Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством

Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством

Оказывается, наше государство активно обещает помогать инвесторам не только на словах, но и на деле. Сегодня для этих целей служит специальный инвестиционный контракт (далее также – СИК). Правда, не любая фирма может быть допущена к этой «манне небесной». Но, обо всем по порядку. Введём в курс дела.

Главные законы

Основные преимущества для бизнеса при работе на специальных инвестиционных контрактах прописаны в законе о промышленной политике № 488-ФЗ от 2014 года. Помимо этого, не забыл о лакомых послаблениях и Налоговый кодекс.

Сделка с государством

Рассматриваемый спецконтракт заключают две стороны:

  1. инвестор (он же – участник СИК, в т. ч. ИП);
  2. наше государство в целом (обычно – в лице Минпромторга) или его отдельный регион, а также муниципальное образование.

Основная задача инвестора в рамках СИК – за оговоренный этим документом срок силами собственного бизнеса или с помощью сторонних организаций:

  • создать производство промышленной продукции;
  • модернизировать и (или) освоить производство новой промышленной продукции.

Все эти действия могут происходить не только непосредственно на территории России, но и на ее континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне.

Главная задача СИК:выйти на проектную операционную прибыль согласно своему бизнес-плану.

Далее вы можете ознакомиться с тем, на что идет инвестор в рамках СИК (выдержка из типовой формы этого документа).

Самое главное, что на период заключения специального инвестиционного контракта государство обязуется помогать и стимулировать такую деятельность его фигурантов в сфере промышленности. Заметим, что здесь речь идет о мерах, которые именно на момент заключения СИК предусмотрены федеральным или региональным законодательством. Не исключено, что эти меры будут только расширяться. Поэтому, возможно, есть смысл присмотреться с попаданием в инвестконтракт.

Хорошо, что законодатели не побрезговали одним из важнейших правил: налоговые нормы, которые ухудшают работу на СИК, начнут действовать для сторон только после его окончания.

Предмет спецконтракта

Важно понимать, что далеко не любой товар может быть предметом специальных инвестиционных контрактов. Вообще, по закону промышленная продукция – это товары, произведенные в результате деятельности в сфере промышленности. В основном, это:

  • добыча полезных ископаемых;
  • обрабатывающее производство;
  • обеспечение электричеством, газом и паром;
  • кондиционирование воздуха;
  • водоснабжение, водоотведение;
  • организация сбора и утилизации отходов;
  • ликвидация загрязнений.

Но не всё так просто. Например, постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 закреплены критерии отнесения промышленной продукции к не имеющей аналогов и сделанной в России.

Предметом СИК не могут быть:

  1. спиртосодержащая пищевая продукция;
  2. алкоголь;
  3. табачные изделия.

Порядок заключения специального инвестиционного контракта

На сегодня Правила заключения специальных инвестиционных контрактов закреплены постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 № 708.

Максимальный срок, на который может быть подписан СИК, – 10 лет. Для этого нужно подать соответствующее заявление, форма которого утверждена приказом Минпромторга от 07.08.2015 № 2288. А также:

  1. подтвердить вложение инвестиций на сумму от 750 млн рублей (например, кредитный договор или предварительный кредитный договор);
  2. меры стимулирования, которые инвестор хочет включить в СИК;
  3. список своих обязательств и (или) привлеченного лица;
  4. сведения о показателях, которые гарантируют выполнение принятых обязательств.

К данному перечню могут прибавляться и иные позиции. Всё зависит от того, на что идет инвестор: модернизация старого производства, создание уникальной продукции и др.

После подачи документов у чиновников есть 30 рабочих дней, чтобы изучить все материалы, дать предварительное заключение и направить их в специальную госкомиссию по оценке возможности заключения СИК. Там уже рассмотрят вопрос по существу.

Имейте в виду: государство будет жестко контролировать соблюдение порядка заключения специального инвестиционного контракта и всех условий из него. Поэтому ориентироваться необходимо на типовую форму СИК. Кроме того, есть отдельный надзор за соблюдением инвестором взятых на себя обязательств. Так, приказом Минпромторга от 07.08.2015 № 2289 утверждены:

  1. порядок мониторинга и контроля за инвесторами;
  2. формы отчетов инвесторов.

Налоговые бонусы и особенности

С 23 июня 2016 года Налоговый кодекс РФ получил значительное дополнение к нормам о налогоплательщиках – участниках специальных инвестиционных проектов (участники специальных инвестиционных контрактов приравнены к ним).

В частности, с этой даты ими не могут быть компании – резиденты особой экономической зоны (любого типа) или территории опережающего развития. Также претендент на налоговые послабления не должен иметь «обособки» в других регионах, применять спецрежимы, участвовать в КГН, ранее быть участником регионального инвестпроекта. А НКО, банки, страховщики, НПФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые фирмы – вообще вне игры.

А, вот, претендовать на участие в инвестпроектах субъектов РФ теперь могут:

  • участники СИК;
  • отечественные фирмы, которые обратились в налоговый орган с заявлением о применении льготы по налогу на прибыль и (или) по НДПИ.

Одно из самых заманчивых предложений для участников специального инвестиционного контракта – в том, что ставка налога на прибыль будет нулевой (п. 1.5 ст. 284 НК РФ).

Отбор плательщиков НДФЛ и налоговых агентов на комиссию по легализации: новые критерии

Если продали авто в 2019 году: какой налог и заполнение декларации 3-НДФЛ (образец)

Специальные инвестиционные контракты. В каких случаях можно будет заключать СПИК и кому это выгодно?

С 13.08.2019 вступили в силу новые правила заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0). Теперь доступ к таким контрактам будут иметь только инвесторы, имеющие современную технологию для производства промышленной продукции, которая конкурентоспособна на мировом рынке. Кроме того, им придется пройти конкурсный отбор. При этом ряд инвесторов получат больше возможностей для использования налоговых льгот.

Специальные инвестиционные контракты появились в 2015 г. после принятия Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Закон № 488-ФЗ). Теперь в этот закон, а также в Налоговый и Бюджетный кодексы внесены поправки (подробнее о проектах этих законов см. «СПИК 2.0. Как изменятся предмет, порядок заключения и льготы по специальным инвестиционным контрактам?», ЭЖ-Юрист, 2019, № 16 (1067)):

Федеральным законом от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О промышленной политике в Российской Федерации“ в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» (вступил в силу с 13.08.2019);

Федеральным законом от 02.08.2019 № 269-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступит в силу с 02.09.2019);

Федеральным законом от 02.08.2019 № 295-ФЗ «О внесении изменения в статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (вступил в силу с 13.08.2019).

Эти поправки называют СПИК 2.0. Те контракты, которые уже подписаны, то есть СПИК 1.0, сохранят силу.

Предмет

Поправки изменили предмет специального инвестиционного контракта. Теперь по его условиям инвестор в определенный срок должен будет внедрить или разработать и внедрить технологии в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии на территории РФ, на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ. Причем производимая промышленная продукция должна быть конкурентоспособна на мировом уровне. Перечень современных технологий установит Правительство РФ.

По-прежнему инвестор будет вкладывать собственные или привлеченные деньги, а органы власти в течение срока действия специального инвестиционного контракта будут обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применение мер стимулирования. В прежней редакции Закона № 488-ФЗ про технологии ничего не говорилось, было указано лишь, что специальные инвестиционные контракты можно заключать в отношении производства промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне. Таким образом, по новым правилам для заключения специального инвестиционного контракта понадобится технология.

В качестве другой стороны специального инвестиционного контракта будут выступать РФ совместно с субъектом РФ или муниципальным образованием. То есть обязательно будет участвовать несколько уровней власти. Раньше такого требования не было.

Сроки

СПИК 2.0 можно будет подписать до 31.12.2030. Такой контракт будут заключать на срок не более чем 15 лет для реализации проектов, объем инвестиций по которым не более 50 млрд руб. (без учета НДС), или не более чем 20 лет для реализации проектов, объем инвестиций по которым превышает 50 млрд руб. (без учета НДС). При этом требования к минимальному размеру инвестиций отменили.

Порядок заключения и расторжения

В новой версии специальные инвестиционные контракты придется заключать по результатам открытого или закрытого конкурсного отбора. При этом будет учитываться срок внедрения современной технологии, объем продукции и технологический уровень локализации производства. Раньше был установлен заявительный порядок для заключения специального инвестиционного контракта.

В то же время предусмотрены ситуации, когда специальный инвестиционный контракт можно заключить и без проведения конкурсного отбора. Во-первых, по решению Президента РФ о заключении специального инвестиционного контракта в целях реализации проекта, имеющего стратегическое значение для развития экономики или обеспечения национальной безопасности, на условиях, предложенных инвестором. Во-вторых, если при проведении конкурсного отбора была подана только одна заявка.

Сведения о заключении, изменении, расторжении и прекращении действия специальных инвестиционных контрактов будут вносить в реестр специальных инвестиционных контрактов. Те контракты, которые уже действуют, попадут в этот реестр автоматически.

Меры стимулирования

Для инвесторов СПИК 2.0 предусмотрена льгота по налогу на прибыль, если они будут вести раздельный учет операций по специальному инвестиционному контракту. В прежней редакции было предусмотрено, что эта льгота распространяется только на ситуацию, когда доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы. Однако многие компании не могли достичь порога в 90%.

Таким образом, теперь налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, составит 0%, а налог на прибыль, зачисляемый в бюджет РФ, можно быть снижен до нуля, если выручка от реализации продукции, произведенной в рамках специального инвестиционного контракта, будет составлять не менее 90% налогооблагаемой базы или если инвестор будет вести раздельный учет доходов и расходов от реализации специального инвестиционного контракта.

Применение мер стимулирования прекратится, если совокупный объем бюджетных расходов и недополученных доходов, образующихся в результате применения мер стимулирования в рамках контракта, превысит 50% от общего объема капитальных вложений.

Еще предусмотрены изменения в части неприменения к инвесторам по специальным инвестиционным контрактов изменений в налоговом законодательстве, если они приводят к ухудшению их положения (дедушкина оговорка). Эти условия не будут распространяться не только на НДС и акцизы, но также и на социальные взносы.

По-прежнему будет действовать правило о стабильности условий ведения деятельности инвестора. С даты заключения специального инвестиционного контракта и в течение срока его действия в отношении инвестора не будут применяться нормативные акты, которые вступили в силу после даты заключения специального инвестиционного контракта и которые вводят ограничения или запреты на реализацию прав, приобретенных или осуществляемых инвестором в целях выполнения специального инвестиционного контракта.

В случае расторжения специального инвестиционного контракта сумму налога, не уплаченную в связи с применением пониженных налоговых ставок, придется заплатить в бюджет. Речь идет о ситуациях расторжения по решению суда из-за того, что инвестор не исполнял или ненадлежащим образом исполнял обязательства неисполнением, или в связи с отказом РФ, субъекта РФ или муниципального образования от исполнения контракта из-за невыполнения инвестором 50 и более процентов обязательств (ч. 9 ст. 18.6 Закона № 488-ФЗ). Налог нужно будет посчитать без учета применения пониженных налоговых ставок за весь период реализации инвестиционного проекта.

Инвестиционный контракт

  1. Что такое инвестиционный контракт?
  2. Специальный и типовой виды контрактов
  3. Порядок заключения
  4. Расторжение отношений

Правовые отношения в инвестиционной сфере появляются в результате обоюдного желания о сотрудничестве между собственником и инвестором. Такие отношения регулируют соответствующие документы.

Инвестиционный контракт это гражданско-правовой договор, которым регулируются условия вложения материальных ценностей в основные средства. В качестве материальных ценностей можно рассматривать ценные бумаги, деньги, имущественные права аренды или собственности.

Все инвестиционные контракты составляется в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации, а именно в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 39-ФЗ.

В случае если собственник бизнеса провел успешные переговоры с инвестором, договорился обо всех условиях осуществления совместной инвестиционной деятельности и обеим сторонам необходимо закрепить их договоренности юридически, тогда и составляется инвестиционный контракт.

Согласно Российскому законодательству, совместной инвестиционной деятельностью признается деятельность, в результате которой происходит количественное изменение таких показателей, как основные средства предприятия, её нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения.

Исходя из этого следует вывод, что в результате заключения инвестиционного контракта происходит изменение внеоборотных средств организации. Именно поэтому данное понятие относится больше к экономической среде, нежели гражданско-правовой.

Типовой и специальный контракт

Типовой инвестиционный договор заключается между следующими участниками:

  1. Инвесторами
    • Физическими и юридическими лицами, а также группой лиц, действующих на основании договора о ведении совместной деятельности
    • Органами государственной власти
    • Иностранными контрагентами (физлицами, юрлицами)
    • Муниципальными образованиями.
  2. Подрядчиками (юрлицами, физлицами, выполняющими конкретные задачи согласно условиям договора)
  3. Заказчиками (физлицами, юрлицами, которые будут контролировать и реализовывать проект)
  4. Пользователями (физлицами, организациями, муниципалитетами, сообществами, странами, для кого создаются объекты инвестиционного договора).

Объектами инвестиционного контракта выступает любое имущество (в том числе здания и сооружения), которое либо создается с нуля, либо модернизируется. Инвестиции идут на строительство и реконструкцию объектов, закупку техники, оборудования, расходных материалов, на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и НМА (нематериальные активы) и так далее.

Далее мы поговорим о новой инициативе/новом инструменте, который вводит правительство Российской федерации для стимулирования развития, создания и модернизации промышленного производства на территории нашей страны. Речь идёт о специальном инвестиционном контракте.

Под специальным инвестиционным контрактом (СПИК) подразумевается договор, заключенный между государством или муниципальным образованием и вкладчиком.

Со стороны государства гарантируется всесторонняя поддержка и налоговые льготы, инвестор же обязуется выполнять специальные условия. В большинстве случаев СПИК позволяют инвестору стать монополистом в своей деятельности.

Направления СПИК принято подразделять на три вида:

  1. Освоение инновационного производства, не имеющего аналогов на территории страны
  2. Производство или модернизация производства промышленных товаров
  3. Разработка инновационных технологий, а также внедрение уже имеющихся в существующее производство

В чем суть? Заключение данного контракта должно подстегнуть рост промышленного производства в стране путем предоставления инвесторам всевозможных льгот, преференций, гарантий на надежное и стабильное ведение бизнеса, при условии выполнения с их стороны заранее оговоренных обязательств.

Какие преимущества несёт заключение специальных инвестиционных контрактов для государства и для инвестора?

  • общий рост промышленного производства/сопутствующей промышленной инфраструктуры
  • развитие и модернизация стратегических отраслей промышленности
  • создание инновационных производств/производство высокотехнологичных товаров
  • локализация промышленного производства на территории страны
  • внедрение и освоение новых технологий.

Преференции и льготы, которые получают инвесторы:

  • налоговые и таможенные льготы
  • гарантии на наличие стабильных условий для ведения бизнеса/защита от неблагоприятных изменений в законодательстве страны
  • льготные условия аренды государственного имущества/сниженная арендная плата
  • иные льготы и преференции, прописанные в законодательстве.

Содержание специального инвестиционного контракта:

  • объем инвестиций со стороны инвестора
  • срок действия контракта
  • перечень и характеристики производимой продукции
  • перечень шагов по созданию производства либо модернизации действующего
  • список предусмотренных льгот и преференций для инвесторов
  • порядок контроля над исполнением инвестором взятых на себя обязательств/порядок предоставления отчетности и т.п.

Что необходимо инвестору для заключения специального инвестиционного контракта с государством или его региональным субъектом?

  • описание результатов и выгод, которые способен дать предлагаемый к реализаций (инвестиционный проект
  • обязательства, которые инвестор может на себя взять
  • льготы, которые инвестор желает получить из числа установленных законодательством
  • документарное подтверждение соответствия предлагаемого инвестиционного проекта тем критериям, которые установлены в федеральном законе и постановлении правительств РФ.

Порядок заключения

Начать стоит с того, что любой договор должен содержать стороны и условия их отношений. Так, при заключении таких договор, как правило, участвуют две стороны, а именно инвестор и собственник бизнеса (заказчик).

При заключении контракта оговариваются роли и условия действий заказчиков, подрядчиков, инвесторов, прописывается порядок передачи активов, порядок расходования инвестиций, рассчитывается размер прибыли и порядок ее распределения между участниками контракта.

Договор включает подробное описание плана процесса инвестирования, а также задуманного результата. Также в договоре прописывается форма и размер компенсации ущерба инвестору, если условия контракта не будут соблюдены другими участниками.

Наиболее важным моментом здесь выступает тот факт, что роль и обязанности сторон должны быть описаны как можно подробнее и конкретнее. Это предотвратит возможные споры и снизит риски проекта. По условиям контракта инвестор передаёт денежные средства в распоряжение заказчика. Факт передачи должен быть зафиксирован документально и по действующему законодательству. Заказчик принимает средства и обязуется использовать их лишь по тем направления и в том размере, которые прописаны в инвестиционном контракте. Заказчик несёт за это полную ответственность.

Читать еще:  Варианты перевода средств на Украину из России через Сбербанк Онлайн

Процесс реализации проекта и результаты, в которых заинтересованы обе стороны, должны быть также максимально подробно прописаны. Для удобства, часто эта часть прописывается поэтапно.

Выделим основные направления заключения инвестиционных контрактов:

  • покупка либо продажа основных средств
  • покупка либо продажа нематериальных активов
  • контракты, связанные со строительством, ремонтом либо модернизацией недвижимости производственного назначения
  • учредительные договора (только в случае инвестиции основных средств).

Необходимо разделять инвестиционные и текущие отношения для каждой из сторон. Что это значит? К примеру, в случае если заказчик (инвестор) заключил контракт с застройщиком, то для него контракт будет носить инвестиционный характер, а для застройщика текущий, другими словами он будет выполнять обычный для него вид деятельности.

Расторжение

Часто договор включает приложения, описывающие этапы создания объекта. Стороны договора могут расторгнуть контракт в силу причин, которые в обязательном порядке указываются в документе. Причиной может стать невозможность достижения результата, отсутствие возможностей для осуществления конкретной деятельности.

Расторжение инвестиционного контракта наступает, как правило, в результате не выполнения одной из сторон собственных обязательств и наступлении ущерба для другой стороны.

Потерпевшая сторона имеет право на возмещение ущерба в полном объеме, если иное не оговорено в условиях контракта либо законе.

Понесенные убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. Размер понесенных убытков регламентирован статьей 15 Гражданского Кодекса. Реальный ущерб состоит как из фактически понесенных затрат так и из расходов необходимых на восстановление нарушенного права.

Что представляет собой специальный инвестиционный контракт

Специальный инвестиционный контракт был разработан в качестве дополнительного инструмента для привлечения инвестиций в развитие промышленности и экономики России. Этот документ может быть заключен между инвестором или заинтересованным лицом с одной стороны и одним из муниципальных образований РФ с другой. Главное назначение данного контракта – реализация государственных программ и решение поставленных задач в промышленности.

Содержание статьи

Что такое специальный инвестиционный контракт

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) – документ, который предусматривает заключение договоренности между РФ или отдельным муниципальным образованием с одной стороны и инвестором с другой. В нем предусмотрены обязанности инвестора по освоению производства промышленных товаров в заранее оговоренный срок. В свою очередь государство гарантирует стабильность системы налогообложения и регулирования, а также готовность обеспечить поддержку при необходимости.

Существует 3 типа специальных инвестиционных контрактов, классификация которых зависит от целей и задач инвестиционного проекта:

  • создание или модернизация производства промышленных товаров для его освоения;
  • разработка и внедрение новых технологий в промышленное производство;
  • освоение промышленного производства, которое ранее не имело аналогов на территории России.

Согласно стандартным условиям СПИК, независимо от его типа, РФ или отдельно муниципальное образование обязуется обеспечить стимулирующие меры в сфере промышленного производства, которые не противоречат нормам действующего законодательства.

Заключение СПИК для инвестора имеет ряд преимуществ:

  • льготная система налогообложения;
  • изготовленная в рамках СПИК продукция признается произведенной в России по упрощенной и ускоренной процедуре;
  • при выполнении своих обязательств в срок, инвестор получает статус единственного поставщика.

Кроме этого, инвестор может рассчитывать на ускоренный процесс амортизации основного капитала, а также на прочие стимулирующие меры со стороны государства.

Что нужно для заключения

В 2018 году в законопроект о СПИК были внесены поправки. Теперь последствия расторжения специального инвестиционного контракта по инициативе инвестора будут предусмотрены условиями соглашения изначально. Государством была введена дополнительная мера стимулирования вкладчиков в виде несения материальной ответственности. Если говорить простыми словами, то в случае расторжения контракта по причине невыполнения обязательств инвестором, он будет обязан возместить весь ущерб РФ или отдельному муниципальному образованию, который был нанесен его коммерческой деятельностью.

Порядок заключения специального инвестиционного контракта включает в себя несколько трудоемких этапа. Прежде всего инвестору необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • подробный бизнес-план инвестиционного проекта;
  • изложить суть финансовой модели;
  • предоставить документы, которые могли бы подтвердить наличие свободного капитала, достаточного для инвестиций;
  • предоставить ключевые сведения о конечном продукте.

Предоставленный бизнес-план должен учитывать все до мелочей, включая налоговые и таможенные сборы, а также страховые взносы. Требуется указать примерное количество новых рабочих мест.

Следующий этап подразумевает само заключение специального контракта с государством, от имени которого выступает Минпромторг РФ или Министерство сельского хозяйства. Также документ может быть подписан между инвестором и субъектом России.

После сбора всех необходимых справок, требуется дождаться решения государственных структур о возможности или невозможности заключения СПИК. В соответствии с действующим законодательством процесс не должен занимать более 30 рабочих дней.

Срок контракта, объем и состав инвестиций

В зависимости от задач инвестиционного проекта, СПИК может быть заключен между сторонами сроком от 4,5 месяцев до 10 лет. Контракт содержит ряд пунктов, которые являются обязательными:

  1. В соглашении должны быть подробно указаны характеристики и объемы товаров, промышленное производство которых создается, осваивается или модернизируется.
  2. Контракт должен включать в себя список обязательных мероприятий, направленных на реализацию проекта.
  3. Вопреки популярному мнению, объем инвестиций не является фиксированным. Инвестиционный проект государственного уровня предполагает вложения в размере 750 миллионов рублей. Пермский край установил минимум на уровне 300 000 000 рублей. Московская область напротив превысила государственный лимит и минимальные вложения в реализацию инвестиционного проекта в данном регионе составляют от 1 миллиарда рублей.
  4. В соответствующем разделе соглашения подробно указаны обязанности инвестора по объему производства и планируемых к уплате налоговых сборов и прочих государственных пошлин.
  5. Также фигурирует перечень обязанностей привлеченных инвестором лиц для совместной реализации проекта.
  6. Предусмотрены меры регулирования деятельности нового или модернизированного производства, в соответствии с актуальными правовыми нормами.
  7. Присутствует перечень стимулирующих мер, направленных на инвестора и привлеченных им третьих лиц на весь период действия инвестиционного контракта.

Правила составления

Инвестор собирает все необходимые документы для подписания СПИК и предоставляет их на рассмотрение специальной комиссии. Участники в течение 30 рабочих дней рассматривают проект и условия инвестора. Вносят коррективы, если посчитают это целесообразным. Далее потенциальному инвестору будет направлен официальный ответ, после получения которого он обязан в течение 10 следующих рабочих дней принять или отклонить поправки комиссии. Процедура может повторяться до тех пор, пока не будет принято окончательное решение.

При подписании СПИК инвестору потребуется предоставить доказательства законного происхождения инвестиций. В противном случае в подписании контракта может быть отказано. Официально новые поправки вступят в юридическую силу с 18 июня 2018 года.

Актуальная ситуация СПИК в России

В настоящее время специальные инвестиционные контракты только набирают популярность среди потенциальных инвесторов. Сегодня существует 9 подписанных договоров подобного типа в таких отраслях, как:

  • станкостроение;
  • машиностроение;
  • автомобильное промышленное производство;
  • химическое производство;
  • модернизация предприятий машиностроения в нефтегазовой отрасли.

Благодаря разработке и запуску СПИК, государству удалось привлечь в национальную промышленность частные инвестиции в размере 265 миллиардов рублей. Цифра соответствует данным на начало 2018 года.

Важно заметить, что со стороны государственных структур ведется активная работа по совершенствованию специальных инвестиционных контрактов. Новые поправки в соответствующие законопроекты будут направлены на привлечение более широкого круга потенциальных инвесторов, на упрощение системы налоговых сборов, а также на увеличение максимальных сроков действия СПИК. Возможно будет упрощен или пересмотрен порядок рассмотрения предложений от инвесторов.

Специальный инвестиционный контракт как форма государственно-частного партнерства

Вступивший в силу в июне 2015 года Федеральный закон «О промышленной политике в РФ», помимо индустриальных парков и промышленных кластеров, предусматривает новый способ привлечения инвестиций – специальный инвестиционный контракт (далее – СПИК). Названный контракт представляет собой взаимовыгодный обмен между субъектами промышленной деятельности и государством: инвестор в течение определенного срока создает, модернизирует либо осваивает промышленное производство, получая от государства предусмотренные законодательством преференции.

Стороной, предоставляющей льготы, могут выступать Российская Федерация, субъект Федерации либо муниципальное образование. При этом необходимо учитывать, что на местном уровне специальный инвестиционный контракт заключен быть не может, так как участие муниципального образования предполагается только наряду с Российской Федерацией либо субъектом Федерации.

На данный момент в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, регулирующие промышленную политику региона и содержащие указание на возможность заключения специальных инвестиционных контрактов. В число таких субъектов входят: Пермский край, Тюменская область, Челябинская область, Краснодарский край, Брянская и Архангельская области. В Красноярском крае, Саратовской и Вологодской областях, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан планируется принятие региональных законов о промышленной политике: разработаны законопроекты. В Хабаровском крае рассматривается проект Постановления регионального Правительства « О порядке заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем» .

Какие льготы может получить инвестор, заключивший СПИК? Любые преференции и гарантии, установленные законодательством [2] : ФЗ «О промышленной политике» не содержит ограничений, лишь акцентирует внимание на льготах, предоставляемых законодательством о налогах и сборах. Так, инвестор может претендовать на льготы по арендной плате за пользование государственным и муниципальным имуществом (в том числе земельными участками), льготы по уплате таможенных платежей, гарантии от неблагоприятных изменений действующего законодательства. Указанную гарантию ФЗ «О промышленной политике» трактует следующим образом (пункт 5): в том случае, если после заключения СПИК вступают в силу нормативно-правовые акты [3] , устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении выполнения СПИК или изменяющие обязательные требования к промышленной продукции, а также к промышленным процессам (проектирование, производство, строительство и т.д.), то такие акты в отношении инвестора не применяются в течение срока действия СПИК.

Помимо этого, планируется внесение поправок в закон о контрактной системе, в соответствии с которыми государство будет приобретать определенный процент (на данный момент – до 60%) продукции, произведенной по специнвестконтракту. В сентябре 2015 года указанный законопроект был принят в первом чтении, а также включен в примерную программу Государственной Думы на март 2016 года (второе чтение).

Что касается налоговых аспектов, то здесь важно учитывать запрет предоставления индивидуальных налоговых льгот. Иными словами, СПИК не может предусматривать налоговые льготы для конкретной компании. Кроме того, для избежания возможных негативных налоговых последствий необходимо принимать во внимание следующие условия:

  1. могут предоставляться только те льготы, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах, включающим в себя три уровня: федеральный, региональный и местный;
  2. существует зависимость налоговых льгот от участвующих сторон и уровня, на котором заключен специальный инвестиционный контракт: например, льготы по земельному налогу не могут быть предоставлены Российской Федерацией или субъектом Федерации, так как указанный налог вводится муниципальным образованием, правомочным предоставлять льготы по данному налогу;
  3. действие закона, устанавливающего возможность получения налоговых льгот, должно распространяться на субъектов промышленной деятельности, заключивших СПИК. Так, в Пермском крае был принят специальный закон, предусматривающий льготы для участников СПИК, одновременно в краевой закон «О налогообложении» была внесена поправка, в соответствии с которой налоговые льготы устанавливаются указанным законом и иными законами Пермского края. С помощью принятия данных актов участникам СПИК удалось избежать предъявления претензий со стороны налоговых органов, связанных с предоставлением льгот индивидуального характера.

Для устранения возможных налоговых рисков необходима детальная проработка всех условий специнвестконтракта, а также не исключается внесение необходимых изменений в действующее законодательство. Примером может служить следующая ситуация: инвестор планирует ввезти импортное оборудование, необходимое для реализации СПИК и не имеющее аналогов в России. В качестве льготы по специнвестконтракту он рассматривает освобождение ввоза товара от НДС. При этом для получения указанной льготы должны исполняться предусмотренные налоговым законодательством требования. Так, ввозимое оборудование должно входить в перечень, утвержденный Постановлением Правительства [4] . Если оборудование в указанном перечне не поименовано, следовательно, право на льготу у инвестора не возникает. Наличие заключенного СПИК едва ли поможет инвестору избежать претензий таможенного органа (в том случае, если оборудование импортируется из государства, не являющегося членом Таможенного союза).

Если к государству предъявляются требования, касающиеся создания законодательной базы, регулирующей специальные инвестиционные контракты, предоставление льгот и преференций, то инвестор должен осуществить несколько иные действия. Конкретный перечень требований, которым должен соответствовать инвестор, отсутствует, вместе с тем, ФЗ «О промышленной политике» определены общие условия заключения СПИК:

  • Подготовка инвестиционного проекта, включающего характеристику промышленной продукции, производство которой создается, модернизируется или осваивается, перечень мероприятий проекта. К промышленной продукции относятся, в частности, электрическая и тепловая энергия;
  • Объем инвестиций должен составить не менее 750 млн. рублей, кроме того, гарантии, подтверждающие вложение инвестиций;
  • Срок действия СПИК не может превышать 10 лет;
  • Определение результатов, которых планируется достигнуть в ходе реализации проекта (бизнес-план), в том числе объем произведенной и реализованной продукции; срок выхода инвестиционного проекта на операционную прибыль; объем налогов, планируемых к уплате по окончании срока СПИК; количество рабочих мест, создаваемых при реализации проекта; порядок представления отчета [5] об исполнении принятых обязательств.

Как показывает практика, перечисленные требования могут меняться, не выходя за обозначенные законом рамки. Например, при заключении специального инвестиционного контракта компанией «Протон-ПМ» и Правительством Пермского края основным условием стало создание не менее 250 рабочих мест, при этом требования минимального объема инвестиций отсутствовали. Вместе с тем, регионы могут вводить условия, которые прямо в ФЗ «О промышленной политике» не поименованы. Все в том же Пермском крае специальным законом установлено, что льготная ставка налога на прибыль организаций может применяться только в случае ведения организацией раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в ходе реализации специнвестконтракта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности. Данный вывод также следует из форм отчета об исполнении инвестором обязательств по СПИК, утвержденных приказом Минпромторга: имеются дополнительные строки для указания расходов, понесенных при реализации инвестиционного проекта за отчетный период.

Заключив СПИК, инвестор может столкнуться с рядом трудностей, которые не позволят выполнить взятые на себя обязательства. В таком случае возможно два варианта развития событий: расторжение или изменение условий специнвестконтракта. При расторжении СПИК в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором принятых обязательств ему следует (пункт 8 статьи 16 ФЗ «О промышленной политике»):

  • возместить причиненный ущерб (речь идет о неприменимых на время действия СПИК законодательных актах, которые становятся обязательными для инвестора с даты их принятия, а не по истечению срока действия специнвестконтракта);
  • компенсировать суммы не уплаченных налогов и сборов в результате применения льгот, установленных для инвестора как для участника СПИК законодательством о налогах и сборах, и уплатить пени. Относительно штрафов: в СПИК штраф выступает в качестве неустойки, которую выплачивает сторона специнвестконтракта (РФ, субъект или муниципальное образование) инвестору в том случае, если СПИК расторгается в связи с ее (стороны) неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

В ФЗ «О промышленной политике» также содержится отсылка на изменение условий специнвестконтракта: данный вопрос может быть урегулирован непосредственно в СПИК. В качестве примера такого положения можно привести статью 9 Типовой формы специнвестконтракта, утвержденной Постановлением Правительства «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» [6] . Например, данная форма предполагает представление инвестором проекта изменений СПИК и документов, обосновывающих необходимость внесения изменений.

Несмотря на тот факт, что количество регулирующих специнвестконтракты нормативно-правовых актов превышает число самих СПИК, примеры заключенных специальных инвестиционных контрактов также имеют место. Неоднократно упоминавшийся Пермский край – лидер по заключению специнвестконтрактов. На данный момент в регионе действует четыре СПИК:

  1. Лысьвенский металлургический завод, заключивший специнвестконтракт сроком на 7 лет, реализует инвестиционный проект по строительству листопрокатного комплекса;
  2. ПАО «Протон-ПМ», в соответствии со СПИК, действующим в течение 10 лет, осваивает производство узлов и агрегатов ракетного двигателя нового поколения;
  3. Предприятие «Сода-Хлорат» организует новое производство для получения едкого калия и карбоната калия;
  4. ПАО «Уралкалий» создает новую производственную линию выпуска хлористого калия.

Пермский край, в свою очередь, обнуляет региональную часть налога на имущество в отношении объектов, предназначенных для производства промышленной продукции, созданных и освоенных в результате реализации специнвестконтракта, и снижает налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет региона, до 13,5%. Кроме того, в СПИК, заключенном с Лысьвенским металлургическим заводом, принимает участие муниципальное образование (Лысьвенский городской округ), предоставившее освобождение от уплаты земельного налога.

По заявлению губернатора Пермского края Виктора Басаргина, в 2016 году ожидается подписание совместного с федеральными властями специнвестконтракта. Но не только Прикамье планирует заключение СПИК. Так, перспективы, предоставляемые специальным инвестиционным контрактом, привлекают автопроизводителей: переговоры о подписании федерального СПИК ведет автозавод «Хендэ мотор мануфактуринг рус». По заявлениям чиновников Министерства промышленности и торговли РФ, имеется около 200 потенциальных участников, изъявивших желание заключить специнвестконтракты и обратившихся в Минпромторг. На данный момент подписано восемь меморандумов, в ближайшие три-четыре месяца планируется заключить десять специальных инвестиционных контрактов.

Перечисленные примеры реализуемых и планируемых специальных инвестиционных контрактов свидетельствуют о реальной применимости и действенности СПИК. Нет оснований полагать, что статья 16 ФЗ «О промышленной политике» и принятые в соответствии с ней акты, регулирующие заключение специальных инвестиционных контрактов, не работают, являются «мертвыми» нормами. По этой причине обоснованным представляется заключение специнвестконтракта компаниями, осуществляющими деятельность в сфере энергетики и теплоснабжения.

Указанный вывод также следует из Проекта «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года», который предусматривает разработку и реализацию новых механизмов привлечения инвестиций в электроэнергетику и теплоснабжение и стимулирование инвестиций в модернизацию основных производственных фондов. Подобным «новым механизмом» вполне может стать специальный инвестиционный контракт, рассматриваемый в качестве одной из форм государственно-частного партнерства.

Текст доклада подготовлен юристом компании Sameta Ириной Поповой.

[1] ФЗ «О промышленной политике в РФ» от 31.12.2014 № 488-ФЗ.

[2] Статья 16 ФЗ «О промышленной политике»: меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством РФ или законодательством субъекта РФ в момент заключения СПИК.

[3] Акты трех уровней, за исключением нпа, принятых во исполнение международных договоров РФ, а также актов ЕАЭС.

[4] Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»

[5] Что касается контроля со стороны государства, то Приказом Минпромторга России от 07.08.2015 № 2289 «Об утверждении Порядка мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам и форм отчетов, представляемых инвесторами» разработаны формы отчета об исполнении инвестором обязательств по СПИК.

[6] Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности»

Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством

Без малого пять лет тому назад Российская Федерация обзавелась собственным нормативным документом, направленным на стимулирование инновационных и инвестиционных процессов в сфере промышленности.

Речь идет о федеральном законе, определяющем промышленную политику государства. Принят он был в последний день уходящего 2014-го года и явился весьма примечательной вехой отечественного нормотворчества.

Едва ли не самой востребованной нормой, включенной в законопроект, явилась статья 16 закона, посвященная правовому регулированию обособленного правового института – специальных инвестиционных контрактов.

Результатом заключения одного из таких соглашений, к примеру, стала организация производства автомобилей «Mercedes-Benz» в Подмосковье.

Сегодняшняя публикация целиком и полностью основана на значимых положениях закона, в полной мере раскрывающих сущность понятия «специальный инвестиционных контракт», его содержание, структуру, стороны и прочие смежные вопросы.

Далее мы будем пользоваться распространенными в юридической среде синонимами разбираемого понятия вроде «спецконтракт», «специальный инвестконтракт» и схожими с ними либо же примитивной аббревиатурой «СИК».

Понятие специального инвестиционного контракта

Рассматриваемый контракт двусторонний. Одну из сторон представляет государство в лице Российской Федерации в целом либо же одного из ее субъектов, другую – инвестор, в роли которого может выступить предприятие, иная коммерческая организация либо же частное лицо.

От лица государства в контракте может фигурировать уполномоченное муниципальное образование.

На каждую из сторон возлагаются основополагающие обязанности. Государство обязано стимулировать промышленное производство в течение срока действия контракта посредством реализации предусмотренных федеральным или региональным законодательством мер.

Основная же задача инвестора – привлечь должный объем сил и средств, достаточных для создания, модернизации или освоение выпуска востребованной промышленной продукции на (1) территории, (2) континентальном шельфе или (3) в исключительной экономической зоне РФ.

На специальные инвестиционные контракты распространяют свое действие нормы законодательства об инвестиционной деятельности, в том числе в форме капитальных вложений, за изъятиями, обусловленными сущностью рассматриваемых соглашений.

Содержание контракта

Законодательством определены конкретные положения, составляющие самую суть специального инвестиционного контракта. Их отсутствие в тексте договора – основание для оспаривания его правомочности и действительности.

Речь идет о следующих условиях:

  • срок действия контракта (обычно исчисляется несколькими годами ввиду масштабности проектов, ради создания которых он заключается; верхний предел ограничен десятью годами);
  • специфичные черты предполагаемой к производству, модернизации или освоению промышленной продукции;
  • конкретный перечень мероприятий, нацеленных на реализацию обозначенной продукции;
  • объемы инвестиций (конкретные суммы и сроки привлечения);
  • порядок представления инвестором отчетности о реализации намеченных планов;
  • круг обеспечиваемых государством мер, направленных на стимулирование деятельности инвестора в промышленной сфере на период действия инвестиционного контракта.

Этот перечень может быть дополнен иными нормами, вытекающими из специфики регулируемых специальным инвестиционным контрактом отношений.

Порядок заключения контракта

Если федеральным законодательством не определен уполномоченный на заключение специального инвестиционного контракта орган, эту функцию вправе исполнить уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

В качестве такого органа может выступать министерство, федеральная служба, комитет, подотчетные правительству страны.

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти обязаны принять участие в согласовании значимых условий специального контракта.

Как правило, здесь не обходится без участия Министерства финансов, Министерства экономики и развития, Федеральной налоговой службы и иных органов, отвечающих за выработку бюджетной и налоговой политики страны.

Уполномоченные на заключение специального контракта органы определяют порядок контроля за исполнением инвесторами принятых на себя обязательств.

Субъекты и муниципальные образования Российской Федерации формируют самостоятельно массив правовых норм, регламентирующих их участие в заключении специальных инвестиционных контрактов.

Принимаемые обозначенными субъектами правовые акты не могут противоречить правовым нормам, выработанным государственными органами федерального уровня.

Закон закрепил важнейший принцип, защищающий права инвесторов на период действия специального инвестиционного контракта.

Его суть – всякие изменения законодательства, принимаемые после заключения контракта, не должны затрагивать регулируемые им отношения сторон, пока действует контракт.

Речь идет не только об ограничениях и запретах, налагаемых на действующие в рамках контракта стороны, но и об изменении требований к выпускаемой продукции, а также связанным с процессом производства сопутствующим процессам:

  • проектирования,
  • наладки,
  • монтажа,
  • строительства,
  • перевозки,
  • утилизации,
  • реализации,
  • хранения продукции и проч.

Пока не истекли сроки СИК, инвестор может спать спокойно: его интересы надежно защищены отечественным законодательством.

Особенности налогового регулирования

Государство кровно заинтересовано в налаживании стабильных отношений со стратегическими инвесторами, готовыми вкладываться в национальную экономику в промышленной сфере.

Этим объясняется его готовность гарантировать участнику специального инвестиционного контракта ряда налоговых поблажек.

Во-первых, иностранному инвестору не придется беспокоиться о внезапном повышении налоговой нагрузки в течение всего срока действия заключенного контракта. Размер этой нагрузки будет заморожен с даты обоюдного подписания сторонами текста договора.

Во-вторых, в течение периода действия инвестиционного контракта государство гарантирует неизменность для участников и иных лиц, определенных контрактом, условий, предъявляемых требований и режима налогообложения.

Последствия расторжения спецконтракта

Контрактом может быть оговорен широкий круг оснований его расторжения, включая, разумеется, соглашение сторон, наступление тех или иных событий и так далее.

Отдельно могут быть оговорены случаи досрочного расторжения контракта, в том числе в связи с виновными действиями одной из сторон.

Для каждого основания обязательно прописываются вытекающие из факта расторжения инвестконтракта финансовые последствия для каждой из сторон.

При его расторжении из-за ненадлежащего выполнения или невыполнения вовсе принятых на себя инвестором обязательств последнему придется уладить имущественные вопросы с фискальными органами, компенсировав государству бремя налоговых льгот и уплатив пеню.

Ему же придется раскошелиться и на заглаживание причиненного другой стороне контракта имущественного ущерба.

Резюме

Конкретные правила заключения спецконтрактов регламентированы одноименным нормативным актом, утвержденным Правительством Российской Федерации в июле 2015 г. (если быть точнее — постановлением № 708 от 16.07.2015 с последующими изменениями).

Выдержки из него здесь не приводятся ввиду необъятности — для рядового обывателя — акта и принципиальной невозможности втиснуть его содержимое в разумные рамки, очерченные объемом статьи.

В случае положительных комментариев и выраженной читательской заинтересованности эта тема может быть детальнее раскрыта в следующих публикациях.

Тем же нормативным актом утверждена и типовая форма спецконтракта (более тридцати страниц формата А4 в оригинале).

Ее мы, разумеется, тоже опускаем во избежание засорения публикации бессмысленными для большинства читателей результатами нормотворчества в очень узкой сфере.

Желающие легко смогут отыскать нужные документы и формы в виртуальных базах нормативных актов по указанным выше реквизитам.

На этом пока все. Верным читателям – удачных инвестиций!

Льготы для участников специальных инвестиционных контрактов

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

С 2020 года участники специальных инвестиционных контрактов приобретают статус самостоятельной категории налогоплательщиков, которым в особом порядке прописаны правила льготирования инвестиционной деятельности. Одновременно изменена содержательная часть системы налогового поощрения. Например, снят ряд ограничений, что делает этот способ инвестирования более выгодным и доступным. Грядущие изменения дают весомый повод заострить внимание на особенностях налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов.

Что такое специальный инвестиционный контракт?

Правовое регулирование специального инвестиционного контракта базируется на нормах гл. 2.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ)[1].

Участниками специального инвестиционного контракта (далее – СПИК) выступают, с одной стороны, инвестор, с другой – совместно Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование. Инвестор обязуется, вложив в проект собственные и (или) привлеченные средства, в предусмотренный СПИК срок реализовать инвестиционный проект по внедрению (разработке и внедрению) технологии, применение которой позволяет осуществлять производство промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. Освоение серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии[2] должно осуществляться на территории РФ, и (или) на континентальном шельфе РФ, и (или) в исключительной экономической зоне РФ. Вторая сторона контракта – Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование – обязуется в пределах своих полномочий в течение срока действия СПИК обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные СПИК в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, СПИК – это сделка, в результате которой инвестор приобретает налоговые преференции и другие меры государственной поддержки в обмен на обязательство произвести конкурентоспособную промышленную продукцию. СПИК заключается по результатам проведения открытого или закрытого конкурсного отбора. Лицо приобретает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня включения сведений о заключении СПИК в реестр, указанный в п. 7.3 ч. 1 ст. 6 Закона № 488-ФЗ[3].

Статус участника СПИК дает право претендовать на льготы в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов. С учетом установленной НК РФ классификации налогов льготы по налогу на прибыль принимаются на федеральном и региональном уровнях, в отношении иных налогов – на уровне субъекта РФ и муниципального образования соответственно.

Для использования льгот в качестве участника СПИК нельзя быть:

участником консолидированной группы налогоплательщиков;

резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта;

участником свободной экономической зоны и (или) резидентом свободного порта Владивосток;

налогоплательщиком, применяющим специальные налоговые режимы.

В случае прекращения действия СПИК инвестор утрачивает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня прекращения действия контракта, при расторжении СПИК – со дня включения сведений о его расторжении в реестр.

В случае расторжения СПИК в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения принятых обязательств налоги, не уплаченные в связи с применением пониженных налоговых ставок, подлежат доначислению и уплате в бюджет. В частности, в силу п. 4 ст. 284.9 НК РФ исчисление налога на прибыль производится без учета применения пониженных налоговых ставок за весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором СПИК был расторгнут, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей за отчетный период или налога за налоговый период.

Новации законодательства о СПИК.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 269-ФЗ (далее – Закон № 269-ФЗ) путем добавления в НК РФ ст. 25.16 «Налогоплательщики – участники специальных инвестиционных контрактов» и 284.9 «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика – участника специального инвестиционного контракта» введено раздельное регулирование региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.

Кроме структурных изменений, названным законом внесен ряд принципиальных новшеств. В частности, исчезло ранее действовавшее временное ограничение (до 2025 года) в применении льгот. Теперь ч. 2 ст. 18.2 Закона № 488-ФЗ для заключения СПИК установлен срок до 31.12.2030. Также сняты требования к размеру инвестиций. Дополнительно к этому у участников СПИК появилась возможность (при условии ведения раздельного учета) воспользоваться льготой по налогу на прибыль в отношении той части прибыли, которая получена в рамках СПИК. Ранее пониженные ставки налога действовали лишь при условии, что доля доходов от реализации продукции по СПИК составляла не менее 90 % всех доходов.

Из неприятных изменений – сокращение потенциального размера господдержки со 100 до 50 %, что снижает привлекательность статуса участника СПИК по сравнению с участниками региональных инвестиционных проектов и прочими налогоплательщиками, которые воспользовались инвестиционным налоговым вычетом.

Льготы по налогу на прибыль.

Для организаций – участников СПИК ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0 % (п. 1.14 ст. 284 НК РФ). Ставка налога, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, законами субъектов РФ может быть снижена до 0 % (п. 3 ст. 284.9 НК РФ)[4]. Пониженная (вплоть до нуля) налоговая ставка действует начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК, до отчетного (налогового) периода, в котором организация утратит статус налогоплательщика – участника СПИК. При этом размер льготы по налогу на прибыль имеет лимит в виде величины, равной 50 % объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен СПИК[5].

Участник СПИК имеет право применять пониженные ставки по налогу на прибыль:

ко всей налоговой базе, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, составляют не менее 90 % всех доходов;

к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности[6].

При этом выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока, на который заключен СПИК.

Ускоренный порядок начисления амортизации.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 259.3 НК РФ разрешено применение специального коэффициента, но не выше 2 к норме амортизации в отношении основных средств, включенных в первую – седьмую амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями СПИК. Правила отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями СПИК утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.04.2017 № 484.

Льготы по налогу на имущество организаций.

Региональным законодательством в отношении участников СПИК могут предусматриваться льготы по налогу на имущество. Например, в Пермском крае обнулена ставка налога на имущество организаций на срок действия СПИК начиная с налогового периода, в течение которого заключен СПИК. При выбытии объектов основных средств в течение трех лет со дня применения по отношению к ним налоговой ставки 0 % налог подлежит уплате в общеустановленном порядке (см. Закон Пермского края от 08.10.2015 № 549-ПК).

Субъекты РФ спешат закрепить налоговые льготы на предстоящий (2020) год. Так, в Тюменской области на 2020 год продлено действие ставки налога на имущество в размере 0 % в отношении имущества, созданного или модернизированного в рамках реализации СПИК (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона Тюменской области от 05.11.2019 № 62 «О предоставлении налоговых льгот на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов отдельным категориям налогоплательщиков»).

Льготы по земельному налогу.

Право предоставлять преференции в отношении земельного налога принадлежит муниципалитетам. В частности, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» субъекты инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной СПИК, заключенного с органом государственной власти города Москвы, уплачивают налог в размере 0,7 % суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы (то есть снижение земельного налога превышает 99 %). Решением Думы г. Костромы от 20.10.2005 № 84 «Об установлении земельного налога на территории города Костромы» на срок действия контракта полностью освобождены от налогообложения участки, используемые для осуществления инвестиционного проекта, включенного в реестр инвестиционных проектов Костромской области.

Стабильность налоговых условий для инвестора.

На срок действия СПИК ст. 18.4 Закона № 488-ФЗ и п. 4.1 ст. 5 НК РФ гарантируется стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора, под чем подразумевается следующее. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, предусмотренных для налогоплательщиков – участников СПИК, и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:

1) даты утраты налогоплательщиком статуса участника СПИК;

2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения контракта, если указанные даты наступают ранее даты утраты статуса налогоплательщика – участника СПИК.

Вышеобозначенные гарантии распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов и применяются при условии соответствующей оговорки в СПИК.

Как полагает Минфин (Письмо от 10.08.2017 № 03-03-05/51254), исходя из смысла ст. 5 НК РФ и ее задачи – обеспечить стабильность налоговых условий исполнения СПИК на весь срок его реализации – вопрос о неприменении норм, ухудшающих положение налогоплательщиков – участников СПИК, необходимо решать для каждого такого контракта в отдельности, с учетом даты его заключения. В частности, норма о неприменении отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах, установленная п. 4.1 ст. 5 НК РФ, действует для каждого СПИК в отношении актов, принятых после его заключения и ухудшающих положение соответствующего участника по сравнению с состоянием на дату вступления в силу такого контракта с этим налогоплательщиком.

В результате обособления участников СПИК в специальную категорию налогоплательщиков правовые нормы по поощрению их деятельности стали компактнее, проще и понятнее. Само по себе совмещение в Налоговом кодексе льгот как налогового, так и инвестиционного характера создает затруднения в толковании норм. Особенно страдали участники СПИК, регулирование деятельности которых производилось главным образом путем ссылок и оговорок. С 2020 года данная методологическая уязвимость в НК РФ устранена, что на фоне отмены ограничения по сумме проекта и сроков льготирования позволит увеличить число лиц, заинтересованных в получении статуса участника СПИК

[1] До 13.08.2019 регулирование СПИК осуществлялось в соответствии со ст. 16 Закона № 488-ФЗ. Нормы данной статьи продолжают распространяться на СПИК, действующие на 13.08.2019.

[2] Перечень современных технологий утверждается Правительством РФ.

[3] Участниками СПИК признаются также лица, которые подлежат автоматическому включению уполномоченным органом в реестр в порядке, установленном п. 2 ст. 25.16 НК РФ.

[4] Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные для организаций, заключивших СПИК без участия Российской Федерации до 01.01.2019, действуют до налогового периода, в котором действие контракта прекращено либо он расторгнут (п. 6 ст. 3 Закона № 269-ФЗ, Письмо Минфина России от 07.08.2019 № 03-03-05/59410).

[5] Порядок расчета совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов, образующихся в связи с применением мер стимулирования, устанавливается методикой, указанной в п. 8 ч. 2 ст. 18.3 Закона № 488-ФЗ.

[6] Право на использование льгот к базе от деятельности, осуществляемой в рамках СПИК, распространяется на участников, заключивших контракт с 02.09.2019 (даты вступления в силу Закона № 269-ФЗ), а также с 01.01.2017 до 02.09.2019, если он в качестве меры стимулирования предусматривает льготу по налогу на прибыль.

Инвестиционный контракт по шагам

Что такое инвестиционный контракт?

Инвестиционный контракт — это договор, одна из сторон которого является инвестором, а с другая — заказчиком.

Заказчик — сторона, которая непосредственно работает над инвестиционным проектом, проводит его внедрение. Роль инвестора заключается в предоставлении денежных средств или, иными словами, инвестировании в проект.

Цель инвесторов — вложить средства с последующим получением прибыли, которые должны быть больше вложенного капитала.

При этом надо умело выбрать объект вложения. Частный инвестор может обеспечить себе безбедное существование в течение следующих лет, если правильно угадает направление развития того или иного сектора экономики.

Самый большой риск при вложении инвестиций — потеря внесенного капитала. Причиной может быть неожиданный обвал акций на биржевом рынке. Советуем инвестировать средства не в один, а в несколько инвестиционных проектов в разных секторах.

Инвестиционные контракты могут быть многосторонними, если кроме заказчика в разработке и внедрении проекта принимают участие субподрядчики, разработчики, иные специалисты.

Все инвестиции делятся на:

  • частные
  • государственные
  • иностранные
  • совместные или смешанные.

Также инвестиции делятся на:

  • Реальные — вложение в физический актив
  • Портфельные – в финансовый актив.

Инвестиционные контракты могут быть

  • краткосрочными – инвестиционные проекты сроком менее одного года,
  • среднесрочными – инвестиционные проекты на срок от года до трех-пяти лет
  • долгосрочными.

Заключение инвестиционного контракта

Бизнес-план инвестиционного проекта

Перед тем, как заключить инвестиционный контракт, инвестор или заказчик должны разработать бизнес-план. Разработчик бизнес-плана тот, кто заинтересован в контракте. В идеале считается, что именно инвестор разрабатывает такой план. Но не исключено, что именно промышленник ищет денежные средства для развития своего производства. Бизнес-план может быть разработан совместно инвестором и заказчиком.

Инвестиционный бизнес-план является стержнем всего контракта. В нем прописывают цели инвестирования. В инвестиционном бизнес-плане должны содержаться сведения о местонахождении свободного капитала, расходах, предполагаемых доходах, а также о количестве привлеченной рабочей силы, социальных выплатах. Если при реализации инвестиционного проекта будет использовано зарубежное оборудование, то необходимо включить расходы на растаможивание его.

Согласование предмета инвестиционного контракта

Далее стороны должны согласовать предмет контракта. Предмет любого договора должен обозначаться в первую очередь. Если речь идет о строении, то должны быть указаны его характеристики, составляющие части, географическое местонахождение, на землях какой категории он расположен, к каким объектам он непосредственно относится, а также общая площадь участка и самого строения.

Определение цены инвестиционного контракта

В инвестиционных контрактах цена договора может быть указана несколькими способами:

  1. Классический, когда стороны фиксируют сумму затрат, которая необходима для реализации проекта.
  2. Расчет приблизительной прибыли, которая может быть получена в результате реализации проекта.

Период реализации инвестиционного проекта

Сроки должны быть разумные. Поспешно реализованный проект может повлечь увеличение сроков на исправление недостатков, потребует дополнительных денежных вливаний. Слишком растянутый по времени проект может потерять свою актуальность, а также потребует дополнительные средства. Сроки должны быть реальными: соответствовать сложности, востребованности и объему работ.

Отчетность по инвестиционному проекту

В инвестиционный контракт пункт об отчетности должен быть включен обязательно: период предоставления отчетности, её форма, этапы предоставления отчетности, каким образом происходит освоение денежных средств. Но отчетность должна быть не только со стороны заказчика, но и со стороны инвестора перед заказчиком. Контролирующие органы согласно отчетности проверяют выполнение контракта.

Стороны инвестиционных контрактов должны быть взаимозаинтересованные. Лучшим стимулом является вознаграждение.

Специальный инвестиционный контракт

Действующим законодательством предусмотрены инвестиционные контракты в рамках государственных заказов в соответствие с Федеральным Законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где в качестве заказчика выступает государство.

В рамках указанного закона заключается специальный инвестиционный контракт (СПИК).

Он отличается тем, что в обязанность инвестора вменено создание или модернизация производства на территории Российской Федерации. Второй стороной выступает Российская Федерация, к её полномочиям относится стимуляция деятельности в сфере промышленности. Цель специального инвестиционного контракта — стимулировать вкладчиков в развитие промышленного потенциала страны.

Подписание инвестиционного контракта, где одной стороной выступает Российская Федерация в лице министерства или субъекта Российской Федерации, происходит примерно аналогично, как и между другими инвесторами и заказчиками. Но есть некоторые нюансы. К примеру, бизнес-план составляется инвестором, и предъявляется он заказчику.

Государственные органы подписывают инвестиционный контракт после тщательного анализа всех представленных документов. На подписание дается 30 рабочих дней.

Расторжение специального инвестиционного контракта возможно по инициативе вкладчика. При этом инвесторы несут материальную ответственность, если ими были нарушены обязательства. Эта мера была принята в 2018 году и направлена на стимулирование инвесторов выполнять принятые на себя обязательства до конца.

Cрок специального инвестиционного контракта — от 4,5 месяцев до 10 лет, зависят они от специфики проекта.

Подписание специального инвестиционного контракта происходит после полного согласования всех деталей. Кроме того, от инвестора требуется подтверждение законности денежных средств, которые он намерен вложить в реализацию проекта.

Специальный инвестиционный контракт может быть заключен на льготных условиях, если выполняется ряд пунктов:

  • Производство продукции будет осуществляться отечественным производителем,
  • Страна происхождение – Россия.

Кроме срока действия контракта и характеристики предмета, специальный инвестиционный контракт должен содержать перечень мероприятий, которые будут направлены на развитие или модернизацию промышленности. Так же обязательно должен быть прописан порядок отчетности. Для специального инвестиционного контракта это особенно важно — проверять его выполнение будут уполномоченные на то государственные органы. Также возможно выделение мер стимулирования инвестора или иных лиц, задействованных в инвестиционной деятельности.

Специальный инвестиционный контракт заключается по разработанным формам. Так что для нормотворчества простора не много.

Если после заключения специального инвестиционного контракта вступили в действия законы и международные договоры, которые могут повлиять, изменить, запретить условия инвестирования, они не распространяются на инвестора в течение срока действия СПИК.

Для инвесторов предусмотрены гарантии по налогообложению. Так предусмотрена «заморозка» совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора и иных лиц, имеющих непосредственное отношение к специальному инвестиционному контракту. Этот специальный режим действует на протяжении всего времени исполнения контракта.

Несмотря на то, что специальный инвестиционный контракт является детищем полугосударственным, юридическая помощь при его заключении необходима. Если у Вас не получилось исполнение договора в силу причин, доказать, что это произошло не по Вашей вине, не всегда бывает просто.

Попытки самостоятельно решить юридические вопросы, связанные с инвестиционными проектами, могут усложнить и без того запутанные регистрационные и разрешительные процедуры, приведут к дополнительным материальным затратам, напрасной потере времени и сил, поставят проект под угрозу.

Обратитесь к юристам ЭНСО при реализации инвестиционных проектов в недвижимость:

  • разработаем оптимальную структуру будущих инвестиций;
  • подготовим и внедрим договоры по минимизации возможных убытков;
  • разработаем схемы защиты инвестиций;
  • окажем юридическую поддержку инвестору после завершения проекта;
  • проведем юридическое сопровождение тендеров.

Клиенты выбирают ЭНСО:

  • 15 лет на рынке – решаем нестандартные задачи клиента
  • Более 1000 успешных проектов – оперативно разрабатываем эффективную правовую стратегию
  • Соответствуем высоким стандартам юридических и бухгалтерских услуг – ответственно подойдем к Вашей задаче, разработаем и осуществим оптимальный план действий на основе действующего законодательства и нашего опыта.

Ответим на вопросы

Звоните +7 (343) 384-87-33

Пишите на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Или оставьте заявку на обратный звонок

Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством

Типовой и специальный контракт

  1. Инвесторами
    • Физическими и юридическими лицами, а также группой лиц, действующих на основании договора о ведении совместной деятельности
    • Органами государственной власти
    • Иностранными контрагентами (физлицами, юрлицами)
    • Муниципальными образованиями.
  2. Подрядчиками (юрлицами, физлицами, выполняющими конкретные задачи согласно условиям договора)
  3. Заказчиками (физлицами, юрлицами, которые будут контролировать и реализовывать проект)
  4. Пользователями (физлицами, организациями, муниципалитетами, сообществами, странами, для кого создаются объекты инвестиционного договора).

Объектами инвестиционного контракта выступает любое имущество (в том числе здания и сооружения), которое либо создается с нуля, либо модернизируется. Инвестиции идут на строительство и реконструкцию объектов, закупку техники, оборудования, расходных материалов, на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и НМА (нематериальные активы) и так далее.

Далее мы поговорим о новой инициативе/новом инструменте, который вводит правительство Российской федерации для стимулирования развития, создания и модернизации промышленного производства на территории нашей страны. Речь идёт о специальном инвестиционном контракте.

Со стороны государства гарантируется всесторонняя поддержка и налоговые льготы, инвестор же обязуется выполнять специальные условия. В большинстве случаев СПИК позволяют инвестору стать монополистом в своей деятельности.

  1. Освоение инновационного производства, не имеющего аналогов на территории страны
  2. Производство или модернизация производства промышленных товаров
  3. Разработка инновационных технологий, а также внедрение уже имеющихся в существующее производство

В чем суть? Заключение данного контракта должно подстегнуть рост промышленного производства в стране путем предоставления инвесторам всевозможных льгот, преференций, гарантий на надежное и стабильное ведение бизнеса, при условии выполнения с их стороны заранее оговоренных обязательств.

Какие преимущества несёт заключение специальных инвестиционных контрактов для государства и для инвестора?

  • общий рост промышленного производства/сопутствующей промышленной инфраструктуры
  • развитие и модернизация стратегических отраслей промышленности
  • создание инновационных производств/производство высокотехнологичных товаров
  • локализация промышленного производства на территории страны
  • внедрение и освоение новых технологий.
  • налоговые и таможенные льготы
  • гарантии на наличие стабильных условий для ведения бизнеса/защита от неблагоприятных изменений в законодательстве страны
  • льготные условия аренды государственного имущества/сниженная арендная плата
  • иные льготы и преференции, прописанные в законодательстве.
  • объем инвестиций со стороны инвестора
  • срок действия контракта
  • перечень и характеристики производимой продукции
  • перечень шагов по созданию производства либо модернизации действующего
  • список предусмотренных льгот и преференций для инвесторов
  • порядок контроля над исполнением инвестором взятых на себя обязательств/порядок предоставления отчетности и т.п.

Что необходимо инвестору для заключения специального инвестиционного контракта с государством или его региональным субъектом?

  • описание результатов и выгод, которые способен дать предлагаемый к реализаций ( инвестиционный проект
  • обязательства, которые инвестор может на себя взять
  • льготы, которые инвестор желает получить из числа установленных законодательством
  • документарное подтверждение соответствия предлагаемого инвестиционного проекта тем критериям, которые установлены в федеральном законе и постановлении правительств РФ.

Порядок заключения

Начать стоит с того, что любой договор должен содержать стороны и условия их отношений. Так, при заключении таких договор, как правило, участвуют две стороны, а именно инвестор и собственник бизнеса (заказчик).

При заключении контракта оговариваются роли и условия действий заказчиков, подрядчиков, инвесторов, прописывается порядок передачи активов, порядок расходования инвестиций, рассчитывается размер прибыли и порядок ее распределения между участниками контракта. Договор включает подробное описание плана процесса инвестирования, а также задуманного результата. Также в договоре прописывается форма и размер компенсации ущерба инвестору, если условия контракта не будут соблюдены другими участниками.

Наиболее важным моментом здесь выступает тот факт, что роль и обязанности сторон должны быть описаны как можно подробнее и конкретнее. Это предотвратит возможные споры и снизит риски проекта. По условиям контракта инвестор передаёт денежные средства в распоряжение заказчика. Факт передачи должен быть зафиксирован документально и по действующему законодательству.

Процесс реализации проекта и результаты, в которых заинтересованы обе стороны, должны быть также максимально подробно прописаны. Для удобства, часто эта часть прописывается поэтапно.

  • покупка либо продажа основных средств
  • покупка либо продажа нематериальных активов
  • контракты, связанные со строительством, ремонтом либо модернизацией недвижимости производственного назначения
  • учредительные договора (только в случае инвестиции основных средств).

Необходимо разделять инвестиционные и текущие отношения для каждой из сторон. Что это значит? К примеру, в случае если заказчик (инвестор) заключил контракт с застройщиком, то для него контракт будет носить инвестиционный характер, а для застройщика текущий, другими словами он будет выполнять обычный для него вид деятельности.

Расторжение

Часто договор включает приложения, описывающие этапы создания объекта. Стороны договора могут расторгнуть контракт в силу причин, которые в обязательном порядке указываются в документе. Причиной может стать невозможность достижения результата, отсутствие возможностей для осуществления конкретной деятельности.

Потерпевшая сторона имеет право на возмещение ущерба в полном объеме, если иное не оговорено в условиях контракта либо законе.

Понесенные убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. Размер понесенных убытков регламентирован статьей 15 Гражданского Кодекса. Реальный ущерб состоит как из фактически понесенных затрат так и из расходов необходимых на восстановление нарушенного права.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector