Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

Списание аккумуляторов и автомобильных шин

Сразу отметим, что в настоящее время нормативно-правовыми актами не установлено определенного порядка эксплуатации и норм списания как автомобильных шин, так и аккумуляторов, используемых в учреждениях при эксплуатации автотранспортных средств*(1).
В то же время при использовании автомобильного транспорта в учреждениях, безусловно, необходимо руководствоваться определенным порядком эксплуатации и списания шин. При этом списание и замена шин и аккумуляторов должны производиться в зависимости от:
— их технического состояния;
— фактического срока эксплуатации автомобиля;
— рекомендаций производителей шин и аккумуляторов.
Досрочное же списание таких активов может осуществляться только после установления причин преждевременного выхода их из рабочего состояния.
Кроме того, порядок эксплуатации и списания шин и аккумуляторов, по нашему мнению, прежде всего должен обеспечивать решение следующих задач:
1. Соблюдение требований бюджетного законодательства по экономному и эффективному расходованию бюджетных средств (ст.ст. 28, 34 БК РФ);
2. Выполнение требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения*(2).
Анализ решения аналогичных проблем в различных федеральных министерствах и ведомствах показывает следующее:
1. Порядок эксплуатации и списания автомобильных шин и аккумуляторов в определенных ситуациях может быть разработан уполномоченным органом, главным распорядителем бюджетных средств, учреждениями самостоятельно с учетом специфики их деятельности (при этом учреждение может разрабатывать такой порядок только с учетом требований по данному вопросу, изложенных в документах вышестоящих организаций)*(3).
2. Уполномоченный орган может разрешить подведомственным учреждениям руководствоваться отдельными положениями нормативных актов, в том числе и нормативных актов, прекративших свое действие*(4).
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой ситуации руководитель учреждения вправе установить своим приказом порядок эксплуатации и нормы списания автомобильных шин и аккумуляторов, основываясь на документах производителей, опыте эксплуатации автомобильных шин и аккумуляторов в организации, а также отдельных положениях документов, принятых уполномоченными органами, в том числе и прекративших свое действие.

Учет аккумуляторов и автомобильных шин

Ведение бухгалтерского учета казенными учреждениями осуществляется в соответствии с «Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. «, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).
Запасные части к транспортным средствам (в том числе автомобильные шины и аккумуляторы) при приобретении учитываются на счете 10506 «Прочие материальные запасы» на основании первичных учетных документов (п.п. 117, 118 Инструкции N 157н, п. 22 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее — Инструкция N 162н). При выдаче запасных частей в эксплуатацию оформляется «Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения» (форма 0504210) или «Требование-накладная» (форма 0315006) (п. 25 Инструкции N 162н).
Учет выданных запасных частей к транспортным средствам (в том числе автомобильных шин и аккумуляторов) осуществляется на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции N 157н). Материальные ценности отражаются в учете в момент их списания в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.
Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров при их наличии) и их количеству.
Такая постановка учета позволяет организовать контроль за использованием выданных запасных частей к транспортным средствам (в том числе автомобильных шин и аккумуляторов), отслеживать их списание и не допускать перерасхода.
Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании Акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.
При замене одних исправных и годных к дальнейшей эксплуатации запасных частей на другие (например при замене «летних» автомобильных шин на «зимние») списывать первые с забалансового учета не нужно, поскольку это будет свидетельствовать об их непригодности к дальнейшему использованию. Такое перемещение, по нашему мнению, целесообразно оформить Требованием-накладной (форма 0315006) и отразить соответствующие записи в Карточках (форма 0504041) — выбытие у одного лица и поступление у другого. Если же исправные и годные к дальнейшей эксплуатации запасные части снимаются с одного транспортного и устанавливаются на другое, то в Карточках (форма 0504041), помимо выбытия у одного лица и поступления у другого, следует также указать смену транспортного средства.
Аналогичные записи в Карточках (форма 0504041) следует производить при смене ответственного лица, например при увольнении (смене) водителя.
Таким образом, запасные части, выданные на транспортные средства взамен изношенных (в том числе автомобильные шины и аккумуляторы), должны учитываться на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в течение срока эксплуатации данных запасных частей в составе транспортного средства.
Если же пригодные к использованию запасные части демонтируются с транспортного средства, при этом их использование в составе конкретного транспортного средства в ближайшее время не планируется или учреждение собирается их реализовать, они должны быть сданы на склад и поставлены на балансовый учет по текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п.п. 25, 31, 349 Инструкции N 157н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

1 февраля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, следующие материалы:
— Вопрос: Каков порядок списания автошин и аккумулятора автомобиля при замене? («Бюджетный учет», N 1, январь 2011 г.);
— Списание автомобильных шин и аккумуляторов (Т. Сильвестрова, «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь 2012 г.).
*(2) При принятии решения о возможности дальнейшей эксплуатации шин до показателей эксплуатационного пробега следует учитывать требования:
— Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
— Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 N 1090;
— постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»;
— других нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
*(3) Смотрите, например:
— приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 18.04.2005 N 268 «Об утверждении нормативных сроков работы до капитального ремонта и списания автомобильной, дорожно-строительной техники и электротехнических средств, периодичности технического обслуживания автомобильного транспорта федерального бюджетного учреждения «Управление автотранспорта Федеральной службы исполнения наказаний» и порядка хранения и консервации автотранспортной техники, станочного и паркового оборудования»;
— приказ Минобороны России от 25.09.2006 N 300 «Об утверждении Руководства о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Силах РФ».
*(4) Указания на возможность применения положений Правил эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденных распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р, а также Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденных Минтрансом России 04.04.2002, содержатся, например, в:
— постановлении Администрации МО «Котлас» от 20.04.2009 N 536 «Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта муниципального автотранспорта»;
— приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 30.06.2008 N 104 «Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта».
Кроме того, в этих же нормативных актах рекомендовано при эксплуатации и списании аккумуляторных батарей руководствоваться «Нормами сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков» (РД-3112199-1089-02).

Как списать аккумулятор: сроки, неисправности, причины, нормы, инструкция

Известно, что автомобиль, который находится в пользовании определенного предприятия, в обязательном порядке должен состоять на его балансе, на котором находится не только единица транспорта, но и некоторые его запасные части. Если какая-либо из них по тем или иным причинам приходит в негодность, ее необходимо снять с баланса и заменить на новую. О том, как списать аккумулятор транспортного средства, и пойдет речь в этой статье.

Такая деталь автомобиля, как аккумуляторы, служит для запуска двигателя посредством стартера. Как и все элементы техники, они имеют свой срок службы. По его окончании АКБ становится небезопасным для последующей эксплуатации и требует замены его новым.

Если речь идет о работе транспортных средств на предприятии, то списание каждой его детали проходит под контролем бухгалтера и специальной комиссии, которая этот процесс он несет материальную ответственность. Списание шин и аккумуляторов строго регламентировано. Поэтому к аннулированию автомобильного АКБ необходимо подходить с соблюдением всех правил и норм, установленных законодательной базой РФ.

Причины списания АКБ и срок эксплуатации

Если обратиться к законодательству, то согласно статье 19 Федерального закона №169-ФЗ указано, что эксплуатация любых транспортных средств, в которых выявлены неисправности и дефекты, несовместимые с безопасным использованием, строго запрещена.

Причины неисправности АКБ для списания прописаны в Приказе СД при ВС РФ № 104. Он ссылается на установленные законодательством РФ Нормы сроков службы стартерных аккумуляторных батарей (РД -3112199-1089-02). Там же указаны стандартные сроки эксплуатации АКБ для транспортных средств.

Типовые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков

Автотранспортные средства и автопогрузчики

Срок службы аккумуляторных батарей, лет

Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:

Специальные автомобили на шасси грузовых авто

Автомобили легкового класса для индивидуального пользования

Легковые авто, служебные и применяемые для коммерческих целей, малотоннажные грузовые авто на базе легковых

Специальные авто на шасси легковых автомобилей

Подъемно-транспортные машины, в т. ч. автопогрузчики

Примечательно, что у каждой отдельной организации зачастую не существует четких и строжайших пошаговых рекомендаций по отношению к срокам эксплуатации и службы АКБ. Это довольно условная инструкция, поэтому списание аккумуляторных батарей производится согласно политике, разработанной организацией. Ввиду этого, нормативный срок эксплуатации АКБ является индивидуальным в зависимости от специфики и технических характеристик транспортного средства.

Среди наиболее распространенных причин неисправности аккумулятора автомобиля:

  • Деформация пластин с их последующим разрушением;
  • Факт короткого замыкания;
  • Процесс сульфитации;
  • Грязный электролит;
  • Факт интенсивного саморазряда;
  • Переполюсовка батарей АКБ.

Далее будут приведены оптимально развернутые формулировки и описаны основные причины возможных поломок представленной детали, о которых полезно знать каждому автомобилисту.

Неисправности АКБ для списания на предприятиях, основные дефекты

Списание шин и аккумуляторов должно производиться исключительно компетентным лицом, имеющим соответствующие права на проведение данного мероприятия. Чтобы правильно и грамотно проводить данную процедуру, бухгалтеру необходимо опираться на установленные принципы, прописанные в бюджетном учете. Списание АКБ может провести только специально назначенная комиссия, члены которой выбираются руководством организации или предприятия.

Неисправности представленной детали появляются по следующим причинам:

  • Постепенное и приводящее аккумулятор на автомобиле к поломке — попадание пыли и грязи в места нахождения крышек, а также мастики. Данный химический процесс провоцирует окисление выводов. Таким образом, неизбежно происходит разрядка батарей. Это одна из самых распространенных причин, с которой регулярно сталкиваются автомобилисты.
  • Образование трещин на поверхности крышек, корпуса и мастики. Последнее со временем стареет. Именно это зачастую и приводит к образованию на ней различных дефектов и трещин. Еще одна причина, влияющая насписание– недостаточно плотное закрепление аккумуляторной батареи. Так, при движении автомобиля происходит ее усиленная вибрация, что и приводит к образованию повреждений.
  • Химическое окисление выводов. Стоит отметить, что данный процесс рано или поздно неизбежно произойдет. Однако, он значительно ускоряется в случаях, когда на клеммах и выводах отсутствует смазочный материал. Обнаружить окислы несложно. Они выглядят, как белый налет. Его толщина может быть разной и порой достигает внушительных масштабов.
  • Электролитна автомобилеподтекает. Списание АКБочень часто случается и по этой причине. Утечка происходит непосредственно через трещины, образованные в корпусе. Данную неисправность тоже можно обнаружить без труда при визуальном осмотре деталей.
  • Уровень электролита находится на недостаточном показателе. При этом емкость батареи значительно снижается, как и напряжение на выводах.
  • Плотность электролита слишком завышена или наоборот понижена. Оба отклонения от нормы чреваты поломкой и выхода аккумулятора из строя. Чтобы этого не произошло, показатель плотности регулярно контролируют и производят коррекцию в случае выявления несоответствия норме.
  • Повышается саморазряд батареи. Причин этому может быть несколько: короткое замыкание внутреннего типа, грязная поверхность АКБ, попадание вовнутрь различного происхождения металлических фрагментов, а также использование для доливания не дистиллированной воды, в которой содержится определенный процент щелочей и солей.
  • Случаи короткого замыкания разноименных пластин. Электролит в подобной ситуации в буквальном смысле закипает, а емкость и напряжение батареи значительно снижаются. Одними из частых причин данного инцидента становятся деформация сепараторов, выделение из пластин активной массы, которые и приводят к повышению вибрации батареи. Эксплуатация аккумулятора после этого часто становится невозможной, и другого выхода, кроме списания АКБ нет.
  • Сульфитация электродов. Данный химический процесс приводит к образованию на поверхности и стенках электродов наростов сернокислотного свинца, кристаллы которого забивают мелкие полости активного вещества, находящегося в электродах. Таким образом, доступ и проникновение электролита прекращается. Процесс сульфитации существенно ускоряется, если электроды хранятся без подзарядки в течение длительного времени.

Перечисленные выше дефекты, как правило, могут возникать уже через несколько месяцев после начала эксплуатации. Чтобы их обнаружить, достаточно регулярно производить проверку авто и при необходимости осуществлять списание аккумуляторных батарей.

Какой бы ни была причина неисправностей, ее требуется устранить в срочном порядке. Иначе может возникнуть серьезная угроза для здоровья и жизни людей, находящихся поблизости с авто.

Нормы списания аккумуляторных батарей

Процесс списания аккумуляторов в бухучете происходит согласно установленным стандартам, а именно документа, который был издан Минтрансом. Официальное его название звучит, как «Нормы сроков службы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей». Перечень разработан для владельцев таких транспортных средств, как автомобили и погрузочная спецтехника с целью правильного определения времени неисправности АКБ до списания.

В случаях, когда организация не имеет четко регламентированных рекомендаций по срокам работы аккумулятора транспортного средства, начальство обязано прописать их в общем контексте политики своего предприятия. Этими нормами Методического руководства в дальнейшем и будет пользоваться организация в процессе эксплуатации. Поэтому для того чтобы узнать, как списать аккумулятор, не нарушая устава предприятия, рекомендовано предварительно ознакомиться с этим документом.

Когда речь идет об авто со стартерными свинцово-кислотными АКБ, предприятию необходимо определить их срок эксплуатации согласно Нормам политики учета организации. В качестве примера можно привести служебные легковые автомобили. Их нормальный показатель пробега составляет порядка 112 000 км за год, в то время, как срок службы аккумулятора данного транспортного средства при этой цифре составляет два с половиной года.

В случаях, когда годовой пробег машины по итогу составил меньше указанной нормы, срок службы аккумулятора корректируется в соответствии с текущем состоянием авто.

Как списать аккумулятор в бюджетной организации?

О том, как списать аккумулятор автомобиля, находящийся в пользовании бюджетной организации, необходимо знать досконально. В противном случае расхождения с нормами и правилами будут стоять исполнителю финансовых потерь в виде штрафов. Однако, не стоит пугаться и негодовать. На самом деле вопрос о том, как списать аккумулятор, не так сложен, как может показаться на первый взгляд, особенно если за дело берется опытный бухгалтер.

Запасные части к автомобилям, которые выдаются вместо отслуживших свой срок эксплуатации, ставятся на забалансовый учет. Для этого существует счет №9, который называется «Запчасти для транспорта, выданные взамен изношенных». Что касается списка запасных частей, подлежащих замене, его формирует и устанавливает руководство предприятия и закрепляет в учетной политике.

Эти запчасти числятся на счете №9 до тех пор, пока используются в работе и не выходят из строя, то есть являются пригодными для эксплуатации. После того как запасные части перестают выполнять свои непосредственные функции и приходят в негодность, необходимо списать аккумулятор со счета №9.

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

Основные принципы списания аккумуляторов в бюджетном учете

Каждая деталь имеет определенный срок службы, который называется нормативным. Чтобы определить этот срок, необходимо руководствоваться такими документами:

  1. ФЗ о безопасности дорожного движения,
  2. Нормами эксплуатационных ресурсов и временными нормами эксплуатации,
  3. Методическими руководствами по определению стоимости транспорта, учитывая его естественный износ,
  4. Правилами, устанавливающими размер расхода и материалов, необходимых для восстановительного ремонта аккумулятора.
Читать еще:  Скачать бланк образец форма 3 НДФЛ 2020 года

Важно отметить, что аккумуляторная батарея каждого транспортного средства характеризуется индивидуальным сроком службы. В результате, списание аккумуляторов в бюджетном учете происходит согласно руководящего документа, изданного Минтрансом «Нормы сроков службы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей». Указанные нормы предназначены для автовладельцев транспортных средств и погрузчиков для определения времени списания свинцово-кислотного аккумулятора.

Если у определенной организации не имеется четких рекомендаций в отношении срока службы аккумулятора, то в политике предприятия необходимо прописать такие нормы, либо указать ссылку на определенный документ, который будет применяться в процессе работы.

К примеру, в учетной политике можно прописать, что срок службы аккумуляторов, используемых на транспортных средствах предприятия, определяется по нормам, указанным Федеральным госунитарным предприятием «Государственный институт автомобильного транспорта». Либо срок службы аккумуляторных батарей определяется тем или иным Методическим руководством.

Если предположить, что на авто, которые числятся на балансе одного предприятия, установлены стартерные аккумуляторные батареи свинцово-кислотного типа, то предприятие должно определить нормативный срок их эксплуатации, руководствуясь Нормами, отраженными в учетной политике. Используя нормы, важно устанавливать для каждого аккумулятора срок годности, указав его в видимой части батареи. К примеру, для легковых автомобилей, которые используют для служебных целей, со средним пробегом 112 тысяч километров в год, норма срока службы аккумулятора составляет 2.5 года. Если же годовой пробег авто меньше указанного, то срок службы батареи должен быть скорректирован.

Новая инструкция по бюджетному учету
Инструкция по бюджетному учету представляет собой нормативный, правовой акт, который обуславливает четко определенный порядок ведения учета. В данном случае речь идет об учете в.

Налоговый учет в бюджетном учреждении
Налоговому учету в бюджетных организациях соответствует определенная статья Налогового кодекса, но на практике далеко не все учреждения здравоохранения и.

Основы бюджетного учета
Основы бюджетного учета определены специальным Федеральным законом. Бюджетный учет представляет собой достаточно сложную, но проработанную до мелочей систему.

Книги по бюджетному учету
Книги по бюджетному учету являются очень важной частью правильного ведения учета. Существует единая методология, а также стандарты по бюджетному учету и.

Учет аккумуляторов в бюджетных учреждениях

Многие бюджетные предприятия на балансе имеют транспортные средства. И они так же, как и коммерческие организации, сталкиваются с проблемой отражения в своем учете списания АКБ. Тем более, учет аккумуляторов в бюджетных учреждениях имеет свои специфические особенности и отличается от учета в коммерческой организации. Рассмотрим некоторые из них.

Срок службы аккумулятор

У каждого АКБ свой срок службы. Этот срок очень важен для правильности списания аккумуляторов в бюджетном учете. Он всегда индивидуален, поскольку определяется условиями эксплуатации того транспортного средства, где эти АКБ используются. Но порядок его определения необходимо прописать в Учетной политике.

Часто для этой цели используются Нормы сроков, предназначенные для свинцово-кислотных АКБ автотранспорта и автопогрузчиков (РД-3112199-1089-02, утверждены Минтрансом РФ 26.09.02г.) (далее в тексте – Нормы). Именно на эти Нормы ссылаются в Учетной политике, если иное не рекомендовано учредителем бюджетного предприятия. Например, можно сделать такую запись в основном Учетном документе учреждения: «Срок службы свинцово-кислотных АКБ, находящихся на балансовом учете учреждения, определяется на основании Норм № РД-3112199-1089-02».

Стоит отметить, что в этих Нормах РД-3112199-1089-02 дан нормативный срок службы АКБ, который «привязывается» к виду транспортного средства и к минимальной его наработке – к конкретному километражу его пробега либо к количеству отработанных моточасов. Более того, нормативная наработка, в свою очередь, уточняется типом перевозок:

  • в городских условиях;
  • по пригородным дорогам;
  • в междугородних рейсах;
  • при выполнении сельскохозяйственных перевозок.

Но в бюджетном учете списание аккумуляторов может произойти и позже их нормативного срока. Для этого Нормами позволяется скорректировать срок, используя данные таблицы №2 Норм. А если нужны исключительно индивидуальные сроки службы, то за ними необходимо уже напрямую обращаться в Минтранс России.

И тогда в Учетной политике либо ставится сразу откорректированный срок, или же прописываются условия, при которых может быть скорректирован его норматив.

Выработка аккумулятором его нормативного срока: как доказать

Фактическая выработка АКБ его нормативного срока должна быть подтверждена в реальных условиях. Это необходимо, чтобы потом правильно и своевременно отразить списание аккумулятора в проводках бюджетного учета.

Для данной цели рекомендуется лицам, которые ответственны за эксплуатацию транспортных средств, вести учет наработки АКБ и результатов их обслуживания. Такой учет необходимо организовать сразу с момента ввода аккумулятора в эксплуатацию и до момента его списания. Причем наработку аккумулятора следует отражать в тех же показателях, что и наработку транспорта, на котором батарея установлена. Т.е. в километрах либо в моточасах.

Учет нужно вести в специальной форме:

  • ее может бюджетное учреждение разработать само;
  • либо воспользоваться формой, которая утверждена к Нормам РД-3112199-1089-02 (Приложение «Карточка учета эксплуатации АКБ»).

Но независимо от выбранного варианта документа его обязательно нужно утвердить Учетной политикой.

Списание АКБ

Отражение списания аккумуляторов происходит просто. В бюджетном учете запчасти, которые выдаются вместо изношенных деталей (т.е. для цели ремонта транспортного средства), ставятся на забалансовый учет. Для этого есть специальный счет 09 «Запчасти для транспорта, выданные взамен изношенных» (счет утвержден к Плану счетов приказом Минфина РФ №174н от 16.12.10г.).

Перечень запчастей, которые подлежат отражению через данный счет, должен быть закреплен в Учетной политике учреждения. Числятся такие запчасти на счете 09 до тех пор, пока эксплуатируются в составе транспорта. При их выбытии из-за износа они списываются со счета 09. На проводках это выглядит так:

Дебет сч. 09 – отражен аккумулятор, который установлен вместо отработавшей батареи;

Кредит счета 09 – списан аккумулятор, который отработал свой срок. Подтвердить необходимость списания АКБ с учета поможет акт о выполнении его замены.

Как списывать аккумулятор в бухгалтерии

Пошаговая инструкция по эксплуатации зачастую является лишь условным документом, к которому не прислушиваются владельцы транспортных средств. Политика организации напрямую влияет на процедуру списания аккумулятора. Каждая организация устанавливает собственный срок эксплуатации к каждому типу транспортных средств. Ниже более подробно представлены причины поломок АКБ. Неисправности АКБ для списания на предприятиях, основные дефекты Каждая компания индивидуально выбирает лицо, которое будет ответственно за списание аккумуляторов. Другие работники не имеют права на это действие.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Учет аккумуляторов в бухгалтерии

Факт интенсивного саморазряда; Переполюсовка батарей АКБ. Далее будут приведены оптимально развернутые формулировки и описаны основные причины возможных поломок представленной детали, о которых полезно знать каждому автомобилисту. Таким образом, неизбежно происходит разрядка батарей.

Это одна из самых распространенных причин, с которой регулярно сталкиваются автомобилисты. Образование трещин на поверхности крышек, корпуса и мастики. Именно это зачастую и приводит к образованию на ней различных дефектов и трещин.

Еще одна причина, влияющая насписание— недостаточно плотное закрепление аккумуляторной батареи. Так, при движении автомобиля происходит ее усиленная вибрация, что и приводит к образованию повреждений. Химическое окисление выводов. Стоит отметить, что данный процесс рано или поздно неизбежно произойдет. Однако, он значительно ускоряется в случаях, когда на клеммах и выводах отсутствует смазочный материал.

Обнаружить окислы несложно. Они выглядят, как белый налет. Его толщина может быть разной и порой достигает внушительных масштабов. Электролитна автомобилеподтекает. Утечка происходит непосредственно через трещины, образованные в корпусе. Данную неисправность тоже можно обнаружить без труда при визуальном осмотре деталей. Уровень электролита находится на недостаточном показателе. При этом емкость батареи значительно снижается, как и напряжение на выводах. Оба отклонения от нормы чреваты поломкой и выхода аккумулятора из строя.

Чтобы этого не произошло, показатель плотности регулярно контролируют и производят коррекцию в случае выявления несоответствия норме. Повышается саморазряд батареи. Случаи короткого замыкания разноименных пластин. Одними из частых причин данного инцидента становятся деформация сепараторов, выделение из пластин активной массы, которые и приводят к повышению вибрации батареи.

Сульфитация электродов. Таким образом, доступ и проникновение электролита прекращается. Процесс сульфитации существенно ускоряется, если электроды хранятся без подзарядки в течение длительного времени. Перечисленные выше дефекты, как правило, могут возникать уже через несколько месяцев после начала эксплуатации. Иначе может возникнуть серьезная угроза для здоровья и жизни людей, находящихся поблизости с авто.

Этими нормами Методического руководства в дальнейшем и будет пользоваться организация в процессе эксплуатации. Когда речь идет об авто со стартерными свинцово-кислотными АКБ, предприятию необходимо определить их срок эксплуатации согласно Нормам политики учета организации.

В качестве примера можно привести служебные легковые автомобили. В случаях, когда годовой пробег машины по итогу составил меньше указанной нормы, срок службы аккумулятора корректируется в соответствии с текущем состоянием авто. Как списать аккумулятор в бюджетной организации? В противном случае расхождения с нормами и правилами будут стоять исполнителю финансовых потерь в виде штрафов.

Однако, не стоит пугаться и негодовать. Запасные части к автомобилям, которые выдаются вместо отслуживших свой срок эксплуатации, ставятся на забалансовый учет.

Что касается списка запасных частей, подлежащих замене, его формирует и устанавливает руководство предприятия и закрепляет в учетной политике. Однако не каждый бухгалтер знает, что делать с отработавшим свое автомобильным аккумулятором. И главное — как списать аккумулятор в бухучете? Учет аккумуляторов в бухгалтерии начинается с понимания, чем АКБ являются для автомобиля.

От этого зависит правильность отражения их поступления и списания, и утилизации. Без этого источника питания любое транспортное средство не сможет работать. Но аккумулятор имеет свой срок службы, который завод-изготовитель определил в технической документации к нему.

Кроме того, этот срок может быть сокращен, если нарушены условия эксплуатации АКБ, или по иной причине. В итоге батарейку нужно менять. И в бухгалтерии такой процесс называется ремонтом. Целью ремонта является поддержание актива в нормальном рабочем состоянии. А, поскольку транспортное средство без аккумулятора двигаться не может, то замена АКБ является именно ремонтом, а сам АКБ относится к запчастям. Замена аккумулятора — это замена запчасти Но в любом случае потребуется отдельный субсчет — в счете 10 это субсчет Субсчет Однако порядок списания аккумуляторов в бухгалтерском учете и их выбытие с предприятия имеет свою специфику.

Как списать аккумуляторы в бухучете Как уже отмечалось, аккумулятор относится к запчастям. Списание стоимости АКБ, поступающего на предприятие, происходит в момент его передачи в эксплуатацию, то есть в момент замены старого аккумулятора.

Иными словами, пока не заменена отработавшая свое батарейка, новый АКБ продолжает числиться на балансе предприятия на своем субсчете Стоит отметить, что учет аккумуляторов, поступивших на предприятие в составе автомобиля, не производится отдельно. АКБ в этом случае является составной частью транспортного средства. А вот приобретаемый отдельно аккумулятор уже подлежит отражению в составе запчастей. Стоимость аккумулятора, приобретенного отдельно от транспортного средства, подлежит списанию с учетом порядка выполнения ремонта: если своими силами.

Тут важно понимать, что передаваемый для установки на автомобиль аккумулятор не является собственностью подрядчика если условием договора предусмотрено, что заказчик за свой счет закупает запчасти для ремонта.

Тогда АКБ в учете заказчика при его передаче подрядчику-исполнителю будет сначала перемещен между субсчетами: Дебет счета И только уже после окончания ремонтных работ и при получении от подрядчика Отчета о материалах, которые были израсходованы на ремонт, заказчик вправе списать сам аккумулятор на производственные расходы: Дебет счетов 23, 20, 29, 44… Кредит сч.

Дело в том, что в этом случае не происходит передачи транспорта на ремонт от заказчика к исполнителю. Но все-таки выполнение самого ремонта нужно чем-то подтвердить. Для этого можно разработать свой акт, например, о замене в автомобиле запчастей. Но что делать со старым, отработавшим АКБ?

Как списать такой аккумулятор в бухучете? Что делать с отработанным аккумулятором? Хранить на предприятии вне специально оборудованных мест старые аккумуляторы опасно — из-за свинца и электролита, содержащего серную кислоту. Поэтому их обычно сдают в утиль.

Но делать это нужно только лицензированному пункту приема, с которым у организации заключен договор. Отработанные аккумуляторы Передача таких АКБ в переработку у организации отражается в специальном Журнале по учету и движению отходов.

На его основании предприятие может принять к учету доход, полученный от сдачи аккумуляторов. В дополнение к этим документам в качестве подтверждения сдачи аккумулятора в утиль служат приемосдаточные акты, которые оформляет сам пункт приема АКБ. Более того, транспортировать обычным образом старые аккумуляторы предприятие не вправе — этим должны заниматься пункты приема, имеющие лицензию на перевозку отходов класса опасности.

И еще один важный момент. Аккумуляторы содержат свинец, который делает батарейки ценным материалом. АКБ сдаются по цене свинца, извлекаемого в пунктах приема.

Поэтому полученный таким образом доход следует отразить в составе прочих доходов — через счет Давайте разберемся. Так что делюсь личным опытом. Компания оказалась крупная. Весь процесс сдачи занял минут пять. Технологии утилизации постоянно совершенствуются. Это позволяет, скажем, повторно использовать вторично нейтрализованный электролит. Слишком мало. Отработанное моторное масло покупают фирмы-производители ГСМ.

Как списывать аккумулятор в бухгалтерии

Факт интенсивного саморазряда; Переполюсовка батарей АКБ. Далее будут приведены оптимально развернутые формулировки и описаны основные причины возможных поломок представленной детали, о которых полезно знать каждому автомобилисту. Таким образом, неизбежно происходит разрядка батарей. Это одна из самых распространенных причин, с которой регулярно сталкиваются автомобилисты.

Как списать аккумулятор: сроки, неисправности, причины, нормы, инструкция

Важность бухучета аккумуляторов Аккумуляторы для транспортных средств представляют собой материально-производственные запасы, то есть имущество предприятия, причем достаточно дорогостоящее, поэтому так важен бухгалтерский учет данных предметов. При этом необходимо учитывать особенности эксплуатации транспортных аккумуляторов и порядок их списания и утилизации, которые характеризуются наличием определенных тонкостей и нюансов, подлежащих детальному изучению. Целью бухгалтерского учета аккумуляторных батарей для транспортных средств принято считать грамотную организацию учета поступления и списания МПЗ данного типа, а также заполнение в соответствии с принятым законодательством необходимой документации по обороту аккумуляторов внутри предприятия. В связи с указанной целью необходимо выделить основные задачи учета аккумуляторных батарей, к которым относятся: В соответствии с ними предприятие имеет возможность определения норматива на использование таких батарей и момента их списания с бухгалтерского учета. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте.

Порядок списание аккумулятора

Отпуск шин аккумуляторов в эксплуатацию грузовые перевозки , 92 легковой авторанспорт , Поступление на склад из эксплуатации шин аккумуляторов , пригодных для восстановления по цене возможного использования при условии, что срок полезного использования истек Восстановление шин аккумуляторов сторонними организациями , 92 Отражение расходов на восстановление шин аккумуляторов собственными силами , 92 , Таким образом, в аналитическом учете на субсчете отражают не только новые автошины, а снятые с автомобиля, бывшие в эксплуатации пригодные для восстановления. Операции восстановления шин не возр шують первоначальной стоимости шин, поскольку такие принадлежат не к основным средствам, а к группе запасев. В то же время если предприятие тратит достаточно много средств на восстановление шин, оно имеет право обособить такие затраты для их контроля и применить альтернативные способы учета Вариант 1. Новые автошины учитывают не на субсчете , а на субсчете как. В этом случае, по правилам.

Бухгалтерский учет аккумуляторов для автомобилей

Организации, в которых имеется обширный транспортный парк, должны тщательно следить за тем, чтобы бухгалтерский учет автомобильных запчастей осуществлялся по всем правилам российского законодательства. Важность бухучета аккумуляторов Аккумуляторы для транспортных средств представляют собой материально-производственные запасы, то есть имущество предприятия, причем достаточно дорогостоящее, поэтому так важен бухгалтерский учет данных предметов. При этом необходимо учитывать особенности эксплуатации транспортных аккумуляторов и порядок их списания и утилизации, которые характеризуются наличием определенных тонкостей и нюансов, подлежащих детальному изучению. Целью бухгалтерского учета аккумуляторных батарей для транспортных средств принято считать грамотную организацию учета поступления и списания МПЗ данного типа, а также заполнение в соответствии с принятым законодательством необходимой документации по обороту аккумуляторов внутри предприятия. В связи с указанной целью необходимо выделить основные задачи учета аккумуляторных батарей, к которым относятся: оформление документации по поступлению или списанию аккумуляторов; отражение операций по соответствующим счетам синтетического и аналитического учета; контроль над сроками эксплуатации автомобильных аккумуляторов; правильная утилизация данных МПЗ в соответствии с нормами и стандартами проведения указанного мероприятия.

Читать еще:  В чем выгода банка от кредитных карт

Учет отработанных аккумуляторов в коммерческой организации

Факт интенсивного саморазряда; Переполюсовка батарей АКБ. Далее будут приведены оптимально развернутые формулировки и описаны основные причины возможных поломок представленной детали, о которых полезно знать каждому автомобилисту. Таким образом, неизбежно происходит разрядка батарей. Это одна из самых распространенных причин, с которой регулярно сталкиваются автомобилисты. Образование трещин на поверхности крышек, корпуса и мастики.

Каким провести в бухгалтерском учете сдачу отработанных аккумуляторов в утиль

Факт интенсивного саморазряда; Переполюсовка батарей АКБ. Далее будут приведены оптимально развернутые формулировки и описаны основные причины возможных поломок представленной детали, о которых полезно знать каждому автомобилисту. Таким образом, неизбежно происходит разрядка батарей. Это одна из самых распространенных причин, с которой регулярно сталкиваются автомобилисты.

Как правильно казенному учреждению учитывать и производить списание автошин и аккумуляторов, установленных заводом-изготовителем на автомобиль? При необходимости порядок аналитического учета поименованных в вопросе материальных ценностей может быть установлен учреждением в рамках учетной политики. Такой учет может быть организован в том числе на дополнительно введенном учреждением забалансовом счете. Обоснование вывода: Согласно п.

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

СИТУАЦИЯ: В ходе технического обслуживания служебного легкового автомобиля выявлена необходимость замены аккумуляторной батареи (далее – АКБ).

АКБ отработала гарантийный срок, установленный производителем, и непригодна для дальнейшей эксплуатации.

В связи с этим организация приобрела за счет бюджетных средств новую АКБ стоимостью 1 255 000 руб. и установила ее на автомобиль собственными силами.

В результате такой замены к учету принят лом АКБ стоимостью 150 000 руб., который в дальнейшем подлежит сдаче заготовительной организации.

Средства, полученные от сдачи вторичных материальных ресурсов, после налогообложения остаются в распоряжении организации.

  1. Каким образом ведется учет АКБ?
  2. Как в бухгалтерском учете отразить вышеназванные хозяйственные операции?

1. Нормы и правила эксплуатации, ремонта и обслуживания АКБ установлены ТКП 298-2011 (02190) «Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания», утвержденным приказом Минтранса от 21.03.2011 № 149-Ц (далее – ТКП 298-2011 (02190)).

Согласно п. 11.4 ТКП 298-2011 (02190) ответственность за соблюдение правил эксплуатации, ухода за АКБ и за учет ее работы возлагается на должностное лицо организации. Учет работы АКБ осуществляется ответственным лицом, назначенным приказом руководителя организации.

На каждую АКБ, устанавливаемую на автомобиль, заводится карточка учета ее работы согласно приложению С к ТКП 298-2011 (02190).

Перед установкой АКБ присваивается номер, соответствующий гаражному номеру автомобиля. Карточка учета работы АКБ хранится у работника, ответственного за учет работы АКБ, и служит документом при определении наработки АКБ, ее годности, при предъявлении рекламации, списании и т.д.

АКБ, которая отработала гарантийный срок, по техническому состоянию не пригодна для дальнейшей эксплуатации и не подлежит ремонту, заменяется и списывается.

Списание АКБ производится комиссией, назначаемой приказом по организации, во главе с председателем комиссии, которым является руководитель или главный инженер организации.

Исходя из п. 19 Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры, Минпрома от 15.06.2006 № 98/12/10 (далее – Инструкция № 98/12/10), в связи с тем, что в АКБ имеются цветные металлы, они подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (далее – ГО «Белвтормет»).

Владельцы транспортных средств обеспечивают полноту сбора и сдачи как целых неразделанных, так и разделанных АКБ. Необходимость рассортировки отработавших АКБ на партии, а также условия сдачи АКБ оговариваются в договорах на их поставку с учетом содержания свинца (пп. 11.8–11.10 ТКП 298-2011 (02190)).

Срок хранения отработанных АКБ или лома цветных металлов в организации не должен превышать 3 месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии (п. 23 Инструкции № 98/12/10).

  1. Перечисление бюджетных средств поставщику со счетов органов государственного казначейства за новую АКБ отражается по дебету субсчета 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» и кредиту субсчета 100 «Текущий счет по бюджету». Одновременно на сумму полученного бюджетного финансирования составляется запись по дебету субсчета 100 «Текущий счет по бюджету» и кредиту субсчета 140 «Расчеты по финансированию из бюджета» (230 «Финансирование из бюджета»).

Исходя из «Методических указаний о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете» Минфина от 11.12.1997 № 59 (далее – Методические указания № 59) запасные части, предназначенные для ремонта автомобиля, в т.ч. АКБ, учитываются на субсчете 069 «Запасные части» по фактической стоимости. При принятии их к бухгалтерскому учету производится запись по дебету этого субсчета в корреспонденции с кредитом субсчета 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

При установке на автомобиль запчастей, приобретенных за счет бюджетных средств, их стоимость списывается с кредита субсчета 069 «Запасные части» в дебет субсчета 200 «Расходы по бюджету».

Отработавшая свой ресурс неразделанная АКБ принимается к учету в качестве лома, содержащего цветные металлы, при этом единицей измерения являются килограммы.

Для определения фактической стоимости лома организации могут использовать заготовительные цены, размещенные на сайте ГО «Белвтормет», на лом свинца АКБ (лом неразделанных АКБ).

Следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 341-З «О республиканском бюджете на 2016 год» (далее – Закон № 341-З) и абзацем третьим подп. 7.1 п. 7 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641, средства от сдачи вторичных материальных ресурсов после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей и осуществления расходов, в т.ч. в части возмещения произведенных расходов бюджета, остаются в распоряжении организаций, перечисленных в:

  • ст. 24 Закона № 341-З (за исключением средств, получаемых в соответствии со ст. 16 и п. 7 ст. 22 Закона № 341-З), для дальнейшего использования в соответствии с законодательством;
  • абзаце втором части второй п. 1 ст. 16 Закона № 341-З, для использования в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь и (или) законами.

По мнению автора, исходя из Методических указаний № 59 лом цветных металлов можно отнести к прочим материалам и учитывать на субсчете 067 «Прочие материалы». В данном случае средства, полученные от сдачи вторичных материальных ресурсов, после налогообложения остаются в распоряжении организации, поэтому оприходование лома АКБ отражается записью по дебету субсчета 067 «Прочие материалы» и кредиту субсчета 237 «Прочие источники».

Обобщим вышесказанное в таблице:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Как списать АКБ?

Списание любой детали автомобиля в организациях осуществляется бухгалтером и спецкомиссией фиксирующей непригодность этой детали к дальнейшей работе. Это касается и автомобильных аккумуляторов. Что необходимо для списания АКБ?

Парадоксально, но в российской законодательной базе нет четкого перечня признаков, согласно которым можно решить, годна батарея к дальнейшей эксплуатации или нет. Поэтому, каждая организация самостоятельно вырабатывает политику списания аккумулятора в утиль. Существует лишь набор объективных и субъективных признаков, указывающих на достаточный износ АКБ.

Пробег

Большинство организаций, в которых автотранспорт эксплуатируется на постоянной основе, момент списания определяют согласно пробегу. Если же автомобиль не «намотал» нужный километраж, ориентируются на допустимый срок службы.

Точные цифры прописаны в документе «Нормы сроков службы стартерных аккумуляторных батарей» (РД -3112199-1089-02):

  • грузовые авто – 2,5 года/87 000 км в городе/250 000 км межгород;
  • индивидуальные авто – 4 года/60 000 км;
  • такси – 1 год 9 месяцев/70 000 км;
  • малотоннажки на легковой базе – 2,5 года/112 000 км;
  • автобусы – 2 года/130 000км в городе/220 000 км межгород;
  • спецавто на грузовом шасси, подъемная техника и автопогрузчики – 3 года/3000 моточасов;
  • спецавто на легковом шасси – 2 года 9 месяцев.

Неисправности

Существует также набор конструктивных дефектов, которые дают основания комиссии списать АКБ. Возникать они могут уже в первые месяцы эксплуатации батареи, и игнорировать их попросту нельзя. Комиссия определяет, можно ли устранить неисправность, или аккумулятор необходимо утилизовать.

В число таких неисправностей входят:

  • Сульфатация батареи. Электроды обрастают белым налетом – сернокислотным свинцом, который не пропускает ток. В результате, контакт между активной массой и электролитом прекращается.
  • Нарушение герметичности корпуса. Трещины, разрушение мастики, подтекание электролита. Часто эта неисправность возникает из-за неправильного крепления АКБ. Если батарея не зафиксирована, вибрация от неровностей дорожного полотна может легко разрушить целостность корпуса.
  • Окисление выводов. Иногда оно достигает таких масштабов, что выводы практически разрушаются. Значительно ускоряет процесс регулярное попадание влаги на выводы и отсутствие смазки на клеммах.
  • Короткое замыкание положительных и отрицательных пластин.
  • Повышенный саморазряд батареи.
  • Различие показателей плотности в разных банках.

Бухгалтерский учет аккумуляторов для автомобилей

Организации, в которых имеется обширный транспортный парк, должны тщательно следить за тем, чтобы бухгалтерский учет автомобильных запчастей осуществлялся по всем правилам российского законодательства. Остановимся на учете таких дорогостоящих запчастей и рассмотрим бухучет аккумуляторов более детально.

Важность бухучета аккумуляторов

Аккумуляторы для транспортных средств представляют собой материально-производственные запасы, то есть имущество предприятия, причем достаточно дорогостоящее, поэтому так важен бухгалтерский учет данных предметов. При этом необходимо учитывать особенности эксплуатации транспортных аккумуляторов и порядок их списания и утилизации, которые характеризуются наличием определенных тонкостей и нюансов, подлежащих детальному изучению.

Целью бухгалтерского учета аккумуляторных батарей для транспортных средств принято считать грамотную организацию учета поступления и списания МПЗ данного типа, а также заполнение в соответствии с принятым законодательством необходимой документации по обороту аккумуляторов внутри предприятия. В связи с указанной целью необходимо выделить основные задачи учета аккумуляторных батарей, к которым относятся:

  • оформление документации по поступлению или списанию аккумуляторов;
  • отражение операций по соответствующим счетам синтетического и аналитического учета;
  • контроль над сроками эксплуатации автомобильных аккумуляторов;
  • правильная утилизация данных МПЗ в соответствии с нормами и стандартами проведения указанного мероприятия.

Нормы эксплуатации аккумуляторов

В целях учета аккумуляторов для транспортных средств необходимо ознакомиться с нормами их эксплуатации, которые закреплены на законодательном уровне в “Нормах сроков службы стартерных аккумуляторных батарей” Минтранса РФ № РД-3112199-1089-02. В соответствии с ними предприятие имеет возможность определения норматива на использование таких батарей и момента их списания с бухгалтерского учета.

При этом использование таких нормативов должно быть закреплено в локальных нормативных документах организации, в том числе и в учетной политике. Именно согласно этому документу производится бухгалтерский учет МПЗ, а потому о правилах их использования и списания должно быть прописано в обязательном порядке.

Нормы эксплуатации аккумуляторных батарей зависят от наработки или пробега транспортного средства, а также типа транспортного средства.

В соответствии с указанными характеристиками рассчитывается срок эксплуатации аккумуляторов, по истечении которого они должны списаться с учета и утилизироваться по правилам и нормам охраны природной среды.

Средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей

Для того чтобы определить и подтвердить факт физического износа аккумулятора, необходимо организовать грамотный учет наработки, к примеру, в виде таблицы или графика, в соответствии с которыми будут рассчитываться нормы эксплуатации аккумуляторов. Кроме того, необходимо учитывать и работы, проведенные в связи с техническим обслуживанием аккумуляторных батарей, а также выявить результаты зарядки после проведения указанной процедуры.

В настоящий момент имеются средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей, которые зависят от интенсивности использования:

Интенсивность эксплуатацииСрок использования
от 40 тыс. км. в год3 года
до 40 тыс. км. в год4 года

Учет поступления и списания аккумуляторов

При поступлении аккумуляторных батарей в организацию они приходуются также как и запчасти, на счет 10 “Товары и материалы”, субсчет 5 “Запасные части”. Читайте также статью: → “Счет 10: проводки, примеры учета. Поступление и списание материалов». Этот счет является активным, и по его дебету отражается поступление покупаемой продукции от поставщиков, а по кредиту – списание вследствие износа и негодности, которое относится к расходам по обычным видам деятельности.

Поступление должно сопровождаться определенной первичной документацией, к которой относятся накладные и счета-фактуры, расходные кассовые документы (при покупке на подотчетные деньги), сертификаты соответствия качества, а также иная техническая документация изготовителя.

Поступившие в организацию аккумуляторы приходуются по фактической стоимости, которая, как правило, включает:

  • цену, указанную в договоре купли-продажи имущества подобного рода;
  • расходы, понесенные в связи с получением консультационных услуг;
  • затраты, связанные с доставкой аккумуляторов до организации.

Как правило, все эти моменты входят в единую стоимость, указанную в договоре, а потому учитываются на счете 10.5 одной суммой. При этом НДС, который содержится в стоимости, отражается не на счете 10, а на счете 19, как и по другим приобретаемым материально-производственным запасам. Читайте также статью: → “Счет 19: НДС по приобретенным ценностям. Пример, проводки».

При физическом или моральном износе аккумуляторов их списывают с обязательным составлением акта на списание, в котором указывается причина осуществления данного мероприятия. При этом списание может быть отдельно взятого аккумулятора, но может быть также произведено списание всего транспортного средства, и такая операция уже относится к движению основных средств в организации.

В том случае, когда списывается аккумулятор как самостоятельная единица, его стоимость отражается по Кредит счета 10/5.

Особенности учета материально-производственных затрат данного вида

Необходимо понимать, что поступление аккумуляторов для автомобилей может быть осуществлено по двум схемам:

  1. аккумуляторы поступают в организацию в составе транспортного средства, то есть изначально являются не обособленным приобретением. В данном случае они не должны учитываться отдельно от транспортного средства, а только в совокупности с ним, при этом входя в стоимость автомобиля;
  2. аккумуляторы покупают индивидуально, то есть обособленно, с целью замены вышедших из строя или пришедших в негодность аккумуляторных батарей. В данном случае они должно относиться к материально-производственным запасам, а потому учитываться на специально предназначенном для этого счете.

Учет ведется в специальной карточке учета эксплуатации аккумуляторных батарей, в которой указывается тип аккумулятора и его номер, наименование изготовителя и дата производства, а также нормативная наработка до момента списания с учета.

Кроме того, в этом документе отражается информация о том, на какой именно автомобиль и на какую конкретную дату установлен аккумулятор, а также кто из водителей является ответственным за данную зап.часть к транспортному средству. Именно на основе этой информации можно грамотно отслеживать, сколько именно должна отработать батарея по времени и когда нужно будет ее утилизировать в связи с окончанием срока нормативной эксплуатации.

Порядок утилизации аккумуляторов

При выбытии из деятельности организации аккумуляторов вследствие их морального или физического износа они не могут быть просто отправлены в мусорохранилище, поскольку являются предметами, способными загрязнять окружающую среду. В связи с этим их утилизация должна производиться по определенным правилам, которые закреплены на законодательном уровне.

При этом утилизацией должны заниматься только те организации, которым выдана соответствующая лицензия на осуществление мероприятия данного рода. Их сотрудники извлекают все элементы аккумуляторов, которые могут быть переработаны и использованы при последующем производстве батарей.

Читать еще:  Дебетовые карты с бесплатным снятием наличных в любом банкомате

Если организация не сдает на утилизацию отработавшие аккумуляторы, а просто выбрасывает их на мусорную свалку, она наносит вред окружающей природной среде. В соответствии с такими действиями Росприроднадзор имеет право наказать предприятие, наложив на него административный штраф:

  • на должностных лиц компании – от 10 до 30 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 100 до 250 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток.

Утилизация отработанных аккумуляторных батарей предполагает их реализацию на сторону, то есть продажу специализированной организации. При этом необходимо составлять вести специальный журнал, в котором будут отражаться основные характеристики проводимых операций, в том числе наличие на начало периода, поступление и передача сторонней организации в отчетном периоде, а также наличие на конец периода.

Типовые проводки по учету аккумуляторов

Типовые проводки по учету аккумуляторных батарей могут быть представлены в следующем виде:

Дт 10.5 Кт 60 – отражена стоимость поступивших аккумуляторных батарей

Дт 19 Кт 60 – отражена сумма НДС по приобретаемым аккумуляторам

Дт 60 Кт 51 (71) – отражена оплата покупаемых батарей через расчетный счет или с использованием подотчетных средств

Дт 20 Кт 10.5 – списана стоимость аккумуляторных батарей в расходы по основной деятельности или вспомогательному производству

Дт 62 Кт 10.5 – отражена стоимость реализуемых на сторону батарей

Дт 91.1 Кт 62 – отражена сумма выручки при реализации аккумуляторов как МПЗ

5 ответов на часто задаваемые вопросы про особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей

Вопрос №1. Если аккумулятор для транспортного средства куплен по очень большой стоимости, то есть, к примеру, превышает 100 000 руб., его необходимо учитывать как основное средство или как материал?

В данном случае стоимость аккумулятора никакой роли не играет в постановке на учет – он всегда будет считаться ТМЦ, поскольку, кроме стоимости, не соответствует другим параметрам и характеристикам, присущим основным средствам. К примеру, аккумулятор не является обособленным средством, с помощью которого можно было бы выполнять какие-либо операции, то есть он является только комплектующим к транспортному средству.

Вопрос №2. Если организация приняла решение продать аккумуляторы, на каком счете и по каким документам должен быть осуществлен бухгалтерский учет полученных денежных средств?

При продаже аккумуляторов, которые не являются продукцией или товаром для предприятия, полученный доход относится на счет прочих доходов и расходов – счет 91.1. Читайте также статью: → “Счет 91. Учет прочих доходов и расходов. Проводки». При этом необходимо сформировать следующие проводки:

Дт 91.1 Кт 10 – отражена стоимость продаваемого аккумулятора

Дт 62 Кт 91.1 – отражена непосредственная реализация аккумулятора

Дт 51 (50) Кт 62 – отражено поступление денежных средств от продажи аккумулятора

Данные проводки сопровождаются оформлением товарной накладной по форме ТОРГ-12, как и при продаже собственной продукции или товаров.

Вопрос №3. Когда следует списывать в расходы стоимость аккумуляторов – при их покупке или в момент начала эксплуатации?

Аккумуляторы списываются в расходы только тогда, когда они устанавливаются на транспортные средства. то есть когда начинается непосредственная эксплуатация указанных запчастей. До этого момента аккумуляторные батареи находятся на складе и не используются, а потому учитываются в качестве запасов и не могут быть списаны в расходы.

Вопрос №4. Есть ли какие-либо особенности документального оформления при сдаче аккумуляторов на утилизацию?

Да, при сдаче аккумуляторных батарей на утилизацию необходимо внести соответствующие записи в журнал учета образования и движения отходов. Этот журнал призван помочь сотрудникам предприятия рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также составлять ежегодную экологическую отчетность и представлять сведения в органы госстатистики.

Вопрос №5. Если организация занимается скупкой использованных аккумуляторов и их последующей продажей в перерабатывающее предприятие, необходимо ли иметь какие-либо лицензии?

Да, при осуществлении подобной деятельности необходимо иметь лицензию. Связан этот момент с тем, что в аккумуляторных батареях имеются драгоценные металлы, а потому они признаются ломом цветных металлов. В соответствии с законодательством организации, которые хранят, заготавливают, транспортируют, перерабатывают или продают лом цветных металлов, обязаны получить соответствующую лицензию.

Учет расходов на содержание автотранспортных средств

Автор: Заболонкова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В консультации рассмотрим особенности бюджетного учета чаще всего возникающих расходов, связанных с содержанием автотранспортных средств, например расходов на ремонт, техобслуживание и т.д.

Приобретение и учет запасных частей

Согласно п. 118 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в транспортных средствах, учитываются в составе материальных запасов на счете 10536000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения».

Расходы на их приобретение отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.4.6 Порядка № 209н).

Для учета материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием применяется забалансовый счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Перечень материальных ценностей, учитываемых на этом счете (например, двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т. п.), устанавливается учетной политикой учреждения (п. 349 Инструкции № 157н).

Материальные ценности отражаются на забалансовом счете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортных средств.

Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

При выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете, списываются с забалансового учета.

Аналитический учет по забалансовому счету 09 ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров – при их наличии) и их количеству.

В бюджетном учете операции по учету запасных частей отражаются проводками (п. 23, 26 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приняты к учету запасные части по фактической стоимости (без дополнительных затрат, в рамках одного договора)

1 302 34 73х*
1 208 34 667

Приняты к учету запасные части по стоимости, сформированной при их приобретении (в том числе по нескольким договорам)

Получены запасные части по централизованному снабжению

Приняты к учету запасные части, полученные после ликвидации основного средства и оставшиеся в распоряжении учреждения

Приняты к учету запасные части, оставшиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа объектов нефинансовых активов

Списаны с балансового учета выданные запасные части

Приняты на забалансовый учет выданные запасные части

Списаны с забалансового учета запасные части после их замены

*По соответствующей подстатье КОСГУ.

Ремонт автомобиля

Если учреждение осуществляет ремонт не собственными силами, в этом случае расходы учреждения на оплату услуг по ремонту автомобиля отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 10.2.5 Порядка № 209н).

В силу производственной необходимости работник казенного учреждения вынужден был за свой счет оплатить ремонт служебного автомобиля, согласовав его с работодателем. Стоимость работ составила 2 000 руб. Расходы на ремонт возмещены работнику путем перечисления денежных средств на его карту. Согласно учетной политике учреждения в случае возмещения произведенных работником расходов без предварительного получения денежных средств под отчет применяется счет 208 00 000*. Данные условные.

В учете необходимо сделать проводки (п. 84, 111 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету расходы на ремонт автомобиля

Перечислены работнику денежные средства для возмещения ему расходов на ремонт автомобиля

* По мнению Минфина, выраженному в Письме от 30.09.2011 № 02-06-05/4406, согласно общим принципам методологии бюджетного учета, а также с учетом того, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него ЛБО (бюджетных ассигнований), корректно будет принять к учету обязательство учреждения в сумме расходов, произведенных сотрудником, не получившим предварительно денежных средств под отчет, как денежное обязательство учреждения с отражением на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» и 0 502 00 000 «Принятые обязательства». Но и отражение на соответствующем счете аналитического учета счета 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» обязательств учреждения перед своими сотрудниками в таком случае не является нарушением порядка ведения бюджетного учета (Письмо Минфина РФ от 26.04.2019 № 02-06-10/30972).

Автомобильные аптечки

Автомобильные аптечки относятся к лекарственным средствам и материалам, применяемым в медицинских целях (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Исходя из этого определения, расходы на приобретение автомобильных аптечек необходимо отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.4.1 Порядка № 209н, Письмо Минфина РФ от 15.03.2019 № 02-05-10/17875).

Таким образом, в бюджетном учете автомобильные аптечки отражаются в составе материальных запасов на счете 0 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средства – иное движимое имущество учреждения» (п. 117, 118 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н).

К сведению: подготовлен проект приказа Минздрава РФ «Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)», согласно которому с 1 января 2021 года устанавливается новое наполнение аптечки для водителей. Например, планируется убрать из аптечки бинты малых размеров (5 м х 5 см и 5 м х 7 см), стерильные бинты различных размеров и стерильный перевязочный пакет, бактерицидные лейкопластыри. Предполагается добавить в аптечку дополнительную упаковку стерильных салфеток и нестерильные бинты больших размеров, две нестерильные медицинские маски. Рулонный лейкопластырь размерами не менее 1 х 250 см будет заменен на более широкий (не менее 2 х 500 см). Предусматривается, что аптечки первой помощи (автомобильные), произведенные до 1 января 2021 года, будут действительны в течение срока их годности, но не позднее 31 декабря 2024 года.

Автомобильные огнетушители

Огнетушители – это первичное средство для тушения пожаров. Они могут быть перезаряжаемыми или разовыми. Например, срок службы перезаряжаемого огнетушителя с металлическим корпусом – не менее 10 лет. Срок службы огнетушителя разового пользования определяется техническими документами на огнетушитель (п. 5.53 ГОСТ Р 51057-2001, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 25.10.2001 № 435-ст).

Следовательно, огнетушитель в зависимости от срока службы можно учитывать в составе как основных средств, так и материальных запасов.

Основное средство.

Если срок службы огнетушителя составляет больше 12 месяцев, его учитывают в составе основных средств (п. 7 СГС «Основные средства»). Расходы на его приобретение следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.1 Порядка № 209н).

В ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) огнетушители включены в группу «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки» по коду 330.28.29.22.110.

Для их учета можно применять счет 0 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения» (п. 4, 5 Инструкции № 162н).

Огнетушители стоимостью до 10 000 руб. при передаче в эксплуатацию отражаются на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации», и на них не нужно начислять амортизацию (п. 373 Инструкции № 157н, п. 39 СГС «Основные средства»).

Напомним, на забалансовом счете 21 объект отражается на основании первичного документа, подтверждающего его ввод (передачу) в эксплуатацию, в условной оценке «один объект – 1 руб.», в случае утверждения учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка – по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.

Внутреннее перемещение огнетушителей в учреждении отражается на забалансовом счете на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.

Выбытие огнетушителей с забалансового учета производится на основании акта (акта приема-передачи, акта о списании) по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету.

Аналитический учет ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

Обратите внимание: расходы на перезарядку (зарядку) огнетушителей относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка № 209н).

Материальный запас.

Если срок службы огнетушителя составляет менее года, его можно учитывать в составе материальных запасов (п. 7 СГС «Запасы»). В этом случае расходы на его приобретение отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н) и КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Счет учета – 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 21 Инструкции № 162н).

Коврики, чехлы

Расходы на приобретение автомобильных ковриков и чехлов отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н), КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н).

Установка сигнализации

Если и приобретение оборудования (сигнализации), и его установка оформлены одним договором, оплата таких услуг отражается по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

В случае приобретения сигнализации по отдельному договору оплата ее стоимости отражается по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов», а установка – по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В обоих случаях применяется КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Прочие расходы

Госпошлина при регистрации автомобиля.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий предусмотрены пп. 36 – 46 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Положение указанной нормы НК РФ распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21. Согласно этому документу учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.

В соответствии с законодательством РФ федеральные органы государственной власти осуществляют деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

В ведении федерального органа исполнительной власти могут находиться научные, образовательные и иные организации.

По мнению Минфина, положение пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ на такие подведомственные учреждения и организации не распространяется (Письмо от 03.07.2020 № 03-05-05-03/57683).

Учреждения, которые должны уплачивать госпошлину при регистрации автомобиля, отражают такие расходы по подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ и КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов» (п. 10.9.1 Порядка № 209н, п. 48.8.5.2 Порядка № 85н).

Обслуживание автомобиля.

Расходы учреждения на оплату услуг по техническому осмотру, шиномонтажу, балансировке колес, мойке автомобиля отражаются по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ и КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 10.2.5 Порядка № 209н, п. 48.2.4.4 Порядка № 85н).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector