в базе законодательной деятельности Госдумы.

Ещё одним соавтором документа является глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»). Законопроект подготовлен в связи с принятием поправок к Конституции.

Читать еще:  Купля-продажа доли в квартире; разбираемся в каких случаях нотариус обязателен, а в каких нет примеры

Согласно предлагаемым нормам, бывший президент РФ обладает неприкосновенностью. Его нельзя будет привлечь к административной или уголовной ответственности, допросить или обыскать не только за деяния, совершенные на посту, но и в любое другое время. Неприкосновенность также распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, багаж и переписку.

Лишить экс-президента неприкосновенности Совет Федерации сможет только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в госизмене или совершении другого тяжкого преступления. Инициировать эту процедуру будет не Следственный комитет, а не менее трети депутатов Госдумы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной в нижней палате. Потребуется согласие обеих палат парламента (нужно 2/3 голосов), а также Верховного и Конституционного судов.

Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности экс-президента должно быть принято не позднее чем через три месяца после выдвижения Госдумой обвинения. Если за это время решение не примут, обвинение будет считаться отклонённым. Экс-президент, против которого выдвинуто обвинение, может принять участие в рассмотрении этого вопроса на заседании соответствующей палаты парламента.

Согласно действующему законодательству, бывший президент также обладает неприкосновенностью и может быть лишен её, если против него возбудили уголовное дело по факту совершения им тяжкого преступления в период исполнения своих полномочий. Для этого необходима инициатива главы Следственного комитета, поддержанная Госдумой и Советом Федерации.

Напомним, поправки к Конституции были одобрены на общероссийском голосовании, проходившем с 25 июня по 1 июля. Одна из поправок, предложенная депутатом Госдумы от «Единой России» Валентиной Терешковой, предусматривает обнуление президентских сроков для действующего главы государства на момент вступления изменений Основного закона в силу. Она позволяет Владимиру Путину участвовать в президентских выборах в 2024 и 2030 годах (ещё два срока по 6 лет каждый), когда срок его нынешних полномочий закончится.

Обновлено в 14:08

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что законы о гарантиях бывшим президентам являются обычной практикой. «Наиболее логично это объяснить тем, что идет целый пакет по внесению определенных новаций, связанных с пакетом изменений в Конституцию России», — цитирует Пескова ТАСС.

Такой законопроект «не является новацией с точки зрения международной практики», отметил пресс-секретарь президента и согласился с мнением, что проект закона «доводит до ума» текущий статус главы государства.

Станет ли Совет Федерации сильнее и влиятельнее? Разбираемся, какое будущее готовят ему поправки в Конституцию

Зачем нужен Совет Федерации?

Совет Федерации – это верхняя палата российского парламента. Основное назначение Совфеда – представлять интересы регионов, поэтому в состав входят по 2 представителя от законодательного собрания каждого из 85 субъектов России. Их называют членами Совета Федерации или сенаторами – по аналогии с представителями верхней палаты парламента США, Сената. Дополнительно 17 сенаторов назначает президент, при этом он ещё ни разу не воспользовался своим правом. Общее число сенаторов – 187 человек.

Кто может быть членом Совета Федерации?

Сенатором может стать гражданин России “с безупречной репутацией” в возрасте 30 лет и старше, который постоянно жил на территории региона, от которого он выдвигается, в течение 5 последних лет. Кандидату на эту должность нельзя иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране.

Как формируется Совет Федерации?

Совфед формируется по непартийному признаку – фракций, как в Госдуме, здесь нет. Право выдвигать кандидатов имеет заксобрание региона (кандидата определяют большинством голосов депутатов) и претендент на пост губернатора (он называет 3 кандидатов в сенаторы, один из которых становится членом Совфеда после выборов губернатора). Сенаторы избираются на неограниченный срок, и их не могут отозвать ни губернатор, ни заксобрание. Президент не может распустить Совфед, в отличие от Госдумы или правительства. Действующих сенаторов нельзя задерживать, арестовывать, обыскивать (если только их не застали на месте преступления) и подвергать личному досмотру.

Какие у него функции сейчас?

Совет Федерации рассматривает законы, принятые Госдумой. Сенаторы могут одобрить или отклонить закон, но не могут внести свои поправки После одобрения закон отправляется на подпись президенту. Если сенаторы отклонили законопроект, он возвращается в Госдуму на повторное голосование.

Совфед или его члены могут писать свои законопроекты. Например, сенатор Андрей Клишас стал автором законопроектов о фейковых новостях и неуважении к органам власти.

Совфед оказывает влияние на политику и другие органы власти. Он решает, использовать ли войска за пределами страны; объявляет импичмент президенту (после обвинения, которое выдвинула Госдума); назначает судей Конституционного суда и Верховного суда; назначает и увольняет Генерального прокурора и его заместителей (по представлению президента).

Как в России появился Совет Федерации?

К моменту подготовки Конституции 1993 года политические силы в стране и регионы были разобщены, в России нарастал конституционный кризис, который требовал срочного принятия основного закона. При этом процесс написания Конституции сопровождался серьёзной политической борьбой: необходимо было решить вопрос соотношения исполнительной и законодательной власти – президентской и парламентской. Дело в том, что исполнительные и судебные органы смогли сохранить вертикаль власти, опираясь на региональные структуры. У парламента такой базы не было.

В итоге решение вопроса нашли в создании верхней палаты парламента – Совета Федерации. Он, с одной стороны, помог выстроить вертикаль представительной власти, потому что его члены были представителями регионов. С другой стороны, он помог консолидировать регионы, в том числе и национальные республики, которые к тому времени приняли декларации о суверенитете и захотели напрямую участвовать в обсуждении федеральной повестки. Таким образом, роль Совета Федерации оказалась огромной, и наибольшей силы орган достиг во второй половине 90-х годов, когда сенаторами стали губернаторы и председатели региональных заксобраний (с 1993 по 1995 года регионы назначали представителей).

Однако участвовать в заседаниях верхней палаты и одновременно заниматься основной работой губернаторам и главам региональных парламентов было сложно, скоординировать деятельность Совфеда не получалось. Поэтому с 2000 года вновь вернулись к практике назначения представителей. Последние стали работать в Совфеде на постоянной и профессиональной основе. Часто при этом не появляясь в субъекте, который формально их туда делегировал. Так во время первого президентского срока Владимира Путина начался процесс ослабления Совфеда.

Своеобразным «утешительным призом» для губернаторов стало учреждение Госсовета – совещательно-консультативного органа при президенте, в который входят все губернаторы. Однако он не обладал никакими полномочиями. Совфед, при этом, стал неким местом «почётной ссылки» для многих политических деятелей. Например, в 2015 году сенатором стала экс-депутат Госдумы Елена Мизулина, которая известна скандальными инициативами против «гей-пропаганды», разводов и усыновления российских сирот иностранцами.

Каким будет новый Совет Федерации?

Хотя членов Совета Федерации неофициально называли сенаторами и раньше, поскольку так представителей верхней палаты парламента называют во многих странах, в том числе в США, Италии, Франции и Канаде, сейчас они станут сенаторами по Конституции. Это сделает их статус более прозрачным и понятным для представителей других стран.

Ещё один опыт скопирует с законодательной системы Великобритании: появятся пожизненные сенаторы – по аналогии с пожизненными пэрами в палате лордов, которые получают этот статус «за выдающиеся заслуги перед государством» (в основном это премьер-министры, спикеры и депутаты палаты общин, дипломаты после отставки). Пожизненными сенаторами в России тоже станут особо заслуженные граждане, в том числе бывший президент.

У Совфеда прибавится влияния на другие органы власти. Например, он сможет участвовать в процедуре назначения силовых министров и прокуроров регионов. Впрочем, это станет скорее декоративной функцией, которая добавит статусности ведомству Валентины Матвиенко, но не добавит фактической силы – сенаторы не смогут заблокировать какое-либо назначение.

Ещё Совфед получит право как назначать, так отстранять от должности судей ключевых инстанций, в том числе кассационных и апелляционных судов. Делать это сенаторы будут по представлению президента. А также верхняя палата получит право лишать неприкосновенности бывшего президента.

В чём смысл изменений?

Система Совета Федерации по сути не меняется, однако тонкое перераспределение полномочий в сторону верхней палаты укрепит его статус как значимого органа. Тесные отношения Совфеда с судебной властью стали особенно активно формироваться после переезда Конституционного суда в Санкт-Петербург в 2008 году, когда город возглавляла нынешняя глава верхней палаты Валентина Матвиенко. Теперь же судьи, как и прокуроры, окончательно потеряют всякую самостоятельность, укрепляя тем самым статус сенаторов.

При этом новая процедура назначения силовых министров и прокуроров регионов, при которой кандидатуры должны согласовываться с сенаторами, фактически декоративная. И таких декоративных функций верхней палате добавили достаточно. Например, конституционно закрепили возможность парламентского контроля, которая была у Федерального Собрания.

С другой стороны, обновлённый Совфед может стать местом, где формируется прослойка «высшей знати», некоего заслуженного сословия, в пользу чего говорит создание института пожизненных сенаторов. А поскольку пожизненным сенатором станет и президент после прекращения своих полномочий, это даст не только декоративный почётный статус, но и приятный бонус – сенаторский иммунитет. Поэтому после ухода Владимир Путин сможет получит гарантии не только как бывший глава государства, но и сильную – теперь уже конституционную – защиту. А ещё – приятный бонус – сможет контролировать вопрос о лишении неприкосновенности себя как бывшего президента, потому что этот вопрос тоже отходит в ведение Совфеда.

Что говорят эксперты об изменениях полномочий верхней палаты?

Доктор юридических наук, бывший глава комиссии по избирательным правам в Совете по правам человека Илья Шаблинский заявил “Новой газете”, что поправки в Конституцию делают власть президента в России диктаторской: «У Совета Федерации изъято право назначать и освобождать от должности генерального прокурора. Как вообще такое возможно?! Да, конечно, Совет Федерации — декоративный орган, но тут это слишком нарочито демонстрируется: у него отбирают важнейшие полномочия, отдавая их президенту, а взамен дают погремушку в виде права называться сенаторами. Это смех, картонные фигурки, а не сенаторы! Просто марионетки! Как и Госдума, которой вроде позволяют назначать министров, но взамен откровенно предупреждают, что при переходе очень тонкой границы дозволенного она тут же будет распущена».

О перспективе усиления президента рассказала Forbs доктор юридических наук, эксперт по конституционному праву Елена Лукьянова: «Совет Федерации в России не избираемый орган: 55% его членов назначаются президентом и главами субъектов Федерации, а 45% делегируются региональными законодательными собраниями. Таким образом, в случае утверждения поправок в Конституцию президент организационно руководит работой судов, прокуратуры и силовых министров с согласия представителей, большинство из которых назначаются органами исполнительной власти. Этим нарушается принцип разделения властей, декларированный в статье 10 1-й главы Конституции».

С этим согласен и политолог, директор по исследованиям Центра перспективных управленческих решений Михаил Комин. Он рассказал “Новой газете” о декоративном характере изменений в Совфеде: «При сохранении текущей модели формирования Совета Федерации – когда сенаторами становятся по 2 представителя от региона – любое упоминание согласования или консультаций президента с Совфедом не более чем формальность. Пока действует пункт г) ст. 19 184-ФЗ, по которому глава государства обладает правом в любой момент отправить губернатора в отставку, за президентом может оставаться и контроль за составом сенаторов, выдвинутых от региона.

Совет Федерации формально сможет участвовать еще в одной процедуре – проведении консультаций с президентом по вопросу назначения глав президентских министерств и силовых ведомств. Механизм консультаций – расплывчатая формулировка, из которой точно ясно только одно: решение о выдвижении и снятии кандидатур точно будет за президентом. И если в случае назначения министра обороны или директора ФСБ ситуация никак не поменяется, то в случае региональных прокуроров право представлять кандидатуры президент де-факто заберет у генерального прокурора при неясном и, вероятно, незначимом участии Совета Федерации в режиме консультаций».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector