Skupka-prestizh.ru

Документы и юриспруденция
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ФЗ о беженцах: права и закон в РФ

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 280-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «О беженцах»

Принят Государственной Думой 15 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Внести в Федеральный закон «О беженцах» (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 года № 95-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 12, ст. 425; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 26, ст. 2956; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 1, ст. 29; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 1, ст. 29; № 27, ст. 3880; 2012, № 10, ст. 1166; № 47, ст. 6397; № 53, ст. 7647; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 52, ст. 7557; 2018, № 53, ст. 8454) следующие изменения:

1) подпункты 9 и 10 пункта 1 статьи 5 признать утратившими силу;

2) в пункте 7 статьи 7:

а) абзац второй дополнить словами «, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации»;

б) абзац шестой изложить в следующей редакции:

«Лицо, признанное беженцем на территории Российской Федерации и получившее удостоверение, и члены его семьи подлежат постановке на учет по месту пребывания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.»;

3) в подпункте 4 пункта 2 статьи 8 слова «либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации» исключить;

4) в подпункте 1 пункта 1 статьи 9 слова «после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо» исключить;

а) абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:

«Свидетельство о предоставлении временного убежища является документом, удостоверяющим личность лица, получившего временное убежище на территории Российской Федерации, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации и которое получило свидетельство о предоставлении временного убежища, подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.»;

б) в подпункте 2 пункта 5 слова «при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо» исключить.

Что сказано о беженце в ФЗ

За последние годы практически все СМИ говорят и пишут о беженцах, о том, как им приходится переживать потерю домов, терпеть переезды и обустраиваться на новом месте. Проблемы указанной категории граждан несоизмеримы с другими, привычными каждому из нас. Общество не остается равнодушным к переселенцам, поэтому волонтерское движение стремительно развивается. Государство в свою очередь вводит поправки в законопроекты, также стараясь облегчить судьбу людей, вынужденных покинуть свой дом.

Главный федеральный документ, дающий обозначение понятию «беженец» называется Федеральный Закон (ФЗ аббревиатура) «О беженцах». Руководствуясь его положениями, каждый нуждающийся сможет правильно пройти процедуру регистрации и получить статус беженца. Для тех, кому сложно трактовать федеральный устав самостоятельно, можно прочитать упрощенную информацию на любом правовом сайте в интернете или проконсультироваться у юриста в режиме онлайн.

Правовые аспекты закона

Люди, вынужденные покидать свою страну и мигрирующие в Россию, могут просить о присваивании статуса беженца или же о временном убежище. Как гласит федеральный статут о беженцах, таковым может быть признано лицо, терпящее религиозную, расовую дискриминацию или вынужденное мигрировать в связи с политическими гонениями. Данное толкование является продублированным с Женевской конвенции о беженцах.

Правовое положение беженцев из Украины установить достаточно сложно, так как в ФЗ дается немного другая трактовка понятия, не предусматривающая переселения вследствие военного положения или разрухи. В любом случае, статус беженца по своей сути международный, и правительство РФ не вправе расширять данный статус для украинцев самостоятельно. Если на законодательном уровне признать выходцев с востока Украины беженцами, то таковой статус должны признать и другие страны мира. Тем не менее, правительство РФ принимает данный слой населения, и эти действия одобрены руководством Организации Объединенных Наций.

Признать украинцев беженцами или нет, на территории России решают представители Федеральной миграционной службы (далее ФМС) на основе ФЗ под номером 4528. Международные права беженцев в данной ситуации не распространяются. В соответствии с ФЗ под номером 4528, на территории РФ претендовать на предоставление убежища могут:

  • граждане, наделенные статусом беженца;
  • граждане, потерпевшие от военных конфликтов, и которые из соображений гуманности не подлежат депортации из РФ.

Процедура регистрации мигрантов

Регистрацией мигрантов, желающих получить статус беженцев, занимаются представители ФМС. Данная служба проводит надзор и контроль над действиями новоприбывших лиц, а также ведет их учет, предоставляет нуждающимся гражданам временное жилье и оказывает социальную помощь.

Для начала нужно посетить федеральный пункт миграционной службы с целью зарегистрироваться. Изначально желающий получить статус пишет ходатайство, в котором указывает причины обращения. Письменное обращение должно быть составлено грамотно, писать следует в официальном стиле, а излагать свою позицию лаконично и точно.

После регистрации каждый мигрант получает специальное свидетельство. В указанное свидетельство вносятся персональные данные выходца из другой страны, а также данные о несовершеннолетних членах его семьи. После того, как свидетельство получено, людей направляют в пункт временного размещения, где оказывают медицинскую, психологическую и социальную помощь.

Свидетельство не получат мигранты, совершившие террористический акт или тяжкое преступление, а также лица, имеющие обязательства перед своей страной. Например, если гражданин был призван на обязательную службу в вооруженных силах страны и проигнорировал ее, то в получении свидетельства ему откажут.

На протяжении трех месяцев представители ФМС решают дальнейшую судьбу мигрантов. Тем, кого признают беженцами, выдают удостоверение сроком от одного до трех лет. Если свидетельство являло собой краткосрочное право на пребывание на территории государства, то удостоверение имеет более длительный срок. Беженец должен иметь при себе удостоверение, которое гарантирует права и обязанности указанной категории.

Какие права зафиксированы в законе

Все права беженцев можно объединить в несколько групп. К первой группе относятся права мигрантов, посетивших ФМС с целью получения статуса беженца. Данной категории населения полагаются:

  • пособие размером сто рублей (на одного члена семьи, включая детей, выдается только один раз);
  • направление в пункты временного пребывания;
  • бесплатное питание и проживание;
  • оказание бесплатной медицинской помощи;
  • содействие в поиске работы (учет в центре занятости);
  • оказание социальной помощи (по всей стране открыты круглосуточные телефонные линии для поддержки нуждающихся лиц, а также для предоставления всей необходимой информации).

Исходя из ФЗ, каждый день правительство обязано выделять на каждого переселенца по восемьсот рублей, из которых часть идет на проживание, а другая часть — на питание. Наличными мигранты денег не получают. Для лиц, получивших соответственный статус, в федеральном законе прописаны точно такие же права. Тем не менее, права беженцев второй группы становятся шире:

  • полный социальный пакет;
  • получения жилья из фонда временного размещения;
  • оказание лекарственной и медицинской помощи на общих условиях;
  • размещение детей в образовательные учреждения (детские сады, школы и т.д.);
  • возможность свободного трудоустройства;
  • право на ведение малого бизнеса.

В обязанности социальных работников входит не только информирование переселенцев, но также и разъяснение им их прав и обязанностей. Какие обязанности должны выполнять беженцы и должны ли вообще? Если правительство предоставляет указанным лицам права и гарантирует их выполнение, то со своей стороны мигранты должны выполнять обязанности, предписанные в ФЗ, то есть все предписанные законом требования.

В соответствии с ФЗ, в обязанности беженцев входит:

  • соблюдать все положения, которые диктует федеральный закон и Конституция РФ;
  • пройти собеседование и медицинский осмотр;
  • давать в ФМС только правдивые сведения о себе;
  • сообщать ФМС обо всех своих действиях и перемещениях по территории государства;
  • проходить переучет каждые полтора года.

Если за помощью обратились выходцы из Украины, то таковые могут рассчитывать на получение всех прав, которые достаются мигрантам, претендующим на статус беженцев. Единственное на что они не могут рассчитывать — это получение одноразового пособия. Украинцы, получившие убежище обязаны сдать паспорт гражданина своей страны.

Материальная помощь и социальная защита

Многие россияне обеспокоены тем, что приток иностранцев в их страну достиг критической точки. Ежедневно на одного вынужденного переселенца государство тратит порядка восьмисот рублей. Кроме всего этого, во время мирового кризиса государство предоставляет иностранцам рабочие места. С точки зрения гуманности, сложившаяся ситуация законна и оптимальна. Если посмотреть немного уже на современные реалии, то переселенцы в основном находятся на попечении страны.

Социальная защита беженцев представлена многочисленными волонтерскими организациями, государственными фондами и пунктами. Правительство стимулирует работодателей принимать на работу беженцев. Каждый трудоспособный мигрант становится на учет в центр занятости. Но что в результате получается? Многие из новоприбывших отказываются от рабочих должностей, считая их недостойными своего уровня. Многие вообще отказываются работать.

Помимо этого беженцы постоянно заявляют о необходимости получения дополнительного материального пособия. Как быть правительству в сложившейся ситуации? С недавних пор были очерчены конкретные условия, следуя которым, право на дополнительное пособие имеют только малоимущие семьи, социально менее защищенные. К таким относятся семьи инвалидов, многодетные семьи и пенсионеры. Недавно был зарегистрирован проект ФЗ, по которому беженца, трижды отказавшегося от предоставляемой вакансии, государство больше не содержит за свой счет.

Для действительно нуждающихся людей волонтеры организовывают гуманитарную помощь. Многие россияне приносят в специальные пункты одежду, обувь, книги, игрушки, продукты питания и другие вещи. Федеральный закон защищает права беженца, который не пренебрегает своими обязанностями, а также не превышает лимит терпения граждан. Если мигранты будут вести себя честно, сдержано и тактично, то правительство и россияне также отнесутся к ним понимающе.

Беженцы, имеющие таковой статус, в соответствии с ФЗ, наделены правом на получение пенсии по старости. Для того чтобы ее оформить, нужно обратиться в территориальное отделение пенсионного фонда. Придется представить удостоверение беженца и еще ряд документов. Пенсионный возраст в России составляет пятьдесят пять лет для женщин и шестьдесят лет — для мужчин.

Если выходцам из других стран хочется более подробно узнать о месте нахождения пунктов поддержки и различных социальных программах, то всю актуальную информацию размещают на соответственных сайтах в сети интернет. Если нет доступа в глобальную сеть, можно позвонить по телефону горячей линии ФМС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 февраля 1993 года №4528-1

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 28.07.1997 г. №95-ФЗ, 21.07.1998 г. №117-ФЗ, 07.08.2000 г. №122-ФЗ, 07.11.2000 г. №135-ФЗ, 30.07.2003 г. №86-ФЗ, 29.07.2004 г. №58-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 18.07.2006 г. №121-ФЗ, 30.12.2006 г. №266-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 28.12.2010 г. №417-ФЗ, 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 01.03.2012 г. №18-ФЗ, 12.11.2012 г. №186-ФЗ, 30.12.2012 г. №322-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 22.12.2014 г. №446-ФЗ, 31.12.2017 г. №498-ФЗ, 27.12.2018 г. №528-ФЗ, 26.07.2019 г. №232-ФЗ, 31.07.2020 г. №280-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

2) лицо, ходатайствующее о признании беженцем, — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа:

иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территорию Российской Федерации на законном основании;

3) временное убежище — это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) место временного содержания — это место пребывания лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи вблизи пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами, — это место пребывания лиц, ходатайствующих о признании беженцами или признанных беженцами, и членов их семей на территории Российской Федерации;

фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами (далее — фонд жилья для временного поселения), — это совокупность жилых помещений, предоставляемых лицам, признанным беженцами, и членам их семей.

Статья 2. Пределы действия настоящего Федерального закона

1. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на лицо:

1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деянием в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 3. Признание лица беженцем

1. Признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.

2. Признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далееходатайство);

Читать еще:  Справка переселенца в России: требования и льготы

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее — свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

3. Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

Лицо, обратившееся с ходатайством на территории Российской Федерации, проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация лица, обратившегося с ходатайством вне пределов территории Российской Федерации, проводится по месту выдачи удостоверения беженца.

4. Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем.

5. Признание беженцем лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

6. В случае, если у лица, признанного беженцем, рождается ребенок, правовое положение ребенка определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Правовое положение лица, прибывшего на территорию Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и признанного недееспособным, определяется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.2017 г. №498-ФЗ)

Статья 4. Обращение лица с ходатайством и предварительное рассмотрение ходатайства

1. Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:

1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации (далее — дипломатическое представительство или консульское учреждение);

Анализ ФЗ «О гражданстве РФ», ФЗ « О правовом положении иностранных граждан», Закона РФ «О беженцах»

ФЗ «О гражданстве РФ»

В данном Федеральном законе содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.

1. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан.

2. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ.

4. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

7. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

ФЗ регулирует вопросы гражданства детей, вопросы гражданства при вступлении и расторжении брака. Закрепляет, что гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, предоставляются защита и покровительство РФ. Также регулирует след. вопросы: Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц , Производство по делам о гражданстве Российской Федерации, Урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются:

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ находящиеся за пределами Российской Федерации.

ФЗ « О правовом положении иностранных граждан»

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Закон детально регламентирует процедуру оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию, Миграционный учет иностранных граждан и федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, Передачу и прием иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии. (Реадмиссия — согласие государства на приём обратно на свою территорию своих граждан (а также, в некоторых случаях, иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве), которые подлежат депортации из другого государства.)

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Также регламентируются вопросы выдворения лица за пределы территории РФ, Международного сотрудничества по проблемам беженцев, Полномочия федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по реализации настоящего Федерального закона, распределение лиц в субъектах Российской Федерации, прием лиц в случае их экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации

4528 — 1 ФЗ «О беженцах» с последними изменениями

Лица, которые в своей стране являются жертвами преследования по расовым, вероисповедальным, национальным, гражданским и социальным признакам и не могут воспользоваться защитой своей отчизны или не желают этого делать, имеют право запросить у другого государства временного убежища. В Российской Федерации порядок принятия подобных лиц и предоставления им соответствующего статуса беженца регулируется федеральным законом № 4528-1.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 4528-1 “О беженцах” был принят 19 февраля 1993 года. С момента вступления в силу он регулярно редактировался и дополнялся. Последние поправки законодательства были внесены 22 декабря 2014 года.

ФЗ-4528-1 устанавливает основания присвоения статуса беженца на территории Российской Федерации, регулирует их правовой статус, а также предоставляет им гарантии на экономическом, социальном и правовом уровнях, с целью защиты их прав и интересов в соответствии с конституционными требованиями.

Закон о статусе беженцев состоит из 19 статей, регулирующих следующие аспекты:

  • Ст. 1 приводит определения основных терминов, используемых в законодательном документе;
  • Ст. 2 устанавливает сферу действия закона;
  • Ст. 3 предусматривает порядок предоставления лицу статуса беженца;
  • Ст. 4 описывает особенности направления ходатайства о признании лица беженцем, а также правила предварительного рассмотрения прошения;
  • Ст. 5 определяет перечень оснований при которых может быть отклонено рассмотрение ходатайства;
  • Ст. 6 устанавливает права и обязанности лица, которому было выдано свидетельство о рассмотрении его прошения о беженстве;
  • Ст. 7 предусматривает порядок рассмотрения по существу прошения о присвоении статуса эмигранта;
  • Ст. 8 определяет права и обязанности лиц, которые были признаны беженцами;
  • Ст. 8.1 описывает правила предоставления эмигрантам проездного документа, особенности его использования, а также необходимость контроля миграционной службой;
  • Ст. 9 устанавливает перечень оснований по которым лицо лишается статуса беженца;
  • Ст. 10 предусматривает гарантии соблюдения прав эмигрантов, получивших соответствующий статус;
  • Ст. 11 определяет порядок формирования фонда для предоставления беженцам временного жилья;
  • Ст. 12 описывает порядок обеспечения эмигрантов временными убежищами;
  • Ст. 13 устанавливает правила депортации;
  • Ст. 14 предусматривает порядок распределения беженцев на территории Российской Федерации, а также особенности их принятия в случае массового наплыва;
  • Ст. 15 определяет правила финансирования мероприятий связанных с приёмом, размещением, расположением, а также депортацией эмигрирующих лиц.
  • Ст. 16 была признана утратившей силу;
  • Ст. 17 устанавливает полномочия государственных органов при реализации требования настоящего законодательства;
  • Ст. 18 описывает особенности международного сотрудничество в области решения проблем беженцев;
  • Ст. 19 предусматривает ответственность за нарушение положений настоящего федерального закона.

Признание лица беженцем осуществляется в следующем порядке:

  • человек обращается с ходатайством о присвоении ему статуса беженца в таможенную миграционную службу;
  • прошение проходит стадию первичного рассмотрения;
  • лицу выдаётся свидетельство о рассмотрении по существу его ходатайства или уведомление об отказе в данной процедуре;
  • прошение рассматривается по существу;
  • принимается решение о присвоении статуса беженца человеку или об отказе ему в данном действии;
  • лицу, направившему ходатайство, выдаётся документ, удостверяющий его как беженца или уведомлении об отклонении его просьбы.

При принятии решения о признании эмигрировавшего лица беженцем, оно должно пройти следующий ряд процедур:

  • оформление индивидуальной анкеты;
  • заполнение специального опросного листа;
  • проведение индивидуального собеседования;
  • проверка достоверности полученной информации;
  • установление объективных обстоятельств прибытия.

После всестороннего изучения полученных сведений, а также прохождения процедуры идентификации личности и регистрации дактилоскопических данных, принимается соответствующее решение. Если приёмной комиссии недостаточно полученных сведений, она может назначить дополнительные собеседования.

В случае признания беженцами членов одной семьи, процедура принятия решения о присвоении соответствующего статуса проводятся для каждого совершеннолетнего представителя семьи отдельно.

Лицо, которое было признано беженцем в соответствии с положениями настоящего законодательства обладает следующими правами:

  • предоставление информации о своих правах и обязанностях, а также услуги переводчика;
  • содействие при оформлении необходимых для въезда на территорию Российской Федерации документов;
  • помощь в осуществлении переезда и транспортировки багажа в установленное место;
  • предоставление питания и коммунальных услуг в месте временного размещения;
  • охрана прав и интересов, а также безопасность имущества;
  • использование жилого помещение, которое предоставляется в месте временного пребывания;
  • медицинская помощь;
  • помощь в получении направление на профобучение и трудоустройство;
  • работа по найму и занятие предпринимательской деятельностью;
  • социальная защита, включая соцобеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получение помощи при определении детей в образовательные учреждения;
  • получение проездного документа. позволяющего пересекать границу Российского государства;
  • обращаться за получением права постоянного проживания на территории Российской Федерации и получение российского гражданства;
  • принимать участие в общественной деятельности;
  • добровольно вернуться в страну прежнего проживания.

Также беженцы должны выполнять следующий ряд обязательств:

  • соблюдать положения Конституции РФ, настоящего законодательства, а также других федеральных законов и правовых документов Российской Федерации;
  • соблюдать сроки прибытия в центр временного размещения;
  • следовать установленному порядку проживания и санитарно-эпидемиологическим требованиям в месте временного пребывания;
  • в семидневный срок уведомить соответствующие миграционные органы об изменении документов, приобретении гражданства или получения разрешения на постоянное проживание;
  • предупреждать о желании изменить место пребывания или покинуть территорию государства;
  • при смене места пребывания в семидневный срок сняться с учёта в контролирующем миграционном органе и по приезду на новое место встать на соответствующий учёт;

Также беженцы обязаны ежегодно производить переучёт в миграционной службе или другом уполномоченным органом, который осуществляет функции по надзору за эмигрантами.

Последние поправки, внесенные в 4528-1 ФЗ

Последние изменения законодательства о предоставлении статуса беженцев были внесены 31 декабря 2017 года при принятии закона № 498-ФЗ. В ходе последней редакции была переизложен второй абзац части 3 статьи 3. В новом изложении уточняется возможность проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации за пределами Российской Федерации по месту подачи ходатайства о получении беженства.

Статья 12 настоящего законодательства описывает порядок предоставления беженцам временного убежища.

Решение о выделении эмигрировавшему лицу временного места для проживания принимается местным федеральным органом, который уполномочен выполнять контролирующие функции в миграционной сфере.

Пункт 2 ст. 12 предусматривает следующие основания для предоставления временного убежища для иностранных лиц:

  • человек обладает основаниями для получения статуса беженца, но ограничивается письменным прошением о временном пребывании на территории Российской Федерации;
  • человек не может получить статус беженца, однако в соответствии с принципами гуманизма, его нельзя депортировать.

Лицо, которому было выделено место для временного пребывания, должно пройти обязательную медицинскую проверку и получить соответствующий сертификат о состоянии здоровья, после чего миграционная служба выдаёт ему свидетельство, которое подтверждает законное пребывания на территории Российской Федерации.

Пункт 5 статьи 12 предусматривает следующие основания для утраты права на временное убежище:

  • устранение обстоятельств, которые являлись причиной предоставления данного жилья;
  • получения российского гражданства или разрешения на постоянное проживание;
  • выезд из страны на своё предыдущее место жительства.

Пункт 6 ст. 12 устанавливает основания для лишения лица временного жилища миграционными службами:

  • осуждение за совершение преступления на территории РФ и вступление приговора в силу;
  • намеренное предоставление ложной информации и фальшивых документов для получения разрешения на пребывание;
  • привлечение к административной ответственности за оборот наркотических и психотропных веществ.

Лицо, которое было лишено разрешения на временное убежище, должно по требованию миграционной службы покинуть территорию Российской Федерации в течение месяца.

Скачать закон о беженцах в последней редакции

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 4528-1 от 19.02.1993 “О беженцах” рекомендуется скачать актуальный текст документа по ссылке.

Закон РФ «О беженцах» 4528-1-ФЗ – кто из иностранцев может воспользоваться?

ВопросОтвет
Где можно скачать закон «О беженцах»?Пройдите по этой ссылке и ознакомьтесь и скачайте тут.
Что заложено в понятии «беженец»?Человек, покинувший своё государство из-за угрозы жизни или преследований.
На какие категории граждан не распространяется действие закона «О беженцах»?Граждане, совершившие военные преступления, тяжкие преступления неполитического характера.
В каких случаях гражданин теряет свой статус «беженца»?· обращение за защитой к стране своего гражданства;

· лица, предоставившие неправдоподобные данные либо поддельные документы;

· получение гражданства иной страны;

· оказание медицинской помощи на бесплатной основе;

· помощь в трудоустройстве;

· обеспечение коммунальными услугами;

Проблема беженцев, обострившаяся в последние годы в европейских странах, актуальна и для России. Соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью каждого государства, в том числе и в отношении лиц без гражданства. Взаимодействие с лицами, оказавшихся на территории РФ в положении вынужденных мигрантов, регулируется соответствующим Федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.

Определение понятия «беженец» было дано в женевской Конвенции, принятой в 1951 году. В соответствии с этим документом беженцем считают человека, который покинул страну своего гражданства из-за опасений подвергнуться преследованиям. Они могут возникнуть по разным причинам, например, из-за политических или религиозных взглядов человека, его расы, взаимодействия с какой-либо социальной группой и т. д. При этом он не может или не хочет находиться под защитой этого государства, боится вернуться на родину. Конвенция устанавливает права, обязанности и социальные гарантии для подобной категории лиц.

Документ считается общеупотребительным в международном праве. По данным на 2015 год участниками Конвенции стали уже 145 государств и 195 членов ООН. Россия присоединилась к этим соглашениям в ноябре 1992 года. Поэтому возникла необходимость в принятии законодательных норм, которые определяли бы правовой статус и основания для признания человека беженцем на территории РФ. Принятый в 1993 году федеральный закон о беженцах стал первым документом, устанавливающим эти правила, права и обязанности вынужденных мигрантов.

Кратко о законе РФ «О беженцах»

Первая редакция 4528-1-ФЗ РФ от 19.02.1993 закрепила в российском законодательстве основные положения Конвенции ООН. Этот документ регламентирует следующие понятия и взаимоотношения.

  • Дано определение статуса беженца и лица, ходатайствующего о признании его беженцем. Сформулировано понятие временного убежища и места временного содержания.
  • Перечислены категории лиц, на которых не распространяется действие Закона. Это лица, совершившие тяжкие преступления неполитического характера, военные преступления.
  • Установлен порядок признания вынужденного мигранта беженцем и выдачи свидетельства ему и членам его семьи.
  • Приведены основания, по которым могут отказать в признании беженцем, определено правовое положение ребенка, рожденного от вынужденных мигрантов.
  • Сформулированы права и обязанности этой категории лиц. Они должны соблюдать законы РФ и порядок проживания в центре временного размещения, пройти медицинское освидетельствование. Беженцы имеют возможность обратиться с заявлением о предоставлении гражданства РФ, могут добровольно вернуться в свою страну либо переехать на жительство в другое иностранное государство.
  • Перечислены причины утери статуса беженца. Это возможно при получении гражданства другого государства, обращении за защитой к стране своего гражданства либо устранении причин, по которым оно покинуло свою страну. Статуса беженца лишаются лица, совершившие преступление на территории РФ, представившие ложные сведения или фальшивые документы.
  • Регламентирована процедура депортации вынужденного мигранта с территории РФ. Выдворение применяется к лицам, лишенным положения беженца или получившим отказ в предоставлении этого статуса.
  • Установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в рамках данного Закона.

В Законе зафиксированы социальные гарантии для вынужденных мигрантов. Им и членам их семей оформляют проездные документы для передвижения по территории РФ, выделяют жилье из специального фонда.

Получивших свидетельство лиц обеспечивают бесплатным питанием и коммунальными услугами, оказывают медицинскую помощь, направляют на профессиональное обучение, помогают трудоустроиться.

Если лицо признано безработным в установленном законом порядке, оно имеет право на получение соответствующего пособия. Связанные с этими гарантиями расходы берет на себя орган государственной власти субъекта РФ, в котором находятся беженцы.

Где скачать документ

Для изучения текста Закона лучше всего обратиться к справочно-правовым системам.

В системе Консультант Плюс можно скачать документ по ссылке http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340 . Некоммерческая версия системы доступна с 20:00 до 24:00 по московскому времени в рабочие дни, в выходные и праздничные дни доступ открыт в любое время.

В системе Гарант Закон можно скачать по ссылке http://base.garant.ru/10105682 без временных ограничений.

Документ доступен в системе Техэксперт по ссылке http://docs.cntd.ru/document/9004237 в любое время.

Последняя редакция

Применение положений документа на практике выявило некоторые его недостатки, поэтому Законом 95-ФЗ текст был изложен в новой редакции, предыдущий акт отменен. Новый документ вступил в силу в июле 1997 года. Последние изменения в него внесены 22.12.2014, они касаются органов пограничного контроля.

В 2019 году подготовлена новая редакция Закона, которая вступит в силу с июля этого года. Изменения, внесенные в нее, касаются обязательной дактилоскопической регистрации. Лица, обратившиеся с ходатайством о признании беженцем не на территории РФ, должны проходить регистрацию по месту получения удостоверения.

Иные законодательные акты

Кроме 4528-1-ФЗ РФ были приняты дополнительные нормативные акты, регулирующие отношения между беженцами и органами власти в различных сферах.

  • Постановление № 275 от 09.04.2001 утвердило Положение о фонде жилья для временного размещения беженцев и членов их семей. Документ установил порядок учета нуждающихся в размещении лиц и выделения им жилых помещений.
  • Постановление № 448, принятое 07.07.2001, регламентирует получение вынужденными мигрантами питания и пользования коммунальными услугами в центрах временного размещения.
  • Постановление № 356 от 10.05.2011 устанавливает порядок оформления, выдачи и обмена удостоверения беженца, форму бланка, правила его заполнения, срок рассмотрения заявления.
  • Приказом МВД № 731 утверждена форма проездного документа для беженцев.

Одновременно с ФЗ о беженцах был принят действующий в настоящее время Закон о вынужденных переселенцах для разделения этих понятий. В отличие от беженцев вынужденные переселенцы уезжают из страны не из-за угрозы какого-либо преследования, а по причине совершенного в отношении них насилия или реального преследования по различным мотивам.

Согласно статье 19.15 КоАП РФ штраф за отсутствие прописки налагается в таких размерах: для граждан, в паспорте которых отсутствует прописка, — от 2000 до 3000 рублей.

Разница между пропиской и регистрацией заключается в продолжительности их действия. Временная регистрация выдается максимум на 5 лет. Прописка дает право бессрочного проживания на той или иной территории.

Срок оформления прописки через портал «Госуслуг» 3 календарных дня с момента принятия системой документов на оформление.

Услуга смены прописки по месту жительства предоставляется бесплатно. Для этого необходимо обратиться в районный отдел ФМС или в МФЦ.

Получив отказ в оформлении на работу без прописки, соискатель вправе обратиться в соответствующую судебную инстанцию с претензией на работодателя с четким обоснованием неправомерности действий последнего.

Для прописки в частном доме нужны такие документы: заявление, паспорт, договор аренды дома, а также заявление собственника.

Разница между пропиской и регистрацией также заключается в продолжительности их действия.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О беженцах»»

Принят Государственной Думой 15 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Внести в Федеральный закон «О беженцах» (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 года N 95-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 425; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 2956; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 29; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 1, ст. 29; N 27, ст. 3880; 2012, N 10, ст. 1166; N 47, ст. 6397; N 53, ст. 7647; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 52, ст. 7557; 2018, N 53, ст. 8454) следующие изменения:

1) подпункты 9 и 10 пункта 1 статьи 5 признать утратившими силу;

2) в пункте 7 статьи 7:

а) абзац второй дополнить словами «, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации»;

б) абзац шестой изложить в следующей редакции:

«Лицо, признанное беженцем на территории Российской Федерации и получившее удостоверение, и члены его семьи подлежат постановке на учет по месту пребывания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.»;

3) в подпункте 4 пункта 2 статьи 8 слова «либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации» исключить;

4) в подпункте 1 пункта 1 статьи 9 слова «после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо» исключить;

а) абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:

«Свидетельство о предоставлении временного убежища является документом, удостоверяющим личность лица, получившего временное убежище на территории Российской Федерации, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации и которое получило свидетельство о предоставлении временного убежища, подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.»;

б) в подпункте 2 пункта 5 слова «при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо» исключить.

Президент Российской Федерации В. Путин

Беженцы и вынужденные переселенцы: сходство и различия в статусах, права. Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Беженцы и вынужденные переселенцы – это установленные российским федеральным законодательством статусы, которые присваиваются лицам, нуждающимся в получении временного или постоянного места для проживания или убежища в связи со сложными жизненными обстоятельствами. Для лиц, признанных законодательством переселенцами или беженцам, разрабатываются специальные меры социального и льготного обеспечения. Также для них предусмотрен особый порядок для официального оформления и получения статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Поговорим об этом подробнее.

Вынужденный переселенец и беженец — в чем разница?

На первый взгляд, это — два идентичных понятия. На практике же дело обстоит иначе.

Беженцы и вынужденные переселенцы по ФЗ № 4528-1 и № 4530-1 различаются главным образом по гражданству. Первая статья федерального закона № 4528-1 указывает, что беженцем считается лицо, которое нуждается в убежище из-за того, что в отношении него существует реальная угроза преследования по мотивам национальной, религиозной или расовой нетерпимости.

Одной из важнейших причин получения статуса беженца является то, что на территории своего государства это лицо не имеет поддержки или не желает ее получать. Поэтому для получения помощи и поддержки иностранный гражданин переселяется на территорию Российской Федерации.

Статус вынужденного переселенца

Вынужденные переселенцы от беженцев в РФ отличаются наличием гражданства России. В этом случае переселение гражданина происходит в пределах территории страны либо лицо возвращается в Российскую Федерацию для укрытия от незаконного преследования за границей.

При переселении право на получение нового места жительства получает само лицо (переселенец) и члены его семьи (супруг/супруга, дети, родители), если они проживают вместе с мигрантом. При этом официальный статус гражданин вправе оформлять только для себя. Родственникам это делать необязательно.

Переселение на территории страны в связи с негативной экономической ситуацией в регионе или совершенным гражданином преступлением не дает ему право на получения официального статуса переселенца. Также это не дает права на получение соответствующих льгот и других привилегий.

Кто имеет право получить вид на жительство?

Получить статус беженца и вынужденного переселенца по ФЗ вправе совершеннолетнее лицо, обратившееся лично или через представителя (по состоянию здоровья) с письменным ходатайством. Обращаться необходимо в течение года с момента переезда в регион России, в соответствующий отдел органа Федеральной службы по миграции в России.

Правом на подачу ходатайства о приобретении статуса переселенца могут воспользоваться следующие категории лиц:

  • лица без гражданства, которые желают проживать на территории Российской Федерации;
  • иностранные граждане, планирующие переселиться на российскую территорию;
  • иностранцы, которые имеют право на законных основаниях переселиться на российскую территорию.

Если лицо является преступником, нелегальным мигрантом или гражданином, нарушившим какие-либо права других лиц, получить статус переселенца оно не вправе.

Критерии разграничения статусов

Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:

  1. Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
  2. Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
  3. Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
  4. Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
  5. Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.

Права беженцев

Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, которым нужно убежище от притеснения.

Поэтому для общественной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:

  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • право на пользование услугами переводчика в целях ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
  • одноразовая выплата лицу-беженцу и каждому из членов его семьи в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного расселения или пребывания;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи;
  • обеспечение необходимыми продуктами и услугами коммунального характера;
  • направление в центры по временному размещению для обучения;
  • право отказаться от статуса и забрать заявление.

Права переселенцев

Права вынужденных переселенцев и беженцев схожи во многих отношениях. Права у переселенцев следующие:

  • одноразовая выплата лицу-переселенцу в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного поселения;
  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • обеспечение необходимыми продуктами в период проживания в месте временного поселения;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи.

Место для жительства вынужденных переселенцев, как и беженцев, определяет Федеральная миграционная служба с учетом пожеланий гражданина, указанных в соответственном ходатайстве.

Обязанности переселенцев и беженцев

Это очень важный момент. Правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев наряду с правами определяет их обязанности.

К ним относятся:

  1. Соблюдения российского законодательства на федеральном уровне, на уровне субъектов и местного самоуправления.
  2. Прохождение обязательного медицинского осмотра в объеме, порядке и в сроки, установленные действующим законодательством страны.
  3. Соблюдение правил и норм проживания в центрах по временному расселению, а также норм санитарии и гигиены.
  4. Сообщение представителям органов миграционной службы достоверных сведений о себе и своих близких, которые необходимо знать уполномоченным органам и лицам для принятия соответствующего решения о присвоении запрашиваемого статуса или отказе в нем.

Процедура оформления

Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.

Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:

  • заявление (ходатайство);
  • документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
  • свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
  • фотографии (две штуки).

Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.

На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.

Рассмотрение ходатайства

ФЗ о вынужденных переселенцах и беженцах определяет этапы рассмотрения ходатайства. Это связано с необходимостью тщательной проверки сведений о самом заявителе и членах его семьи.

Поданное лицом ходатайство рассматривается уполномоченным органом по существу. Общих этапов рассмотрения всего три:

  1. Изучение представленных документов.
  2. Принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем и защита его в дальнейшем. Либо принятие отказа в предоставлении такого статуса.
  3. Выдача удостоверения или свидетельства о получении статуса. При отказе выдается соответствующее уведомление.

Если гражданин не может в силу обстоятельств представить документ, который подтверждает его личность, в отношении него проводят процедуру идентификации. Заявителем вправе быть только совершеннолетнее лицо, поэтому сведения о его несовершеннолетних детях и других иждивенцах включаются в ходатайство взрослого (родителя или опекуна).

В отношении беженцев предусмотрена более серьезная процедура проверки, так как миграционным органам необходимо будет предоставить жилое помещение и помощь в проживании посторонним лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации.

В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы проходят более легкие проверочные этапы, если их бумаги не содержат недочетов или нарушений. Если все документы в порядке, в трехдневный срок им присваивают статус беженцев или дают мотивированный отказ.

Беженцы, помимо сдачи пакета документов, проходят дополнительно этапы анкетирования и опросов для принятия службой миграции соответствующего решения. Если все этапы пройдены, граждане получают удостоверение или свидетельство в подтверждение полученного статуса.

Выданное на основании принятого решения удостоверение считается официальным документом, заменяющим паспорт гражданина. Удостоверение действует на всех частях российской территории.

Органы

Вопрос о присвоении статуса вынужденного переселенца и беженца решается не только Федеральной миграционной службой, но и другими органами, в зависимости от обстоятельств.

Если иностранный гражданин-беженец еще не прибыл на российскую территорию, его ходатайство рассматривается в первую очередь представительством дипломатического типа или учреждением консульства России.

Если иностранный гражданин-беженец вынужденно незаконно пересек российскую государственную границу в пропускном пункте или вне пропускного пункта, в двадцатичетырехчасовой период его дело рассматривается органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти в сфере служб на границе или территориальным отделом федерального исполнительного органа власти по делам внутреннего характера.

Также дело может рассматриваться иммиграционным контрольным постом федерального исполнительного органа власти в сфере миграции или органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти.

Все указанные органы могут рассмотреть дело и принять решение о выдаче документа (свидетельства) о том, что ходатайство будет рассмотрено по существу, либо о том, что в рассмотрении лицу будет отказано. Указанный документ выдается лично в руки заявителю или его официальному представителю.

Федеральным законодательством определено, что, независимо от органа, получившего ходатайство, указанный документ необходимо передать в федеральную службу миграции в трехдневный срок с момента поступления.

Отказ в предоставлении статуса переселенца или беженца

Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:

  • в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
  • отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
  • в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
  • гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
  • заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
  • гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
  • заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
  • гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
  • заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
  • гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.

Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется. Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ. Затем в трехдневный срок заявителю вручается соответствующее уведомление с указанием причины отказа. Также разъясняется порядок обжалования и правовое положение заявителя и его близких родственников на российской территории.

Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.

Если заявитель вынужденно незаконно пересек российскую границу, обязанность покинуть территорию страны продлевается до одного месяца с момента получения письменного уведомления.

Граждане, имеющие статус переселенца или беженца, пользуются большой социальной поддержкой со стороны российского государства. При этом любое серьезное нарушение обязанностей, установленных законодательством в отношении указанных лиц, грозит немедленной депортацией.

Правовое положение беженцев в законодательстве РФ

Проблема беженцев чрезвычайно актуальна в наши дни. В последнее время Европа столкнулась небывалым их наплывом. Россия также приняла миллионы беженцев с Украины. Всё это делает необходимым изучение правового положения беженцев в законодательстве России. В состоянии ли Россия сегодня принять беженцев и оказать им достойную помощь?

Правовое положение беженцев в России определяется на основе международных документов, межгосударственных соглашений и законодательных актов РФ.

Главным международным документом, регулирующим статус беженцев, является «Конвенция о статусе беженцев», принятая ООН в 1951 году. Российская Федерация ратифицировала её 22 ноября 1994 года [6. с. 209].

Беженцы считаются пострадавшей группой населения, поэтому в конвенции закрепляются права беженцев и обязанности принимающего государства по отношению к ним. Прежде всего, провозглашается свобода от, «какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, религии или страны их происхождения». (Ст. 3) За беженцами закрепляется положение не менее благоприятное, чем за гражданами государства. Им предоставляется полная свобода в выборе места жительства, рода занятия (Глава III). Кроме того, беженцы вправе отстаивать свои права в судах принимающего государства.

Вопросы социального попечения беженцев всецело ложатся на плечи принимающей стороны (Глава IV). Причём им гарантируется равный по сравнению с гражданами доступ ко всем видам социальной помощи и социального обеспечения (Ст. 24). Сюда входят оплата труда, компенсации за травмы, полученные во время работы. Кроме того, детям беженцев должна быть предоставлена возможность получать образование (Ст. 22). Отдельно выделяется обязанность государства обеспечить беженцев жильём (Ст. 21).

Беженцы, как преследуемая часть населения, не может быть принудительно выслана из страны (Ст. 33). Власти, наоборот, должны содействовать их дальнейшей натурализации (Ст. 34). Нужно отметить, что за беженцами также закрепляется обязанность соблюдать законы, принятые в принимающей стране. Только нарушение беженцем общественного порядка (совершение им преступления) может служить основанием для его депортации (Ст. 32).

Именно принципы, заложенные в «Конвенции о статусе беженцев», впоследствии легли в основу законодательных актов РФ, касающихся вынужденных мигрантов.

Как известно, распад СССР спровоцировал массовое движение потоков беженцев между бывшими союзными республиками и Россией. В связи с этим уже в 1993 году, власти вновь образованных государств были вынуждены принять документ, регулирующий данный процесс. Таковым стало «Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам», подписанное 24 сентября 1993 г. участниками СНГ [3].

В соглашении закрепляются обязанности принимающих сторон по приёму (Ст. 4), размещению (Ст. 5), компенсации ущерба (Ст. 7) беженцам и вынужденным переселенцам. В статье 8 говорится о создании Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Он был открыт в Москве 10 февраля 1995 года [6, с. 215].

«Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам» было нацелено на то, чтобы наладить стихийно начавшиеся процессы миграции внутри бывшего СССР, а также чтобы скоординировать действия всех вовлечённых государств.

В настоящий момент положение беженцев на территории Российской Федерации определяет «Закон о беженцах 2013 года» [4]. Итак, в соответствии с ним лицо, обладающее таким статусом, имеет право на временное размещение с полным спектром услуг (питание, пользование коммунальными услугами и т п.); медицинскую и лекарственную помощь; получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве; социальную защиту, в том числе социальное обеспечение; получение содействия в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения; участие в общественной деятельности; добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего местожительства).

Беженцы наделены также и обязанностями по отношению к принимающей стороне. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны: соблюдать Законы РФ и установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения.

Гарантии прав беженцев закрепляются десятой статьёй, по которой лицо, обладающее данным статусом, не может быть депортировано из РФ против его воли. Только совершение беженцем преступления является законным основанием для его высылки.

Правительство Российской Федерации также закрепляет за собой обязанность по обеспечению беженцев жильём (Ст. 11) и необходимым финансированием расходов на приём, проезд и размещение (Ст. 15).

В целом «закон о беженцах» закрепляет все основные принципы «конвенции о статусе беженцев» 1951 года. Российская Федерация берёт на себя всестороннюю заботу о положении беженцев на своей территории.

Однако права беженцев, гарантируемые Российской Федерацией, не в полной мере соблюдаются. Причиной тому служат многие лакуны в законодательстве. Так, в Законе РФ «О социальной помощи» 1999 г., беженцы не упоминаются, что автоматически отрезает беженцев от большинства социальных программ, в то время как они зачастую в них остро нуждаются [7. С. 171].

Кроме того, не согласованы положения законов «О беженцах», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с нормами законов «О социальном обслуживании населения», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальном страховании», «Об обязательном медицинском страховании» [5. C. 148]. Не до конца определено, в какой степени иностранные граждане, члены их семей подпадают под действие положений этих законов.

Причиной таких несовершенств в законодательстве служат относительно недавние модификации в управлении миграционными потоками. Указом президента России № 26 в 1992 году была учреждена Федеральная миграционная служба. Первоначально в её обязанности входило признание, размещение, обустройство и занятость беженцев, независимо от места их бывшего проживания, а также управление миграционными процессами; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, содействие их социально-экономической адаптации и интеграции [8, c. 109]. Однако отнесение ФМС в 2002 году к ведомству МВД привело к переориентации службы на выявление незаконных мигрантов. В результате законные мигранты, в их числе беженцы, были фактически лишены социальной поддержки со стороны государства.

Подобные пробелы в российских законах не остаются незамеченными властями. В принятой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 г. указывается необходимость до конца выполнить государственные обязательства перед беженцами [2]. Однако она точно так же нацелена и на стимулирование возвращения вынужденных мигрантов в места прежнего пребывания.

Действительно, в российской системе по приёму беженцев много недостатков. Часто её характеризуют как несовершенную. Россия не может похвастаться чёткой процедурой приёма, размещения и обеспечения социальной поддержкой вынужденных мигрантов, наподобие стран западной Европы. Однако пример «совершенной западноевропейской системы» показывает, что она отнюдь не является панацеей от всех проблем, а даже, наоборот, приводит к новым. Результатом выполнения гарантий беженцам, своевременного предоставления жилья, выплачивания высоких пособий стал массовый приток вынужденных мигрантов в Европу. Причём статус беженца зачастую предмет спекуляций. Однако столь же чётой системы проверки статуса просителя убежища и возвращения в страну происхождения не существует. В итоге Европа обязана всем гарантировать достойное пребывание на своей территории. Это входит в разряд обеспечения прав человека, которые являются незыблемыми. Но на деле вся эта система и шкала ценностей сильно извратилась. Европа не может никому отказать в «помощи», а на самом деле лишь является магнитом, притягивающим к себе миллионы ищущих лёгкой и беззаботной жизни. В рамках существующей системы Европа не в состоянии проводить селективную политику в отношении беженцев, не в состоянии принимать реально нужных стране мигрантов, учитывать их интеграционный потенциал, способствовать их возвращению на родину.

Так стоит ли стремиться к совершенствованию российской системы по приёму беженцев? Недавние события с прибытием миллионов беженцев с Украины показали, что Россия в состоянии оказать им реальную помощь. Итак, Россия в состоянии помочь реально нуждающимся людям, необходимо ли создавать условия, чтобы притягивать тысячи соискателей пособий?

Литература

  1. Конвенция о статусе беженцев 1951. Принята: Женева, 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 г.
  2. 2. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025.
  3. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 22.11.94 N 40-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (Дата обращения:16.11.2014).
  4. 4. ФЗ от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 02.07.2013) «О беженцах». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения:16.11.2014).
  5. Акмалова А. А., Капицын В. М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учеб. Пособие / Отв. ред. П. Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 219 с.
  6. Бородин С. С., Громыко С. С. Миграционная политика России и зарубежных стран. СПб.: ГУАП, 2011. – 374 с.
  7. Бритвина И. Б. Мигранты как объект социальной работы. Курган.: редакционно-издательский центр КГУ, 2012. – 248 с.
  8. Чукреев П. А. Прокушева Н. В. Социальная работа по адаптации беженцев и вынужденных переселенцев. Улан-Удэ.: Изд-во ВСГТУ, 2008. – 129 с.

Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector