Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сообщение налогоплательщику о невозможности удержать ндфл

Как сообщить в ИФНС о невозможности удержать НДФЛ

Бывают случаи, когда удержать налог нельзя. Например, такая ситуация возникнет, если покупатель получил от компании доход в натуральной форме виде подарка. Понятно, что в такой ситуации организация не может удержать налог из последующих выплат.

В общем случае компании и ИП, которые выплачивают доходы физлицам, должны исполнить обязанности налогового агента по НДФЛ — исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет (п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК РФ).

Однако на практике бывают случаи, когда удержать налог нельзя. Например, такая ситуация возникнет, если покупатель получил от компании доход в натуральной форме виде подарка. Понятно, что в такой ситуации организация не может удержать налог из последующих выплат.

Также работник компании может уволиться, получив материальную выгоду. Казалось, в ситуации с работником НДФЛ можно удержать из выплат, полагающихся сотруднику при увольнении. Однако необходимо помнить, что удерживаемая у сотрудника сумма НДФЛ не может превышать 50 % от суммы выплаты.

Если компания не может удержать налог, то по действующему законодательству она должна известить об этом налоговую инспекцию. Сделать это нужно в течение месяца после окончания календарного года, когда доход был получен физическим лицом (п. 5 ст. 226 НК РФ). Помимо налогового органа компании должна уведомить и самого налогоплательщика.

Сообщения следует направлять, используя форму 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 17.11.2010 №ММВ-7-3/611, п. 1 Порядка, утв. приказом ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576).

Если организация пренебрежет этой обязанностью, то она может быть оштрафована на 200 руб. за каждое не предоставленное в налоговую инспекцию сообщение и ей могут быть начислены пени (ст. 126 НК РФ, письмо ФНС России от 22.11.2013 №БС-4-11/20951). Должностное лицо компании может быть оштрафовано на сумму 300-500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

Важно помнить, что если после отправки сообщений о невозможности удержания налога в налоговую инспекцию и физическому лицу у организации появилась возможность удержать налог, то делать этого не нужно (п. 4 ст. 228 НК РФ, письма Минфина России от 17.11.2010 №03-04-08/8-258, ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Получите комплексное решение бухгалтерской отчетности: автоматически формируйте и отправляйте отчеты через интернет

Как налоговым агентам декларировать неудержанный НДФЛ?

Автор: Любовь Печерская, эксперт, к.э.н.
RosCo — Consulting & audit

В начале января 2015 г. представители Московской налоговой службы направили налоговым агентам уведомления, обязывающие их направить в представительства фискальных органов информацию о суммах налога на доход физических лиц, которые невозможно удержать в установленном порядке.

Рассмотрим порядок декларирования неудержанного НДФЛ.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Объектом налогообложения признается доход, полученный:

1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами;

2) от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами (ст. 209 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходыналогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

П.1 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами в отношении этих доходов и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ.

В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 % суммы выплаты.

На практике иногда возникают ситуации, когда налоговый агент не может удержать НДФЛ. Например, если доходы получены не в денежной форме или физическим лицом, не являющимся сотрудником налогового агента и которому налоговый агент не осуществляет никаких выплат, в частности:

— подарки, подарочные сертификаты с определенным номиналом;

— доходы, полученные в натуральной форме от участия в лотерее;

— любые неденежные выигрыши и призы, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг;

— доходы в виде материальной выгоды;

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Форма сообщения и порядок его представления утвержден Приказом ФНС России от 17.11.2010 г. N ММВ-7-3/611@ (в ред. от 14.11.2013 г.) «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников».

Сообщение о невозможности удержать налог и сумме налога представляется по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20_ год». Для корректного ее заполнения налоговому агенту необходимо в поле «Признак» указать цифру «2» и сумму неудержанного налога.

Следует отметить, что налоговый агент также в общеустановленном порядке должен представить в налоговые органы по месту своего учета еще одну форму 2-НДФЛ (в поле «Признак» — цифра «1»), в которой указать сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет за этот налоговый период налогов (письмо УФНС по г. Москве от 07.03.2014 г. N 20-15/021334 «О заполнении справки по форме 2-НДФЛ»). Эту форму необходимо представить не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

Ответственность за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, указана в п. 1 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ).

На должностных лиц налогового агента также может быть наложен штраф от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В Письме ФНС России от 22.08.2014 г. N СА-4-7/16692 разъяснен вопрос о наступлении для налогового агента финансовых последствий в виде начисления пеней: так, случае своевременного сообщения о невозможности удержания сумм налога в сроки, предусмотренные НК РФ, пени не начисляются. Аналогичная позиция представлена и в более раннем разъяснении ведомства — Письмо ФНС России от 22.11.2013 г. N БС-4-11/20951.

После того, как налоговый агент предоставил в налоговые органы сведения о невозможности удержать НДФЛ, обязанность по уплате этого налога возлагается на физическое лицо (пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Налогоплательщик в соответствии с п. 3 ст. 228 НК РФ обязан представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Она представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (п. 4 ст. 229 НК РФ).

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) по ст. 217 НК РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налоговых вычетов.

Налогоплательщики вправе воспользоваться социальными, имущественными, профессиональными и другими налоговыми вычетами, предусмотренными ст. 218 — 221 НК РФ.

Ставки НДФЛ установлены ст. 224 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма НДФЛ, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 24.12.2014 г. N ММВ-7-11/671@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата предоставления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме». Декларация по этой форме представляется начиная с налогового периода 2014 г.

Следует отметить, что налогоплательщики могут заполнить и представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в интерактивном сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru).

Пример невозможности удержания НДФЛ:

Иванов П.А. 16 декабря 2014 г. получил от организации «Ромашка», являющейся партнером организации «Каскад», в которой работает Иванов П.А., разыгранный среди представителей партнеров приз – горный велосипед стоимостью 18 000 руб.

Выдача велосипеда оформлена в качестве подарка (подписан договор дарения).

В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежит налогообложению стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций, не превышающая 4 000 руб.

Ставка налога в данном случае составит 13 % (п.1 ст. 224 НК РФ).

Сумма НДФЛ со стоимости подарка составит 1 820 руб. (Расчет: (18 000 – 4 000) x 13 % = 1 820 руб.).

При этом доход получен Ивановым П.А. в натуральной форме. Денежных выплат от организации «Ромашка» он не получал. Поэтому организация «Ромашка», которая является налоговым агентом (п. 1 ст. 226 НК РФ), удержать НДФЛ при выдаче приза не смогла.

Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ организация «Ромашка» 19 января 2015 г. направила в налоговый орган по месту своего учета и Иванову П.А. по месту его жительства сообщение по форме 2-НДФЛ о полученном доходе и сумме неудержанного налога.

Не позднее 30 апреля 2015 г. Иванов П.А. обязан подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, а не позднее 15 июля 2015 г. — уплатить необходимую сумму НДФЛ в бюджет.

Статья актуальна на 02.03.15

Энциклопедия решений. Невозможность удержания НДФЛ налоговым агентом из доходов налогоплательщика

Невозможность удержания НДФЛ налоговым агентом из доходов налогоплательщика

Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить об этом налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета.

Налоговые агенты сообщают в налоговые органы о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица» (утверждена приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@) (см. письма Минфина России от 18.01.2017 N 03-04-06/1928, от 27.10.2011 N 03-04-06/8-290).

По мнению Минфина России (см. письмо от 31.01.2018 N 03-04-06/5527), налоговый агент вправе согласовать с налогоплательщиком конкретную форму направления ему письменного сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного НДФЛ. Соответственно, использование формы 2-НДФЛ для этих целей также возможно, если физлицо не возражает.

В п. 5 ст. 226 НК РФ не указано, что конкретно понимается под «невозможностью удержать налог». По мнению Минфина России, изложенному в письме от 17.11.2010 N 03-04-08/8-258, невозможность удержать налог возникает, например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновении дохода в виде материальной выгоды. Аналогичные примеры приведены в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692. На практике бывают и иные ситуации, когда налог удержать невозможно. Например, если организация на основании решения суда производит физическим лицам выплату задолженности по заработной плате в размерах, определенных в судебном решении без учета НДФЛ. У налоговых агентов не имеется возможности удержать налог с выплачиваемых ими сумм. Значит, налоговый агент обязан письменно сообщить об этом налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета (см. также письма ФНС России от 12.01.2015 N БС-3-11/14@, Минфина России от 03.04.2012 N 03-04-06/3-93, от 15.03.2012 N 03-04-06/3-62, от 20.12.2011 N 03-04-06/3-351 и др.).

В том случае, когда денежные выплаты в налоговом периоде налогоплательщику не производились и удержание суммы налога с выплат оказалось невозможным, налоговый агент на основании пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ обязан лишь исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму НДФЛ и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика (см. п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). После окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ, обязанность по уплате возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается.

Читать еще:  Какие вклады застрахованы государством на 1,4 млн в 2020 году, а какие нет
Внимание

С 2016 года налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ (за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с п. 72 ст. 217 НК РФ), уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога (п. 6 ст. 228 НК РФ).

Положения п. 6 ст. 228 НК РФ применяются к правоотношениям по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц за налоговые периоды начиная с 2016 года. Однако на основании п. 7 ст. 228 НК РФ в отношении доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы за 2016 год, налогоплательщики, получившие такие доходы, уплачивают налог не позднее 1 декабря 2018 года. То есть впервые уплачивать НДФЛ по уведомлениям физлица будут в 2018 году.

Обратите внимание, что согласно п. 72 ст. 217 НК РФ освобождены от обложения НДФЛ доходы, полученные физлицами с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых налог не был удержан налоговым агентом (кроме зарплаты, дивидендов, процентов, выигрышей и призов, подарков). В случае, если возможность удержать налог у налогового агента имелась, но исчисленная сумма налога не была им удержана, положения п. 72 ст. 217 НК РФ не применяются (см. письмо Минфина России от 08.02.2018 N 03-04-05/7652).

Физлица, получившие сообщение от налогового агента о невозможности удержать у них НДФЛ, с отчета за 2016 год декларацию подавать не должны, налог они уплачивают на основании уведомления, котрое получат от налогового органа (см. п. 3 информационного письма ФНС России от 20.02.2017 N БС-4-11/3133@).

Примечание

В письме Минфина России от 13.10.2016 N 03-04-06/59816 сообщается, что НК РФ не содержит специальных норм, регулирующих порядок уплаты налогоплательщиком, а также удержания и перечисления НДФЛ налоговым агентом при процедуре банкротства налогоплательщика-физлица.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 213.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, к которым относятся, в том числе налоги, сборы и иные обязательные взносы.

Учитывая, что обязанность налогового агента по удержанию и перечислению налогов является производной от обязанности налогоплательщика по уплате налогов, мораторий на уплату налогов распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов, обязанных исчислить и перечислить в бюджет за налогоплательщика соответствующую сумму НДФЛ. При введении указанного моратория налоговый агент обязан сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержания соответствующей суммы налога.

В отношении налоговых обязательств, возникших у налогоплательщика после даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом, организация — налоговый агент обязана исполнять свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению сумм НДФЛ в бюджет в общем порядке.

По мнению Минфина, исполнение налоговым агентом обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ не освобождает его от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в том числе если организация не производит уплату НДФЛ (см. письмо от 01.12.2014 N 03-04-06/61283).

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, ИП, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением ЕНВД и (или) ПСН, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 2 ст. 230 НК РФ (п. 5 ст. 226 НК РФ). А именно:

— организации, имеющие обособленные подразделения , — в отношении работников этих подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры;

— организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков , — в том числе в отношении работников обособленных подразделений — в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению (отдельно по каждому обособленному подразделению);

— ИП, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением ЕНВД и (или) ПСН, — в отношении своих наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

Налоговый агент, который имел возможность удержать налог , но не удержал и не перечислил в бюджет сумму НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ. При этом причина неудержания налога налоговым агентом не играет роли.

По истечении какого срока нельзя взыскать с физического лица НДФЛ?

Краткое содержание:

В общем случае НДФЛ не может быть взыскан налоговым органом по истечении процессуальных сроков взыскания задолженности, если суд отказал в их восстановлении.

Образование задолженности по НДФЛ

Задолженность по НДФЛ может образоваться, если налогоплательщик:

1) должен был задекларировать доход и уплатить налог, но не сделал этого;

2) не уплатил налог, который не был удержан налоговым агентом, но об уплате которого направлено налоговое уведомление;

3) неправомерно (ошибочно) получил налоговый вычет.

Рассмотрим подробнее данные ситуации.

В установленных случаях гражданин обязан задекларировать полученный доход, самостоятельно исчислить и уплатить налог. Например, это необходимо сделать в отношении дохода от продажи имущества, находившегося в вашей собственности менее трех лет. Уплатить налог нужно не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода (ст. 216, пп. 2 п. 1, п. п. 2 — 4 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ).

Однако в большинстве случаев при выплате гражданину дохода сумму НДФЛ исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет налоговые агенты, в частности работодатели. Если удержать налог невозможно (например, с дохода в натуральной форме), налоговый агент обязан направить налогоплательщику и налоговому органу соответствующее сообщение. В этом случае вам не нужно декларировать доход, но требуется уплатить налог не позднее 1 декабря года, следующего за годом получения дохода, на основании направляемого налоговым органом налогового уведомления.

Отметим, что, если налоговый агент не сообщил в налоговый орган о невозможности удержать НДФЛ, налогоплательщику следует задекларировать полученный доход, самостоятельно исчислить и уплатить налог, как в первом приведенном случае (п. п. 1, 5 ст. 226, пп. 4 п. 1, п. п. 3, 6 ст. 228 НК РФ).

Образование задолженности по НДФЛ может также являться результатом занижения налоговой базы по НДФЛ, в частности, в связи с необоснованным (ошибочным) предоставлением налогового вычета (например, имущественного вычета в случае приобретения жилья за счет бюджетных средств). Причиной этого могут быть как ошибки налоговых органов, так и противоправные действия налогоплательщика.

В данном случае взыскание денежных средств, которые были возвращены гражданину из бюджета в результате предоставления вычета, возможно в порядке возврата неосновательного обогащения, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства. Сроки взыскания — три года с момента принятия налоговым органом ошибочного решения о предоставлении вычета (если вычет предоставлялся в течение нескольких лет — с момента принятия первого решения о предоставлении вычета) либо с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления вычета (п. 5 ст. 220 НК РФ; ст. 1102 ГК РФ; постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 № 9-П; Письмо ФНС России от 04.04.2017 № СА-4-7/6265@ «О постановлении Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 № 9-П»).

Далее рассмотрим порядок и сроки взыскания задолженности по НДФЛ в первых двух случаях, которые наиболее распространены на практике.

Порядок принудительного взыскания задолженности по НДФЛ

Задолженность, образовавшаяся вследствие неуплаты НДФЛ в установленные сроки (недоимка), может быть взыскана налоговым органом через суд. Таким же образом могут быть взысканы не уплаченные вовремя пени и штрафы (п. 2 ст. 11, п. п. 2, 8 ст. 45, п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 57, п. 1 ст. 75, п. п. 1, 3 ст. 122 НК РФ).

До обращения в суд налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога (пеней, штрафов). Такое требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если общая сумма задолженности физического лица, не являющегося ИП, превышает 500 руб., или не позднее года со дня выявления недоимки, если общая сумма к уплате не превышает 500 руб. (п. п. 2, 4, 8 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ).

Если налогоплательщик не исполнит требование в установленный срок (по общему правилу это восемь рабочих дней с даты получения требования), налоговый орган вправе подать в суд заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в порядке административного судопроизводства (п. 6 ст. 6.1, п. п. 1, 3 ст. 48, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ).

Такое заявление может быть подано в течение шести месяцев со дня окончания срока исполнения требования, если задолженность по нему превышает 3 000 руб. (абз. 4 п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если суммарная задолженность определяется по нескольким требованиям об уплате налога, пеней, штрафов, налоговая инспекция должна подать заявление о взыскании в следующие сроки (абз. 2, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ):

• в течение шести месяцев со дня, когда суммарная задолженность превысила 3 000 руб.;

• в течение шести месяцев после истечения трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, если суммарная задолженность не превысила 3 000 руб.

По данному заявлению мировой судья по месту жительства налогоплательщика без проведения судебного разбирательства и судебного заседания может вынести судебный приказ. В течение трех дней с даты издания приказа налогоплательщику направят его копию. До вынесения судебного приказа, а также в течение 20 дней после направления копии приказа он вправе представить свои возражения.

Если возражения представлены в указанный срок, в принятии заявления о вынесении судебного приказа будет отказано, а вынесенный судебный приказ будет отменен. В таком случае налоговый орган может подать административное исковое заявление в районный суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ст. 17.1, ч. 3 ст. 123.5, ч. 1, 2 ст. 123.7, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ; п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

По административному исковому заявлению налогового органа о взыскании налога (пеней, штрафов) районный суд должен рассмотреть дело до истечения трех месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 19, ч. 1 ст. 289 КАС РФ).

В течение месяца со дня принятия решения судом налогоплательщик вправе подать апелляционную жалобу. В случае ее подачи решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно (ч. 2 ст. 186, ч. 1 ст. 298 КАС РФ).

Предельный срок взыскания задолженности по НДФЛ в судебном порядке (срок исковой давности)

Срок, по окончании которого задолженность по НДФЛ не может быть взыскана, законодательством прямо не установлен. В общем случае срок принудительного взыскания налога определяется суммированием указанных процессуальных сроков. Вместе с тем пропущенный по уважительной причине срок подачи налоговым органом заявления (административного искового заявления) о взыскании налога (пеней, штрафов) может быть восстановлен судом (абз. 4 п. 2, абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).

Если же налоговый орган пропустил срок для обращения в суд и суд этот срок не восстановил, недоимка, пени, штрафы не могут быть взысканы (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ; п. 11 Обзора, направленного Письмом ФНС России от 11.10.2017 № СА-4-7/20486@).

Обратите внимание! Истечение срока взыскания налога не является основанием для прекращения обязанности по его уплате. При этом одним из оснований признания недоимки безнадежной к взысканию является принятие судом акта об утрате налоговым органом возможности ее взыскания в связи с истечением установленного срока взыскания (п. 3 ст. 44, пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Читать еще:  Денежные переводы в США и Канаду: как отправить средства из России

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Что грозит организации, если она не удержит с дохода работника НДФЛ и не сообщит об этом факте в налоговую?

Работнику выплатили доход (компенсировали командировочные расходы), подтвержденный лишь косвенными документами. По мнению чиновников, данный доход должен включаться в налоговую базу по НДФЛ. Арбитры придерживаются иного мнения. Организация приняла решение не исчислять и не удерживать налог. Что грозит организации и работнику в случае, если налоговые инспекторы выявят этот факт?

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика и уплачивать в налог бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). То есть организации являются налоговыми агентами по данному налогу (ст. 24 НК РФ). Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Для справки

Указанная формулировка п. 9 ст. 226 НК РФ действует вплоть до 31.12.2019. С 2020 года эта норма дополнена случаем-исключением: уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании НДФЛ из заработной платы) налога налоговым агентом (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325‑ФЗ).

До 2020 года и начиная с 01.01.2020 для работодателей, не удержавших налог НДФЛ в предусмотренных законодательством случаях (и не сообщивших об этом факте в налоговую инспекцию), последствия будут различны.

Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?

Если налоговые инспекторы посчитают, что налоговый агент необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ выплаченный работнику доход, налог будет доначислен. Обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Требовать погасить задолженность по НДФЛ с дохода работника за счет средств учреждения налоговые инспекторы не вправе. Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При невозможности удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика (например, в случае, когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из учреждения) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ с дохода работника и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Негативные последствия ждут и работодателя. Налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не перечислил в бюджет и не удержал налог НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению).

Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ). В частности, Президиум ВАС в Постановлении от 22.05.2007 № 16499/06 разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, уплатить пени обязаны также налоговые агенты. В пользу начисления пеней организациям высказывался также Пленум ВАС (см. п. 2 Постановления от 30.07.2013 № 57).

Какие последствия ждут работников и работодателей после 01.01.2020?

Как и раньше, обязанность по уплате НДФЛ будет возлагаться на физических лиц. Поэтому суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, должны будут взыскиваться ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.

Налоговые агенты, как и в настоящее время, могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

При этом с 01.01.2020 вступает в силу поправка, внесенная в п. 9 ст. 226 НК РФ, позволяющая налоговым агентам в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки уплачивать НДФЛ за счет собственных средств.

Сейчас сложно сказать, как эту поправку будут трактовать контролирующие органы (разъяснений на этот счет ни налоговики, ни финансисты пока не дали): будет ли это право организации (например, учреждение может заплатить доначисленный НДФЛ за счет собственных средств, а потом взыскать налог с работника (либо простить работнику долг), что позволит уменьшить размер начисленных пеней) либо уплату НДФЛ по результатам проверки учреждениям вменят в обязанность. Как только появятся официальные разъяснения, мы обязательно вернемся к данному вопросу.

Если по результатам налоговой проверки будет установлено, что организация – налоговый агент не удержала сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, налог будет доначислен. Обязанность по уплате НДФЛ лежит на работнике, учреждение – налоговый агент обязано будет удержать с работника задолженность по налогу и перечислить его в бюджет. Сам налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % неудержанной суммы). Также учреждению – налоговому агенту могут быть начислены пени.

Начиная с 2020 года налоговый агент сможет за счет собственных средств уплатить сумму доначисленного НДФЛ с дохода работника в бюджет.

Сообщаем о невозможности удержать НДФЛ

Сообщить в налоговый орган о невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ – одна из обязанностей работодателя как налогового агента по НДФЛ. Как исполнить данную обязанность и каковы последствия ее игнорирования, расскажет наш эксперт.

Налоговый агент по НДФЛ и его обязанности

Одной из обязанностей налоговых агентов, предусмотренных п. 5 ст. 226 НК РФ, является письменное сообщение налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать налог. Как отмечено в Письме ФНС РФ от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, невозможность удержать налог возникает, например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды.

Не следует путать данную обязанность с обязанностью, предусмотренной п. 2 ст. 230 НК РФ, а именно с обязанностью представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов.

Сообщение о невозможности удержать налог представляется не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 году, – не позднее 31.01.2015. Однако 31.01.2015 приходится на выходной день – субботу, поэтому в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 02.02.2015.

Сведения в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ представляются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 году, – не позднее 01.04.2015.

Форма сообщения о невозможности удержать НДФЛ

Заполняем сообщение о невозможности удержать НДФЛ

Порядок заполнения в случае представления справки в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ

При заполнении справки с признаком «2» в разд. 3 указывается сумма дохода, с которой не удержан налог налоговым агентом

В пункте 5.1 «Общая сумма дохода» отражается общая сумма дохода по итогам налогового периода без учета нало-

говых вычетов. В данном пункте показывается общая сумма доходов, обозначенных в разд. 3 справки. При заполнении справки с признаком «2» в п. 5.1 указывается общая сумма дохода, с которой не удержан налог налоговым агентом, отраженная в разд. 3 справки.

В пункте 5.3 «Сумма налога исчисленная» проставляется общая сумма налога, исчисленного по ставке, указанной в разд. 3 справки, по итогам налогового периода. При заполнении справки с признаком «2» в п. 5.3 указывается общая сумма налога, исчисленная, но не удержанная.

В справке с признаком «2» не заполняются:

пункт 5.4 «Сумма налога удержанная»;

пункт 5.5 «Сумма налога перечисленная»;

пункт 5.6 «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом».

В пункте 5.7 «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» указывается исчисленная сумма налога, которую налоговый агент не удержал в отчетном (налоговом) периоде

За период с января по май 2014 года ООО «Восток» выплатило своему работнику зарплату в размере 75 000 руб., с указанного дохода исчислен, удержан и перечислен в бюджет НДФЛ в сумме 9 750 руб. В июне 2014 года работник получил доход в натуральной форме в размере 5 000 руб. Организация исчислила с данного дохода НДФЛ в сумме 650 руб., но не удержала его. Вычеты сотруднику не предоставлялись. Других доходов в 2014 году у работника не было.

Какую отчетность по НДФЛ организация должна представить в налоговый орган?

В рассматриваемом случае организация в отношении данного сотрудника должна сформировать две справки 2-НДФЛ: с признаком «1» (ее нужно представить не позднее 01.04.2015) и признаком «2» (справка представляется не позднее 02.02.2015).

При заполнении справки с признаком «2» в разд. 3 указывается сумма дохода, равная 5 000 руб., а в п. 5.3 разд. 5 справки проставляется исчисленная сумма налога – 650 руб., в п. 5.7 разд. 5 отражается сумма налога, не удержанная налоговым агентом, – 650 руб.

При заполнении справки с признаком «1» в разд. 3 указывается сумма дохода – 80 000 руб., в п. 5.3 – 5.5 разд. 5 справки обозначаются исчисленная сумма налога – 10 400 руб., удержанная и перечисленная сумма налога – 9 750 руб., а в п. 5.7 разд. 5 проставляется сумма налога, не удержанная налоговым агентом, равная 650 руб.

Примеры заполнения справок приведены на стр. 37 – 38.

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ и начисление пеней

Так, специалисты главного налогового ведомства указали, что если налоговый агент в установленном порядке и предусмотренные сроки письменно сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ в отношении конкретного лица и сумме налога, то пени налоговому агенту не начисляются.

В случае если налоговый агент не утратил возможность удержать НДФЛ с доходов работника, а также письменно не сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога, пени могут быть начислены налоговому агенту в соответствии со ст. 75 НК РФ в установленном порядке на дату вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки и налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога согласно п. 2 ст. 70 НК РФ.

Аналогичная позиция представлена и в более позднем разъяснении ведомства – в Письме от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

Также в Письме № СА-4-7/16692 налоговики отметили, что после окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается.

После сообщения налогового агента уплату налога должен произвести сам налогоплательщик при подаче в налоговый орган по месту своего учета декларации по НДФЛ.

Ответственность за непредставление сообщения о невозможности удержать НДФЛ

Более интересным вопросом в данном случае является ответственность за непредставление сведений с признаком «1» в случае, если данные сведения уже были представлены с признаком «2» и иных сведений о доходах физического лица нет. С учетом порядка заполнения справки 2-НДФЛ в таком случае данные, указываемые в справках, дублируют друг друга.

Для более четкого понимания проблемы приведем ситуацию, рассмотренную в Письме УФНС по г. Москве от 07.03.2014 № 20-15/021334. Организация, являющаяся налоговым агентом по НДФЛ и не имеющая возможности удержать НДФЛ из выплат в пользу налогоплательщиков, обратилась с вопросом: необходимо ли представлять справки 2-НДФЛ с признаком «1», если за данных физических лиц организация уже представила в налоговый орган справки 2-НДФЛ с признаком «2» и никакой новой информации в справках не будет?

Столичные налоговики ответили: представление справки с признаком «2» не освобождает налогового агента от обязанности представить справку с признаком «1».

Следует отметить, что в данном вопросе налоговики и финансисты непреклонны. Так, Минфин в Письме от 29.12.2011 № 03‑04‑06/6-363 указал, что обязанности налогового агента, предусмотренные ст. 230 НК РФ, возлагаются на организацию независимо от обязанностей, установленных ст. 226 НК РФ.

Таким образом, исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в том числе если выплату налогоплательщику иных доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, организация не производит.

Данного мнения налоговики придерживаются и в суде. Так, в ответ на заявления налоговых агентов налоговики приводят следующие доводы:

  • нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ, поскольку данные нормы предполагают два разных основания для контроля, который осуществляет налоговый орган (Постановление ФАС УО от 10.09.2014 №Ф09-5625/14);
  • налоговый агент, представив в порядке п. 5 ст. 226 НК РФ сведения о невозможности удержания сумм налога, не исполнил предусмотренную п. 2 ст. 230 НК РФ обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах тех же физических лиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных налогов с данных доходов (справки 2-НДФЛ с признаком «1»), в связи с чем у инспекции не было возможности осуществить мероприятия налогового контроля при отсутствии полной информации о суммах дохода, полученного физическими лицами в соответствующем налоговом периоде (Постановление ФАС УО от 23.05.2014 №Ф09-2820/14 (далее – Постановление №Ф09-2820/14));
  • сроки представления справок 2-НДФЛ с признаками «1» и «2» различаются (Постановление №Ф09-2820/14);
  • обязанности налогового агента по представлению указанных справок закреплены в различных нормах НК РФ (Постановление №Ф09-2820/14);
  • действующее законодательство не предусматривает освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ (Постановление №Ф09-2820/14);
  • состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, является формальным (Постановление №Ф09-2820/14).
Читать еще:  Кредит на строительство дома с учетом материнского капитала в Сбербанке

Что же говорят судьи? Чем они мотивируют свои решения? Хорошей новостью для налоговых агентов является наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу. При этом судьи указывают, что налоговый агент, представив в инспекцию справку 2-НДФЛ с признаком «2», которая также содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке 2-НДФЛ с признаком «1», исполнил обязанности, регламентированные п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ, в связи с чем удовлетворяют требования налоговых агентов и признают решения инспекции недействительными. К таким выводам пришли арбитры в постановлениях ФАС ВСО от 09.04.2013 №А19-16467/2012, ФАС УО от 10.09.2014 №Ф09-5625/14, от 23.05.2014 №Ф09-2820/14, от 24.09.2013 №Ф09-9209/13. Кроме того, судьи отмечают, что данное толкование положений п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230, ст. 126 НК РФ согласуется также с требованиями п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Если в отношении каких-либо доходов, выплаченных физическому лицу в 2014 году, у работодателя отсутствует возможность удержать НДФЛ, он, выступая в роли налогового агента, обязан сообщить о данном факте в налоговую инспекцию. Сообщение оформляется в виде справки по форме 2-НДФЛ и представляется в налоговую инспекцию не позднее 02.02.2015. Игнорирование данной обязанности, закрепленной п. 5 ст. 226 НК РФ, влечет для налогового агента различные санкции: начиная с начисления пеней и заканчивая начислением штрафа в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. По мнению Минфина и ФНС, исполнение данной обязанности не освобождает от обязанности по представлению сведений в отношении этих же физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, даже если иных доходов у физического лица нет. Однако судьи придерживаются иного мнения по этому вопросу.

Несообщение о невозможности удержать НДФЛ: штраф

Законодательство предусматривает штраф за несообщение о невозможности удержать НДФЛ. В каких случаях компанию оштрафуют? Какой размер санкции? На эти и другие вопросы ответим в материале.

Нужно сообщить

На практике бывает, что удержать подоходный налог не возможно. Например, выплата дохода физическому лицу была произведена в натуральной форме, а последующих выплат денежными средствами не производилось.

По закону о выплаченных доходах, с которых компания – налоговый агент не смогла удержать НДФЛ следует сообщить в налоговую инспекцию. Сделать это нужно не позднее 1 марта после окончания года, в котором были выплачены доходы физическому лицу (п. 5 ст. 226 НК РФ, письмо ФНС от 19.10.2015 № БС-4-11/18217).

Отметим, что срок подачи сообщений при невозможности удержать НДФЛ по операциям с ценными бумагами зависит от того, какое событие произошло раньше (п. 14 ст. 226.1 НК РФ):

СобытиеСрок сдачи сообщения
Истек срок со дня окончания налогового периода, в котором не был удержан налог.Сообщение требуется направить в налоговую инспекцию до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Истек срок действия последнего договора между физлицом и налоговым агентом, в рамках которого начислен НДФЛ.Налоговую нужно уведомить в течение месяца со дня окончания действия договора, в рамках которого начислен НДФЛ.

Будет штраф

Если удержать налог не представляется возможным, налоговый агент должен сообщить об этом налоговой инспекции. Компании, не выполнившие это требование законодательства, будут оштрафованы по статье 126 НК РФ. Размер штрафа составит 200 руб. за каждое непредставленное сообщение.

Дополнительная ответственность для налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц предусмотрена пунктом 1.2 статьи 126 НК РФ. Налоговый орган оштрафует организацию, не предоставившую в установленные сроки расчет по форме 6-НДФЛ. Для этого правонарушения предусмотрен более серьезный штраф – 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки.

Добавим, что налогового агента оштрафуют и в том случае, если необходимые документы сданы с недостоверными сведениями. Сумма штрафа составит 500 руб. за каждый недостоверный документ. При этом если компания сдаст уточненные документы раньше, чем ошибку обнаружит налоговая инспекция, штрафа удастся избежать (ст. 126.1 НК РФ).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ

Форму уведомления о невозможности удержать НДФЛ (на бумаге или в электронном виде) налоговый агент и физическое лицо устанавливают самостоятельно.

Отчитаться по НДФЛ организация – налоговый агент должна не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом. В этот срок на каждого налогоплательщика НДФЛ работодатель предоставляет в налоговую инспекцию справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ с признаком «1» (п. 2 ст. 230 НК РФ).

При невозможности в течение календарного года удержать у работника НДФЛ организация – налоговый агент обязана не позднее 1 марта следующего года письменно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию и физическому лицу с указанием сумм дохода, с которого не удержан налог, и сумм неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ). Это необходимо, например, если:

  • доход был получен в натуральной форме, а денежных доходов у физического лица не было;
  • налог по каким-либо причинам не был удержан, а работник уволился из организации;
  • физическое лицо получило выигрыш или приз в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых в целях рекламы товаров (работ, услуг) и т.д.

Для подачи сведений о невозможности удержать налог в справке по форме 2-НДФЛ проставляют признак «2».

Такие же справки нужно выдать и физическим лицам, с которых не удалось удержать НДФЛ. Но порядок заполнения справок 2-НДФЛ не предусматривает, в какой форме сообщать физическому лицу о неудержанном налоге (в бумажной или в электронной). Поэтому организация – налоговый агент и физическое лицо вправе договориться между собой о форме сообщения.

Предоставление в срок до 1 марта в инспекцию справки 2-НДФЛ с признаком «2» о невозможности удержать налог не освобождает организацию как налогового агента от обязанности отчитаться по этому же налогоплательщику в общеустановленный срок не позднее 1 апреля (письмо Минфина России от 01.12.2014 № 03-04-06/61283).

А физическому лицу придется заплатить не удержанный с него НДФЛ самостоятельно, не позднее 1 декабря. Инспекция пришлет ему налоговое уведомление, поэтому декларацию 3-НДФЛ ему подавать не придется (подп. 4 п. 1 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ).

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Статьи

До 1 февраля налоговым агентам нужно подать сведения о невозможности удержать НДФЛ у налогоплательщиков

Налоговые агенты обязаны представить в налоговую инспекцию сведения о выплаченных физическим лицам доходах (форму 2−НФДЛ) не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Если удержать налог нет возможности, налоговый агент обязан письменно сообщить об этом налогоплательщику и налоговому органу. Сделать это нужно не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, то есть до 1 февраля 2013 года за 2012 год (пункт 5 статьи 226 НК РФ). Сообщить о невозможности удержать у налогоплательщика НДФЛ необходимо по форме 2−НДФЛ, проставив в поле «признак» цифру 2.

[spoiler]Налоговому агенту

Обязанности и ответственность

Согласно п.1 ст. 24 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Налоговый агент обязан:

· правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам и перечислять налог (ч.1 п. 3 ст.24 НК РФ).

Из данной формулировки следует, что обязанность по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ возникает у налоговых агентов только в том случае, когда налогоплательщик получает доход от налогового агента в денежном выражении.

В противном случае согласно ст. 123 НК РФ неисполнение данной обязанности налоговым агентом влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и /или перечислению.

· письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах (ч.2 п.3 ст.24 НК РФ), а при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (п. 5 ст. 226 НК РФ);

Сведения оформляются налоговым агентом в виде справки по форме 2-НДФЛ (п. 2 Приложения №1 к Приказу ФНС РФ от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@).

· вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику (ч.3 п.3 ст.24,п.1. ст.230 НК РФ);

· представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ч. 4 п.3 ст.24 НК РФ).

В данном случае налоговым агентом также оформляется справка по форме 2-НДФЛ (п.2 ст.230 НК РФ; Приложение №1 к Приказу ФНС РФ от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@).

· в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (ч.1 п.3 ст.24 НК РФ).

Помимо ответственности по ст. 123 НК РФ налоговый агент за нарушение своих обязанностей несет ответственность за:

— непредставление в установленный срок в налоговые органы сообщений от невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика по форме 2-НДФЛ;

— отказ от предоставления справок 2-НДФЛ в налоговые органы в случае затребования этих документов;

— представление сведений о доходах физических лиц в неполном объеме или искаженном виде.

В указанных случаях предусмотрена ответственность налогового агента в виде:

— взыскания штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ согласно п.1 ст. 126 НК РФ «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»;

— наложения на должностных лиц штрафа от 300 до 500 руб. согласно п.1 ст. 15.6 КоАП РФ «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».

Кроме того, за грубое нарушение правил ведения налогового учета, отсутствие первичных документов, регистров налогового учета налоговый агент несет следующую ответственность:

— взыскание штрафа в размере 10 000 руб., в течение более одного налогового периода — 30 000 руб., согласно п.1, 2 ст. 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»;

— наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. согласно ст. 15.11. КоАП РФ «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности».

Полезное из арбитражной практики:

— нельзя приостанавливать операции налогоплательщика в банке за непредоставление справки 2-НДФЛ (Постановления ФАС МО от 10.01.08 № КА-А40/12282-07, от 14.02.08 № КА-А40/235-08);

— нельзя привлекать к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ, если исправленные справки 2-НДФЛ поданы по истечении установленного срока (Постановление ФАС ЗСО от 06.03.08 №Ф04-1417/2008(1520-А75-19).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector