Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Комиссии по легализации ФНС займутся плательщиками страховых взносов

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы

Комиссия по легализации налоговой базы – один из методов контроля компании, который появился приблизительно 5 лет назад. Ее работа регулируется разъяснительными письмами ФНС, которые предназначаются для инспекторов. В НК РФ соответствующих пояснений нет. Организация комиссии осуществляется согласно составленному плану.

Кто вызывается на комиссию

Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:

  • Информация, изложенная налогоплательщиком в заявлении об убытках. Подозрения может вызвать указание отрицательного убытка за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
  • Пониженное налогообложение для ИП по акцизам, УСН, НДФЛ. Нужно поделить сумму налога на объем всех доходов предприятия. Если в результате получается число меньше 3, нагрузка считается малой. Для торговых образований это число составит меньше 1.
  • Пониженная налоговая нагрузка по НДС. Для определения низкой нагрузки нужно разделить НДС к возмещению на аналогичный показатель к уплате. Если результат расчетов составит больше 89%, это обозначает пониженный показатель.
  • Недоимка по НДФЛ. Для обнаружения недоимки информация из справок 2-НДФЛ сравнивается с фактическими платежами. Для получения сведения также может использоваться РСВ-1 ПФР.
  • Компании, уплатившие НДФЛ меньше на 10% относительно предыдущего налогового периода. Данный пункт выявляется на основании карточек расчетов, динамики поступивших платежей, число сотрудников компании (по данным, поданным в ПФР), размеры платежей по филиалам.
  • Низкая зарплата для сотрудников относительно зарплаты по сектору. Информация анализируется на основании справки 2-НДФЛ, все выплаты компании своим работникам, среднее количество сотрудников. Кандидат рассмотрения комиссии – организация, выплачивающая зарплату меньше МРОТ.
  • Заявка о профессиональном вычете, равном более 95% от доходов предприятия. Данный пункт касается ИП. Проверяются декларации 3-НДФЛ. В процессе показатели строки 120 делятся на показатели 110.
  • ИП, которые в декларации по НДС зафиксировали некую сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ проставили 0 или вовсе не оформляли рассматриваемую форму. Несоответствие информации из двух документов может вызвать подозрения.

Рассмотрим дополнительные критерии:

  • Поступление данных о доходах резидентов РФ от иностранных государств.
  • Поступление данных о сокрытии доходов от ОВД, прокуратуры, ФЛ и ЮЛ.
  • Применение льгот по налогам и пониженных ставок без должных оснований.
  • Предоставление НДС к возмещению.
  • Различные нарушения закона в области налогового права.

После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению. После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.

Основные особенности комиссий

Контроль компании комиссией является досудебным способом решения налоговых споров. Мероприятие также может быть названо допроверочным действием. Рассмотрим цели деятельности комиссии:

  • Улучшение поступлений налогов.
  • Увеличение взимания подоходного налога, а также страховых взносов.
  • Выявление неверных данных в бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Выявление выдачи сотрудникам неофициальных зарплат.
  • Предупреждение перевода подоходного налога и страховых взносов позже срока.
  • Выявление компаний, выплачивающих зарплату ниже МРОТ.
  • Выявление организаций, не устраивающих сотрудников на работу официально с целью уменьшения налоговой базы.

К СВЕДЕНИЮ! Предполагается, что работа комиссии стимулирует компании самостоятельно уточнять точную сумму налогов и взносов, полагающихся к уплате, не допускать нарушений в сфере налогового права.

Состав комиссии

Комиссия включает в себя, как правило, следующих лиц:

  • Сотрудники налоговых органов.
  • Представители местных органов управления.
  • Представители ПФР, ФСС.
  • Сотрудники трудовой инспекции.
  • Прокурор.
  • Представители правоохранительных органов.

Информацию о налогоплательщиках комиссия берет из отчетов компаний, имеющихся реестров, Интернета, публикаций СМИ.

Особенности проведения и организации комиссии

Каждая компания рассматривается на комиссии в индивидуальном порядке. После проведения контрольного мероприятия составляются следующие документы:

  • Протокол заседания, который должен подписать секретарь, а также председатель комиссии. Представитель налогоплательщика знакомится с протоколом под расписку. Лицо может запросить копию протокола.
  • Рекомендации, в которых отражается фактическая сумма налогов, сумма к доплате и прочее. Срок устранения правонарушений составляет 10 дней.

Компания обязана исполнить все предписания комиссии. Факт устранения правонарушений проверяется инспекцией ФНС. Если компания не предприняла никаких действий, принимается решение о проведении выездной проверки.

Как вести себя на комиссии по легализации

Особенности поведения на комиссии обусловлены тем, какие вопросы будут задавать представители контролирующего органа. Рассмотрим подробнее эти вопросы:

  • На какой деятельности специализируется компания?
  • С какими поставщиками, контрагентами и покупателями сотрудничает предприятие?
  • Есть ли в компании служба безопасности, проверяющая контрагентов на надежность?
  • Соответствие компании юридическому адресу, наличие договора аренды, размер арендных платежей.
  • Число сотрудников в компании и их специализация.
  • Сотрудничество с компаниями-однодневками для создания фиктивного документооборота.

Если представитель компании не может ответить на эти вопросы, деятельность фирмы ставится под сомнение.

Что говорить на комиссии

Перед комиссией нужно выстраивать определенную линию защиты. Она будет зависеть от того, в чем именно обвиняется налогоплательщик. Очень важно подготовить аргументы в свое оправдание. Пояснения можно предоставлять в письменной форме. Каждый аргумент желательно подтверждать документами. Рассмотрим пример линии защиты. Компании предъявляются обвинения в большом размере убытков. В данном случае объяснить подозрительное явление можно следующими фактами:

  • Сектор, в котором работает компания, предполагает большие убытки для всех фирм.
  • Повысилась стоимость сырья.
  • Колебания курсов валюты.
  • Спрос на продукцию компании резко упал.
  • Финансовый кризис.
  • Компания работает в новом для себя секторе.

Если на комиссии будет рассматриваться низкая зарплата сотрудников, можно предъявить эти аргументы:

  • Часть сотрудников трудится в других регионах, в которых размер зарплат относительно низкий.
  • В компании был введен плавающий график, режим неполной занятости.

Все аргументы должны быть логичными и обоснованными. Усилить их можно путем предоставления сопутствующих документов (к примеру, статистика).

Неявка на заседание комиссии

Если представитель компании не явился на заседание, проводятся эти действия:

  1. Отправка повторного уведомления.
  2. Отправка уведомления в ФНС.
  3. Исследование информации о компании для решения о целесообразности осуществления проверки.
  4. Подготовка глубокой проверки.

Представителям компании рекомендуется явиться на комиссию. Это позволит фирме своевременно исправить все нарушения и не допустить наложения санкций.

Новые положения о работе комиссии по легализации объектов налогообложения

Как работает комиссия по легализации объектов налогообложения?

Цивилизованный рынок возможен в условиях честных деловых отношений в системе работодатель – сотрудник и прозрачности финансовых операций каждого участника рынка. Чтобы вывести из тени наличность, обеспечить наемных работников предусмотренной законодательством заработной платой и вернуть деятельность предприятий (организаций) в рамки правил рыночной экономики, необходим контроль и финансовые проверки.

Для чего нужна комиссия по легализации

Деятельность созданной ФНС Комиссии по легализации объектов налогообложения направлена на:

  • выявление необоснованности заявленных предприятиями убытков, с целью скрыть истинный доход;
  • выявление нарушений и причин по выплате сотрудникам заработной платы ниже предусмотренного законом минимума;
  • выплаты, неучтенной в декларации, зарплаты;
  • выявление организаций официально не оформляющих работников в штат;
  • определение причин несвоевременной выплаты налогов или отклонение от них;
  • задержка выплат страховых взносов.

Качественный контроль налоговой не может состояться без проверок. Большое количество жалоб от наемных работников о несвоевременной выплате зарплаты, о несоблюдении закона РФ относительно сотрудников, вынуждает более строго проверять финансовую отчетность организаций и их деятельность.

Что такое камеральная и выездная налоговая проверка и в каком порядке они проводятся вы можете узнать тут.

ФНС прослеживает суммы и своевременность налоговых и страховых выплат. Это позволяет выделить в группу объекты, не в полной мере или несвоевременно уплачивающие налоги.

Предполагается, что работа комиссий в каждом регионе, городе приведут к снижению количества населения пребывающего за чертой бедности. Рабский труд, который в реальности существует повсеместно в России пресекается благодаря работе комиссии.

В масштабах государства такая программа не может осуществиться в одночасье, но цивилизованные отношения в сфере производства, рынка, услуг будут встречаться намного чаще.

Практический разбор правил подготовки и представления пояснений на комиссию по легализации НДС – в этом видео:

Какие цели возложены на комиссию

Комиссия по легализации работает в следующем порядке:

  1. Выявление недобросовестного налогоплательщика. Первым и основным признаком является отчетность с минусовым сальдо несколько раз подряд. Сигнал о выплате черной зарплаты. Не соответствующая здравому смыслу отчетность (высокая оборачиваемость средств на фоне постоянных убытков).
  2. Получение информации о недобросовестном налогоплательщике. Информаторами могут послужить абсолютно любые источники и их совокупность. Таким образом происходит отбор группы, подлежащей проверке.
  3. Проводится сбор материала, анализ финансовой и другой отчетности, мониторинг деятельности объекта по НДФЛ, заработной плате, проверка баланса, страховых и налоговых выплат, оценка рисков.
  4. На основании всей проделанной работы Комиссия вызывает на слушание налогоплательщика.
  5. По итогам заседания составляется протокол, который подписывает и рассматриваемый объект. Копия протокола может быть вручена плательщику по его требованию.

В Письме ФНС РФ от 25.07 2017 года можно подробно прочесть, что входит в риски для плательщика, как они оцениваются.

Виды комиссий по легализации объектов налогообложения

Существую комиссии нескольких уровней:

  • межведомственные (при администрациях и муниципалитетах);
  • при управлениях ФНС субъектов РФ;
  • в инспекциях ФНС РФ.

Что делают члены комиссии при вызове плательщика на слушание

Далее плательщику направляется письмо с предложением исправить свои ошибки и погасить задолженности. Подготавливаются документы на рассмотрение Комиссии.

Если плательщиком исправлены допущенные нарушения, то слушание носит корректирующий, разъяснительный и рекомендательный характер. В случае, если нарушитель самостоятельно не исправил допущенные ошибки, то назначается дополнительное слушание и рассматривается возможность выездной проверки.

Как информируют налогоплательщика о предстоящем заседании

Плательщик, деятельность которого вызывает обоснованное подозрение или выявлен подтвержденный факт нарушений, приглашается на заседание Комиссии письмом-приглашением. В тексте должны быть указаны точное место, время заседания.

До этого приглашения высылается уведомление, в котором указаны факты, подлежащие самостоятельному исправлению:

  • анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности;
  • причины убытков;
  • низкий налоговая нагрузка;
  • высокий УВ вычетов НДС;
  • вопросы по заработной плате;
  • исправление искажений в отчетности.

Что делать и говорить, если вызвали на слушание

Плательщик, в собственных интересах, обязательно должен посетить слушание. Игнорирование такой серьезной организации, как налоговая служба, не разумно.

Перед походом на слушание важно подготовиться. Большинство руководителей среднего и малого бизнеса практически ничего не понимают в финансовой отчетности своего предприятия. Хуже всего, что и штатный бухгалтера (если они есть) тоже не ориентируются в таком отчете, например, как баланс.

Как проводится заседание комиссии?

Практика показывает, что руководители заказывают отчетные документы бухгалтеру, который принимает такие заказы от нескольких организаций. Следовательно, важно самому разобраться и пополнить свой словарный запас необходимыми терминами.

На слушании нужно заполнять своеобразные анкеты, в которые вписываются ответы на следующие вопросы:

  • основные средства предприятия;
  • величина средств на расчетном счете. Если факт нарушений доказан и имеет серьезную подоплеку, то эта информация может быт затребована ФНС с самого банка;
  • основные дебиторы и кредиторы организации;
  • структура доходов и расходов;
  • персонал – количество, виды документов, на основании которых приняты на работу (трудовой договор, контракт).

На слушании необходимо отвечать на вопросы членов комиссии. Если обвинения обоснованы, то отрицать их нет смысла. Лучше заверить комиссию в том, что ошибки в процессе исправления. Но и усугублять свое положение дополнительными признаниями не стоит. Каждая новая информация приближает к выездной проверке и аудиту.

Как не попасть в список комиссии

Самый простой способ не пересекаться с комиссией и слушаниями – быть добросовестным плательщиком и соблюдать закон РФ. Проблема российского рынка сейчас заключается в том, что образование более 50% предпринимателей далеко от экономики и финансов и других сопряженных сфер.

Предпринимательской деятельностью занимаются многие, но реальную пользу и прибыль приносят 2/3 российских фирм. Если каждый организатор фирмы подсчитает по всем правилам бухгалтерии свои прибыли и убытки, оборот и затраты на заработную плату, то страна окажется самой безработной в мире.

Задача ФНС России состоит в том, чтобы в стране вели свою деятельность только те предприятия, которые полезны в регионах, могут создавать рабочие места, обеспечивающие хотя бы прожиточный минимум населению, являются основной поддержкой государства, как это и предусмотрено в цивилизованной рыночной экономике.

Чтобы не попасть на слушание комиссии и выделить себе время на выбор направления развития важно учесть, что первичная информация в ФНС поступает из отчетов по налогам:

  • если налоговая нагрузка ниже 1%;
  • низкая налоговая нагрузка по НДС;
  • заявленные налоговые убытки по финансово-хозяйственной деятельности;
  • зарплата, ниже установленной в регионе по виду экономической деятельности. Здесь вы можете узнать, что такое прожиточный минимум и минимальная заработная плата в России;
  • НДФЛ ниже чем в предыдущий период на 10% и более;
  • задолженности по НДФЛ;
  • задолженности по страховым выплатам.

Если ваше предприятие – банкрот или ликвидируется, приглашение на слушание комиссии неизбежно.

Причины вызова на заседание комиссии по легализации.

Защита собственных интересов и советы юристов

Основной правовой базой является НК РФ. Если вы не уверены в своей компетенции или ожидаете подвохов, то следует обратиться за помощью к опытному юристу и прибыть на слушание с ним. Предварительно важно обсудить проблемы с бухгалтером и финансовым директором. Итогом обсуждения должны стать меры и стратегии по минимизации рисков.

В составе комиссии могут быть представители:

  • ФНС;
  • ФМС;
  • Росфинмониторинга;
  • ПФ РФ;
  • МВД и прокуратуры (в случае снятия с расчетного счета суммы, превышающей обычные операции);
  • Государственной инспекции по труду.

Особенно часто в комиссии работают представители инспекции по труду. Эта организация наиболее тесно связана с налоговой службой.

Защита собственных интересов – важный момент. Главное – не допустить выездной проверки. В связи с этим любые вопросы, которые не относятся к рассматриваемому делу и временному периоду необходимо прямо отсекать, указывая на это спросившему.

Например, если рассматривается несвоевременная выплата налогов или «серая» зарплата, то вопросы производственного или технического характера будут неуместны.

Предварительно изучите Письмо ФНС РФ от 25.07 2017 года. Там даны разъяснения по страховым рискам. Уточните, предусмотрена ли аудиозапись. Об этом факте не расскажут сами.

Прочтите протокол очень внимательно, чтобы не подписать то, о чем вы не говорили. Деловой стиль документации нередко искажает смысл сказанного. Потребуйте копию протокола. Он должен быть и у вас.

За уклонение от посещения слушания комиссии по легализации объектов налогообложения, предусмотрены санкции в размере 2000-4000 рублей. Уважительная причина, по которой приглашенный не явился, обязательно должна быть подкреплена подтверждающими документами. Но и в этом случае причина должна быть веской.

Итак, чтобы самому определить попадает ли организация в списки, проанализируйте состояние вашей финансово-хозяйственной деятельности.

Работа комиссии по легализации объектов налогообложения направлена, в первую очередь, на плательщиков у которых имеются не перечисленные выплаты и взносы, сумма взносов не соответствует количеству персонала (за 2017 год, по НДФЛ-6), сотрудников стало намного меньше за короткий срок, смена тарифов страховых платежей.

Кроме этого, любая сторонняя информация от иностранных резидентов, от третьих лиц о скрытых поступлениях и доходах будут являться причиной назначения слушания.

Чем будут заниматься бывшие комиссии по легализации налоговой базы вы можете узнать тут:

Комиссии по легализации ФНС займутся плательщиками страховых взносов

Налоговая служба собирается вызывать на комиссию по легализации налоговой базы и страховых взносов плательщиков, которые имеют низкую налоговую нагрузку или допускают недоимки. Налоговики будут выявлять в их действиях умысел и предупреждать о последствиях.

Федеральная налоговая служба России опубликовала письмо от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/[email protected] “О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам”. Налоговики проинформировали плательщиков, что теперь такие комиссии кроме НДФЛ будет интересовать уплата и начисление страховых взносов.

Как будут работать комиссии по легализации в новом формате

Работа комиссий по легализации налоговой базы будет включать:

  1. отбор плательщиков налогов и сборов на основании информации, имеющейся в органах ФНС и информационных ресурсах;
  2. проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении таких плательщиков;
  3. направление информационных писем этих плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке своей отчетности с целью внесения в нее изменений, погашению задолженности по НДФЛ или страховым взносам, и иным действиям (например увеличению фонда оплаты труда);
  4. подготовку материалов для рассмотрения;
  5. непосредственное рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий;
  6. мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность уже была рассмотрена на заседании комиссии;
  7. подготовка информации в отношении плательщиков, которые не приняли меры по устранению выявленных нарушений, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.
Читать еще:  Как рассчитать дивиденды в ООО на УСН

Кто может попасть на комиссию?

Налоговики сообщают, что для рассмотрения на заседании комиссии они будут отбирать лательщиков налогов и страховых взносов по следующим признакам:

  • Индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ.
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода.
  • Налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ или снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%.
  • Налогоплательщики-физичесчкие лица, не задекларировавшие полученные доходы.
  • Плательщики страховых взносов, имеющие задолженность или снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников.
  • Плательщики взносов, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
  • Иные плательщики НДФЛ и страховых взносов, в том числе в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства, но проведение проверки признано малоэффективным.

    ФНС привела целый ряд подробных критериев для отбора налогоплательщиков и плательщиков взносов по всем вышеперечисленным группам. Налоговики собираются учитывать информацию, поступающую в рамках межведомственного взаимодействия от ПФР и ФСС о наличии выявленных ранее фактов систематических нарушений конкретными плательщиками законодательства РФ о страховых взносах.

    Легализация базы по страховым взносам: кого вызовут на комиссию

    Налоговики, получив контроль над указанными платежами, разрабатывают механизмы роста их поступлений в казну.

    Одним из эффективных способов легализации зарплат, обеления базы по страховым взносам (НДФЛ) для своевременной и полной их уплаты являются специально созданные комиссии.

    Недавно выпущенное объемное письмо ФНС РФ разъясняет обновленный порядок их работы, а также раскрывает зоны риска попадания на комиссию.

    Знакомство с письмом позволит оценить степень вероятности вызова на нее и при необходимости применить превентивные меры. Ведь материалы комиссии могут направить в надзорные органы и правоохранителям, также по ее итогам могут назначить выездную проверку.

    На комиссию вызовут тех, чья деятельность вызвала подозрения: обнаружены факты искажения бухучета, неполной уплаты НДФЛ, взносов, фальсификации отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности. Также под прицел попадут те работодатели, которые платят своим работникам зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ или уклоняются от оформления с ними трудовых отношений.

    Отбирать указанных лиц будут на основе информации, имеющейся у налоговиков и в информационных ресурсах.

    Если фирму заподозрили в недоплате в бюджет, ей пошлют письмо, в котором налоговики сообщат о выявленных противоречиях. Также в письме предложат самостоятельно оценить риски в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и уточнить налоги, взносы.

    Письмо направят за 30 дней до даты планируемого проведения заседания комиссии. При этом срок для принятия решения о предоставлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам), погашения долга по НДФЛ и страховым взносам установят в количестве 10 рабочих дней со дня получения этого письма.

    Если в этом срок плательщик не представит «уточненку», не доплатит налог, взносы и при этом не представит пояснений, объясняющих причины отсутствия оснований для уточнения своих обязательств, то последует письменный вызов на комиссию с указанием времени и места проведения ее заседания.

    В комиссию по легализации включаются:

    • начальники (либо сотрудники) структурных подразделений налоговых органов с функциями проведения «камералок», выездных налоговых проверок, предпроверочного анализа, мероприятий по урегулированию долгов;
    • представители органов ПФР, ФСС, Государственной инспекции по труду, правоохранительных органов и прокуратуры.

    Инспекторы возьмут на особый контроль деятельность тех лиц, которые уже побывали на комиссиях. В отношении таких плательщиков станет проводиться ежеквартальный мониторинг представленных ими форм 6-НДФЛ и расчетов по взносам. Также проконтролируют погашение долгов по НДФЛ и взносам, динамику по зарплате и показателями налоговой нагрузки.

    Компании (ИП), не устранивших нарушения и не улучшивших свои показатели, вызовут на межведомственную комиссию, созданную при администрации субъекта РФ, а также включат в реестр выездных проверок.

    Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

    ранее ФНС письмом от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ упразднила работу комиссий по легализации баз по основным налогам, исключение сделано лишь для НДФЛ.

    Теперь данная комиссия из-за схожести баз по НДФЛ и взносам направит свои усилия и на улучшение показателей по уплате страховых взносов.

    Отбирать будут по следующим признакам:

    1) налоговых агентов:

    • с долгами по уплате НДФЛ;
    • со сниженными поступлениями НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10 процентов: при отборе анализируется динамика с учетом информации о среднесписочной численности и данных расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам. Суммы, удержанные по данным 6-НДФЛ, сравниваются с поступлениями НДФЛ, отраженными в КРСБ за конкретный отчетный период, а по итогам года анализируются показатели справок 2-НДФЛ;
    • с зарплатой ниже регионального среднего уровня по видам экономической деятельности: расчет производится по данным формы 6-НДФЛ исходя из общей суммы доходов, выплаченных физлицам, и среднесписочной численности (особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих зарплату ниже регионального прожиточного минимума);

    2) плательщиков страховых взносов, в том числе:

    • с задолженностью по взносам;
    • со сниженными поступлениями относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников: при отборе сравнят исчисленные и уплаченные суммы, отраженные в расчетах по взносам и в 6-НДФЛ, с данными КРСБ;
    • со сниженной численностью работников в течение отчетного периода более чем на 30 процентов по сравнению с предыдущим отчетным периодом: при отборе анализируется динамика с учетом данных расчетов по взносам, по форме 6-НДФЛ, справок 2-НДФЛ, информации о среднесписочной численности.

    3) индивидуальных предпринимателей, в том числе:

    • на общей системе налогообложения, имеющих низкую налоговую нагрузку по НДФЛ (показатель определяется как отношение суммы исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности (стр. 070 разд. 2 формы 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 листа В формы 3-НДФЛ);
    • с профвычетом в размере более 95 процентов от общей суммы полученного за налоговый период дохода (в форме 3-НДФЛ анализируется отношение показателя стр. 120 к показателю стр. 110 листа В);

    4) физлиц, не задекларировавших полученные доходы: отбор происходит по данным информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное);

    5) иных плательщиков, в отношении которых предпроверочный анализ выявил налоговые нарушения, при этом назначение выездных налоговых проверок является нецелесообразным.

    Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

    ранее опубликованное письмо ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит аналогичные критерии отбора на комиссию налоговых агентов по НДФЛ.

    В новом регламенте (в отличие от старого) предусматривается анализ формы 6-НДФЛ и сверки в динамике ее данных с данными КРСБ и справки 2-НДФЛ.

    Также новшеством являются условия отбора плательщиков страховых взносов. Здесь сигналом для вызова на комиссию послужат в первую очередь: долги по взносам, падение уровня их перечисления в бюджет, снижение числа персонала более чем на 30 процентов.

    Сравнивать станут в динамике показатели расчетов по форме 6-НДФЛ и по взносам, а также данные справки и КРСБ.

    В отношении отобранных претендентов на комиссию налоговики проведут контрольные мероприятия. Об их особенностях — в следующем обзоре рассматриваемого письма ФНС РФ.

    Налоговики тщательно подготовятся к заседанию: исследуют все возможные источники сведений в отношении отобранных компаний (ИП), а также проведут всесторонний анализ добытой информации.

    Названы источники данных для такого анализа:

    • информационные ресурсы (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т.д.);
    • данные, полученные о конкретных сделках от контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ;
    • информация, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;
    • сведения от банков, правоохранителей, фондов, лицензирующих и таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, Центробанка и др.;
    • жалобы, заявления юридических и физических лиц;
    • информация, полученная от сотрудников, акционеров (участников) обществ и из иных источников.

    В рамках анализа налоговики:

    1) рассчитают налоговую нагрузку плательщика страховых взносов (налогового агента) по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения,

    2) выделят аналогичных лиц и рассчитают их налоговую нагрузку (в случае отсутствия информации исследуют среднеотраслевые значения налоговой нагрузки),

    3) определят аналогичного плательщика взносов (налогового агента) с максимальной налоговой нагрузкой,

    4) исследуют отклонения уровня налоговой нагрузки компании (ИП) от максимального значения.

    Если проведенный анализ покажет низкий уровень налоговой нагрузки, то инспекторы возьмутся за финансовые потоки претендента на комиссию: исследованию подвергнутся его банковские выписки.

    Выписки со счетов инспекторам понадобятся для составления схем движения денежных средств и ведения бизнеса компании (ИП).

    Контролеры также посмотрят сделки на предмет их негативного влияния на налоговую нагрузку.

    В заключение налоговики сравнят показатели деятельности плательщика с критериями оценки рисков, содержащимися в концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

    Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

    все аналитические действия инспекторов фиксируются в таблицах (приложения к письму ФНС РФ). Таким образом, на плательщика формируется досье, которое будет в дальнейшем использовано налоговым органом на комиссии.

    На заседании компании (ИП) предложат пояснить выявленные налоговиками факты возможных нарушений искажений отчетности и уточнить мероприятия, проводимые для улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений налоговых норм.

    Затем последуют рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании НДФЛ-базы и базы по взносам, которые занесут в протокол. Срок для устранения — 10 рабочих дней с даты проведения комиссии.

    В случае неявки на заседание комиссии по уважительной причине оно может быть отложено. В этом случае уведомление направят повторно (форма утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@).

    За неявку без уважительной причины могут оштрафовать по ст. 19.4 КоАП РФ: граждан до 1 тыс. рублей, должностных лиц — до 4 тыс. рублей. Также лицам, проигнорировавшим вызов на комиссию, назначат выездную налоговую проверку.

    Результаты комиссии могут быть направлены в правоохранительные и иные органы (например, в ОВД, территориальные органы ФМС, Гострудинспекции и другие инстанции).

    В отношении полученной информации компетентные органы сами принимают соответствующие решения.

    Например, данные о компаниях, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, налоговики ежеквартально станут направлять:

    • на территориальном уровне — органам местного самоуправления;
    • на региональном уровне — органам по труду и занятости субъектов РФ и ГИТ по субъектам РФ для принятия мер согласно их компетенции.

    Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

    контроль за правильностью начисления зарплаты возложен на территориальные инспекции труда.
    Именно они по результатам проверок могут наложить административные санкции как на работодателя, так и на руководителя организации. За зарплату ниже федерального или регионального МРОТ грозит административный штраф по ст. 5.27 КоАП РФ: компанию оштрафуют на сумму от 30 до 50 тыс. рублей (за повторное нарушение – до 70 тыс. рублей), должностное лицо (ИП) – от 1 до 5 тыс. рублей (за повторный проступок могут дисквалифицировать сроком до 3 лет).

    За неоформление (неправильное оформление) трудового договора, за заключение ГПД вместо указанного договора грозят штрафы: должностному лицу от 10 до 20 тыс. рублей (за повторность проступка дисквалифицируют на 3 года), ИП – от 5 до 10 тыс. рублей (за повторность нарушения — до 40 тыс. рублей), компании – от 50 до 100 тыс. рублей (за повторность проступка — до 200 тыс. рублей).

    Внесены изменения в ст. 198, 199 УК РФ (Федеральный закон от 29.07.2017 № 250-ФЗ).

    С 10 августа там прописаны меры ответственности за уклонение от уплаты не только от налогов, сборов, но и от страховых взносов. За данное преступление предусмотрена ответственность:

    • для физлиц: минимум — штраф от 100 тыс. рублей, максимум — лишение свободы на срок до 1 года (за деяние в особо крупном размере минимум — штраф от 200 тыс. рублей, максимум — лишение свободы на срок до 3 лет);
    • для юрлиц: минимум — штраф от 100 тыс. рублей, максимум — лишение свободы на срок до 2 лет (за деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере: минимум — штраф от 200 тыс. рублей, максимум — лишение свободы сроком до 6 лет).

    Крупным размером для компаний признается недоимка более 5 млн рублей в пределах 3 финансовых лет подряд. Причем неуплаченную сумму взносов будут считать вместе с недоимкой по налогам и сборам. Одновременно доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов должна превышать 25 процентов от подлежащих уплате сумм, или 15 млн рублей.

    Привлечение к уголовной ответственности – компетенция правоохранителей (СК, ОВД, прокуратуры).

    Страховые взносы «в руках» налоговых органов: комиссия по легализации налоговой базы и другие новшества

    Возможности: ознакомиться со свежими письмами Минфина и ФНС по администрированию страховых взносов в 2017-2018 годах (в частности, по работе комиссий по легализации налоговой базы), а также с изменениями по страховым взносам, вступающими в силу в 2018 году.

    С 2017 года налоговым органам переданы функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Перераспределение полномочий между министерствами и ведомствами привело к новому порядку сдачи отчетности и уплаты страховых взносов. В рубрике Тематический сюжет журнала Оперативно и достоверно №2 (357), 29.01.18 эксперт компании ЭЛКОД рассмотрел последние письма Минфина и ФНС России по теме страховых взносов тех или иных выплат в пользу физических лиц, а также рассказал о других важных изменениях в порядке исчисления страховых взносов, вступающих в силу в 2018 году.

    В данном обзоре на статью обратим внимание на работу «зарплатных» комиссий по НДФЛ и страховым взносам.

    Эксперт отмечает, что многие бухгалтеры уже сталкивались с работой комиссий по легализации налоговой базы в части НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при применении УСН, ЕНВД, ЕСХН. Так вот, примечателен тот факт, что в марте 2017 года ФНС России отменила работу комиссий по всем перечисленным выше налогам (Письмо 0 от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@).

    А в июле было издано Письмо от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, которым ФНС утвердила новый порядок работы комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Как сказано в названном письме, «целью работы комиссии является увеличение поступлений НДФЛ и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов. к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, обязательств по страховым взносам и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах».
    Итак, так называемые «зарплатные» комиссии будут выявлять:

    • недостоверные сведения в налоговой и бухотчетности юрлиц и ИП;
    • выплаты «теневой» зарплаты;
    • факты несвоевременного перечисления НДФЛ и страховых взносов;
    • выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или МРОТ;
    • работодателей, которые не оформляют трудовые отношения с работниками, что приводит к занижению базы по НДФЛ и страховым взносам.

    Отбор налогоплательщиков для участия в заседании комиссии будет осуществляться по определенным признакам.
    Не позднее чем за один месяц до планируемого заседания комиссии в адрес указанных лиц будет направляться информационное письмо с указанием фактов, отклонений, противоречий и иных вопросов, выявленных в деятельности организации или индивидуального предпринимателя, а также предложений по их самостоятельному устранению в течение десяти рабочих дней со дня получения этого письма. Если после указанного срока налогоплательщик не предпримет соответствующих действий по устранению выявленных нарушений, его деятельность будет рассматриваться на заседании комиссии в индивидуальном порядке.
    По результатам проведения заседания комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются рекомендации и срок для устранения нарушений, повлекших занижение базы по НДФЛ и страховым взносам. Кроме этого, комиссия может направить информацию в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы Федеральной миграционной службы, государственные инспекции труда и т.д.) для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

    Читать еще:  Совещание по федеральному бюджету на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

    «Зарплатные» комиссии ИФНС: кого пригласят

    В рамках борьбы с «серыми» зарплатами и прочими нарушениям по НДФЛ и страховым взносам, инспекции практикуют заседания комиссий по легализации. Это делается в соответствии с письмом ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Кому грозит приглашение на «зарплатную» комиссию? И что нужно знать, если это произошло?

    Немного истории

    В своем письме 17.07.2013 № АС-4-2/12722 Налоговая служба впервые регламентировала работу комиссий по легализации налоговой базы. Порядок распространялся на большинство основных налогов: НДС, налог на прибыль, НДФЛ, страховые сборы, налоги по спецрежимам, а также земельный, транспортный и имущественный налоги.

    Однако в начале этого года ФНС отменила действие правил в отношении многих платежей (письмо от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ ФН). Что же касается НДФЛ и страховых взносов, то правильность формирования налоговой базы и полнота их уплаты по-прежнему остались предметом работы комиссий. А 25 июля 2017 года вышло письмо № ЕД-4-15/14490@, в котором ФНС представила обновленные правила функционирования «зарплатных» комиссий.

    Цели и задачи

    Основная цель комиссий по легализации налоговой базы — побудить к уплате больше НДФЛ и страховых взносов. Конечно, речь не о добросовестных плательщиках (агентах), а о тех, кто скрывает факты хозяйственной деятельности либо отражает их в учете не полностью, а также подает недостоверную отчетность.

    Перед комиссией ставятся определенные задачи. Они сводятся к выявлению фактов нарушения в деятельности организации или предпринимателя, которые связаны:

    • с неоформлением трудовых отношений с работниками;
    • с выплатой «серой» заработной платы;
    • с выплатой зарплаты меньше величины МРОТ или прожиточного минимума;
    • с несвоевременной уплатой НДФЛ и/или страховых взносов;
    • с подачей недостоверной бухгалтерской и/или налоговой отчетности.

    Этапы работы комиссии

    Проведение непосредственно заседания комиссии с участием налогоплательщика или агента — один из этапов работа налоговых органов по легализации налоговой базы. Ему предшествует такая работа:

    • отбор кандидатов;
    • проведение в их отношении аналитических и контрольных мероприятий;
    • направление им писем, которые должны побудить на самостоятельное решение проблемы: внесение изменений в отчетность, погашение задолженности и так далее.

    Если налогоплательщик не принял меры самостоятельно, готовится материал для рассмотрения и проводится заседание комиссии. Но и на этом работа по легализации налоговой базы не заканчивается. После проведения заседания налоговые органы будут отслеживать показатели деятельности лиц, которых приглашали на комиссию. Если нарушения не будут устранены, то могут вызвать на беседу в органы местного самоуправления, а некоторых субъектов — в региональную администрацию.

    Как производится отбор

    Специалисты налоговой инспекции анализируют имеющиеся в их распоряжении данные относительно деятельности налогоплательщика или агента в части уплаты НДФЛ и страховых взносов. При этом в кандидаты на заседание комиссии рискуют попасть:

    1. Налоговые агенты, которые:
      • имеют задолженности по НДФЛ;
      • снизили объем перечисления налога по сравнению с предыдущим периодом более чем на 10%;
      • платят заработную плату ниже среднего уровня по виду деятельности в данном регионе.
    2. Индивидуальные предприниматели, которые:
      • имеют низкую налоговую нагрузку по НДФЛ;
      • заявили профессиональные вычеты в сумме более 95% от дохода;
      • отразили в декларации по НДС выручку от реализации, а в декларации по 3 НДФЛ — нулевой доход;
      • не подали упомянутые выше декларации за отчетный период.
    3. Плательщики страховых взносов, которые:
      • снизили сумму взносов за отчетный период более чем на 10% при неизменном количестве работников;
      • снизили количество сотрудников более чем на 30% по сравнению с прошлым периодом;
      • имеют задолженность по уплате взносов;
      • в прошлых периодах исчисляли взносы по дополнительному тарифу 6 или 9%, а в отчетном периоде применили иные ставки.
    4. Плательщики, в отношении которых:
      • есть информация от иностранных государств о получении доходов, которые должны облагаться НДФЛ в России;
      • есть информация, полученная из обращений граждан, организаций, контрольных ведомств и иных источников, об имеющихся у них налогооблагаемых доходов.

    Этап анализа

    Итак, кандидаты отобраны, и теперь сотрудникам налоговой службы предстоит провести анализ их деятельности в разрезе НДФЛ и страховых взносов. Для этого они анализируют самую разную информацию, в том числе:

    • полученную в рамках налоговой проверки согласно статье 93.1 НК РФ;
    • данные из открытых информационных ресурсов, реестров и баз, которые ведутся ФНС;
    • сведения, полученные из интернета и СМИ;
    • сведения от кредитных организаций, а также органов охраны правопорядка, таможенных, лицензирующих, ПФР и прочих фондов, органов муниципальной власти, Центрального банка, Роструда и иных;
    • информацию, содержащуюся в жалобах от имени гражданина и юридических лиц;
    • сведения, предоставленные сотрудниками или акционерами проверяемой организации.

    Вся найденная информация используется для анализа по таким направлениям:

    1. Основные учетные данные и прочие сведения, которые дают общую характеристику объекту анализа.
    2. Баланс организации.
    3. Уровень заработной платы и исполнение обязанности по уплате НДФЛ.
    4. Исполнение обязанности уплаты страховых взносов.
    5. Отчетность предпринимателей.

    Оценив деятельность субъекта, налоговые специалисты делают выводы об уровне его налогового риска. Если организация или ИП будет отобрана для явки на комиссию, также последует расчет его налоговой нагрузки.

    Шанс добровольно закрыть все вопросы

    Прежде чем пригласить налогоплательщика или агента в ФНС, ему могут направить информационное письмо с предложением самостоятельно проанализировать свою деятельность в части налоговой нагрузки по НДФЛ и страховым взносам, в том числе по определению налоговой базы и вычетов. Если субъект попал в поле зрения комиссии из-за задолженности, ее будет предложено погасить. Если же причиной стала искаженная налоговая и бухгалтерская отчетность, у субъекта будет шанс внести в нее изменения.

    В письме должны быть изложены факты нарушений, которые были выявлены в ходе предыдущего анализа. А также вопросы, ответы на которые специалисты ФНС хотят получить.

    Среди прочего налогоплательщику (агенту) может быть предложено:

    • погасить задолженность;
    • провести самостоятельную оценку рисков (приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@);
    • исчислить НДФЛ и страховые взносы исходя из реальных доходов;
    • скорректировать базу по НДФЛ и страховым взносам, уточнив профессиональные вычеты и сумму необлагаемых доходов;
    • представить уточненные декларации и расчеты.

    На принятие мер субъекту дается 10 рабочих дней с даты получения письма. Само же письмо должно направляться не позже, чем за месяц до предполагаемой даты заседания комиссии.

    В качестве реакции налогоплательщик или агент может уплатить задолженность, представить уточненные документы либо аргументированные пояснения того факта, что нарушений он не допускал и, соответственно, причин вызывать его на комиссию нет.

    Вызов на заседание

    Если срок истек, а субъект не предпринял должные меры, ИФНС направит ему уведомление о вызове на заседание комиссии. Это может быть сделано разными способами: лично, заказным письмом, в электронном виде по ТКС. В последнем случае получение вызова необходимо подтвердить в течение 6 рабочих дней с даты направления. Иначе ИФНС может заблокировать банковские счета.

    Получив уведомление, плательщик (агент) увидит не только точное время и место проведения заседания, но и подробное описание того, зачем его вызывают. Соответственно, стоит продумать линию своего поведения и подготовить документы.

    Отправиться на заседание комиссии по легализации налоговой базы может руководить организации или иной ее представитель, действующий на основании доверенности.

    Процесс рассмотрения

    Единого порядка для проведения заседания нет — в каждом случае оно проходит индивидуально. Однако у приглашенного лица в любом случае должна быть возможность пояснить причины своих нарушений, а также рассказать о том, что он сделал либо планирует сделать для их устранения.

    В результате рассмотрения комиссия вынесет рекомендации. Если они связаны с искажением данных учета, будут определены сроки, в которые необходимо их устранить. Помимо погашения задолженности и представления уточненных отчетов/расчетов, субъекту могут рекомендовать принять меры по недопущению подобных нарушений в будущем.

    Суть рекомендаций и сроки по исправлению искаженных данных должны быть отражены в протоколе заседания комиссии. Ее выводы могут быть направлены в правоохранительные органы, ФМС, Трудовую инспекцию и другие органы.

    Можно ли не явиться?

    Факт отсутствия на заседании приглашенного субъекта будет отражен в протоколе. Если это вызвано уважительными причинами, то заседание могут перенести. Если же нет, то оно состоится и без «ответчика». При этом на нарушителя могут наложить штраф по статье 19.4 КоАП РФ в сумме 500–1000 рублей для гражданина и 2000–4000 рублей — для должностного лица.

    Если приглашенное лицо не явилось (не направило своего представителя) и при этом в его деятельности по данным отчетности не намечается позитивных изменений, то в его отношении могут быть приняты иные меры:

    • вызов на комиссию при органах муниципальной власти (или региональной, если речь об унитарных предприятиях или акционерных обществах с участием государственных структур);
    • предпроверочный анализ деятельности;
    • выездная проверка.

    После комиссии

    Итак, субъект посетил комиссию и получил протокол с рекомендациями. Теперь его деятельность будет под наблюдением налогового органа, который будет отслеживать, есть ли позитивная динамика.

    При этом раз в квартал ИФНС будет контролировать:

    • уточненные декларации/расчеты с увеличенными размерами НДФЛ и страховых взносов;
    • динамику погашения задолженностей;
    • динамику численности сотрудников;
    • размер выплачиваемой сотрудникам заработной платы;
    • налоговую нагрузку.

    В отношении работодателей-должников и тех, кто выплачивает зарплату ниже минимумов, контроль будет проводиться ежемесячно.

    Если будет выявлено, что плательщик либо агент не показывает никакой позитивной динамики и не представил по этому поводу пояснений, то информация о нем будет направлена для проведения предпроверочного анализа. В итоге субъект имеет большие шансы попасть в план выездной налоговой проверки.

    Комиссии по легализации ФНС займутся плательщиками страховых взносов

    1. Общий подход
    2. Новый регламент
    3. Состав комиссии
    4. Кого позовут
    5. Что говорить
    6. Источники информации
    7. Рекомендации и предложения
    8. Что анализируют
    9. Протокол
    10. Налоговые риски, нагрузка и финансовые потоки
    11. Неявка
    12. Когда всё плохо

    Общий подход

    В письме от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490 ФНС России закрепила новый регламент работы налоговой комиссии по легализации баз по НДФЛ и страховым взносам. Среди прочего, ведомство изложило здесь и механизм предпроверочного анализа. Налоговики руководствуются им при подготовке материалов на лицо, которое будет рассказывать о своей деятельности на комиссии.

    Так, предварительная работа комиссии по легализации налоговой базы заключается:

    • в изучении показателей финансово-хозяйственной деятельности отобранных лиц;
    • проведении мероприятий налогового контроля (каких именно ФНС не уточняет).

    Причём налоговики анализируют все сведения, которые есть у них в распоряжении, и по всем (!) налогам.

    Также см. «Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2017 года».

    Новый регламент

    Многим организациям знакомо приглашение на комиссию по легализации налоговой базы. С конца июля 2017 года действует новых регламент работы этой структуры. В нашей консультации рассказываем про некоторые новые особенности и на что надо обратить внимание.

    Как известно, с 2017 года к налоговикам перешли полномочия по контролю за уплатой большей части страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (кроме в ФСС на травматизм). Это соответствующим образом сказалось и на работе комиссии по легализации базы. С 2017 года ее интересует не только база по налоговым отчислениям, но и взносам.

    Более того, сменилось само название. Теперь речь идёт о работе комиссии по легализации:

    • налоговой базы;
    • базы по страховым взносам.

    Новый регламент функционирования указанной структуры закрепило письмо о легализации налоговой базы, изданное ФНС России 25 июля 2017 года под номером ЕД-4-15/14490. Фактически оно аннулировало действие прежнего регламента, который был утверждён письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 и тоже регулировал легализацию базы по НДФЛ.

    Также см. «Страховые взносы с 2017 года: обзор изменений».

    Проводится заседание комиссии по легализации налоговой базы с одной единственной задачей – увеличить взимание:

    • подоходного налога;
    • страховых взносов.

    В идеале комиссия должна склонить плательщиков и налоговых агентов:

    • к самостоятельному уточнению своих обязательств по налогам и взносам;
    • к прекращению нарушений налогового законодательства в будущем.

    Новая задача комиссии по легализации налоговой базы и базы по взносам такова – это выявить:

    • отражение в налоговой и бухгалтерской отчетности данных, не соответствующих действительности;
    • выдачу «серой» и «чёрной» зарплаты;
    • позднее перечисление подоходного налога;
    • несвоевременное перечисление страховых взносов;
    • нанимателей, которые выплачивают зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ;
    • нанимателей, которые не оформляют трудовые отношения с персоналом, из-за чего занижена база по НДФЛ и взносам.

    Однако, что это – легализация налоговой базы – простым языком? Из перечисленных пунктов видно, что это попытка чиновников убедить должностных лиц компании соблюдать закон, выйти и тени.

    Также см. «За зарплату ниже МРОТ установлена ответственность».

    Состав комиссии

    Как правило, функционируют комиссии по легализации налоговой базы на базе местного органа власти либо администрации региона. В них входят:

    • налоговики (камералисты, выездники, предпроверочный анализ и урегулирование задолженности);
    • чиновники органа власти региона/территории;
    • сотрудники ПФР, ФСС;
    • представители трудовой инспекции;
    • прокурор;
    • сотрудники иных правоохранительных органов (полиция, приставы и т. п.).

    Кого позовут

    Необязательно, что база данных комиссии по легализации позволила выявить конкретные факты нарушений и позвала в связи с этим представителя компании. Это могут быть и обоснованные подозрения о фактах нарушений.

    В первую очередь, комиссию по легализации налоговой базы интересует:

    • неполное отражения в учете хозяйственных операций;
    • несвоевременное/неполное перечисление подоходного налога;
    • несвоевременное/неполное перечисление взносов;
    • искажение налоговой и бухгалтерской отчетности;
    • отсутствие объяснимых причин тех или иных результатов деятельности плательщика.

    Что говорить

    Безусловно, самый животрепещущий вопрос для тех, кого вызывает комиссия по легализации налоговой базы – что говорить. Практика показывает, что отмалчиваться и вообще игнорировать посещение данной комиссии крайне нежелательно.

    Если комиссия делает упор на подтверждённые факты, то отрицать их нет смысла. Надо заверить, что уже начата работу по исправлению нарушений.

    С другой стороны, когда претензии комиссии основаны на подозрениях, целесообразно взять их на заметку и одновременно не соглашаться ввиду отсутствия надёжной доказательной базы.

    В рамках комиссии по легализации налоговой базы работа инспекторов сводится к следующему:

    • отбору плательщиков, чья деятельность будет рассмотрена на комиссии на основании данных налогового органа и информационных ресурсов;
    • проведению аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков;
    • направлению плательщикам информационных писем для побуждения их к самостоятельной оценке сданной отчетности и внесения изменений в неё, погашению долгов по НДФЛ, взносам и иным действиям;
    • подготовке материалов для рассмотрения на комиссии;
    • рассмотрению деятельности плательщика на заседаниях межведомственных комиссий;
    • отслеживанию показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;
    • подготовка информации для повторной комиссии в отношении плательщиков, которые не устранили выявленные нарушения налогового законодательства (в т. ч. для рассмотрения вопроса о назначении выездной проверки).

    Также см. «Период выездной налоговой проверки: что придут смотреть».

    , пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

    С 25 июля 2017 года налоговые комиссии по легализации занимаются мониторингом базы по НДФЛ и страховым взносам на основе нового порядка. Он закреплён письмом ФНС России № ЕД-4-15/14490. Одновременно перестал действовать прежний регламент. Он был утверждён письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

    Основной принцип такой: деятельность каждого интересующего комиссию по легализации налоговой базы лица рассматривают отдельно.

    Все вопросы комиссии по легализации в адрес должностного лица (представителя) компании (ИП, физлица), который пришёл на заседание, должны касаться обнаруженных проверяющими фактов и несоответствий. В связи с этим будет предложено:

    • дать пояснения;
    • уточнить, что организация предпринимает и/или планирует предпринять для улучшения показателей своей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушения налогового законодательства.

    Также напомним, что комиссии по легализации базы с 2017 года занимаются и мониторингом базы по страховым взносам. Это связано с изменениями в законодательстве с 01.01.2017.

    Читать еще:  Ключевая ставка ЦБ РФ в 2020 году

    Источники информации

    Согласно упомянутому письму ФНС, отбор налогоплательщиков для рассмотрения на комиссии по легализации может происходить на основании данных практически из любых источников. Это:

    • информационные ресурсы – ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т. д.;
    • сведения, полученные о плательщике и/или его сделках от контрагентов и иных лиц в порядке ст. 93.1 НК РФ;
    • информация из масс-медиа и Интернета;
    • данные от кредитных учреждений, правоохранительных органов, ПФР, ФСС, ФОМС, лицензирующих органов, таможни, местных органов власти, Роструда, Центробанка и др.;
    • жалоб, заявлений организаций и обычных граждан;
    • сведений от сотрудников, акционеров, участников организаций;
    • данных из других источников.

    Также см. «Какие сведения о налогоплательщике есть у ФНС России».

    Рекомендации и предложения

    По итогам заседания комиссии по легализации объектов налогообложения и базы она формулирует свои рекомендации:

    • по ликвидации нарушений, которые имели место при формировании базы по налогам и взносам;
    • по мерам, которые надо принять для закрытия долгов перед бюджетом.

    Комиссия может предложить подать уточненные декларации, расчеты по форме 6-НДФЛ, расчеты по страховым взносам за прошлые периоды, в которых уточнить отчётные показатели. Например:

    • расходы предпринимателя;
    • расходы плательщика взносов на выплату страхового обеспечения;
    • суммы, не облагаемые взносами;
    • размер дополнительных тарифов по взносам и суммы взносов, исчисленные по ним;
    • количество сотрудников, которым начислен доход;
    • перечислить долг по НДФЛ и взносам с учетом пеней.

    Учтите, что о фактах начисления зарплату ниже прожиточного уровня или МРОТ налоговики по закону обязаны (!) каждый квартал отправлять:

    • на местном уровне – органам местных властей;
    • на уровне субъекта РФ – органам по труду и занятости, а также в трудовую инспекцию.

    Также см. «МРОТ с 1 июля 2017 года: таблица по регионам России».

    Что анализируют

    Прежде чем вызывают в налоговую на комиссию по легализации, обязательно изучают:

    • учетные и иные сведения, характеризующие плательщика, налогового агента;
    • показатели бухгалтерского баланса;
    • уровень зарплаты на предприятии, а также исполнение обязанности по исчислению и перечислению в бюджет НДФЛ;
    • показатели исполнения обязанностей по уплате страховых взносов;
    • показатели отчетности коммерсантов.

    Также см. «Анализ баланса: пример от ФНС России».

    Протокол

    Все обстоятельства заседаний фиксируют протоколы комиссий по легализации. Это и рекомендации, и сроки устранения нарушений и искажений в учёте и отчётности.

    Ведёт и оформляет этот документ секретарь комиссии.

    В конце протокол подписывают председатель и секретарь комиссии. Его обязаны предъявить плательщику для изучения. При желании можно затребовать его копию.

    Подробнее об этом см. «Как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2017 года».

    Налоговые риски, нагрузка и финансовые потоки

    На основе сказанного выше проверяющие устанавливают наличие налоговых рисков, а также изучают уровень налоговой нагрузки у конкретного лица, которое уже отобрано на комиссию. Это подразумевает:

    • расчет индивидуальной налоговой нагрузки (нагрузки по взносам) плательщика по налоговым периодам в зависимости от системы налогообложения;
    • определение круга схожих плательщиков (налоговых агентов), стоящих на учете в налоговом органе;
    • подсчет их налоговой нагрузки (если нет данных, то изучают средние показатели по отрасли);
    • определение схожего плательщика (налогового агента) с наибольшей налоговой нагрузкой,
    • анализ отклонения уровня налоговой нагрузки плательщика (налогового агента) от наибольшего показателя.

    Когда показатель налоговой нагрузки небольшой, проверяющие берутся за изучение финансовых потоков предприятия. Для этого ИФНС:

    • изучает предварительно запрошенные у кредитных учреждений банковские выписки (ст. 86 НК РФ);
    • составляет схему движения денег и схему ведения бизнеса;
    • изучает сделки (в т. ч. чтобы найти их отрицательное влияние на налоговую нагрузку данного лица).

    Также см. «Налоговая нагрузка в 2017 году: расчёт».

    Последний этап – такой же, как при отборе налогоплательщиков для выездной проверки. Инспекция оценивает соответствие показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия критериям оценки рисков, которые изложены в общеизвестной Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Это приказ ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333.

    Также см. «Как через комиссии по легализации попадают в план выездных проверок».

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter .

    Неявка

    Когда представитель компании не пришёл на заседание налоговой комиссии по легализации баз по уважительному поводу, мероприятие могут перенести. Здесь обратим внимание на 2 нюанса:

    • перечень уважительных причин ФНС не закрепила (т. е. будет решаться на месте);
    • перенести заседание в этом случае – право, а не обязанность комиссии.

    Кроме того, отсутствие плательщика или налогового агента на заседании обязательно отражают в протоколе.

    Когда всё плохо

    Когда плательщик или налоговый агент без уважительной причины не пришел на заседание комиссии и вдобавок его отчетность не говорит об улучшении финансового состояния, будет поставлен вопрос:

    • о новом вызове на межведомственную комиссию при местных органах власти;
    • вызове на межведомственную комиссию при администрации региона (касается ГУП, МУП, акционерных обществ с гос. или муниципальным участием);
    • проведении предпроверочного анализа в ИФНС;
    • подготовке документов для назначения выездной налоговой проверки.

    Комиссии по легализации ФНС займутся плательщиками страховых взносов

    Обзоры КонсультантПлюс

    Что случилось?

    Федеральная налоговая служба России опубликовала письмо от 25 июля 2018 г. № ЕД-4-15/14490@ “О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам”. Налоговики проинформировали плательщиков, что теперь такие комиссии кроме НДФЛ будет интересовать уплата и начисление страховых взносов.

    Как будут работать комиссии по легализации в новом формате

    Работа комиссий по легализации налоговой базы будет включать:

    1. отбор плательщиков налогов и сборов на основании информации, имеющейся в органах ФНС и информационных ресурсах;
    2. проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении таких плательщиков;
    3. направление информационных писем этих плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке своей отчетности с целью внесения в нее изменений, погашению задолженности по НДФЛ или страховым взносам, и иным действиям (например увеличению фонда оплаты труда);
    4. подготовку материалов для рассмотрения;
    5. непосредственное рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий;
    6. мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность уже была рассмотрена на заседании комиссии;
    7. подготовка информации в отношении плательщиков, которые не приняли меры по устранению выявленных нарушений, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

    Кто может попасть на комиссию?

    Налоговики сообщают, что для рассмотрения на заседании комиссии они будут отбирать лательщиков налогов и страховых взносов по следующим признакам:

    • Индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ.
    • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода.
    • Налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ или снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%.
    • Налогоплательщики-физичесчкие лица, не задекларировавшие полученные доходы.
    • Плательщики страховых взносов, имеющие задолженность или снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников.
    • Плательщики взносов, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
    • Иные плательщики НДФЛ и страховых взносов, в том числе в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства, но проведение проверки признано малоэффективным.

    ФНС привела целый ряд подробных критериев для отбора налогоплательщиков и плательщиков взносов по всем вышеперечисленным группам. Налоговики собираются учитывать информацию, поступающую в рамках межведомственного взаимодействия от ПФР и ФСС о наличии выявленных ранее фактов систематических нарушений конкретными плательщиками законодательства РФ о страховых взносах.

    Если предпринимателя вызвали на заседание комиссии по легализации налоговой базы

    Правда ли, что комиссии рассматривают вопросы уплаты налогов, которые не входят в их компетенцию, а на заседаниях на предпринимателей могут оказывать психологическое давление? Как тогда подготовиться к даче пояснений в налоговой инспекции?

    За последние несколько лет налоговый контроль претерпел значительные изменения. Выездных налоговых проверок с каждым годом становится все меньше. Согласно статистике ФНС России, в 2015 г. их количество составило 30,7 тыс., а в 2018 г. – всего 14,2 тыс. Теперь контроль состоит в основном в проведении камеральных проверок и аналитической работы.

    АСК-НДС, АИС «Налог» и другие программы позволяют отслеживать движение товаров, вычеты по НДС и выявлять налоговые нарушения. Налоговым органам остается только анализировать полученные данные. Для этого были созданы комиссии по легализации налоговой базы.

    Как регулируется деятельность комиссий?

    Более пяти лет назад ФНС России издала Письмо от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Деятельность таких комиссий была направлена на контроль уплаты почти всех видов налогов: НДФЛ, НДС, налогов на прибыль и на имущество организаций, земельного, транспортного налогов и др.

    В 2017 г. это письмо было отменено. Его сменило Письмо ФНС России от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». Этим документом регулировалась деятельность уже «зарплатных» комиссий. В их зону контроля должны попадать только страховые взносы и НДФЛ. Вопросы уплаты других налогов в их компетенцию не входят. Однако налоговые органы продолжают организовывать комиссии для осуществления контроля за уплатой НДС и иных налогов, а потому налогоплательщикам приходится регулярно являться в инспекцию для дачи пояснений.

    Кто входит в состав комиссий и как проходят их заседания?

    Состав комиссии и порядок проведения ее заседания зависят от налога, по вопросам уплаты которого вас вызвали, и от суммы предполагаемой недоимки.

    Представим, что был выявлен небольшой разрыв по НДС у вашего контрагента либо, например, контрагента 2-го или 3-го звена цепочки. Скорее всего, вас пригласят в кабинет, в котором работают рядовые сотрудники инспекции. Они принимают налогоплательщиков, которые, как и вы, «попали на комиссию». Вы сядете рядом с вызвавшим вас сотрудником. Он расскажет, что у вашего поставщика выявлен разрыв по НДС, налог не уплачен в бюджет. Вам предложат самостоятельно сдать уточненную декларацию, исключив НДС-ные вычеты по данному контрагенту, или разобраться с ним, чтобы он сдал уточненную декларацию и уплатил причитающуюся сумму налога.

    Иногда приходить в инспекцию необязательно. Достаточно предоставить проверяющим копии интересующих их документов. Это можно выяснить, позвонив ответственному сотруднику инспекции, который указан в уведомлении.

    Однако, если инспекция в ходе аналитической работы установит крупную сумму налоговой недоимки, будет организовано заседание комиссии. Если речь идет о нескольких миллионах рублей предполагаемых начислений, вас пригласят в кабинет начальника или замначальника инспекции. Там вы окажетесь единственным гостем, и внимание проверяющих будет направлено только на вас. В такую комиссию помимо начальника или замначальника инспекции будут входить начальники профильных отделов инспекции (камеральных проверок, выездных проверок, предпроверочного анализа и др.). В состав комиссии также могут входить сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, инспекции труда, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. В ходе таких встреч на предпринимателей порой оказывают психологическое давление. Скажем, вам наверняка напомнят о возможной уголовной ответственности.

    Как вести себя предпринимателю в случае вызова на заседание комиссии?

    Главное – не паниковать и начать заблаговременно готовиться к претензиям налоговой инспекции.

    Вы получите уведомление о вызове в налоговый орган. В нем перечислят вопросы, которые станут обсуждаться на заседании. Если какой-то из них касается НДС, будут указаны контрагенты, к которым у проверяющих есть вопросы.

    Пожалуй, лучшее, что можно сделать в данной ситуации, – это подключить ваших сотрудников и консультантов к выработке правовой позиции по интересующим инспекцию вопросам.

    Попросите бухгалтера найти первичные документы по контрагенту. Менеджеру поставьте задачу поднять деловую переписку с ним. Служба безопасности или юротдел должны выяснить, в каком состоянии контрагент пребывает: не находится ли он в процессе ликвидации или банкротства, есть ли у него задолженности по налогам, не возбуждено ли в отношении него исполнительное производство, нет ли судебных споров и проч. Юристам или адвокатам поручите дать оценку документам, которые касаются взаимоотношений с контрагентом.

    На заседание комиссии может прийти любое уполномоченное лицо, в том числе представитель по доверенности. Это необязательно должен быть руководитель бизнеса, хотя инспекция будет убеждать вас в обратном. В любом случае предпринимателю не стоит приходить на заседание без адвоката или юриста, обладающего специальными знаниями и опытом взаимодействия с налоговыми органами.

    По результатам заседания, скорее всего, будут предъявлены претензии, связанные с неуплатой налогов. Поэтому вам и вашей команде, в которую обязательно должны входить бухгалтер, налоговый юрист и другие ответственные сотрудники, необходимо адекватно оценить перспективы предстоящего спора с налоговой инспекцией.

    Если, например, ваш контрагент оказался фирмой-однодневкой, а из документов у вас есть только договор с общими условиями и несколько товарных накладных, возможно, наиболее эффективным решением будет добровольно удовлетворить требования проверяющих. Просто сдайте уточненную декларацию и уплатите налог в бюджет 1 .

    Однако если вы уверены в своей правоте, у вас имеются первичные документы и иные доказательства реальности сделки и добросовестности контрагента (показания свидетелей, журналы учета транспортных средств и посещений, сайт контрагента и т.д.), предоставьте налоговой инспекции мотивированный ответ о том, что спорная сделка соответствует требованиям ст. 54.1 НК РФ, а налоги правильно исчислены и своевременно уплачены в бюджет.

    При принятии решения необходимо учитывать актуальную судебную практику. На ее основании ваш адвокат или юрист должен будет оценить перспективы налогового спора.

    Что будет, если не удовлетворить требования комиссии?

    Если после общения с представителями комиссии вы пришли к выводу, что претензии к вам необоснованны и вы сможете отстоять свою позицию в суде, а потому отказались удовлетворять предъявленные требования, будьте готовы к тому, что вас могут включить в план выездных налоговых проверок. Однако зависеть это будет от того, какой объем доказательств удастся собрать проверяющим. План выездных проверок формируют сотрудники инспекции, и им нужно защитить его в региональном управлении ФНС. Предпринимателя включают в план, только если необходимость проверки является обоснованной: имеются весомые доказательства его виновности и сведения о наличии у него имущества, достаточного для взыскания недоимки 2 . Таким образом, если в отношении вас назначили выездную налоговую проверку, будьте уверены, что налоговая уже запаслась необходимыми доказательствами: допросила директоров контрагентов, провела встречные проверки и т.д. 3

    Именно поэтому к любой проверке важно готовиться заранее. Нельзя забывать о проявлении должной осмотрительности: нужно обязательно собирать досье на своих контрагентов, сохранять их лицензии, деловую переписку и выполнять иные стандартные мероприятия 4 . А уж если налоговая начала проявлять интерес к конкретному контрагенту, лучше сыграть на опережение: попросить своего адвоката провести адвокатский опрос или нотариальный допрос руководителя контрагента, попросить последнего предоставить возможность сфотографировать офисные и складские помещения и т.д.

    1 О новой методике оценки финансового положения налогоплательщика для предоставления ему возможности выплачивать сумму налоговой задолженности поэтапно читайте в публикации «Получить рассрочку по уплате налогов стало проще».

    2 В публикации «Почему после налоговой проверки счета компании могут заблокировать?» вы прочитаете о том, что налоговый орган вправе приостановить операции по счетам организации не только после вступления в силу решения о привлечении к ответственности из-за неуплаты доначисленных сумм налога, но и сразу после выездной налоговой проверки, а также о том, какие выплаты можно производить с заблокированного счета и когда его «разморозят».

    3 При планировании выездных проверок налоговики оценивают финансовое и имущественное положение налогоплательщика и определяют перспективы взыскания налоговой задолженности, анализируя информацию из внутренних и внешних источников ФНС. Читайте об этом в публикации «Как налоговый орган оценивает платежеспособность налогоплательщика».

    4 Об оценке добросовестности и благонадежности контрагентов как ключевом элементе эффективных комплаенс-программ читайте в публикации «Почему предприниматели готовы отдавать 4 млн в год за работу комплаенс-специалиста» и «Минтруд: Бороться с коррупцией обязана каждая компания».

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector