Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фнс разъяснила когда есть ндс при аренде госимущества

Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом

Ситуации, когда организации или ИП участвуют в сделках с госимуществом, не так уж редки. Рассмотрим, когда арендаторы и покупатели приобретают статус налоговых агентов и что понимается под сделками с госимуществом.

Налоговый агент – арендатор госимущества

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (далее мы будем использовать общий термин «госимущество») вы становитесь налоговым агентом, если арендодателем выступает:

  • Орган государственной власти и управления либо орган местного самоуправления.
  • Орган государственной власти и управления (местного самоуправления) и одновременно балансодержатель данного имущества, который не является органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. В этом случае, как правило, заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице соответствующего органа (арендодателя), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и арендатором (постановления ФАС Уральского округа от 21.10.2008 № Ф09-7682/08-С2, от 25.06.2008 № Ф09-4562/08-С2 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.11.2008 № ВАС-12243/08)).

При этом не важно:

  • какой налоговый режим вы применяете: общий или специальный (см. письма Минфина России от 24.09.2015 № 03-07-11/54577, от 30.12.2011 № 03-07-14/133, от 05.10.2011 № 03-07-14/96);
  • перечисляется ли арендная плата деньгами или зачитывается выполнением работ или оказанием услуг арендодателю (письмо Минфина России от 16.04.2008 № 03-07-11/147).

Если вы передали госимущество в субаренду, вы должны исчислять и уплачивать НДС, как налоговый агент – на основании п. 3 ст. 161 НК РФ, и как налогоплательщик – с реализации услуг по предоставлению имущества в субаренду (письмо Минфина России от 18.10.2012 № 03-07-11/436).

Когда обязанности агента у арендатора не возникают

Не нужно платить «агентский» НДС:

  1. Если арендодателем является:
  • казенное учреждение.

Дело в том, что оказываемые этими учреждениями услуги (в том числе услуги аренды) не являются объектом налогообложения по НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 17.12.2014 № 03-07-14/65191, от 19.09.2014 № 03-07-14/46917, от 24.03.2013 № 03-07-15/12713 (направлено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 21.04.2014 № ГД-4-3/7605);

  • балансодержатель имущества, не являющийся органом государственной власти, местного самоуправления.

В такой ситуации сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется арендодателю-балансодержателю, который самостоятельно платит НДС в бюджет (см. письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-07-14/28624, от 07.07.2016 № 03-07-14/39827, от 06.05.2016 № 03-07-11/30226, от 28.12.2012 № 03-07-14/121, от 23.07.2012 № 03-07-15/87, определение КС РФ от 02.10.2003 № 384-О, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.03.2012 № А43-7468/2011,). Балансодержатель уплачивает НДС самостоятельно и в том случае, если предоставляет его в аренду на безвозмездной основе (письмо Минфина России от 26.04.2010 № 03-07-11/147).

  1. При аренде конструктивных элементов зданий.

Отдельные конструктивные элементы зданий, такие как крыша или стены, не могут быть объектами аренды, поскольку они не являются самостоятельными объектами недвижимости (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Поэтому при предоставлении в пользование таких частей государственных объектов недвижимости (например, мест на крыше для установки оборудования или фрагментов стены для размещения рекламы) правила п. 3 ст. 161 НК РФ не применяются. НДС при реализации данных услуг уплачивают органы государственной власти или органы местного самоуправления (письмо Минфина России от 22.10.2012 № 03-07-11/442).

Налоговый агент – покупатель имущества казны

При покупке государственного или муниципального имущества обязанности налогового агента возникают только при одновременном выполнении следующих условий (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ):

  • продавцом (передающей стороной) является орган государственной власти или орган местного самоуправления;
  • имущество составляет казну РФ, субъекта РФ или муниципального образования, т.е. не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за конкретным государственным или муниципальным учреждением (предприятием);
  • данная операция, признается объектом налогообложения по НДС согласно пп. 1, 2 ст. 146 НК РФ;
  • покупатель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (письма Минфина России от 02.08.2010 № 03-07-14/55, от 14.12.2009 № 03-07-14/114). На физлиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, обязанности налоговых агентов не возлагаются, а НДС в бюджет уплачивают продавцы указанного имущества (определение Конституционного суда РФ от 19.07.2016 № 1719-О (приведено в п. 14 Обзора правовых позиций, направленного письмом ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@), письма Минфина России от 08.11.2012 № 03-07-14/107, ФНС России от 13.07.2009 № ШС-22-3/562@, постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 17383/13).

Итоги

Вне зависимости от режима налогообложения организации или ИП, приобретая государственное имущество или арендуя его, становятся налоговыми агентами. Однако для приобретения статуса налогового агента при совершении сделок с госимуществом также необходимо соблюдение определенных условий, рассмотренных в статье.

В каких случаях организация или ИП еще может быть признана налоговым агентом и какие возникают в этом случае обязательства, читайте в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

О заполнении налоговым агентом декларации по НДС можно узнать из статей:

Аренда госимущества облагается НДС, если оно не закреплено за госучреждениями

В письме от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@ ФНС ответила на вопросы об уплате НДС при сдаче казенными учреждениями в аренду государственного (муниципального) имущества.

Согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 НК операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения НДС.

На основании норм ГК казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение. За таковыми имущество закрепляется на праве оперативного управления.

Учитывая изложенное, при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за этими учреждениями (включая органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает. В связи с этим арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.

В то же время, в соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК при предоставлении органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом (арендатором) отдельно по каждому арендованному объекту имущества.

С учетом анализа норм ГК о принадлежности указанного имущества ФНС пришла к выводу, что при предоставлении органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора (налогового агента).

Позиция согласована с Минфином.

Аналогичный вывод следует из определений ВС от 15 ноября 2017 г. N 309-КГ17-16472, от 27 сентября 2017 г. N 301-КГ17-13104, от 26 марта 2015 г. N 310-КГ15-1150, указала ФНС.

НДС при аренде государственного имущества плательщиком УСН

Компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождены от уплаты большинства налогов и платежей, в том числе НДС. Соответственно, такие субъекты не подают и декларацию по этому налогу. Однако есть исключения, то есть ситуации, когда перечислить НДС и подать отчетность в органы ФНС организациям на УСН все же придется. Например, в случае налогового агентства при аренде государственного имущества. Именно об этой ситуации, которая является достаточно распространенной, поговорим далее.

Когда при аренде госимущества возникает налоговое агентство по НДС

Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.

При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.

Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.

По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:

  • Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
  • Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
  • Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.

Как рассчитать сумму налога

Для расчета НДС обратимся к пункту договора аренды, в котором прописана сумма, подлежащая уплате арендатором. Тут есть 2 варианта: НДС может быть выделен либо не выделен в составе платы за аренду.

В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС. В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре. То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.

Документальное оформление

Когда налоговый агент исчисляет сумму НДС с аренды госимущества, он должен выставить счет-фактуру. Сделать это лучше в срок, установленный для плательщиков НДС, то есть в течение пяти календарных дней — таковы рекомендации ФНС.

Правила заполнения счета-фактуры утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137. В нашем случае счет-фактура составляется в одном экземпляре, в качестве продавца указывается арендодатель, а подписывать документ должна компания, которая осуществляет обязанности налогового агента, то есть арендатор. Счет-фактуру необходимо зафиксировать в Книге продаж в том квартале, в котором возникла обязанность налогового агента. При этом в соответствии с Приложением к Приказу ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@, операции следует присвоить код 06.

Уплата налога

Сумма налога, подлежащего уплате за истекший период, перечисляется в бюджет тремя равными частями не позднее 25 числа каждого из трех месяцев следующего квартала. Важный момент: в платежном документе необходимо правильно указать статус плательщика. В данном случае компании и индивидуальные предприниматели должны выбрать код 02 — налоговый агент .

Если компания применяет УСН, объектом которой являются доходы минус расходы, то сумма уплаченного НДС отражается в качестве затрат в Книге доходов и расходов. Запись об операции следует сделать в том периоде, когда налог был перечислен в бюджет.

Отчетность налогового агента по НДС

Организации, которые не являются плательщиками НДС, а подают отчетность в качестве налогового агента, заполняют в декларации лишь разделы 2 и 9. В следующей таблице мы привели данные, которые необходимо указать в разделе 2:

Строка Раздела 2Что указываетсяПримечание
020, 030Данные арендодателя
040Код бюджетной классификацииДействующий код КБК
050ОКТМО налогового агентаУказывается ОКТМО не арендодателя, а арендатора!
060Сумма НДС, подлежащая уплате
070Код операцииДля налоговых агентов — 06
080, 090, 100Не заполняется, ставится прочерк

В разделе 9 декларации по НДС налоговый агент должен указать данные из Книги продаж. Обратите внимание, что строка 001 заполняется лишь в случае, если подается не первичная, а уточненная декларация.

Ещё материалы по теме

Переход с ЕНВД на УСН: сумма доходов в заявлении

На что обратить внимание при переходе с ЕНВД на УСН?
Совмещение двух налоговых режимов

7 комментариев

а если МУП не является плательщиком НДС, т.к. он на упрощенке как и я, а в договоре он прописывает мне уплату НДС,

Если в договоре аренды прописано, что арендатор уплачивает стоимость аренды без учета ндс, тогда вы как налоговый агент обязаны уплатить ндс от стоимости аренды, до 25 числа каждого месяца и обязательно сдать отчетность. Иначе ИФНС заблокирует Вам банковский счет, наложет штраф и т.д. Но если Помещение стоит на балансе МУПа, они являются налоговыми агентами (посредниками), следовательно они выставляют Вам счет уже с учетом НДС, и никак по-другому.

Добрый день, ситуация такая: я арендую нежилое, муниципальное имущество, как ФИЗИЧЕСКОЕ лицо, цена аренды указанная без НДС, я тоже должен отдельно оплачивать ндс в налоговую и сдавать диклорации?

Если автономное учреждение арендодатель на усн кто платит ндс

Добрый день! Автономное учреждение применяющее УСН Доходы, сдает имущество в аренду физ.лицу. В договоре аренды сумма арендной платы указана с учетом НДС. должно ли автономное учреждение арендатору, выставлять счет фактуру с выделением НДС и платить НДС, или нет? Заранее спасибо за ответ.

По общему правилу организации, применяющие УСН, не должны выставлять своим покупателям счет-фактуры с выделенной суммой НДС, потому что они не является плательщиками этого налога (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Но глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не запрещает выставлять счета-фактуры с выделенной суммой НДС неплательщиками НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ).

Если организация, применяющая УСН, выставит своему контрагенту счет-фактуру с выделенной суммой НДС, то тогда:

— организация должна сдать декларацию по НДС ( п. 5 ст. 173 НК РФ, ст. 174 НК РФ),

— уплатить предъявленную сумму НДС в бюджет,

Предъявленная сумма НДС не включается в облагаемую базу по УСН (ст. 346.15 НК РФ, п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ). Но эту сумму НДС также нельзя учесть в расходах по УСН, так как такой вид расходы не предусмотрен ст. 346.16 НК РФ. (Письмо Минфина России от 21.09.2012 № 03-11-11/280).

Указание в договоре аренды суммы НДС не обязывает организацию, применяющую УСН, выставлять своему арендодателю счет-фактуру. И уплачивать НДС на основании только того, что в договоре аренды указана сумма НДС, организация также не обязана именно потому, что она применяет УСН. Неплательщики НДС обязаны уплатить НДС в бюджет только тогда, когда выставят своему контрагенту счет-фактуру. То есть, нет счет-фактуры — НДС платить в бюджет не надо.

Но указание в договоре аренды суммы НДС может вызвать споры со своей налоговой инспекцией. Поэтому, во избежание недоразумений рекомендуется составить дополнительное соглашение к договору аренды и убрать из него упоминание об НДС.

Добрый день. Общество на УСН арендует муниципальное имущество и является налоговым агентом по уплате НДС. В договорах аренды прописана сумма арендной платы и в том числе НДС, при этом счет-фактуру нам не выписывают. В этом случае мы должны сами выписывать счет — фактуру и отразить в книге продаж и следовательно заполнить Приложенте №1 к Р.9 стр.090 =06 Налоговой декларации по НДС. Спасибо, надеюсь на ответ.

Читать еще:  Банкротство юридических лиц: последствия для директора

Leave a Reply Отменить ответ

Отчетность

  • ФНС
    • 2-НДФЛ
    • Справка о доходах
    • 6-НДФЛ
    • Декларация по УСН (доходы-расходы)
    • Декларация по УСН (доходы)
    • Сведения о среднесписочной
    • Декларация по НДС
    • Декларация по ЕНВД
    • Декларация по ЕСХН
    • Единая (упрощенная) декларация
    • Налог на прибыль
    • Налог на имущество
  • Бухгалтерская отчетность
    • Форма 1. Баланс
    • Форма 2. Отчет о прибылях и убытках
  • ПФР
    • СЗВ-СТАЖ
    • СЗВ-КОРР
    • СЗВ-ИСХ
    • ОДВ-1
    • СЗВ-М
    • СЗВ-ТД
  • ФСС
    • 4-ФСС

Последнее

Правомерен ли штраф за несоблюдение рекомендаций Роспотребнадзора?

Компания не выполняла предписания Роспотребнадзора в период пандемии, и ей выписали штраф. Признаются ли рекомендации Роспотребнадзора санитарными нормами обязательными к исполнению?

Новый порядок работы с больничными листами

С 14 декабря вступает в силу новый порядок работы с больничными листами. Появится возможность исправления ошибок в ранее представленном документе. В статье подробно раскрыты прочие новшества и изменения.

Календарь бухгалтера. Ноябрь

Календарь бухгалтера с актуальными данными сдачи отчётности и уплаты налогов на ноябрь 2020 года.

Арендуем у государства: Особенности НДС-расчетов

Не каждая компания может позволить себе иметь в собственности помещения для работы. Да это и необязательно, ведь недвижимость можно арендовать. А как известно, самым крупным собственником площадей является государство. Поэтому оно может предложить арендаторам большой выбор и приемлемые цены. Однако налогоплательщикам следует помнить, что процедура найма федерального (муниципального) имущества и ее налоговые последствия имеют свои особенности.

Правильный договор аренды

Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.

Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).

Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ ст. 651 ГК РФ)

Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.

Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение. Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора. Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).

Арендодатель госимущества: возможны варианты

Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.

На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.

Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.

Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю. Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество. Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.

Когда арендатору быть агентом

Исходя из норм действующего законодательства, выбор НДС-обязанного участника арендных отношений является наименее очевидным как раз в случае трехстороннего договора аренды. То есть контракта, сторонами которого, помимо арендатора, являются орган госвласти (на правах собственника имущества) и балансодержатель (МУП, ГУП и т. п.).

Проблема в том, что налоговое законодательство разъяснений по данному вопросу не содержит. Буквальное прочтение пункта 3 статьи 161 НК РФ об агентских обязанностях арендаторов муниципального или государственного имущества показывает, что арендатор должен удерживать из доходов арендодателя и платить в бюджет НДС в определенной ситуации. А именно «при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества».

То есть возможность наличия в арендных отношениях третьей стороны никак не упомянута в кодексе. Поэтому вполне логично предположить, что положения упомянутого пункта не распространяются на случаи найма помещений у оперативного управляющего или прочего распорядителя гос-имуществом. Иначе говоря, арендатору не нужно выступать в роли налогового агента в случае трехстороннего договора.

На возникновение агентских обязанностей арендатора только при двустороннем договоре уже несколько лет назад указывал и Конституционный суд РФ. В определении от 2 октября 2003 г. № 384-О судьи отметили, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, необходимо применять лишь «в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях».

Тем не менее налоговики давно предпочитают распространять эту норму кодекса и на случаи предоставления в аренду имущества, ранее переданного балансодержателю. Конечно, при условии, что госструктура также является одной из сторон договора. Если же арендный контракт заключен непосредственно с балансодержателем, то ему и предстоит рассчитываться с бюджетом (см., например, письма ФНС России от 14 февраля 2005 г. № 03-1-03/208/13, от 2 июня 2005 г. № 03-1-03/926/11, УФНС России по г. Москве от 29 ноября 2005 г. № 19-11/87841, от 27 марта 2007 г. № 19-11/28227).

Заметим, что с последним утверждением согласны и финансисты, и арбитражные суды. То есть, если госорган не указан в договоре муниципальной аренды в качестве одной из сторон, платить НДС должен балансодержатель (см., например, письмо Минфина России от 16 сентября 2005 г. № 03-04-14/16, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 октября 2006 г. № А19-12626/06-24-Ф02-5663/06-С1, ФАС Поволжского округа от 20 сентября 2007 г. № А12-17442/06-С61).

Итак, можно сказать, что в общем случае рассчитываться с бюджетом по НДС должен арендатор муниципального (государственного) имущества, если в договоре аренды фигурирует орган госвласти. В том числе при заключении трехстороннего договора с участием балансодержателя.

Напротив, не стоит беспокоиться о необходимости выполнения агентских обязанностей, если в качестве арендодателя выступает сам балансодержатель. От арендатора в данном случае требуется лишь своевременное внесение платы за помещение в установленном договором размере.

Пример 1ООО «Фото-сервис» арендовало два офисных помещения. Одно из них – по договору с университетом, который является оперативным управляющим данного муниципального имущества. Причем арендатором по договору выступает учебное заведение, а орган местного самоуправления в арендных отношениях непосредственно не участвует. Другое помещение фирма арендовала у городской администрации, заключив договор с комитетом по управлению муниципальным имуществом.

В первом случае «Фото-сервис» не признается налоговым агентом, поскольку договор аренды заключен с балансодержателем, минуя органы власти. Значит, рассчитываться с бюджетом по НДС предстоит университету. Во втором случае компания должна исполнить обязанности налогового агента в полном объеме.

Следует иметь в виду, что при возложении на арендатора госимущества агентских обязанностей он должен выполнить их даже в том случае, если сам не является плательщиком НДС. Например, освобожден от уплаты налога в соответствии со статьей 145 НК РФ или применяет специальные режимы налогообложения.

При исполнении агентских обязанностей арендатор должен перечислять НДС в бюджет не из своих средств, а из доходов арендодателя. Иными словами, налог необходимо удерживать из арендных платежей, поскольку его базой в данном случае является сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Согласно положениям НК РФ, единственно возможная для использования ставка НДС в такой ситуации – расчетная, равная 18/118 (п. 3, 4 ст. 164 НК РФ). Однако в среде налоговых работников бытует мнение, что для этого сумма арендной платы, указанная в договоре муниципальной аренды, должна включать в себя НДС. Между тем на практике требование инспекторов не всегда выполнимо, и вот почему. При определении размера платежей за использование муниципального имущества государственный собственник, как правило, опирается на базовую ставку, которая установлена местным нормативным актом. Дополнительным расчетом суммы налога казенные арендодатели озадачиваются редко. Чаще всего в договоре просто отмечено, что сумма арендной платы указана без НДС. А то и вовсе нет ни слова о налоге.

Арендатору в таком случае важно четко понимать две вещи. Во-первых, обязанности НДС-агента ему придется исполнять все равно. Ведь передача имущества в аренду на территории России является объектом данного налога (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). А во-вторых, налог при этом придется накрутить на указанную в договоре сумму, исходя из ставки 18 процентов, и перечислить в бюджет из собственных средств.

Можно сколь угодно долго спорить о справедливости требований налоговиков, однако гораздо дешевле во всех смыслах воспользоваться нехитрым приемом, который давно прижился в отношениях по аренде госимущества.

Арендатору имеет смысл инициировать внесение в договор необходимых изменений. Для этого достаточно заключить дополнительное соглашение к нему с указанием суммы налога, которая в составе арендной платы причитается муниципальному собственнику.

Расчет с бюджетом…

Действующим налоговым законодательством предусмотрено, что уплата НДС по операциям, которые признаются объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода. Напомним, что с 1 января 2008 года налоговым периодом для всех предприятий вне зависимости от величины выручки является квартал.

Особых сроков уплаты НДС для арендаторов муниципального имущества не установлено. Поэтому перечислять налог в бюджет они должны не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как и основная масса плательщиков. В те же сроки необходимо представлять в инспекцию и налоговую декларацию.

Воспользуемся условиями примера 1.

Предположим, что по условиям договора ООО «Фото-сервис» ежемесячно платит городской администрации за арендованный офис 11 800 руб. При этом НДС (1800 руб.) входит с состав арендной платы, которая вносится ежемесячно до 10-го числа текущего месяца. В учете «Фото-сервиса» бухгалтер будет отражать аренду госимущества следующими проводками:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с гор. администрацией» – 10 000 руб. – отражен расход в виде арендной платы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с гор. администрацией»

– 1800 руб. – отражен НДС по арендной плате;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с гор. администрацией» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 1800 руб. (11 800 руб.#18/118) – удержан НДС из дохода арендодателя;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с гор. администрацией» КРЕДИТ 51

– 10 000 руб. (11 800 – 1800) – перечислена арендная плата за текущий месяц.

По окончании каждого квартала, не позднее 20-го числа:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 51

– 5400 руб. (1800 руб.#3 мес.) – перечислен в бюджет НДС, удержанный из дохода арендодателя.

НДС, уплаченный в бюджет за арендодателя, арендатор-агент вправе предъявить к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Однако для этого необходимо соблюсти ряд условий. Так, госимущество должно быть использовано в облагаемой НДС деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ), арендный платеж отнесен на себестоимость (п. 1 ст. 172 НК РФ), а налог удержан из доходов арендодателя и уплачен в бюджет (п. 3 ст. 171 НК РФ). Кроме того, агент должен располагать счетом-фактурой (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Таким образом, принять к вычету агентский НДС могут только арендаторы, которые являются плательщиками этого налога. Освобождение от такой обязанности, как и применение спецрежимов, лишает права на вычет.

Что касается счета-фактуры, то органы государственной власти и местного самоуправления, в отличие от других арендодателей, этого документа не выписывают. Между тем отсутствие счета-фактуры может привести не только к потере права на вычет НДС, но и к нарушению арендатором налогового законодательства. Ведь, согласно пункту 16 Правил ведения книг покупок и книг продаж (утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914), в книге продаж необходимо регистрировать выписанные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС, в том числе при исполнении обязанностей налогового агента.

Чтобы обезопасить себя от претензий со стороны инспекторов, арендатор может выписать счет-фактуру самостоятельно. Тем более что именно такие рекомендации ранее давали и сами контролеры. Документ нужно составить в одном экземпляре с пометкой «Аренда государственного или муниципального имущества» и зарегистрировать его в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС (письмо МНС России от 14 апреля 2003 г. № 03-1-08/1139/26-Н309). В книге покупок счет-фактуру регистрируют в части арендной платы, принимаемой к налоговому учету в текущем периоде, с отражением НДС в соответствующей доле, возмещаемой из бюджета.

Ставку налога в счете-фактуре нужно указывать расчетную – 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Независимо от того, указан НДС в составе арендной платы или по условиям договора арендатор обязан самостоятельно рассчитать и уплатить налог. При этом во втором случае арендатору сначала придется определить величину арендной платы с НДС, и лишь затем выписывать счет-фактуру. Выполнив все описанные требования законодательства и рекомендации инспекторов, арендатор госимущества без труда и негативных последствий сможет принять к вычету агентский НДС. В учете бухгалтер отразит эту операцию записью:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– принят к вычету НДС по арендной плате.

Ответственность налогового агента

В заключение хотелось бы напомнить, что легкомысленное отношение к агентским обязанностям законодательно наказуемо (п. 5 ст. 24 НК РФ). Так, если налоговый агент по своей вине не перечислит (недоперечислит) налог, подлежащий удержанию, ему придется заплатить штраф в размере 20 процентов от суммы, которую недополучил бюджет (ст. 123 НК РФ).

Кроме того, при несвоевременном перечислении в бюджет НДС, удержанного из арендной платы, нужно будет заплатить еще и пени (ст. 75 НК РФ).

Читать еще:  Куда инвестировать деньги в 2020-2021 году

Наконец, к арендатору госимущества могут быть применены санкции за создание препятствий для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ). Причем такие помехи могут выражаться как в том, что агент своевременно не представит в налоговый орган декларацию, так и в том, что он не сообщит в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать налог. Штраф по таким основаниям составляет 50 рублей за каждый непредставленный документ. Если же нарушитель откажется представить имеющиеся документы или представит их с заведомо недостоверными сведениями, то сумма штрафа возрастет до 5000 рублей.

ФНС разъяснила, когда передача госимущества облагается НДС

Операции по реализации (передаче) госимущества, не закрепленного за госпредприятиями и учреждениями и составляющего казну РФ, не освобождаются от НДС. Такое мнение выразила Федеральная налоговая служба. В письме от 12.05.2011 N КЕ-4-3/7618@ она обосновала свою позицию.

Появление документа было продиктовано изменениями, внесенными в пункт 2 статьи 146 Налогового кодекса. Нормы этого пункта были скорректированы Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ. По закону, с 1 апреля 2011 года не облагаются НДС операции, связанные с отчуждением недвижимости из госсобственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Речь идёт об имуществе, которое арендуют представители малого и среднего бизнеса. Однако, с точки зрения ФНС, освобождение от налога не касается операций по реализации (передаче) госимущества, не закрепленного за госпредприятиями и учреждениями и составляющего казну РФ:

Действие подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса распространяется исключительно на реализацию (передачу) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

При этом Федеральным законом N 159-ФЗ не регулируются отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной казны Российской Федерации недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

Поэтому распространение положений подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса на операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, не правомерно.

В документе также разъясняется ряд других нюансов, связанных с применением вышеуказанной нормы.

Следует отметить, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Напомним, что понятие реализации товаров, работ или услуг раскрывается в статье 39 НК РФ:

Особенности отчуждения недвижимого имущества, находящегося в госсобственности субъектов федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, регулирует закон от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ.

Добавим, что подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов 2011». Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе «Календарь бухгалтера».

Как платить НДС при аренде земли у МУПа

Когда и как платить и учитывать НДС при аренде государственного или муниципального имущества

Если вы арендуете государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа, бюджетного или автономного учреждения, закрепленное за ними на праве оперативного управления, то исчисляет и уплачивает НДС арендодатель (Письма Минфина от 30.08.2019 N 03-07-14/67227, от 23.07.2012 N 03-07-15/87).

Если арендодателем является казенное учреждение (орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления), которое предоставляет в аренду имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, то у арендатора обязанностей налогового агента не возникает. Ведь оказываемые этими учреждениями услуги (в том числе по аренде) не являются объектом налогообложения по НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письма Минфина от 20.06.2018 N 03-07-11/42148, от 24.03.2013 N 03-07-15/12713 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС от 21.04.2014 N ГД-4-3/7605), от 22.04.2013 N 03-07-14/13904, ФНС от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@).

Вы становитесь налоговым агентом по НДС, только если арендодателем является орган государственной власти или местного самоуправления, который предоставляет в аренду государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющее государственную (муниципальную) казну (например, Комитет по управлению государственным или муниципальным имуществом). Поэтому, даже не будучи плательщиком НДС (например, вы являетесь плательщиком УСН, или казенным учреждением либо бюджетным (автономным) учреждением и арендуете имущество в рамках государственного (муниципального) задания), вы должны сами исчислить налог, удержать его из арендной платы за имущество ( кроме земельных участков ) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, Письма Минфина от 17.06.2019 N 03-07-14/43975, от 15.02.2018 N 03-07-14/9228, от 23.06.2016 N 03-07-11/36500, от 24.09.2015 N 03-07-11/54577, ФНС от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@).

Обратите внимание, что, если вы передали имущество, арендованное у органа власти, в субаренду (Письма Минфина от 21.05.2019 N 03-07-13/1/36302, от 18.10.2012 N 03-07-11/436, от 15.01.2010 N 03-07-11/05), вы должны:

  • независимо от того, являетесь ли вы плательщиком НДС, исчислять и перечислять в бюджет налог с арендной платы по договору, заключенному с органом власти;
  • если вы являетесь плательщиком НДС, начислять налог с арендной платы по договору, заключенному с субарендатором.

Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора:

  • если сумма НДС не выделена и сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 20%. Органу власти арендная плата перечисляется в сумме, определенной в договоре;
  • если сумма НДС не выделена и сказано, что налог включен в сумму арендной платы, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 20/120. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС;
  • если сумма НДС выделена, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

Пример. Исчисление и удержание НДС арендатором — налоговым агентом

Учреждение арендует два помещения: один у муниципалитета, а другой — у субъекта РФ.

На сумму арендной платы и удержанного с нее НДС составьте счет-фактуру и зарегистрируйте его в книге продаж (Письмо ФНС от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

НДС с арендной платы можно перечислять в бюджет (п. 1 ст. 174 НК РФ):

  • или по 1/3 от удержанной суммы налога не позднее 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (Письмо ФНС от 13.09.2011 N ЕД-4-3/14814@);
  • или в полной сумме в том же квартале, в котором оплачена аренда.

В квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, арендатор:

  • на ОСН в рамках приносящей доход и облагаемой НДС деятельности — принимает НДС к вычету (Письма Минфина от 26.01.2015 N 03-07-11/2136, ФНС от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@), регистрируя в книге покупок счет-фактуру, составленный при перечислении арендной платы;
  • на УСН (для автономного учреждения в рамках приносящей доход деятельности) — учитывает НДС в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Сдайте в свою ИФНС декларацию по НДС за квартал, в котором вы оплатили аренду.

НДС при аренде госимущества – разъяснения налоговой службы

Порядок уплаты налога зависит от того, находится ли имущество на праве собственности или на праве оперативного управления у арендодателя

Как сообщило УФНС РФ по Калужской области, ФНС России разъяснила порядок уплаты НДС при передаче в аренду имущества, принадлежащего органам государственной власти РФ и ее субъектам (органам местного самоуправления).

Если казенное учреждение, включая органы субъектов РФ и органы местного самоуправления, сдает имущество, которое закреплено за ним на праве оперативного управления, то арендатор не должен платить НДС. Это предусмотрено нормами ст. 146 НК РФ.

Если организация или ИП арендует госимущество, принадлежащее тому или иному ведомству на праве собственности, то в этом случае арендаторы обязаны платить НДС. Налоговая база в этом случае определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

Комментарии

Новости по теме:

  • 07.09.2020 Физлицо сдает нежилое помещение в аренду. Надо ли платить НДС?
  • 22.01.2020 Отмена НДС для микропредприятий: миф или реальность
  • 02.09.2019 Будет ли гражданин при сдаче имущества в аренду платить НДС или нет?

  • 19.06.2019 Предприниматель на ЕНВД при продаже автомобиля обязан заплатить НДС
  • 23.05.2019 Бесплатное питание для работников – все ли так просто в налоговом учете?
  • 25.10.2018 Повышение ставки НДС приведет к развитию новых секторов экономики

Cтатьи по теме:

  • 30.10.2020 Создание НМА своими силами: налоговые последствия
  • 13.10.2020 Восстановление «авансового» НДС у покупателя
  • 12.08.2020 Продукция не прошла фитоконтроль на границе – как вернуть НДС?

  • 31.07.2020 Услуги, оказываемые зарубежной компании: порядок расчета НДС
  • 30.07.2020 В договоре аренды не указаны условия об НДС: порядок расчета налога
  • 28.07.2020 Порядок учета доходов и расходов для цедента и цессионария в рамках договора цессии

Мнения

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Обновлён порядок ведения госреестров

Судебные дела:

    21.10.2020

Предприниматель указывал на неотражение налоговым органом в карточке расчетов с бюджетом налоговых обязательств с учетом данных, представленных в уточненных налоговых декларациях по НДС.

Итог: требование удовлетворено, поскольку предприниматель не получил от контрагентов НДС и выделил налог расчетным путем в отсутствие соответствующей обязанности, налоговый орган в нарушение законодательства не провел пров
12.10.2020

Обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с получением необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на суммы расходов, а исчисленного НДС — на суммы вычетов по документам на приобретение у контрагента товара (запасных частей к горнодобывающему оборудованию) в отсутствие реального совершения данных операций спорным контрагентом.

В каких случаях у арендатора госимущества не возникает обязанностей налогового агента по НДС

«Российский налоговый курьер», 2015, N 5

Нужно ли удерживать НДС при расчете за аренду в неденежной форме.

По какой ставке считать НДС — 18% или 18/118.

Можно ли переложить обязанности налогового агента на субарендатора.

У организации, которая арендует государственное или муниципальное имущество, в ряде случаев возникают обязанности налогового агента по НДС. Это означает, что при расчете с арендодателем она обязана выделить НДС из арендной платы или начислить его сверху и уплатить налог в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ). Обязанности налогового агента по НДС исполняют даже те компании, которые не являются плательщиками этого налога (подробнее читайте ниже).

Обратите внимание! «Спецрежимники» являются налоговыми агентами по НДС

Применение «упрощенки» или «вмененки» организацией, арендующей государственное или муниципальное имущество, не освобождает ее от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 5 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Аналогичного мнения придерживается Минфин России (Письма от 18.07.2013 N 03-07-11/28306, от 05.04.2013 N 03-07-11/11247 и от 05.10.2011 N 03-07-14/96). Компании, освобожденные от уплаты НДС на основании ст. 145 или ст. 145.1 НК РФ, также признаются налоговыми агентами при аренде госимущества.

Однако наличие договора на аренду государственного или муниципального имущества еще не означает, что арендатор должен перечислить НДС в бюджет. Многое зависит от условий договора. Чтобы разобраться во всех нюансах, проанализируем недавние разъяснения Минфина России.

Ведомство согласно, что при аренде имущества у казенного учреждения НДС уплачивать не нужно

С 1 января 2012 г. оказание услуг казенными учреждениями не облагается НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Это распространяется и на предоставление имущества в аренду.

Минфин России пояснил, что теперь при аренде у казенного учреждения недвижимого или иного имущества арендатор не является налоговым агентом по НДС. То есть всю сумму арендной платы, указанную в договоре, он перечисляет арендодателю. НДС из нее арендатор не удерживает и сверху не начисляет (Письма от 17.12.2014 N 03-07-14/65191, от 19.09.2014 N 03-07-14/46917 и от 03.09.2012 N 03-07-11/344).

Если договор аренды заключен с ГУПом или МУПом, арендатор не является налоговым агентом по НДС

В большинстве договоров аренды государственного или муниципального имущества арендодателем выступает не собственник, а балансодержатель. Обычно это государственное или муниципальное унитарное предприятие (ГУП или МУП). Имущество находится у него на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении (п. 2 ст. 113 ГК РФ).

Минфин России считает, что организация, заключившая договор аренды имущества с ГУПом или МУПом, не является налоговым агентом по НДС. Плательщиком этого налога считается само бюджетное учреждение (арендодатель), а не арендатор (Письма от 28.12.2012 N 03-07-14/121, от 23.07.2012 N 03-07-15/87, от 27.03.2012 N 03-07-11/86 и от 28.07.2010 N 03-07-11/314). Значит, организация перечисляет арендодателю всю сумму арендной платы, включая НДС. Этот налог она вправе принять к вычету в обычном порядке (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

Организация удерживает НДС из арендной платы, если арендодателем выступает комитет по управлению госимуществом

Минфин России разъяснил, что организация обязана удержать и перечислить НДС с арендной платы только в том случае, если договор аренды заключен непосредственно с органами государственной власти или местного самоуправления. Например, с городским или областным комитетом по управлению государственным или муниципальным имуществом (Письма от 18.10.2012 N 03-07-11/436, от 23.08.2010 N 03-07-11/360 и от 15.01.2010 N 03-07-11/05).

Порядок расчета НДС зависит от условий договора аренды. Возможны следующие варианты:

  • в договоре НДС выделен отдельной суммой. Именно ее арендатор уплачивает в бюджет, а арендодателю перечисляет арендную плату за минусом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • НДС включен в арендную плату, но отдельно сумма налога в договоре не указана. В этом случае организация-арендатор определяет и уплачивает налог по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Арендодателю она перечисляет арендную плату, уменьшенную на сумму НДС;
  • арендная плата установлена без учета НДС, но в договоре предусмотрена обязанность арендатора самостоятельно рассчитать налог по ст. 161 НК РФ. Организация начисляет НДС по ставке 18% сверх арендной платы, зафиксированной в договоре. Арендодателю она уплачивает всю сумму арендной платы, указанную в договоре.
Читать еще:  Банк с отозванной лицензией: как погасить кредит и не потерять денежные средства

Ведомство считает, что получение имущества в безвозмездную аренду не освобождает от обязанностей налогового агента по НДС

По мнению Минфина России, организация, которая получила государственное или муниципальное имущество в безвозмездную аренду, также обязана рассчитать и уплатить НДС в бюджет (Письма от 20.10.2009 N 03-03-06/4/91, от 02.04.2009 N 03-07-11/100 и от 24.10.2007 N 03-07-11/520). Ведь оказание услуг на безвозмездной основе приравнивается к реализации и облагается НДС (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Ведомство предлагает взять за основу рыночную ставку арендной платы по аналогичному имуществу с учетом НДС. Поскольку налог уже включен в арендную плату, НДС нужно определять по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Минфин России также пояснил, что при безвозмездной аренде обязанность перечислить налог в бюджет возникает у арендатора на дату оказания услуг по аренде (Письмо от 20.10.2009 N 03-03-06/4/91). Эту дату можно установить по акту об оказании услуг. Но сами чиновники неоднократно указывали, что ежемесячные акты по договору аренды можно не составлять (Письма Минфина России от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12764, от 13.10.2011 N 03-03-06/4/118 и от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559). По крайней мере для подтверждения расходов в налоговом учете.

Ведомство не уточнило, в какой момент начислять и уплачивать НДС, если стороны не оформляли акты об оказании услуг по аренде. Полагаем, что безопаснее начислять налог по итогам каждого месяца. Причем не по окончании календарного месяца, а по истечении месяца аренды. Например, если организация получила имущество в безвозмездное пользование 15 января 2015 г., НДС ей следует начислять не позднее 15-го числа каждого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ и п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

По мнению Минфина, для налогового агента по НДС форма расчетов по договору аренды не имеет значения

Если организация в счет арендной платы выполнила ремонт в арендованном помещении или иные работы для арендодателя, она не имеет реальной возможности перечислить НДС в бюджет. Ведь она не выплачивает арендодателю денежные средства, из которых могла бы удержать налог.

Однако Минфин России считает, что и в этой ситуации арендатор государственного или муниципального имущества обязан перечислить в бюджет НДС с арендной платы (Письма от 18.03.2011 N 03-07-11/60 и от 16.04.2008 N 03-07-11/147).

По мнению ведомства, НК РФ не содержит специальных правил для арендаторов, рассчитывающихся за аренду госимущества неденежными средствами. Значит, независимо от формы расчетов он должен выполнить обязанности налогового агента по НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). Отметим, что большинство судов не согласны с таким подходом (подробнее читайте ниже). Но и среди судов нет единой точки зрения по данному вопросу.

Судебная практика. Суды разрешают арендаторам не платить НДС при неденежной форме расчетов

Арбитражная практика исходит из того, что арендатор госимущества является налоговым агентом по НДС даже при отсутствии денежных выплат за аренду. Однако он обязан удержать налог только из тех сумм, которые выплачивает арендодателю. При отсутствии денежных выплат арендатор не должен платить НДС из собственных средств (Постановления ФАС Восточно-Сибирского от 18.04.2007 N А33-11479/06-Ф02-579/07-С1 и Поволжского от 15.08.2006 N А55-29380/05-43 округов).

Суды считают, что при неденежной форме расчетов за аренду госимущества организация обязана лишь уведомить инспекцию о невозможности удержать НДС (п. 10 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999). Это необходимо сделать в течение одного месяца со дня, когда арендатору стало известно о том, что он не может удержать налог из арендной платы (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Хотя некоторые суды согласны с Минфином России. По их мнению, арендатор госимущества обязан перечислять НДС с арендной платы при любой форме расчетов (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 26.03.2008 N Ф08-1401/2008-512А и Северо-Западного от 18.04.2006 N А26-8363/2005-28 округов).

При аренде рекламного места на государственном или муниципальном здании НДС уплачивать не нужно

По мнению ведомства, организация не является налоговым агентом по НДС, если она арендовала рекламное место на фасаде или кровле здания, находящегося в государственной или муниципальной собственности (Письма Минфина России от 28.04.2012 N 03-07-11/126, от 28.03.2012 N 03-07-11/90 и от 30.07.2009 N 03-07-11/189). Ведь в этом случае она получила в пользование рекламное место на объекте недвижимости, а не сам объект.

Кроме того, договор между собственником здания и компанией, на основании которого она использует отдельные конструктивные элементы здания для рекламных целей, не является договором аренды (п. 1 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, приведенного в приложении к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). Обязанность же по удержанию и уплате НДС возникает только при аренде государственного или муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Минфин России считает, что НДС не нужно удерживать и перечислять в бюджет и в том случае, если организация получила право на установку оборудования связи на крыше государственного или муниципального здания (Письмо от 22.10.2012 N 03-07-11/442). Крыша здания не является самостоятельным объектом недвижимости. Ее нельзя передать в пользование отдельно от здания. Поэтому крыша не может являться объектом аренды (п. 1 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой).

В указанных ситуациях НДС уплачивают органы государственной власти или местного самоуправления, предоставившие компании рекламное место или право на размещение оборудования на крыше (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Передача арендатором госимущества в субаренду не избавляет его от обязанности удержать и перечислить НДС в бюджет

С разрешения собственника организации, получившие в аренду государственное или муниципальное имущество, могут передать его полностью или частично в субаренду (п. 2 ст. 615 ГК РФ). По мнению Минфина России, заключение договора субаренды не освобождает арендатора от обязанностей налогового агента по НДС (Письма от 18.10.2012 N 03-07-11/436 и от 15.01.2010 N 03-07-11/05). Ведь эти обязанности возникают у арендатора госимущества, а не у субарендаторов (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Если организация-арендатор является плательщиком НДС, на сумму арендной платы, предъявляемой субарендатору, она обязана начислить НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Фнс разъяснила когда есть ндс при аренде госимущества

При передаче в аренду государственного или муниципального имущества за исчисление и уплату в бюджет НДС отвечает налоговый агент. Таковым признается арендатор заветных метров. Между тем в случаях, когда казенные активы сдаются в аренду через «вторые руки», порядок обложения таких операций НДС будет совершенно иным.

Особенности определения базы по НДС налоговыми агентами регламентированы статьей 161 Налогового кодекса. Собственно говоря, именно в ней определены случаи, когда обязанность по исчислению и уплате налога ложится не на налогоплательщика, а на его контрагента. Одним из таковых является предоставление на территории Российской Федерации федерального, регионального или муниципального имущества в аренду органами государственной власти и управления, а также органами местного самоуправления. Согласно пункту 3 статьи 161 Кодекса база по НДС при этом определяется налоговым агентом, которым, в свою очередь, признается арендатор соответствующего имущества. Причем является ли последний плательщиком НДС или нет, значения не имеет. Пунктом 5 статьи 346.11 главы 26.2 Налогового кодекса прямо предусмотрено, что от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом, «упрощенцы» не освобождаются (письмо Минфина от 13 мая 2009 г. № 03-07-11/135). Не предусмотрено освобождение от таковых и для плательщиков ЕНВД, на что указали специалисты Минфина в письме от 5 октября 2011 г. № 03-07-14/96. Солидарны с этой точкой зрения в том числе и судьи (постановления ФАС Северо-Западного округа от 16 августа 2010 г. № А26-7880/2009, ФАС Уральского округа от 8 февраля 2011 г. № Ф09-10371/10-С2, ФАС Московского округа от 10 августа 2009 г. № КА-А41/7486-09).

Налоговая база и ставка налога

Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса база по НДС при аренде госимущества определяется арендатором как сумма арендной платы с учетом налога на дату перечисления таковой арендодателю отдельно по каждому объекту аренды. Налог при этом исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК). Полученную сумму НДС арендатору следует удержать из средств, перечисляемых по договору аренды, и уплатить в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК, письмо ФНС от 3 августа 2010 г. № 03-07-11/337).

Не позднее пяти дней с момента перечисления арендной платы налоговому агенту необходимо самостоятельно оформить от имени арендодателя счет-фактуру (п.3 ст. 168 НК, письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@). В том числе это касается арендаторов, применяющих специальные режимы. Просто для них манипуляции с данным документом на этом закончатся. Хозяйствующие субъекты, не являющиеся плательщиками НДС, права на вычет в данном случае не имеют.

Плательщики же НДС должны зарегистрировать один экземпляр счета-фактуры в книге продаж, а второй – в книге покупок, но только по истечении налогового периода, в котором удержанный налог был отражен в декларации по НДС к уплате (письмо ФНС от 13 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14814@). Так, помимо общих условий применения налогового вычета (наличие счета-фактуры, принятие услуг на учет и их использование в облагаемой НДС деятельности) в данном случае необходимо соблюдение еще одного: налог должен быть налоговым агентом уплачен (п. 3 ст. 171 НК).

Если НДС в договоре не выделен

На практике базовая ставка аренды, например городского имущества, как правило, унифицирована, устанавливается нормативным актом о бюджете муниципалитета и не включает НДС. Более того, госарендодатели зачастую особо отмечают в договоре, что налог в сумму арендной платы не входит. В этом случае НДС арендатору придется исчислять сверх арендного платежа. Такой вывод следует из постановления Президиума ВАС от 13 января 2011 г. № 10067/10.

Так, в рассматриваемом деле налоговой инспекцией был выявлен факт неисполнения арендатором госимущества обязанностей налогового агента по НДС. Налог им не исчислялся и в бюджет не уплачивался. При этом договором аренды НДС выделен не был. В связи с этим сумму налога инспекторы доначисляли сверх цены договора. Судьи всех трех инстанций признали такой подход неправомерным, посчитав, что НДС был перечислен арендатором арендодателю в составе арендной платы, в связи с чем оснований для взыскания данной суммы с налогового агента нет.

Однако, как указали представители Президиума ВАС при пересмотре дела в порядке надзора, НДС в рассматриваемой ситуации является частью платы за арендованное имущество, которая, в отличие от основной суммы арендной платы (доход соответствующего бюджета), согласно положениям Налогового кодекса перечисляется не арендодателю, а непосредственно в федеральный бюджет. Соответственно, арендатор государственного (муниципального) имущества как налоговый агент, исходя из суммы арендной платы, указанной в договоре, обязан самостоятельно определить налоговую базу с учетом НДС, который впоследствии необходимо перечислить в бюджет. Вместе с тем для проверки правильности доначисления инспекцией спорной суммы НДС, в том числе в отношении примененной налоговой ставки, дело было направлено высшими судьями на новое рассмотрение. При этом если судьи Арбитражного суда Пермского края в решении от 14 апреля 2011 г. по делу № А50-32345/2009 исчислили налог по расчетной ставке, то есть как если бы он все же был «зашит» в цену договора аренды, хотя и подлежит уплате сверх таковой, то представители Семнадцатого апелляционного суда рассудили иначе (см. постановление от 6 июля 2011 г. по делу № А50-32345/2009). Поскольку из условий договора аренды не следует, что предусмотренная им арендная плата за пользование государственным имуществом включает в себя НДС, то сумма такового подлежит доначислению арендатором по общей ставке (18%) сверх арендной платы, определенной в договоре. При этом дальнейшего хода дело не имело.

Впрочем в любом случае прежде чем рассчитывать НДС с платежей за аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, следует убедиться, действительно ли это входит в обязанности арендатора.

Когда обязанности налогового агента не возникают

На практике налоговым агентом по НДС арендатор признается далеко не по всякому договору аренды госимущества. В частности, как указали представители Минфина в письме от 18 октября 2012 года № 03-07-11/436 при сдаче федерального (регионального, муниципального) имущества в субаренду обязанности налогового агента к субарендатору не переходят. Иными словами, арендатор в данном случае уплачивает НДС в общем порядке. Как пояснили чиновники, порядок исчисления и уплаты налога, предусмотренный пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса, применяется только в случае предоставления в аренду имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления. В иных ситуациях, к примеру, если речь идет о субаренде, расчеты по НДС должны производиться в общем порядке. Иными словами, принципиальную роль в данном случае играет статус не арендованного имущества, а его арендодателя. И в этом смысле и сам арендатор не всегда обременяется обязанностями налогового агента по НДС при аренде госимущества.

Так, при решении вопроса, необходимо ли ему исчислять и уплачивать в бюджет НДС с арендной платы, арендатору следует ориентироваться на то, с кем именно заключен договор аренды. Если арендодателем выступает государственный или муниципальный орган, например, Комитет по имуществу, то обязанностей налогового агента по НДС не избежать. Если же арендодателем признается балансодержатель госимущества, которому оно передано в оперативное управление, например унитарное предприятие, бюджетное или автономное учреждение, то обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается именно на них (письмо Минфина от 23 августа 2010 г. № 03-07-11/360, от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266, от 26 августа 2008 г. № 03-07-11/284, ФНС от 24 ноября 2006 г. № 03-1-03/2243@, Казначейства от 22 декабря 2010 г. № 42-7.4-05/2.2-846). При этом не имеет значения, куда именно по условиям договора нужно перечислять деньги: в бюджет, на собственный счет госучреждения (предприятия) или на его счет в казначействе (определение КС от 2 октября 2003 г. № 384-О, определение ВАС от 15 октября 2010 г. № ВАС-13462/10, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25 августа 2010 г. по делу № А29-12544/2009, ФАС Московского округа от 20 августа 2010 г. № КА-А40/9354-10-П-2, ФАС Северо-Западного округа от 8 августа 2008 г. по делу № А56-13732/2007).

Вместе с тем в ситуации, когда заключено трехстороннее соглашение аренды, в котором муниципалитет или госорган названы арендодателем отдельно или совместно с ГУПом, МУПом или учреждением, по мнению представителей ФНС, обязанности налогового агента по НДС все же возлагаются на арендатора (письмо ФНС от 24 ноября 2006 г. № 03-1-03/2243@).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector